Научная статья на тему 'Инновационное развитие образования как условие изменения задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе'

Инновационное развитие образования как условие изменения задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATION / JOINT ACTIVITY / METHODICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Любовь Андреевна

Рассматривается влияние инновационного развития образования на изменение задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе, обусловленное гуманитарным подходом к образованию, выделением в качестве предмета педагогической деятельности на уроке организации совместной деятельности с детьми и ее методического сопровождения, появлением различных образовательных практик в начальной школе, потребностью в учителе, владеющем исследовательской компетентностью и готовом к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Любовь Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATION AS A CONDITION FOR CHANGE IN THE TASKS OF METHODICAL PREPARATION OF STUDENTS AT PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article considers the impact of the innovative development of education on modifying of the tasks of the methodical preparation of students at pedagogical universities, due to the humanitarian approach to education, allocation of the organization of joint activities with children as the subject of the pedagogical activity at the lesson and its methodological support, the emergence of various educational practices in primary school, the demand for a teacher with the research competence and readiness for innovative activity.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие образования как условие изменения задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе»

УДК 378

Л. А. Никитина

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАЧ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматривается влияние инновационного развития образования на изменение задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе, обусловленное гуманитарным подходом к образованию, выделением в качестве предмета педагогической деятельности на уроке организации совместной деятельности с детьми и ее методического сопровождения, появлением различных образовательных практик в начальной школе, потребностью в учителе, владеющем исследовательской компетентностью и готовом к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационное развитие образования, совместная деятельность, методическая подготовка.

Основной стратегической задачей России в XXI в. является переход к модели инновационного развития. В центре процесса инновационного развития находится человек, обладающий высоким творческим потенциалом и профессионализмом. От уровня его подготовки, развития творческих способностей, готовности мобилизовать свои внутренние резервы, быть открытым в меняющихся условиях жизни в решающей степени зависят темпы и успех инновационного развития. Особая роль в связи с этим принадлежит образованию, которое становится важнейшим фактором ускорения инновационного развития [1, 2, 3 и др.]. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века» [4]. Основные цели модернизации образования связаны, с одной стороны, с обновлением содержания профессиональной подготовки будущего педагога (переход на многоуровневую систему, изменение модели профессиональной деятельности в условиях инновационного развития, непрерывное «трансграничное» образование, реализация компетентностного подхода, формирование готовности к инновационной деятельности), с другой - с развитием личности, ее творческих способностей, самостоятельности и потребности в самообразовании (В. А. Болотов, Е. В. Бондаревская, Г. А. Бордовский, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, В. В. Сериков, В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова, А. П. Тряпицина и др.)

Для инновационного развития образования в настоящее время характерно разнообразие концепций его развития (непрерывное личностно-развивающее, компетентностно-ори-ентированное образование); разработка и реализация проектов авторских школ и образовательных практик («школа В. А. Караковского»; «школа Е. А. Ямбурга»; «школа диалога культур» - В. С. Библер, С. Ю. Курганов; «школа развивающего обучения» - В. В. Давыдов; «школа самоопределения» - А. Н. Тубельский; «школа совместной деятельности» -Г. Н. Прозументова); дифференциация типов и видов образовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы). Современное образование на всех его уровнях (от детского сада и начальной школы до вуза) связано с инновационностью, это означает переход от отдельных (локальных) инноваций в образовательной практике к инновационной деятельности [5].

Смена ориентиров в образовании стала возможной в результате изменения фокуса в понимании образования как пространства человеческого существования (В. И. Слобод-чиков), а инновации «как действия, инициируемого человеком и направленного на обра-

зование им мест и форм своего личного присутствия в образовании» (Г. Н. Прозументо-ва) [6, с.15]. Гуманитарный подход к образованию выводит на первое место самого участника образования как субъекта «могущего» и «влияющего» на свое развитие и образование, в связи с этим образование конкретизировано как совместная деятельность взрослых и детей; деятельность педагога представляется как реализация позиции участника и организатора совместной деятельности.

Выделение совместной деятельности в качестве особого предмета и содержания образования способствовало появлению нового направления в педагогике - педагогики совместной деятельности (Г. Н. Прозументова). Основополагающими для данного направления являются понимание совместного действия педагога и ребенка (преподавателя и студента) как особой единицы содержания общего и профессионального образования, различение моделей соорганизации участников деятельности (авторитарной, лидерской, партнерской), обоснование зависимости содержания совместной деятельности от позиции педагога. В научных исследованиях представителей педагогики совместной деятельности разработаны условия развития диалогического содержания педагогической деятельности (Е. Н. Ковалевская), раскрыты механизмы формирования норм совместной деятельности в инновационной школе (Л. А. Сорокова), рассмотрены особенности и влияние на качество образования учащихся открытого совместного действия взрослого и ребенка в начальной школе (С. И. Поздеева), раскрыта сущность и влияние образовательного проектирования на становление субъектной позиции участников совместной деятельности (И. Ю. Малко-ва), обосновано изменение качества образования становлением субъектной позиции педагога в совместной деятельности (О. Н. Калачикова). Для теории и методики профессионального образования эти исследования значимы в плане изменения содержания подготовки будущего учителя, выбора способов ее организации, создания новых подходов в оценивании качества профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка педагога начинает менять свои направления в сторону «увеличения исследовательской компоненты в подготовке», «быстрого усвоения глобальных образовательных инноваций» [7, с. 45].

Инновационное развитие образования проявляется в следующем:

- первоначально инновации в образовании имели статус нововведения, которое выходило за пределы существующей нормы (необычное, не такое как у всех), при этом не всегда находило поддержку и закреплялось в образовательной практике, то сейчас говорят об инновационной образовательной практике и инновационном образовании, т. е. начинают происходить системные изменения в самой образовательной практике;

- инновации начинают «свою жизнь» не в академических кабинетах (ученые их разрабатывают, а затем предлагают использовать на практике), а рождаются в образовательной практике и начинают свою жизнь благодаря участию педагогов в разных профессиональных конкурсах, выступлениям на конференциях, публикациям в научно-педагогических журналах. Инновации становятся ресурсом модернизации образования;

- инновации носят совместный характер, поскольку они находят, по определению Алана Беркера, «свое выражение внутри общества и для ее возникновения нужна совместная деятельность» [1]. Это означает, что «у педагогов есть возможность постоянно обсуждать, что они делают, что получается и не получается (почему), каков вклад каждого в инновационную работу» [8];

- появление и внедрение инноваций актуализирует внимание педагогов на способы организации образовательной практики, что означает не только востребованность новых образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская деятельность, групповое взаимодействие, дискуссия и др., но и обращенность к процессуальной стороне об-

учения, когда педагога начинает интересовать не только его деятельность, но и деятельность детей, студентов - организация совместной деятельности [8].

В связи с этим возникает необходимость и в профессиональной подготовке ориентироваться на педагога, готового различать инновационные изменения в образовании, овладевать практической деятельностью внедрения инноваций, преобразовывать и переформатировать профессиональную деятельность.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) усиливает необходимость подготовки учителей, которые готовы «использовать инновационный опыт других образовательных учреждений, проводить... исследования результатов образовательного процесса и эффективности инноваций», т. е. внедрять и создавать новые технологии обучения, осуществлять инновационную деятельность [9]. В этой связи особую значимость приобретают вопросы, связанные с методической подготовкой педагогов, ее содержанием и формами организации.

Инновационная форма организации деятельности, по выражению П. Г. Щедровицко-го, - «это одна из форм развития, использующая принцип акупунктуры: мы действуем на одну точку, полагая, что эффект действия распространится по нитям и связям на объемлющие системы» [10, с. 56]. Предметом инновационной деятельности учителя выступает организация совместной образовательной деятельности с учащимися. Совместность, как качество деятельности, предполагает использование педагогом исследовательских действий, направленных на изучение возникающих проблем в деятельности, на поиск и преобразование этой деятельности при помощи методических приемов, способов, схем. Педагог начинает «соотносить свой интерес и интерес учащихся, как субъектов деятельности, в построении цели образования», изучать их «образовательные ресурсы и дефициты», вовлекать детей в «исследование собственного образования», используя для этого методические средства [11].

Смена парадигмальных установок вскрыла несоответствие между инновационным характером образования, изменением его методологии и технологии и инерционностью в организации профессиональной (методической) подготовки, ориентированной на подготовку знающего («многознающего»), информированного специалиста. Студентам, получающим сегодня педагогическую, методическую подготовку, необходимо ориентироваться на действительность, на реальность, основания организации которой не очевидны, они постоянно меняются. Парадигмальный сдвиг привел к появлению разнообразных множественных направлений в развитии образования: появление разных практик обучения, которые реализуются через соответствующие учебно-методические комплекты (11 комплектов утверждено Министерством образования РФ для начальной школы), инновационных программ начального общего образования. Сегодня трудно представить такую методическую подготовку студентов педагогического вуза, где все существующие современные практики представлены студентам, которые с ними познакомились, научились конструировать образовательный процесс с учетом особенностей конкретного УМК. В связи с этим изменяются требования к методической подготовке будущих учителей. Так, в качестве основной цели высшего педагогического образования называется «такая подготовка студентов, которая обеспечивала бы их способность к самостоятельному выбору способов и средств педагогической деятельности и принятию ими самостоятельных педагогических решений» [12, с. 52]. Следовательно, встает вопрос не об освоении всех методик, возможных технологий, а о том, чтобы в процессе методической подготовки научить будущих педагогов осваивать разные технологии, а для этого важно овладеть соответствующими методическими средствами.

Переход от квалификационной модели выпускника педагогического вуза с доминированием знаниевой составляющей к компетентностной модели, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО, актуализирует внимание к методической подготовке будущих учителей [13]. Традиционно сложившиеся аспекты методической подготовки (теоретический, содержательный, инструментальный) в современных условиях вариативного инновационного образования явно недостаточны, так как в итоге обеспечивают формирование только практико-методического знания, сконцентрированного вокруг урока по определенной учебной дисциплине. Вместе с тем новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) внес изменения в характер организуемой учителем деятельности на уроке - организация совместной деятельности. В качестве основных результатов стандарт впервые определил личностные результаты («готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформиро-ванность мотивации к обучению и познанию...»), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные (опыт. деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.) [13]. Выделение совместной деятельности в качестве предмета педагогической деятельности на уроке предполагает сформированность у будущего педагога умений выбирать методические приемы сообразно ситуации совместной деятельности, изменять и преобразовывать свою позицию в деятельности, видеть ребенка (его инициативы, потребности, возможности, его деятельность), конструировать, проектировать совместную деятельность методическими средствами, обращаясь к исследованию как способу организации [14, 15].

Таким образом, инновационное развитие образования выдвигает новые задачи методической подготовки студентов педагогического вуза:

- овладение способами и средствами методической организации совместной образовательной деятельности;

- формирование исследовательской компетентности в выборе педагогических технологий, ориентированных на вариативность различных образовательных практик;

- готовность студентов выходить за пределы нормативной деятельности, создавать собственные технологии, ориентируясь на запросы и инициативы детей.

Список литературы

1. Беркер А. Алхимия инноваций / пер. с англ. А. Р. Ханукаева. М.: Вершина, 2004. 224 с.

2. Гребнев Л. Гуманитарное образование. Размышления о «форме» и содержании // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 3-20.

3. Диденко И. В., Ключаров Г. А. Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации // Вопр. образования. 2013. № 1. С. 183-204.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 04 февраля 2010 г. Пр-271. URL: http: // mon.gov.ru

5. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.

6. Прозументова Г. Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций: колл. монография / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. С. 15-138.

7. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков и другие // Вопр. образования. 2008. № 1. С. 32-64.

8. Поздеева С. И. Содержание конкурсных инновационных образовательных программ как аналитический материал // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. Ч. 2. № 6. С. 56-57.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru

10. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований: методологический анализ. Педагогика и логика. М.: Ка-сталь, 1992. С. 16-200.

11. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311 с.

12. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа: в 2 кн. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. 192 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 № 35 // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru

14. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. вып. 9 (137). С. 194-196.

15. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical review). 2013. Вып. 1 (1). С. 6369 .

Никитина Л. А., кандидат педагогических наук, доцент. Алтайская государственная педагогическая академия.

Ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031. E-mail: nikitina.fnk@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 31.12.13

L. A. Nikitina

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATION AS A CONDITION FOR CHANGE IN THE TASKS OF METHODICAL PREPARATION OF STUDENTS AT PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article considers the impact of the innovative development of education on modifying of the tasks of the methodical preparation of students at pedagogical universities, due to the humanitarian approach to education, allocation of the organization of joint activities with children as the subject of the pedagogical activity at the lesson and its methodological support, the emergence of various educational practices in primary school, the demand for a teacher with the research competence and readiness for innovative activity.

Key words: innovative development of education, joint activity, methodical preparation.

References

1. Berker A. Alchemy of innovation / Alan Berker, translated from English. A. R. Khanukaeva. Moscow, Vershina Publ., 2004. 224 p. (in Russian).

2. Grebnev L. Humanitarian education. Reflections on the form and content. Higher education in Russia, 2004, no. 3, pp. 3-20 (in Russian).

3. Didenko I. V., Klugarov G. A. Professional education in Russia: ways of catching and innovative modernization. Problems of education, 2013, no. 1, pp. 183-204 (in Russian).

4. National educational initiative "Our new school". February 04, 2010 PR-271. URL: http: // mon.gov.ru

5 . Prosumentova G . N School of joint activities. Experiment: the development objectives of education and research activity of the

school teachers. Tomsk, 1994. 41 p. (in Russian).

6 . Prosumentova N . The strategy and program of humanitarian research of educational innovations. Transition to the Open

educational space. Part 1. Phenomenology of educational innovation: collective monograph / Ed. by G. N. Prosumentova. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2005, pp. 15-138 (in Russian).

7. Russian education 2020: a model of innovative economy / A. E. Volkov and other. Problems of education, 2008, no. 1, pp. 3264 (in Russian).

8. Pozdeeva S. I. Contents of the contest of innovative educational programs as an analytical material. International Research Journal, 2012, p. 2, no. 6, pp. 56-57 (in Russian).

9. Federal state educational standard of General primary education. Federal state educational standard of the website. URL: http://standart.edu.ru (in Russian).

10. Shchedrovitsky P. System of educational research: a methodological analysis. Pedagogy and logic. Moscow, Kastal Publ., 1992, pp. 16-200 (in Russian).

11. Pozdeeva S. I. Educational content of the joint activity in primary school. Tomsk, Deltaplan Publ., 2004. 311 p. (in Russian).

12. Educational system "School 2100". Federal state educational standard. Approximate main educational program. In 2 books. Book 1. Book 2. Elementary school. Pre-primary education. Under science Ed. D. I. Feldstein. Moscow, Balass Publ., 2011. 192 p. (in Russian).

13. Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation "Pedagogical education", profile training: "Primary education": the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation, from 14 January 2010 № 35. Federal state educational standard of the website. URL : http://standart.edu.ru (in Russian).

14. Pozdeyeva S. I. The humanitarian features of innovate for the teacher competence formation at primary school. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 9 (137), pp. 194-196 (in Russian).

15. Kuznetsova T. V. Design and research activities as a way of forming universal educational action younger students. Pedagogical review, 2013, vol. 1 (1), pp. 63-69.

Altai State Pedagogical Academy.

Ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Altay Region, Russia, 656031.

E-mail: nikitina.fnk@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.