ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.637+371
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2019-8-98-104
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. В. Богуцкая, Н. П. Сазонова
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул
Введение. Современные образовательные стандарты ориентируют на формирование профессиональных готов-ностей и способностей, необходимых для реализации профессиональных функций и выполнение профессиональных задач высокого качественного уровня. Все это изменяет цели образования, подходы к построению образовательного процесса в целом и профессионального педагогического образования в частности. Основой для качественной подготовки специалистов дошкольного и начального образования являются профессиональные компетенции, нацеленные на расширение возможностей решения многоаспектного спектра профессиональных задач.
Цель исследования - раскрытие способов управленческой деятельности в области формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов дошкольного и начального образования в процессе изучения студентами дисциплин различных блоков (общекультурных, профессионально-педагогических, профильных).
Материал и методы. На рассмотрение выносятся направления в понимании профессиональных компетенций педагогов, этапы вузовской профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования, возможности профильных дисциплин и специальных курсов в процессе формирования общих и узкопрофессиональных компетенций будущих специалистов дошкольных учреждений и учителей начальной школы. Описание педагогических условий и этапов управления развитием профессиональных компетенций педагогов преемственных ступеней образования способствует повышению качества управленческой деятельности на основе компетентностного подхода.
Результаты и обсуждение. В рамках исследуемой профессиональной группы будущих педагогов дошкольного и начального образования особенно важно быть конкурентоспособными. Качество образования на первых ступенях зависит от прочности, гибкости, вариативности овладения студентами в учебной аудитории и самостоятельно общими, профессионально-педагогическими, узкопрофильными профессиональными компетенциями. Их формированием необходимо управлять, осуществляя этот процесс в последовательности взаимосвязанных блоков деятельности: первый блок - управление процессом мотивации студентов первых курсов на начальном этапе формирования основ общей и профессиональной культуры. Реализация задач блока осуществляется в процессе изучения дисциплин: «Введение в специальность», «Педагогическая деятельность в структуре профессиональных деятельностей специалистов», «Педагогика», «Психология», «Основы педагогического мастерства», учебная практика в дошкольных образовательных организациях и начальной школе и др.; второй блок -управление процессом формирования у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих психолого-педагогическую подготовку будущих педагогов дошкольного и начального образования. Осуществляется в процессе усвоения студентами общепедагогических и психологических дисциплин, дисциплин, определяющих специфику работы с детьми с особыми образовательными потребностями: «Педагогика», «Психология», «Специальная педагогика», «Организация обучения детей с особыми возможностями здоровья», «Организация работы с детьми группы риска» и др.; третий блок - управление формированием узкопрофильных компетенций, осуществляющихся под руководством выпускающих кафедр в ходе преподавания специальных дисциплин и педагогических практик в базовых для кафедры учреждениях образования («Детская психология», «Дошкольная педагогика», «Педагогика начального образования», «Развитие и воспитание детей раннего возраста в семье и образовательной организации», методики преподавания различных дисциплин).
Одним из путей эффективного управления формированием профессиональных компетенций является организация самостоятельной работы студентов. Обучение этой деятельности конструктивно осуществляется в процессе проведения спецкурса «Основы организации самостоятельной работы», цель которого состоит в формировании готовности обучающихся грамотно организовывать самостоятельную работу разных типов и видов в процессе вузовского обучения, рационально планировать свое время и др.
Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в практике деятельности преподавателей кафедр, осуществляющих подготовку будущих специалистов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы в системе среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: управление, профессиональные компетенции, будущие педагоги дошкольного, начального образования, профессионально-педагогическое образование, самостоятельная работа студентов.
Введение
Одной из ключевых сфер деятельности человека в современном мире является образование. Его направленность и качество напрямую влияют на перспективы развития человечества в целом. Основной ценностью и капиталом в современном мире является человек, способный к поиску новых знаний и принятию нестандартных решений [1]. Экономика в целом и темпы развития общества определяют требования к профессиональным умениям и навыкам в любой профессии. Обеспечение качества подготовки кадров всех уровней является на современном этапе одной из основных задач.
В современных исследованиях большое внимание уделяется вопросам формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, которая невозможна без формирования универсальных (базовых), общепедагогических и узкопрофильных профессиональных компетенций.
С целью понимания сущности этой категории обратимся к определению понятий «компетенция» и «профессиональная компетенция». В словаре находим такое определение понятия: «компетенция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен [2]. Под компетенцией также понимается круг проблем, сфера деятельности, в которой конкретный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации [3].
Под профессиональной компетенцией понимается способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [4]. Стандарты третьего поколения, являющиеся основой современной системы образования и определяющие рамки требований к результатам обучения в формате компетенций, трактуют компетенции как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [5].
В стандартах заложены и узкопрофессиональные компетенции, тесно связанные с видами профессиональной деятельности педагогов на конкретной ступени общего или дополнительного образования [6]. Это означает, что профессиональные компетенции должны быть спроектированы на основе профессиональных функций работника системы образования. Важно подчеркнуть, что заложенное в стандарты понимание компетенции позволяет со значительной степенью свободы планировать, организовывать и измерять образовательные результаты и качество подготовки специалистов в целом по отношению к разным профилям подготовки.
В отечественной и зарубежной науке и практике выделяются две группы компетенций: компетен-
ции, необходимые для успешной социальной и профессиональной деятельности; компетенции для выполнения конкретных профессиональных видов деятельности (или функций).
Существующие точки зрения [6-8], в свою очередь, можно разделить на три группы, в которых профессиональные компетенции определены как:
- свойства личности, вытекающие из общей подготовки и ценностей, определяющих мотиваци-онную сферу специалиста;
- интегрированный результат образования (знания, умения, навыки, присвоенные технологии деятельности, применимые к определенной совокупности объектов воздействия и типу ситуаций), позволяющий успешно осуществлять профессиональную деятельность в том или ином ее аспекте;
- подготовленность специалиста, выражающаяся в успешности решения им профессиональных задач, в том числе нестандартных (т. е. таких, к решению которых его прямо и непосредственно не готовили), в основе решения которых лежит готовность к творческой интерпретации имеющихся компетенций.
Первая группа определений понятия «профессиональная компетенция» исходит из заложенного в стандарте понимания процессов формирования и оценивания результатов.
Вторая группа указывает на деятельностную природу профессиональной компетенции как результата образования, задавая при этом достаточно жесткую рамку условий и объектов этой деятельности.
В последние десятилетия внимание исследователей и практиков обращено на понимание компетенции именно как профессиональной функции. Чтобы выделить такой результат образования из перечня других, введен еще один термин - «специальная компетенция». Именно такой результат образования стал предметом сертификации профессиональных квалификаций с участием работодателей в ряде регионов.
Третья группа определений отмечает способность работников решать задачи, встающие перед ним в процессе продвижения и интеграции в профессию. Эти задачи могут как зависеть, так и не зависеть от его профессии или специальности. Здесь имеется в виду то, что профессиональная деятельность будет изменяться на протяжении достаточно короткого периода времени, а компетенция работника сможет ему обеспечить освоение и выполнение всех измененных профессиональных функций. То есть здесь подразумевается овладение достаточно универсальными способами деятельности, поле которых сужено по сравнению с применением ключевых компетенций.
В рамках исследуемой нами профессиональной группы важно отметить, что педагогам дошкольного
и начального образования необходимо быть конкурентоспособными с целью овладения быстро развивающимися современными педагогическими технологиями и последующего их результативного применения. Это мотивирует студентов - будущих педагогов включать в свои области познания материал, который обеспечивал бы их адекватное реагирование в режиме реального времени на резко меняющуюся ситуацию в области образовательных технологий [9].
Подготовка педагогов дошкольного и начального образования подразумевает выработку профессиональных компетенций, связанных с выполнением основных видов профессиональной педагогической деятельности.
Между тем профессиональные компетенции не являются единственным индикатором качества в системе профессионально-педагогического образования. В современном образовании значимой характеристикой его субъектов является индивидуальность личности как педагогов, так и воспитанников и их родителей. Творческий, харизматич-ный, имеющий интересные хобби педагог, обладающий личностно окрашенными способностями, наклонностями, не всегда напрямую относящимися к профессии, является максимально успешным и востребованным в профессии. Своей индивидуальностью он способен «зарядить» других участников и придать образовательному процессу лич-ностно ориентированную эмоциональную и моти-вационную окраску. Особенно востребованными эти составляющие являются на этапах дошкольного и начального образования, когда взрослый является для ребенка неким идеалом, образцом для подражания, транслятором целей и ценностей, опыта поведения и деятельности. Все это влияет на обеспечение качества образования [10].
Профессиональные компетенции как ключевой элемент образовательной программы любого уровня позволяют подготовить специалиста, обладающего рядом преимуществ, а именно: востребованностью и конкурентоспособностью на рынке труда; профессиональной мобильностью, дополнительными конкурентными преимуществами, результативностью и высоким уровнем КПД, а также профессионально важными качествами, способствующими развитию его педагогической индивидуальности и компетентности [11].
Говоря о профессиональных компетенциях, важно отметить характер и вектор их развития у специалистов. Формирование профессиональных компетенций проходит несколько этапов.
1-й этап - «трансляция», или уровень навыков (профессиональный компонент);
2-й этап - «решение задач», или деятельност-ный уровень (мотивационный компонент);
3-й этап - «новообразования», или уровень культуры (корпоративный компонент).
Такая структура позволяет выстроить продуманную и грамотную систему управления процессом формирования профессиональных компетенций и овладения ими в процессе планирования различных видов деятельности студентов.
Результаты и обсуждение
В системе управления профильной подготовкой будущих педагогов дошкольного и начального образования значимым фактором является построение основной образовательной программы, учебного плана на период обучения студентов, который включал бы ряд важнейших на сегодняшний момент блоков. Раскроем эти блоки.
1-й блок - управление процессом мотивации студентов первых курсов на начальном этапе формирования основ общей и профессиональной культуры. Здесь важным является:
а) мотивирующий блок дисциплин (например, «Введение в специальность», «Педагогическая деятельность в структуре профессиональных дея-тельностей специалистов» и др.);
б) общекультурный блок, совершенствующий и обогащающий опыт студентов первых курсов в области основ общей культуры (нравственной, исторической, эстетической, экологической, информационной и др.). Это «Философия», «Педагогическая этика», «Основы духовно-нравственного воспитания», «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе» и т. п.);
в) начально-профессиональный блок, формирующий первичные представления об осваиваемой профессии в практической деятельности в образовательных учреждениях и взаимодействии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (учебная ознакомительная практика, учебная научно-исследовательская практика и др.).
2-й блок - управление процессом формирования у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих психолого-педагогическую подготовку будущих педагогов дошкольного и начального образования. Осуществляется в процессе усвоения студентами общепедагогических и психологических дисциплин, дисциплин, определяющих специфику работы с детьми с особыми образовательными потребностями (например, «Педагогика», «Психология», «Специальная педагогика», «Организация обучения детей с особыми возможностями здоровья», «Организация работы с детьми группы риска» и др.).
3-й блок - управление формированием узкопрофильных компетенций, осуществляющихся под руководством выпускающих кафедр в ходе преподавания специальных дисциплин и педагогических
практик в базовых для кафедры учреждениях образования («Детская психология», «Дошкольная педагогика», «Педагогика начального образования», «Развитие и воспитание детей раннего возраста в семье и образовательной организации», методики преподавания различных дисциплин) [12].
Практико-ориентированным результатом обучения будущих педагогов становится готовность к практической реализации приобретенных компетенций в учебно-профессиональной, а затем и самостоятельной профессиональной деятельности.
Одним из путей управления формированием профессиональных компетенций, по нашему мнению, является организация самостоятельной работы студентов, которая требует от них способности к самоорганизации, саморегуляции учебной деятельности в целях приобретения желаемого качества профессионального образования и овладения профессиональными компетенциями разного уровня. Самостоятельная работа студентов развивает у них умения ставить учебные и учебно-профессиональные задачи, планировать логику действий по их решению, достигать результата, оценивать его, осуществлять коррекцию своей учебной деятельности в системе профессиональной подготовки.
С целью повышения эффективности управления процессом формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования нами был разработан спецкурс «Основы организации самостоятельной работы». Целью спецкурса является формирование готовности обучающихся рационально организовывать свою самостоятельную работу разных типов и видов в процессе вузовского обучения, планировать свое время, пользоваться при подготовке к занятиям различными источниками информации, правильно оформлять результаты учебной деятельности, выполнять различные типы заданий и грамотно оформлять их, расширять свой профессиональный кругозор.
Содержание курса предусматривает ознакомление студентов с правилами организации самостоятельной работы при изучении различных дисциплин, раскрытие путей овладения самостоятельной работой, а также способами саморегуляции и управления работоспособностью в течение дня. В результате изучения данного спецкурса студент:
- осознает значимость осуществления самостоятельной учебной деятельности, ее эффективность в приобретении необходимой квалификации;
- имеет четкое представление об особенностях организации самостоятельной работы в процессе обучения в вузе;
- знает цели, признаки, типы, уровни, функции самостоятельной работы в системе профессионального образования;
- владеет основными способами осуществления самостоятельной работы;
- готов реализовывать виды самостоятельной работы в разных формах;
- умеет применять приемы самоконтроля в процессе самостоятельной учебной практической деятельности;
- владеет навыками организации и рационального распределения своего свободного от учебных занятий времени [12].
Виды и формы самостоятельной работы могут варьироваться в зависимости от дисциплины, формируемой компетенции, профиля подготовки студентов. Так, например, с целью формирования ПК-3 (способен организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов) студенты в рамках курса «Основы организации самостоятельной работы» учатся организовывать собственную самостоятельную деятельность (ставить цели, планировать, контролировать ход и результаты деятельности). Приобретенный будущими педагогами опыт самоорганизации позволяет перенести эти компетенции в учебно-профессиональную деятельность с детьми дошкольного или младшего школьного возраста.
В процессе выполнения заданий разных типов (конспектирование, аннотирование, составление персонального педагогического портфолио, разработка компонентов методической копилки для педагогических практик, составление маршрута саморазвития в профессии) студенты не только осваивают виды учебной деятельности, но и применяют полученные умения в подготовке к профильным учебным дисциплинам. Владение техниками выполнения, оформления, оценки учебных работ позволяет повысить качество их усвоения. В этом процессе у будущих педагогов дошкольного и начального образования формируются общепрофессиональные компетенции, например такие, как ОПК-1 - способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; ОПК-2 - способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) и др.
В рамках спецкурса также формируются универсальные компетенции. Так, например, УК-1 - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; УК-2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели
и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
Проектные задания, выполняемые студентами в парах и микрогруппах, способствуют формированию компетенций, определяющих успешность командной работы. Например, УК-3 - способность осуществлять социальное взаимодействие и реали-зовывать свою роль в команде; ОПК-3 - способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и др.
Овладевая названными компетенциями, студент осознает сущность профессионального подхода к организации образовательного процесса в целом, формирует мотивацию учения, учится управлять собственным обучением.
Управление процессом формирования профессиональных компетенций происходит и при изучении профильных дисциплин. Так, например, в процессе преподавания дисциплины «Педагогика» для студентов, будущих воспитателей и учителей начальной школы, нами применялись задания проб-лемно-го характера. Такой подход способствовал активизации познавательной деятельности студентов, стимулированию их самостоятельности, проявлению личностного отношения к предлагаемому материалу. Развивая умение ставить проблемные вопросы и формулировать темы проблемного характера, студенты тем самым овладевали педагогической технологией проблемного обучения, которая широко используется в современной начальной школе.
В процессе работы на семинарских занятиях мы акцентировали внимание на гуманистической сущности педагогики, ценностях социального воспитания в современном мире, продвигаясь к освоению профессиональной компетенции, связанной с осуществлением духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
Сочетание комплекса методов и форм работы с использованием деловых, социально ориентированных, ролевых игр, мозговых штурмов, разработки и защиты проектов позволяло погружать студентов в профессионально ориентированную деятельность, способствующую выработке умений выполнять профессиональные виды деятельности [13, 14].
Еще одним механизмом управления формированием профессиональных компетенций, по нашему мнению, является педагогическая практика. Именно в процессе ее прохождения происходит апробация профессиональных умений, лежащих в основе профессиональных компетенций, выявляются трудности, испытываемые студентами, выступающие некими индикаторами, ориентирующими преподавателя на корректировку процесса формирования профессиональных компетенций.
После прохождения педагогической практики студентам важно показать уровень овладения профессиональными компетенциями. В нашем случае это происходило путем защиты самостоятельно выполненных исследовательских проектов, программ и заданий, а также определения резервов своего профессионального и личностного развития, выявления проблемных профессиональных полей, над которыми необходимо продолжить работу по профессиональному развитию и саморазвитию. Такой подход позволяет осуществлять перспективное планирование своего профессионального развития и отрабатывать навыки самостоятельного исследования.
Заключение
Таким образом, в современном обществе прослеживается тенденция быстрой смены парадигм в различных сферах, наблюдается выраженная заинтересованность в базовой подготовке профессионала к продуктивной жизнедеятельности и мобильности применения его профессиональных компетенций. Наличие таких условий определяет важнейшие направления профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования в системе среднего и высшего образования, заключающиеся в помощи реализации своего профессионального потенциала, опоры на уровень подготовленности при учете коньюнктуры рынка труда.
В основе управления процессом развития профессиональных компетенций будущих педагогов лежат требования федеральных государственных образовательных стандартов, а само управление возможно осуществлять через преподавание профильных дисциплин, специально разработанных курсов и прохождение педагогической практики, в рамках которых происходит овладение профессионально значимыми качествами и видами деятельности.
Список литературы
1. Байденко В .И . Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное
образование и личность специалиста . М ., 2002 . С . 14-32 . 2 . Блинов В . И ., Волошина И . А. , Есенина Е . Ю . , Лейбович А. Н . , Новиков П . Н . Словарь-справочник современного российского профессионального образования . М . , 2010 . Вып . 1.
3 . Вербицкий А. А. Компетентностью подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического
семинара 16 ноября 2004 г. М . : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
4 . Лебедев О . Е . Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии . 2004 . № 5 . С . 3-12 .
5 . Зимняя И . А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Эйдос. 2006 . 4 мая . URL: www.eidos .ru/
journal/2006/0504. htm (дата обращения 15.06 .2019) .
6 . Хуторской А. В . Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002 . URL: www.eidos .ru/joumal/2002/0423. htm (дата
обращения 12 .06 .2019) .
7 . Зайцева Н . А., Ушанов Ю . В . Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы созда-
ния . М .: Русайнс, 2016 .184 с.
8 . Дружилов С . А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования //
Сибирь . Философия . Образование: альманах СО РАО, ИПК . Новокузнецк, 2001. Вып . 5 . С . 46-56 .
9 . Зимняя И . А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня . 2003. № 5 . С . 34-42 .
10 . Сазонова Н . П . , Калтыгина Е . В ., Новикова Н . В . Интерактивные формы сопровождения профессионального развития молодых специ-
алистов дошкольного образования в современной социально-педагогической среде // Мир науки, культуры, образования . 2017 . № 5 (66) . С . 120-123.
11. Богуцкая Т . В . Моделирование профессиональной подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ // Вестн . Алтайского гос . пед . ун-та . 2016 . № 4 (29) .С .56-58 .
12 Сазонова Н П К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в системе высшего профессионального образования // Методика преподавания математических и естественно-научных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы III Всероссийской конференции (Омск, 16 марта 2016) / отв . ред . А. А. Романова . Омск: Омская юридическая академия, 2016 . С . 193-197 .
13 . Богуцкая Т . В . Формирование профессионально-педагогической готовности будущих учителей к социальному воспитанию школьников
// Герценовские чтения . Начальное образование . 2019 . Т . 10, № 1. С . 267-276 .
14 . Богуцкая Т . В . Интерактивная коммуникация как средство социализации студентов в пространстве вуза // Современные информацион-
ные и коммуникационные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности: сб . науч . трудов / под ред . Л . В . Савченко . Симферополь: Ариал, 2017 . С.385-388.
Богуцкая Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: [email protected]
Сазонова Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.06.2019.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2019-8-98-104
MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION
T. V Bogutskaya, N. P Sazonov
Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation
Introduction. Modern educational standards focus on the formation of professional readiness and abilities necessary for the implementation of professional functions and the implementation of professional tasks of high quality level. All this changes the goals of education, approaches to the construction of the educational process in general and professional teacher education, in particular. The basis for the quality training of pre-school and primary education specialists are professional competencies aimed at empowering the solution of a multi-faceted range of professional tasks.
The purpose of the study is to disclose methods of managerial activity in the field of the formation of professional competencies for future teachers of preschool and primary education in the process of studying by students disciplines of various blocks (general cultural, professional pedagogical, specialized).
Material and methods. Directions in the understanding of professional competences of teachers, stages of university professional training of future teachers of preschool and primary education, the possibility of specialized disciplines and special courses in the process of forming general and narrow professional competencies of future specialists of preschool institutions and elementary school teachers are submitted for consideration. The description of the pedagogical conditions and stages of the management of the development of professional competencies of teachers of the successive stages of education contributes to the improvement of the quality of management activities on the basis of the competence approach.
Results and discussion. Within the framework of the professional group of future teachers of pre-school and primary education that we study, it is especially important to be competitive. The quality of education at the first steps depends on the strength, flexibility, and variability of students' mastery in the classroom and on their own general, professional, pedagogical, narrow professional competencies. Their formation must be managed by carrying out this process in a sequence of interconnected blocks of activity.
Conclusion. The materials of the article can be used in the practice of the teachers of the departments that train future specialists of preschool educational organizations and primary school teachers in the system of secondary and higher professional education.
Keywords: management, professional competence, future teachers of pre-school, primary education, vocational and pedagogical education, independent work of students.
References
I. Baydenko V. I . Bazovyye navyki (klyuchevyye kompetentsii) kak integriruyushchhiy faktor obrazovatel'nogo protsessa [Basic skills (key competencies) as an integrating factor of the educational process] . Professional'noye obrazovaniye i lichnost' spetsialista [Professional education and personality of a specialist] . Moscow, 2002 . Pp . 14-32 (in Russian) .
2 . Blinov V. I ., Voloshin I . A., Esenina E . Yu ., Leybovich A. N ., Novikov P. N . Slovar'-spravochnik sovremennogo rossiyskogo professional'nogo
obrazovaniya. Vyp . 1 [Vocabulary-directory of modern Russian professional education . Vol . 1] . Moscow, 2010 (in Russian) .
3 . Verbitskiy A. A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya: materialy k chetvertomu zasedaniyu metodologicheskogo
seminara 16 noyabrya 2004g. [Competence Approach and Theory of Contextual Learning: materials for the fourth meeting of the methodological seminar November 16, 2004] . Moscow, Research Center for Problems of the Quality of Specialist Training Publ ., 2004. 84 p . (in Russian) .
4 . Lebedev O . E . Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence approach in education] . Shkol'nyye tekhnologii - School Technologies,
2004, no . 5, pp . 3-12 (in Russian) .
5 . Zimnyaya I .A. Obshchaya kul'tura i sotsial'no-professional'naya kompetentnost' cheloveka [General culture and socio-professional competence
of a person] . Eydos, 2006, May 4th (in Russian) . URL: www. eidos . ru/journal/2006/0504. htm (accessed 15 June 2019) .
6 . Khutorskoy A . V. Klyuchevyye kompetentsii i obrazovatel'nyye standarty [Key competencies and educational standards [Key competencies and
educational standards] . Eydos, 2002 (in Russian) . URL: www. eidos . ru/journal/2002/0423. htm (accessed 12 June 2019) .
7 . Zaytseva N .A ., Ushanov Yu .V. Natsional'nayasistemaprofessional'nykhkvalifikatsiy:organizatsionno-metodicheskiyeosnovysozdaniya[National system
of professional qualifications: organizational and methodological foundations of creation] . Moscow, Rusayns Publ ., 2016. 184 p . (in Russian) .
8 . Druzhilov S . A . Professionaly i professionalizm v novoy real'nosti: psikhologicheskiye mekhanizmy i problemy formirovaniya [Professionals and
professionalism in the new reality: psychological mechanisms and problems of formation] . Sibir'. Filosofiya. Obrazovaniye: al'manakh SO RAO, IPK [Siberia . Philosophy. Education .Almanac: Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Institute of Advanced Studies] .Novokuznetsk, 2001. Vol . 5, pp . 46-56 (in Russian) .
9 . Zimnyaya I . A . Klyuchevyye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies of the new paradigm of the result of
education] . Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher Education Today, 2003, no . 5, pp . 34-42 (in Russian) .
10 . Sazonova N . P., Kaltygina E . V., Novikova N . V. Interaktivnyye formy soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya molodykh spetsialistov
doshkol'nogo obrazovaniya v sovremennoy sotsial'no-pedagogicheskoy srede [Interactive forms of support for the professional development of young specialists of preschool education in the modern social and pedagogical environment] . Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture, Education, 2017, no . 5 (66), pp . 120-123 (in Russian) .
II. Bogutskaya T. V. Modelirovaniye professional'noy podgotovki studentov k rabote s detmi s OVZ [Modeling the professional training of students to work with children with disabilities] . VestnikAltayskogo gos. ped. un-ta - VestnikAltaiskogo Gosudarstvennogo Pedagogiceskogo Universiteta, 2016, no . 4 (29), pp . 56-58 (in Russian) .
12 . Sazonova N . P. K voprosu ob organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov v sisteme vysshego professionalnogo obrazovaniya [On the organization
of independent work of students in the system of higher professional education] . Metodika prepodavaniya matematicheskikh i estestvenno-nauchnykh distsiplin: sovremennyye problemy i tendentsii razvitiya: materialy III Vserossiyskoy konferentsii (Omsk, 16 marta 2016) . Otv. red . A. A. Romanova [Methods of teaching mathematical and natural sciences: current problems and development trends: Proceedings of the III Russian National Conference (Omsk, March 16, 2016) . Ed . A. A. Romanova] . Omsk, Omsk Academy of Law Publ ., 2016 . Pp . 193-197 (in Russian) .
13 . Bogutskaya T V. Formirovaniye professional'no-pedagogicheskoy gotovnosti budushchikh uchiteley k sotsial'nomu vospitaniyu shkol'nikov [Formation of
professional and pedagogical readiness of future teachers for social education of schoolchildren] Gertsenovskiye chteniya. Nachal'noye obrazovaniye T. 10, no . 1 [Herzen readings. Elementary education . Vol . 10, no . 1] . Saint Petersburg, 2019 . Pp . 267-276 (in Russian) .
14 . Bogutskaya T. V. Interaktivnaya kommunikatsiya kak sredstvo sotsializatsii studentov v prostranstve vuza [Interactive communication as a means
of socialization of students in the space of the university] . Sovremennyye informatsionnyye i kommunikatsionnyye tekhnologii v global'nom mire: vyzovy i vozmozhnosti: sb. nauch. trudov. Pod red . L . V. Savchenko [Modern information and communication technologies in the global world: challenges and opportunities: scientific works Ed L V Savchenko] Simferopol, Arial Publ , 2017 Pp 385-388 (in Russian)
Bogutskaya T. V., Altai State Pedagogical University (ul. Molodyozhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: bogutskaya71 @ mail.ru
Sazonova N. P., Altai State Pedagogical University (ul. Molodyozhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: [email protected]