Научная статья на тему 'Инновационные технологии подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования'

Инновационные технологии подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRESCHOOL EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

Статья посвящена проблемам модернизации высшего профессионального педагогического образования. В работе проанализированы основные концептуальные подходы реализации высшего профессионального педагогического образования в период его модернизации, актуализируется потребность подготовки компетентного специалиста. В качестве решения указанной проблемы в статье акцентируется внимание на использовании инновационных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в высшей школе. В работе проанализированы основные инновационные технологии подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION

The article is devoted to the problems of modernization of higher professional pedagogical education. The paper analyzes the main conceptual approaches to the implementation of higher professional pedagogical education during its modernization, actualizes the need for the training of a competent specialist. As a solution to this problem, the article focuses on the use of innovative pedagogical technologies in the system of professional training of future teachers of preschool education in higher education. The paper analyzes the main innovative technologies of training future teachers of preschool education.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования»

4. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. Учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

5. Ларина Н. И. Преемственность в формировании понятий у учащихся начальной и неполной средней школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2000 161 с.

6. Селиванова Т. В. Значение проектной культуры для художественного образования в контексте развития новых информационных коммуникационных технологий / Т. В. Селиванова. - Электронный научный журнал «Педагогика искусства».

7. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Харвест, 2001. - 976 с.

8. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-6 кл.: В 4 ч. Ч 1. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, 1996. - 96 с.

9. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-6 кл.: В 4 ч. Ч 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.

10. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-6 кл.: В 4 ч. Ч 3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.

11. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / гл. ред. Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалёв С. Н., Панов В. Г. - М.: Мысль, 2010. - Т.1 - 744 с. / Т.2. - 634 с. / Т.3. - 692 с. / Т.4 - 736 с. Режим доступа: // www.twirpx.com.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, директор Института педагогики,психологии и инклюзивного образования, заведующей кафедрой педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблемам модернизации высшего профессионального педагогического образования. В работе проанализированы основные концептуальные подходы реализации высшего профессионального педагогического образования в период его модернизации, актуализируется потребность подготовки компетентного специалиста. В качестве решения указанной проблемы в статье акцентируется внимание на использовании инновационных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в высшей школе. В работе проанализированы основные инновационные технологии подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: педагогическая технология, инновационные технологии, профессиональная подготовка, педагогическое образование, педагог дошкольного образования, модернизация, инновационная педагогическая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problems of modernization of higher professional pedagogical education. The paper analyzes the main conceptual approaches to the implementation of higher professional pedagogical education during its modernization, actualizes the need for the training of a competent specialist. As a solution to this problem, the article focuses on the use of innovative pedagogical technologies in the system of professional training of future teachers of preschool education in higher education. The paper analyzes the main innovative technologies of training future teachers of preschool education.

Keywords: pedagogical technology, innovative technologies, professional training, pedagogical education, preschool education, modernization, innovative pedagogical activity.

Введение. Современное высшее профессиональное образование переживает период перемен, связанных, в частности, с переходом от традиционной образовательной парадигмы к инновационной (информационной). Процесс модернизации высшего профессионального образования обусловлен рядом тенденций развития общества и образования как одной из его сфер и противоречий.

Одной из проблем педагогического образования является снижение мотивации молодежи к получению профессии учителя ввиду ее недостаточно высокого статуса на рынке труда. Это обусловлено рядом экономических изменений в стране, приведших к тому, что ценность профессиональной деятельности в бизнесе весьма превышает ценность труда специалиста в социальной сфере.

Снижение статуса профессии учителя и недостаточно эффективная система экономического стимулирования работников педагогических профессий приводит к еще одной проблеме: к нежеланию молодых людей работать в сфере образования, что становится причиной старения педагогического коллектива в школах и дошкольных образовательных организациях. Данная проблема порождает следующую: неготовность педагогов к инновационной деятельности.

Так, учет проблем современного высшего профессионального педагогического образования и тенденций развитии отечественного социума актуализирует необходимость поиска нового подхода к повышению престижности профессии учителя, а также к осуществлению профессиональной подготовки будущих специалистов, способных к реализации педагогической деятельности, отличающейся инновационным характером. Вышесказанное обосновывает потребность использования инновационным образовательных технологий при реализации профессиональной подготовки будущих педагогов, в частности - в области дошкольного образования, в высшей школе.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является обоснование роли инновационных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в высшей школе, а также изучение их специфики.

Изложение основного материала статьи. Потребность во внедрении инноваций в систему профессионального образования будущих педагогических работников дошкольных образовательных организаций вызвана такими факторами, как:

- стандартизация всех ступеней образования;

- модернизация системы высшего профессионального образования.

Рассмотрим данные факторы подробнее.

Введение новых государственных образовательных стандартов вызывает увеличение роли самостоятельной работы и приводит к тому, что современный образовательный процесс обретает черты ярко выраженного практикоориентированного характера.

Процесс модернизации высшего профессионального образования характеризуется такими тенденциями,

как:

- обновление содержания профессиональной подготовки будущих специалистов;

- разработка вопросов национально-регионального и вузовского компонентов;

- внедрение новых педагогических технологий.

Так, на современном этапе развития высшего профессионального педагогического образования актуализируются следующие направления их развития:

- ориентация на инновационное образование, основывающееся на интегрированном использовании наиболее современных и эффективных информационных технологий наряду с интенсивной научно-исследовательской деятельностью студентов;

- реализация многоуровневой подготовки специалистов на основе междисциплинарного подхода с учетом тенденций развития рынка интеллектуального труда, потребностей будущих специалистов в соответствии с их возможностями и способностями, а также запросов современного общества и государства.

В период модернизации системы высшего профессионального образования основополагающим концептуальным подходом является компетентностный, так как, согласно современным требованиям общества и стандартам образования, только педагог, обладающий профессиональной компетентностью, способен к конструктивной преобразовательной деятельности и педагогическому творчеству.

По мнению Н.А. Моториной, «согласно компетентностному подходу главным результатом образования должны стать не отдельные знания, умения и навыки в определённых областях знания, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях» [5, с. 90].

Конечным результатом профессиональной подготовки будущего педагога в высшей школе, согласно компетентностному подходу, является формирование профессиональной компетентности.

По мнению С.А. Дружилова, профессиональная компетентность педагога - это качественная характеристика личности специалиста, включающая «систему научно-теоретических знаний, как в предметной области, так и в области педагогики и психологии» [2, с. 30]; «многофакторное явление, включающее систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) [2, с. 30].

По словам Л.М. Митиной, профессиональная компетентность педагога представляет собой «гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации» [4, с. 75].

Основным показателем сформированности у педагога профессиональной компетентности, по мнению Н.В.Кузьминой, является наличие «специальной способности превращать свой предмет в средство формирования личности, способности структурировать научные и практические знания» [3, с. 101-102].

Методологическими ориентирами профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования, наряду с компетентностным, являются системный, рефлексивно-деятельностный и творческий походы, которые обеспечивают построение и функционирование целостного процесса формирования личности педагога.

По мнению В.В. Нестеренко, использование системного подхода в процессе подготовки будущего педагога «позволяет разрабатывать педагогические цели в двух аспектах: с точки зрения объективно заданного социального заказа, отражающего общественные потребности в определенной личности и индивидуальности, и с точки зрения субъективно заданного, диктуемого особенностями и потребностями развития собственно человека» [6, с. 119-120].

Применение рефлексивно-деятельностного подхода в системе профессиональной подготовки педагога дошкольного образования позволяет развить способность будущего специалиста входить в активную исследовательскую позицию относительно своей профессиональной деятельности и себя как субъекта с целью реализации критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности воспитанника.

На основе применения творческого подхода в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования происходит выявление и формирование творческой индивидуальности педагога, лежащей в основе его неповторимой технологии деятельности.

Рассмотрев основные теоретические аспекты осуществления профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования, обратимся к характеристике ведущих инновационных технологий, составляющих основу профессионального педагогического образования специалистов по указанному направлению, в частности его реализации в Гуманитарно-педагогической академии (филиале) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского».

Одной из ведущих образовательных технологий, применяемых в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования, является технология сотрудничества. Основная идея данной технологии, как указывает ее теоретик Е.С. Полат, заключается в «создании условий для активной совместной учебно-познавательной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях» [8, с. 5].

Основным условием реализации данной технологии является обязательная взаимозависимость субъектов образовательной деятельности: преподавателя и студента. Использование данной технологии позволяет реализовывать более углубленное, профильно-ориентированное изучение базовых дисциплин; интеллектуально-профессиональное и нравственное развитие будущих специалистов; воспитывать у них самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, толерантность.

Эффективной современной педагогической технологией, применяемой в системе высшего профессионального образования, в частности в системе подготовки будущих педагогов дошкольного образования, является технология контекстного обучения. Согласно концепции данной технологии, разработанной А.А. Вербицким, основной единицей образовательной деятельности становится не порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности. В рамках данной технологии деятельность обучающихся приобретает характерные черты будущей профессиональной деятельности [1].

Путем организации творческих ролевых семинаров, групповых форм работы, применения игровых методов и форм обучения благодаря технологии контекстного обучения появляется возможность разрешения противоречия между пассивно-созерцательной учебной деятельностью и активно-преобразовательной эффективностью последней.

Одной из эффективных технологий, применяемых нами в системе подготовки будущих педагогов дошкольного обучения, является технология проектной деятельности, сущность которой заключается в приобретении обучающимися новых знаний и навыков в процессе поэтапного планирования, разработки, выполнения и презентации задач проблемной темы проекта [7].

Применение проектной технологии позволяет решить основную задачу образования, выдвигаемую в период модернизации: обучить будущего выпускника применять полученные им знания и умения в реальной жизни и профессиональной деятельности.

Для подготовки компетентного педагога дошкольного образования, по нашему мнению, необходима системная работа, направленная на обучение самих студентов методике инновационных образовательных технологий, применяемых в ДОО, в том числе путем внедрения их элементов в систему обучения будущих специалистов. К данным технологиям отнесем следующие:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной и исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии;

- технологию «ТРИЗ»;

- мнемотехнологию;

- лего-технологии.

Наиболее современными, среди указанных, являются технология «ТРИЗ», мнемотехнология (мнемотехника), и лего-технологии. Обращение педагогов к данным инновационным технологиям вызвано требованиями ФГОС ООО относительно общекультурного, личностного и познавательного развития детей, развития универсальных учебных действий, а также формирования ключевой компетенции «умение учиться».

Выводы. Тенденции развития отечественного общества, специфика взросления современных детей, изменения требований со стороны социума и государства к личности педагога дошкольного образования стали причинами, обосновавшими необходимость его модернизации с целью подготовки будущего специалиста, качество образования которого отвечало бы современному социальному заказу и актуальным образовательным стандартам.

В период модернизации образования система профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования претерпевает существенных изменений относительно концептуальных основ его реализации (учет компетентностного, системного, творческого рефлексивно-деятельностного подходов), содержания (междисциплинарная интеграция, гуманизация, гуманитаризация образования) и форм (применение инновационных педагогических технологий).

Использование элементов инновационных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в высшей школе позволяет не только сформировать компетентного специалиста, владеющего умением учиться и профессионально совершенствоваться в течение всей жизни, но и обучить студентов методике развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста путем внедрения современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС. -2004. - 84 с.

2. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005. - №.8. - С. 26-44

3. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980. - 172 с.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004. - 320 с.

5. Моторина Н.А. Реализация современных подходов к обновлению содержания подготовки педагогов дошкольного образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2011. - № 2. - С. 89-92.

6. Нестеренко В.В. Подходы к организации процесса подготовки будущих педагогов в системе заочного обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 10. - С. 117-129.

7. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. - М., 2004. - 320 с.

8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 4-11.

Педагогика

УДК: 378.1

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, директор Института педагогики,психологии и инклюзивного образования, заведующей кафедрой педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта);

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной

и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна

ГБУОВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь);

аспирант кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов

и воспитателей дошкольных учреждений Галлини Надежда Игоревна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена специфика организации единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования. Представлен алгоритм взаимодействия пользователей с технологией взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования на основе обеспечения единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: информация, обеспечение, информационно-аналитическое обеспечение, информационная безопасность.

Annotation. The article considers the specifics of the organization of a single information and analytical space of an educational organization of higher education. An algorithm for user interaction with the technology of interaction between structural divisions of an educational organization of higher education is presented on the basis of providing a single information and analytical space for an educational organization of higher education.

Keywords: information, provision, information and analytical support, information security.

Введение. Надежная информационно-аналитическая система, поддерживающая единое информационно-аналитическое пространство образовательной организации высшего образования с предоставление доступа ко всей актуальной информации, сосредоточенной в одном месте, необходима для содействия управления информацией о движении ресурсов и действиях сотрудников образовательной организации высшего образования.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является теоретическое обоснование инцидентов информационной безопасности применения в процессе взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования.

Задачи исследования: рассмотреть обеспечение информационной безопасности данных хранящихся в информационно-аналитической системе с помощью предложенного алгоритма работы пользователей с технологией взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Основополагающей особенностью деятельности образовательной организации высшего образования является степень информационно-аналитического обеспечения, способствующему процессу принятия решений учитывая социально-экономическое развитие общества. Международный опыт рационализации образовательных организаций высшего образования обосновывает, что информационно-аналитическое обеспечение необходимо представлять в виде единого информационно-аналитического пространства, осуществляемого с помощью информационно-аналитической системы, содействующей управлению информацией о движении ресурсов и действиях сотрудников.

Информационно-аналитическое обеспечение, обоснованное на достоверных данных, поможет обеспечить быстроту и правильность принятия решений при выборе стратегии и развития образовательной организации высшего образования. По этой причине образовательной организации высшего образования необходимо уделять серьезное внимание информационно-аналитическому обеспечению, с помощью которого будут произведены сбор, хранение и обработка информации по различным направлениям человеческой деятельности, а также природным и хозяйственным факторам для определения стратегии и развития образовательной организации высшего образования.

Представление совокупности специфических особенностей организации единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования способствует проектированию оптимальной технологии взаимодействия структурных подразделений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Появление новых информационных технологий и реализация прикладныхинформационных систем занимают достойное место в науке и образовании. Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку,совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья,материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметыпотребления. Современное понимание этого слова включает и применениенаучных и инженерных знаний для решения практических задач. В такомслучае информационными и телекоммуникационными технологиями можносчитать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразованиеинформации [1].

Технология взаимодействия структурных подразделений на основе обеспечения единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования представляет собой комплексную информационно-аналитическую систему, с помощью которой создано

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.