ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 373.29
Г. Х. Вахитова
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуализируется проблема подготовки специалистов в области предшкольного образования. Акцентируется внимание на подготовку педагогов в соответствии с нормативными требованиями, указанными в федеральных стандартах как высшего профессионального, так и дошкольного образования. Подготовка высококвалифицированных специалистов обеспечивается при создании необходимых педагогических условий. Подробно рассмотрев понятия, связанные с обозначенной проблемой, автор описал наиболее существенные педагогические условия формирования готовности студентов - будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования.
Ключевые слова: педагогические условия, предшкольное образование, подготовка специалистов, профессиональная деятельность студентов.
В системе образования сегодня достаточно обсуждаемой является проблема кадровой политики. Для современного педагога в связи с необходимостью реализации требований новых стандартов («Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», ФГОС ДО, ФГОС НОО) и других нормативных документов уже недостаточно только осознания необходимости адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, гораздо важнее реализовать себя как субъекта в сложном процессе преобразований. Для этого необходимо обладать способностями к активному и радикальному перестраиванию жизненных условий, развитию самих себя. Соответствие педагога указанным в новых стандартах требованиям возможно при творческом отношении к собственной личности, что особенно важно для педагога дошкольного образования, имеющего непосредственное отношение к началу процесса становления личности человека.
Анализируя многие исследования по профессиональной подготовке специалистов системы образования [1-5], можно сказать, что на сегодняшний день проблема формирования их готовности к реализации программ предшкольного образования разработана в педагогической науке и практике в недостаточной степени. В этой связи сохраняется неразрешенным противоречие между современными требованиями к уровню сформированности профессионально значимых качеств у педагогов и неспособностью системы профессионального образования подготовить специалиста, который бы в полной мере этому уровню соответствовал. Будущий педагог, как сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [6], должен уметь решать следующие профессиональные задачи в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО еще раз подчеркнута важность цели подготовки педагога в современных условиях, которая представлена следующим образом: содействие развитию профессиональной компетенции, выражающейся в способности решать различные виды профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях жизнедеятельности образовательного учреждения, на основе теоретических знаний, практических умений решения задач в области образования, анализа собственного опыта.
Процесс обновления высшего педагогического образования, с одной стороны, способствует достижению данной цели, но вместе с тем выявляет противоречия между:
- утвердившимся в реальной практике новым типом профессиональной деятельности педагога с преобладанием личностной направленности педагогического мышления и сложившейся моделью профессионального образования, ориентированной преимущественно на традиционную знаниевую парадигму педагогической деятельности;
- односторонней ориентацией педагогического образования на повышение его «научности», насыщением его все новыми дисциплинами и все более очевидным пониманием того, что педагогическое образование не сводится к усвоению лишь одних научных основ деятельности, а предполагает развитие самого учителя, его профессионального мировоззрения и мотивации, что системно-деятельностная, личностно ориентированная природа современных образовательных технологий такова, что подготовку к ней нельзя обеспечить путем простого информационного накопления знаний будущего педагога.
Для преодоления данных противоречий необходимо добиваться единства методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки студентов - будущих педагогов.
На наш взгляд, на педагогическом факультете ТГПУ делается попытка достижения такого единства в процессе деятельностного участия студентов в реализации программы пред-школьного образования на базе учебно-методического кабинета «Развивайка» и МОАУ ДОД ЦТРГО «Томский Хобби-центр» [7]. Участие студентов в реализации программы для дошкольников происходит в логике самоосознания тех профессиональных компетенций, которые позволяют выстраивать взаимоотношения с дошкольниками и их родителями. Отметим, к такому проектированию своей образовательной деятельности готовы не все студенты, а лишь те, кто проявляет способности к выполнению профессиональных функций. В свою очередь, готовность студентов к выполнению профессиональных функций предполагает психологическую зрелость, способность идентифицировать себя с образом педагога. Эту характеристику дополняют динамические качества личности, отражающие общительность, инициативность, креативность, самокритичность, наблюдательность, эмоционально-волевую устойчивость. Следует выделить в этом ряду и специальные качества, необходимые для учителя, - педагогический такт, выдержку, толерантность, самообладание, профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникнуть в причинно-следственные связи образовательного процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно обоснованное объяснение успехов и неудач дошкольников, умение предвидеть результаты своей работы. Мы полагаем, именно эти специальные качества помогают студентам осознавать собственную субъективную роль в процессе реализации инновационных программ
предшкольного образования. Как показывает многолетняя практика автора статьи в области предшкольного образования, такое осознание может произойти только при создании определенных педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Следует отметить, что условия должны быть необходимыми и достаточными для осуществления педагогической практики в системе предшколь-ного образования. Отметим, к необходимым относят условия, имеющие место всякий раз, как только возникает сама образовательная практика, а к достаточным - только непременно вызывающие желание участвовать в данной области деятельности.
В силу важности понятия «условие» рассмотрим более подробно его характеристику в различных источниках. В теории и практике педагогики существует множество трактовок и определений понятия «условие» вообще и «педагогические условия» в частности. Так, в философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать». Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются [8, с. 474]. Словарь русского языка трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [9, с. 729]. В этом же словаре русского языка рассматриваемое понятие дополняется следующими трактовками: «Условие - это обстановка, в которой что-то происходит; среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления; основа, предпосылка для чего-либо» [9]. В данных определениях «условие» рассматривается как нечто внешнее для предмета, явления, наконец, происходящих действий, непосредственно влияющее на процесс их формирования и развития.
Соглашаясь с данными определениями, подчеркнем, что для нас все же важна педагогическая трактовка данного понятия. Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональной готовности студентов - будущих педагогов к участию в образовательном процессе дошкольников, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе встречаемся с различными точками зрения. Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [10]. Некоторые исследователи [11, 12] под педагогическим условием понимают внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата. «Педагогические условия - это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы», отмечает М. Е. Дуранов. Н. М. Яковлева под педагогическими условиями понимает совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение студентами высшего уровня деятельности [5]. У С. В. Боровской мы находим следующее определение: «педагогические условия - это комплекс взаимосвязанных мер учебного процесса, которые способствуют переходу студентов на более высокий уровень профессиональной деятельности» [13]. Следует отметить, что рассматриваемые определения являются универсальными, поэтому они используются в качестве базовых и в нашем исследовании. Анализ представленных определений позволил нам принять педагогические условия как совокупность мер учебно-воспитательного процесса, направленных на формирование профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов в области пред-школьного образования.
На основании анализа теоретических источников и опыта работа автора со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета попробуем обозначить наиболее существенные педагогические условия формирования готовности студентов - будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования:
1. Одним из важных условий является отбор наиболее подходящих для работы с дошкольниками студентов до того, как они начнут непосредственно реализовывать программы данного направления. Для этой цели мы предлагаем работу студентам в группах пред-школьного образования детей в качестве волонтеров. На данном этапе студенты проводят праздники, организуют досуг дошкольников во время перемен. В процессе такой деятельности студенты осознают свои возможности и собственную готовность к сотрудничеству с дошкольниками с учетом проявленных ими возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Необходимым условием качественной подготовки педагогов является обучение студентов непосредственно в группах предшкольного образования. Раннее включение будущих педагогов в профессионально-практическую деятельность целесообразно осуществлять поэтапно. В силу важности этих этапов укажем их последовательность и некоторые их особенности.
Первый этап связан с посещением студентами занятий в предшколе с последующим их анализом. Анализ занятий дает основание для осмысления опыта специалистов уже с точки зрения его преломления в собственную педагогическую деятельность.
Второй этап посвящен анализу различных инновационных программ с точки зрения особенностей структуры, специфичности их содержания, методов реализации.
На третьем этапе происходит наблюдение за деятельностью опытных педагогов в процессе их общения с детьми и родителями. Этот этап необходим для анализа педагогических ситуаций, обоснованности выбора вариантов их решения в контексте гуманной педагогики.
Четвертый этап связан с составлением собственных развивающих программ предшколь-ного образования с последующим совместным анализом с педагогом-консультантом.
Далее, на пятом этапе, студенты могут проводить в присутствии педагога пробные занятия с дошкольниками. Здесь происходит окончательное осознание своего профессионального соответствия потребностям дошкольников.
И только после такого глубокого осмысления своих профессиональных компетенций на последнем, шестом, этапе происходит самостоятельная реализация программ предшколь-ного образования.
3. Несмотря на важность соблюдения необходимости поэтапного включения студентов в профессиональную деятельность, все-таки наиболее эффективным условием подготовки педагогов предшкольного образования следует отметить наставничество. В нашем понимании наставничество предполагает всемерную помощь молодому педагогу, заключающуюся не только в посещении занятий, но и разработке программ, технологических карт, подробном обсуждении совместной с детьми деятельности, а также (и это очень важно) анализе ситуаций, возникающих между детьми, детьми и педагогами, родителями и детьми, педагогами и родителями. Наставничество в нашем случае - оказание консультационной, практической и аналитической помощи молодым педагогам - осуществляется не фрагментарно, от случая к случаю, и даже не только в случае обращения самих молодых педагогов, а на протяжении всего учебного года. И в результате, как показывают наши наблюдения, именно наставничество может привести к существенному улучшению подготовки специалистов в области предшкольного образования.
Соблюдение данных условий формирования готовности студентов к реализации программ предшкольного образования педагогически обоснованно и целесообразно. В результате, как показывает опыт нашей деятельности, студенты педагогического вуза определяют позиции, во-первых, как «теоретики» - развивают профессиональные знания в области
педагогики и психологии; приобретают представления о программном обеспечении пред-школы; изучают принципы и нормы педагогической деятельности в данной области. Во-вторых, как «практики» - овладевают системой инновационных средств, методов приемов, технологий, позволяющих нестандартным способом реализовать программы на основе гуманистических принципов, овладеть прикладными навыками. И, в-третьих, как «исследователи» - приобретают систему способов анализа и изучения собственной педагогической деятельности, обобщения и оценки опыта предшколы на основе проектирования педагогических программ.
Список литературы
1. Вахитова Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 9-13.
2. Каргина Е. М. Фундаментализм и специализация как основания профилизации образовательной среды в вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 48-54.
3. Никитина Л. А. Инновационное развитие образования как условие изменения задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 14-19.
4. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 194-197.
5. Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во ГГПИ, 1991. 128 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http:// docs.cntd.ru>document/902200015
7. Вахитова Г. Х. Полисубъектное взаимодействие в контексте предшкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). C. 71-75.
8. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. М.: Рус. яз., 1989. 750 с.
10. Никитина Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2001. 427 с.
11. Дуранов М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация: моногр. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2009. 365 с.
12. Ерецкий М. И., Кудаев М. Р. Введение в системно-структурную концепцию дидактики // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: сб. науч. тр. Майкоп: АТУ, 1997. Вып. 2. С. 83-101.
13. Боровская С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1999. 175 с.
Вахитова Г. Х., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: galija2000@mail.ru
Материал поступил в редакцию 13.01.2015. G. Kh. Vakhitova
CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT PROGRAMS OF PRESCHOOL EDUCATION
The article actualizes the problem of training specialists in the field of preschool education. Focuses on the training of teachers in accordance with the regulatory requirements outlined in the Federal standards as higher professional and pre-school education. Focuses on teacher training in accordance with regulatory requirements defined in the Federal standards
as higher professional and pre-school education. Training of highly qualified specialists is provided when creating the necessary pedagogical conditions. Examines in detail the concepts associated with the indicated problem. The author described the most significant pedagogical conditions of formation of readiness of students - future teachers to implement programs of preschool education.
Key words: pedagogical conditions, preschool education, training of specialists, professional activity of students.
References
1. Vahitova G. Kh. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty kompetentnostnogo podkhoda v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Psychological and educational aspects of competent approach in the system of higher professional education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 10 (112), pp. 9-13 (in Russian).
2. Kargina E. M. Fundamentalizm i spetsializatsiya kak osnovaniya profilizatsii obrazovatel'noy sredy v vuze [Fundamentalism and specialization as the basis of profilisation the educational environment in higher school]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 4 (6), pp. 48-54 (in Russian).
3. Nikitina L. A. Innovatsionnoe razvitie obrazovaniya kak uslovie izmeneniya zadach metodicheskoy podgotovki studentov v pedagogicheskom vuze [Innovative development of education as a condition for changein the tasks of methodical preparation of students at pedagogical university]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 14-19 (in Russian).
4. Pozdeeva S. I. Osobennosti gumanitarnogo upravleniya innovaciyami dlya stanovleniya professionalizma pedagoga nachal'-noy shkoly [The humanitarian features of innovate for the teacher competence formation at primary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 9 (137), pp. 194-196 (in Russian).
5. Yakovleva N. M. Podgotovka studentov k tvorcheskoy vospitatel'noy deyatel'nosti [Preparing students for creative and educational activities]. Chelyabinsk, GSPI Publ., 1991. 128 p.
6. Federal state educational standard of higher professional education. URL: http://docs.cntd.ru>document/ 902200015 (in Russian).
7. Vahitova G. H. Polisub"ektnoe vzaimodeystvie v kontekste predshkol'nogo obrazovaniya [Polysubjective interaction in the context of preschool education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp. 71-75 (in Russian).
8. Filosofskiy slovar' [Philosophical dictionary]. Ed. by I. T. Frolov. Moscow, Respublika Publ., 2001. 719 p. (in Russian).
9. Ozhegov S. I. Slovar'russkogoyazyka [Russian dictionary]. Ed. by N. Yu. Shvedova. Moscow, Rus. yazyk Publ., 1989. 750 p. (in Russian).
10. Nikitina E. Yu. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k upravleniyu differentsiatsiey obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk [Theory and practice of preparation of future teachers to the management of differentiated education. Dis. doct. of pedagogical sci.]. Chelyabinsk, 2001. 427 p. (in Russian).
11. Duranov M. E. Pedagogicheskiy protsess i pedagogicheskaya deyatel'nost': problemy, issledovanie i organizatsiya: mono-grafiya [Educational process and educational activities, issues and research organization: monograph]. Moscow, Gumani-tarnyy izd. tsentr "VLADOS" Publ., 2009. 365 p. (in Russian).
12. Eretskiy M. I., Kudaev M. R. Vvedenie v sistemno-strukturnuyu kontseptsiyu didaktiki [Introduction to systemic structural concept didactics]. Sb. nauch. tr. "Problemy doshkol'noy, shkol'noy i vuzovskoy pedagogiki" [Problems of preschool, school and university pedagogy: collection of scientific papers]. Maikop, ATU Publ., 1997. Vol. 2. Pp. 83-101 (in Russian).
13. Borovskaya S. V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya effektivnosti professional'no-tvorcheskoy samoobrazovatel'noy deyatel'nosti budushchego uchitelya: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of increase of efficiency of professional creative self-educational activity of the future teacher. Dis. doct. of pedagogical sci.]. Chelyabinsk, 1999. 175 p. (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: galija2000@mail.ru