Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2018. 8 (197)
УДК 373. 292
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-8-140-143
ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ*
Г. Х. Вахитова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается специфика организации наставнической деятельности со студентами, включенными в квазипрофессиональную деятельность. Описываются особенности полисубъектного взаимодействия наставника с будущими педагогами на этапе их вхождения в профессиональную деятельность. Отмечается, что поли-субъектность требует ориентации на сотрудничество, сотворчество в совместной педагогической деятельности на качественно высоком уровне профессионализма наставника. Данное положение дает основание для детализации разных типов отношений между опытным педагогом - преподавателем вуза и молодыми специалистами. Делается вывод о том, что заданные векторные взаимоотношения в контексте полисубъектного взаимодействия в предшкольном образовании помогут решить проблемы успешной профессионализации будущих педагогов уже на студенческой скамье.
Ключевые слова: наставническая деятельность, наставник, полисубъектное взаимодействие, молодой специалист, предшкольное образование.
Постановка проблемы. Постоянные преобразования, модифицирующие социально-экономическую сферу, как правило, становятся следствием изменений образа жизни и качества развития современных детей, в том числе дошкольников. Современный дошкольник, владеющий различными гаджетами на уровне качественного пользователя, - явление, часто встречающееся в реальной жизни. К сожалению, данные факты свидетельствуют о снижении уровня «живого» общения со сверстниками и взрослыми. В свою очередь, обеднение «живого» общения приводит к отставанию ребенка в развитии речи, снижению его любознательности, творческого воображения, к недостаточной сформированности мелкой моторики, графических навыков, психомоторного развития, вызывает нарушения в эмоционально-волевой сфере, проявляющиеся в агрессивном поведении. Все это создает в дальнейшем затруднения при реализации ФГОС НОО [1], который строится на основе си-стемно-деятельностного подхода. Такое положение обязывает педагогов организовывать образовательный процесс дошкольников на более высоком качественном уровне. Решение данной проблемы обязывает в первую очередь самого педагога пред-школьного образования овладеть умением выстраивать открытое диалогичное общение со всеми участниками образовательного процесса. Формирование коммуникативных качеств у будущего педагога, на наш взгляд, может быть обеспечено ни столько в закрытой студенческой аудитории, сколько в продуманной организации наставнической деятельности [2-4].
Пути решения проблемы. Организуя наставническую деятельность, мы исходим из понимания, во-первых, что само наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация, целью которой является оказание помощи в профессиональной адаптации [4]. Для студента, который еще не в полной мере изучил педагогическую теорию и методику преподавания, - это очень сложный процесс, основанный на привыкании к условиям и режиму труда, содержанию новой деятельности, детскому и педагогическому коллективу. Во-вторых, опыт работы автора в качестве наставника показал, что для оказания всемерной поддержки на этапе вхождения в профессиональную деятельность более результативным является сотрудничество, основанное на полисубъектном взаимодействии [5-7].
Кратко поясним особенности полисубъектного взаимодействия наставника и будущего молодого специалиста, включенного в квазипрофессиональную деятельность. Многолетняя практика организации автором в данном направлении наставнической деятельности свидетельствует, что:
1) полисубъектность требует ориентации на сотрудничество, сотворчество в совместной педагогической деятельности на качественно высоком уровне профессионализма наставника;
2) полисубъектность направлена на достижение общего значимого результата и для самого наставника, и для его молодого коллеги;
3) причем надо отметить, что наиболее высокий эффект достижения положительных результатов в профессионализации студентов - будущих педагогов можно получить при взаимодействии в контек-
* Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства образования и науки РФ пр . № 27 .7674.2017 / Б4 .
сте «педагог-наставник ^ руководитель группы коллег», а не в контексте «педагог-наставник ^ малая группа». Именно при данном типе взаимодействия каждый студент, уже активно реализующий программы предшкольного образования, осознает себя в полной мере субъектом развивающейся общности целостного полисубъекта. Более детально рассмотрим особенности данного типа взаимодействия на примере организации предшкольного образования на базе факультета дошкольного и начального образования Томского государственного педагогического университета. В случае организации данного типа взаимоотношения наставник должен создавать образовательную среду для полисубъектного взаимодействия, в которой задаются три вектора отношений:
1. Студент-субъект - Наставник.
В данном случае делается акцент на индивидуально-личностные особенности студентов, заявляющих о себе как субъекты деятельности. Для профессионального роста будущих педагогов данный тип отношений важен, так как здесь заложены возможности для личностного саморазвития. Поскольку здесь делается акцент на личностно ориентированную парадигму, наставнику необходимо конструктивно выстраивать взаимоотношения с начинающими коллегами в ситуации их неуспеха, когда молодые специалисты испытывают те или иные профессиональные затруднения. Приведем пример: студентка, с большим желанием решившая начать работать с дошкольниками, собравшая много материала для практической деятельности, создавшая картотеку игр, при первой встрече с детьми испытывает страх, не может их организовать для совместной деятельности. После занятия у молодого педагога недоумение: «Ну, почему у Вас все легко получилось, а у меня нет, я же все продумала, я готовилась! Из меня, наверно, не получится педагог?!». В данном случае, естественно, не надо торопиться делать никаких выводов, исходя из особенностей подопечного, рано устраивать «разбор полетов». Разумнее всего поддержать улыбкой, выразить надежду, что успехи еще впереди.
2. Студент-полисубъект - представитель студенческого коллектива - Наставник.
При этом типе отношений наставник выступает представителем профессионально-педагогического сообщества, а студенты выполняют некую противоположную роль обучающихся. Но и в данном
случае противоположность проявляется неявно: для студентов опытный педагог является единомышленником. Передача знаний будущим педагогам происходит опосредованно с опорой на реальные истории, события из прошлого опыта, демонстрацию показательных примеров общения с детьми и их родителями, решения проблем, возникающих в нестандартной ситуации.Такое опосредованное обучение помогает сохранять доверительные отношения между наставником и представителями студенчества.
3. Студент-полисубъект - представитель педагогического вуза - Они.
В данном случае студент включается в общность преподавателей, а под категорией «Они» понимается общность родителей, детей, любых других коллективов, которые могут быть как дружественными, так и конкурентными, противостоящими. Именно эти отношения формируют у студента необходимость осознанного выполнения роли педагога. При этом у молодого специалиста происходит личностное осознание себя как представителя взрослого педагогического сообщества, несущего в полной мере ответственность за свои профессиональные действия. При этом типе отношений наставник уже может делегировать часть полномочий молодому коллеге, что способствует формированию у него профессиональной ответственности. Например, наставник может дать поручение молодым коллегам составить сценарий праздника, организовать взаимопосещение занятий и т. д.
Выводы. По нашему убеждению, именно пред-школьное образование требует качественной профессиональной подготовки будущих педагогов, поскольку дошкольники - представители базового возраста, в котором формируются ценностные личностные установки. Организация наставничества в контексте полисубъектного взаимодействия направлена на формирование готовности студентов -будущих педагогов к сотрудничеству с современными дошкольниками на ином качественном уровне. При этом важно использовать разные модели и способы взаимодействия наставников и подопечных, в том числе и инновационные способы [8-10].
Мы полагаем, организация наставничества в контексте полисубъектного взаимодействия в пред-школьном образовании поможет решить проблемы успешной профессионализации уже на студенческой скамье.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . М .: Просвещение, 2010 . 31 с .
2 . Вахитова Г . Х . Условия формирования готовности студентов - будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования
// Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 2 (8) . С . 24-29 .
3 . Куликова Т . А ., Пронина Н . А . Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестник Томского гос .
пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2018 . Вып . 3 (192) . С . 84-90 .
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 8 (197)
4 . Поздеева С . И . Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-
педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2017 . № 2 (16) . С . 87-91.
5 . Вахитова Г. Х. Полисубъектное взаимодействие в контексте предшкольного образования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU
Bulletin) . 2013 . Вып . 13 (141) . C. 71-75 .
6 . Вачков И . В . Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии . 2007 . № 3 . С . 16-29 .
7 . Поздеева С .И .Организация наставничества как сопровождения профессионального развития молодого педагога в школе // Сибирский
учитель . 2017 . № 2 (111) .С .34-38.
8 . Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в школе: управление и становление / под ред . Г . Н . Прозу-
ментовой, С . И . Поздеевой . Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015 . Кн . 7 . 288 с .
9 . Вахитова Г . Х . Роль наставничества в профессиональном становлении будущих педагогов предшкольного образования // Сб . материа-
лов XVIII Международной науч . -практ . конф . «Инновации и традиции педагогической науки» . Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018 . С . 92-96 .
10 . Круглова И . В . Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф .... канд . пед . наук. М ., 2007 .
Вахитова Галия Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.09.2018.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-140-143
ORGANIZATION OF MENTORING IN THE CONTEXT OF POLYSUBJECT INTERACTION IN PRESCHOOL EDUCATION
G. K. Vakhitova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article considers the specificity of the organization of mentoring activities with students involved in quasiprofessional activities. The peculiarities of polysubjective interaction of a mentor with future teachers at the stage of their entry into professional activity are described. It is noted that polysubjectivity requires orientation toward cooperation, co-creation in joint pedagogical activity at a qualitatively high level of a mentor's professionalism. Mentoring is understood as a permanent dialogue and interpersonal communication that is aimed at professional adaptation of a young specialist. This provision serves as the basis for detailing different types of relations between an experienced university teacher and young specialists. It is concluded that the given vector of relationships in the context of poly-subject interaction in preschool education will help solve the problems of successful professionalization of future teachers already on the student bench. The author proves that the cooperation based on the polysubject approach is more effective in organizing the mentor's activities. This approach provides the development of professional competencies for future teachers and educators and their motivation for communication with children, parents and colleagues. The author suggests that the organization of mentoring activities at pedagogical university is actual for all profiles of future teacher training and not only in preschool education.
Key words: mentoring activities, mentor, polysubject interaction, young specialist, preschool education.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary education] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 2010 . 31 p . (in Russian) .
2 . Vakhitova G . Kh . Usloviya formirovaniya gotovnosti studentov - budushchikh pedagogov k realizatsii programm predshkol'nogo obrazovaniya
[Conditions of formation of readiness of students - future teachers to implement programs of preschool education] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no . 2 (8), pp . 24-29 (in Russian) .
3 . Kulikova T. A. , Pronina N . A . Formirovaniye gotovnosti budushchego pedagoga k professional'noy deyatel'nosti [Formation of readiness of future
teachers to professional activity] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, no . 3 (192), pp . 84-90 (in Russian) .
4 . Pozdeeva S . I . Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoye soprovozhdeniye molodogo spetsialista: modeli i tipy nastavnichestva [Supervision as an
activity-support of a young specialist: supervision models and types] Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no . 2 (16), pp . 87-91 (in Russian) .
5 . Vakhitova G . Kh . Polisub"ektnoye vzaimodeystviye v kontekste predshkol'nogo obrazovaniya [Polysubjective interaction in the context of preschool
education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp . 71-75 (in Russian) .
6 . Vachkov I . V. Polisub''ektnyy podkhod k pedagogicheskomu vzaimodeystviyu [Multisubiect approach to pedagogic interaction] . Voprosy
psikhologii- Voprosy Psychologii, 2007, no 3 . pp . 16-29 (in Russian) .
7 . Pozdeeva S . I . Organizatsiya nastavnichestva kak soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga v shkole [Supervision as
support of young teacher professional development at school] . Sibirskiy uchitel'- Siberian teacher, 2017, no . 2(111), pp . 34-38 (in Russian) .
8 . Obrazovatel'noye soderzhaniye sovmestnoy deyatel'nosti vzroslykh i detey v shkole: upravleniye i stanovleniye. Pod red . G . N . Prozumentovoy,
S . I . Pozdeevoy. Kniga 7 [Educational content of the joint activity of adults and children in the school: management and formation . Ed . by G . N . Prozumentova, S . I . Pozdeeva . Book 7] . Tomsk, Tomsk TsNTI Publ . , 2015. 288 p . (in Russian) .
9 . Vakhitova G . Kh . Rol' nastavnichestva v professional'nom stanovlenii budushchikh pedagogov predshkol'nogo obrazovaniya [The role of
mentoring in the professional development of future teachers of pre-school education] . Sbornik materialov XVIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Innovatsii i traditsii pedagogicheskoy nauki" [The collection of materials of the XVIII International scientific and practical conference "Innovations and traditions of pedagogical science"] . Kirov, 2018 . Pp . 92-96 (in Russian) .
10 . Kruglova I . V. Nastavnichestvo kak usloviye professional'nogo stanovleniya molodogo uchitelya. Avtoref. dis . kand . ped . nauk [Mentoring as a
condition for the professional development of a young teacher. Abstract of thesis cand . ped . sci . ] . Moscow, 2007 (in Russian) .
Vakhitova G. K., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]