ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА
СТУДЕНТОВ
УДК 373.29
Г. Х. Вахитова
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается квазипрофессиональная деятельность, организуемая в рамках контекстного обучения как возможность формирования профессионально-педагогических компетенций студентов. Показано место квазипрофессиональной деятельности в поэтапной профессиональной подготовке будущих специалистов. Указаны задачи кабинета квазипрофессиональной деятельности по предшкольному образованию детей. Рассмотрение данных задач объясняется убеждением автора в том, что квазипрофессиональная модель обучения в полной мере может быть реализована не только в учебных аудиториях, но и в других практико-ориентированных образовательных пространствах высшей школы. В результате поэтапного включения будущих специалистов в контекстную квазипрофессиональную деятельность у студентов педагогического вуза формируются необходимые базовые компетенции.
Ключевые слова: предшкольное образование, квазипрофессиональная деятельность, моделирование, контекстное обучение, профессионально-педагогические компетенции.
Современная система профессионального педагогического образования ориентирована на формирование целого ряда компетенций у будущего специалиста. Одним из приоритетных направлений реализации данного подхода является контекстное обучение. В данном случае рассматривается понятие «контекст» в соответствии с этимологией (лат. сontextus) как тесная связь, сцепление, сплетение. Детально исследуя данное понятие, А. А. Вербицкий определяет его как обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста [1]. Такое рассмотрение не противоречит характеристике, данной в педагогической энциклопедии, где разъясняется, что контекстное обучение - обучение профессионально ориентированное. Все знания при этом даются и изучаются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью. Общей основой различных методик становится профессиональный контекст [2]. Основная цель контекстного обучения -формирование в рамках учебной деятельности обучающегося его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста. Именно этой цели соответствует квазипрофессиональная деятельность студентов, организуемая в рамках контекстного обучения.
В исследовании разработана и реализуется в образовательном процессе педагогического факультета Томского государственного педагогиче-
ского университета (ТГПУ) квазипрофессиональная модель обучения, направленная на формирование деятельностных компетенций в области пред-школьного образования студентов - будущих педагогов. Понимание, что данная модель в полной мере может быть реализована не только в учебных аудиториях, но и в других практико-ориентирован-ных образовательных пространствах, обусловило создание на факультете кабинета квазипрофессиональной деятельности по предшкольному образованию детей. Специфика кабинета заключается во внеаудиторной реализации образовательных программ факультета, поэтому в его задачи входит обеспечение условий:
- для проведения практических занятий по дисциплинам, предусмотренным учебными планами соответствующих направлений подготовки;
- проведения исследований студентами в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций;
- выполнения исследований в ходе производственных практик обучающихся;
- самостоятельной работы бакалавров, магистров.
Перечисленные задачи связаны с современными требованиями к профессиональной подготовке будущего учителя и направлены на формирование профессионально-педагогических компетенций. В свою очередь, присвоение компетенций будущими педагогами, на взгляд авторов, будет успешным при опоре на квазипрофессиональную деятельность, которая основана прежде всего на модели-
Г. Х. Вахитова. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов.
ровании, создании реальных педагогических ситуаций. При этом во многих психолого-педагогических исследованиях (Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий, С. И. Поздеева, Ж. С. Фрицко) квазипрофессиональная деятельность рассматривается как связующее звено между учебной и профессиональной деятельностью, которая осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе за счет переживания опыта и связанных с ним проблем будущей трудовой деятельности. Очень важно добавить, что такое понимание основано на взаимодействии и предполагает постоянный контакт студентов, преподавателей и специалистов-практиков [3]. Следовательно, квазипрофессиональная деятельность студентов по форме учебная, а по содержанию профессиональная. Уместно показать место квазипрофессиональной деятельности в поэтапной профессиональной подготовке будущих специалистов (см. таблицу).
Этапы профессиональной подготовки педагога
Аспекты профессиональной подготовки Содержание деятельности
1-й этап обучения - учебная деятельность
Академическое (теоретическое) обучение (лекции, семинары) Трансляция и усвоение информации
2-й этап обучения - квазипрофессиональная деятельность
Теоретическое обучение с элементами практики (игровые технологии, проектирование, моделирование) Структурирование целостных фрагментов педагогической деятельности (предметно-технологическое и социально-ролевое содержание)
3-й этап обучения - учебно-профессиональная деятельность
Педагогическая практика, учебно-исследовательская работа П фактическая деятельность, соответствующая нормам профессиональных и социальных отношений
Следует кратко раскрыть особенности каждого из этапов подготовки будущих специалистов, указанных в таблице, на примере освоения студентами педагогического факультета ТГПУ программ дисциплин Б.3.04 «Методика обучения и воспитания в системе предшкольного и начального образования», Б.3.06 «Методика воспитания и обучения» в системе начального и дошкольного образования по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование, начальное образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование, начальное образование и дошкольное образование».
Первый этап направлен на усвоение академических теоретических знаний во время посещения студентами лекционных и семинарских занятий. Второй этап предполагает контекстное обучение, а значит, более осмысленный подход к освоению
указанных программ с посещением кабинета квазипрофессиональной деятельности по предшколь-ному образованию детей. Данный этап включает ряд взаимодополняющих, взаимосвязанных мероприятий, задающих профессиональную ориентацию и организованных в пространстве полисубъектного взаимодействия [4].
Контекстный полисубъектный подход основан, во-первых, на аналитической деятельности студентов в процессе знакомства с особенностями занятий и программ предшколы. Анализ занятий и различных инновационных программ дает основания для осмысления опыта специалистов уже с точки зрения его преломления в собственную педагогическую деятельность. Аналитическая деятельность также связана с фиксацией наблюдений за деятельностью опытных педагогов в процессе их общения с детьми и родителями. Впоследствии эта комплексная аналитическая работа помогает моделировать педагогические ситуации, обосновывать выбор вариантов их решения в контексте гуманной педагогики. Во-вторых, контекстный полисубъектный подход к квазипрофессиональной деятельности будущих специалистов предполагает моделирование собственных развивающих программ предшкольно-го образования с последующим совместным анализом с педагогом-консультантом. Такой продуманный пошаговый процесс снимает у студентов страх и боязнь давать первые пробные, еще в присутствии педагога-наставника, занятия с дошкольниками.
Наблюдения показывают, что именно второй этап обучения студентов, связанный с квазипрофессиональным моделированием, приводит к успешной самостоятельной реализации программ предшкольного образования на третьем этапе, основанном на учебно-профессиональной деятельности. На взгляд авторов, ценность этого этапа заключается в осознании собственного профессионального соответствия потребностям дошкольников.
Важно отметить, собственные многолетние наблюдения показывают, что наряду с результативностью контекстной квазипрофессиональной деятельности студентов в процессе их подготовки к будущему профессиональному труду важное место занимает наставничество [5], которое предполагает всемерную помощь студенту на каждом этапе квазипрофессиональной деятельности, заключающуюся не только в посещении занятий, но и в разработке программ, технологических карт, подробном обсуждении и анализе совместной с детьми деятельности. Именно наставничество может привести к существенному улучшению подготовки специалистов в области педагогического образования.
В результате поэтапного включения будущих специалистов в контекстную квазипрофессиональную
деятельность студенты педагогического вуза как «практики» - овладевают системой инноваци-
осваивают разные позиции, во-первых, как «теоре- онных средств, методов, приемов, технологий.
тики» - развивают профессиональные компетен- В-третьих, как «исследователи» - приобретают си-
ции в области педагогики и психологии; приобре- стему способов анализа и изучения собственной
тают представления о программном обеспечении педагогической деятельности, обобщения и оцен-
предшколы; изучают принципы и нормы педагоги- ки опыта предшколы на основе проектирования
ческой деятельности в данной области. Во-вторых, педагогических программ.
Список литературы
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
2. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
3. Поздеева С. И. Роль позиции педагога в изменении содержания образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 18-21.
4. Вахитова Г. Х. Полисубъектное взаимодействие в контексте предшкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 71-75.
5. Вахитова Г. Х. Особенности подготовки педагога предшкольного образования на основе компетентностного образования // Материалы Республ. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Реализация идей компетентностно ориентированного образования: проблемы, поиски, решения». Усть-Каменогорск, 2013. С. 173-177.
Вахитова Г. Х., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.02.2016.
G. Kh. Vakhitova
QUASIPROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATION
Consideres quasiprofessional activities organized in the framework of contextual learning, as the possibility of formation of professional pedagogical competence of students. Shows the place of quasiprofessional activities in gradual professional training of future specialists. Points out the tasks of the Cabinet of quasiprofessional activities for pre-school children. Consideration of these tasks is explained by the belief of the author that quasiprofessional learning model can fully be realized not only in classrooms but also in other practice-oriented educational spaces. As a result of gradual inclusion of future specialists in the context quasiprofessional activity the students of pedagogical university form the necessary basic competence.
Key words: pre-school education, quasiprofessional activities, modeling, contextual learning, professional pedagogical competence.
References
1. Verbitsky А. А. Aktivnoye obucheniye v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod: metod. posobiye [Active learning in higher school: the contextual approach]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991. 207 p. (in Russian).
2. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy: Large modern encyclopedia]. Sost. E. S. Rapatsevich. Minsk, Sovremennoye slovo Publ., 2005. 720 p. (in Russian).
3. Pozdeeva S. I. Rol' pozitsii pedagoga v izmenenii soderzhaniya obrazovaniya [Role of the position of the teacher in changing the content of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2005, vol. 2 (46), pp. 18-21 (in Russian).
4. Vakhitova G. Kh. Polisub'ektnoye vzaimodeystviye v kontekste predshkol'nogo obrazovaniya [Polysubject interaction in the context of preschool education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 13 (141), pp. 71-75 (in Russian).
5. Vakhitova G. Kh. Osobennosti podgotovki pedagoga predshkol'nogo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo obrazovaniya [Features of preparation of the teacher of preschool education on the basis of competence education]. Materialy Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem "Realizatsiya idey kompetentnostno orientirovannogo obrazovaniya: problemy, poiski, resheniya" [Materials of the Republic scientific-practical conference with the international participation "Implementing ideas of the competence-oriented education: problems, searches, solutions"]. Ust'-Kamenogorsk, 2013. Pp. 173-177 (in Russian).
Vakhitova G. Kh.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]