Научная статья на тему 'К вопросу о формировании ценностно-смыслового содержания понятия «Предшкольное образование»'

К вопросу о формировании ценностно-смыслового содержания понятия «Предшкольное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL EDUCATION / PEDAGOGICAL DISCOURSE / VALUE-SEMANTIC CONTENT / ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахитова Галия Хамитовна

Указывается, что участники современного процесса предшкольного образования детей, имеющие разнородный социальный опыт, могут по-разному транслировать содержательную ценностно-смысловую составляющую педагогического понятия «предшкольное образование». В результате общения субъекты коммуникации могут искажать смысловое содержание научного понятия. Данное положение определяет принципиальную позицию автора о необходимости проектирования педагогического дискурса будущими специалистами. Включение студентов будущих педагогов в практическую коммуникативную среду субъектов предшколы с помощью квазипрофессиональной деятельности поможет им определить ценностно-смысловое содержание предшкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF FORMATION OF VALUE-SEMANTIC CONTENT OF THE TERM «PRESCHOOL EDUCATION»

Despite the considerable number of works devoted to studying of problems of preschool education, the question of value-semantic content of the concept, its specificity and peculiarities of formation to date is poorly understood. Many scientists, researchers for a detailed description of the specifics, typical characteristics and indicate the semantic content of scientific concepts use the term «discourse». Based on the understanding that preschool education is one of the links in the structure of General education can be considered the preschool discourse as an integral part of the educational discourse. Тhe understanding that preschool education is one of the links in the structure of General education can be considered the preschool discourse as an integral part of the educational discourse. Indicated that participants in the contemporary process of preschool education of children with diverse social experience, can broadcast a meaningful value-semantic component of the pedagogical concept of «preschool education». As a result of communication the subject of communication can distort the meaning of scientific concepts. This provision defines the principle position of the author about the need to design pedagogical discourse of future specialists. The inclusion of students future teachers in practical communicative environment of the subjects of preschool education with the help of quasiprofessional activity will help them identify value-semantic content of preschool education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании ценностно-смыслового содержания понятия «Предшкольное образование»»

УДК 373.29

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Г. Х. Вахитова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Указывается, что участники современного процесса предшкольного образования детей, имеющие разнородный социальный опыт, могут по-разному транслировать содержательную ценностно-смысловую составляющую педагогического понятия «предшкольное образование». В результате общения субъекты коммуникации могут искажать смысловое содержание научного понятия. Данное положение определяет принципиальную позицию автора о необходимости проектирования педагогического дискурса будущими специалистами. Включение студентов - будущих педагогов в практическую коммуникативную среду субъектов предшколы с помощью квазипрофессиональной деятельности поможет им определить ценностно-смысловое содержание пред-школьного образования.

Ключевые слова: предшкольное образование, педагогический дискурс, ценностно-смысловое содержание.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению проблем предшкольного образования, вопрос о ценностно-смысловом содержании самого понятия, его специфичности и особенностях формирования на сегодняшний день является малоизученным. Многие ученые-исследователи для детального описания специфики, типологических особенностей и указания смыслового содержания научного понятия используют термин «дискурс». В современной научной литературе существуют разные мнения на определения ключевых понятий «педагогический дискурс» и «образовательный дискурс». Одни исследователи рассматривают их как синонимы, другие указывают на то, что эти понятия являются близкими, но не тождественными. Вопрос о разграничении данных понятий и позиционировании одного из них как более широкого, включающего другое (исходя из соотнесения понятий «образование» и «педагогика»), является открытым. Надо сказать, что и само понятие «дискурс» в научной литературе рассматривается весьма неоднозначно. Дискурс - социально обусловленная организация системы речи, а также определенные принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени [1].

Исходя из понимания, что предшкольное образование является одним из звеньев в структуре общего образования, можно рассматривать пред-школьный дискурс как составную часть образовательного дискурса. В логике данного исследования важно указать особенность педагогического дискурса. Из множества существующих определений в научной литературе идее автора созвучно понятие Т. В. Ежовой. В ее интерпретации педагогический дискурс - это объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой комму-

никации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде вуза [2]. Согласившись с мнением ученого о том, что для наполнения ценностно-смысловым содержанием научного понятия необходима система коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде высшего учебного заведения, отметим, что проектирование его - процесс достаточно сложный. Сложность данного процесса объясняется тем, что коммуникация субъектов предшкольного образования сама по себе не может наполнять смысловым содержанием научное понятие. Для этого коммуникативный процесс необходимо не только сознательно организовывать, но (и это главное) управлять им. В противном случае, как показывает практика, понятие «предшкольное образование» как любое другое научное понятие часто может искажаться, интерпретироваться субъектами коммуникации в соответствии с их жизненным опытом и, как следствие, не соответствовать нормативно-правовым основам.

Участники современного процесса предшколь-ного образования детей (педагоги, родители, в данном случае и студенты), имеющие разнородный социальный опыт, по-разному транслируют содержательную ценностно-смысловую составляющую педагогического понятия «предшкольное образование». Так, родители (80 % респондентов) в ценностно-смысловую характеристику анализируемого дискурса вкладывают успешность подготовленности ребенка к школе, а именно: умение читать, писать и считать. Такая логика вполне объяснима: родителей прежде всего волнует «завтрашняя» школьная жизнь ребенка, его адаптация в новом образовательном учреждении, достижения в учебе. Для многих родителей вопрос о необходимости овладения ребенком предшкольного возраста куль-

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2017. 1 (178)

турных достояний, ценностей общества в данный период жизни еще не актуален. Можно предположить, что такое отношение к содержательной стороне дискурса «предшкольное образование» свидетельствует о неосведомленности родителей о нормативно-правовом положении современного дошкольного образования. К сожалению, в профессиональном сообществе педагогов дошкольных учреждений мнение об идентичности процессов подготовки к школе и содержании предшкольного образования - явление нередкое. Среди 584 работников дошкольных учреждений, проходивших курсы переподготовки в Томском государственном педагогическом университете, такое мнение было выявлено у 69 % опрошенных.

Полученные данные свидетельствуют о явной деформации понятия «предшкольное образование», об утрате его ценностно-смыслового содержания. В свою очередь, искажение рассматриваемого понятия может стать причиной снижения самоценности детства, а значит, и нарушения логики естественного развития ребенка.

Такое положение обязывает уделить пристальное внимание формированию у участников предшколы (родителей, педагогов, студентов) ценностно-смыслового содержания прежде всего самого понятия «предшкольное образование». Многие исследователи, в том числе и разработчики стандарта дошкольного образования (А. Г. Асмолов, М. М. Безруких, А. Г. Гогоберидзе, О. А. Скоролупова, Н. В. Федина и др.), в ценностно-смысловое содержание пред-школьного образования включают те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

- его социальное развитие, т. е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

- культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

- познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность [3].

Такой подход к определению содержательной стороны предшколы радикально меняет отношение субъектов данного образования к его результатам. Ценным становится не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира. До-

бавим, именно такое понимание ценностно-смыслового содержания предшкольного образования определяет приоритетную задачу воспитания и обучения детей на данном возрастном этапе «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [4-6].

Решение этой приоритетной задачи предшколы потребует высокого профессионализма педагогов [7, 8]. В связи с этим очень важно понимание того, что приобщение к проектированию педагогического дискурса «предшкольное образование» необходимо начинать не в процессе профессиональной деятельности, а значительно раньше, еще на этапе подготовки к будущей педагогической деятельности. Как показывают многолетние наблюдения, включение студентов в осознанное проектирование педагогического дискурса способствует формированию опережающего педагогического опыта в соответствии с нормами культуросообразной деятельности и поможет им в будущем профессионально выстраивать и оценивать любой дискурс, в том числе и авторский. В ходе педагогического образования очень важно содержательную характеристику опыта студентов (понятийно-терминологический аппарат, педагогически адаптированная система знаний, педагогические технологии, профессиональные компетенции и пр.) преобразовать в личностную педагогическую культуру будущего специалиста. Важно заметить, для такого преобразования недостаточно только учебных аудиторных занятий. Для наполнения ценностно-смысловым содержанием научного понятия, в данном случае «предшкольное образование», необходимо последовательное вовлечение будущих педагогов в практическую коммуникативную среду субъектов предшколы.

В исследовании вовлечению студентов в коммуникативную среду субъектов предшкольного образования помогает разработанная и реализуемая в образовательном процессе факультета дошкольного и начального образования ТГПУ квазипрофессиональная модель обучения. Понимание, что данная модель в полной мере может быть реализована не только в учебных аудиториях, но и в других пра-ктико-ориентированных образовательных пространствах, обусловило создание на факультете кабинета квазипрофессиональной деятельности по предшкольному образованию детей. Специфика кабинета заключается во внеаудиторной реализации образовательных программ факультета, поэтому в его задачи входит обеспечение условий для:

- проведения практических занятий по дисциплинам, предусмотренным учебными планами соответствующих направлений подготовки;

- проведения исследований студентами в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций;

- выполнения исследований в ходе производственных практик обучающихся;

- самостоятельной работы бакалавров, магистров [9].

Перечисленные задачи связаны с современными требованиями к профессиональной подготовке будущего учителя и направлены на формирование профессионально-педагогических компетенций. В свою очередь присвоение компетенций будущими педагогами, на авторский взгляд, будет успешным при опоре на квазипрофессиональную деятельность, которая основана прежде всего на моделировании, создании реальных педагогических ситуаций. И именно такая логика структурирования образовательного процесса будущих педаго-

гов имеет ценностно-смысловую значимость для проектирования и оценки ими предшкольного дискурса. Необходимо отметить, что во многих современных психолого-педагогических исследованиях (Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий, C. И. Поздеева, Ж. С. Фрицко) квазипрофессиональная деятельность рассматривается как связующее звено между учебной и профессиональной деятельностью, которая осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе за счет переживания опыта и связанных с ним проблем будущей трудовой деятельности. Очень важно добавить, что такое понимание основано на взаимодействии и предполагает постоянный контакт студентов, преподавателей, родителей и специалистов-практиков [10]. И только такое взаимодействие является основой для формирования у студентов опережающего опыта в проектировании и оценке содержательной составляющей педагогического дискурса «предшкольное образование».

Список литературы

1. Лингвистический энциклопедический словарь М .: Директмедиа Паблишинг, 2008 . 5987 с .

2 . Ежова Т . В . Педагогический дискурс и его проектирование // Интернет-журнал «Эйдос» . 2007 . 30 сентября .

3 . Гогоберидзе А. Г ., Деркунская В . А . Дошкольное детство как социокультуный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский

сад: теория и практика . 2011. № 1. С . 6-11.

4 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . URL: http://www. rg . ru/2013/11/25/doshk-standart-

dok . html (дата обращения: 19 .08.2016) .

5 . Смолеусова Т. В . Актуальные вопросы внедрения ФГОС // Вестн . Новосибирского гос. пед . ун-та . 2014 . № 5 . С . 42-48.

6 . Смолеусова Т . В . ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, образовании // Вестн . Новосибирского гос. пед .

ун-та . 2015 . № 1.С .7-19 .

7 . Асаева И . Н . Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов // Известия РГПУ им .

А . И . Герцена . 2009 . № 112 . С . 79-87 .

8 . Королева С . В . Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации // Педагогическое

образование в России . 2014 . № 1. С . 31-34

9 . Вахитова Г . Х . Условия формирования готовности студентов - будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования

// Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 2 (8) . С . 24-29 .

10 . Поздеева С . И . Роль позиции педагога в изменении содержания образования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2005 .

Вып . 2 .С . 18-21.

Вахитова Галия Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: galija2000@mail.ru

Материал поступил в редакцию 03.10.2016.

THE QUESTION OF FORMATION OF VALUE-SEMANTIC CONTENT OF THE TERM «PRESCHOOL EDUCATION»

G. K. Vakhitova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

Despite the considerable number of works devoted to studying of problems of preschool education, the question of value-semantic content of the concept, its specificity and peculiarities of formation to date is poorly understood. Many scientists, researchers for a detailed description of the specifics, typical characteristics and indicate the semantic content of scientific concepts use the term «discourse». Based on the understanding that preschool education is one of the links in the structure of General education can be considered the preschool discourse as an integral part of the

Вестник ^m (TSPUBulletin). 2017. 1 (178)

educational discourse. The understanding that preschool education is one of the links in the structure of General education can be considered the preschool discourse as an integral part of the educational discourse. Indicated that participants in the contemporary process of preschool education of children with diverse social experience, can broadcast a meaningful value-semantic component of the pedagogical concept of «preschool education». As a result of communication the subject of communication can distort the meaning of scientific concepts. This provision defines the principle position of the author about the need to design pedagogical discourse of future specialists. The inclusion of students - future teachers in practical communicative environment of the subjects of preschool education with the help of quasiprofessional activity will help them identify value-semantic content of preschool education.

Key words: preschool education, pedagogical discourse, value-semantic content.

References

1. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Linguistic encyclopedic dictionary] . Moscow, Direktmedia Pablishing Publ . , 2008. 5987 p . (in Russian)

2 . Ezhova T. V. Pedagogicheskiy diskurs i ego proektirovaniye [Pedagogical discourse and design] . Internet-zhurnal «Eydos» - Internet-journal

«Eydos», 2007, 30 sentyabrya . (in Russian) .

3 . Gogoberidze A . G ., Derkunskaya V. A. Doshkol'noye detstvo kak sotsiokul'tunyy fenomen i samotsennyy period v zhizni cheloveka [Preschool

childhood as a sociocultural phenomenon and an intrinsically valuable period in human life] . Detskiy sad: teoriya i praktika - Kindergarten: Theory and Practice, 2011, no . 1, pp . 6-11 (in Russian) .

4 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of preschool education] .

URL: http://www.rg .ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (accessed 19 . 08. 2016) (in Russian) .

5 . Smoleusova T. V. Aktual'nye voprosy vnedreniya FGOS [Topical issues of implementation of the FSES] . Vestnik Novosibirskogo pedagogichesk-

ogo universiteta - Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no . 5, pp . 42-48 (in Russian) .

6 . Smoleusova T. V. FGOS doshkol'nogo obrazovaniya: glavnoye v strukture, soderzhanii, obrazovanii [Federal state educational standard of pre-

school education: important in the structure, content, continuity] Vestnik Novosibirskogo pedagogicheskogo universiteta - Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2015, no . 1, pp . 7-19 (in Russian) .

7 . Asaeva I . N . Razvitiye professional'nykh kompetentsiy vospitateley doshkol'nykh uchrezhdeniy raznykh vidov [Development of professional

competencies of preschool institutions of different types] . Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena - IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2009, no . 112, pp . 79-87 (in Russian) .

8 . Koroleva S . V. Modelirovaniye protsessa upravleniya kachestvom v doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Modeling quality management

process in preschool educational organizations] Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2014, no 1, pp . 31-34 (in Russian) .

9 . Vakhitova G . Kh . Usloviya formirovaniya gotovnosti studentov - budushchikh pedagogov k realizatsii programm predshkol'nogo obrazovaniya

[Conditions of formation of readiness of students - future teachers to implement programs of preschool education] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no . 2, pp . 24-29 (in Russian) .

10 . Pozdeeva S . I . Rol' pozitsii pedagoga v izmenenii soderzhaniya obrazovaniya [Role of the position of the teacher in changing the content of

education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no . 2, pp .18-21 (in Russian) .

Vakhitova G. Kh., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation). E-mail: galija2000@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.