Б01: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
оригинальная статья УДК 373.549
К проблеме формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности
Зоя В. Крецан а Евгений В. Морозов ь
а Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 650070, Россия, г. Кемерово, ул. Заузелкова, 3
Ь Средняя образовательная школа № 99, 650070, Россия, г. Кемерово, пр-т Молодежный, 20 @ [email protected]
Поступила в редакцию 18.09.2019. Принята к печати 10.10.2019.
Аннотация: В качестве предмета исследования определены педагогические условия формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Цель - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации педагогических условий протекания данного процесса. В результате проведенного исследования расширены научные представления об особенностях формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. В статье показан перечень теоретических подходов к исследуемой проблеме, рассмотрены компоненты готовности, предложена авторская интерпретация ее структуры. Дополнены представления о сущностных характеристиках готовности старшеклассников к выбору в части описания компонентов, определяющих специфику анализа альтернатив и принятия решения с учетом осмысленности жизненного опыта. Предложены инновационные методы обучения старшеклассников образовательной организации, доказана возможность формирования готовности старшеклассников в текущий период времени посредством целенаправленного вовлечения обучающихся в деятельность органов школьного самоуправления.
Ключевые слова: структурные компоненты готовности, педагогические условия, инновационные формы обучения, методы организации учебного процесса, школьное самоуправление
Для цитирования: Крецан З. В., Морозов Е. В. К проблеме формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 3. С. 231-239. БО!: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
Введение
Актуальность темы определяется постоянно изменяющимися внешними условиями (социально-экономическими, культурно-бытовыми, научно-техническими, информационно-технологическими и пр.), оказывающими непосредственное и опосредованное влияние на формирование психологической готовности выпускника образовательной организации к выбору будущей профессиональной деятельности, его личностное становление и развитие. Для повышения результативности образовательных процессов важно не только понимать специфику (структуру) и условия формирования готовности личности к выбору будущей профессии в современных условиях, но и вырабатывать новые подходы к организации учебного процесса.
Противоречия между мотивирующими и демотивирую-щими факторами внешней среды в определенных условиях становятся определяющими для формирования устойчивой готовности старшеклассника к выбору будущей профессиональной деятельности и дальнейшего профессионального становления (развития) специалиста в целом. В представлении авторов, это противоречия между идеальной моделью существования личности в профессии и реальным положением дел: как должно быть и как есть, - а также противоречия между амбициозными целями (я хочу)
и личностной самооценкой (ямогу). Данные противоречия при определенных условиях могут приобретать форму диалектических, разрешение которых приводит к движению (развитию) либо к стагнации личности в различных видах деятельности. Результатом позитивного разрешения данных противоречий, в частности, является формирование устойчивой готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности.
Характеризуя понятие готовности многие авторы по-своему определяют его и в зависимости от этого выделяют структуру, главные составляющие, описывают научно-обоснованные методы ее формирования для различных категорий специалистов. Рассмотрим более подробно исследуемое понятие.
Согласно точке зрения Д. К. Войтюка, психологическая готовность личности к выбору различных видов деятельности представляет собой результат интеграционного взаимодействия (синергии) личностно-мотивационных и функционально-деятельных факторов [1].
В общем смысле трактовки понятия готовность варьируются от положительного отношения к избранной деятельности до интегративного состояния личности, обеспечивающего эффективную деятельность. Готовность (в широком смысле) является философской категорией,
отражающей всестороннюю убежденность человека совершать определенные действия, добиваясь в них поставленных целей.
Мы поддерживаем позицию С. П. Гурской, которая констатирует факт наличия внешних компонентов изучаемого явления, формирующихся под влиянием внешней среды (воспитание, обучение и др.) и внутренних, психологических, в большей степени зависящих от эмоционально-психологических качеств конкретной личности [2]. Внешние и внутренние компоненты психологической готовности взаимозависимы. Автор убедительно доказывает, что доминирующее значение в формировании готовности имеет выраженность внутренних, т. е. психологических факторов.
По мнению В. Б. Дворцова, готовность к деятельности представляет собой интегративное образование в виде сочетания активно-действенного состояния личности, сформированных профессионально-специализированных компетенций и наличия профессионально-значимых и личностных качеств: воли, внимания, коммуникабельности, эмоциональной устойчивости, настойчивости, самостоятельности и ответственности в принятии решений [3].
Итак, в педагогической и психологической научной литературе под готовностью понимают психический феномен, обеспечивающий эффективность и устойчивость деятельности человека в окружающем пространстве, в профессиональном выборе.
Опираясь на данные, полученные в исследовании Ю. Л. Еремкина и О. А. Пчелкиной, считаем необходимым актуализировать данную проблему в аспекте обеспечения условий для подготовки выпускников образовательных организаций к самостоятельному выбору будущей профессиональной деятельности [4].
Перейдем к анализу теоретических подходов к изучению проблемы готовности личности к выбору будущей профессиональной деятельности. Как отмечалось выше, среди исследователей нет единства мнений относительно интерпретации содержания данного феномена. Это обусловлено различными сферами деятельности самих исследователей, временем становления их как ученых и периодом исследований. Очевидно, что для каждой прикладной сферы профессиональной деятельности, в каждом временном периоде, в определенных социально-экономических условиях будет своя трактовка этого феномена при сохранении наиболее общих его характеристик. А. А. Деркач правомерно констатирует наличие различных оснований при изучении феномена готовности к деятельности, относя к их числу как личностно-эмоциональные характеристики, так и состояния психических функций отдельной личности [5].
Т. В. Амосова отмечает наличие личностно-деятельного подхода, представители которого под психологической готовностью понимают конечный результат подготовки к определенной профессиональной деятельности, которая рассматривается как интегральное личностное образование, состоящее из определенных компонентов, а также личностных качеств [6]. Таким образом, данный подход
001: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
предполагает интегративное сочетание, синергию личностных особенностей, функционального состояния и подготовленности личности к определенному виду деятельности.
О. С. Нестерова аргументированно объясняет наличие вариативности интерпретаций понятия «готовность к различным видам деятельности» как отдельного свойства и качества личности, как способности, как элемента самосознания [7].
Достаточный уровень известности в решении проблемы готовности к выбору деятельности имеет функционально-профессиональный или функционально-деятельный подход. В рамках данного подхода М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [8] предлагают изучать готовность как определенное психическое состояние, которое выступает детерминантой эффективности любой деятельности. Авторы определяют готовность как активность человека на этапе подготовки к деятельности, определенное психологическое состояние, предрасположенность действовать тем или иным образом. Готовность в таком понимании представляет собой динамическое образование, возникающее с момента определения цели деятельности и развивающееся по модели поведения и плана действий в данной ситуации. Логическим завершением данного состояния является осуществление предметных действий. В целом сторонники функционального подхода характеризуют готовность как состояние концентрации психических, интеллектуальных и физических возможностей человека, достигающих высшей степени.
Описывая структуру психологической готовности к выбору профессии, О. А. Капина справедливо отмечает важность структурно-психологического подхода, в рамках которого исследуются элементы (компоненты) психологической подготовленности во взаимосвязи в условиях конкретной профессиональной деятельности [9].
Анализ различных подходов к пониманию сущности психологической готовности к выбору будущей профессиональной деятельности позволил нам сделать вывод, что на сегодняшний день в сфере педагогики и психологии нет единого подхода к исследованию феномена готовности. Каждый из авторов в зависимости от научной школы и личных предпочтений формулирует свой подход или усиливает отдельные факторы существующих подходов, обогащая тем самым научную базу исследования данной области. Таким образом, разделение на подходы к пониманию готовности является весьма условным.
Проблема готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности является одной из значимых в современной педагогической науке, однако до сих пор данный феномен не получил однозначную психолого-педагогическую интерпретацию. Причины этому все те же: различные профессиональные предпочтения авторов, разные научные школы, глубина исследований и др. В то же время отсутствие однозначности в подходах открывает путь к широкому и всестороннему освещению проблемы, в ходе которого постепенно будут выкристаллизовываться наиболее общие характеристики и структура данного феномена.
Б01: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
А. В. Бесклубная констатирует, что в отечественной научно-педагогической литературе нет единого понимания структуры готовности к выбору будущей профессиональной деятельности [10]. В то же время многие авторы выделяют по различным признакам и основаниям определенное количество тех или иных структурных компонентов, выбор которых обусловлен в основном их научной школой, временным периодом и профессиональной направленностью исследования. Ряд авторов, исследуя феномен готовности, приводят лишь перечень структурных элементов, не раскрывая их семантику. Анализ подходов к формированию
готовности показывает, что она должна структурироваться с опорой на содержание профессиональной деятельности. Для нас представляется важным рассмотреть структуры готовности в рамках двух основных подходов профессиональной деятельности: личностно-деятельного и функционально-деятельного - и представить свое видение структуры готовности к выбору деятельности. Следует отметить, что такое деление весьма условно, четкая граница между двумя этими подходами к исследованию феномена готовности отсутствует (табл. 1).
Табл. 1. Структурные компоненты готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности Tab. 1. Structural components of the career choice readiness in high school students
Компонент Сущность
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. [8]
Мотивационный положительное отношение к своей профессиональной деятельности, потребность в достижении личного успеха (карьера), осознание своих целей и задач в профессии
Ориентационный наличие профессиональных знаний и представлений об особенностях и условиях профессии, о ее требованиях к качествам личности
Операциональный профессиональные компетенции, необходимые для достижения результатов в профессии
Волевой развитый самоконтроль, самомобилизация, настойчивость, работоспособность, умение управлять своими эмоциями и внутренними ресурсами
Хамизова И. Х. [11]
Мотивационный устойчивая профессиональная направленность, мотивация к профессии, установка на успешную профессиональную деятельность
Оценочный умение адекватно оценивать свой профессиональный уровень и видеть перспективы существования в профессии
Компетентностный сформированность общекультурных и профессиональных компетенций, умение решать профессиональные задачи и достигать поставленных целей
Креативный творческий подход к решению профессиональных задач, оригинальность, творческое мышление, любознательность, умение анализировать ситуацию и принимать адекватные решения
Эмоционально-волевой ярко выраженная профессиональная направленность, профессиональные мотивы, установка на успешную профессиональную деятельность
Столяренко А. М. [12]
Мотивационный наличие мотивов, побуждающих к действиям
Познавательный (когнитивный) способности понимать и адекватно оценивать окружающий мир
Эмоциональный качества, сопряженные со способностью эмоционально-чувствительно относиться к происходящему
Волевой качества, обеспечивающие преодоление трудностей
Психомоторный психические свойства и качества личности, участвующие в осуществлении движений
Крюкова Т. Б. [13]
Мотивационный наличие устойчивой профессиональной направленности (профессионального выбора)
Саморегуляционный умение личности регулировать собственную активность и брать ответственность за полученный результат
Оценочный критическая самооценка профессиональной подготовленности, компетентности и их соответствия требованиям процессов решения профессиональных задач
Морозова И. С., Коломеец Л. А. [14]
Мотивационный развитие устойчивой мотивации к профессиональному образованию и качеств личности, которые обеспечивают успешное существование в профессии
Когнитивный формирование у старшеклассников системных представлений о предстоящей профессиональной деятельности (образ или идеальная модель профессии)
Личностно-смысловой наличие осознанного личностного смысла избранной профессии
И. А. Кучерявенко в структуре готовности выделяет мотивационно-ценностный, эмоциональный и когнитивный компоненты [15]. При этом автор отмечает, что психологическая готовность не статична, а носит динамический характер и зависит от сферы профессиональной деятельности. Профессиональный выбор, или осознанная потребность в профессии, - основной компонент психологической готовности. Рассматривая алгоритм формирования готовности, автор утверждает, что в основе лежат личностные мотивы, на базе которых формируются цели и задачи, которые соизмеряются с внутренними ресурсами, при их адекватном состоянии начинается процесс реализации. Человек задействует все доступные физические, психофизиологические и интеллектуальные средства и способы действий для достижения поставленных целей.
При определении структурных компонентов готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности мы опирались на точку зрения И. В. Семчук, согласно которой каждому конкретному виду деятельности необходим определенный набор компонентов готовности к выбору и реализации [16].
Теоретический анализ сущности понятия готовность к выбору будущей профессиональной деятельности позволил нам уточнить его семантическое наполнение и определить место данного явления в процессе профессионального становления личности. Мы рассматриваем готовность как совокупность особенностей и качеств человека и определяем ее как структурно-функциональное образование, психический феномен, характеризующий интегративное качество личности, обеспечивающее эффективное осуществление профессиональной деятельности. Опираясь на позицию Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, подчеркиваем, что готовность формируется на базе профессиональной пригодности с помощью специализированной подготовки (профессионального образования) и воспитания, воздействующего на операциональную сферу и сферу профессиональной направленности личности [17]. Исходя из вышеизложенного, выделяем в структуре готовности мотивационный, когнитивный, операциональный и регу-ляторный компоненты.
Методы и материалы
Проведенный теоретический анализ позволил нам сформулировать проблемный вопрос исследования: каковы педагогические условия формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Цель - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации педагогических условий формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Мы полагаем, что она формируется под влиянием используемых инновационных форм и методов организации образовательного процесса и благодаря вовлечению старшеклассников в органы школьного самоуправления. Нами были использованы теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), практические (анкетирование,
001: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
количественный и качественный анализ, обобщение результатов анкетирования) и интерпретационные (выявление закономерностей функционирования и развития изучаемых параметров) методы исследования.
В исследовании приняли участие 42 обучающихся 10-х классов МБОУ «СОШ № 99» (г. Кемерово). На этапе констатирующего эксперимента нами были получены данные, позволяющие определить уровни сформиро-ванности изучаемого феномена (табл. 2).
В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента были проведены диагностические срезы на предмет выявления исходного уровня готовности старшеклассников, проанализированы их результаты, изучены исходные условия, определены качественные характеристики компонентов готовности к выбору будущей профессиональной деятельности. Определено три средних показателя уровня готовности: низкий (23,8 % выборки), средний (42,9 %) и высокий (33,3 %). Среди изученных показателей были выделены те, которые требуют определенной корректировки посредством создания педагогических условий (умение планировать свою деятельность, умение анализировать последствия, умение распределять обязанности).
Результаты
Главной особенностью психологической готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности является её интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности и согласованности внутренних структур личности, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования. Здесь мы имеем в виду совокупность психологических характеристик, включенных в структуру готовности к выбору (табл. 2).
Рассмотрим возможности применения инновационных форм и методов организации образовательного процесса как условия формирования компонентов готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности.
Выбор форм и методов организации учебного процесса в образовательной организации определяется характерными особенностями обучающихся (различием в возрасте и исходной общеобразовательной подготовке, социальным и культурным уровнем учащихся), а также временем, рыночным спросом на кадры, динамикой развития техники, информационных технологий, новаторством в области педагогики, психологии и социологии. По мнению А. А. Вербицкого и О. Г. Ларионовой, в организации учебного процесса успешно интегрируются как традиционные, классические формы, основанные на вербальном общении педагога (уроки), так и инновационные, характеризующиеся, с одной стороны, использованием новейших информационных технологий, а с другой - ориентированных на личность обучаемых [18]. Использование в учебном процессе инновационных форм и методов требует от учебного заведения контроля результативности применяемых форм и управления инновациями в целом.
Б01: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
В условиях инновационного режима в образовательных организациях идет активный процесс личностного самоопределения и саморазвития как старшеклассников, так и педагогов. Следует учитывать правомерность точки зрения М. К. Акимовой и В. Т. Козловой, обосновывающих факт трансформации и изменчивости взаимоотношений участников образовательного процесса под влиянием их индивидуально-личностных особенностей [19]. В качестве результата внедрения инновационных форм и методов следует рассматривать вариативные трансформации свойств, процессов и состояний всех участников взаимодействия.
Табл. 2. Уровни сформированности компонентов готовности Tab. 2. Development of components of career choice readiness
Для определения уровня сформированности рассматриваемого феномена используются различные инновационные методы организации учебного процесса (табл. 3).
Таким образом, вариативность использования инновационных методов позволяет обеспечить благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей старшеклассников, активизирует их самостоятельную работу как на занятиях, так и вне учебного заведения, что в целом повышает эффективность учебного процесса. Мы поддерживаем позицию Е. А. Гилевой и Ю. С. Егорова, рассматривающих метод проектов как эффективный способ повышения качества образования [20].
Компоненты готовности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Мотивационный Низкий уровень осмысленности жизни, страх отвержения Средний уровень осмысленности жизни, мотив достижения Высокий уровень осмысленности жизни, стремление к принятию
Когнитивный Низкий уровень представлений о будущем, ориентация на прошлое Средний уровень представлений о будущем, ориентация на настоящее Высокий уровень представлений о будущем, ориентация на будущее
Операциональный Отсутствие вариативности способов принятия решений Наличие не менее двух вариантов способов принятия решений Наличие более двух вариантов способов принятия решений
Регуляторный Потребность во внешней регуляции поведения Смешенный характер регуляции Потребность во внутренней регуляции поведения
Метод Характеристики
Модульно- рейтинговая система Метод основан на идее разделения учебного материала на логически завершенные модули. Оценка уровня усвоения происходит по завершении процесса освоения модуля и реализуется посредством контрольных работ, тестов, зачетов и т. д. Набранные по каждому модулю баллы суммируются, и определяется место в рейтинге для каждого обучающегося
Кейс-метод Основой метода является идея имитирования реального события, сочетающего в себе отражение реальной действительности и предлагаемого учебного материала. Обучающийся должен предложить собственное решение. Педагог должен учитывать возможности вариативного решения предложенной проблемы
Портфолио Метод ориентирован на сбор и систематизацию информации об успехах и достижениях конкретного обучающегося
Метод развивающейся кооперации Метод базируется на идее объединения старшеклассников в микрогруппы для решения задач, которые трудно выполнить индивидуально. Группы формируются так, чтобы в них был лидер, генератор идей, функционер, оппонент, исследователь. После каждого урока происходит смена ролей
Метод проектов В основе метода лежит идея проектирования способов решения определенной проблемы посредством самостоятельно спланированных и реализованных действий. В результате предлагается продукт или презентация идеи
Деловая игра В основе метода - идея создания команд, соревнующихся друг с другом в процессе решения той или иной задачи. Деловая игра предполагает формирование умения работать в команде, находить выход из нестандартных ситуаций, доказывать свою точку зрения
Табл. 3. Методы формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности Tab. 3. Methods of formation of career choice readiness in senior pupils
Согласно точке зрения А. Э. Поповича, учебная деятельность старшеклассника в образовательной организации представляет собой одну из сторон целостного личностного формирования человека [21]. Именно здесь формируются его мотивационные, нравственные и личностные качества, закладывается и развивается его профессиональная направленность. Другой, не менее важной составляющей процесса становления является развитие организаторских и коммуникативных способностей. Эта задача решается как в процессе обучения (участие в конференциях, практикумах, факультативах и др.), так и посредством участия в органах самоуправления, волонтерских и шефских организациях.
Основная задача образовательной организации - обеспечение сформированности параметров готовности выпускника к выбору своей дальнейшей деятельности, что на современном этапе развития техники, технологии и социальных отношений представляет собой грандиозную задачу. Н. Е. Серебровская и А. А. Лукомец аргументированно доказывают важность коммуникативных, организаторских способностей и других личностных качеств [22]. К числу предпочитаемых качеств и компетенций современного выпускника следует отнести самостоятельность, аналитические умения, способность к самоконтролю и самооценке, умение организовать свою работу и работу других. Эти умения и личностные качества развиваются не только благодаря специальным тренингам, но и в процессе участия старшеклассников в Российском движении школьников, отрядах юнармейцев, органах школьного самоуправления, творческих молодежных коллективах и волонтерских движениях. Описывая специфику педагогического сопровождения социального самоопределения старшеклассников, М. И. Губанова справедливо отмечает, что участие в различных общественных организациях повышает активность старшеклассников, помогает развитию талантов и способностей путем самостоятельного проведения мероприятий: концертов, конкурсов, круглых столов, конференций, акций, экскурсий, уроков мужества и памяти [23].
Изучая педагогические условия формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности, мы считаем необходимым рассмотреть потенциальные возможности школьного самоуправления.
Школьное самоуправление - это форма организации социально-обусловленной, общественной и личностно-значимой деятельности обучающихся, направленной на удовлетворение потребностей обучающегося в самостоятельности, общении, самореализации, самоопределении, изменении своего статуса и ориентированной на реализацию и достижение коллективной цели. Следует поддержать позицию Я. А. Безродной, согласно которой самоуправление можно рассматривать как неотъемлемую часть управления гуманистической системой воспитания [24]. Развитие самоуправления консолидирует усилия преподавателей и обучающихся в решении задач, поставленных перед образовательной организацией.
Самоуправление обучающихся реализуется в различных формах самоорганизации молодежи в образовательных организациях, например:
001: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
• собрание (конференция) обучающихся;
• совет обучающихся;
• собрание класса;
• собрание актива образовательной организации.
В целом самоуправление можно рассматривать как особую форму самостоятельной общественной деятельности обучающихся, которая, по замечанию Л. Н. Васильевой и др., направлена на решение важных вопросов жизнедеятельности, развитие социальной активности, поддержку социальных инициатив [25].
В связи с этим работа старшеклассников в совете обучающихся, участие в собраниях, кружках по интересам, волонтерских движениях должна находить всемерную поддержку со стороны педагогов образовательной организации. Все это позволяет, по мнению В. И. Поповой и И. А. Королевой, обеспечить сопровождение формирования культурных и социальных компетенций обучающихся [26]. Мы рассматриваем ученическое самоуправление независимо от форм его организации как неотъемлемую часть становления личности будущего специалиста.
Разработанные педагогические условия потребовали опытно-экспериментальной проверки подтверждения, оценки эффективности и целесообразности применения способов и методов работы по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности.
В результате формирующего эксперимента нами были выделены три средних показателя уровня готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности: недостаточный (4,7 %), средний (63,5 %) и высокий (31,8 %). По сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе, показатели формирующего эксперимента оказались значительно выше. Педагогические условия, установленные в рамках эксперимента, позволили увеличить динамику показателей уровней готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности, что доказывает его эффективность.
Заключение
Старшеклассник в период своего обучения испытывает двунаправленное психологическое давление внешней среды. С одной стороны, это мотивирующие факторы (идеалы, традиции, врожденные качества личности и предрасположенность к определенной профессии), с другой стороны, проблемы социально-бытового, психологического и имиджевого характера и реальное положение в различных сферах производства и экономики, которые нивелируют уровень мотивации выпускника к самоопределению в определенных профессиональных отраслях. При определенных условиях уровень демотивирующих факторов может привести к полной утрате интереса молодого человека к избранной профессии. Исследования показывают, что уровень мотивации имеет устойчивую тенденцию к понижению на протяжении всего периода обучения, что, несомненно, отрицательным образом сказывается на готовности к самостоятельному выбору будущей профессиональной деятельности. Таким образом, действующее информационное давление
Б01: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
внешней среды в силу определенных условий может оказывать негативное влияние на формирование готовности старшеклассников к выбору деятельности, в том числе и профессиональной, что объективно противоречит целям и задачам образовательных учреждений. Необходимо понимать, что готовность - понятие не статическое, а динамически изменяющееся в соответствии с внешней средой. В статье показано разнообразие подходов известных ученых педагогов и психологов к проблеме формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Рассмотрены структурные компоненты различных моделей готовности, предложенных отечественными авторами в различные исторические и временные периоды. Доказана возможность формирования готовности в текущий
период времени посредством создания педагогических условий. Определено, что формы и методы учебного процесса должны не только давать определенную сумму знаний, но и формировать и поддерживать устойчивую мотивацию и, в частности, личностные амбиции к самоопределению и саморазвитию. В этой связи важную роль призвано сыграть участие старшеклассников в органах школьного самоуправления. Опыт участия в различных мероприятиях обеспечивает формирование умений планировать свою деятельность, анализировать последствия, распределять обязанности. Участие старшеклассников в органах самоуправления наряду с социальными задачами призваны решать и задачи по развитию у молодых людей организаторских способностей, умений и компетентности руководителей.
Литература
1. Войтюк Д. К. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как рефлексивный акт // Сибирский учитель. 2002. № 5. С. 33-35.
2. Гурская С. П. Характеристика структурных элементов ситуации выбора // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2012. № 45. С. 4-11.
3. Дворцов В. Б. Формирование готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях: итоги и результаты эксперимента // Вестник Кузбасского института. 2017. № 3. С. 174-179.
4. Еремкин Ю. Л., Пчелкина О. А. Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях: мат-лы V!!! Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 6-8 октября 2016 г.) Рязань, 2016. С. 358-361.
5. Деркач А. А. Логика акмеологического исследования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2004. № 2. С. 40-56.
6. Амосова Т. В. Основные подходы к профессиональной готовности в отечественной психологии // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2013. № 8. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2029.htm (дата обращения: 10.08.2019).
7. Нестерова О. С. Готовность к профессиональной деятельности как стартовая точка на пути к профессионализму // Вестник МГАУ 2014. № 4. С. 58-61.
8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: БГУ, 1976. 176 с.
9. Капина О. А. Структура психологической готовности к выбору профессии // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 205-207.
10. Бесклубная А. В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2. С. 768-770.
11. Хамизова И. X. Акмеологические факторы готовности молодых специалистов и студентов к успешной профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2013. 24 с.
12. Столяренко А. М. Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2. С. 90-94.
13. Крюкова Т. Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической сфере // Вестник ИГЭУ 2011. № 1. С. 155-160.
14. Морозова И. С., Коломеец Л. А. К проблеме классификации стратегий осуществления выбора старшеклассниками // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 112-114.
15. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12-2. С. 60-62.
16. Семчук И. В. Проблема готовности к профессиональной деятельности на этапе обучения // Альманах современной науки и образования. 2011. № 11. С. 117-119.
17. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
18. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
001: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
19. Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 71-77.
20. Гилева Е. А., Егоров Ю. С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования // Школа. 2001. № 2. С. 69-74.
21. Попович А. Э. Педагогическое руководство профессиональной ориентацией выпускников школы // Среднее профессиональное образование. 2010. № 12. С. 46-49.
22. Серебровская Н. Е., Лукомец А. А. Психологическая готовность к выбору профессии в раннем юношестве: теоретический и практический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 5. С. 44-48.
23. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. 207 с.
24. Безродная Я. А. Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания // Вестник Российской академии естественных наук. 2006. Т. 10. № 4. С. 70-72.
25. Васильева Н. Л., Иванова В. Ю., Скочилов Р. В., Полякова М. А. Психолого-социальное сопровождение личностного развития как технология // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2009. № 30. С. 46-51.
26. Попова В. И., Королева И. А. Социально-психологическое сопровождение школьников в образовательном процессе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 6. С. 76-81.
Formation of Career Choice Readiness in Senior Pupils
Zoya V. Kretsan a Evgeny V. Morozov b
a Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining for Educators, 3, Zauzelkova St., Kemerovo, Russia, 650070 b Comprehensive School № 99, 20, Molodezhniy Ave., Kemerovo, Russia, 650070 @ [email protected]
Received 18.09.2019. Accepted 10.10.2019.
Abstract: The research featured pedagogical conditions of formation of career choice readiness in high school students. The research objective was to identify, justify, and verify the effectiveness of the pedagogical conditions of formation of career choice readiness in senior pupils. The paper describes specifics of career choice formation and various approaches to the process. It also features structural components of readiness and introduces its authentic interpretation. The essential characteristics of career choice readiness in senior pupils include the ability to analyze alternatives and make decisions based on life experience. The authors propose innovative methods of teaching educational organization to senior pupils and formation of career choice readiness. In addition, the paper justifies involvement of students in the activities of school self-government.
Keywords: components of readiness models, pedagogical conditions, innovative forms of education, educational organization methods, school self-government
For citation: Kretsan Z. V., Morozov E. V. Formation of Career Choice Readiness in Senior Pupils. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, 3(3): 231-239. (In Russ.) DOI: https:// doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
References
1. Voityuk D. K. Psychological career choice readiness as a reflective act. Sibirskii uchitel, 2002, (5): 33-35. (In Russ.)
2. Gurskaya S. P. Characterization of the structural elements of choice. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology,
2012, (45): 4-11. (In Russ.)
3. Dvortsov V. B. Formation of readiness of cadets of the educational organizations of the FPS of Russia for providing the mode in penal institutions: results and results of an experiment. Vestnik Kuzbasskogo instituta, 2017, (3): 174-179. (In Russ.)
4. Yeremkin Yu. L., Pchelkina O. A. High school student as a subject of professional self-determination. Pedagogy and psychology as a resource of modern society: actual problems of the educational process in heterogeneous organizations: Proc. VIII Intern. Sci.-Prac. Conf., Ryazan, November 6-8, 2016. Ryazan, 2016, 358-361. (In Russ.)
5. Derkach A. A. The logic of the acmeological research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2004, (2): 40-56. (In Russ.)
6. Amosova T. V. The main approaches to the professional readiness in the national psychology. The Emissia. Offline Letters,
2013, (8). Available at: http://www.emissia.org/offline/2013/2029.htm (accessed 10.08.2019). (In Russ.)
DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
7. Nesterova O. S. Readiness for professional work as a starting point on the road to professionalism. Vestnik MGAU, 2014, (4): 58-61. (In Russ.)
8. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psychological problems of career choice readiness. Minsk: BGU, 1976. 176. (In Russ.)
9. Kapina O. A. A structure of psychological readiness to choose a profession. Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2011, 2(3): 205-207. (In Russ.)
10. Besklubnaya A. V. Senior schoolchildren professional self-determination today. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, 2011, 13(2): 768-770. (In Russ.)
11. Khamizova I. Kh. Acmeological factors of the readiness of students and young specialists for successful professional activities. Cand. Psychol. Sci. Diss. Abstr. Kostroma, 2013, 24. (In Russ.)
12. Stolyarenko A. M. Professional and personal orientation in the modernization of the activity of the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia. Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2011, (2): 90-94. (In Russ.)
13. Kryukova T. B. Modern approaches to research ofpsychological readiness problem for activity in electric power engineering sphere. Vestnik IGEU, 2011, (1): 155-160. (In Russ.)
14. Morozova I. S., Kolomeets L. A. Concerning classification of choice making strategies of high school students. Theory and Practice of Social Development, 2013, (11): 112-114. (In Russ.)
15. Kucheryavenko I. A. The problem of psychological readiness for professional activities. Molodoi uchenyi, 2011, (12-2): 60-62. (In Russ.)
16. Semchuk I. V. The problem of readiness for professional activity at the training stage. Almanakh sovremennoi nauki i obrazovaniia, 2011, (11): 117-119. (In Russ.)
17. Zeer E. F., Symaniuk E. E. Competency-based approach to the modernization of vocational education. Higher education in Russia, 2005, (4): 23-30. (In Russ.)
18. Verbitskii A. A., Larionova O. G. Personal and competency-based approaches in education: problems of integration. Moscow: Logos, 2009, 336. (In Russ.)
19. Akimova M. K., Kozlova V. T. Accounting for the psychological characteristics of students in the learning process. Voprosy psikhologii, 1988, (6): 71-77. (In Russ.)
20. Gileva E. A., Egorov Y. S. The project method is an effective way to improve the quality of education. School, 2001, (2): 69-74. (In Russ.)
21. Popovich A. E. Pedagogical management of vocational orientation of school graduates. Srednee professionalnoe obrazovanie, 2010, (12): 46-49. (In Russ.)
22. Serebrovskaya N. Ye., Lukomets A. A. Psychological readiness to the choice of profession in early adolescence: theoretical and practical aspect. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, 2017, 23(5): 44-48. (In Russ.)
23. Gubanova M. I. Pedagogical support of social self-determination of high school students: theory and practice of teacher training Kemerovo: Izd-vo GOU "KRIRPO", 2002, 207. (In Russ.)
24. Bezrodnaya Y. A. Self-government and its role in managing the humanistic education system. Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences, 2006, 10(4): 70-72. (In Russ.)
25. Vasilyeva N. L., Ivanova V. Y., Skochilov R. V., Polyakova M. A. Psycho-social escort of personality development as a technology. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2009, (30): 46-51. (In Russ.)
26. Popova V. I., Koroleva I. A. Organization of social and psychological support of pupils in the educational process. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2013, (6): 76-81.(In Russ.)