Научная статья на тему 'Представления о профессиональной деятельности у старшеклассников с разной профессиональной направленностью'

Представления о профессиональной деятельности у старшеклассников с разной профессиональной направленностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3853
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CAREER GUIDANCE / SELF-DETERMINATION / REPRESENTATIONS / HIGH SCHOOL STUDENTS / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Улыбышева И.Н., Жолудева С.В.

Введение. В статье представлены данные об особенностях профессиональных представлений у старшеклассников с разной профессиональной направленностью. Исследование профессиональных представлений старшеклассников с разной профессиональной направленностью является необходимым условием для формирования адекватного самоопределения и выбора профессии согласно направленностям и представлениям. Авторами была проведена тщательная работа по подбору диагностического инструментария для реализации поставленной цели исследования. Материалы и методы. Диагностика проводилась с помощью следующих психодиагностических методик: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова», «Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности» (Е.И.Рогова). Исследование проводилось на базе Донского государственного технического университета на выборке старшеклассников 10-11 классов обучающихся на подготовительных курсах, всего в исследовании приняло участие 78 обучающихся. Результаты. В результате проведенного исследования и анализа полученных данных, авторами были установлены особенности профессиональных представлений старшеклассников, выявлена качественная специфика профессиональных представлений старшеклассников с различными профессиональными направленностями. Обсуждение. Отмечается, что полученные результаты могут быть использованы в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса. Заключение. Делается вывод о наличии качественной специфики профессиональных представлений старшеклассников относящихся к различным группам профессиональных направленностей. Основные положения: установлены особенности профессиональных представлений старшеклассников; определены условия формирования профессиональных представлений старшеклассников в образовательном пространстве; выявлены особенности профессиональных представлений по каждой из пяти групп профессиональной направленности; определены группы старшеклассников с наиболее четкими представлениями о будущей профессии, и группы, которым необходима помощь в корректировке представлений о будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS ABOUT THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL ORIENTATION

Introduction. The article presents data on the features of professional ideas in high school students with different professional orientation. The study of professional ideas of high school students with different professional orientation is a necessary condition for the formation of adequate self-determination and choice of profession according to the directions and ideas. The authors carried out a thorough work on the selection of diagnostic tools for the implementation of the research goal. Materials and methods. Diagnosis was performed using the following psychodiagnostic methods: "Differential-diagnostic questionnaire (DDO) of E. A. Klimov", "Questionnaire aimed at the study of the concepts of object of activity" (E. I. Rogov). The study was conducted on the basis of the don state technical University on a sample of high school students in grades 10-11 enrolled in preparatory courses, a total of 78 students took part in the study. Results. In the study, and analyzing the data, the authors established the peculiarities of the professional views of the students identified quality the specifics of professional views of students with different professional directions. The conditions for the formation of professional representations of high school students in the educational space. Discussion. Peculiarities of the professional views on each of the five groups of professional orientation, defined group of high school students with the clearest ideas about the future of the profession, and groups who need assistance in adjusting ideas about future careers. Conclusion. The results can be used to improve the efficiency of the educational process. Highlights: features of professional representations of high school students are established; the conditions for the formation of professional representations of high school students in the educational space; the features of professional ideas for each of the five groups of professional orientation are revealed; identify groups of high school students with the most clear ideas about the future profession, and groups that need help in adjusting ideas about the future of professional acti-vity.

Текст научной работы на тему «Представления о профессиональной деятельности у старшеклассников с разной профессиональной направленностью»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.15..5..016

УДК 159.9 ББК 88

И. Н. Улыбышева1, С. В. Жолудева2

1ORCID № 0000-0003-4072-558, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

E-mail: Iren537@yandex.ru

2ORCID №0000-0002-6948-2306, доцент, кандидат психологических наук, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

E-mail: Zholudevasv@yandex.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Аннотация

Введение. В статье представлены данные об особенностях профессиональных представлений у старшеклассников с разной профессиональной направленностью. Исследование профессиональных представлений старшеклассников с разной профессиональной направленностью является необходимым условием для формирования адекватного самоопределения и выбора профессии согласно направленностям и представлениям. Авторами была проведена тщательная работа по подбору диагностического инструментария для реализации поставленной цели исследования.

Материалы и методы. Диагностика проводилась с помощью следующих психодиагностических методик: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова», «Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности» (Е.И.Рогова). Исследование проводилось на базе Донского государственного технического университета на выборке старшеклассников 10-11 классов обучающихся на подготовительных курсах, всего в исследовании приняло участие 78 обучающихся.

Результаты. В результате проведенного исследования и анализа полученных данных, авторами были установлены особенности профессиональных представлений старшеклассников, выявлена качественная специфика профессиональных представлений старшеклассников с различными профессиональными направленностями.

Обсуждение. Отмечается, что полученные результаты могут быть использованы

л

в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Заключение. Делается вывод о наличии качественной специфики профессио-

а

«о

t

И5

U

а

«о g

3

нальных представлений старшеклассников относящихся к различным группам профессиональных направленностей.

Ключевые слова: профориентация, самоопределение, представления, старшеклассники, профессиональная направленность, профессиональная деятельность.

Основные положения:

- установлены особенности профессиональных представлений старшеклассников;

- определены условия формирования профессиональных представлений старшеклассников в образовательном пространстве;

- выявлены особенности профессиональных представлений по каждой из пяти групп профессиональной направленности;

- определены группы старшеклассников с наиболее четкими представлениями о будущей профессии, и группы, которым необходима помощь в корректировке представлений о будущей профессиональной деятельности.

1. Введение (Introduction)

На сегодняшний день современному обществу необходимы профессионалы с конкурентоспособными профессиональными умениями и навыками. Для формирования профессионально успешной личности необходимо выстраивать процесс обучения в системе адекватных профессиональных представлений, которые имеют значении в формировании жизненных планов личности, направляют ее развитие. Профессиональные представления личности старшеклассника существенно влияют на дальнейшее профессиональное развитие и способствуют успешному профессиональному самоопределению [4].

Процесс профессионального самоопределения происходит в

юношеском возрасте. Выбор профессии и профессиональное обучение являются отправной точкой в системе профессиональных представлений, которые в дальнейшем способствуют развитию профессионально успешной личности и определяют возможности самореализации. Таким образом, исследование профессиональных представлений старшеклассников с разными профессиональными направленностями является значимым для самоопределения личности [2].

Профессиональная направленность изучалась многими отечественными исследователями, такими, как С. С. Мартынова, Е. М. Никиреев, В. А. Сластенин. Объединяя их подходы, можно дать определение профессиональной

л д

с

т

а

л № ж

3

о

№ с с к о

ж §

о* ж о

Й д

So

о* ж

о

с

т

к

►3 з

а с

с ж

к

о

№ с

з

8 ж

о

й з

о

№ с

с к о ж §

О* ж

о

Й ж

а 5

з

а

л №

ж ж о

с т

о*

s

а

«о

t

N

ttj

U «

«О

.0 vo

>5

направленности как интегральной характеристики, способствующей мотивации профессиональной деятельности [13]. Профессиональная направленность имеет свою специфическую структуру, важную роль в которой занимает личностная убежденность, которая представляет собой синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, являющихся основой единства идеи и действия [7].

Профессиональные представления являются системной категорией, то есть представляют собой систему качеств, свойств личности, которые формируют значимые характеристики старшеклассника как субъекта труда [15]. Профессиональные представления имеют свою четко организованную иерархию: системообразующим фактором выступает уровень профессиональной пригодности, а субъектной мерой - удовлетворенность процессом и результатом труда [14].

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Исследование проводилось в Донском государственном техническом университете г. Ростов-на-Дону на подготовительных курсах, респондентами выступали обучаю-

щиеся 10-11 классов, в исследовании приняли участие 78 человек. Нами был использован следующий методический инструментарий: «Дифференциально-диагностической методики (ДДО) Е.А. Климова» [6] и «Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности» (Е. И. Рогова) [13].

3. Результаты (Results)

Для диагностики профессиональной направленности авторами был применен «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова» респонденты были разделены на 5 групп, соответствующих профессиональным направленностям: Человек-природа (5%), Человек-техника (19%), Человек-человек (24%), Человек-знак (23%), Человек-художественный образ (30%).

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество респондентов относятся к профессиональной направленности Чело-век-художетвенный образ, это может быть связано с преобладанием в числе респондентов старшеклассников, посещающих подготовительные курсы по направлению «Дизайн». Наименьший показатель профессиональной направ-

ленности принадлежит группе профессий Человек-природа, что может свидетельствовать о малой престижности и недостаточной востребованности профессий данного типа в современном мире.

Далее авторами был применен «Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности» (Е. И. Рогова) во всех группах профессиональных направленностей для исследования факторов, составляющих основу профессиональных представлений: оценки, силы, активности, четкости.

Анализ результатов, полученных при диагностике представлений старшеклассников с профессиональной направленностью Человек-природа, свидетельствует об особом уважении к оценке результатов работы со стороны старшеклассников. Показатели по фактору «сила» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле результата работы, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. По фактору «активность» по отношению к объекту будущей деятельности присутствует эсктравертиро-ванность, эмоциональная отзывчивость, относительно работы напротив, выражена интроверти-рованность, пассивность, сдержан-

ность. По фактору «четкость» респондентам объект представляется четким, понятным, работу же испытуемые представляют весьма отдаленно и нечетко. Эти показатели можно объяснить недостаточной информированностью старшеклассников о специфике содержания и результатов данной профессиональной сферы.

Респондентам с профессиональной направленностью Человек-техника, объект деятельности представляется более понятным, точным, что указывает на позитивное отношение к профессиональной сфере. Представления о результате самой работы по фактору оценки «образ» имеет высокие показатели, что свидетельствует о восприятии профессии как социально желаемой и востребованной. Возможно, это связано с тем, что профессиональная деятельность типа Человек-техника требует большей вовлеченности, и респонденты имеют четкие представления о результате данной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Респонденты группы Человек-человек оценивают работу как более понятную, ясную, объект же не имеет точного представления. Анализ данных по шкале «оценка» позволяет сделать заключение, что

л ^

о

а §

л ж

3

о ^

л о о

о

ж §

О*

ж о

Й л

о* ж

о

о

►3 з

а о

о ж

8

о

№ о

з

8 ж

о

й з

о ^

л о

о 8 о ж §

о* ж

о

Й ж

а 5

з

а § л ж ж о о

3

о* 3

а

«о

!

N

и

а

«о 50

•о

vo

>5 S

испытуемые характеризуют работу как социально-желаемую, склонны осознавать ее как носителя позитивных, социально желательных характеристик. По шкале «активность» преобладают средние значения показателей относительно работы и объекта. Это указывает на общую активность, общительность, эмоциональную отзывчивость. Что касаемо объекта деятельности, то он характеризуется испытуемыми критическим отношением, отвержением объекта, неудовлетворенностью уровнем достижений. По шкале «сила» объект и работа оценивается старшеклассниками в равных значениях, это позволяет утверждать, что респонденты являются уверенными, склонными рассчитывать на свои силы в затруднительных обстоятельствах и, как правило, независимы от окружающих.

Проанализировав данные группы Человек-знак, по шкале «оценка» можно сделать вывод, что старшеклассники представляют объект и работу как позитивную деятельность, приносящую радость и удовлетворение. Наиболее высокие значения по шкале сила принадлежат представлениям об объекте, представления о работе у респондентов имеют более низкие значения. То есть респонденты

более уверены в объекте деятельности, чем в самой работе. По шкале «активность» данные свидетельствуют о недостаточных представлениях об активности объекта и работы. По шкале «четкость» объект и работы видятся старшеклассникам как хорошо прогнозируемая деятельность.

Анализ представлений группы Человек- художественный образ показал, что работу старшеклассники представляют радостной, приятной, объект же представляется менее приятным. По шкале «сила» у респондентов практически одинаковые показатели и по работе, и по объекту деятельности. Это свидетельствует о волевых качествах респондентов. По шкале «активность» объект деятельности для старшеклассников имеет характеристики активного, инициативного действия. Работа представляется им более пассивной и инертной. По шкале «четкость» работа и объект деятельности старшеклассникам представляется ярко в сознании субъекта.

4. Обсуждение (Discussion)

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее четкие представления об объекте и результате деятельности присущи группе респондентов типа Чело-

век-техника. Это может быть связано с хорошей информированностью и востребованностью профессий данного типа, респонденты четко знают, что необходимо для выполнения профессиональных задач и какой результат деятельности ожидать. Наименьший показатель по объекту и результату у группы Человек-природа, такие данные можно объяснить недостаточной информированностью старшеклассников о специфике, содержании и результатах в данной профессиональной сферы.

5. Заключение (Conclusion)

Таким образом, проведенное авторами исследование профессиональных представлений старшеклассников с разными профессио-

нальными направленностями является значимым для современного этапа развития профориентацион-ной науки. Авторами выявлена качественная специфика профессиональных представлений старшеклассников, относящихся к различным группам профессиональных направленностей. Полученные в результате проведенного исследования данные позволят определить основные психологические условия оптимизации образовательного пространства, с целью разработки взаимосвязанной системы учебной работы, направленной на развитие адекватных профессиональных представлений старшеклассников.

Библиографический список

1. Авдонина В. И., Тихонина Т. А. Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка // Студенческая наука XXI века. 2015. № 3. С. 59-60.

2. Антропова Л. В. Основы профориентологии : учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию. Череповец : ГОУ ВПО Череповецкий гос. ун-т, Ин-т педагогики и психологии, 2006. -84 с.

3. Арон И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как основа субъектности профессионального выбора / European social science journal. 2015. № 7. С. 282-289.

4. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации: уч. пособие для вузов / Московский региональный институт высшего социально-экономического образования. Москва : Академический Проект, 2007. - 331с.

5. Долматова С. В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта : материалы научн. конференции. М. : Норма, 2014. - 385 с.

л g

с

т

a

л № ж

о

№ с с s о

ж §

о* ж

о Kl

g

So

о* ж

о

с

S s

►S

a с

с ж

s

о

№ с

ж ж

о K

►S о

№ с

с s о ж §

0* ж

о

K ж

a a

л №

ж ж о

с

S 0* s

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издат. центр «Академия», 2004.

7. Королева Т. В. Связь осмысленности жизни с профессиональным самоопределением личности в период ранней юности / Проблемы и перспективы развития творческого потенциала студентов : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 138-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Жолудева С. В., Барабаш Ю. Г. Коучинг-технологии в работе по уточнению профессиональных представлений и планированию карьеры студентов // Евразийское Научное Объединение, 2015. Т. 2. № 2 (2). С. 226-228.

9. Макарова А. Н., Костылева Е. А. Профессиональное развитие личности (про-фессиологический аспект) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, / А. Н. Макарова, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т» Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006 - 178 с.

10. Антипова И.Г., Жолудева С. В., Науменко М. В., Панкратова И. А., Рогов Е. И., Рогова Е. Е., Скрынник Н. Е., Шевелева А. М. Особенности формирования профессиональных представлений на разных этапах профессионального пути / Современная парадигма исследования профессиональных представлений. Ростов-на-Дону, 2014. С. 27-63.

11. Пособие по профориентации / под. ред. Р. Белкина. М. : Издательство ПЧЕЛА, 2001. - 88 с. (Серия «Выбираю профессию»).

12. Пятницкая Г. А. Профессиональные компетентности в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2-5. С. 1181-1183.

13. Рогов Е. И. Особенности представления о деятельности в сознании субъекта // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2014. -№10. - С. 39-52.

14. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Наука, 2002.

15. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. Ростов-на-Дону : Феникс; Санкт-Петербург : Северо-Запад, 2006. - 175 с.

| I. N. Ulybysheva1, S. V. ZHoludeva2

g 1ORCID No. 0000-0003-4072-558,

^ Southern federal university Rostov-on-Don, Russia.

^ E-mail: Iren537@yandex.ru

§

1 2ORCID No.0000-0002-6948-23 06,

iy

candidate of psychology, docent, Southern federal university Rostov-on-Don, Russia. ^ E-mail: Zholudevasv@yandex.ru

IDEAS ABOUT THE PROFESSIONAL ACTIVITIES

OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL ORIENTATION

Abstract.

Introduction. The article presents data on the features of professional ideas in high school students with different professional orientation. The study of professional ideas of high school students with different professional orientation is a necessary condition for the formation of adequate self-determination and choice of profession according to the directions and ideas. The authors carried out a thorough work on the selection of diagnostic tools for the implementation of the research goal.

Materials and methods. Diagnosis was performed using the following psychodiagnostic methods: "Differential-diagnostic questionnaire (DDO) of E. A. Klimov", "Questionnaire aimed at the study of the concepts of object of activity" (E. I. Rogov). The study was conducted on the basis of the don state technical University on a sample of high school students in grades 10-11 enrolled in preparatory courses, a total of 78 students took part in the study.

Results. In the study, and analyzing the data, the authors established the peculiarities

dd

of the professional views of the students identified quality the specifics of professional views a

of students with different professional directions. The conditions for the formation of profes- ^

o

sional representations of high school students in the educational space.

Discussion. Peculiarities of the professional views on each of the five groups of professional orientation, defined group of high school students with the clearest ideas about the future of the profession, and groups who need assistance in adjusting ideas about future careers.

Conclusion. The results can be used to improve the efficiency of the educational process.

Keywords: career guidance, self-determination, representations, high school students, professional orientation, professional activity. Highlights:

features of professional representations of high school students are established;

e

the conditions for the formation of professional representations of high school stu- nts dents in the educational space;

the features of professional ideas for each of the five groups of professional orienta- ^ tion are revealed; e

s

■ identify groups of high school students with the most clear ideas about the future r

is

profession, and groups that need help in adjusting ideas about the future of professional acti-

e

e

es

to

i o

n

a

a c

i

h s

c

h o

o s

vity. n

a

References r

1. Avdonina V.I., Timonina T. A. (2015) Vzaimosvyaz' professional'nyh i cennostnyh s orientacij pri professional'nom samoopredelenii podrostka. [Iinteraction between profess-

sional and value orientations of professional self-determination of a teenager]. Studench-eskaya nauka XXI veka. 3, 59-60. (In Russian).

2. Antropova L.V. (2006) Osnovy proforientologii. [Fundamentals of proforientacii]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Federal'noe agentstvo po obra-zovaniyu. CHerepovec, GOU VPO CHerepoveckij gos. un-t, In-t pedagogiki i psihologii. 84 p. (In Russian).

3. Aron I.S. (2015) Psihologicheskaya gotovnost' k professional'nomu samoopredele-niyu kak osnova sub"ektnosti professional'nogo vybora. [The Psychological readiness to professional self-determination as the basis of professional subjectivity of the selection]. European social science journal. 7, 282-289. (In Russian).

4. Volkov B.S. (2007) [Osnovy professional'noj orientacii. The basics of professional orientation: a manual for higher education institutions]. Moskovskij regional'nyj institut vysshego social'no-ehkonomicheskogo obrazovaniya. Moscow, AkademicheskijProekt. 331p. (In Russian).

5. Dolmatova S.V. (2014) Soznatel'nyj vybor professii kak priznak lichnostnoj zrelosti sub"ekta. [Conscious choice of profession as a sign of personal maturity of the subject]. Ma-teri-aly nauchn. konferencii. M.,Norma. 385 p. (In Russian).

6. Klimov E.A. (2004) Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. [Psychology of professional self-determination: textbook.settlement for students. higher. PED. studies'. institutions']. M., Izdat. centr "Akademiya". (In Russian).

7. Queen T.V. (2015) Svyaz' osmyslennosti zhizni s professional'nym samoopredele-niem lichnosti v pe-riod rannej yunosti. [Connection of meaningfulness of life with professional self-determination of the person in the period of early youthy. Materialy Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem "Problemy i per-spektivy razvitiya tvorcheskogopotenciala studentov". 138-142. (In Russian).

8. Zholudeva S.V., Barabash Y.G. (2015) Kouching-tekhnologii v rabote po utochneniyu professional'nyh predstavlenij i planirovaniyu kar'ery studentov. [Coaching technologies in the work on the refinement of professional ideas and career planning of students]. Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie. 2, 2 (2), 226-228. (In Russian).

9. Makarov A. (2006) Professional'noe razvitie lichnosti (professiologicheskij aspekt) [Professional development of a person (professional aspect): a textbook for students of higher educational institutions]. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, GOU VPO «Volzhskij gos. inzhenerno-ped. un-t» Nizhnij Novgorod: VGIPU. 178 p. (In Russian).

10. Zholudeva S.V. (2014) Osobennosti formirovaniya professional'nyh predstavlenij na raznyh ehtapah professional'nogo puti. [Peculiarities of formation of professional perfor-

.S mances at different stages of professional career]. Sovremennaya paradigma issledovaniya professional'nyhpredstavlenij. Rostov-na-Donu. 27-63. (In Russian).

11. Posobie po proforientacii (pod. red. R. Belkina). (2001) [Manual on career guidance]. M., Izdatel'stvo PCHELA. 88 p. (In Russian).

^ 12. Pyatnitskaya G.A. (2012) Professional'nye kompetentnosti v formirovanii gotov-

« j

nosti starsheklassnikov k professional'nomu samoopredeleniyu. [Professional competence in formation of readiness of senior pupils for professional self-determinationy. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Ros-sijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 14, 2-5, 1181-1183. (In Russian).

13. Rogov E.I. (2014) Osobennosti predstavleniya o deyatel'nosti v soznanii sub"ekta. [features of representation about activity in consciousness of the subject]. Izvestiya YUzhnogo Federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 10, 39-52. (In Russian).

14. Shadrikov V.D. (2002) Problemy sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti. [Problems of systemogenesis of professional activity]. M., Nauka. (In Russian).

15. Shekhovtsova L. (2006) Psihologicheskoe soprovozhdenie vybora professii v shkole. [Psychological support of the choice of profession at school]. Rostov-na-Donu, Feniks; Sankt-Peterburg, Severo-Zapad. 175 p. (In Russian).

e Ö s

a b o u

a-

e p

e

es

to

i o

S

a

-

a c

i

h s

c

h o

o

<—i s

u e

s

i r

e

S

p

e

es

co

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i o

S

a

<—i o

i e

S

o

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.