Научная статья на тему 'Готовность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, к профессиональному самоопределению как проблема современной педагогической науки'

Готовность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, к профессиональному самоопределению как проблема современной педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышева А. В.

Анализ сложившихся научных подходов и авторских позиций, высказываемых в профориентологии, позволил определить сущность понятия «готовность к профессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы». Его толкование строится на основе двух базовых категорий: профессиональное самоопределение и готовность. Профессиональное самоопределение процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека, заключающийся в формировании личностью отношения к профессионально-трудовой сфере и самореализации, которая достигается благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Будучи важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, оно предполагает, что несовершеннолетним осужденным необходимо сознательно выбрать и свое профессиональное будущее, и оптимальные формы и способы поведения, позволяющие его достичь. Профессиональное самоопределение многокомпонентно, что обусловливает различные подходы к его структурированию. Успешности самоопределения личности способствует особое направление педагогической деятельности профориентация. В современных условиях она педагогическая по методам, социальная по содержанию, экономическая по результатам и государственная по организации работы. В воспитательной колонии она выступает и как средство ресоциализации лиц, отбывающих наказание. Особым результатом профориентации является формирование готовности к профессиональному самоопределению. Анализ научных источников позволяет утверждать, что ее содержание составляют специфические знания, умения, навыки и настрой на конкретные профессиональные действия. В пенитенциарной практике предлагается использовать понятие «готовность к профессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы», обозначая им интегративное качество личности, заключающееся в признании ценности труда, приобретении специальных знаний и умений, обеспечивающее профессиональное самоопределение в период лишения свободы и потребность реализации в труде в постпенитенциарный период. Деятельность по обеспечению формирования данной готовности должна стать одним из направлений учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of minors sentenced to imprisonment to professional self-determination as a problem of the modern pedagogical science

Analysis of existing scientific approaches and author’s positions expressed in the professional orientation allowed to define the essence of the concept «readiness for professional self-determination of minors convicted to imprisonment». Its interpretation is based on two basic categories: professional self-determination and readiness. Professional self-determination is a process that is carried out throughout the life of a person consisting in the formation of an individual attitude towards the professional and labor sphere and self-realization, achieved through the harmonization of personal and social and professional needs. Being an important characteristic of the sociopsychological maturity of the individual it assumes that minor convicts need to consciously choose their professional future, and the optimal forms and ways of behavior that allow it to be achieved. Professional self-determination is multicomponent, what causes different approaches to its structuring... Analysis of existing scientific approaches and author’s positions expressed in the professional orientation allowed to define the essence of the concept «readiness for professional self-determination of minors convicted to imprisonment». Its interpretation is based on two basic categories: professional self-determination and readiness. Professional self-determination is a process that is carried out throughout the life of a person consisting in the formation of an individual attitude towards the professional and labor sphere and self-realization, achieved through the harmonization of personal and social and professional needs. Being an important characteristic of the sociopsychological maturity of the individual it assumes that minor convicts need to consciously choose their professional future, and the optimal forms and ways of behavior that allow it to be achieved. Professional self-determination is multicomponent, what causes different approaches to its structuring. The success of self-determination is promoted by the special direction of pedagogical activity professional orientation. In the modern conditions it is pedagogical in methods, social in content, economic in terms of results and state in terms of organization of this work. In the educational colony it also acts as a means of resocializing persons, who serve punishment. A special result of professional orientation is the formation of readiness for professional self-determination. The analysis of scientific sources allows us to assert that its content is made up of specific knowledge, skills, attitudes and attitudes toward specific professional actions. In the penal practice it is proposed to use the notion «readiness for professional self-determination of minors sentenced to deprivation of liberty», indicating to them the integrative quality of the individual, which consists in recognizing the value of labor, acquiring special knowledge and skills, ensuring professional self-determination in the period of deprivation of liberty and the need for labor in the post-penitentiary period. Activities to ensure the formation of this readiness should be one of the directions of the educational process in the educational colony. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Готовность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, к профессиональному самоопределению как проблема современной педагогической науки»

УДК 37.047

Готовность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, к профессиональному самоопределению как проблема современной педагогической науки

А. В. БАРЫШЕВА - преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России

Реферат

Анализ сложившихся научных подходов и авторских позиций, высказываемых в профориентологии, позволил определить сущность понятия «готовность к профессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы». Его толкование строится на основе двух базовых категорий: профессиональное самоопределение и готовность.

Профессиональное самоопределение - процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека, заключающийся в формировании личностью отношения к профессионально-трудовой сфере и самореализации, которая достигается благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Будучи важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, оно предполагает, что несовершеннолетним осужденным необходимо сознательно выбрать и свое профессиональное будущее, и оптимальные формы и способы поведения, позволяющие его достичь.

Профессиональное самоопределение многокомпонентно, что обусловливает различные подходы к его структурированию.

Успешности самоопределения личности способствует особое направление педагогической деятельности - профориентация. В современных условиях она педагогическая по методам, социальная по содержанию, экономическая по результатам и государственная по организации работы. В воспитательной колонии она выступает и как средство ресоциализации лиц, отбывающих наказание.

Особым результатом профориентации является формирование готовности к профессиональному самоопределению. Анализ научных источников позволяет утверждать, что ее содержание составляют специфические знания, умения, навыки и настрой на конкретные профессиональные действия.

В пенитенциарной практике предлагается использовать понятие «готовность к профессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы», обозначая им интегративное качество личности, заключающееся в признании ценности труда, приобретении специальных знаний и умений, обеспечивающее профессиональное самоопределение в период лишения свободы и потребность реализации в труде в постпенитенциарный период.

Деятельность по обеспечению формирования данной готовности должна стать одним из направлений учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; готовность к профессиональному самоопределению; профориентация; несовершеннолетние осужденные.

Readiness of minors sentenced to imprisonment to professional self-determination as a problem of the modern

pedagogical science

A. V. BARYSHEVA - Lecturer of the Department of General Psychology of the Vologda Institute of Law ands Economics of the Federal Penal Service of Russia

Abstract

Analysis of existing scientific approaches and author's positions expressed in the professional orientation allowed to define the essence of the concept «readiness for professional self-determination of minors convicted to imprisonment». Its interpretation is based on two basic categories: professional self-determination and readiness.

Professional self-determination is a process that is carried out throughout the life of a person consisting in the formation of an individual attitude towards the professional and labor sphere and self-realization, achieved through the harmonization of personal and social and professional needs. Being an important characteristic of the socio-psychological maturity of the individual it assumes that minor convicts need to consciously choose their professional future, and the optimal forms and ways of behavior that allow it to be achieved.

Professional self-determination is multicomponent, what causes different approaches to its structuring.

The success of self-determination is promoted by the special direction of pedagogical activity - professional orientation. In the modern conditions it is pedagogical in methods, social in content, economic in terms of results and state in terms of organization of this work. In the educational colony it also acts as a means of resocializing persons, who serve punishment.

A special result of professional orientation is the formation of readiness for professional self-determination. The analysis of scientific sources allows us to assert that its content is made up of specific knowledge, skills, attitudes and attitudes toward specific professional actions.

In the penal practice it is proposed to use the notion «readiness for professional self-determination of minors sentenced to deprivation of liberty», indicating to them the integrative quality of the individual, which consists in recognizing the value of labor, acquiring special knowledge and skills, ensuring professional self-determination in the period of deprivation of liberty and the need for labor in the post-penitentiary period.

Activities to ensure the formation of this readiness should be one of the directions of the educational process in the educational colony.

Key words: professional self-determination; readiness for professional self-determination; professional orientation; juvenile convicts.

Одним из условий успешной самореализации личности является качественное профессиональное самоопределение. Применительно к лицам, отбывающим наказание, оно, по нашему мнению, выступает еще и предпосылкой успешной ресоциализации как в пенитенциарный, так и в постпенитенциарный периоды.

В современной науке понятие «самоопределение» используется в нескольких значениях.

В философии категорией «самоопределение» обозначают «процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни» [17].

В педагогической сфере самоопределение рассматривается как двусторонний процесс: с одной стороны, это форма самореализации и самоорганизации подростка,

Типы самос

с другой - результат педагогического воздействия в организации познавательной и трудовой деятельности [15].

П. Г Щедровицкий самоопределение трактует как способность человека строить самого себя, умение переосмыслить собственную сущность.

Анализ источников позволяет заключить, что самоопределение - это многоэтапный процесс определения человеком своих целей, взглядов на жизнь, жизненных позиций с учетом собственных интересов и требований общества.

В педагогической и психологической науках условно выделяют три типа самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. По мнению Н. С. Пряж-никова, они взаимопроникающи, но между ними существуют некоторые отличия (см. табл. 1) [20].

Таблица 1

Тип самоопределения Особенности

1 2

Профессиональное самоопределение Формализовано в большей степени (профессионализм фиксируется дипломами, сертификатами, записями в трудовой книжке, достижениями в труде)

1 2

Жизненное самоопределение Зависит от различных факторов (от образа и стиля жизни, социокультурной среды; общественных стереотипов этой среды; экономических, социальных, экологических и других условий, определяющих жизнь человека и его среды)

Личностное самоопределение Происходит в процессе преодоления сложных обстоятельств и абсолютно лишено формализации

В нашем исследовании особое внимание лению. К его трактовке в современной науке уделяется профессиональному самоопреде- существуют различные подходы (см. табл. 2).

Таблица 2

Подходы к понятию «профессиональное самоопределение»

Л. В. Байбородова Определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев [22]

С. И. Андрющенко Выбор подростками своей позиции в отношении к миру, окружающим людям, самому себе, своей будущей профессиональной деятельности, стоящим перед ними задачам,путям и средствам их реализации [2]

Е. А. Климов Это не есть одномоментный акт выбора профессии. Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей жизни [10]

С. Н. Чистякова Сложный, непрерывный процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека, процесс формирования личностью отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [28, с. 89-98]

Э. Ф. Зеер Избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии [8]

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Возможность осуществления профессионального самоопределения гарантирована Конституцией Российской Федерации, предоставляющей гражданам право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1].

Профессиональное самоопределение людей различных категорий специфично. Так, несовершеннолетнему осужденному необходимо решить, каким он хочет быть, а также сознательно выбрать для себя формы и способы поведения (в ситуации совершения преступления и отбывания наказания такой выбор особенно важен: от его качества, как нам кажется, зависит дальнейшая жизнь подростка после освобождения из воспитательной колонии).

Наиболее ясно содержание профессионального самоопределения личности отражают авторские структурные модели, обсуждаемые в отечественной педагогической и психологической науках.

Классическим вариантом структурирования считается разработанная Е. А. Климо-

вым трехкомпонентная модель: «хочу - могу - надо» [10]. Примером конкретизации данного подхода служит структура, предложенная А. В. Мордовской, которая вводит дополнительно элемент «может», отражающий формы общественной и государственной поддержки, гарантируемой профессионалу конкретной сферы [16].

По мнению Е. М. Борисовой, профессиональное самоопределение составляют пять компонентов: мотивационная сфера, профессиональные способности, индивидуально-типологические особенности, самосознание и социальный статус человека [6].

О. В. Падалко в структурную модель самоопределения включает три компонента: когнитивный (оценка способностей, качеств человека, его жизненные цели, ценностные ориентации, профессиональная направленность и знания, профессиональное самосознание), эмоциональный (потребности, трудовые мотивы, интересы индивида, его отношение к труду и престижу профессий, оценка их привлекательности, удовлетворенность работой в профессии), поведенческий/волевой (профессиональные установки, стремление к профессиональной мобильности, действия по выбору профессии) [27].

Ю. П. Поваренков и А. Г. Хаймина в качестве обязательных рассматривает следующие компоненты профессионального самоопределения: мотивационный (потребность выбрать и занять определенную позицию в сфере профессиональной деятельности, понимание значимости будущей профессиональной деятельности для самореализации), когнитивный (наличие профессиональных предпочтений, понимание себя, знание своих способностей, личностных качеств, наличие рефлексивных навыков, желание осуществлять самоанализ), операциональный (умение принимать самостоятельные решения и планировать собственную профессиональную жизнь, а также соответствующий опыт, навыки саморегуляции, информированность) [19].

М. В. Батырева профессиональное самоопределение представляет как единство профессиональной направленности и профессионального самосознания [3]. С. Н. Чистякова и Н. Н. Захаров дополняют предложенные компоненты еще двумя - профессионально важными качествами и профессиональной саморегуляцией [29]. Причем С. Н. Чистякова утверждает, что качество профессионального самоопределения возможно характеризовать на основе конкретных показателей. Их следует трактовать как уровни, «каждый из которых служит основой для последующего: на базе знаний формируется мотивация... знания и умения лежат в основе практической деятельности. в ней складывается эмоционально-ценностное отношение, определяющее профессионально самоопределение» [12, с. 1].

В исследовании В. В. Болучевской описана более сложная структурная модель профессионального самоопределения, компоненты которой сгруппированы: личность и индивидуальность оптанта; мотивационно-ценностная группа; внешняя и внутренняя деятельность оптанта (рефлексия, принятие решений и конкретные действия); прогностическая деятельность оптанта (цели, планы, отношение к престижу профессии); его социальная включенность (знание требований общества, умение ориентироваться на рынке труда, анализировать социально-экономическую сторону профессии, ее престижность, востребованность и др.) [5].

Описанные варианты структурирования профессионального самоопределения различаются перечнями компонентов, их сложностью и отражают многоаспектность и разнонаправленность работы по оказанию помощи в выборе профессии. Такая задача

обычно решается в рамках профориентации [10]. Н. С. Пряжников, поддерживая позицию Е. А. Климова, определяет профориентацию как ориентирование учащегося (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение, по его мнению, больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [21, с. 32].

Пониманию содержания профориентации способствует анализ сложившихся научных подходов. Попытки их выделения предпринимались неоднократно (Е. М. Дорожкиным, Т. Э. Дусь, Э. Ф. Зеером, Д. А. Парновым).

В контексте нашего исследования особенный интерес представляет позиция Г. М. Романцева, рассматривающего профориентацию как единство педагогической и социальной систем. По его мнению, целью педагогической системы выступает активное содействие личности в выборе профессии, а целью социальной - оптимизация влияния профессиональной деятельности на устройство жизнедеятельности личности [24].

Интересным является и мнение В. Д. Си-моненко, характеризующего профориентацию как педагогическую по методам, социальную по содержанию, экономическую по результатам и государственную по организации работы деятельность [25]. Руководствуясь данной позицией, следует осуществлять профориентацию в воспитательной колонии педагогическими средствами - через обучение несовершеннолетних осужденных новому в интересах их подготовки к жизни на свободе и ресоциализации. Тем самым будет реализовываться социальный заказ государства по отношению к уголовно-исполнительной системе. Результатом соответствующей работы должно стать «состояние готовности подростка к сознательному, самостоятельному обдумыванию. своего профессионального будущего» [10, с. 97].

Определение сущности готовности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, к профессиональному самоопределению в нашем исследовании строилось на понимании составляющих его научных категорий готовности и профессионального самоопределения, а также понятия «профориентация несовершеннолетних осужденных», с которым те логически связаны.

Термин «готовность» имеет множественные толкования: условие успешного выполнения деятельности; избирательная активность, настраивающая личность на будущую

деятельность; активное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в процессе решения определенных задач на основе собственного опыта [11]. По мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, готовность - это «первичное условие успешного выполнения любой деятельности» [7, с. 34], причем вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности человека состояние готовности теряет свое содержание.

В педагогической теории понятие «готовность» рассматривается как особое состояние личности (К. М. Дугай-Новако-ва), наличие определенных способностей (В. А. Сластенин), системообразующая установка к деятельности с позитивным результатом (Т. Б. Гершкович, М. Т. Громкова).

А. В. Бесклубная в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования определяет готовность как своеобразную образовательную компетенцию, которая характеризуется через знания, умения, навыки и опыт деятельности обучающегося субъекта [4].

Готовность к какому-либо виду деятельности предполагает наличие мотивов и способностей. Предпосылками возникновения готовности к выполнению учебной или трудовой деятельности являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы [1].

Л. А. Кандыбович называет готовностью интегративное качество личности, включающее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия [7].

Вызывает интерес и подход Л. Ю. Ювен-ской: готовность к профессиональному самоопределению - сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно-психологических качеств личности, позволяющих ей осознавать свои возможности, способности и свое отношение к определенной профессиональной деятельности [12].

Проведенный анализ научных исследований позволил нам представить готовность к профессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, как интегративное качество личности, заключающееся в признании ценности труда, приобретении специальных знаний, умений, обеспечивающее профессиональное самоопределение в период лишения свободы и потребность реализации в труде в постпенитенциарный период.

Для осуществления работы по формированию готовности к профессиональному самоопределению несовершеннолетних осужденных важно выделить элементы данного личностного свойства, разработать диагностическую методику, позволяющую определить его состояние у конкретного воспитанника воспитательной колонии, а затем спланировать и провести соответствующую работу.

В педагогической науке неоднократно предпринимались попытки выделения компонентов готовности личности к профессиональному самоопределению. Так, М. В. Ретивых считает, что готовность включает в себя способность к выбору профессии, практическую подготовленность, стремление к реализации профнамерения [23]. И. В. Лесовик разработана структура, включающая мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой компоненты [13]. Э. К. Тер-Аракелян выделяет информационный, лич-ностно-деятельностный и рефлексивный компоненты [26]. Сходные позиции в плане структурирования готовности личности к выбору профессии обнаруживают Н. А. Романович (когнитивно-образовательный, когнитивно-профессиональный, мотивационный, деятельностный компоненты) и С. В. Пап-суева (когнитивный, мотивационно-по-требностный, деятельностно-практический компоненты) [18]. Д. А. Микаэлян включает в структуру рассматриваемой личностной характеристики личностно-целевой, моти-вационно-ценностный, информационно-гностический и рефлексивно-оценочный компоненты [14]. Наиболее сложной, по нашему мнению, является модель готовности личности к профессиональному самоопределению, предложенная А. В. Бесклубной. Она объединяет в себе мотивационно-целе-вой, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивно-результативный компоненты [4].

Е. В. Ананьина, основываясь на теории готовности к самоактуализации Г. Н. и С. Н. Сериковых, выделяет следующие составляющие готовности к профессиональному самоопределению:

- эмоциональное отношение человека к себе, своему положению в обществе, формирующееся на основе разрешения некоторых противоречий между природными свойствами человека и развивающейся самостью, выражающееся в оценочных суждениях по отношению к приобретаемым

знаниям, умениям, навыкам, повышении мотивации профессионального выбора и положительном отношении к самой ситуации выбора профессии;

- интеллектуальная просвещенность, проявляющаяся в наличии конкретной сферы профессиональных интересов, представлений об индивидуальных особенностях, знаний о мире профессий, собственных профессионально важных качествах и склонностях, а также умения работать с источниками информации;

- личный опыт самоуправления процессом профессионального самоопределения, проявляющийся в умении ставить цель выбора профессии, составлять программу

действий для ее достижения, анализировать варианты выбора, контролировать и корректировать профессиональные планы, актуализировать свои потенциальные возможности, направленные на формирование профессиональной готовности;

- духовное и физическое здоровье [1].

На основе анализа источников, а также опыта практической деятельности в области профориентации в воспитательной колонии, обнаруживающей наиболее специфические ее проблемы, нами предлагается следующая структура готовности к профессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы:

Содержание компонентов готовности к профессиональному самоопределению несовершеннолетних осужденных

Таблица 3

Информационно-когнитивный компонент Эмоциональный компонент Мотивационный компонент Осознанность личного профессионального плана

Информированность в вопросах, значимых для выбора профессии Мнения, оценки и ценностные ориентации в области труда и профессиональной деятельности Волевые усилия в достижении поставленных профессионально ориентированных целей Четкие и определенные намерения относительно ситуации профессионального выбора

Каждый из компонентов сложен, и диагностика осуществляется на основании целого ряда показателей. Предложенная структура позволяет разработать комплексную программу профориентации,

которая будет способствовать формированию готовности к профессиональному самоопределению несовершеннолетних осужденных, а следовательно, их ресоциа-лизации.

Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьина Е. В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. № 9. С. 62-67.

2. Андрющенко С. И. Педагогическая поддержка жизненному самоопределению подростков в условиях межшкольного учебного комбината // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3 : Педагогика и психология. 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-zhiznennomu-samoopredeleniyu-podro-stkov-v-usloviyah-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata (дата обращения: 12.04.2016).

3. Батырева М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2003. 25 с.

4. Бесклубная А. В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2013. 204 с.

5. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : мо-ногр. Волгоград, 2010. 264 с.

6. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995. 411 с.

7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 176 с.

8. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2003. 336 с.

9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Воронеж, 2003. 480 с.

10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2005. 304 с.

11. Коннычева Г. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001. 173 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: метод. пособие / сост. С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина, Е. Н. Земленская. М., 1997.

13. Лесовик И. В. Педагогическая поддержка старшеклассников в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2007. 228 с.

14. Микаэлян Д. А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2015. 24 с.

15. Михайлова Д. Н., Литовкина А. А., Морозова В. В. Подготовка подростков к профессиональному самоопределению в образовательном процессе школы // Самоопределение личности: история, теория и технология : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 30-31 мая 2013 г.). Белгород, 2013. С. 264-268.

16. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии. Якутск, 2008. 139 с.

17. Новейший философский словарь. URL: http://www.philosophi-terms.ru (дата обращения: 26.05.2018).

18. Папсуева С. В. Профессиональное самоопределение школьников подросткового возраста : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2012. 228 с.

19. Поваренков Ю. П., Хаймина А. Г. Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 2. URL: http: vestnik.yspu.org (дата обращения: 23.05.2015).

20. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2008. 496 с.

21. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2005. 496 с.

22. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 1999. 67 c.

23. Ретивых М. В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению : дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1998. 323 с.

24. Романцев Г. М. Социально-педагогические деструкции профориентации в современных условиях // Проблемы профориентационной работы в современных условиях : материалы всерос. науч.-практ. конф. (25-26 марта 2010 г.). Тюмень, 2010. С. 19-24.

25. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М., 1985. 223 с.

26. Тер-Аракелян Э. К. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения : дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2010. 248 с.

27. Цветкова Н. А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 196 с.

28. Чистякова С. Н., Пряжников Н. С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопред-ления учащихся. М., 2002. С. 89-98.

29. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987. 160 с.

Щ REFERENCES

1. Anan'ina Е. V. Gotovnost' starsheklassnikov k professional'nomu samoopredeleniyu [Readiness of high school students for professional self-determination]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the South Ural State University. 2008. Iss. 9. P. 62-67. (In Russ.).

2. Andryushchenko S. I. Pedagogicheskaya podderzhka zhiznennomu samoopredeleniyu podrostkov v usloviyah mezhshkol'nogo uchebnogo kombinata [Pedagogical support to the life self-determination of adolescents in the conditions of the interschool educational complex]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3 : Pedagogika i psihologiya - Bulletin of the Adygea State University. Series 3 : Pedagogy and psychology. 2011. Iss. 2. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-zhiznennomu-samoopredeleniyu-podrostkov-v-usloviyah-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata (accessed 12.04.2016). (In Russ.).

3. Batyreva M. V. Process professional'nogo samoopredeleniya gorodskoj molodezhi : avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk [The process of professional self-determination of urban youth : the author's abstract of the diss. ... PhD. in Sociology]. Tyumen, 2003. 25 p. (In Russ.).

4. Besklubnaya A. V. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k vyboru professii : dis. ... kand. ped. nauk [Formation of high school students' readiness to choose a profession : the diss. ... PhD. in Pedagogy]. Nizhny Novgorod, 2013. 204 p. (In Russ.).

5. Boluchevskaya V. V. Professional'noe samoopredelenie budushchih specialistov pomogayushchih professij : monogr. [Professional self-determination of future professionals assisting professions : monograph]. Volgograd, 2010. 264 p. (In Russ.).

6. Borisova Е. M. Professional'noe samoopredelenie: lichnostnyj aspekt : dis. ... d-ra psihol. nauk [Professional self-determination: the personal aspect : the diss. ... PhD. in Psychology]. Moscow, 1995. 411 p. (In Russ.).

7. D'yachenko M. I., Kandybovich L. A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk, 1976. 176 p. (In Russ.).

8. Zeer ЕН. F. Psihologiya professij [Psychology of professions]. Moscow, 2003. 336 p. (In Russ.).

9. Zeer ЕН. F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya [Psychology of vocational education]. Voronezh, 2003. 480 p. (In Russ.).

10. Klimov Е. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Psychology of professional self-determination : tutorial for students of higher pedagogical educational institutions]. Moscow, 2005. 304 p. (In Russ.).

11. Konnycheva G. G. Formirovanie motivacionnoj gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu liceistov : dis. ... kand. ped. nauk [Formation of motivational readiness for professional self-determination of lyceum students : the diss. ... PhD. in Pedagogy]. Saratov, 2001. 173 p. (In Russ.).

12. Kriterii i pokazateli gotovnosti shkol'nikov k professional'nomu samoopredeleniyu: metod. posobie / sost. S. N. CHistya-kova, A. YA. ZHurkina, Е. N. Zemlenskaya [Criteria and indicators of students' readiness for professional self-determination : methodical manual ; comp. S. N. Chistyakova, A. Ya. Zhurkina, Е. N. Zemlenskaya]. Moscow, 1997. (In Russ.).

13. Lesovik I. V. Pedagogicheskaya podderzhka starsheklassnikov v processe formirovaniya gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu : dis. .kand. ped. nauk [Pedagogical support of high school students in the process of forming readiness for professional self-determination : the diss. ... PhD. in Pedagogy]. Voronezh, 2007. 228 p. (In Russ.).

14. Mikaehlyan D. A. Psihologicheskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti starsheklassnikov k osoznannomu vyboru budushchej professii : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological support of the formation of the readiness of high school students to the conscious choice of the future profession : the author's abstract of the diss. ... PhD. in Psychology]. Pyatigorsk, 2015. 24 p. (In Russ.).

15. Mihajlova D. N., Litovkina A. A., Morozova V. V. Podgotovka podrostkov k professional'nomu samoopredeleniyu v obrazovatel'nom processe shkoly [Preparation of adolescents for professional self-determination in the educational process of the school]. Samoopredelenie lichnosti: istoriya, teoriya i tekhnologiya : materialy vseros. nauch.-prakt. konf. (Belgorod, 30-31 maya 2013 g.) - Self-determination of the person: history, theory and technology : materials of the all-Russian scientific-practical conference (Belgorod, May 30-31, 2013). Belgorod, 2013. P. 264-268. (In Russ.).

16. Mordovskaya A. V., Panina S. V., Makarenko T. A. Osnovy proforientologii [Fundamentals of vocational guidance]. Yakutsk, 2008. 139 p. (In Russ.).

17. Novejshij filosofskij slovar' [The newest philosophical dictionary]. Available at: http://www.philosophi-terms.ru (accessed 26.05.2018). (In Russ.).

18. Papsueva S. V. Professional'noe samoopredelenie shkol'nikov podrostkovogo vozrasta : dis. ... kand. ped. nauk [Professional self-determination of schoolchildren of adolescence : the diss. ... PhD. in Pedagogy]. Novosibirsk, 2012. 228 p. (In Russ.).

19. Povarenkov YU. P., Hajmina A. G. Professional'noe samoopredelenie vospitannikov detskih domov i shkol-internatov [Professional self-determination of pupils of orphanages and boarding schools]. YAroslavckij pedagogicheskij vestnik -Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2007. Iss. 2. Available at: http: vestnik.yspu.org (accessed 23.05.2015). (In Russ.).

20. Pryazhnikova E. YU., Pryazhnikov N. S. Proforientaciya [Career Guidance]. Moscow, 2008. 496 p. (In Russ.).

21. Pryazhnikova E. YU., Pryazhnikov N. S. Proforientaciya [Career Guidance]. Moscow, 2005. 496 p. (In Russ.).

22. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie detej-sirot / pod red. L. V. Bajborodovoj [Professional and personal self-determination of orphans : ed. by L. V. Bayborodova]. Yaroslavl, 1999. 67 p. (In Russ.).

23. Retivyh M. V. Formirovanie u starsheklassnikov gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu : dis. ... d-ra ped. nauk [Formation of senior students' readiness for professional self-determination : the diss. ... Dsc. in Pedagogy]. Magnitogorsk, 1998. 323 p. (In Russ.).

24. Romancev G. M. Social'no-pedagogicheskie destrukcii proforientacii v sovremennyh usloviyah [Socio-pedagogical destructions of vocational guidance in modern conditions]. Problemy proforientacionnoj raboty v sovremennyh usloviyah : materialy vseros. nauch.-prakt. konf. (25-26 marta 2010 g.) - Problems of career guidance work in modern conditions : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (March 25-26, 2010). Tyumen, 2010. P. 19-24. (In Russ.).

25. Simonenko V. D. Professional'naya orientaciya uchashchihsya v processe trudovogo obucheniya [Professional orientation of students in the process of labor training]. Moscow, 1985. 223 p. (In Russ.).

26. Ter-Arakelyan EH. K. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k professional'nomu samoopredeleniyu v usloviyah profil'nogo obucheniya : dis. ... kand. ped. nauk [Formation of the readiness of senior pupils for professional self-determination in the conditions of profile training : the diss. ... PhD. in Pedagogy]. Tula, 2010. 248 p. (In Russ.).

27. Cvetkova N. A. Professional'noe samoopredelenie lichnosti na raznyh ehtapah stanovleniya professionala : dis. ... kand. psihol. nauk [Professional self-determination of personality at different stages of professional development : the diss. ... PhD. in Psychology]. Yaroslavl, 2005. 196 p. (In Russ.).

28. CHistyakova S. N., Pryazhnikov N. S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie social'no-professional'nogo samoopredleniya uchashchihsya [Pedagogical support of social and professional self-representation of students]. Moscow, 2002. (In Russ.).

29. CHistyakova S. N., Zaharov N. N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov: organizaciya i upravlenie [Professional orientation of schoolchildren: organization and management]. Moscow, 1987. 160 p. (In Russ.).

УДК 378

Сущностные характеристики антикоррупционного мировоззрения курсантов вуза Федеральной службы исполнения наказаний

С. В. ОХАПКИН - начальник учебно-строевого подразделения психологического факультета ВИПЭ ФсИн России

Реферат

Формирование антикоррупционной направленности личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний должно начинаться в вузе в процессе профессиональной подготовки. В статье подчеркивается, что исследование проблемы становления антикоррупционного мировоззрения специалистов пенитенциарной системы лежит в сфере поиска оптимальных путей формирования ценностных отношений к службе в обстоятельствах существующих социальных рисков. При этом показатели состояния антикоррупционного мировоззрения представлены в виде взаимодействующих компонентов, обеспечивающих способность обучаемых к самоопределению на основе юридических знаний, оценочных отношений к праву и правоприменительной практике, правовых установок и ценностных ориентаций.

Автором проанализированы знания и представления о коррупции курсантов ведомственного вуза ФСИН России в соотнесении с их субъективным восприятием сложившейся системы антикоррупционного воспитания; приводятся результаты диагностики состояния антикоррупционного мировоззрения обучающихся как одной из составляющих феномена антикоррупционного правосознания, содержащего в себе когнитивный, оценочный и установочно-поведенческий компоненты.

Подтверждается, что динамика развития сущностных характеристик каждого из рассматриваемых компонентов позволяет определить уровень формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся и отслеживать дальнейшее развитие рассматриваемого явления, намечаются пути и технологии формирования педагогических условий становления антикоррупционной позиции курсантов вуза ФСИН России.

Ключевые слова: антикоррупционное мировоззрение; когнитивный компонент; оценочный компонент; установочно-поведенческий компонент; антикоррупционное воспитание; критерии; показатели; коррупционные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.