Научная статья на тему 'Использование тетради на печатной основе в профориентационной деятельности сотрудников группы социальной защиты осужденных в воспитательной колонии'

Использование тетради на печатной основе в профориентационной деятельности сотрудников группы социальной защиты осужденных в воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕТРАДЬ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышева А. В.

В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных. Профориентация воспринимается как средство ресоциализации осужденных. Описываются результаты эксперимента по применению рабочей тетради на печатной основе в профориентационной деятельности специалиста по социальной работе в воспитательной колонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование тетради на печатной основе в профориентационной деятельности сотрудников группы социальной защиты осужденных в воспитательной колонии»

УДК 343.8

Использование тетради на печатной основе в профориентационной деятельности сотрудников группы социальной защиты осужденных

в воспитательной колонии

А.В. БАРЫШЕВА - преподаватель кафедры организации социальной работы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных. Профориентация воспринимается как средство ресоциализации осужденных. Описываются результаты эксперимента по применению рабочей тетради на печатной основе в профориентационной деятельности специалиста по социальной работе в воспитательной колонии.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; социальная работа; профориентация; ресоциализация; тетрадь на печатной основе.

Using the printed notebook on in the career guidance of employees of social protection of convicted in education colonies

■ A.V. BARYSHEVA - Lecturer of the Department of Social Work of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

This article deals with the problems of professional self juvenile offenders. The author examines the career guidance as a means of re-socialization of convicts. The results of the experiment on the application of the printed workbook of the expert in social work in a juvenile correctional colony are described in the article.

Key words: juvenile offenders; social work; career guidance; resocialization; printed notebook.

В настоящее время в исправительных учреждениях в Российской Федерации содержится 1,7 тыс. несовершеннолетних осужденных1. Около 60% из них не заняты трудом, поскольку у большинства не сформированы необходимые для этого навыки, недостаточен уровень образования, отсутствует соответствующая потребность.

Данные особенности социального развития несовершеннолетних осужденных препятствуют нормальному участию в общественной жизни. Основными причинами их возможного дальнейшего преступного поведения могут стать «неспособность вести жизнь на свободе, трудности при устройстве на работу, недостаточный объем помощи со стороны государственных учреждений и органов»2. Именно поэтому еще в период пребывания несовершеннолетних в воспитательной колонии необходимо использовать в работе с ними такие специальные педагогические средства, которые бы позволили предотвратить их дальнейшее «социальное выпадение»3.

Процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных должен начинаться с первых дней пребывания их в исправительном учреждении. Он имеет некоторую специфику и предполагает переориентацию асоциальной направленности несовершеннолетних осужденных, формирование новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих им навыков социального поведения, освоение нового социального статуса - бывшего правонарушителя, а также формирование способности саморегуляции поведения с социально одобряемых позиций4.

Приоритетными задачами ресоциализа-ции данной категории осужденных являются: адаптация к условиям отбывания наказания; формирование микросреды на основе нравственных отношений; воспитание пра-

вильного отношения к обучению и труду; восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей с родственниками, учебными и трудовыми коллективами; формирование интереса к законопослушной жизни после освобождения5.

В отечественной пенитенциарной практике существуют некоторые традиции ре-социализации осужденных (в том числе несовершеннолетних), как то: приобщение к религиозным ценностям, включение в различные виды социальной активности (благотворительность, спорт, образование), привлечение к труду. Все это, на наш взгляд, позволяет запустить механизмы личностного самоопределения. Данное понятие характеризуется Л.В. Байбородовой как «определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев»6, а С.И. Андрющен-ко как «выбор подростками своей позиции в отношении к миру, окружающим людям, самому себе, к своей будущей профессиональной деятельности, к стоящим перед ними задачам, путям и средствам их реализации»7.

Несовершеннолетнему необходимо решить, каким он хочет быть, а также сознательно выбрать для себя формы и способы поведения. В ситуации совершения преступления и отбывания наказания такой выбор особенно важен, от этого зависит дальнейшая жизнь после освобождения. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных средств педагогического воздействия в социальной работе, позволяющих управлять самоопределением несовершеннолетнего осужденного.

Особым элементом личностного самоопределения является самоопределение профессиональное («осознанный выбор ин-

дивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма»8).

Личностное и профессиональное самоопределение взаимосвязаны: выбор сферы деятельности во многом зависит от того, как человек оценивает отношения в сфере конкретной социально-профессиональной группы, а выбор своей роли в системе отношений с людьми он часто связывает с представлениями о своей будущей профессии и роде занятий.

Традиционно вопросы урегулирования отношений в сфере «человек - профессиональная среда» решались такой прикладной областью, как профориентация. Она нацелена на оказание помощи в выборе профессии путем определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, а также консультации по осознанию индивидом склонностей и способностей к этому виду деятельности и предоставление информации о каналах, средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией9. К сожалению, в современных условиях профориентация (особенно в учреждениях уголовно-исполнительной системы) не осуществляется. При этом социальные работники в исправительных учреждениях, решая задачи соответствующей помощи, оказывают содействие несовершеннолетним осужденным в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере выбора профессии.

Таким образом, можно говорить о профориентации как отдельном направлении деятельности исправительного учреждения и особом направлении социальной работы, результатом которой должна стать сформи-рованность профессионального самоопределения (признание ценности труда, приобретение знаний, умений, необходимых для выбора профессии), обеспечивающая успешную ресоциализацию в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.

Профориентация, по нашему мнению, очень ресурсная деятельность: опираясь на возможности личности (интересы, способности), имевшиеся до осуждения, она развивает их (формируя специальные знания и умения, необходимые для выбора профессии и работы в конкретной области) и во многом определяет будущее индивида. Это обстоятельство позволяет рассматривать

ее как одно из средств ресоциализации несовершеннолетних осужденных, а также обусловливает необходимость разработки для каждого исправительного учреждения особого алгоритма проектирования индивидуальной программы профориентации несовершеннолетнего осужденного и методического инструментария, учитывающего особенности его социальной ситуации и современные экономические и пенитенциарные реалии. Универсальным средством могут выступить рабочие тетради на печатной основе (основоположником разработки дидактических материалов данного вида в педагогике считается О.А. Нильсон).

Такие пособия представляют собой «набор заданий для организации самостоятельной работы школьников, составленный в строгом соответствии с действующей программой и охватывающий определенный школьный курс или значительную его часть»10. Тетради на печатной основе применяются преимущественно на первоначальных этапах изучения темы для увеличения объема практической деятельности обучающихся и разнообразия ее содержания, форм и видов11. Задания в рабочей тетради представлены в виде рисунков, схем, таблиц, здесь же размещаются алгоритмы решения задач, выделяются графы для их выполнения.

Применение рабочих тетрадей на печатной основе позволяет индивидуализировать обучение, контролировать мыслительную деятельность учащихся и повышать их познавательный интерес.

Эксперимент, проведенный нами в 20092012 гг. на базе Костромской воспитательной колонии УФСИН России по Костромской области, позволил разработать программу профориентации несовершеннолетних осужденных «Ключи», предназначенную для использования в практике социальной работы в условиях исправительного учреждения.

Название «Ключи» было выбрано неслучайно: оно связано с необходимостью заинтересовать несовершеннолетних деятельностью в области самостоятельного профессионального выбора, погружает подростков в особенное игровое пространство. Ключ рассматривается нами как инструмент, позволяющий открыть неизвестное (вопросы, ситуации и др.). Такая идея, с одной стороны, активизирует несовершеннолетних, завуалированно приглашая решать серьезные жизненные вопросы, а с другой - обозначает основное целевое

предназначение программы (дать ключ к успеху в жизни).

Программа реализуется как комплекс занятий, которые позволяют актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, изменить отношение несовершеннолетних к себе и своим возможностям, откорректировать эмоциональное состояние, совершенствовать навыки самопрезентации, способствующие дальнейшей успешной ресоциализации в постпенитенциарный период.

Для проведения занятий нами был разработан комплект методических пособий, в который вошли тетрадь на печатной основе для несовершеннолетних и методическое руководство для тренера (сотрудника исправительного учреждения, осуществляющего педагогическую деятельность в области профориентации).

Содержание программы сформировано на основе разработанной нами структуры профессионального самоопределения несовершеннолетнего осужденного, а также результатов анализа методических разработок, использующихся в современной педагогической практике обеспечения профессионального самоопределения школьников.

Программа включает шесть блоков:

Блок 1 «Какие ключи бывают?» активизирует деятельность несовершеннолетних осужденных в определенном направлении, вводит в проблемное поле необходимости выбора профессии.

Блок 2 «Почему нужно иметь свои ключи?» представлен упражнениями, позволяющими несовершеннолетним понять особенности осознанного выбора профессии.

Блок 3 «Как подобрать правильный ключ?» обеспечивает подростков необходимой информацией, позволяя избежать типичных ошибок при выборе профессии, определить факторы, влияющие на выбор конкретного осужденного.

Блок 4 «Двери и ключи» ориентирован на выявление информированности несовершеннолетних о рынке труда и формирование умений, необходимых для самопрезентации в процессе поиска работы.

Блок 5 «Как сделать свой ключ?» помогает осужденным выделить приоритеты в планировании своих профессиональных перспектив.

Блок 6 «Дизайн ключа» позволяет несовершеннолетним определить пути достижения своих профессиональных целей, осознать возможные препятствия в этой работе.

Каждый содержательный блок представлен упражнениями (игровыми, диагностическими, письменными заданиями и др.). Тесты и задания подобраны с учетом возрастных особенностей и позволяют ведущему, встроившись в систему ценностных ориентиров группы, откорректировать ее.

Цикл занятий рассчитан на 46 часов. Длительность может быть изменена сотрудником воспитательной колонии с учетом уровня сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных.

Поскольку занятия предполагают ознакомление подростков с необходимыми теоретическими сведениями и формируют практические навыки принятия решений, самопрезентации, планирования, рекомендуется проводить их с преимущественным использованием активных форм работы (работа в парах, микрогруппах, деловые игры и др.).

Для реализации программы необходимо наличие у тренера определенной профессиональной подготовленности. Предпочтительно, чтобы занятия проводились сотрудником группы социальной защиты осужденных совместно с сотрудниками психологической лаборатории и воспитательного отдела. Допустимо и желательно привлечение к данной работе учителей школы, мастеров учебно-производственных мастерских, прошедших специализированную (для реализации рассматриваемой программы) подготовку. Для обеспечения качества деятельности указанных сотрудников в методическое руководство включены также материалы, позволяющие повысить степень их информированности в вопросах педагогической помощи в обозначенной сфере и организации пространства воспитательной колонии, способствующего эффективному профессиональному самоопределению.

Специфика программы определяет и особые требования к сотруднику (тренеру): исключение авторитарных способов воздействия на несовершеннолетних (к сожалению, характерных для исправительных учреждений), категоричности оценивания их деятельности и контроля усвоения материала.

Наиболее приемлемой представляется реализация индивидуального подхода. Объем группы (оптимальный размер - 8-10 человек), на наш взгляд, существенно влияет на результативность работы. Занятия по программе могут проводиться по усмотрению специалистов на различных этапах отбывания наказания: в карантине, на основ-

ном этапе, в Школе подготовки осужденных к освобождению.

Для отслеживания результатов работы исправительного учреждения по профориентации несовершеннолетних осужденных и анализа эффективности использования комплекта методических пособий «Ключи» нами были сформированы экспериментальная и контрольная группы, включающие 35 человек (18 - экспериментальная, 17 - контрольная). Группы были практически идентичными по уровню сформированности профессионального самоопределения. Кроме того, была разработана и апробирована специальная анкета.

Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют утверждать, что несовершеннолетние осужденные стали относиться к миру профессий иначе: они демонстрируют более глубокие знания о конкретных профессиях, грамотно выделяют их отличительные особенности. Существенно изменилось и отношение несовершеннолетних к значимым условиям выбора профессии. Приобретенные знания обусловили изменение мнения воспитанников о возможных категориях соучастников их профессионального выбора, источниках про-фориентационной информации, возможных условиях приобретения практических знаний и умений, облегчающих профессиональный выбор. Итоговая диагностика показала, что несовершеннолетние осужденные испытывают теперь большее доверие к специалистам исправительного учреждения как источникам профориента-ционной информации и помощникам в профессиональном выборе. Сборники для поступающих в профессиональные учебные заведения и специальные профориента-ционные службы называются участниками эксперимента в качестве необходимых источников профориентационной информации (94%). Существенно дополнился и перечень источников информации о вакансиях, предпочитаемых несовершеннолетними

осужденными: к избираемым ранее центру занятости населения и сети Интернет добавились кадровое агентство (78% опрошенных) и разнообразные средства массовой коммуникации (88%). Среди видов занятий, способствующих качественному выбору профессии и значимых для жизни вообще, несовершеннолетние стали выделять учебу в школе и профессиональном училище (66,6% и 83,3% соответственно).

Реализация разработанной нами программы показала, что сформированность профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных (в содержательном плане) значительно возросла в экспериментальной группе (с 39% в начале эксперимента до 66% в конце), в отличие от контрольной (с 53 до 64%). Полученное эмпирическое значение критерия Фишера (1,707) находится в зоне статистически достоверных значимых различий для р < 0,05. Выявленные различия интегративного показателя являются статистически достоверными. Наиболее интенсивно развиваются те компоненты профессионального самоопределения, которые поддаются целенаправленному педагогическому воздействию - информационно-когнитивный и компонент сформированности личного профессионального плана. Менее значимый (по сравнению с остальными) прирост прослеживается в эмоциональном и мо-тивационном компонентах, что объясняется изначально высокими показателями по ним, связанными с социальными и психолого-педагогическими особенностями несовершеннолетних осужденных (выбор ими профессии бесцелен и связывается с возможностью освобождения из исправительного учреждения).

Таким образом, применение в пенитенциарной практике современных дидактических средств, к числу которых относятся тетради на печатной основе, позволяет повысить эффективность деятельности по ре-социализации осужденных.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний России. [Электронный ресурс]. URL: http:// фсин.рф (дата обращения: 10.02.2015).

2 Беляева Л.И. Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России: В 3 ч. М.; Воронеж, 2007. Ч. 1.

3 См.: Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2003.

4 См.: Леус Э.В. Обоснование ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. (26 сентября 2011 г.). [Электронный ресурс]. URL:http://sibac.Info (дата обращения: 06.05.2013).

1 Sm.: Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby ispolnenija naka-zanij Rossii. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fsin.rf (data obrashhenija: 10.02.2015).

2 Beljaeva L.I. Vospitanie nesovershennoletnih pravonarushitelej v Rossii: V 3 ch. M.; Voronezh, 2007. Ch. 1.

3 Sm.: Social'naja pedagogika: Kurs lekcij / Pod red. M.A. Galaguzovoj. M., 2003.

4 Sm.: Leus Je.V. Obosnovanie resocializacii nesovershennoletnih osuzhdennyh // Psihologija i pedagogika: aktual'nye problemy i tendencii razvitija: Materialy mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (26 sentjabrja 2011 g.). [Jelektronnyj resurs]. URL:http://sibac.Info (data obrashhenija: 06.05.2013).

5 См.: Леус Э.В., Соловьев А.Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Психология и право. 2012. № 3. С. 5. [Электронный ресурс]. URL:http://www.psyandlaw.ru (дата обращения: 06.05.2013).

6 Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 1999. С. 5.

7 Андрющенко С.И. Педагогическая поддержка жизненному самоопределению подростков в условиях межшкольного учебного комбината // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 13.

8 Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот. С. 5.

9 См.: Поляруш А.А. Необходимость эффективных технологий профессиональной ориентации молодежи // Молодежь и общество: проблемы взаимодействия: Сб. науч. тр. всерос. заоч. науч.-практ. конф. Курган, 2012. С. 108-111.

10 Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллинн, 1976. С. 158.

11 См.: Аксенова О.В. Рабочая тетрадь по информатике для первого класса. Барнаул, 1997-1998.

5 Sm.: Leus Je.V., Solov'ev A.G. Adaptacionnye tehnologii resocializacii nesovershennoletnih osuzhdennyh // Psihologija i pravo. 2012. № 3. S. 5. [Jelektronnyj resurs]. URL:http://www. psyandlaw.ru (data obrashhenija 06.05.2013).

6 Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie detej-sirot / Pod red. L.V. Bajborodovoj. Jaroslavl', 1999. S. 5.

7 Andrjushhenko S.I. Pedagogicheskaja podderzhka zhiznennomu samoopredeleniju podrostkov v uslovijah mezhshkol'nogo uchebnogo kombinata // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologija. 2011. № 2. S. 13.

8 Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie detej-sirot. S. 5.

9 Sm.: Poljarush A.A. Neobhodimost' jeffektivnyh tehnologij professional'noj orientacii molodezhi // Molodezh' i obshhestvo: problemy vzaimodejstvija: Sb. nauch. tr. vseros. zaoch. nauch.-prakt. konf. Kurgan, 2012. S. 108-111.

10 Nil'son O.A. Teorija i praktika samostojatel'noj raboty uchashhihsja. Tallinn, 1976. S. 158.

11 Sm.: Aksenova O.V. Rabochaja tetrad' po informatike dlja pervogo klassa. Barnaul, 1997-1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.