УДК 37.047-057.874
В. Н. Иванов, О. Г. Якимов
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена изучению сущностных характеристик профессионального самоопределения школьников. Представлены определения понятия «профессиональное самоопределение», разработанные ведущими учеными, занимавшимися исследованием данного феномена (Н. А. Лупанова, С. Н. Чистякова, В. А. Поляков, А. М. Кухарчук, А. В. Цинипер и др.). На основе проведенного анализа делается вывод о целесообразности принятия в качестве основного определения понятия «профессиональное самоопределение», данное Е. А. Климовым, как наиболее точно отражающего его сущность. Приведены недостатки в организации профессионального самоопределения школьников, существующие в педагогическом процессе современной общеобразовательной школы.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, школьники, общеобразовательная организация, профессиональный жизненный план, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей.
Актуальность исследуемой проблемы. Объективные процессы и механизмы рыночной экономики определяют актуальность формирования экономически активного населения, обладающего гибким мышлением и высокой конкурентоспособностью [10]. Современный «деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовать себя в различных социальных ролях и видах общественных работ» [1]. В таких условиях важной задачей общеобразовательной организации становится подготовка обучающихся к верному и осознанному профессиональному самоопределению, воспитание в них черт характера и качеств, необходимых для их личностного и профессионального становления.
Практика показывает, что выпускники общеобразовательных организаций ввиду различных обстоятельств не всегда объективно оценивают свои потребности и возможности в сфере профессионального выбора. Поэтому одна часть из них, уже будучи студентами профессиональных образовательных организаций (а именно высшего образования), не завершает обучение в них. Другая часть делает профессиональный выбор после завершения обучения либо, оставшись в полученной профессии, не предпринимает по-
© Иванов В. Н., Якимов О. Г., 2018
Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ivn57@mail.ru
Якимов Олег Геннадиевич - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: olegyakimov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.07.2018
пыток профессионального (личностного) развития. Это свидетельствует о необходимости разработки научно обоснованной модели организации профессионального самоопределения школьников в общеобразовательных организациях, учитывающей современные социально-экономические условия и потребности рынка труда.
Цель исследования состоит в определении сущности профессионального самоопределения как педагогического феномена, раскрытии его структуры и особенностей относительно обучающихся современной средней общеобразовательной школы.
Материал и методика исследований. Для достижения поставленной цели использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогических и социологических трудов по изучаемой проблеме, синтез информации о сущности профессионального самоопределения. Материалом для исследования явились научные труды российских ученых, посвященные проблеме определения сущности и содержания профессионального самоопределения школьников.
Результаты исследований и их обсуждение. В отечественной педагогике накоплен достаточный опыт в области разработки теории профессионального самоопределения. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии различных определений понятия «профессиональное самоопределение».
Н. А. Лупанова отмечает, что на заре зарождения общечеловеческой культуры процесс профессионального самоопределения личности осуществлялся опытническим путем на основе информации, получаемой человеком из разных источников: семейно-бытовых традиций, законодательных и нормативных актов государства и моральных правил жизнедеятельности, определяемых социумом для соответствующих классов, сословий и различных социальных групп. В итоге «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельный и осознанный поиск и нахождение смыслов в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой работе и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [5]. Исследователь также утверждает, что профессиональное самоопределение как педагогическая категория выражает наиболее общие свойства и взаимосвязь самоопределения личности и ее развития [5]. В процессе становления и развития личность постоянно сталкивается с проблемами (трудностями), которые требуют от нее определения своего отношения к имеющимся на рынке труда профессиям, анализа и рефлексии своих профессиональных достижений, принятия решения о выборе или смене профессии, уточнения и коррекции профессионального роста (карьеры).
С. Н. Чистяковой, В. А. Поляковым и И. А. Сасовой профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования отношения личности к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, как длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей личности, который происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути, а не завершается только профессиональной подготовкой по избранной специальности [3].
А. М. Кухарчук и А. Б. Цинипер считают, что профессиональное самоопределение заключается в самостоятельном выборе личностью профессии в результате анализа и соотнесения своих внутренних ресурсов с требованиями профессии. Более того, в процессе профессионального самоопределения человек перестает быть только объектом воспитательных воздействий, поскольку начинает действовать и как субъект [4].
В «Энциклопедии профессионального образования» термин «профессиональное самоопределение» трактуется как процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволяет подготовить обучающегося в будущем к смене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики [12].
В работах Е. А. Климова профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития молодого человека (девушки) в качестве субъекта деятельности [2]. Словосочетание «профессиональное самоопределение» понимается ученым, прежде всего, как «самоопределение подрастающего человека - будущего профессионала» [2]. В целом, профессиональное самоопределение представляется некой деятельностью человека, обретающей то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.
Содержание деятельности - это в первую очередь построение в сознании субъекта образов желаемого будущего, выражающееся в представлении целей и результатов, в особенностях его самоконтроля и владении необходимыми для осуществления этой деятельности средствами, особенностях осознания своих личностных качеств и места в системе деловых межличностных отношений.
Е. А. Климов считает, что результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением школьника должна быть готовность к выбору профессии, к обдумыванию и проектированию вариантов профессиональных жизненных путей, позволяющая ему составить свой профессиональный жизненный план, включающий профессиональный старт и следующие за ним шаги. При этом важно, чтобы это был осознанный, самостоятельный, а не сделанный по чьему-то принуждению выбор профессии. В процессе изучения сущности профессионального самоопределения Е. А. Климов пришел к выводу, что это длительный, многолетний процесс беспредельного развития человека, имеющий разные цели и содержание на разных возрастных этапах [2].
В. А. Поляковым и С. Н. Чистяковой профессиональное самоопределение трактуется «как сложный длительный процесс, охватывающий значительный период жизни, эффективность которого определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры» [8].
Н. С. Пряжников сущность профессионального самоопределения видит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также смысла в самом процессе самоопределения [9].
По мнению Е. А. Пахомовой, профессиональное самоопределение представляет собой процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [7].
Анализ приведенных определений понятия «профессиональное самоопределение» позволяет нам сделать следующие выводы:
1) профессиональное самоопределение - это процесс:
- самостоятельного осознанного поиска личностью выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой работы и нахождения смысла в этой работе;
- формирования отношения личности к профессионально-трудовой сфере (деятельности);
- формирования личностью способа своей самореализации;
- осознанного и самостоятельного выбора человеком профессии;
- формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности;
- самоопределения подрастающего человека - будущего профессионала;
- деятельности человека, обретающей то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда;
- поиска возможностей беспредельного развития;
- нахождения смысла в самом процессе самоопределения;
2) процесс профессионального самоопределения требует от личности:
- определения своего отношения к существующим на рынке труда профессиям;
- анализа и рефлексии своих профессиональных достижений;
- принятия обоснованного решения о выборе или замене профессии;
- уточнения и коррекции собственного профессионального роста;
- анализа своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии;
- согласования личностных и социально-профессиональных потребностей;
3) в результате профессионального самоопределения личность:
- подготовлена к выбору профессии, обдумыванию и проектированию вариантов профессиональных жизненных путей;
- способна формировать свой профессиональный жизненный план, включающий профессиональный старт и следующие за ним шаги;
- обладает способностью адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, связанным с устройством своей профессиональной карьеры, включая смену профессии.
Таким образом, профессиональное самоопределение является интегративным педагогическим феноменом, объединяющим разрозненные по цели, содержанию и результатам процессы, учитывающие субъективные характеристики готовности человека к профессиональной деятельности, его способность к самоопределению в профессиональном пространстве, к самореализации в том или ином виде труда, несмотря на происходящие качественные изменения в выбранной профессии.
На наш взгляд, наиболее полно понятие «профессиональное самоопределение» раскрыто Е. А. Климовым: это деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [2], содержанием которой является построение в сознании субъекта образов желаемого профессионального будущего, формулирование жизненных целей и результатов, знакомство с необходимыми для выполнения профессиональной деятельности средствами, осознание соответствия своих личных качеств требованиям профессии, определение своего места в системе деловых межличностных отношений.
В нашем исследовании мы будем придерживаться данного понимания сущности изучаемого феномена, поскольку деятельностный подход в профессиональном самоопределении школьников направлен на развитие личности ребенка, формирование его мотивации к активному жизненному поиску возможностей своего развития, потребности в профессиональном самоопределении, готовности к принятию осознанных решений по выбору траекторий своего профессионального роста. В ходе такого подхода у ребенка также формируется способность адаптироваться к изменяющимся условиям на профессиональном поприще, возможна и готовность к смене профессии. Деятельностный подход в профессиональном самоопределении максимально подготовит школьников к современным условиям на рынке труда, где востребованы специалисты, мобильные и открытые к новым знаниям, готовые постоянно пополнять запас личных компетенций, получать новые навыки, которые будут актуальны и востребованы в стремительно развивающемся мире.
Организация профессионального самоопределения обучающихся в условиях общеобразовательной организации с учетом смысла, которое мы вкладываем в это понятие, по нашему мнению, максимально позволит исключить трудности (риски) и негативные последствия в выборе школьниками профессионального пути.
Остановимся на некоторых из недостатков в организации профессионального самоопределения школьников, существующих в педагогическом процессе современной общеобразовательной организации. Во-первых, это недостаточное внимание общеобразовательной организации к личности учащегося, к его психологическим особенностям,
возрастно-половому своеобразию, состоянию его внутреннего мира, а также фактам удовлетворенности тем или иным занятием, делом и т. д.
Во-вторых, профессиональное самоопределение не сопровождается специальным педагогическим руководством, в результате чего школьники зачастую не могут обрести нужную ориентировку в мире профессий, необходимую для самостоятельного обдумывания вариантов своего будущего профессионального старта и жизненного пути.
В-третьих, общеобразовательные организации не всегда могут подготовить школьников к самоопределению в том смысле, что обучающийся должен быть уверен, что он сам проектирует и строит свой жизненный путь. Такой подход к самоопределению повышает требования к профессиональному искусству педагога: руководить сознанием активного и самостоятельного человека сложнее, чем вести человека пассивного и не способного принимать решения. При этом важно обеспечить равновесие между собственным развитием ребенка как подрастающего человека и педагогическим руководством, что предъявляет дополнительные требования к профессиональным качествам педагога и организации работы по профессиональному самоопределению школьников в общеобразовательных организациях.
В-четвертых, на профессиональное самоопределение школьников оказывают значительное влияние их родители, которые зачастую сами не имеют представления обо всем многообразии учебных заведений, существующих даже в их регионе [11].
В целом работа по профессиональному самоопределению школьников в общеобразовательных организациях организована не на должном уровне, о чем свидетельствуют результаты, полученные О. М. Артюховой. По данным проведенного ею исследования, около 60 % старшеклассников не связывают выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда, 65 % - не владеют информацией об избираемой профессии, 49 % - ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны родителей [1].
Резюме. Профессиональное самоопределение школьников является актуальной проблемой не только для самих учащихся образовательных организаций, но и в целом для государства. Оно вписывается в систему таких понятий, как «человеческий капитал», «экономическая эффективность подготовки квалифицированных кадров», и поэтому его целесообразно рассматривать в рамках социально-экономического подхода. Суть такого подхода заключается в изучении влияния микроэкономических детерминант человеческого поведения (способности, успеваемость, уровень дохода семьи) на выбор школьником того или иного вуза для получения той или иной профессии. Результаты анализа закономерностей такого влияния позволили бы спрогнозировать ситуацию на рынке труда, связанную с подготовкой специалистов, что, безусловно, экономически выгодно [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхова О. М. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Кемерово, 2006. - 24 с.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Академия, 2012. - 304 с.
3. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://resurs-yar.ru/files/spec/soprovojdenie.pdf.
4. КухарчукА. М, Ценипер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. - Минск : Нар. асве-та, 1976.- 128 с.
5. Лупанова Н. А. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 702-711.
6. Онипко А. А. Противоречия самоопределения современных школьников [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/v/protivorechiya-samoopredelemya-sovrememyh-sllkolnikov.
7. Пахомова Е. А. Становление территориальной многоуровневой системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Н. Новгород, 2017.-479 с.
8. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи : научное сообщение сотрудников Института профессионального самоуправления молодежи РАО // Педагогика. - 1993. -№5.-С. 33-37.
9. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник для студентов учреждений высшего проф. образования. - М. : Академия, 2013. - 208 с.
10. Пыркина Л. В., Осипова Л. Б. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 9(364). - С. 118-124.
11. Французова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентаци-онной работы // Молодой ученый. - 2017. - № 39. - С. 76-79.
12. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 2 / под ред. С. Я. Батышева. - М. : Изд-во Академии профессионального образования, 1999. -440 с.
UDC 37.047-057.874
V. N. Ivanov, O. G. Yakimov
ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL IDENTITY OF MODERN SCHOOLCHILDREN
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article is devoted to the study of essential characteristics of professional identity of schoolchildren. The article presents the definitions of the concept of «professional identity» developed by leading scientists engaged in the study of this phenomenon (N. A. Lupanova, S. N. Chistyakova and V. A. Polyakov, A. M. Kukharchuk and A. V. Tsiniper, etc.). On the basis of the analysis it is concluded that it is advisable to adopt as the main definition of the concept of «professional identity» given by E. A. Klimov as the most accurately reflecting its essence. The article presents the shortcomings in the organization of professional identity of students existing in the pedagogical process of modern second-dary school.
Keywords: identity, professional identity, schoolchildren educational organization, proprofessional life plan, design of options for professional life paths.
REFERENCES
1. Artyukhova O. M. Podgotovka starsheklassnikov k social'no-professional'nomu samoopredeleniyu v uslovi-yakhurovnevoj differenciacii obucheniya: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk : 13.00.01.-Kemerovo, 2006.-24 s.
2. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya : uchebnoe posobie dlya studentov vys-shikh uchebnykh zavedenij. - M. : Akademiya, 2012. - 304 s.
3. Koncepciya professional'nogo samoopredeleniya // Soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://resurs-yar.ru/files/spec/soprovojdenie.pdf.
© Ivanov V. N., Yakimov O. G., 2018
Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, Rector, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: ivn57@mail.ru
Yakimov, Oleg Gennadievich - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: olegyakimov@mail.ru
The article was contributed on July 16, 2018
4. KukharchukA. М, CeniperA. В. Professional'noe samoopredelenie uchashhikhsya. - Minsk : Nar. asveta, 1976.- 128 s.
5. Lupanova N. A. Professional'noe samoopredelenie как pedagogicheskaya kategoriya // Izvestiya Pen-zenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo. - 2011. - № 24. - S. 702-711.
6. Onipko A. A. Protivorechiya samoopredeleniya sovremennykh shkol'nikov [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa: https://cyberlemnka.rU/article/v/protivorechiya-samoopredeleniya-sovremermyh-shkolnikov.
7. Pakhomova E. A. Stanovlenie territorial'noj mnogourovnevoj sistemy pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushhikhsya : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. -N. Novgorod, 2017. -479 s.
8. Polyakov V. A., Chistyakova S. N. Professional'noe samoopredelenie molodezhi : nauchnoe soobshhenie sotrudnikov Instituía professional'nogo samoupravleniya molodezhi RAO // Pedagogika. - 1993. - № 5. - S. 33-37.
9. Pryazhnikov N. S., Rumyanceva L. S. Samoopredelenie i professional'naya orientaciya uchashhikhsya : uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego prof. obrazovaniya. - M. : Akademiya, 2013. - 208 s.
10. Pyrkina L. V., Osipova L. B. Problemy professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 9(364). - S. 118-124.
11. Francuzova E. A. Professional'noe samoopredelenie obuchayushhikhsya v usloviyakh proforientacionnoj raboty // Molodoj uchenyj. - 2017. - № 39. - S. 76-79.
12. Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya : v 3 t. T. 2 / pod red. S. Ya. Batysheva. - M. : Izd-vo Akademii professional'nogo obrazovaniya, 1999. -440 s.