Научная статья на тему 'Modeling of the process of defining students’ professional identities at teachers’ training college'

Modeling of the process of defining students’ professional identities at teachers’ training college Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЦЕЛЬ / «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» / МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА / ЭТАП / PROFESSIONAL IDENTITY / STUDENTS / GOAL / “GOAL TREE” / MODEL / PROGRAM / STAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова В И, Рокицкая Ю А, Балакина К А

Введение. Обсуждаемая проблема отличается исключительной актуальностью, поскольку именно от профессионального самоопределения студентов зависит формирование восприятия мира, выбор жизненной позиции и плана действия молодых людей. Цель исследования – разработать модель процессов развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. Материалы и методы. Использованы методы моделирования и целеполагания; методики «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» Л.Н. Кабардовой, «Изучение факторов привлекательности профессии» модифицированный вариант методики И. Кузьминой, А. Реана, тест-опрос на устойчивость и продуманность профотбора. Результаты. Проведен анализ процессов развития профессионального самоопределения студентов и построено «Дерево целей» как результат исследования иерархии взаимосвязанных и взаимообусловленных целей. Системное целеполагание позволило разработать модель процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа. Построение модели в соответствии с поставленными целями обеспечивает социальную направленность профессионального самоопределения студентов. В коррекционной работе использовались преимущественно групповые формы взаимодействия. Аналитический компонент модели представлен оценкой эффективности коррекционных действий, прогнозом и планированием дальнейшей деятельности. Обсуждение. Прогноз и планирование деятельности по развитию профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа предпринимали и другие авторы, новизна же нашего исследования состоит именно в предварительном моделировании названного процесса. Заключение. Для успешного профессионального определения студентов необходимо использовать методы моделирования, способствующие последовательной, пролонгированной деятельности всех субъектов исследуемого педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова В И, Рокицкая Ю А, Балакина К А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Modeling of the process of defining students’ professional identities at teachers’ training college»

15. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. (2008) Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention] St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian).

16. Boyko V.V. (2000) Sindrom «emotsional'nogo vygoraniya» v professional'nom obshchenii [Syndrome of "emotional burnout" in professional communication] Moscow, Sudarynya Publ. (In Russian).

17. Shikhova A.P. (2009) Professional'noe vygoranie sotrudnikov spetsializirovannykh podrazdelenii doznaniya organov vnutrennikh del [Professional burnout of employees of specialized units of inquiry of law enforcement agencies] Vestnikpsikhoterapii. 32, 78-84. (In Russian).

18. Kobozev I.Y. (2016) Psikhoprofilaktika i korrektsiya professional'nogo stressa sotrudnikov OVD [Psychoprophylaxis and correction of occupational stress in ATS employees] Vestnik Sankt-Peterrburgskogo universiteta MVD Rossii. 1, 205-209. (In Russian).

19. Krasinskaya E.A. (2016) Professional'naya deformatsiya lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del i ee preduprezhdenie [Professional deformation of the personality of an employee of the Internal Affairs Agencies and its prevention] Vestnik Vostochno-Sibirskogo institutaMVD Rossii. 3 (78), 48-52. (In Russian).

20. Urasaeva G.I. (2014) Professional'naya deformatsiya sotrudnikov politsii v aspekte emotsional'nogo vygoraniya: sotsial'no-psikhologicheskie usloviya, mekhanizmy, osobennosti, factory [Professional deformation of police officers in the aspect of emotional burnout: socio-psychological conditions, mechanisms, features, factors] Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2 (16), 14-20. (In Russian).

DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.22

УДК 159:373.6 ББК 88.41:74.47

В.И. Долгова1, Ю.А. Рокицкая2, К.А. Балакина3

1 ORCID № 0000-0001-9059-5682, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: 23a12@list.ru

2 ORCID № 0000-0001-9293-625X, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: rokguly@mail.ru 3 ORCID № 0000-0002-1155-4952, магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kseniya_r95@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОцЕССА РАЗВИТИЯ

профессионального самоопределения

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДжА

Аннотация

Введение. Обсуждаемая проблема отличается исключительной актуальностью, поскольку именно от профессионального самоопределения студентов зависит формирование восприятия мира, выбор жизненной позиции и плана действия молодых людей.

Цель исследования - разработать модель процессов развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.

Материалы и методы. Использованы методы моделирования и целеполагания; методики «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» Л.Н. Кабардовой, «Изуче-

ние факторов привлекательности профессии» модифицированный вариант методики И. Кузьминой, А. Реана, тест-опрос на устойчивость и продуманность профотбора.

Ре.зультаты. Проведен анализ процессов развития профессионального самоопределения студентов и построено «Дерево целей» как результат исследования иерархии взаимосвязанных и взаимообусловленных целей. Системное целеполагание позволило разработать модель процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа. Построение модели в соответствии с поставленными целями обеспечивает социальную направленность профессионального самоопределения студентов. В коррекционной работе использовались преимущественно групповые формы взаимодействия. Аналитический компонент модели представлен оценкой эффективности коррекционных действий, прогнозом и планированием дальнейшей деятельности.

Обсуждение. Прогноз и планирование деятельности по развитию профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа предпринимали и другие авторы, новизна же нашего исследования состоит именно в предварительном моделировании названного процесса.

Заключение. Для успешного профессионального определения студентов необходимо использовать методы моделирования, способствующие последовательной, пролонгированной деятельности всех субъектов исследуемого педагогического процесса.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, студенты, цель, «Дерево целей», модель, программа, этап.

Основные положения:

• проведен анализ процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа;

• выявлены особенности целеполагания процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа;

• построена модель процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа;

• обоснована необходимость применения методов моделирования в процессе развития профессионального самоопределения у студентов.

1. Введение (Introduction)

В современном мире образование важно рассматривать как социокультурный, общественно-значимый процесс [1-3]. В нем происходит формирование восприятия мира, выбор жизненной позиции и плана действия молодых людей [4-6]. Все это будет способствовать становлению системы жизненных ценностей и ориентиров молодежи, будут определяться профессиональные перспективы развития [7-8].

Одной из важнейших задач является создание таких условий, при которых профессиональное самоопределение личности, развитие самореализации, как в жизненной, так и в профессиональной сфере, будет проходить у студентов наиболее успешно [9-11].

Также интерес к исследуемой проблеме профессионального самоопределения обусловлен практическим запро-

сом, который сформирован условиями экономических преобразований в нашей стране [12-14].

Одним из факторов самоопределения личности является профессиональное самоопределение, которое в психолого-педагогической литературе трактуется как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде [15-17].

Профессиональное самоопределение — это одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления рассматривается в качестве полноценного участника сообщества профессионалов и — более широко — социального сообщества в целом. Выполнение социально значимой деятельности, которая направлена на производство социально ценного продукта, является критерием смысловых и мо-тивационных поисков человека [18; 19].

Сказанное определило цель исследования: разработать модель процессов развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Использована методология, позволяющая построить модель для сохранения и расширения научных представлений о процессе развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа с целью дальнейшего его использования и управления им. Она представляет собой графическое и аналитическое описание рассматриваемого процесса. Модель - это упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средство оперирования.

Исследователи выделяют три основных достоинства при использовании моделирования: удобство, наглядность, информационная емкость.

Целеполагание является первым этапом процесса моделирования. Основным видом деятельности целепо-лагания в процессе развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа, является этап построения иерархии взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, иначе говоря - построение «дерева целей». «Дерево целей» основывается на теории граф и представляет, как траек-торные, определяющие направление движения к заданным стратегическим целям, так и точечные, определяющие достижения тактических целей, характеризующиеся степенью приближения к заданным целям по заданной траектории.

3. Результаты (Results)

Результатом исследования стало построение «Дерева целей» (рис. 1) и разработка Модели процесса развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа (рис. 2).

Рис. 1. «Дерево целей» развития профессионального самоопределения студентов

педагогического колледжа

Fig. 1. The goal tree for the process of defining a student's professional identity

at the teachers' training college

Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.

1. Изучить психолого-педагогическую проблему профессионального самоопределения студентов в психолого-педагогической литературе.

2го 2 * -О ф

М

s а

§ е

8s §§

& I

I *

if со с ГО m

го ^

о. Б

с к

S 11 I®

§1 §§

J!

^ О

Цель: изменить уровень профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа с помощью реализации программы психолого-педагогической коррекции. Задачи:

1. Провести диагностические процедуры по проблеме профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.

2. Разработать и апробировать программу по формированию профессионального самоопределения у студентов педагогического коллежда.

3. Провести анализ результатов программы по формированию профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа

1. Диагностический компонент

Цель: изучить уровень профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.

Методики:

1. Методика «Изучение факторов привлекательности профессии», модифицированный вариант (И. Кузьмина, А. Реан).

2. Методика «Тест-опрос на устойчивость и продуманность выбранной профессии».

3. Методика «Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой»

I

2. Формирующий компонент

Цель: провести программу по формированию профессионального самоопределения у студентов

педагогического колледжа

Задачи:

1. Научить сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам.

2. Формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению.

3. Информировать учащихся о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности

3. Аналитический компонент

Цель: проверить эффективность программы по формированию профессионального

самоопределения у студентов педагогического колледжа

Методики:

1. Методика «Изучение факторов привлекательности профессии», модифицированный вариант (И. Кузьмина, А. Реан).

2. Методика «Тест-опрос на устойчивость и продуманность выбранной профессии».

3. Методика «Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой»

Результат: повысить уровень профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа

го m

2 §

m

Рис. 2. Модель процесса развития профессионального самоопределения у студентов

педагогического колледжа

Fig. 2. The model of the process of defining students' professional identities

at the teachers' training college

1.1. Изучить феномен профессионального самоопределения у студентов в психолого-педагогической литературе.

1.2. Выявить особенности профессионального самоопределения у студентов.

1.3. Особенности профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4. Составить модель развития профессионального самоопределения у студентов.

2. Представить организацию опытно-экспериментального исследования профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.

2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.

2.2. Дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.

3. Организовать опытно-экспериментальное исследование развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.

3.1. Составить программу развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.

3.2. Провести анализ результатов формирующего этапа эксперимента.

3.3. Составить рекомендации по развитию профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа для преподавателей.

4. Обсуждение (Discussion)

В результате исследования построено «дерево целей» развития процесса профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа и выявлены четыре блока одноименной модели - целевой, диагностический, формирующий и аналитический; определены психолого-педагогические условия успешного профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа. Построение модели в соответствии с поставленными целями должно обеспечивать социальную направленность профессионального самоопределения студентов.

Целевой компонент представляет единство цели и задач, комплексное решение которых обеспечивает развитие профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа с по-

мощью реализации программы развития.

Вдиагностический блоквключенытри методики: «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» Л.Н. Кабардовой, диагностические методики «Изучения факторов привлекательности профессии» модифицированный вариант методики И. Кузьминой, А. Реа-на, а также «Тест-опрос на устойчивость и продуманность профотбора».

Формирующий блок решает задачи реализации программы развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. В кор-рекционной работе использовались преимущественно групповые формы взаимодействия.

Третий (аналитический) блок модели - включает в себя повторное диагностирование по тем же методикам, что и на этапе реализации диагностического блока; анализ результативности проведенных занятий (в том числе и с использованием методов математической статистики); составление психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.

Оценка эффективности коррекцион-ного взаимодействия направлена на анализ изменений в мотивах выбора профессии, устойчивости конкретного выбора после проведения программы развития. Оценка эффективности сопровождается здесь прогнозом и планированием дальнейшей совместной деятельности.

Прогноз и планирование деятельности по развитию профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа предпринимали и другие авторы [19-22], новизна же нашего исследования состоит именно в предварительном моделировании названного процесса.

5. Заключение (Conclusion)

Работа по профессиональному самоопределению студентов - одна из наиболее сложных сторон деятельности всего педагогического коллектива в колледже. Чтобы добиться наибольшей её эффективности, необходимо использовать методы моделирования процессов профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа, способствующие последовательной, пролонгированной деятельности всех субъектов исследуемого педагогического процесса.

го

и

ч ф с; с; о

О X

л ц

го

X

о §2

° У ft i К 2 го ч

m £ ГО CÛ

X

8 £

â*3 с к

g X

ig

s «

о 4

il ц

° л о

Библиографический список

го

X

s ГО

го

ш

<

к го

s

О

CL <

2

ИВ ш

£

о d

m

1. Fatoki O. (2014) The Personal Values of University Students. South Africa Mediterranean Journal of Social Sciences. 5(23), 758-763. DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n23p758

2. Hart W., Adams J., Burton K.A., Tortoriello G.K. (2017) Narcissism and self-presentation. Personality and Individual Differences. 104, 48-57. DOI: 10.1016/j.paid.2016.06.062

3. Омельченко, Е.А. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] / Е.А. Омельченко, Г.С. Чеснокова, Р.О. Агаве-лян // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. -№ 1. - С. 7-22. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2634. - [Дата обращения: 13.03.2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.01

4. Johnson M. (2016) Relations between explicit and implicit self-esteem measures and self-presentation. Personality and Individual Differences. 95, 159-161. DOI: 10.1016/j.paid.2016.02.045

5. Kocer H. (2012) The Evaluation of the Art Activities Applied in Preschool Education Programmes in Terms of Self-Expression Opportunity Given to Child. Procedia Social and Behavioral Sciences. 51, 289-295. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.08.161

6. Попова, В.Н. Система профессиональной ориентации для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению [Текст] / В.Н. Попова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. - № 3. - 2015. - С. 84-86.

7. Flett G.L., Baricza C., Gupta A., Hewitt P.L., Endler N.S. (2011) Perfectionism, psychosocial impact and coping with irritable bowel disease: a study of patients with Crohn's disease and ulcerative colitis. Journal of Health Psychology. 16 (4), 561-571. DOI: 10.1177/1359105310383601

8. Трубина, Г.П. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося [Текст] / Г.П. Трубина, Э.Ф. Зеер, М.В. Мащенко // Образование и наука. -2017. - Т. 19. - № 6. - С. 9-32. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-6-9-32

9. Liang B., Zhang Y., Chen W., Chen S. (2014) Connotation and Structure of University Students' Marriage Values. Cross-Cultural Communication. 10 (3), 48-54. DOI: rg/10.3968/4722

10. Marriott T.C., Buchanan T. (2014) The true self online: Personality correlates of preference for self-expression online, and observer ratings of personality online and offline. Computers in Human Behavior. 32, 171-177. DOI: 10.1016/j.chb.2013.11.014

11. Иванова, И.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях [Текст] / И.Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 89-101.

12. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) New educational paradigm: existentialism is a humanism. Man in India. 96 (10), 4043-4050.

13. Dudina M.N., Dolgova V.I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions. Man in India.. 96 (10), 3503-3511.

14. Татаренко, А.А. Удовлетворенность студентов профессиональным самоопределением [Текст] / А.А. Татаренко // Общество, политика, финансы. - 2017. - № 1. - С. 136-139.

15. Чайников, А.Ю. Профессиональные пробы - шаг к успешному профессиональному самоопределению [Текст] / Ю.А. Чайников // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. - 2014. - № 7. - С. 147-149.

16. Черноусов, В.Р. Роль профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст] / В.Р. Черноусов, Е.А. Веснина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 388-390.

17. Зыбина, Л.Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъектности [Текст] / Л.Н. Зыбина // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 74-78.

18. Умаева, А.У. Управление профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся [Текст] / А.У. Умаева, А.П. Салахбеков, Т.С. Рахметов // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т. 64. - № 3. - С. 164-166.

19. Фролова, С.Л. Идеалоориентирвоанный подход к профессиональному самоопределению школьников [Текст] / С.Л. Фролова, С.Н. Чистякова // Профильная школа. - № 1(58). - 2013. -С. 19-21.

20. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение. От учебы к профессиональной карьере [Текст]: учебное пособие для учащихся 10-11 классов / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. - М.: Академия, 2011. - 180 с.

21. Штурмак, М.А. Через воспитание трудом к профессиональному самоопределению [Текст] / М.А. Штурмак // Воспитание школьников. - 2014. - № 3. - С. 21-23.

22. Шушерина, О.А. Становление фасилитаторского стиля и профессиональное самоопределение будущего педагога профессионального обучения [Текст] / О.А. Шушерина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. - 2015. -№ 3.- С. 47-52.

V.I. Dolgova1, Y.A.Rokitskaya2, K.A. Balkakina3

1 ORCID No. 0000-0001-9059-5682, Academic Title of Professor, Doctor of Psychology, Dean of the Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia. E-mail: 23a12@list.ru 2 ORCID No. 0000-0001-9293-625X, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor at the Department of Theoretical and Applied Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: rokguly@mail.ru 3 ORCID No. 0000-0002-1155-4952, Master's degree student at the Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: kseniya_r95@mail.ru

MODELING OF THE PROCESS OF DEFINING STUDENTS' | PROFESSIONAL IDENTITIES AT TEACHERS' |

TRAINING COLLEGE I

Abstract

Introduction. The problem of studying a student's professional identity at a pedagogical college is significant, because the young people's' perception of the world, the choice of their life philosophy and their life scenarios are unquestionably influenced by defining their professional identities.

The aim of the paper is to model the process of defining students' professional identities at teachers' training college.

Materials and methods. The paper is based on the following methods: the methods of modeling and goal-setting, L.N. Kabardova's "Questionnaire for determining professional readiness (DPR)", the modified version of I. Kuzmina's method of studying attraction drivers of ajob, A. Rean's method, and the method of feedback forms on mental ballast and reasoning of vocational selection.

Results. The research includes the analysis of the process of defining students' professional identities. The "goal tree" is suggested as a result of researching the hierarchy of interrelated and interdependent goals. The system goal setting allowed to develop a model of the process of development of professional self-determination among the students of the pedagogical college. It was revealed that developing the model according to the set of goals provides students with the social focus of their professional identities. In corrective activities the group forms of interaction were mostly used. The analytical component of the model is represented by assessing the effectiveness of corrective work, predicting and scheduling further activities.

Discussion. The paper also presents the recommendations for teachers on defining students' professional identities at the teachers' training college by taking into account the processes of forecasting and planning further activities. The novelty of the research is in attempt of modeling the process under investigation.

Conclusion. For successful defining of students' professional identities, it is necessary to use the method of modeling, which contributes to the consistent, prolonged work of all the participants of the investigated pedagogical process.

£ ф

о

го ф

(Л ф

с

ф

73

"rö с о

(Л (Л

£ о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с!

с

ф

тз □

ч-»

га с 'с

ч—

Ф

тз

(Л ф

о о

г!

ф

га

с "ф

тз о

Keywords: professional identity, students, goal, "goal tree", model, program, stage.

Highlights:

• The paper analyzes the process of defining students' professional identities at a teachers' training college;

• The paper reveals the peculiarities of the goal setting in the process of defining students' professional identities at a teachers' training college;

• The authors develop the model of the process of defining students' professional identities at a teachers' training college;

• The research proves the need to apply modeling methods to the process of defining a student's professional identity at a teachers' training college.

ro с

го ^

го m

го >

го

о <

(О >

о J? о Q

References

1. Fatoki O. (2014) The Personal Values of University Students. South Africa Mediterranean Journal of Social Sciences. 5(23), 758-763. DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n23p758

2. Hart W., Adams J., Burton K. A., Tortoriello G.K. (2017) Narcissism and self-presentation. Personality and Individual Differences. 104, 48-57. DOI: 10.1016/j.paid.2016.06.062

3. Omelchenko E.A., Chesnokova G.S., Agavelyan R.O. (2018) Samovyrazhenie v sisteme tsennostnykh orientatsy budutschikh pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Self-expression in the students' system of values at pre-school teachers' training universities] Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 8(1), 7-22. Available from: http://vestnik.nspu.ru/article/2634 [Accessed 13 March 2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.01 (In Russian).

4. Johnson M. (2016) Relations between explicit and implicit self-esteem measures and self-presentation. Personality and Individual Differences. 95, 159-161. DOI: 10.1016/j.paid.2016.02.045.

5. Kocer H. (2012) The Evaluation of the Art Activities Applied in Preschool Education Programmes in Terms of Self-Expression Opportunity Given to Child. Procedia Social and Behavioral Sciences. 51, 289-295. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.08.161.

6. Popova V.N. (2015) Systema professional'noy orientatsii dlya povysheniya gotovnosti podrostkov k professional'nomy samoopredeleniyu [The system of vocational guidance for increasing the adolescents' readiness for professional identity] Tereticheskie i prikladnye voprosy nauki i obrazovaniya. 3, 84-86. (In Russian).

7. Flett G.L., Baricza C., Gupta A., Hewitt P.L., Endler N.S. (2011) Perfectionism, psychosocial impact and coping with irritable bowel disease: a study of patients with Crohn's disease and ulcerative colitis. Journal of Health Psychology. 16 (4), 561-571. DOI: 10.1177/1359105310383601.

8. Trubina G.P., Seer E.F., Mashchenko M.V. (2017) Sotsial'no-orientirovanny podkhod v obrazovanii rfr uslovie uspeshnoy sotsializatsii uchatschegosya [Socially-oriented approach in education as a condition for students' successful socialization] Obrazovanie i nauka. 19 (6), 9-32. DOI: 10.17853 / 1994-5639-2017-69-32 (In Russian).

9. Liang B., Zhang Y., Chen W., Chen S. (2014) Connotation and Structure of University Students' Marriage Values. Cross-Cultural Communication. 10(3), 48-54. DOI: rg/10.3968/4722.

10. Marriott T.C., Buchanan T. (2014) The true self online: Personality correlates of preference for self-expression online, and observer ratings of personality online and offline. Computers in Human Behavior. 32, 171-177. DOI: 10.1016/j.chb.2013.11.014.

11. Ivanova I.L. (2008) Professional'naya identichnost' v sovremennykh usloviyakh [Professional identity nowadays] Voprosy psikhologii. 2, 89-101. (In Russian).

12. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) New educational paradigm: existentialism is a humanism. Man in India. 96 (10), 4043-4050.

13. Dudina M.N., Dolgova V.I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions. Man in India.. 96 (10), 3503-3511.

14.Tatarenko A.A. (2017) Udovletvorjonnost' studentov professional'nym samoopredeleniem [Students' satisfaction with their professional identities] Obtschestvo, politika, finansy. 1, 136-139. (In Russian).

15. Chaynikov A.Yu. (2014) Professional'nye proby - shag k uspeshnomu professional'nomy samoopredeleniyu [Professional tests as a step towards successful professional identity] Nauka, obrazovanie, obtschestvo: problem iperspektivy razvitiya. 7, 147-149. (In Russian).

16. Chernousov V.R., Vesnina E.A. (2015) Rol' professional'noy orientatsii v professional'nom samoo-predelenii starsheklassnikov [The role of professional orientation in defining senior pupils' professional identity] Sovremennyeproblem nauki i obrazovaniya. 4, 388-390. (In Russian).

17. Zybina L.N. (2011) Professional'noe samoopredelenie lichnosti kak proyavlenie sub'ektnosti [Professional self-determination of a personality as a manifestation of subjectivity] Aktual'nye problemy psikhologii lichnosti. 5, 74-78. (In Russian).

18. Umaeva A.U., Salakhbekov A.P., Rakhmetov T.S. (2017) Upravlenie professional'nym vyborom i professional'nym samoopredeleniem uchatschikhsya [Managing students' professional choice and professional identity] Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 64 (3), 164-166. (In Russian).

19. Frolova S.L., Chistyakova S.N. (2013) Idealoorientirovanny podkhod k professional'nomu samoo-predeleniyu shkol'nikov [Ideal-based approach to defining schoolchildren's professional identities] Profil'naya shkola. 1(58), 19-21. (In Russian).

20. Chistyakova S.N., Rodichev N.F. (2011) Professional'noe samoopredelenie. Ot uchjoby k professional'noy kar'ere [Defining professional identity. From studying to professional career] Moscow, Academy. (In Rus-

21. Shturmak M.A. (2014) Cherez vospitanie trudom k professional'nomu samoopredeleniyu [Through education by labor to professional self-determination] Vospitanie shkol'nikov. 3, 21-23. (In Russian).

22. Shusherina O.A. (2015) Stanovlenie fasilitatorskogo stilya i professional'noe samoopredelenie budutschego pedagoga professional'nogo obucheniya [Developing the future professional training teacher's facilitation style and professional identity] Professional'noe samoopredelenie molodjozhi innovatsionnogo regional problem i perspektivy. 3, 47-52. (In Russian).

DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.23

УДК 151.8:613.4 ББК 88.37:51.204

С.А. Купцова

ORCID № 0000-0001-5577-5311, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры 5 теории и методики физического воспитания, Институт непрерывного педагогического ° образования, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Российская Федерация. E-mail: kupsv@yandex.ru

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность определения и развития категорий здоровья, здоровьесбережения, культуры здоровья, психической саморегуляции в современном обществе. Востребованность современным обществом здоровых высококвалифицированных специалистов делает проблему сохранения и укрепления здоровья современной учащейся молодежи особо острой.

В исследованиях современных ученых и практиков в области психологии, медицины, педагогики отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, и, в особенности, на здоровье молодежи.

Основными причинами являются низкая культура здорового образа жизни, безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, низкое материальное обеспечение учреждений образования, здравоохранения. Кроме того, исследователи отмечают, что на всех

к

I

ф ^

о

ГО о

CK

го ^

о ф

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.