Научная статья на тему 'Особенности проявления профессионального интереса студентов педагогического колледжа в начале обучения'

Особенности проявления профессионального интереса студентов педагогического колледжа в начале обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КРИТЕРИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / МОТИВ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / COGNITIVE CRITERION / EMOTIONAL-VOLITIONAL CRITERION / ACTIVITY CRITERION / READER'S INTEREST / MOTIVE / COMMUNICATIVE ABILITIES / ORGANIZATIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Александра В.

Представлены материалы диагностического исследования профессионального интереса и мотивации профессионального выбора студентов 1 и 2 курсов Кемеровского педагогического колледжа. Цель определение первоначального уровня профессионального интереса студентов к разным аспектам педагогической деятельности (организаторской, коммуникативной, методической и др.), а также мотивации и уровня коммуникативных и организаторских способностей. Для проведения исследования применялся метод анкетного опроса. Анализ результатов изучения профессионального интереса проводился на основе когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного критериев. Профессиональная мотивация изучена с помощью методик «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (адаптирована Н. П. Фетискиным) и «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой. Оценка уровня развития коммуникативных и организаторских способностей проводилась на основе методики В. А. Федорошина и В. В. Синявского. Результаты исследования проанализированы по каждому критерию. Полученные данные позволяют определить уровень профессионального интереса студентов на начало обучения и обозначить критические аспекты их профессиональной подготовки. Результаты могут быть применены как для организации учебной и внеучебной работы образовательного учреждения в целом, так и для осуществления профессиональной подготовки по отдельным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation of Professional Interest in Junior Students of Pedagogical College

The article features a diagnostic study of professional interest and professional choice motivation in firstand second-year students of Kemerovo Pedagogical College. The research objective was to determine their initial level of professional interest to various aspects of pedagogical activity, e.g. organizational, communicative, methodical, etc. The study also featured motivation and level of communicative and organizational abilities. The research was based on the questionnaire method. The analysis involved cognitive, emotional, volitional, and activity criteria. Professional motivation was studied by the method of "Self-Assessment of Professional and Pedagogical Motivation" as adapted by N. P. Fetiskin and by R. V. Ovcharova’s "Motives for Choosing a Profession". The development level of communicative and organizational abilities was performed on the basis of "Communicative and Organizational Skills" by V. A. Fedoroshin and V. V. Sinyavsky. The obtained data made it possible to determine the level of professional interest in junior students and to identify critical aspects of their professional training. The results can be applied both for the organization of educational and extracurricular activities or for individual academic disciplines, interdisciplinary courses, and professional modules.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления профессионального интереса студентов педагогического колледжа в начале обучения»

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

^^^^^^^^^ оригинальная статья

Особенности проявления профессионального интереса студентов педагогического колледжа в начале обучения

Александра В. Давыдова а @

а Кемеровский педагогический колледж, 650066, Россия, г. Кемерово, пр. Ленина, 79 @ Alex_a78@bk.ru

Поступила в редакцию 06.12.2019. Принята к печати 27.12.2019.

Аннотация: Представлены материалы диагностического исследования профессионального интереса и мотивации профессионального выбора студентов 1 и 2 курсов Кемеровского педагогического колледжа. Цель - определение первоначального уровня профессионального интереса студентов к разным аспектам педагогической деятельности (организаторской, коммуникативной, методической и др.), а также мотивации и уровня коммуникативных и организаторских способностей. Для проведения исследования применялся метод анкетного опроса. Анализ результатов изучения профессионального интереса проводился на основе когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного критериев. Профессиональная мотивация изучена с помощью методик «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (адаптирована Н. П. Фетискиным) и «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой. Оценка уровня развития коммуникативных и организаторских способностей проводилась на основе методики В. А. Федорошина и В. В. Синявского. Результаты исследования проанализированы по каждому критерию. Полученные данные позволяют определить уровень профессионального интереса студентов на начало обучения и обозначить критические аспекты их профессиональной подготовки. Результаты могут быть применены как для организации учебной и внеучебной работы образовательного учреждения в целом, так и для осуществления профессиональной подготовки по отдельным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.

Ключевые слова: когнитивный критерий, эмоционально-волевой критерий, деятельностный критерий, читательский интерес, мотив, коммуникативные способности, организаторские способности

Для цитирования: Давыдова А. В. Особенности проявления профессионального интереса студентов педагогического колледжа в начале обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 302-308. БО1: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

Введение

Проблема развития профессионального интереса в России на сегодняшний день является актуальной. Об этом свидетельствует увеличение количества федеральных и региональных проектов, связанных с профориентацией («WorldSkills Russia Juniors», «Билет в будущее», «Кадры будущего для регионов» и др.), формированием начального профессионального опыта, построением индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их профессиональными интересами и выбранными компетенциями, что определяет значимость решения проблемы профессионального выбора, профессиональной подготовки подрастающего поколения.

Происходящие в системе образования процессы модернизации обусловливают поиск новых подходов к организации деятельности системы профессионального педагогического образования. На данный момент достаточно активно решается проблема обеспечения стабильности развития системы профессионального педагогического образования на основе регулируемых инновационных процессов, внедрения стандартов WSR, профессионального

стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и др. Подготовка педагога-профессионала, способного быстро ориентироваться в изменяющейся социальной ситуации, умеющего творчески подходить к решению педагогических задач, компетентного во всех аспектах педагогической деятельности, - социальный заказ государства на сегодняшний день1.

Успешное решение данной задачи может обеспечить лишь системная целенаправленная работа команды преподавателей по непрерывному развитию профессиональных качеств будущего педагога, основанная на диагностике, мониторинге слагаемых профессиональных компетенций студентов [1-4].

Изучение профессионального интереса студентов педагогического колледжа

Для обеспечения развития профессионального интереса студентов педагогического колледжа необходимо учитывать начальный уровень сформированности этого параметра,

1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. от 29.12.2014 № 2765-р. Режим доступа: http://static.government. ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 06.09.2019).

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

для чего мы обратились к средствам диагностики2. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в педагогической практике для определения уровня развития профессионального интереса студентов применяют методы анкетирования, наблюдения, экспертной оценки и др. [5-7]. С целью оценки мотивов профессионального выбора как основы профессионального самоопределения и личностного становления мы использовали методику «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой3 [8]. Для анализа результатов анкетирования на основе структуры профессионального интереса были введены три критерия: когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный [9, с. 18].

Понятие критерий тесно связано с понятием показатель. Под показателями в психолого-педагогической литературе понимают данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-либо. Наряду с этими понятиями было введено понятие уровня. Уровень - формальный статистический показатель, характеризующий степень достигнутого обучающимися успеха во владении чем-либо за отведенный для этого отрезок времени. Показателем уровня служит ступень, на которой лицо остановилось

к моменту опроса. Профессиональный интерес может быть сформирован на разных уровнях (табл. 1).

С учетом описанных критериев, показателей и уровней была разработана анкета, направленная на исследование профессионального интереса студентов педагогического колледжа к организаторской, коммуникативной, методической и другим функциям будущего педагога. Также были использованы анкета «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (адаптирована Н. П. Фетискиным) [10, с. 78], методики «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой и «Коммуникативные и организаторские способности» В. А. Федорошина и В. В. Синявского4.

Когнитивный критерий оценивался через ответы на контрольные вопросы, направленные на выявление знаний студентов о специфике педагогической профессии, функциях учителя, требованиях общества к педагогу, выделении личностно значимых и профессионально важных качеств современного педагога и др. В рамках данного критерия мы выделили блок оценки уровня развития читательских интересов как основы методической готовности студентов к педагогической деятельности и самообразования будущего специалиста.

Табл. 1. Показатели развития профессионального интереса студентов педагогического колледжа Tab. 1. Indicators of development of professional interest in students of pedagogical college

Критерий Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Когнитивный • студент имеет полное четкое представление о профессии педагога и тех требованиях, которые предъявляются к человеку данной профессии; • готов к самообразованию; • с большим интересом осваивает теоретическую базу • студент имеет некоторые представления о профессии педагога, требованиях к специалисту, но эти данные не систематизированы, не всегда корректно сформулированы; • самообразованием занимается нерегулярно; • теорию осваивает фрагментарно, опираясь на сиюминутные желания • студент не имеет четких представлений о профессии, не может привести частный пример, касающийся какого-либо профессионального положения, суждения; • не имеет желания овладевать теорией, выстраивать систему профессиональных знаний

Эмоционально-волевой • студент демонстрирует положительные эмоциональные чувства, выражающие его отношение к предмету профессиональной деятельности; • готов в полной мере проявлять волевые усилия для формирования у себя профессионально значимых качеств • студент демонстрирует положительные эмоциональные чувства, выражающие его отношение к предмету профессиональной деятельности, но не готов в полной мере проявлять волевые усилия для формирования у себя профессионально значимых качеств; • может проявлять к предмету профессиональной деятельности положительные чувства, эмоции, волевые усилия эпизодически • студент крайне редко выражает положительные эмоциональные чувства к предмету профессиональной деятельности; • не готов и не испытывает желания проявлять волевые усилия для формирования у себя профессионально значимых качеств

2 Интерес как психологический феномен мотивационной сферы // Psychology. Режим доступа: http://www.psychologyrise.ru/pris-740-3.html (дата обращения: 06.09.2019).

3 Мотивы выбора профессии Р. В. Овчарова // ТЕСТотека. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/ms/1/18.html (дата обращения: 06.09.2019).

4 Федорошин В. А., Синявский В. В. Коммуникативные и организаторские способности // ТЕСТотека. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/ lichn/1/17.html (дата обращения: 06.09.2019).

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

Критерий Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Деятельностный • студент всегда с желанием участвует в различных видах профессиональной деятельности, руководствуясь собственными мотивами овладения профессией (мотивами достижений), стремится освоить как можно больше компетенций, прислушивается к рекомендациям методистов и педагогов-практиков, ориентируется на лучшие образцы деятельности, стремится проявить творчество в деятельности • студент проявляет желание, но не систематически участвует в различных видах профессиональной деятельности, руководствуясь в большей мере мотивами избегания неудач, стремится освоить некоторые компетенции, иногда прислушивается к рекомендациям методистов и педагогов-практиков, в деятельности подражает более успешным одногрупп-никам • студент не проявляет желания участвовать в различных видах профессиональной деятельности, по возможности остается в стороне, руководствуясь в большей мере мотивами избегания неудач, осваивает компетенции по требованию методиста, редко прислушивается к рекомендациям методистов и педагогов-практиков, в деятельности ориентирован на репродукцию имеющегося опыта

Эмоционально-волевой критерий оценивался через ответы следующего типа:

• мне интересно на внеурочных (внеклассных) занятиях по педагогике;

• мне интересно на внеурочных (внеклассных) занятиях по методикам преподавания предметов;

• мне важно развивать у себя профессионально-значимые качества педагога (ответственность, дисциплинированность, тактичность и др.);

• мне интересно самосовершенствоваться в выбранной профессии (опыт взаимодействия с детьми, опыт преподавания и т. д.).

Представленные вопросы позволяют сделать вывод об эмоциональных переживаниях студентов, их готовности работать над собой в части выработки необходимых профессиональных умений, развития педагогических способностей.

Деятельностный критерий предполагает оценку студентом собственного педагогического опыта и переживание положительного внутреннего отклика на эту деятельность. В этом блоке вопросы ориентированы на выявление готовности студента к включению в профессиональную деятельность. Выводы можно сделать на основании ответов:

• мне интересно участвовать в различных конкурсах и олимпиадах по педагогике;

• мне было (будет) интересно участвовать в чемпионате «Молодые профессионалы» (WSR);

• мне интересно организовывать с детьми на практике различные мероприятия, проводить игры;

• мне интересно организовывать с преподавателями колледжа и одногруппниками различные встречи, внеурочные мероприятия;

• мне интересно выполнять различные задания на практике с детьми;

• мне интересно выполнять практические и творческие задания по педагогике.

Анкета была апробирована на базе Кемеровского педагогического колледжа на студентах специаль-

ностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах и 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Всего в анкетировании приняли участие 195 обучающихся 1 и 2 курсов.

Проанализируем уровень осведомленности о педагогической профессии, функциях учителя, требованиях общества к педагогу и др. При ответах на контрольные вопросы (Перечислите и охарактеризуйте компоненты педагогической деятельности; Какие требования предъявляются к современному педагогу?; Назовите и охарактеризуйте профессиональные качества педагога и др.) студенты показали следующие результаты: высокий уровень осведомленности о специфике педагогической деятельности и требованиях к современному педагогу - 14,87 % (29 человек); уровень выше среднего наблюдается у 66,15 % (129 человек); средний уровень осведомленности демонстрируют 18,98 % (37 человек). Таким образом, уровень развития профессионального интереса студентов по когнитивному критерию при контрольном опросе - выше среднего.

Анализ уровня развития читательского интереса студентов (табл. 2) показал: наиболее часто в ответах студентов по двум блокам встречаются варианты: «читаю редко» - 29,40 %, «читаю часто» - 23,69 %, «читаю очень редко» - 17,06 %. Таким образом, можно отметить, что доля положительных ответов студентов («читаю очень часто» и «читаю часто») на начало исследования составила 33,95 %. Варианты «читаю редко» и «читаю очень редко» студенты выбирали чаще - в 46,46 % случаев. Почти пятая часть опрошенных (19,28 %) выбрали ответ «никогда не читаю».

Уровневая дифференциация данной шкалы, где высокий уровень положительных ответов определяется диапазоном от 80 % до 100 %, уровень выше среднего -от 60 % до 79,9 %, средний, соответственно, - от 40 % до 59,9 %, уровень ниже среднего - от 20 % до 39,9 %, низкий уровень - от 0 % до 19,9 %, позволяет сделать вывод об уровне ниже среднего развития читательских интересов студентов на начало исследования. Полученные

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

Табл. 2. Уровень развития читательских интересов студентов педагогического колледжа на начало обучения, % Tab. 2. Development level of reader interests in junior students of pedagogical college, %

Блок ответов Вариант ответа Художественная литература Педагогическая литература Суммарный %

Я читаю очень часто 13,18 4,41 10,26

Я читаю часто 24,92 21,23 23,69

Я читаю редко 30,41 27,38 29,40

Я читаю очень редко 15,54 20,10 17,06

Я никогда не читаю 15,59 26,67 19,28

Затрудняюсь ответить 0,36 0,21 0,31

результаты позволяют говорить об отсутствии методической готовности студентов к педагогической деятельности, о недопонимании студентами важности самообразования будущего педагога, что ставит перед педагогическим коллективом задачи развития мотивации к самообразованию, расширению кругозора, формированию методической культуры и необходимых компетенций.

На наш взгляд, такой результат может быть связан с тем, что методическая деятельность педагога для вчерашних выпускников школ - скрытая сфера работы, поскольку процесс разработки методических продуктов, методическое проектирование и конструирование происходят вне общения и взаимодействия педагога с обучающимися. Таким образом, постоянное самообразование, повышение информационной культуры педагога - это подводная часть айсберга педагогической деятельности.

Как видно из табл. 3, студентов с высоким уровнем развития профессионального интереса по эмоционально-волевому критерию - 80,19 % («всегда» и «часто» проявляют интерес к различным аспектам профессионального становления). Такие результаты говорят о наличии положительного эмоционального отношения к выбранной профессии студентов 1 и 2 курсов.

Проявления профессионального интереса студентов (табл. 4) по деятельностному критерию соответствуют уровню выше среднего - 64,14 % («всегда» и «часто» проявляют интерес к различным видам профессиональной деятельности). Интерес к работе над развитием у себя коммуникативных и организаторских способностей проявляют 67,38 % и 65,12 % студентов соответственно, что также соответствует уровню выше среднего. Эти данные подтверждаются результатами самообследования студентов по методике «Коммуникативные и организаторские способности»: средний уровень развития коммуникативных способностей отмечают 103 студента (52,82 %), организаторских - 98 человек (50,26 %); выше среднего оценили свои способности 49 человек (25,13 %) и 57 человек (29,23 %) соответственно. Ниже среднего уровня развития коммуникативных и организаторских способностей отмечают 26 (13,33 %) и 24 (12,31 %) студента. Высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей определяют у себя 15 (7,69 %) и 10 (5,12 %)

Табл. 3. Уровень развития профессионального интереса

студентов педагогического колледжа по эмоционально-

волевому критерию на начало обучения

Tab. 3. Development level of professional interest in junior

students of pedagogical college by the emotional-volitional

criterion

Вариант ответа Суммарный % выбора

Всегда 42,82

Часто 37,37

Редко 10,32

Очень редко 5,13

Никогда 1,92

Затрудняюсь ответить 2,44

студентов; низкий уровень развития коммуникативных способностей - у 2 студентов (1,03 %), организаторских способностей - у 6 (3,08 %).

Анкетирование по методике «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» подтверждает полученные нами результаты (табл. 5). Основные профессиональные проявления (потребность, функциональный интерес, развивающаяся любознательность, эпизодическое любопытство) находятся на среднем уровне. Равнодушное отношение к профессиональному становлению также на среднем уровне. Показная заинтересованность студентов на самом высоком уровне проявлений - 11,1 баллов.

Среди мотивов выбора студентами педагогической профессии (табл. 6) внутренние преобладают над внешними, при этом внутренние индивидуальные значимые мотивы на 2,7 балла в среднем выше внутренних социально значимых мотивов. Это говорит о личной значимости педагогической деятельности и соответствии ее характера потребностям обучающихся. Во внешних мотивах можно заметить доминирование внешних отрицательных мотивов (14,9 балла) над внешними положительными мотивами (12,7 балла). Повышение среднего балла в характеристиках внешних отрицательных мотивов связано с тем, что при выборе профессии многие ориентируются на мнение родителей и выбор друзей.

Заключение

Развитие профессионального интереса студентов педагогического колледжа будет успешнее при реализации диагностического подхода к данной работе; в психолого-педагогической литературе описаны критерии, показатели и уровни развитости профессионального интереса. Полученные результаты свидетельствуют о том, что со студентами необходимо проводить последовательную, целенаправленную, длительную работу по развитию про-

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

фессионального интереса с опорой на их мотивы профессионального выбора. Для обеспечения результативности данного направления работы необходимо выделить главные аспекты профессионального становления студентов: методическую готовность, организаторские, коммуникативные, рефлексивные и другие умения, работа над которыми в дальнейшем обеспечит успешность решения профессиональных задач.

Табл. 4. Уровень развития профессионального интереса студентов педагогического колледжа по деятельностному критерию на начало обучения

Tab. 4. Development level of professional interest in junior students of pedagogical college by the activity criterion

Вариант ответа Работа по развитию коммуникативных способностей Работа по развитию организаторских способностей Суммарный %

Всегда 24,92 25,38 24,41

Часто 42,46 39,74 39,73

Редко 22,05 22,31 24,07

Очень редко 5,74 4,62 5,47

Никогда 2,57 3,08 3,45

Затрудняюсь ответить 2,26 4,87 2,87

Табл. 5. Результаты диагностики заинтересованности в овладении профессиональными умениями на начало обучения Tab. 5. Diagnosis of interest in mastering professional skills in junior students

Профессиональное проявление Суммарное значение (баллы) Уровень

Профессиональная потребность 8,4 Средний

Функциональный интерес 7,1 Средний

Развивающаяся любознательность 8,1 Средний

Показная заинтересованность 11,1 Высокий

Эпизодическое любопытство 8,67 Средний

Равнодушное отношение 8,6 Средний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Табл. 6. Результаты диагностики мотивов выбора профессии на начало обучения Tab. 6. Diagnosis of motives for choosing a profession in junior students

Тип мотивации при выборе профессии Суммарное значение (баллы)

Внутренние индивидуально значимые мотивы 20,9

Внутренние социально значимые мотивы 18,2

Внешние положительные мотивы 12,7

Внешние отрицательные мотивы 14,9

Литература

1. Черникова О. В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности у студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2006. 186 с.

2. Чистякова С. Н. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Преемственность в деятельности профессиональных образовательных организаций региона в условиях модернизации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 18-19 марта 2015 г.) Кемерово, 2015. С. 21-25.

3. Старшинова Т. А. Педагогическая интеграция как системное явление // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 234-236.

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

4. Александров Д. В. Понятие «интерес» в современной западной социологии // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 57-66.

5. Гайкова Т. П. Организационно-педагогические условия развития профессионального интереса будущих учителей начальных классов: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 210 с.

6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.

7. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс: Мокслас, 1981. 196 с.

8. Йовайша Л. А. Валидность описи профессиональных интересов учащихся // Мат-лы IV Всесоюз. съезда общества психологов. (Тбилиси, 21-24 июня 1971 г.) Тбилиси, 1971. С. 107-108.

9. Арнаутов В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно педагогического комплекса: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1995. 207 с.

10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.

Manifestation of Professional Interest in Junior Students of Pedagogical College

Alexandra V. Davydova a @

a Kemerovo Pedagogical College, 79, Lenin Ave., Kemerovo, Russia, 650066 @ Alex_a78@bk.ru

Received 06.12.2019. Accepted 27.12.2019.

Abstract: The article features a diagnostic study of professional interest and professional choice motivation in first- and second-year students of Kemerovo Pedagogical College. The research objective was to determine their initial level of professional interest to various aspects of pedagogical activity, e.g. organizational, communicative, methodical, etc. The study also featured motivation and level of communicative and organizational abilities. The research was based on the questionnaire method. The analysis involved cognitive, emotional, volitional, and activity criteria. Professional motivation was studied by the method of "Self-Assessment of Professional and Pedagogical Motivation" as adapted by N. P. Fetiskin and by R. V. Ovcharova's "Motives for Choosing a Profession". The development level of communicative and organizational abilities was performed on the basis of "Communicative and Organizational Skills" by V. A. Fedoroshin and V. V. Sinyavsky. The obtained data made it possible to determine the level of professional interest in junior students and to identify critical aspects of their professional training. The results can be applied both for the organization of educational and extracurricular activities or for individual academic disciplines, interdisciplinary courses, and professional modules.

Keywords: cognitive criterion, emotional-volitional criterion, activity criterion, reader's interest, motive, communicative abilities, organizational abilities

For citation: Davydova A. V. Manifestation of Professional Interest in Junior Students of Pedagogical College. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, 3(4): 302-308. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

References

1. Chernikova O. V. Formation of professional interest in pedagogical activity in university students. Cand. Ped. Sci. Diss. Velikiy Novgorod, 2006, 186. (In Russ.)

2. Chistyakova S. N. Theoretical approaches to professional self-determination of students. Vocational education and youth employment: XXI century. Continuity in the activities of professional educational organizations of the region in the context of modernization: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf., Kemerovo, March 18-19, 2015. Kemerovo, 2015, 21-25. (In Russ.)

3. Starshinova T. A. Pedagogical integration as a systemic phenomenon. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2013, 16(16): 234-236. (In Russ.)

4. Aleksandrov D. V. The notion of ''interest'' in contemporary Western sociology. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2014, (8): 57-66. (In Russ.)

5. Gaikova T. P. Organizational and pedagogical conditions for the development of professional interest of future primary school teachers. Cand. Ped. Sci. Diss. Magnitogorsk, 2006, 210. (In Russ.)

6. Zdravomyslov A. G. Needs. Interests. Values. Moscow: Politizdat, 1986, 223. (In Russ.)

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-302-308

7. Kriagzhde S. P. Psychology of the formation of professional interests. Vilnius: Mokslas, 1981, 196. (In Russ.)

8. Iovaisha L. A. Validity of the list of professional interests of students. Proc. IV All-Union Congress of the Society of Psychologists, Tbilisi, June 21-24, 1971. Tbilisi, 1971, 107-108. (In Russ.)

9. Arnautov V. V. The development of interest in the profession of teacher in students of pedagogical college in the conditions of the educational and scientific pedagogical complex. Cand. Ped. Sci. Diss. Volgograd, 1995, 207. (In Russ.)

10. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups. Moscow: Izd-vo In-ta psikhoterapii, 2002, 490. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.