8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
9. Шагинян, И.А. Особенности использования интернет-ресурсов и дистанционных образовательных технологий на процесс вторичной социализации личности студента в период пандемии / И.А. Шагинян, Н.П. Медведева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - №3. - С. 106-109.
Педагогика
УДК 371.322
старший преподаватель Букатова Виктория Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); старший преподаватель Казаченко Наталья Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЯ»
Аннотация. В статье рассматривается развитие критического мышления у студентов направления «Дополнительное образование в предметной области Технология» Педагогического института Тихоокеанского государственного университета. Во время развития информационного общества перед образованием помимо основных задач также стоит проблема обучить студентов работать с источниками информации, уметь ее самостоятельно добывать и анализировать, применять в своей творческо-педагогической деятельности. Для этого создается учебная среда, развивающая личность, способную на самопознание и самореализацию в будущей профессии. Применение технологии критического мышления в ходе обучения студентов, обучающихся на педагогическом направлении «Дополнительное образование в предметной области Технология» делает эффективным усвоение учебного материала всеми обучающимися. Появление данного педагогического направления обосновано актуальной потребностью в современном обществе адаптации школьников к самостоятельной жизни и изучению основ различных направлений профессиональных деятельностей. В технологию развития критического мышления входит система приемов, которые заинтересовывают студента, предоставляют ему оптимальные условия для усвоения материала, помогают обобщать полученные знания. В процессе развиваются умение работать с информацией и способами организации обучения. Цели технологии развития критического мышления соответствуют целям современной системы образования. Применение представленной технологии позволяет формировать у студентов ключевые компетенции, необходимые в будущей педагогической и творческой деятельности. В частности, развиваются коммуникативная и рефлексивная компетенции. Студенты легче осваивают интеллектуальные технологии. В результате можно наблюдать общее повышение качества результатов обучения. Технология развития критического мышления представлена широким спектром приемов на выбор педагога. Эти способы результативны и помогают обучающемуся проектировать индивидуальный трек обучения. Использование даже нескольких приемов ощутимо сказывается на раскрытии творческого потенциала студентов.
Ключевые слова: Технология, критическое мышление, развитие, процесс обучения, образовательный процесс, художественное образование, дополнительное образование, педагогическая деятельность, творческая деятельность.
Annоtation. The article discusses the development of critical thinking among students of the direction "Additional education in the subject area Technology" of the Pedagogical Institute of the Pacific State University. During the development of the information society, in addition to the main tasks, education also faces the problem of teaching students to work with sources of information, to be able to independently extract and analyze it, and apply it in their creative and pedagogical activities. For this, a learning environment is created that develops a person capable of self-knowledge and self-realization in a future profession. The use of critical thinking technology in the course of teaching students studying in the pedagogical direction "Additional education in the subject area Technology" makes the assimilation of educational material effective by all students. The emergence of this pedagogical direction is justified by the urgent need in modern society for the adaptation of schoolchildren to independent living and the study of the foundations of various areas of professional activities. The technology for the development of critical thinking includes a system of techniques that interest the student, provide him with optimal conditions for mastering the material, and help to generalize the knowledge gained. In the process, the ability to work with information and ways of organizing training is developed. The goals of technology for the development of critical thinking correspond to the goals of the modern education system. The application of the presented technology allows students to develop key competencies necessary for future pedagogical and creative activities. In particular, communicative and reflective competences are developed. Students master intellectual technologies more easily. As a result, an overall improvement in the quality of learning outcomes can be observed. The technology for the development of critical thinking is represented by a wide range of techniques for the choice of a teacher. These methods are effective and help the student to design an individual learning track. The use of even a few techniques significantly affects the disclosure of the creative potential of students.
Key words: Technology, critical thinking, development, learning process, educational process, art education, additional education, pedagogical activity, creative activity.
Введение. Развитие научных представлений в процессе обучения формирует у студентов образ единой картины мира, что позволяет организовать самостоятельную системно-познавательную деятельность на основе деятельного подхода в рамках реализации образовательных стандартов нового поколения. В традиционной системе образования наблюдался приоритет методов обучения, направленных на развитие преимущественно левого полушария. Однако обучение простым предметным действиям и увеличение содержимого памяти недостаточно развивает абстрактное мышление и обобщение понятий, необходимых в решении профессиональных задач. Данное положение вещей ведет к тому, что способность самостоятельно выстраивать ключевые понятия и развивать логические структуры формируется произвольно, а в некоторых случаях остается не сформированной. Такие студенты воспринимают процесс обучения как механическое запоминание определений, законов и правил. Современный подход к образованию ориентирован на формирование личности обучающегося и универсальной учебной деятельности, необходимых на всех этапах образования. Исходя из этого многие педагоги, работающие в рамках стандарта третьего поколения, определяют обучающегося как субъекта собственной деятельности, нацеленного на личностный результат.
Обучение студентов по направлению «Дополнительное образование в предметной области Технология» обосновано актуальной потребностью в современном обществе подготовки детей к самостоятельной трудовой жизни и изучению основ различных направлений профессиональных деятельностей. Технология - область знаний о преобразующей деятельности человека, о преобразовании материалов, энергии и информации в интересах человека и общества [3, С. 10].
Целью изучения школьного предмета «Технология» является усвоение детьми необходимыми им в будущем культурой поведения и трудовыми навыками. В рамках занятий ученики изучают современные профессии и получают практический опыт, который поможет в будущем определиться с выбором профессии. Основная форма заданий по технологии - это выполнение разнообразных проектов. Во время выполнения творческих проектов у учеников формируется эстетичное восприятие окружающего мира и креативный подход к решению задач. Для успешной реализации данного направление необходимо, чтобы педагог владел ключевыми компетенциями, такими как, например, навыки решения поставленных проблем, способность самостоятельно делать выбор, поиск, анализ и обработка информации и другие. Среди них владение технологией критического мышления имеет универсальное значение среди различных видов деятельности.
Изложение основного материала статьи. В педагогической литературе сформировалось понимание процесса критического мышления как особого действия, направленного на анализ подлинности, обоснованности или значимости чего-либо. В качестве синонимов критического мышления можно встретить логическое мышление или аналитическое мышление. Для человека, владеющего навыками такого типа мышления характерно стремление отслеживать и исследовать различные позиции, желание увидеть ситуацию в целом, часто такие люди способны спокойно поменять свою позицию, основываясь на новой базе фактов и аргументов.
В книге «Экологическое образование в школе» Джуди Браус и Дэвид Вуд можно найти такое определение: «Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать» [1, С. 7]. В книге «Психология критического мышления» американского психолога Дайаны Халперн дано описание аналитического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью» [2, С. 55].
В России вопросами развития логического мышления занимаются с 1997 года. Главная цель технологии - научить обучающихся самостоятельно под руководством педагога добывать знания, развивать умения, вырабатывать навыки. Сегодня признается необходимость внедрения компонентов курса развития критического мышления в предметные методики.
Для студентов первого курса, обучающихся по направлению «Дополнительное образование в предметной области Технология», характерно стремление к однозначности определений и классификаций, формирование одной точки зрения. В отсутствии однозначности решения они видят недостатки и проблему, часто это ставит их в тупик. Поэтому уже на этом этапе необходимо, чтобы они увидели в многовариативности решений не проблему, а возможность лучше понять сущность вещей, способность выбора оптимального решения из множества вероятностей. Это дает им возможность больше узнавать и развиваться в будущей профессии.
Становление критического мышления - длительный процесс, нет универсальных способов, подходящих для всех. Впрочем, сформировался конкретный перечень условий, которые должен создать педагог на занятии. Благодаря этому процесс становления критического мышления становится более эффективным. В качестве примера приведем следующие условия:
1. Дать обучающимся оптимальное количество времени для решения поставленных задач;
2. Предоставить возможность размышлять и высказывать свои мысли без страха быть высмеянными;
3. Принимать различные точки зрения обучающихся, даже неверные, поощрять проявление логического мышления не только в рамках образовательного процесса;
4. Транслировать уверенность, что каждый способен размышлять критически, способствовать вовлеченности в активный процесс обучения.
Студенты же для повышения эффективности процесса со своей стороны могут:
1. Деятельно принимать участие и активно себя проявлять в учебном процессе;
2. Формировать в себе уверенность, осознавать значение и важность собственного мнения;
3. Уважать мнение окружающих и быть готовым воздерживаться от неуместных суждений.
Развитие и применение технологии критического мышления формирует у студентов коммуникативную и рефлексивную компетенции, позволяет легче осваивать интеллектуальные технологии и гарантирует повышение качества результатов обучения. Обычно при работе со студентами применяется следующая совокупность действий: сначала заинтересовывают студента темой задания, затем предоставляют ему условия, перечисленные выше.
На первом этапе, который принято обозначить как вызов, обобщаются и обновляются знания по изучаемой теме. Педагог стремится держать фокус внимания на процессе, мотивировать студента к учебно-творческой деятельности как в рамках контактных часов, так и самостоятельно. Вторая стадия - получение новой информации и практическая работа по решению учебно-творческих задач.
На завершающем этапе происходит рефлексия, описание и обсуждение получившихся результатов. Наиболее распространённая форма для этого вида работы - коллективный просмотр в присутствии педагогов и студентов, где каждый высказывает свое мнение. Благодаря рефлексии, будь то индивидуальная или коллективная полученные знания и опыт выводятся на качественно новый уровень понимания и применения: каждый обучающийся формирует личное отношение к изучаемой теме. Описанный процесс частично или полностью можно встретить и в классической форме обучения, однако осознанное применение технологии критического мышления на каждом этапе дает возможность для введения новых приемов работы со студентами.
На занятиях у студентов направления «Дополнительное образование в предметной области Технология», проводимых с применением технологии критического мышления принципиально дополнительное использование различных средств обучения: электронные образовательные системы, современные пособия, наглядные таблицы, динамические модели и макеты, образцы студенческих работ и прочее.
Рассмотрим некоторые примеры применения технологии критического мышления в процессе обучения студентов направления «Дополнительное образование в предметной области Технология». Распространенный прием решения той или иной проблемы - «Мозговой штурм». По ходу решения проблемы студенты вносят свои предположения, обсуждают и выбирают оптимальное решение поставленной задачи. В рамках лабораторной работы не предлагается четкий алгоритм действий, а студенты сами совершают микроисследование. В качестве помощи в поиске новой информации привлекаются электронные образовательные ресурсы. Такая ситуация больше приближена к жизни и будущей профессиональной деятельности в качестве педагога дополнительного образования. Главное в проведении занятий - удобство, креативность, развитие профессиональных компетенций.
Для графической организации учебного материала используют прием «Составление кластера». Он дает возможность наглядно продемонстрировать смысловые поля рассматриваемого понятия или явления. Такая методика помогает свободно думать над поставленным вопросом. Кластер - один из вариантов нелинейной формы мышления. Концентрация внимания на нестандартной подаче материала ведет к тому, что студенты легче запоминают материал, а визуальное восприятие процессов и явлений делает обучение доступнее.
Большая часть заданий по профилирующим предметам у студентов направления «Дополнительное образование в предметной области Технология» выстроена в виде работы над творческими проектами. Как индивидуальными, так и коллективным. Это напрямую готовит их к будущей деятельности в области дополнительного образования. Критическое мышление облегчает отбор и запоминание информации. Учит оценивать полученные знания критически и оптимизировать опыт для дальнейшего применения.
Освоение технологии происходит не только в рамках контактных часов. В различных видах самостоятельных работ тоже можно встретить задания на развитие критического мышления. Например, упражнения познавательного характера -рассмотрение научных проблем и непосредственное изучение объектов. Часть самостоятельной работы проходит с применением электронной образовательной системы Тихоокеанского государственного университета на платформе «Moodle» и других онлайн ресурсов. Внедрение электронных информационных объектов активирует образное мышление студентов, повышает интерес к изучаемому предмету, усиливает мотивацию. Но в основном студенты работают над заданиями креативного типа, такими как: подготовка сопроводительных материалов, учебных и творческих образцов работ. Такая работа носит прикладной характер и наиболее продуктивна для направления «Дополнительное образование в предметной области Технология».
В связи с выше изложенным, можно заключить, что технология критического мышления позволяет студенту эффективнее воспринимать информацию, повышает мотивированность к учебе, формирует умение логически размышлять. Студенты начинают серьезнее относиться к собственному процессу обучения и повышают его качество. Учатся работать как индивидуально, так в группе. Формируется установка обучаться в течении всей своей жизни.
Применение технология критического мышления идет на пользу не только студенту, но и педагогу тоже. Он становится инициатором самостоятельной, креативной и учебной деятельности студентов. Открываются новые перспективы для улучшения образовательного процесса и развития коммукативной и рефлексивной компетенций обучающихся. На занятиях присутствует благоприятная обстановка для плодотворной совместной деятельности. Педагог имеет право применять различные эффективные педагогические технологии, которые направлены на формирование критического мышления у студентов и активной позиции в обучении.
Выводы. Резюмируя предыдущее можно выделить следующие преимущества применения технологии критического мышления: у всех участников образовательного процесса развивается ответственность за качество результатов обучения; приобретается опыт работы с различными источниками информации; развивается навык формировать собственные суждения на базе переосмысления различных идей и представлений, умение выстраивать логические цепи и аргументировать свою позицию; совершенствуются творческие способности и нестандартность мышления. Цели технологии развития критического мышления соответствуют целям современной системы образования, формируют интеллектуальные качества личности.
Литература:
1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 222 с.
2. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
3. Хотунцев, Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда: учебное пособие для преподавателей и студентов / Ю.Л. Хотунцев. - М.: Прометей, 2019. - 354 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Глазова Виктория Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
КЕЙС-МЕТОД КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. В статье рассмотрена ведущая технология формирования профессионального образования - кейс метода. Дана характеристика и описано формирование у студентов навыков профессиональной деятельности. Кейс-методы -обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное осуществление профессиональной и социально-личностной деятельности. В настоящее время для реализации образовательных программ необходимо активно использовать инновационные формы и методы обучения. Так же, в статье описана методика использования кейс-метода в формировании профессиональных компетенций студентов вуза. Кейс-метод подразумевает поиск решений по конкретной заданной модели в определенной ситуации. Данная методика предназначена для преподавателей и студентов, которые используют макеты реальных ситуаций в обучении практическим навыкам и умениям. Авторы статьи подчеркивают, что кейс-метод является альтернативой традиционному лекционному обучению. Кейс-метод помогает сблизить теоретический учебный материал с реальной жизнью. Обучающие при выполнении кейса активны, самостоятельны и успешно осваивают учебный материал. Ключевые слова: кейс-метод, кейс, обучение, кейс-технологии, методика применения.
Annotation. The article considers the leading technology for the formation of vocational education - the case method. The characteristic is given and the formation of students' skills of professional activity is described. Case methods are generalized methods of action that ensure the productive implementation of professional and social-personal activities. At present, for the implementation of educational programs, it is necessary to actively use innovative forms and methods of teaching. Also, the article describes the methodology for using the case method in the formation of professional competencies of university students. The case