Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/96PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 30.11.2018; опубликована 29.01.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мусина-Мазнова Г.Х., Сколота З.Н. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/96PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Musina-Maznova G.H., Skolota Z.N. (2018). Technology development of critical thinking in the formation of students' professional competencies. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/96PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 373 ГРНТИ 14.25.05
Мусина-Мазнова Галия Хамитовна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия Доцент кафедры «Социальной педагогики и психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Сколота Зоя Николаевна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия
Доцент кафедры «Философии» Кандидат философских наук, доцент E-mail: [email protected]
Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов
Аннотация. В статье описывается технология развития критического мышления через чтение и письмо в формировании профессиональных компетенций в процессе обучения магистров в вузе. Проводится анализ различных научных подходов отечественных и зарубежных ученых определения понятия «критическое мышление». Результативное формирование профессиональных компетенций возможно при условии использования традиционных и инновационных технологий. Авторы считают, что наиболее эффективными технологиями в высшей школе на сегодняшний день являются: технология проблемного, проектного обучения, информационно-коммуникативные (мультимедиа) и тренинговые технологии, технологии развития креативности, развивающего обучения, дистанционного обучения. Среди инновационных технологий большой интерес представляет технология развития критического мышления РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), поскольку позволяет научить магистров самостоятельно мыслить, находить, анализировать, систематизировать, структурировать и передавать информацию. В статье освещаются вопросы развития критического и аналитического мышления магистров через письмо и чтение: рассматриваются три стадии развития критического мышления, предлагаются типы вопросов, способствующих развитию данного вида мышления.
Авторы описывают технологию на примере дисциплины (модуля) «Традиционные и новые технологии в образовательной деятельности» в процессе обучения магистров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». В статье раскрываются
этапы технологии на примере дисциплины «Традиционные и новые технологии в образовательной деятельности», авторы описывают применение различных методов и средств технологии критического мышления на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии. В процессе профессиональной подготовки магистров у студентов формируются заданные государством и закрепленные в стандарте компетенции, практические навыки исследовательской, аналитической, проектно-прогностической и другой работы.
Ключевые слова: критическое мышление; развитие; технология; анализ; чтение; письмо; вызов; осмысление; рефлексия
В условиях глобализации, социокультурной и политической модернизации мирового сообщества профессиональное образование в высших учебных заведениях подвергаются преобразованию. Традиционные подходы обучения постепенно уступают место инновационным подходам, ориентированных на социальный заказ общества и государства.
От выпускников высших учебных заведений работодатели ждут новый образ мышления, характеризующийся гибкостью, неординарностью, способностью проводить глубокий анализ получаемой информации. Подготовка магистров в современных условиях требует критического анализа содержания существующих образовательных программ, подходящего инструментария в виде набора современных и инновационных технологий обучения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования от 12 мая 2016 г. N 549 по направлениям подготовки магистров «Психолого-педагогическое образование» выпускник, освоивший программу магистратуры, способен мыслить, анализировать, синтезировать, готов действовать в нестандартных ситуациях и нести социальную и профессионально-этическую ответственность за принятые решения; готов к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. В процессе профессиональной подготовки магистров у студентов формируются заданные государством и закрепленные в ФГОС ВПО компетенции, практические навыки исследовательской, аналитической, проектно-прогностической и другой работы.
Традиционные технологии обучения в системе вузовского образования, где важными методами обучения были лекции и семинары, в результате которого студенты должны были в основном воспроизводить услышанные теоретические знания, не способны удовлетворить современные требования к профессиональной подготовке магистров и бакалавров. Современная действительность и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет новые требования к модели будущего специалиста, исходя из и психолого-педагогические и организационные условия профессиональной подготовки претерпевают серьезные изменения.
Помимо психолого-педагогических и организационных условий, которые должны обеспечивать высшая школа и профессорско-преподавательский состав вуза, возникают условия, относящиеся непосредственно к студентам. Одним из условий является самостоятельность и свобода выбора студентов программы обучения, курсов, дисциплин и формы обучения. Смирнова И.В. убеждена, что именно в этой ситуации необходимо развивать умение критического мышления, что подразумевает «вдумчивое отношение к происходящему» [9, с. 78].
Прежде чем раскрыть технологию РКМЧП, мы думаем необходимо определить само понятие «критическое мышление». В настоящее время в научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Как утверждает Крутецкий В.А. критическое мышление позволяет личности познавать и ощущать окружающую действительность более масштабно, выходя за традиционные пределы и возможности восприятия и осознания.
Критическое мышление позволяет не только самостоятельно пересмотреть и переосмыслить полученную информацию, но и перепроверить на практике в действительности достоверность полученных знаний [5, с. 352].
Д. Халперн в понятие критического мышления включает оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, приводящего к выводам, или факторам, которые были учтены при принятии решения» [12, с. 22]. И.О. Загашев и С.И. Заир-Бек отмечают о важности обучения навыкам критической предметной деятельности [3, с. 284].
Американский ученый Д. Клустер выделяет пять показателей критического мышления. Во-первых, критическое мышление должно быть свободным и самостоятельным. Во-вторых, теоретические знания и информация может мотивировать к критическому мышлению. В-третьих, способность и умение спрашивать и ставить вопросы является показателем критического мышления. В-четвертых, следующим показателем критического мышления является способность к убедительной аргументации, умение логично доказывать собственное мнение и выбранное решение проблемы. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное, которое проверяется и оттачивается в некоем сообществе [4, с. 7].
На наш взгляд наиболее точное определение дает Потапова А.Н. «критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, которое развивается путём накладывания новой информации на личный жизненный опыт» [8, с. 112].
Таким образом, из рассмотренных определений можно сделать вывод, что на сегодняшний день нет единого понятия критического мышления, но при всем многообразии определений критического мышления можно выделить единый смысл. Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как зарубежные (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и отечественные (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность умений и способности к аналитической, рефлексивной, исследовательской, критической, самостоятельной умственной деятельности.
Исходя из вышесказанного, мы определяем главную задачу современной высшей школы, которая заключается в создание таких условий обучения, которые способствуют развитию высокой культуры критического мышления студентов, позволяющие решить проблемы в профессиональной деятельности и быть востребованным в обществе и на рынке труда. Самым важным, на наш взгляд, условиям является применение инновационных технологий развития критического мышления студентов.
В системе высшего образования наиболее эффективными отмечаются такие технологии как: проблемного обучения и кейс-технологии, проектного обучения, информационно-коммуникативные (мультимедиа) и тренинговые технологии, а также технологии развития креативности; развивающего обучения (ТРИЗ); дистанционного обучения. Технология развития критического мышления позволяет развивать аналитические, когнитивные, рефлексивные способности и коммуникативные навыки магистрантов.
Среди инновационных технологий большой интерес представляет технология развития критического мышления РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), поскольку позволяет научить магистров самостоятельно мыслить, находить, анализировать, систематизировать, структурировать и передавать информацию. Обеспечивает в будущем возможность эффективного самообразования, поскольку выпускник способен осмысленно работать с большим потоком информации, выделяя главное, формулируя вопросы, разрабатывая план дальнейших действий для решения той или иной задачи.
Идея обучения критическому мышлению далеко не нова. Она восходит к идеям древнегреческих ученых и философов. Уже в 4 веке до нашей эры, Сократ прибегал к развитию
https://mir-nauki.com
критического мышления посредством особых вопросов, чтобы заставить говорящего думать. Сократовские вопросы стимулируют развитие активной познавательной деятельности студентов, развивают способность к инакомыслию, позволяют студенту иметь, защищать собственное мнение и собственную позицию, разрешают спорить с преподавателем. Чтобы развивать подобное критическое мышление студентов, необходимо создание особых условий и применение инновационных методических инструментов [10, с. 92].
Технология развития критического мышления посредством чтения и письма была разработана американскими педагогами Дженни Стилл., Кертис Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер в середине 90-х годов. В конце ХХ века в США и Европе технология критического мышления стала ведущей технологией в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Отечественные ученые (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская) и зарубежные исследователи критического мышления (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стилл, Ч. Темпл, С. Уолтер) рассматривая понятие критическое мышление соглашаются в том, что большую роль играет взаимодействие преподавателя со студентом. Критическое мышление вышеуказанными учеными понимается как процесс сотрудничества преподавателя и студента, целью которого является формирования исследовательских умений и навыков [2, с. 121].
Главное в процессе осуществления деятельности преподавателя в рамках технологии РКМЧП - посредством чтения и письма (организации активной работы по восприятию, критическому осмыслению, интерпретации, комплексному анализу текста) сформировать готовность магистров к анализу и оценке получаемой из письменных или устных источников информации [7, с. 98].
Как и любая технология, технология критического мышления основывается на дидактических принципах. Мы согласны с Шакировым Д.М., который выделяет семь принципов [13, с. 72-79]. Это следующие принципы: принцип информационной доступностью и насыщенностью учебного материала, принцип социального осмысления, коммуникативный принцип, принцип проблемного содержания учебного материала, принцип мотивации, научности и доступности учебного материала.
Рассмотрим технологию РКМЧП на примере дисциплины (модуля) «Традиционные и новые технологии в образовательной деятельности» в процессе обучения магистров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Технология РКМЧП представляет собой трехстадийный процесс: вызов - осмысление - рефлексия.
Мы используем методы активного (рефлексивного) письма - заполнение таблиц, написание эссе, маркировка текста специальными пометками, выделение ключевых слов, идей, мыслей автора и методы активного (вдумчивого) чтения: лекция, чтение статей, хрестоматии, словарей, чтение с остановками. Важное значение в процессе учебного занятия имеют методы организации групповой, парной и индивидуальной работы: ответы на поставленные вопросы, дискуссии, форум, интерпретация текста.
На стадии «вызова» происходит актуализация предыдущих знаний, уточнение имеющихся знаний с помощью вопросов, которые стоят перед магистрантом: «что я знаю по данной теме?», «что хочу узнать?». Первая стадия «вызова» помогает создать мотивацию к изучению нового материала, установить связь с ранее полученной информацией. Реализация технологии креативного мышления средством чтения и письма в процессе обучения магистров в высших учебных заведениях возможна посредством разнообразных приемов. Магистранты оказывается «погруженными» в проблему предполагаемой для изучения темы. Для этого мы используем такие приемы как: мозговой штурм; рассказ по ключевым словам; вопросы; графическое обобщение материала (схемы и таблицы); верные и неверные утверждения (суждения), демонстрация иллюстраций (видеоматериалов); банк идей. Магистрантам
предлагается самостоятельно изучить материал, принять участие в форуме, написать эссе, ответить на вопросы, выполнить тестовые задания.
Стадия вторая - «Осмысление» направлена на изучение новой информации. Студенты должны не только осмыслить информацию, но и сопоставить ее с ранее изученной. На этом этапе возможно применение следующих методов: «Инсерт» (маркировка текста, чтение с пометками), самостоятельное чтение лекции; чтение с остановками; поиск ответов на поставленные вопросы; заполнение таблиц. Итак, на данной стадии магистры: осуществляют контакт с новой информацией, готовятся к анализу и обсуждению прочитанного. На этом этапе мы предлагаем статьи ВАК, соответствующие дисциплине, для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Примером могут быть следующие статьи.
1. О.В. Зайцева. Непрерывное образование: основные понятия и определения.
2. Т.Н. Миронова. Общая характеристика концепций воспитания.
3. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство.
4. Реутова М.Н., Шавырина И.В. Внедрение инновационных образовательных технологий в практику преподавания социологии в вузе: проблемы и перспективы.
5. Красина И.Б., Данович Л.М. Использование современных технологий обучения при подготовке специалистов в высшей школе.
Третья стадия «Рефлексия» направлена на системный обобщающий анализ полученной информации на основе изучения нового материала, формирование оценочного суждения, выводов. На стадии «рефлексии» магистрант закрепляют новые знания, достраивают, в некоторых случаях перестраивают собственные представления об объекте, включая в них новые понятия, определения, закономерности [6, с. 69].
Мы пытаемся стимулировать магистрантов выражать новые идеи и информацию собственными словами, чтобы они самостоятельно выстраивали причинно-следственные связи прочитанного, так как магистранты помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер.
В результате такой работы формируется «новое» знание об изучаемом объекте. При этом «новое» знание является прочным, поскольку получено в результате собственных рассуждений и умозаключений, обмена мнениями, взаимоопроса. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного магистранты имеют возможность осознавать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию [11, с. 112].
Методы обучения, используемые на данной стадии: эссе, исследование по отдельным вопросам, заполнение таблиц (сводной или концептуальной), прием «предсказание» (прогнозирование), прием «найди риски», прием «найди недостатки», установление причинно-следственных связей, прием «ключевые слова» (термины), ответы на поставленные вопросы, форум, оформление заключения, аннотации.
Большое значение в технологии РКМЧП имеют различные типы вопросов, поскольку именно правильно поставленные вопросы могут мотивировать магистрантов к аналитическому мышлению. Бустром Р систематизировал возможные типы вопросов в соответствии с компонентами когнитивной деятельности [1, с. 87].
1. Вопросы формального уровня, направленные на воспроизведение информации и на развитие памяти.
2. Вопросы на перевод - это вопросы, предлагающие трансформацию магистрантами информации в других образах, т. е. воспроизведение информации через собственные ассоциации и собственное мнение.
3. Вопросы на интерпретацию направлены на разъяснение, истолкование текста с целью осознания его смысла.
4. Вопросы на применение - это вопросы, которые дают возможность магистрантам перенести полученные знания на новые учебные условия.
5. Вопросы подразумевающие нестандартные решения.
6. Вопросы на анализ направлены на выявление причинно-следственных связей.
7. Вопросы на синтез направленны на выявление деталей, особенностей, частей в единстве и взаимосвязи с другими с целью обобщения сведений в единое целое, т. е. соединение или объединение разрозненных понятий в единую, общую информацию.
8. Вопросы на оценку, требующие высказывания собственного мнения.
Ответы на вопросы могут быть в форме аннотации статьи, это может быть групповая дискуссия или форум, это может быть индивидуальный или групповой устный анализ, проект и интерпретация статьи. Нужно отметить, что вопросы, заданные преподавателем, - это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это также и способ показать магистрантам путь к самостоятельной рефлексии.
Таким образом, мы придерживаемся мнения, что технология РКМЧП является одной из наиболее эффективной для развития критического мышления магистров в процессе проведения занятий по дисциплине «Традиционные и новые технологии в образовательной деятельности». Если следовать трем предложенным стадиям в работе с текстом, то мы сможем не только повысить интерес студентов к данному аспекту, но и сможем способствовать развитию навыков критического мышления у студентов. Применение технологии РКМЧП в процессе обучения магистров в высших учебных заведениях позволяет реализовать требования государства относительно модернизации системы высшего образования на основе компетентностного и проектно-деятельностного подходов, внедрять активные и интерактивные технологии обучения магистров в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во «ИОО», 2000, с. 87.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс Дельта, 2003. 284 с.
4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. / Д. Клустер. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5-13.
5. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
6. Мансурова И.А., Фомин С.В. Технология развития критического мышления в преподавании технических дисциплин в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3, с. 69.
7. Назарова О.Ю. Технология развития критического мышления в процессе деятельности преподавателя высшей школы Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета», 2010, - № 5, с. 98.
8. Потапова А.Н. Формирование критического мышления у студентов технических специальностей при изучении математического анализа. Ж. Педагогика и психология, 2014, № 11, с. 112.
9. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5, с. 78.
10. Ткачева Л.Л. Технологии развития критического мышления. Ж. «Вестник ЮжноУральского государственного университета», 2008, № 2, с. 92.
11. Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Молодежь и общество. 2007. N 2. С. 112-135.
12. Халперн Д. Психология критического мышления. 4-е междунар. изд. СПб., 2017, с. 22.
13. Шакирова Д.М. 2006. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов / Д.М. Шакирова // Педагогика. № 9, С. 72-79.
Musina-Maznova Galyia Hamitovna
Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected]
Skolota Zoya Nikolaevna
Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected]
Technology development of critical thinking in the formation of students' professional competencies
Abstract. The article describes the technology for the development of critical thinking through reading and writing in the formation of professional competencies in the process of training masters in high school. The analysis of various scientific approaches of domestic and foreign scientists to the definition of the concept of "critical thinking" is carried out. Effective formation of professional competencies is possible subject to the use of traditional and innovative technologies. The authors believe that the most effective technologies in higher education today are: technology for problem-based, proj ect-based learning, information and communication (multimedia) and training technologies, technologies for the development of creativity, developmental education, and distance learning. Among the innovative technologies, the technology of developing critical thinking of the (development of critical thinking through reading and writing) is of great interest because it allows you to teach masters to independently think, find, analyze, systematize, structure and transmit information. The article covers the development of critical and analytical thinking of masters through writing and reading: three stages of the development of critical thinking are considered, types of questions that contribute to the development of this type of thinking are suggested.
The authors describe the technology of the on the example of the discipline (module) "Traditional and new technologies in educational activities" in the process of training masters in the direction of training "Psycho-pedagogical education". The article describes the stages of the RWCT technology on the example of the discipline "Traditional and New Technologies in Educational Activities", the authors describe the use of various methods and means of critical thinking technology at the call stage, at the thinking stage and at the reflection stage. In the course of professional training of masters, students form the competences, practical skills of research, analytical, project-prognostic and other work specified by the state and fixed in standard.
Keywords: critical thinking; development; technology; analysis; reading; writing; challenge; comprehension; reflection