Научная статья на тему 'Роль и место критического мышления как компонента методической компетенции магистра лингвистики'

Роль и место критического мышления как компонента методической компетенции магистра лингвистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ОСНОВА / МАГИСТР ЛИНГВИСТИКИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE BASIS / MASTER OF LINGUISTICS / CRITICAL THINKING / PROFESSIONAL COMPETENCE / METHODICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носырева Светлана Георгиевна

В статье сопоставляются Дублинские дескрипторы по присуждению квалификаций магистра и современные требования ФГОС ВПО на компетентностной основе, описывающие компетенции магистра по направлению подготовки 035700 Лингвистика. Определяются роль и место критического мышления в авторской модели компонентностного состава методической компетенции магистра лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and place of critical thinking as a component of the methodical competence of the master of linguistics

In the article the Dublin descriptors on the award of qualifications of the master and modern requirements of FSEI HPE on the competence basis, describing the competence of the master of Linguistics 035700 have been compared. The role and place of critical thinking in author's model of competence structure of the methodical competence of the master of linguistics have been defined.

Текст научной работы на тему «Роль и место критического мышления как компонента методической компетенции магистра лингвистики»

УДК 81 (075.8)

ББК 81.2 Н-84

Носырева Светлана Георгиевна, старший преподаватель кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Армавирской государственной педагогической академии, e-mail svetanosyreva@yandex. ru.

РОЛЬ И МЕСТО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТА МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРА ЛИНГВИСТИКИ

(рецензирована)

В статье сопоставляются Дублинские дескрипторы по присуждению квалификаций магистра и современные требования ФГОС ВПО на компетентностной основе, описывающие компетенции магистра по направлению подготовки 035700 Лингвистика. Определяются роль и место критического мышления в авторской модели компонентностного состава методической компетенции магистра лингвистики.

Ключевые слова: компетентностная основа, магистр лингвистики, критическое мышление, профессиональная компетенция, методическая компетенция.

Nosyreva Svetlana Georgievna, senior lecturer of the Department of English Philology and Methods of Teaching English language, Armavir State Pedagogical Academy, e-mail [email protected].

ROLE AND PLACE OF CRITICAL THINKING AS A COMPONENT OF THE METHODICAL COMPETENCE OF THE MASTER OF LINGUISTICS

(reviewed)

In the article the Dublin descriptors on the award of qualifications of the master and modern requirements of FSEIHPE on the competence basis, describing the competence of the master of Linguistics 035700 have been compared. The role and place of critical thinking in author's model of competence structure of the methodical competence of the master of linguistics have been defined.

Key words: competence basis, master of linguistics, critical thinking, professional competence, methodical competence.

Качественные изменения, происходящие в сфере высшего профессионального образования в период технологического прогресса, информационного насыщения и социокультурного сближения наций, в эпоху построения инновационного сообщества в России, предопределяют необходимость трансформации, в том числе и лингвистического образования. Задача совершенствования образовательного процесса реализуется за счет последовательной интеграции новых методических стратегий и технологий в программу подготовки, в частности, по направлению 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «магистр»).

Инновационному российскому сообществу необходимы прогрессивно и независимо мыслящие специалисты, способные критически воспринимать действительность, анализируя предлагаемую информацию, и принимать ответственные решения. Таким профессионалом, отвечающим требованиям современного общества и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и должен стать магистр лингвистики.

В документах Болонского процесса подготовка магистров рассматривается как вторая ступень трехступенчатой структуры высшего образования. Дублинские дескрипторы основаны на пяти главных результатах обучения: знании и понимании; использовании на практике знания и способности понимания; способности к вынесению суждений, оценке идей и формулированию

выводов; умениях в области общения; умениях в области обучения. В соответствии с Дублинскими дескрипторами выпускники второго цикла должны:

- владеть в своей области новейшими методами и техниками исследования, знать новейшие теории и их интерпретации;

- критически осмысливать развитие теории и практики;

- владеть методами независимого исследования и

- быть в состоянии внести оригинальный вклад в дисциплину, например, в рамках квалификационной работы. Немаловажно и то, что обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента.

Кроме того, в основе подготовки магистра должны лежать знания основных методов организации научных исследований и управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции [7]. Представим вышеперечисленные и некоторые другие дескрипторы квалификации магистра в сравнении с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 035700 Лингвистика в рисунке 1.

ДУБЛИНСКИЕ ДЕСКРИПТОРЫ МАГИСТР:

^ У

OF

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО МАГИСТР ЛИНГВИСТИКИ:

Владеет системой лингвистических знаний и знаний в области межкультурной коммуникации (ПК1-ПК2)

Владеет методами проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов

Умеет применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных (ПК39)

Демонстрирует творчество и оригинальность при осуществлении деятельности в конкретной области и в метапредметном контексте

Способен самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость (ПК46)

Способен творчески использовать полученные знания, навыки и компетенции за пределами узко профессиональной сферы (ПК40)

Рис. 1. Соответствие требований Дублинских дескрипторов к выпускникам второго цикла

(магистры)

требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень)

«магистр»)

Как следует из представленного рисунка, требуемые компетенции магистра лингвистики полностью соответствуют основным требованиям Дублинских дескрипторов к результатам обучения выпускников второго цикла (магистров). Рамки основных всеобщих требований расширяются за счет специализации конкретных дисциплин, в данном случае лингвистической специальности, выпускники которой готовятся к таким видам профессиональной деятельности как профессионально-прак-тическая, научно-методическая, научно-исследовательская, организационноуправленческая, и обладают целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций [8].

Магистр лингвистики отличается высоким уровнем профессиональной компетентности, в структуру которой входят, в свою очередь:

- социально-психологическая компетенция (организационные умения и адаптивная компетенция, способность к социальному взаимодействию, рефлексия и критический анализ);

- коммуникативная компетенция (лингвистическая, социокультурная и профессиональная коммуникативная компетенции);

- предметная компетенция (интегративная и концептуальная компетенции);

- информационная компетенция (инструментальная компетенция, сбор и обработка информации, критическая автономия).

Центральное место в профессиональной компетентности магистра лингвистики занимает методическая компетенция, которая взаимообусловлена всеми выше перечисленными компетенциями, и находится в тесной связи с ними.

В перечне требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 035700 Лингвистика выделяются такие профессиональные компетенции, необходимые магистру лингвистики в научно -методи-ческой деятельности:

- способность применять новые педагогические технологии воспитания и обучения с целью формирования у обучающихся черт вторичной языковой личности, развития и совершенствования первичной языковой личности, формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся (ПК 25);

- умение использовать в профессиональной деятельности достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам (ПК 26);

- владение современными технологиями организации учебного процесса и оценки достижений обучающихся на различных этапах обучения (ПК 29) [8].

Совокупность знаний, умений и владений в формате выше перечисленных и других профессиональных компетенций составляет основу методической компетенции магистра лингвистики.

Методическую компетенцию определяли как ведущую для лингвиста-преподавателя многие исследователи. Так, например, Н.В. Языкова полагает, что системообразующим элементом являются методические знания, так как, включаясь в контекст решение методической задачи, знания иностранного языка, педагогики и психологии и других смежных наук, приобретают определенную методическую направленность, нацеленность на решаемую методическую задачу [6, с. 50].

К.Ю. Кожухов представляет методическую компетентность как совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям [2].

По мнению Н.В. Харитоновой, методическая компетенция является наиболее важным компонентом профессиональной компетентности для осуществления успешной педагогической деятельности, т.к. в ней преломляются первичные значения компетентности, такие, как осведомленность, обладание знаниями, опытом, и который представляет собой систему

з

приобретенных знаний с учетом их широты, глубины, объема, стиля мышления, нормы педагогической этики, социальных функций педагога [Приводится по: 3, с. 22].

В структуре методической компетенции, которую целесообразно применить и к магистру лингвистики, выделяются два уровня: компетенция в планировании и осуществлении учебного процесса и компетенция в педагогической и управленческой деятельности.

Что может служить консолидирующим фундаментом для эффективного функционирования специалиста, а в нашем случае, магистра лингвистики, и на уровне планирования и осуществления учебного процесса, и в педагогической и управленческой деятельности? Интеграция каких знаний и умений, способностей и владения может эффективно повлиять на реализацию методической компетенции, на ее результативность в формировании профессиональной языковой личности? Конструктивный и содержательный ответ на эти вопросы может дать критическое мышление -умение самостоятельно, независимо мыслить, осуществлять рефлексию и критическую оценку событиям, автономно планировать свою деятельность, ставить разумные цели и искать пути их рационального решения, грамотно работать с информацией, выдвигать гипотезы решения проблемы, уметь выходить из любых конфликтных ситуаций, работать над собственным развитием.

Рис. 2.1. Уровни методической компетенции

Критическое мышление играет огромную роль в становлении профессиональной личности магистра лингвистики, в формировании его методической компетенции. Основанием для такого утверждения служат мнения отечественных и зарубежных исследователей, методическое наследие.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Компетенция в планировании и осуществлении учебного плана

Владение теорией воспитания и обучения

Испол ьзование методического наследия и современных концепций

Умение эффективно строи ть учебный процесс

Умение создания УМК/НМК с использованием современных информационных ресурсов

Компетенция в педагогической и управленческой деятельности

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ формирует:

- критический анализ и оценку информации •

- способность к рефлексии

- продуктивные умения решения задач

- способность к успешному взаимодействию с другими людьми

- умение самостоятельно выявить проблему,

ее причины и следствия

-критическую автономию

Владение современными технологиями организации учебного процесса

Готовность к

социальному

взаимодействию

Владение навыками управления педагогическим коллективом

Умение работать с информационнопоисковыми системами

Компетенция в критическом мышлении как интегрирующий компонент становления личности магистра лингвистики

Рис. 2.2. Интеграция КМ в структуру методической компетенции Таблица 1 - Компетенция МЛ-Свойство КМ-Стратегия

Символ компетенц ии Определение компетенции Характеристики критического мыслителя Приемы и стратегии критического мышления

ОК-7 владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи Критический мыслитель (К.М.) определяет проблему в новой информации, ищет новую информацию через вопросы; определяет направления и цели изучения новой информации Трехфазовая модель технологии РКМЧП (вызов-осмысление-рефлексия)

ОК-11 стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; К.М. формирует собственное мнение, обладает автономным мышлением, регулирует процесс собственного учения и Приемы критического мышления (мозговая атака, таблица «за» и «против»), Портфолио

может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития самосовершенствования

ПК-1 владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей К.М. отличается самостоятельным, рефлективным мышлением, способен демонстрировать глубокие современные знания Кластеры Карты памяти Чтение с остановками Критическое чтение, др.

ПК -7 обладает готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения К.М. самостоятельно решает проблемы К.М. - автономный, рефлексивный мыслитель SWOT-analysis Диаграмма Венна Критическое аудирование Критическое говорение

ПК-20 способностью выявлять источники возникновения конфликтных ситуаций в межкультурной коммуникации, выявлять и устранять причины дискоммуникации в конкретных ситуациях... К.М. способен прогнозировать и принимать взвешенные решения SWOT-analysis, Fishbone INSERT IDEAL, др. Критическое говорение

ПК-21 умеет работать с основными информационнопоисковыми и экспертными системами, системами представления знаний К.М. - медиаобразованная личность ПМИ ПМ? Ромашка Блума Эссе

ПК-33 владеет знанием методологических принципов и методических приемов научной деятельности К.М. анализирует и осмысливает собственную деятельность Перекрестные дискуссии, Портфолио др.

б

способностью адаптироваться к новым условиям деятельности, творчески использовать К.М. обладает Бортовой журнал

ПК-40 полученные знания, метакогнитивными Таблица «Сравнение

навыки и компетенции за навыками источников», др.

пределами узкопрофессиональной сферы

По мнению Д. Халперн, «когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения» [5, с. 22].

Е.С. Полат считает, что в настоящее время все больше педагогов и психологов обращаются к идеям необходимости формирования критического мышления [4, с. 101]. По ее мнению, необходимо выстраивать систему образования, адекватную этой концепции.

И.О. Загашев и С.И. Заир-Бек отмечают, что критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Важно, чтобы учащиеся могли использовать навыки критической предметной деятельности. Однако, отмечается и всеобщий, «метапредметный» характер критического мышления, способного к его использованию как в академической, научной, исследовательской, так и в управленческой, организационной, воспитательной работе [1, с. 49].

Поэтому правомерно было бы видоизменить таблицу структуры методической компетенции, добавив критическое мышление (КМ) как консолидирующий, интегрирующий компонент для компетенций обоих уровней.

Нам представляется, что у магистров лингвистики, обладающих навыком критического мышления сформированы умения критического анализа, критической оценки информации и способность к рефлексии, без которых нельзя представить владение теорией воспитания и обучения, равно как и владение современными технологиями организации учебного процесса. Продуктивные умения решения задач, неизбежно возникающих в профессиональной деятельности магистра лингвистики, безусловно, необходимы как для умения эффективно строить учебный процесс, социального взаимодействия, так и для использования методического наследия и современных концепций. Уметь поставить «правильные» вопросы и принять «правильное» решение самостоятельно - большое искусство, овладеть которым и предназначается с помощью критического мышления и т.д. Формирование каких компетенций магистра лингвистики требуют навыков критического мышления? Какими качествами обладает специалист, имеющий сформированный навык критического мышления? Как добиться реализации цели формирования навыка критического мышления?

Представим в следующей таблице модель, включающую некоторые из компетенций магистра лингвистики (МЛ) [8], отдельные свойства критического мыслителя (КМ) и примерные стратегии [1], интегрируя которые в академическую и практическую деятельность, предполагается достичь максимальной эффективности становления профессиональной языковой личности магистра лингвистики.

Итак, критическое мышление занимает значительное место как интегрирующий компонент в структуре методической компетенции магистра лингвистики и способно повлиять на:

- реализацию магистра лингвистики как критического мыслителя;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование компетентного специалиста, эффективно планирующего и организующего учебную и осуществляющего управленческую деятельность;

- становление профессиональной языковой личности, владеющей метапредметными знаниями и навыками;

- подготовку независимо мыслящего специалиста инновационного общества.

Литература:

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс Дельта, 2003. 284 с.

2. Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. C. 90-94.

3. Красикова Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. 151 с.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 368 с.

5. Халперн Д. Психология критического мышления. 4-е междунар. изд. СПб., 2000. 512 с.

6. Языкова Н.Е. Процесс обучения иностранным языкам как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя. // Иностранные языки в школе. 1994. №2. С. 49-54.

7. Болонский глоссарий. Магистр [Электронный ресурс]. URL:

http://bologna.owwz.de/glossar.html?&no cache=1&L=3&tx sfbolognaglossar pi1[uid]=42&tx sfb olognaglossar pi1[s]=RU

8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень) "магистр"): приказ Минобрнауки РФ от 20.05.2010 №540. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 10/prm540-1.pdf

References:

1. Zagashev I.O., Zair- Beck S.I. Critical thinking: technology of development. SPb.: Alliance Delta, 2003. 284p.

2. Igna O.N. The structure and content of methodical competence of teachers of foreign language // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2010. № 1. P.90-94.

3. Krasikova E.N. Case method in the structure and content of methodical competence of the linguist teacher: Dis. ... Cand. ped. Sc. Stavropol, 2009. 151p.

4. Polat E.S., Bukharkina M.Y. Modern pedagogical and information technologies in education: textbook for stud. 2nd ed. Sr. M.: Academy, 2008. 368p.

5. Halpern D. Psychology of critical thinking. 4th Int. ed. SPb., 2000. 512p.

6. Yazykova N.E. The process of learning foreign languages as a matter of professional and methodological training of future teachers. //Foreign languages in school. 1994. № 2. P. 49-54.

7. Bologna Glossary. Master [electronic resource]. URL: http://bologna. owwz. de/

slossar.html?&no_cache=1&L=3&tx_sfbolosnaslossar_pi1[uidl=42&tx_sfbolognaslossar_pi1[sl=RU

Approval and enactment of the federal state educational standards of higher education in the direction ofpreparation 035 700 Linguistics (qualification (degree) "master") order of the Russian Ministry of Education from 20.05.2010 № 540. [Electronic resource]. URL: http: www.edu.ru db-mon mo Data/d_10/prm540-1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.