Научная статья на тему 'Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика»'

Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / LINGUISTIC DIDACTICS / LINGUISTIC AND DIDACTIC COMPETENCE / CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Елена Юрьевна

В статье дается характеристика лингводидактической компетентности как компонента общей профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Лингвистика». Лингводидактическая компетентность рассматривается как целостное интегрированное понятие, включающее ряд компетенций (языковую, речевую, социокультурную, дидактическую и личностную), содержание которых определяется на основе анализа требований современных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND DIDACTIC COMPETENCE AS COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF «LINGUISTICS» TRAINING PROFILE

The article characterizes the linguistic and didactic competence as a component of professional competence of bachelors of “Linguistics” training profile. The linguistic and didactic competence is considered as a coherent integral term which includes five capacities (linguistic, speech, sociocultural, didactic and personal), the content of which is determined on the basis of the analysis of modern state educational standards.

Текст научной работы на тему «Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика»»

УДК 378.016:81

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЛИНГВИСТИКА»

LINGUISTIC AND DIDACTIC COMPETENCE AS COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF «LINGUISTICS» TRAINING PROFILE

Е. Ю. Варламова E. Y. Varlamova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье дается характеристика лингводидактической компетентности как компонента общей профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Лингвистика». Лингводидактическая компетентность рассматривается как целостное интегрированное понятие, включающее ряд компетенций (языковую, речевую, социокультурную, дидактическую и личностную), содержание которых определяется на основе анализа требований современных государственных образовательных стандартов.

Abstract. The article characterizes the linguistic and didactic competence as a component of professional competence of bachelors of “Linguistics” training profile. The linguistic and didactic competence is considered as a coherent integral term which includes five capacities (linguistic, speech, sociocultural, didactic and personal), the content of which is determined on the basis of the analysis of modern state educational standards.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, лингводидакти-ка, лингводидактическая компетентность, компетенция.

Keywords: competence, professional competence, linguistic didactics, linguistic and didactic competence, capacity.

Актуальность исследуемой проблемы. Реформирование системы образования, разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения привели к изменению требований к профессиональной компетентности выпускника вуза - бакалавра и магистра. Профессиональная компетентность рассматривается в настоящее время как совокупность интегрированных знаний, умений, опыта, а также личностных качеств. Конкретизация этого определения осуществляется в направлении выделения его приоритетных составляющих, в качестве которых выступают общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Применительно к бакалавру по направлению подготовки «Лингвистика» интегрирующей является лингводидактическая компе-

тентность, от уровня сформированности которой зависит успешность проектирования и осуществления выпускником своей профессиональной деятельности с применением иностранного языка.

Целью данной статьи является определение места лингводидактической компетентности в общей структуре профессиональной компетентности выпускника вуза - бакалавра.

Материал и методика исследований. Для достижения указанной цели применялся комплекс теоретических методов исследования, включающий анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также нормативной документации (ФГОС ВПО третьего поколения).

Результаты исследований и их обсуждение. Проблему формирования профессиональной компетентности выпускника вуза исследовали многие отечественные и зарубежные ученые. Профессиональная компетентность рассматривается исследователями как право принадлежности к определенной профессиональной группе работников (В. Н. Введенский); готовность и способность методически организованно и самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность (В. М. Монахов, А. И. Нижников); совокупность знаний и владение способами осуществления профессиональной деятельности (В. А. Ве-денников, Э. Ф. Зеер); сформированность психических свойств и состояний, выражающих теоретическую и практическую готовность (Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова, А. Н. Яшко-ва); индивидуальная характеристика личности, обеспечивающая формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности (И. Б. Бичева); совокупность профессиональных и социальных качеств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности (В. Байденко, А. К. Маркова и др.). В зарубежных исследованиях (David S. Hill, D. Snedden) цели профессионального образования имеют более практический характер и предполагают теоретическую и практическую подготовку к овладению профессией.

Анализ исследований показал, что конкретизация рассматриваемого определения осуществляется в направлении выделения его приоритетных составляющих.

Сущность понятия лингводидактической компетентности определяется на основе подхода к лингводидактике как общей теории обучения языку, ориентированной на исследование общих закономерностей обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определенному языку в зависимости от дидактических целей, задач, характера изучаемого материала, этапов обучения и интеллектуально-речевого развития обучающихся [2].

В нашем исследовании лингводидактическая компетентность - это целостное и интегративное образование, включающее языковую, речевую, социокультурную, дидактическую, личностную компетенции, позволяющие эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Смысл понятия «компетенция» раскрывается на основе анализа его латинского происхождения: от «competentia», обозначающего «согласованность частей» [3, 8]. В словарях иностранных слов и энциклопедических словарях компетенция определяется как круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, или круг полномочий должностного лица.

Сущность понятия «компетенция» обозначена в трудах многих исследователей. Рассмотрим основные взгляды ученых на данное определение.

В. Н. Введенский, Н. А. Волгин и др. включают в содержание компетенции осуществление функциональных полномочий в организации.

Компетенция определяется как сфера приложения знаний, умений и навыков в исследованиях А. К. Марковой, В. М. Монахова, А. И. Нижникова, А. В. Хуторского и др. Так, А. К. Маркова подчеркивает индивидуальный характер обозначенного качества и определяет компетенцию как индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии; А. В. Хуторской указывает на взаимосвязанность качеств (знаний, умений, навыков, владения способами осуществления деятельности), образующих компетенцию.

И. Г. Агапов, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков, С. Е. ТТТитттов и др. рассматривают компетенцию как интегративную характеристику личности, общий уровень подготовленности выпускника, общую способность к профессиональной деятельности. Понятие «компетенция» учеными сравнивается с психологическим понятием способностей; отмечается, что компетенции являются условием интеграции личности в социум, успешности трудоустройства.

Ю. Г. Татур считает, что совокупность компетенций составляет модель выпускника вуза [4, 23]. И. А. Зимняя выделяет три компетенции: компетенции, относящиеся к личности выпускника; к взаимодействию с другими людьми; к деятельности во всех ее видах и формах. Жак Делор формулирует четыре компетенции, связанные с умениями познавать, делать, жить вместе, жить.

Мы разделяем мнение ученых о том, что компетенция - это общая готовность человека к самостоятельному осуществлению деятельности определенного характера на основе сформированных знаний, умений и имеющегося опыта. Таким образом, в отличие от компетентности, компетенция имеет более узкий характер и не связана с конкретной профессией, так как применяется в разных областях деятельности. Компетентность - это профессионально-личностное образование; компетенция - это способность к осуществлению деятельности.

При определении компетенций, образующих лингводидактическую компетентность, и их содержания мы основывались на трудах Н. В. Баграмовой, А. Л. Бердичевского, М. Н. Вятютнева, Ю. В. Еремина, О. Е. Ломакиной, Т. И. Скрипниковой, С. Ф. Шатилова, А. В. Щепиловой и др. Большинством ученых указывается на необходимость разграничения языковой компетенции (которая А. Л. Бердичевским обозначена как лингвистическая, М. Н. Вятютневым - как языковая, Т. И. Скрипниковой - как теоретиколингвистическая, Ю. В. Ереминым и С. Ф. Шатиловым - как общефилологическая и др.), речевой и методической компетенций выпускника. Мы считаем, что понятия «коммуникативная компетенция» и «речевая компетенция» идентичны, так как предполагают готовность участников коммуникации к осуществлению деятельности общения. Вследствие этого следует разграничивать пять компетенций в структуре лингводидактической компетентности: языковую, речевую, социокультурную, дидактическую и личностную.

Языковая компетенция предполагает:

- лингвистические знания теоретического характера: знание и эрудицию в иностранном языке;

- лингвистические знания, имеющие практическую ценность: владение правилами анализа и синтеза языковых единиц, позволяющих строить высказывания; знание системы языка и правил ее функционирования в иноязычной коммуникации;

- языковые навыки, умения.

Речевая компетенция включает:

- знания о способах применения и умения использовать иностранный язык в целях личностного и профессионального общения: способность понимать и продуцировать ино-

язычные высказывания в соответствии с условиями и факторами общения, выбирать и реализовывать программы речевого поведения, классифицировать ситуации в зависимости от факторов и установок участников общения; умения во всех видах речевой деятельности;

- умения адаптировать язык в зависимости от особенностей участников иноязычной коммуникации;

- речевые навыки и умения.

Социокультурная компетенция основана, по мнению О. Е. Ломакиной, на следующих составляющих:

- знаниях о социокультурных особенностях и реалиях страны изучаемого иностранного языка; умениях выделять в них общечеловеческие, культурно-эстетические, нравственные ценности;

- умениях и навыках, характеризующих владение профессиональным стилем речи, речевым этикетом и адекватным речевым поведением, характерным для носителей изучаемого иностранного языка [1].

Отметим, что многими учеными (Н. В. Баграмовой, А. Л. Бердичевским, Ю.В. Ереминым, Т. И. Скрипниковой, С. Ф. Шатиловым и др.) используются термины «страноведческая компетенция» и «лингвострановедческая компетенция» для описания знаний страноведческого характера, умений и навыков осуществления коммуникации с учетом этикета и традиций страны изучаемого иностранного языка.

Дидактическая компетенция - более широкое понятие, чем методическая компетенция, так как предполагает синтез ряда компонентов:

- психолого-педагогических, специальных, самообразовательных знаний;

- профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных умений;

- навыков творческой педагогической деятельности.

Личностная компетенция в исследованиях О. Е. Ломакиной выступает регулятором личностных достижений, самоменеджмента, мобильности, побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования в смыслотворческой деятельности [1].

Основываясь на существующих в педагогической науке подходах к знаниям, умениям, навыкам, личности учителя, мы конкретизировали содержание компетенций и считаем, что лингводидактическая компетентность выпускника вуза включает:

• языковую, речевую, социокультурную компетенции, основанные на специальных (предметных) знаниях и умениях их применять; коммуникативных умениях;

• дидактическую компетенцию: профессионально-методические знания; умения организации и осуществления профессиональной, самообразовательной и творческой деятельности;

• личностную компетенцию: педагогические ценности, умения самоконтроля, педагогические идеалы, мышление. Личностная компетенция характеризует учителя иностранного языка как непрерывно развивающуюся личность.

Сущность компетенций, образующих лингводидактическую компетентность выпускников вуза, мы определяем через анализ понятий «знания», «умения», «навыки», «профессиональные ценности», «профессиональные идеалы», «профессиональное мышление».

Знания как результат познания человеком действительности и компонент лингводидактической компетентности формируются у студентов в процессе изучения учебных дисциплин, соответствующих учебному плану. Специальные (языковые) знания характеризуют уровень владения иностранным языком и относятся к языковой, речевой, социо-

культурной компетенциям; методические знания предполагают осведомленность об особенностях будущей профессиональной деятельности и составляют основу дидактической компетенции.

Структуру лингводидактической компетентности составляют профессиональные умения, выступающие как система определенного рода воздействий, направленных на решение профессиональных задач, и основа для формирования навыков - автоматизированных действий. Применение профессиональных умений осуществляется на основе сформированных специальных и методических знаний.

Профессиональные ценности - это убеждения выпускника в целях профессиональной деятельности и путях достижения поставленных целей; профессиональные идеалы -это универсальные, абсолютно ценностные представления об особенностях профессиональной деятельности, о путях, средствах, личных качествах и способностях, позволяющих достигнуть поставленных целей; профессиональное мышление рассматривается не только как познание окружающей действительности с помощью мыслительных операций в процессе решения разноуровневых профессиональных задач с применением эмпирических, понятийных, продуктивных или творческих знаний, но и как преобразование среды, предполагающее изменения качеств и характеристик собственных и других субъектов, вовлеченных в профессиональную деятельность.

Для характеристики лингводидактической компетентности как компонента профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Лингвистика» обратимся к соответствующему федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения, согласно которому выпускник-бакалавр должен овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями [5].

Анализ требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата показал, что сформированность общекультурных компетенций характеризует выпускника как толерантную личность, сознательно осуществляющую профессиональную коммуникативную деятельность на основе профессиональных ценностей, моральных убеждений, профессиональной этики и культуры, с применением имеющихся системных знаний иностранного языка. Таким образом, мы считаем, что среди показателей общекультурных компетенций можно определить характеристики социокультурной и личностной компетенций (в рамках сформированных знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей, идеалов и мышления), образующих лингводидактическую компетентность.

К социокультурной компетенции бакалавра по направлению подготовки «Лингвистика» относятся:

• знания о культурном своеобразии стран изучаемого иностранного языка; владение умениями и навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими успешность социального и профессионального взаимодействия; сформированность уважительного отношения к носителям иноязычной культуры;

• владение культурой устной и письменной речи;

• системные знания о себе как гражданине и о действующем законодательстве; сформированность активной гражданской позиции; профессиональные действия в социально-личностных конфликтных ситуациях на основе гражданских убеждений и принципов гуманизма, свободы и демократии.

Личностную компетенцию бакалавра по направлению подготовки «Лингвистика» характеризует следующее:

• представления об общечеловеческих ценностях и осуществление профессиональной деятельности на основе их осознания при взаимодействии с различными социальными, национальными, религиозными, профессиональными группами;

• знания о специфике работы в команде, коллективе; осуществление профессиональной коммуникации на основе общепринятых моральных норм, готовности принять на себя обязательства и ответственность;

• знания о необходимости осуществления самоконтроля в процессе познания; умения планировать познавательную деятельность на основе имеющихся представлений об успешной в профессиональном плане личности;

• стремление к профессиональному росту и постоянному самосовершенствованию;

• знания об особенностях осуществления профессиональной деятельности; мотивированность осуществления профессиональных действий и общения.

Профессиональные компетенции бакалавра по направлению подготовки «Лингвистика» в области производственно-практической деятельности характеризуют сформиро-ванность у него языковой и речевой компетенций.

Языковая компетенция бакалавра по направлению «Лингвистика» включает следующие профессиональные компетенции (ПК):

• владение системой лингвистических знаний (основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей) (ПК-1);

• знание специфики осуществления переводов и готовность осуществлять их в профессиональной деятельности с учетом принятых норм устного и письменного перевода (ПК-9,10,11,12,13,14,15,16,17);

• знания о методах моделирования естественного языка и создания метаязыков (ПК-22);

Речевая компетенция бакалавра предполагает следующие профессиональные компетенции:

• представления об этических и нравственных нормах поведения, принятых в ино-культурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

• последовательная реализация коммуникативных целей высказывания с учетом особенностей коммуникативной ситуации, участников общения и принятой логической последовательности построения высказывания (последовательности композиционных элементов) (ПК-3,4,18,19);

• умение свободного выражения своих мыслей с использованием разнообразных языковых средств (ПК-5);

• знание основных особенностей официального, нейтрального и неофициального регистров общения; умения применять этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (ПК-6,7,8,20).

Дидактическая компетенция бакалавра включает профессиональные компетенции в области производственно-практической деятельности, а также в области научнометодической и научно-исследовательской деятельности. Сформированность профессиональных компетенций в общей структуре дидактической компетентности характеризует

выпускника-бакалавра как профессионала, способного методически правильно планировать, организовывать и осуществлять свою профессиональную деятельность. Таким образом, дидактическую компетенцию бакалавра по направлению подготовки «Лингвистика» составляют следующие профессиональные компетенции:

• умение работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами обработки лексикографической и лингвистической информации, компьютерными технологиями, цифровыми и электронными носителями познавательной и профессиональной информации (ПК-21,23,24,25,26,27,28);

• знание теоретических основ обучения иностранным языкам, закономерностей становления способности к межкультурной коммуникации; умение использовать современные методы и средства обучения иностранным языкам для достижения практических целей (ПК-29,30,31,32,33,34,35);

• знание научного понятийного аппарата и умение его применять в процессе организации научно-исследовательской деятельности (ПК-36);

• умение структурировать, интегрировать и творчески использовать знания из различных областей профессиональной деятельности в ходе решения практических профессиональных задач (ПК-37,38);

• знание специфики и последовательности проведения научного исследования; умения и навыки его организации (ПК-39,40,41,42) [5].

Резюме. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что лингводидактическая компетентность бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» основана на языковой, речевой, дидактической, социокультурной и личностной компетенциях. Содержание данных компетенций определяется через анализ понятий «знания», «умения», «навыки», «профессиональные ценности», «профессиональные идеалы», «профессиональное мышление» и последовательное соотнесение обозначенных понятий с показателями общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО третьего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломакина, О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. Е. Ломакина. - Волгоград, 1998. - 23 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебцова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

3. Петров, А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / А. Петров // Вестник высшей школы. - 2004. - № 10. - С. 6-10.

4. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/ргт541-1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.