педагогические науки
Введенский Вадим Николаевич МАГИСТЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0051
МАГИСТЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
© 2019
Введенский Вадим Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородский государственный институт искусств и культуры (308033, Россия, Белгород, ул. Королёва, 7, e-mail: vvedenskij@yandex.ru)
Аннотация. Исследование посвящено одному из аспектов реализации компетентностного подхода в высшей школе как важнейшему направлению модернизации отечественного образования. Поскольку компетентностный подход предполагает смещение акцентов от знаний как самоцели к компетенциям, от преподавателя как основного субъекта обучения к личности студента, то и магистерское исследование рассматривается нами с позиций развития компетенций, личности студента. Проведенный анализ литературных источников показал, что в качестве средств развития личности широко применяются искусство, игры, различные упражнения, информация и др., однако магистерское исследование в качестве такового нами не обнаружено. Поэтому рассмотрение магистерского исследования по педагогике в качестве средства развития личности магистранта проводится впервые. Показано, что весь двухгодичный курс обучения может рассматриваться как подготовка к проведению магистерского исследования. Доказано, что универсальные компетенции являясь стратегической целью развивают профессиональные компетенции, которые в свою очередь являются частью универсальных компетенций. Дополнен перечень необходимых элементов магистерского исследования по педагогике, в том числе собственные педагогические разработки технологического, методического и содержательного характера (научная новизна), что и отличает выпускные квалификационные работы бакалавров и магистров. На основе анализа ФГОС ВО 3++ определен необходимый перечень личностных качеств, которыми должен владеть магистр.
Ключевые слова: магистерское исследование, компетенции, профессиональная компетентность педагога, личностные качества, ФГОС, универсальные компетенции, преподаватель, ключевые компетенции, жизненная стратегия, критичность мышления.
MASTER STUDY ON PEDAGOGY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF THE PERSON
© 2019
Vvedensky Vadim Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Vocational Education Belgorod State Institute of Art and Culture (308033, Russia, Belgorod, Korolev str., 7, e-mail: vvedenskij@yandex.ru)
Abstract. The study is devoted to one of the aspects of the implementation of the competence-based approach in higher education as the most important area of modernization of national education. Since the competence-based approach implies a shift in emphasis from knowledge as an end in itself to competences, from a teacher as the main subject of education to a student's personality, we consider the master's study from the standpoint of competence development, the student's personality. The analysis of literary sources showed that art, games, various exercises, information, etc., are widely used as means of personal development, but we did not find a master's research as such. Therefore, the examination of the master's study in pedagogy as a means of developing the student's personality is carried out for the first time. It is shown that the entire two-year course of study can be considered as a preparation for the master's study. It is proved that universal competences, being a strategic goal, develop professional competencies, which in turn are part of universal competencies. The list of necessary elements of the master's study in pedagogy has been added, including its own pedagogical developments of technological, methodical and substantial nature (scientific novelty), which distinguishes the final qualification works of bachelors and masters. On the basis of the analysis of the GEF VO 3 ++, the necessary list of personal qualities that the master must possess is determined.
Keywords: master's research, competence, professional competence of a teacher, personal qualities, FGOS, universal competences, teacher, key competences, life strategy, critical thinking.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основной задачей высшего образования является подготовка специалистов, обладающих необходимыми знаниями, умениями, компетенциями, при этом завершающим этап обучения - это подготовка и защита выпускной квалификационной работы, где будущий специалист обязан продемонстрировать владением всеми этими образовательными результатами. Переход на трехуровневость современного высшего образования предполагает подготовку выпускных квалификационных работ бакалаврами, магистрантами и аспирантами. При этом магистерское исследованием имеет свои особенности и проблемы при подготовке.
Часто исследователи, преподаватели вузов и обучающиеся рассматривают магистерское исследование как цель деятельности. Отчасти это так, если рассматривать ее как промежуточную цель. Стратегической же целью подготовки магистерского исследования является формирование и развитие у магистрантов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что определяет федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС ВО 3++).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. При рассмотрении заявленной темы необходимо изучить ряд проблем. Это: 1) отличие выпускных квалификационных работ бакалавров, магистрантов и аспирантов; 2) использование компетентностного подхода в высшей школе; 3) аспекты рассмотрения выпускной квалификационной работы по педагогике; 4) средства развития личности магистранта.
Анализируя выпускные квалификационные работы по педагогике различных уровней обучения, ряд исследователей не видят в них существенной разницы, аргументируя это тем, что их структура, этапы подготовки и методологический аппарат совпадают [1]. Л.Б. Эрштейн обращая внимание на отличиях дипломной работы и магистерской диссертации в плане более высоких требований и характере самостоятельности отмечает, что при подготовке магистерской диссертации «показ реальной научной новизны не требуется» [2, с. 200]. На наш взгляд в основу данных отличий необходимо выбрать ведущую деятельность. Если для бакалавров ведущей
Vvedensky Vadim Nikolaevich MASTER STUDY ON PEDAGOGY .
pedagogical sciences
деятельностью является практическая, для магистрантов - теоретическая, то для аспирантов - исследовательская деятельность. Поэтому магистерское исследование должно включать нечто новое теоретического уровня (что и представляет научную новизну), а дипломная работа всего лишь практическую новизну, полученную на основе теоретических знаний.
Рассматривая компетентностный подход многие исследователи едины в том, что он должен быть методологическим основанием всей системы российского образования [3; 4]. Принято считать, что профессиональная компетентность специалистов это совокупность различных компетенций, представляющих собой способность и готовность к деятельности [5]. Рассуждая о компетентностях, Дж. Равен справедливо отмечает, что «если определенный вид компетентности развивался в процессе достижения некой конкретной цели, то человек будет способен реализовать его и при достижении другой цели» [6, с. 280]. Поэтому существуют широкие и узкие компетенции. В ФГОС ВО 3++ отмечается, что у студентов должны быть сформированы универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции, установленные программой обучения [7]. Ключевые компетенции предполагают следующие характеристики: 1) междисциплинарны и межпрофессиональны, являясь общими; 2) представляют навыки, которые могут быть переданы; 3) позволят развить в себе новые квалификации, то есть обеспечить способность к действию в различных областях на всю жизнь [8].
Установлено, что ключевые компетенции можно классифицировать на интеллектуальные, коммуникативные и регулятивные [9]. Профессиональные компетенции (или операциональные) являются способностью к выполнению некоего набора действий. Такое понимание основано на теории психики личности, отражающей ее уровни, функции и качества личности [10].
В процессе анализа литературных источников нами установлено, что при рассмотрении выпускной квалификационной работы исследователи рассматривают следующие аспекты. Выбор методологического подхода, как отмечает Е.Н. Старостина, важная проблема и «после того, как студенты собрали своеобразный «банк» методологических подходов и ощутили затруднения в их толковании, наступает понимание необходимости их структурирования и поиска основ для этого» [11]. Еще одним аспектом является выбор темы исследования и формулировка его методологихеских характеристик [12]. На важность содержания и оценки качества выпускных квалификационных работ обращает внимание Т.М. Стручаева [13]. Характер влияния различных учебных дисциплин и общественных организаций [14] педагогической практики [15] на результаты выпускной квалификационной работы рассмотрены различными авторами. Вместе с тем, рассмотрение магистерского исследования по педагогике в качестве средства развития личности будущего специалиста нами не обнаружено.
Для развития личности необходимо выбрать теорию личности. Так, исходя из теории личности К.К. Платонова можно говорить о развитии психических качеств (мышления, памяти, внимания, способностей и т.д.), опыта деятельности (знания, умений, навыков), направленности личности [16]. В качестве средств развития личности широко применяются искусство, игры, различные упражнения, информация и др. [17].
Цель исследования - выявить потенциал магистерского исследования по педагогике при развитии личности в рамках компетентностного подхода. Цель достигалась решением следующих задач: выявление сущностного различия между выпускными квалификационными работами бакалавров и магистрантов; определение особенностей проявления компетентностей в магистерском исследовании по педагогике; выявление личностных характеристик, которыми необходимо владеть магистру.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Все учебные дисциплины и практики в той или иной мере направлены на подготовку обучающегося к написанию и защите магистерской работы. Поэтому в широком смысле весь курс обучения может рассматриваться как подготовка к проведению магистерского исследования. При этом уровень подготовки к магистерскому исследованию определяется как текущим, так и итоговым контролем. Если же рассматривать этот процесс в узком смысле, то в ФГОС ВО 3++ предусмотрена научно-исследовательская практика, предполагающая проведение магистерского исследования.
Вместе с тем, каждая учебная дисциплина и практика конечной целью имеет формирование определенного перечня компетенций, которые и определяют развитие личности обучающихся. Так, ФГОС ВО 3++ по специальности 44.04.01 - педагогическое образование предполагает формирование 6 видов УК, 8 видов ОПК, а перечень ОК предлагается определить самим вузам и кафедрам как обязательные или рекомендательные. При этом перечень УК един практически для всех специальностей магистратуры. Поскольку итоговый контроль предполагает демонстрацию владения обучающимся всем перечнем компетенций, то значит, подготовка и защита магистерского исследования должна включать все эти 14 видов компетенций. Рассмотрим подробнее универсальные компетенции.
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий. Данная компетенция предполагает наличие в исследовании проблемных ситуаций и их критический анализ, а также стратегии их преодоления. Кроме того, предполагается владение магистрантом системным подходом, критическим анализом, стратегическим мышлением, умением формулировать проблемы и проблемные ситуации. Проблемные ситуации могут быть как научного характера (разные подходы к определению понятия и его характеристик, к выбору методов исследования и методологических подходов, критериев оценки результатов и др.), так и непосредственно педагогическая (разные подходы к выбору методов обучения и воспитания, характер взаимодействия субъектов образовательного процесса и др.).
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла. Здесь в качестве проекта может выступать само магистерское исследование. Сам факт наличия качественной магистерской работы предполагает овладение этой компетенцией, хотя целесообразно наличие в работе описания этапов проведения исследования. Предполагается владение магистрантом способами планирования, самоорганизации, самомотивации, а также самоконтроля.
УК-3. Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели. Поскольку магистерское исследование является самостоятельным, то в качестве команды здесь может рассматриваться группа учащихся или бакалавров с которыми магистрант проводит эмпирическую часть исследования. Предполагается владение способами организации и руководства работой учащихся, объединения их общей целью, системным мышлением.
УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. Данная компетенция предполагает использование различных информационных программ (текстовый и графический редакторы, презентации и др.), а также наличие литературных источников на иностранных языках. Кроме того, предполагается владение информационными технологиями, поиском информации в интернете, способность взаимодействовать с учеными и учащимися, выступать на научных мероприятиях.
педагогические науки
Введенский Вадим Николаевич МАГИСТЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ...
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия. Данная компетенция предполагает толерантное отношение к носителям разных культур, разных национальностей, что выражается в непосредственном взаимодействии со студентами, с учащимися во время учебной практики, а также в опосредованном взаимодействии с авторами различных публикаций. В исследовании целесообразно наличие анализа литературных источников, авторами которых являются представители разных культур. Магистрант должен владеть анализом литературных источников и обладать толерантностью.
УК-6. Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки. Эта компетенция выражается в способности определения жизненной стратегии и тактики, видения различных видов будущей деятельности и выбора из них приоритетной, выявления недостатков собственной деятельности и владение способами ее совершенствования. Проявлением этой компетенции в магистерском исследовании является сам факт наличия качественной работы, а также возможно задание вопросов на защите.
Обобщенные результаты представим в виде таблицы
1.
Таблица 1 - Проявление универсальных компетенций в магистерском исследовании по педагогике во взаимосвязи с личностными качествами, которыми необходимо владеть магистранту.
Компетенция Проявление в магистерском исследовании Владение личностными качествами
УК-1 проблемные ситуации и их критический анализ, а также стратегии их преодоления. системным подходом, критическим анализом, стратегическим мышлением, умением выявлять проблемы и проблемные ситуации.
УК-2 описание этапов проведения исследования. способами планирования, самоорганизации, самомотивации, а также самоконтроля.
УК-3 факт наличия качественной магистерской работы, вопросы при защите способами организации и руководства работой учащихся, объединения их общей целью, системным мышлением.
УК-4 использование различных информационных программ, а также наличие литературных источников на иностранных языках. информационными технологиями, поиском информации в интернете, способность взаимодействовать с учеными и учащимися, выступать на научных мероприятиях.
УК-5 анализ литературных источников, авторами которых являются представители разных культур. анализом литературных источников и обладать толерантностью
УК-6 факт наличия качественной магистерской работы, вопросы при защите определения жизненной стратегии и тактики, видения различных видов будущей деятельности и выбора из них приоритетной, выявления недостатков собственной деятельности и владение способами ее совершенствования.
Все универсальные компетенции можно классифицировать по трем группам: интеллектуальные (УК-1, УК-2), коммуникативные (УК-3, УК-4, УК-5), регулятивные (УК-6). Овладение знаниями, умениями и навыками, профессиональными и общепрофессиональными компетенциями являются промежуточными образовательными целями и направлены на формирование универсальных компетенций как стратегической цели. Как справедливо отмечают европейские эксперты [18; 19] универсальные компетенции сейчас играют большую роль в высшем образовании любого профиля чем профессиональные компетенции. Некоторые исследователи
отмечают, что «универсальные компетенции, по ФГОС-3, дополняют профессиональные компетенции, которые, в свою очередь, являются подмножеством универсальных компетенций» [20]. Если со второй частью можно согласиться, то с утверждением о том, что целое дополняет ее часть нельзя. Переформулируем вышеназванное утверждение следующим образом - универсальные компетенции являясь стратегической целью развивают профессиональные компетенции, которые в свою очередь являются частью универсальных компетенций.
Общепрофессиональные компетенции также направлены на развитие личности и одновременно способствуют формированию универсальных компетенций. Поэтому рассмотрим все их 8 видов обобщенно. ОПК предполагают наличие в исследовании нормативно-правовых актов в сфере образования; норм педагогической этики; собственные образовательные программы и научно-методическое обеспечение их реализации; разработки учебных и воспитательных занятий в том числе на основе духовно-нравственных ценностей; собственная программа мониторинга образовательных результатов и примеры преодоления трудностей в обучении учащихся; собственная психолого-педагогическая технология; использование научных знаний и результатов исследований в педагогической деятельности. Таким образом, магистерское исследование по педагогике должно включать собственные педагогические разработки технологического, методического и содержательного характера.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Одним из важнейших широкомасштабных инновационных процессов в российском образовании является переход от знаниевого к компетентностному подходу, который предполагает переход от преподавателецентрирования к студентоцен-трированию. Это положение подразумевает в качестве стратегической цели - развитие личности студента. При этом все виды учебных работ, учебные дисциплины направлены на достижение этой цели. Подготовка и защита магистерского исследования по педагогике являясь одновременно формой учебно-научной деятельности и итогового контроля направлена в конечном счете на развитие личности магистранта. При этом перечень этих качеств определяется совокупностью компетенций.
Нами дополнен перечень необходимых элементов магистерского исследования по педагогике, в том числе собственные педагогические разработки теоретического и практического характера (научная новизна). Это и отличает выпускные квалификационные работы бакалавров и магистров. В качестве перспективы исследования данного направления можно выделить изучение междисциплинарного взаимодействия при формировании необходимых компетенций; разработка методик развития критичности мышления, выбора жизненной стратегии; духовно нравственного воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Роботова А. Методология магистерского исследования // Высшее образование в России. 2006. №1. С. 28-36.
2. Эрштейн Л.Б. Сравнительный анализ научного руководства различными квалификационными работами в высшем и постдипломном образовании //Вестник Омского университета. 2014. №2. С. 198202.
3. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентност-ный подход /Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко.
— М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.
4. Челышева Т.В. Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-ориентирован-ных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 38 с.
5. Введенский В.Н. Развитие педагогической профессии как социального института: теория, методология, практика: Монография.
- СПб: ИОВ РАО, 2004. - 230 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер. с англ. — М., 2002.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям магистратуры [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/8/6/2/34 (дата обращения
MASTER STUDY ON PEDAGOGY ...
Vvedensky Vadim Nikolaevich
pedagogical sciences
15.02.2019).
8. Dreyer W., Hößler U. (Hg.): Perspektiven interkultureller Kompetenz. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2011. P. 238-254.
9. Введенский В.Н. Регулятивная компетенция специалиста как проявление регулятивной функции психики личности // Инновации в образовании. — 2014. - № 1. — С. 127 -136.
10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
11. Старостина Е.Н. Выбор методологических подходов в магистерских исследованиях по педагогике // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2016. - № 41. — С. 81-86.
12. Ахметжанова Г.В. Магистерская диссертация по педагогике : учеб.-метод. пособие. — Тольятти: ТГУ, 2011. — 70 с.
13. Стручаева Т.М. Проблема содержания и оценки качества образования на этапе бакалаврской и магистерской подготовки по педагогике начального образования // Психолого-педагогический поиск. — 2009. - № 11. — С. 61-70.
14. Геворкян Е.Н., Савенков А.И., Двойнин А.Н. Комитет по этике психолого-педагогических исследований как инструмент освоения профессионально приемлемых этических стандартов магистрантами //Педагогика. — 2018. - №11. — С. 66-73.
15. Алиева А.Р. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся по магистерской программе «художественное образование» // Мир науки, культуры, образования. — 2016. - № 5 (60). — С. 174-176.
16. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука,
17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - 2007.
18. Sabirova E. G., Zakirova V. G., Masalimova A. R. //Development of junior pupils research skills in interrelation with universal learning activities //International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 4. - С. 505-514.
19. Shen C., Shi H., Ding D., Liu Y., Li F. Discussion of skill improvement in marine ecosystem dynamic models based on parameter optimization and skill assessment // Chinese Journal of Oceanology and Limnology. 2016. Т. 34. № 4. - С. 683-696.
20. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. -2018. - №5. - С. 117-126.
Статья поступила в редакцию 23.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
1986.