УДК: 378 ББК: 74
Зыкова Т.В.,Шерихова И.Е., Храмова Ю.Н.
АКТУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Zykova T. V., Sherikhova I.E., Khramova Y.N.
ACUTE USE OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN
TRAINING PROCESS
Ключевые слова: критическое мышление, обучение, учебный процесс, активные формы обучения, педагогические технологии, компетентность.
Keywords: critical thinking, education, training process, active forms of education, pedagogic technologies, competency.
Аннотация: в статье рассматривается возможность внедрения и использования технологии развития критического мышления в учебном процессе, анализируются основные подходы к термину «критическое мышление». Авторы делают акцент на особые приемы и методы, которые необходимо использовать на разных стадиях обучения, а также приводят пример конкретного применения данных методов в разработанном кейсе «Развитие системы управления персоналом организации» для студентов ННГУ имени Н.И.Лобачевского.
Abstract: in this Article it is tackled a problem of possibility of implementation and use of technology of critical thinking development in training process. Major approaches to the term "critical thinking" are analyzed. Authors emphasize specific ways and methods that are necessary to be used in different educational stages. They also suggest a definite sample on case-based method "Management staff organization development" for NNSU (the Nizhny Novgorod N.E. Labachevsky University) students.
Рынок труда предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам организа-ции, в том числе и к новым работникам, среди которых много выпускников вузов.
Молодые специалисты должны достаточно быстро адаптироваться и включаться в новую работу. Для этого им необходимо быть не только профессиональными и компетентными, но также мобильными и
коммуникабельными, иметь
профессиональное мышление и уметь работать в группе.
На наш взгляд, подготовить студентов вузов для дальнейшей эффективной деятельности, научить их добиваться поставленных целей и заниматься саморазвитием можно путем формирования и развития критического мышления, которое является одним из важнейших элементов их
профессиональной компетентности.
Однако для того, чтобы «внедрить» в учебный процесс технологию развития критического мышления, необходимо данное направление включить в профессиональное развитие
преподавателей вузов.
Авторы статьи участвовали в программе повышения квалификации по приоритетным направлениям
профессорско-преподава-тельского состава вузов, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию.
Повышение квалификации
проходило в Нижегородском
государственном университете им. Н.И. Лобачевского по программе
«Современные педагогические
технологии». На наш взгляд, главное достоинство программы - интерактивный режим проведения занятий.
Профессиональные тренеры
программы демонстрировали активные методы обучения. Акцент в данной системе переподготовки преподавателей вузов из различных городов России был сделан на применении в учебном процессе технологии развития критического мышления.
Термин «критическое мышление»
известен очень давно, его впервые стали использовать такие психологи, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский. Однако педагоги многих вузов России обратились к этому понятию и самой методике сравнительно недавно. Этим можно объяснить интерес и разнообразие точек зрения на то, что же понимается под критическим мышлением.
В научной литературе можно найти различные определения критического мышления. Например, ученые Дэвид Вуд и Джуди А. Браус определяюткритическое мышление как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений»1.
ДайанаХалперн в своей работе «Психология критического мышления» приводит следующее определение для термина «критическое мышление»: «...использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое
определение - направленное мышление»2.
На наш взгляд, очень важно подчеркнуть, что критическое мышление это мышление рефлексивное, оценочное. Оно не принимает догм, развивается путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом главное отличие критического мышления от мышления творческого.
«Проживая» каждое занятие на курсах повышения квалификации преподаватели, ведущие различные дисциплины, решали разнообразные
1Браус, Д.А. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу / Д.А.
Браус, Д. Вуд. - СПб.: МААББ, 1994.
2Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. -
(Серия «Мастера психологии»).
задачи, основываясь на своем личном опыте. Индивидуальная и групповая работа на занятиях, использование таких стратегий, как «ЗИГЗАГ - 1» и «ЗИГЗАГ - 2», «Бортовой журнал» показали, что очень важно быть гибким, уметь высказывать и отстаивать свое мнение, но в то же время воспринимать, уважать мнение другого человека, быть готовым признать, что оно иногда бывает более правильным. Активная работа
преподавателей на курсах полностью подтвердила мнение Д. Халперн, которая считает, что для развития и использования возможностей критического мышления студент (так же, как и слушатель курсов, преподаватель) должен развивать в себе такие качества, как:
Готовность к планированию. На наш взгляд, важно научить студентов правильно и последовательно излагать свои мысли, доносить их до членов группы, уверенно высказывать свое мнение.
Гибкость. Гибкость является важнейшим качеством современного человека. Поэтому основная работа преподавателя - показать важность восприятия идей других людей, умение научить учащегося собирать
разнообразную информацию для обсуждения.
Настойчивость. Студент,
сталкиваясь с трудными задачами, обязательно добьется лучших результатов, если будет усердно трудиться. Вырабатывая настойчивость в
достижении целей, он будет подготовлен к решению практических задач.
Готовность исправлять свои ошибки. Критическое мышление предполагает правильное отношение к ошибкам. Задача студента - выявить непродуктивные решения, сделать нужные выводы и несмотря на свои ошибки продвигаться вперед.
Осознание. Данное качество необходимо для будущих специалистов, оно предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности и отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Студенты должны научиться
воспринимать решения других людей и таким образом выбирать лучшую альтернативу и формулировать ее, чтобы она была воспринята другими. «Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний»3.
Таким образом, критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить для того, чтобы студенты могли использовать его навыки в конкретной предметной деятельности.
Для того чтобы понять как лучше учить критическому мышлению можно обратиться к мнению Дэвида Клустера, который отмечает, что определение критического мышления состоит из пяти
4
важных пунктов .
Во-первых,критическое мышление -это самостоятельное мышление.
При проведении занятия на основе методики критического мышления каждый студент формулирует
собственные идеи и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление является критическим только тогда, когда оно носитиндивидуальный характер.
Во-вторых,информация является начальным (отправным) пунктом критического мышления. Знание мотивирует человека, и он начинает мыслить критически.
Д. Клустер считает, что люди любого возраста способны мыслить критически, а при обучении мыслительные способности совершенствуются, студенты учатся критически обдумывать любую новую информацию.
В-третьих,критическое мышление начинается с постановки вопросов и осознания проблем, которые необходимо решить. Студенты очень любознательны и задача преподавателей заключается в
3Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000.
4Клустер, Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. - 2001.№ 3. - С. 36-40.
том, чтобы вызвать интерес у учащихся к новым знаниям, научить их думать и размышлять. Как отмечает Джон Бин «сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем»5.
Занятия на курсах повышения квалификации подтвердили мнение достаточно большого числа педагогов, которые считают, что критическое мышление возникает тогда, когда студенты начинают заниматься конкретной проблемой. Решая такие проблемы на курсах, преподаватели искали наиболее эффективный выход, используя критическое мышление. Работа захватывала, волновала слушателей курсов, была им интересна. Конечно, все это было возможно благодаря серьезной подготовке тренеров программы «Новейшие педагогические технологии», которые достаточно долго занимаются разработкой и подготовкой
преподавателей по методике критического мышления.
В-четвертых,критическое мышление стремится к убедительной
аргументации. Человек, критически мыслящий, находит свое решение проблемы и аргументирует этот выбор. Он учитывает мнения оппонентов и рассматривает другие способы решения проблемы, но старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Задача педагогов -не только научить студентов находить собственное решение, но и быть терпимым к другим мнениям, уметь выслушивать других участников группы.
В-пятых,критическое мышление есть мышление социальное. Только обсуждая, споря и обмениваясь мыслями с другими людьми можно убедиться в правоте собственной позиции. Используя различные приемы при обучении по
5 Bean, J. Engaging Ideas: The Professor's
Guide to Integrating Writing, Critical Thinking, and Active Learning in the Classroom / J. Bean // Jossey-Bass. - San Francisco. - 1996.
принципам критического мышления, очень важно работать в группе. Так, на курсах повышения квалификации педагоги разделялись на группы из 3, 5 и 6 человек (в зависимости от задания) и, выполнив сначала работу индивидуально, находили точки соприкосновения в группе, а затем и во всей аудитории. Для этого использовались различные приемы: дискуссии, подготовка и выступление по рисункам и схемам, образные рассказы и др.
Воплотить пункты данного определения критического мышления можно в конкретных видах учебной деятельности. Например, стратегия «Бортовой журнал» может успешно применяться для проведения «активной» лекции, стратегия «Чтение с расстановками» - для семинарского занятия и т.д.
Очень важно отметить, что, применяя любую из стратегий развития критического мышления, преподаватель должен иметь четкое представление о том, какие приемы и методы могут применяться на разных стадиях такого обучения.
Технологической основой
критического мышления является базовая модель трех стадий «вызов - осмысление (реализация смысла) - размышление (рефлексия)», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, а также осуществлять активный поиск
информации и размышлять о том, что они узнали.
На стадии вызова в сознании
учащихся происходит «процесс
актуализации имеющихся знаний и ~ 6 представлений о предмете изучения» .
Участие студентов в учебном процессе
активизируется, т.к. на данной стадии
сочетаются индивидуальная и групповая
формы работы, и в результате
формируется познавательный интерес.
6Грудзинская, Е.Ю., Марико, В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные
технологии». - Н. Новгород, 2007. - С. 6.
Завершающим моментом стадии вызова является самостоятельное определение учащимися цели дальнейшей учебной деятельности.
На первой стадии модели критического мышления чаще всего используются такие приемы, как уточняющие вопросы, ключевые слова, логические цепочки, ложно-верные утверждения, мозговой штурм и т.д.
На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственное
взаимодействие с новой информацией. Студент получает возможность задуматься о природе исследуемого (изучаемого) объекта, учится грамотно формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации, и, как результат осмысления, вырабатывает собственные умозаключения. Очень важно, что уже на этом этапе преподаватель помогает учащимся отслеживать процесс понимания новых идей.
Самыми распространенными
приемами здесь являются: уточняющие вопросы, чтение с пометками, чтение с остановками и др.
На третьей стадии («рефлексия») учащиеся закрепляют новые знания и «активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в
7
них новые понятия» , то есть происходит «окончательное усвоение» нового материала и формирование
аргументированных представлений об исследуемом (изучаемом) объекте. основой «рефлексии» является анализ учащимися эффективности собственных мыслительных операций.
Для эффективной работы студентов на заключительной стадии критического мышления используются такие приемы, как: вопросы разного уровня, маркировочная таблица, кластер, концептуальная таблица, эссе и др.
очень важно отметить, что многие приемы подходят для работы на разных стадиях и их можно с успехом применять в таких стратегиях, как «Читательская
7Там же. - с. 7-8.
конференция», «Перекрестная
дискуссия», «Бортовой журнал» и т.д.
По результатам прохождения курсов повышения квалификации
преподавателями трех кафедр факультета предприниматель-ства и управления ННГУ имени Н.И. Лобачевского был разработан кейс «Развитие системы управления персоналом организации», предназначенный для студентов пятых курсов специальности «Менеджмент организации», «Торговое дело», «Экономика», «Юриспруденция»,
«Прикладная информатика».
Целью работы с кейсом являются:
закрепление теоретического материала по дисциплинам курсов «Управление персоналом», «Трудовое право», «Экономика организации», «информационные системы управления» («информационные системы в менеджменте») и др.,
отработка умений и навыков организации системы управления персоналом,
привитие студентам навыков управ-ления трудовой деятельностью, ориентации в сложных управленческих ситуациях, самостоятельного мышления в решении различных вопросов
управленческой сферы.
Студентам предлагается
характеристика организации (ооо «Мечта»), занимающейся оптово-розничной торговлей, деятельность которой они должны изучить, а затем выполннть следующие задания кейса:
выявить проблемные области в сфере управления человеческими ресурсами на предприятии.
наметить долгосрочный план работы службы персонала.
— определить структуру службы персонала организации, распределив функции между сотрудниками с учетом того, что принять больше двух новых специалистов в одно из структурных подразделений - магазин, в ближайшее время не удастся.
составить должностную
инструкцию для руководителя службы
управления персоналом.
определить первоочередные меры по совершенствованию системы управления персоналом, которые должны быть разработаны и реализованы.
продумать, каким образом увязать систему оплаты труда с оценкой труда персонала и предложить наиболее эффективную форму и систему оплаты труда для различных категорий персонала.
проанализировать расходы на оплату труда в структурном подразделении ООО «Мечта». Сделать вывод, дав свою оценку привлечения дополнительно в штат одного сотрудника (оператор ПК). Составить два варианта плана закрытия вакантной должности. При составлении плана исходить из условий:
а) сохранения уровня фонда заработной платы в размере отчетного;
б) снижения уровня расходов до размера базисного года;
в) если возможно, то предложите другие варианты.
Выбор варианта плана обосновать расчетами (расчет представить в табличной форме). Составить докладную записку, обосновывающую выбор варианта плана. Предложить конкретные меры по обеспечению планового задания.
- подготовить штатное
расписание для одного из структурных подразделений организации с учетом приема нового сотрудника, а также приказ о приеме на работу одного сотрудника (оператора ПК). Документы необходимо оформить с помощью программы 1С «Предприятие» (конфигурация «Зарплата и управление персоналом»).
При проведении данного кейса учитывается общий уровень знаний студентов, морально-психологический климат в группе, степень активности каждого, возможность создания равных по знаниям, коммуникабельности,
активности и трудолюбию групп.
В кейсе принимают участие не только студенты с высоким потенциалом, но и студенты с более слабой подготовкой. Каждый участник группы занимает в кейсе свое место и решает
определенные задачи. При полном вовлечении студентов в решение кейса он будет иметь не только профессиональное, но и воспитательное значение.
При формировании микрогрупп важно учитывать взаимоотношения студентов, их совместимость, желание работать в одной команде. Это обеспечивает хорошую результативность решения кейса, дух соревнования. А преподаватель только деликатно вносит поправки, если его не устраивает состав групп. Целесообразно, чтобы задания внутри групп распределяли сами студенты. Распределение заданий осуществляется с учетом знаний студентов, их организаторских
возможностей, личных качеств, особенностей мышления.
Кейс моделирует реальную ситуацию и проходит в два этапа. На первом этапе участники кейса, разбившись на группы, изучают и анализируют сложившуюся ситуацию, выявляют проблемные места,
распределяют задания внутри членов групп, разрабатывают проекты системы управления (СУП) организации. На втором этапе готовится презентация, обсуждаются проекты и вырабатывается коллективное решение по развитию и совершенствованию СУП организации. В заключении преподаватель подводит итоги кейса. Кейс требует 16 часов учебного времени.
Элементы проведения кейса и их продолжительность.
1. Сформировать команды по 4-8 чел., исходя из того, чтобы в каждой команде были студенты, обучающиеся по разным специальностям (или это будут уже сформированные микрогруппы) (5 мин). Наиболее рационально иметь не более 6 команд.
2. Сформулировать основные цели и задачи кейса для студентов (2 мин).
3. Определить эксперта от каждой группы для оценки кейса студентами (3 мин).
4. Довести до студентов календарно-тематический план-график с результатами и контролем, этапы работы
над кейсом, результаты каждого этапа (З
7. Подведение итогов кейса экспертами-студентами и преподавателем (45 мин.)
Таким образом, подготовительный и заключительный этапы требуют 60 минут (15 + 45), а основной этап (решение кейса) - 15 часов. Следует обратить внимание на
критериальным листом оценки решения
то, что согласно основам критического мышления, разработанный кейс включает три основные стадии («вызов», «осмысление», «рефлексия»).
На наш взгляд, современные педагогические технологии направлены на активное личностное обучение,
мин). кейса (2 мин).
5. Познакомить студентов с 6. Решение кейса (таблица 1).
Таблица 1 - Решение кейса
Вопрос Примерное время (часы) Примечание
Выявить проблемные области в
сфере управления человеческими 2
ресурсами
Наметить долгосрочный план 2
работы службы персонала
определить структуру службы
персонала, распределить функции 2
между сотрудниками
Разработать должностную Данный этап включает время на
инструкцию для руководителя самостоятельную подготовку (домашнее
отдела управления персоналом 0,5 задание - 4 часа) для групп: знакомство с материалами, необходимыми для
работы над определенными заданиями к кейсу, и подготовку должностной инструкции руководителя отдела управления персоналом.
определить первоочередные
меры по совершенствованию 2
системы управления персоналом
Предложить наиболее
эффективную форму и систему 2
оплаты труда
Проанализировать расходы на
оплату труда в структурном подразделении (магазин) ООО 2
«Мечта» и составить два варианта
плана закрытия вакантной
должности
Подготовить штатное расписание Данный этап предусматривает
для структурного подразделения (магазина) и приказ о приеме на заполнение справочников в системе 1С:Предприятие (данные по
работу нового сотрудника с 1 сотрудникам магазина)
помощью программы 1С: самостоятельно (во внеурочное время)
Предприятие (конфигурация - 4 часа
«Зарплата и управление персоналом»)
Подготовка презентации и ее 1,5
защита
Итого 15
которое способствует развитию мыслительных, аналитических и коммуникативных навыков студентов. Оно позволяет наилучшим образом понять материал и запомнить главное.
Однако, по мнению ведущих педагогов курсов повышения
квалификации Е.Ю. Грудзинской и В.В. Марико: «... обучение по технологии развития критического мышления становится продуктивным лишь тогда, когда сам преподаватель в процессе осознания собственной деятельности способен отказаться от официально утвержденных и годами практикуемых методов работы. Необходимо разрушение таких педагогических стереотипов, как:
- оценка преподавателем обучаемых;
- студент не должен делать ошибок;
- преподаватель знает, как и что должен отвечать студент;
- преподаватель учит, а студент учится;
- преподаватель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;
- на вопрос преподавателя всегда должен быть ответ»8.
Важно отметить, что в технологии критического мышления меняется и роль преподавателя. Он не просто предоставляет студентам информацию для ее обработки, но становится и их помощником по ее поиску.
В плане организации учебного процесса также есть определенные требования. Например, большинство занятий по активным формам обучения проводится в небольших группах (максимально 3 5 человек), для проведения занятий ведущему преподавателю нужен помощник.
На наш взгляд, для использования технологии критического мышления очень важно желание самого преподавателя, его подготовка и
8Грудзинская, Е.Ю., Марико, В.В. Активные
методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные
технологии». - Н. Новгород, 2007. - С. 7-8.
понимание того, что главное в обучении критическому мышлению - это «проживание» каждой новой стратегии, каждого приема и ситуации тренером и слушателем, преподавателем и студентом. В этом и главное отличие активной формы обучения от традиционной. По нашему мнению, в учебном процессе должны совмещаться различные формы обучения. Но для того, чтобы идти в ногу со временем важно учиться и учить по-новому.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Браус, Д.А. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу / Д.А. Браус, Д. Вуд. - СПб.: NAAEE, 1994.
2. Валькова, И.П., Низовская, А.И., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать кри-тическое мышление (опыт педагогической рефлексии): метод.пособие/под общ.ред. И.А. Низовской. - Бишкек: ФПОИ, 2005.
3. Грудзинская, Е.Ю., Марико, В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учеб-но-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные
педагогические и информационные технологии». - Н. Новгород, 2007.- 182 с.
4. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Технология развития критического мышления: перспективы для высшего образования (на правах монографии). - СПб.: Скифия,2002.
5. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. - 2001.- №3. - С.36-40. 6. Крофрд, А., Сол, Э.В., Мэтьюз, С., МаКинстер, Дж. Стратегии активного обучения и мышления. -Нью-Йорк-Будапешт, 2004.
7. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - (Серия «Мастера психологии»).
8. Шакирова, ДМ. Формированиекритическогомышленияучащихсяистудентов: модельитехнология // EducationalTechnology&Society. - 2006. - 9(4).- С. 284-292.
9. Bean, J. Engaging Ideas: The Professor's Guide to Integrating Writing, Critical Thinking, and Active Learning in the Classroom / J. Bean // Jossey-Bass. - San Francisco. - 1996.