2.Степанова О.Н. Концепция маркетинга в сфере физической культуры и спорта // Маркетинг. — 2017. — № 6. — С. 75.
3.Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. - М.: Изд-во «Фин-пресс», 2017.
4.Исследование спроса на рынке спортивных и услуг [Электронный ресурс]. иКЬ:кйр://ё18.ги/НЬгагу/ёе1аП.кр?(дата обращения 16.10.2018).
5..Информационное агентство Integrum [Электронный ресурс]. URL: http://el.integrum.ru/ nel/main.cg (дата обращения 17.10.2018)
SakhnoEvgeniyaAlekseevna, student of the Department of accounting, analysis and audit. (e-mail: [email protected])
Supervisor: Parfenova Elena Nikolaevna, Cand.Econ.Sci.,associate Professor, associate Professor of management and marketing Department Belgorod state national research University, Belgorod, Russia (e-mail: [email protected])
A STUDY ON THE DEMAND ON THE MARKET OF SPORTS GOODS AND SERVICES IN RUSSIA
Abstract.This article discusses the main aspects of the study of demand in the market of sports goods and services, identified and justified the need to promote products of domestic producers and increase interest in a healthy lifestyle
Keywords: market research, sports retailers, revenue, prospects, fitness industry, shops, fashion, sports brands, increased competition, development trend.
УДК 37.025.7
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА У БУДУЩИХ ПРАВОВЕДОВ Седова Анастасия Сергеевна, студент
(e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Необходимость развития критического мышления у студентов обусловлена модернизацией современного образования в целом и оптимизацией процесса обучения в вузе. Значимость данной работы состоит в раскрытии теоретических основ технологии развития критического мышления, методов и приемов данной технологии. Выявлены возможности использования технологии на учебных занятиях по правоведческим дисциплинам. Нами была раскрыта суть модели построения учебного занятия в рамках данной технологии и для каждого этапа предложены методы, позволяющие организовать работу студентов с нормативной документацией и сформировать знания и навыки, необходимые правоведам.
Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, правоведческая подготовка.
Технология развития критического мышления, как технология личност-но-ориентированная и позволяющая решать широкий спектр образовательных задач, дает возможность личностного роста, развивает ум, индивидуальность, способствует формированию собственной точки зрения и способности ее аргументировать.
Обучение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск обучающимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение нового знания с собственным опытом, с опытом других исследователей, постановка под сомнение и проверка любой информации [1].
Определение понятию критического мышления давали такие ученые, как Д. Халперн, М.В. Кларин, Д. Клустер, И.О.Загашев, С.И. Заир-Бек, Е.И. Федотовская. Проанализировав их труды, посвященные изучению критического мышления и технологии развития критического мышления, нами было сформулировано следующее определение понятия критического мышления: критическое мышление - это рациональное, рефлексивное мышление, предполагающее планомерный поиск решений поставленных задач посредством постановки под сомнение собственного опыта и аргументированное доказательство верности решения с помощью убедительной и логически выстроенной аргументации. Определение дает представление о том, что должно быть сформировано у обучающихся на учебных занятиях, разработанных на основе технологии развития критического мышления [5].
Сама технология «развития критического мышления через чтение и письмо» была разработана в конце XX века американскими исследователями Ч. Темплом, Д. Стилом, К. Мередитом, Д. Халперном, С. Уолтером. Данная технология вобрала в себя идеи и методы ведущих технологий: индивидуальное и групповое решение задач, метод сотрудничества и развивающего обучения.
Технология направлена на формирование у студентов собственного мнения касательно различных вопросов, критическое осмысление собственного понимания проблемы, поиск новой информации и осуществление ее проверки, выявление причинно-следственных связей и обнаружение логических ошибок в аргументации, разграничение фактов и мнений [2]. Технология развития критического мышления позволяет решать не множество отдельных задач в процессе обучения, а их совокупность. Она направлена на приобретение комплекса умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, которые оказывают влияние на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): Вызов - Осмысление - Размышление или Рефлексия. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Такая модель задает определенную логику построения учебного занятия.
Деление учебного занятия на 3 стадии предполагает использование различных методов на каждом из них, так как на каждом этапе преследуется конкретная цель. На стадии вызова при использовании таких приемов и методов, как мозговая атака, ключевые термины, таблица «з-х-у», плюс-минус-вопрос, верные и неверные утверждения, корзина идей, кластер происходит актуализация уже имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме и поддержание настроя на активный поиск в течение всего занятия. Например, при изучении темы «Правонарушения» в рамках дисциплины «Теория государства и права» студентам предлагается определить верно или неверно преподавателем назван признак правонарушения. В этом случае будет использован метод «верных и неверных утверждений».
При выполнении задания студенты ставят под сомнение каждое утверждение, формируют собственное мнение, учатся искать его подтверждение или опровержение в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также аргументировать свою точку зрения с опорой на нормативно-правовые акты, что является важными качествами при изучении правовых дисциплин. Необходимость формировать данные способности у правоведов обусловлена постоянными изменениями, происходящими в российском законодательстве и постоянном поиске действительных правовых актов.
Название технологии говорит о том, что изучение новой информации в рамках технологии предполагает работу с письменным источником, текстом. Например, при изучении дисциплины «Образовательное право» студентам может быть предложена работа с текстом Федерального Закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», а в частности со статьей 4 «Правовое регулирование отношений в сфере образования» с помощью приема инсерт. Данный прием чаще всего используется на стадии осмысления, так как при использовании этого приема происходит осмысленное прочтение текста студентами и соотнесение содержащейся в нем информации с уже имеющимися знаниями. После маркировки текста становится понятно, какая информация уже известна, а какая неизвестна, какая информация противоречит с личными представлениями студента, а что не понятно. Например, осмысленное прочтение уже первой части статьи может натолкнуть обучающегося на вопрос о том, какие еще федеральные законы и иные нормативные акты, кроме Конституции настоящего закона
регулируют отношения в сфере образования. В процессе поиска ответа на этот вопрос, студент приобретет навыки работы с нормативной документацией и новые знания.
Прием инсерт требует от студента не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями [3].
Для проведения этапа рефлексии преподавателем также может использоваться широкий круг приемов: синквейн, эссе, дискуссия, круглый стол, «РАФТ» и в том числе кластер. Данный прием, как и все остальные, предполагает творческий подход к выполнению задания. Одновременно это способствует закреплению изученного материала, и развивает способность к решению проблем при использовании творческого подхода. В данном случае при использовании метода кластер происходит письменный мозговой штурм, результатом становится найденное единственно правильное решение или раскрытие сути термина.
Например, для закрепления знаний по дисциплине «Правоохранительные органы» студентам в качестве ключевого термина для составления кластера предлагается один из правоохранительных органов: Суд, Прокуратура, Федеральная служба безопасности, Налоговая служба, Министерство внутренних дел и др. Обучающимся предлагается написать все свои ассоциации с данными органами, это могут быть их полномочия, структура органов, законы, регламентирующие деятельность и т.д. Составление кластера дает возможность учащимся свободно и открыто работать над темой, суждением, систематизировать имеющиеся знания.
Возможности данной технологии заключаются в том, что она позволяет проводить учебные занятия в оптимальном режиме, у студентов повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на занятии происходит в процессе постоянного поиска, формируются компетенции, необходимые студентам в профессиональной деятельности. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь будущим правоведам получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Список литературы
1. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскультурной коммуникации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.
2. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога//Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.
3. Иляшенко, Л.К. Познавательный интерес как побудительная сила активации учебной деятельности студентов/Л.К. Иляшенко, Л.М. Мешкова//Наука и бизнес: пути развития. -2013. № 10(28). -С. 18-21
4. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
5. Халперн Д. Психология развития критического мышления/Д. Халперн. - СПб: Питер, 2012. - 456с.
Sedova Anastasia Sergeevna, student (e-mail: [email protected])
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Minin University, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: [email protected])
Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Minin University, Nizhny Novgorod, Russia
TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT OF STUDENTS AND FUTURE LAWYERS
Abstract. The need for the development of critical thinking among students is due to the modernization of modern education in General and the optimization of the learning process at the University. The significance of this work is to reveal the theoretical foundations of the technology of critical thinking, methods and techniques of this technology. The possibilities of using technology in the classroom on legal disciplines. We have revealed the essence of the model of building a training session in the framework of this technology and for each stage proposed methods to organize the work of students with regulatory documentation and to_ form the knowledge and skills necessary _ for lawyers. Key words: critical thinking, technology of critical thinking development, legal training.