Научная статья на тему 'Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования'

Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2300
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / CRITICAL THINKING / TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Анастасия Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович

Одной из целей современного образования выступает удовлетворение актуальных потребностей личности, общества и государства, которые выражаются в необходимости воспитания разносторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию. Значимость данной работы состоит в определении необходимости развития критического мышления у обучающихся как будущих специалистов и педагогов как воспитателей востребованных личностей и обоснование данной необходимости. Нами были даны опровержения устоявшимся в сфере образования стереотипам и перечислены те качества, которыми должны овладеть студенты для того, чтобы развить способность к критическому мышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седова Анастасия Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AS ONE OF THE MAIN GOALS OF MODERN EDUCATION

One of the goals of modern education is to meet the actual needs of the individual, society and the state, which are expressed in the need to educate a versatile personality, capable of self-education and self-improvement. The significance of this work is to determine the need for the development of critical thinking in students as future professionals and teachers as educators of popular personalities and the rationale for this need. We have refuted the stereotypes established in the field of education and listed the qualities that students must master in order to develop the ability to critical thinking.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (36), 2019 79 УДК 37.025.7

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Седова Анастасия Сергеевна, студенка

(e-mail: anmas17@mail.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Кутепов Максим Михайлович, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: kmm-asb@mail.ru)

Одной из целей современного образования выступает удовлетворение актуальных потребностей личности, общества и государства, которые выражаются в необходимости воспитания разносторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию. Значимость данной работы состоит в определении необходимости развития критического мышления у обучающихся как будущих специалистов и педагогов как воспитателей востребованных личностей и обоснование данной необходимости. Нами были даны опровержения устоявшимся в сфере образования стереотипам и перечислены те качества, которыми должны овладеть студенты для того, чтобы развить способность к критическому мышлению.

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, технология обучения, современное образование, цель образования.

В условиях быстро изменяющегося мира государство и общество прививает нам идею непрерывного образования. Такая идея должна переориентировать каждого человека на то, что образование не должно прекращаться с получением диплома; самообучение и самовоспитание необходимо продолжать в течении всей жизни. Поэтому, современное образование нуждается в таких формах обучения, которые позволили бы человеку мыслить более продуктивно, самостоятельно удовлетворять свою потребность в новых знаниях. Именно критически развитое мышление человека помогает выявлять пробелы в знаниях или необходимость в обновлении устаревшей информации.

Авторы блога 4brain выяснили, каким должен быть человек XXI века. Таким образом, современному человеку необходимо обладать десятью базовыми навыками:

1. Способность к отбору информации;

2. Способность мыслить нестандартно и гибко;

3. Способность понимать смысл (т.е. умение читать между строк и видеть скрытый смысл);

4. Социальный интеллект (т.е. воздействие на других людей посредством коммуникационных приемов);

5. Способность работать с современными СМИ;

6. Универсальность навыков и мышления (т.е. всесторонняя развитость и умение подходить к решению проблемы с разных сторон);

7. Способность мыслить проективно (т.е. способность ставить цели и планировать результат их достижения);

8. Способность вычислять (т.е. обработка большого количества информации и определение ее достоверности);

9. Сотрудничество в виртуальном пространстве;

10. Межкультурная компетентность (т.е. владение иностранными языками).

Большинство из этих способностей, например, под номерами 1, 2, 3, 6, 7, 8, развиваются одновременно с развитием критического мышления. Таким образом, для того, чтобы человек развил в себе те навыки, наличие которых делает его современным, ему необходимо, в первую очередь, развивать навыки критического мышления.

Вопрос развития критического мышления является остро стоит в нашей и зарубежных странах по сей день. Значительную роль играет тот факт, что как раз на опыте зарубежных авторов по этой теме основываются работы российских исследователей. Нами было отмечено, что в этих работах авторы ссылаются на тех же имена зарубежных ученых и педагогов как основателей идеи развития критического мышления. Звучат следующие имена: Дайана Халперн, Герхард Фоллмер, Карл Поппер, Д.Клустер, Скотт Плаус, Винсент Райан Руджиеро.

Дайана Халперн является главным исследователем, чьи взгляды разделяют многие современники. В своей работе «Психология критического мышления» она ообозначает, что критическое мышление — это, прежде всего, творческое мышление [6]. Книга Д. Халперн является примером разработок множества стратегий решения задач как жизненных, так и профессиональных, содержит в себе массу реальных примеров. Это самый настоящий учебник по самообучению, главное отличие которого состоит не в том «чему учить», а в том, «как учить».

В работах отечественного педагога М.В. Кларина отмечается, что в США с 80-х годов, а в европейских странах с 90-х годов прошлого столетия, развитие критического мышления стало одной из основных целей образования [1, 3]. Спустя два десятка лет российское образование, вектор развития которого устанавливается с учетом направления развития российского общества, стало испытывать потребность в формировании критического мышления как у обучающихся, так и у педагогов. Расширение практически всех сфер производства и введение все более инновационных форм и способов требует от образовательного процесса постоянного развития и внедрения наиболее эффективных приемов и подходов к обучению будущих специалистов.

Современному человеку приходится ежедневно принимать большое количество решений [5]. Кажется естественным задуматься о том, как принимаются эти решения, так как от этого зависит правильность сделанного выбора и наступившие в результате этого последствия. Образование, продуманное на перспективу, должно базироваться на основе двух взаимосвязанных идей: способности быстро ориентироваться в быстро растущем объеме информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.

Любой человек в XXI веке, имеющий возможность выхода в интернет, может в любом месте получить доступ ко всем научным и публицистическим статьям, энциклопедиям и трактатам, для этого ему потребуется не более двух минут. Однако, логичным кажется вопрос: что делать с таким большим количеством информации. От информации как таковой нет пользы, если с ней не работать: ее нужно анализировать, упрощать, систематизировать, сравнивать, проверять, обобщать, детализировать, но главное -применять. Нам приходится иметь дело с различными проблемами, решения которых мы способны найти, но складывается такая ситуация, что даже получая готовые ответы на наши вопросы мы не можем их распознать, понять и применить.

Особое внимание в современном процессе обучения обращается на развитие способности обучающихся мыслить продуктивно, поэтому занятия строятся таким образом, чтобы происходило не просто усвоение обучающимися изложенной информации и механическое запоминание учебного материала, а именно развитие мышления студентов, способности аналитически рассматривать изучаемую сферу [1]. Основой развития критического мышления являются имеющиеся знания и анализируемая информация, однако, простое заучивание материала наизусть менее эффективно, чем работа с источником информации - установление взаимосвязей, обобщение информации, проверка их достоверности, привязка каких-либо общих фактов к конкретным примерам. Такая осмысленная работа с информацией, предполагающая критический анализ, помогает подготовить обучающегося к дальнейшей практической деятельности.

Сегодня в научных трудах различных авторов можно найти разные определения понятию «критическое мышление». Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Ч. Темпл, К. Мередикт, Д. Стил считют, что мыслить критически - означает проявлять любознательность, ставить перед собой задачи и выполнять поиск всевозможных решений. Дайана Халперн отмечает неразрывность критического мышления с мышлением творческим. Американский исследователь, педагог Роберт Х. Эннис рассматривает критическое мышление как «разумное рефлективное мышление, направленное на принятии решения, во что верить или как поступить». Т. Ноэль-Цигульская предлагает определять критическое мышление из того, чем оно не является. Это не негативное мышление,

направленное на поиск недостатков, а мышление открытое к новым продуктивным идеям и объяснению непонятного [9].

Не смотря на достаточно большое количество встречающихся определений, они имеют общей итог: критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, открытое для новой информации.

В процессе работы по модели, составляющей основу технологии развития критического мышления и предполагающей разделение занятия на три стадии «вызов - реализация (осмысление) - рефлексия (размышление)», обучающиеся осваивают и используют различные способы работы с информацией, учатся развивать собственное мнение через осмысление опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим [8].

Одной из целей современного образования является удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, воспитание разносторонне развитой личности способной к самообразованию и самосовершенствованию [6]. По этой причине повышается спрос на творчески мыслящего педагога, способного воспитать такую личность, а так же организовать условия для развития творческих способностей и самостоятельного мышления обучающихся. Критически мыслящий педагог может работать более дисциплинированно, может ориентироваться сам и ориентировать обучающихся на современные установки общества [2].

Прежде, чем овладеть способность к критическому мышлению, студенту необходимо развивать в себе ряд важных качеств, среди которых Д. Хал-перн выделяет:

1. Готовность к планированию. Планирование - первый и очень важный шаг к развитию критического мышления. Поэтому, прежде, чем отвечать на поставленный вопрос (устно или письменно), Д.Халперн советует составить план ответа.

2. Гибкость. Критически мыслящий человек готов к восприятию свежих идей, готов менять свою точку зрения и мыслить по-новому.

3. Настойчивость. Мышление - это напряженный труд. Для достижения успехов в учебе или работе, при решении трудных задач необходимо приложить больше усилий и потратить больше времени. На временные, энергетические и иные затраты ради достижения высокого результата способен только настойчивый человек.

4. Готовность исправлять свои ошибки. Ошибка - повод не опустить руки, а найти более эффективный способ решения проблемы.

5. Осознание. Д. Халперн уверена, что это необходимое качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний [11].

Обучение в современном мире предполагает разрушение стереотипов и прежних установок в сфере образования, отказ от устаревших методов преподнесения информации [10]. Для того, чтобы развить у студентов способность критически мыслить педагог сам должен творчески подходить к процессу обучения, использовать «незаезженные» методики, отвечающие потребностям современных студентов. Необходимо разрушение таких педагогических стереотипов, как:

- Обучающийся не должен делать ошибок. Ошибки помогают указать на пробелы в знаниях и переосмыслить подход к решению той или иной проблемы, помогают выявить необходимость поиска новой информации по конкретному вопросу.

- Преподаватель учит, а студент учится. Информация имеет свойство устаревать и обновляться, студенты могут быть более осведомлены в каком-либо вопросе в силу их любознательности и заинтересованности в данной теме, а так же выступать в качестве генератора совершенно новых и необычных идей [7]. Поэтому они сами могут стать источником информации для преподавателя, а современному педагогу, который стремится к обновлению своей базы знаний, не чужды любые способы получения информации.

- Преподаватель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии. Педагогу, как и любому человеку свойственно ошибаться. Профессионализм педагога проявляется не в возможности дать ответ на любой вопрос, а в том, что он способен работать с информацией, имеет свое мнение по конкретному вопросу, способен его аргументировать и уважает мнение как своих коллег, так и студентов.

- на вопросы преподавателя всегда должен быть ответ [4]. Некоторые вопросы могут задаваться преподавателем обучающимся для высказывания их мнения на этот счет (а его может не быть из-за малой осведомленности или неопределенности его точки зрения). Кроме того, практически во всех областях науки есть такие вопросы, на которые даже ученые, проведя множество исследований и владея большим количеством информации, не могут дать ответ [10].

Обучение критическому мышлению должно осуществляться в новых образовательных условиях. В первую очередь необходимы новые программы обучения, так как в прежних не уделяется достаточного внимания развития творческого потенциала обучающихся. Работать с такими программами могут только те педагоги, которые отрыты к развитию в самих себе тех качеств, которые они должны развивать в своих студентах. Преподавателям необходимо придерживаться тех принципов, на которых основаны уже существующие эффективные программы по развитию крити-

ческого и творческого мышления. К таким принципам относятся следующие:

1. Обучить студентов поиску всех возможных путей решения вопроса и потом найти среди них лучший. В этом могут помочь такие приемы, как мозговой штурм, обратный мозговой штурм, метод Киплинга.

2. Научить их задавать правильные вопросы. Правильная постановка вопроса помогает найти необходимое решение, в то время как неверные вопросы гарантируют неправильные ответы. Для развития этого навыка могут быть применены метод Киплинга, воронкообразные вопросы.

3. Обеспечивать необходимым количеством информации и упражнений для закрепления и применения этой информации.

4. Ценить оригинальные и необычные идеи. Побуждать к поиску креативных ответов на банальные вопросы.

5. Предлагать учащимся искать ответы в нестандартных ситуациях. Указать на важность проявления настойчивости при неудачах.

Обучающийся с правильно и в достаточной степени развитым критическим мышлением будет иметь преимущества в профессиональной сфере по сравнению с другими специалистами. Критически мыслящий человек умеет слушать и слышать, гораздо легче признает свои ошибки и умеет работать с ними, даже если чужое мнение противоречит его собственному, он будет уважать его. Такой специалист умеет работать с двусмысленностью и сомнениями, а значит ему можно доверять сложные и ответственные поручения; стремится к всесторонности и обладает хотя бы базовыми знаниями во многих областях науки и культуры; может оценивать поступки, а не человека, а значит не склонен к предубеждению.

Технология развития критического мышления способна разрешать не множество отдельных задач в процессе обучения, а их совокупность. Она направлена на приобретение комплекса умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, которые оказывают влияние на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста. Самые востребованные люди во всем мире - это мыслящие и образованные люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше.

Список литературы

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.

4. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.

5. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

6. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегаю-щих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

7. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К. А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 83-86.

8. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.

9. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.

11. Халперн Д. Психология критического мышления.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 512 с.

Sedova Anastasia Sergeevna, student

Kutepov Maxim Mikhailovich, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AS ONE OF THE MAIN GOALS OF

MODERN EDUCATION

Abstract. One of the goals of modern education is to meet the actual needs of the individual, society and the state, which are expressed in the need to educate a versatile personality, capable of self-education and self-improvement. The significance of this work is to determine the need for the development of critical thinking in students as future professionals and teachers as educators of popular personalities and the rationale for this need. We have refuted the stereotypes established in the field of education and listed the qualities that students must master in order to develop the ability to critical thinking.

Key words: critical thinking, technology of critical thinking development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.