10. Nikitina E.Yu. Methodological regulation in development of communicative competence of preschool education teachers: Fundamentalniye issledovaniya, 2012. No. 6. P. 44. [in Russian].
Сведения об авторе: Васильева Виктория Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Vasilyeva Viktoria Sergeevna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Special Pedagogy, Psychology and Presentive Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.2
О.С. Игнатьева, О.В. Лешер
технология развития критического мышления в образовательной среде вуза
В статье содержится анализ проблемы развития критического мышления у студентов высшей школы. Исследование проведено путем изучения теоретической и практической литературы в области педагогики и психологии со ссылкой на авторитетные источники. Актуальность статьи состоит в том, что на современном этапе развития отечественного образования работу ф вузов по развитию критического мышления выпускников нельзя с полным основанием назвать достаточно эффективной, поэтому данная проблема требует дополнительного изучения и поисков путей ее решения. Авторами статьи проведена работа по исследованию современной х образовательной среды вузов, определению эффективности формирования критического мышления, как педагогического условия и средства развития критических способностей студентов.
Ключевые слова: критическое мышление, образовательная среда, развитие, развитие образования, образовательная технология, технология критического мышления.
го
со >.
CÛ
O.S. Ignatieva, O.V. Lesher
technology of critical thinking development in the educational environment of the university
The article contains analysis of process of developing critical thinking in high school students. The investigates theoretical and literature in the field of pedagogy and psychology with the reference to autoritative sources. The relevance of the article is determoned by the fact that at present stage of development of national education the work of universities in developing critical thinking in graduates cannot be suffeciently effective, so this problem requires further study and search for solutions. The authors have studied modern educational environment of universities to determine the effeciency of critical thinking as a pedagogical condition and means of development of students' critical abilities.
Key words: critical thinking, educational environment, development, education development, educational technology, technology of critical thinking.
H га ca о
to
го
Œ
ю о
К S H S ca m ГО Œ
ф
э
ф
od О го
СО ф
XI
н га х
О О
На сегодняшний день одной из основных задач высших учебных заведений является получение не только знаний и умений студентами, но и раскрытие способностей каждого из них, воспитание личности, готовой к жизни в информационном, высокотехнологичном мире.
Социально-экономические преобразования, которые происходят в современном мире, во всех сферах человеческой деятельности, диктуют условия реформирования рынка труда. Эти преобразования влияют на образовательный процесс современного вуза. Выпускники должны обладать «новым» профессиональным мышлением. В связи с чем возникает потребность в формировании педагогических условий, способствующих развитию критического мышления студентов. Всё это накладывает свой отпечаток на образовательную среду вузов [4].
Под образовательной средой вуза В.А. Ясвин понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7].
С точки зрения О.А. Ильченко, под образовательной средой следует понимать «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса» [3].
С.Д. Деряба считает, что «образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [2].
В качестве структурных единиц образовательной среды мы склонны считать: физическое окружение; человеческие факторы и программу обучения.
Современная образовательная среда характеризуется тем, что студенты получают информацию не только из традиционных учебных материалов, но и из средств массовой информации, осознанность и адекватность восприятия
которой требует сформированности критического мышления. Формирование критического мышления у современной молодёжи - это важный педагогический процесс, который призван обеспечить успешное решение задач, связанных с умением перерабатывать информацию, формированием правильного отношения к ней, умением пользоваться современными источниками информации.
На современном этапе развития образования выпускники высших учебных заведений должны обладать гибким профессиональным мышлением, умением глубоко анализировать получаемую информацию, уметь отделять истинное от ложного. В результате чего появляется потребность в формировании новой образовательной среды, которая направлена на развитие критического мышления у студентов высших учебных заведений. Для успешного решения данной задачи необходимо применять образовательные технологии, которые учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося, а также обусловить подготовку педагогических кадров, способных на высоком уровне владеть данными технологиями и умением их внедрять в современную образовательную среду.
Сегодня все больше педагогов высшей школы обращаются к идеям формирования критического мышления, что приводит к необходимости модернизировать всю педагогическую систему. Многие высшие учебные заведения в нашей стране придерживаются традиционной формы, построенной на воспроизведении и запоминании материала, формировании особых учебных умений применения усвоенного знания в подобных ситуациях. Современная образовательная среда обязана иметь «проблемный» характер, а студенты должны иметь возможность самостоятельно познавать и четко понимать, для чего это им нужно и как воспользоваться полученными знаниями при решении разного вида проблем.
Одной из передовых задач современной образовательной среды вузов, является создание условий обучения, направленных на развитие высокого
уровня критического мышления студентов. Этот вид мышления позволяет решать проблемы не только в профессиональной, но и во всех других сферах жизнедеятельности.
Для формирования умения мыслить критически, прежде всего, необходимо, определить само понятие «критическое мышление», его функции и механизмы функционирования. При всем многообразии определений критического мышления на сегодняшний день нет единого понятия данного вида мышления, но в каждом из них всегда можно увидеть близкий смысл.
«Критическое мышление - это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата»: данное определение даёт современный американский педагог и психолог Дайана Халперн [4]. Он наиболее конкретно определяет данное понятие и раскрывает его суть.
Как в зарубежной, так и в отечественной педагогике развитию критического мышления отводится определённая роль, на развитие данного вида мышления направлена технология развития критического мышления (ТРКМ). Это «изобретение» американской педагогики.
Многие педагоги Америки, в их числе: К. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер, определили структуру ТРКМ состоящей из трёх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.
Первая стадия - вызов (evocation). Она включает в себя актуализацию ранее полученных знаний, пробуждает познавательный интерес к добыче новой информации, а так же включает целеполагание, т.е. постановку студентами собственных целей обучения. На данном этапе обучающимся предоставляется возможность анализировать то, что они уже знает по изучаемой теме, это дает в результате дополнительный стимул для изучения нового и формулировки ими собственных целей - мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова.
Вторая стадия - осмысление содержания (realization of meaning). Главной задачей на этой стадии является получе-
ние новой информации и корректировка студентами ранее поставленных целей.
Третья стадия - рефлексия (reflection). Другими словами - размышление, что означает рождение нового знания и постановка обучающимися новых целей обучения [5].
Все три этапа реализации технологии развития критического мышления необходимо соблюдать толерантность, с уважением относиться педагогу и студентам ко всяким высказанным мнениям, даже если они не соответствуют действительности и умело их корректировать в сторону соответствия правдивости [6].
Применение данной технологии в образовательной среде обусловлено ее особенностями. В числе таких особенностей можно выделить следующие:
• во-первых, технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации в сети Интернет, так и при обработке информации иного потока -обучении чтению учебного и научного текста на занятиях в интернет-классах;
• во-вторых, стадии технологии развития критического мышления, включающие вызов, осмысление, рефлексию, соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности;
• в-третьих, проведение стадии рефлексии при использовании данной технологии способствует процессу присвоения знаний;
• в четвертых, технология развития критического мышления, используемая в учебном процессе, предлагает четкую канву занятия, организуя процесс обучения наиболее эффективно.
Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительной самостоятельности обучающихся. Наличие чётких предписаний к организации учебного процесса, предполагающих определённый ход мысли студента от целей к задачам и результатам, помогает им поступательно совершать переход от освоения отдельных методов и приемов обучения к их целостному, системному восприятию.
го
со >.
са ф
Ч
Ф ^
о
о
X
.0 ^
ф
н го ш о
со
го
Ю О
К S Н S са со
го
ф
3
ф
т
0
го
ш
ф
XI
н га
1
О О
Овладев целым рядом приемов, обучающиеся получают возможность самостоятельно их использовать, модифицировать в дальнейшем обучении, а так же находить новые приемы.
Для преподавательского состава данная образовательная технология предоставляет не только целый набор методов и приёмов, направленных на совершенствование учебного процесса и его результата, но и возможность самостоятельно их создавать, апробировать и внедрять [1].
Технология развития критического мышления требует взаимодействия педагога и студента с использованием особых педагогических средств, правильного выбора форм и методов организации обучения, соблюдения определённых педагогических условий, а именно:
1. Использование передовых методов обучения. Например, проектный метод, с помощью которого происходит развитие творческих способностей студентов, умение сотрудничать и взаимодействовать друг с другом и преподавателем, умение слушать и услышать, уважать точку зрения другого, принимать верное решение.
2. Мониторинг формирования критического мышления студентов. С помощью данного метода определяется уровень приобретённых навыков, умение ими воспользоваться в нестандартных ситуациях, отношение студента к учебе, к своим обязанностям.
Одним из основных условий успешного внедрения технологии развития критического мышления в образовательный процесс является подготовка преподавательского состава высшего учебного заведения. А именно: использование передовых методов при работе со студентами, повышение уровня квалификации, использование личного и педагогического опыта, знакомство с современными достижениями педагогической и психологической наук. Преподаватель в первую очередь обязан сам обладать умением критически мыслить, а только потом обучить этому своих студентов. Передача знаний и опыта происходит от препо-
давателя к студенту по схеме студент-преподаватель, преподаватель-студент, студент-студент через познавательную деятельность.
Мотивация является важной составляющей технологии развития критического мышления студентов. Приём рефлексии ведет к возникновению мотивации, а именно по завершению занятия у студента возникает осознанное стремление к успеху, желание исправить допущенные ошибки, заняться поиском новых идей.
Выполнение всех вышеперечисленных условий, применение технологии развития критического мышления повышает не только эффективность учебного процесса, но и уровень общей и профессиональной подготовки специалистов, готовит их к работе.
Так же в ТРКМ особое внимание уделяется проблемному обучению. Данный вид обучения стимулирует мышление для разрешения проблемной ситуации, решения нестандартных задач, то есть активизирует критическое мышление. При проблемном обучении студенты овладевают умением самостоятельно работать с учебным материалом, а также разбираться со встречающейся им различного рода информацией, учатся её систематизировать и отбирать согласно заданным критериям. Взаимодействие преподавателя со студентами состоит в том, чтобы постоянно развивать их интерес к познанию нового, умение изложить различные точки зрения на обсуждаемую проблему, раскрывать противоположность явлений. Творческий компонент обучения должен присутствовать на каждом уровне: в процессе изложения материала преподавателем, при самостоятельной работе и во многом другом.
Своё исследование мы проводили в рамках практики студентов пятого курса технического университета, его целью стало уточнение основных компонентов содержания обучения студентов критическому мышлению, а так же разработка педагогической модели реализации данного содержания в рамках отдельно взятого учебного курса. Исходя из полу-
ченных нами результатов, мы пришли к выводу, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Студентов необходимо обучать мыслить критически, но не просто ради самого критического мышления. Поэтому разработанный нами отдельный курс «Критическое мышление» в вузе не был бы эффективным. Важным и определяющим дальнейший ход исселедования открытием для нас стало то, что студенты должны использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности, обучение приёмам критического мышления абстрагировано от предмета не приносило высоких результатов. Анализ научных трудов в этой области показал, что к подобному выводу приходили учёные-дидакты США в 90-е годы.
Для успешной реализации технологии развития критического мышления необходимо, чтобы учебный процесс обучения включал в себя образовательные ситуации, которые обладают значительной степенью неопределённости, заставляющие обучающегося «включать» механизмы саморазвития, содержал оценки, а также процессы рефлексии и саморефлексии. Умение студентами пользоваться данными приёмами обладает первостепенным значением в подготовке и дальнейшем их профессиональном и личностном образовании в условиях информатизации современного общества.
Итак, в ходе своего исследования мы пришли к выводу, что в современном понимании критическое мышление выходит за рамки набора умений и навыков в личностную сферу.
Библиографический список
1. Бедненко, В.Г. Обучение студентов критическому мышлению в информационной образовательной среде вуза [Текст] / В.Г. Бедненко // Университетские чтения - 2010: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С. 221-224.
2. Дерябо, С.Д. Формирование ценностной ориентации воспитанников образовательных учреждений [Текст] / С.Д. Дерябо // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 39. - № 3. g
3. Ильченко, О.А. Стандартизация новых образовательных технологий / О.А. Ильиченко // со Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 42. - № 7. ч
4. Расходова, И.А. Развитие критического мышления студентов вуза с помощью метода решения задач [Электронный ресурс] / И.А. Расходова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XIX студ. междунар. Заочной науч.-практ. конф. - М.: МЦНО, 2014. -№ 12(18). - Режим доступа: URL: https://nauchforum.ru/archive/]VINF_humanities/12(18).pdf
5. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2003. - № 6. - С. 97-110.
6. Федотовская, Е.И. Методика развития критического мышления как фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Федотовская. - М, 2005. - 24 с.
7. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред [Текст] / В.А. Ясвин // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 4. - С. 79-88.
References
1. Bednenko V.G. Teaching critical thinking in students within the information educational environment of the university. Pyatigorsk: PGLU, 2010. P. 221-224. [in Russian].
2. Deryabo S.D. Developing value orientations in students of educational institutions. Vysshee obrazo-vaniye v Rossii, 2007. No. 3. P. 39-43. [in Russian].
3. Ilchenko O.A. Standardization of new educational technologies. Vysshee obrazovaniye v Rossii, 2006. No. 4. P. 42-47. [in Russian].
4. Rashodova L.A. Developing critical thinking in students with the use of probem solving technique. Youth scienceforum: Humanities: electr. collection of articles on materials of the XlXstud. Intern, correspondence.pract. Conf M.: MCNO, 2014. No. 12(18). Available at: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(l8). pdf [in Russian].
<u о
о
X
-О ^
си I-го ш о
со
го ^
ю о
к I-
ш
со
го
5. Sorin G.V. Critical thinking: history and current status. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filoso-flya, 2003. No. 6. P. 97-110. [in Russian].
6. Fedotovsky E.I. Methodology of critical thinking development as a factor of foreign language communicative competence in specialized higher education. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). M, 2005. P. 24. [in Russian].
7. Jasvin V.A. Psychological modeling of educational environments. Psychologicaheskii journal, 2000. Vol. 21. No. 4. P. 79-88. [in Russian].
Сведения об авторах: Игнатьева Ольга Сергеевна,
аспирант кафедры педагогики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Российская Федерация. Kmail: [email protected]
Лешер Ольга Вениаминовна,
доктор педагогических наук, академик Академии педагогических и социальных наук, профессор кафедры педагогики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Ignatieva Olga Sergveevna,
Postgraduate Student,
Department of Pedagogics,
Nosov Magnitogorsk State Technical University.
Magnitogorsk, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Lesher Olga Veniaminovna,
Doctor of Sciences (Education), Academician of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation. E-mail: vlesher(a)rambler.ru
УДК 378 ББК 74.480.26
Е.В. Калугина, Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий
реализация педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности1
В статье представлен авторский взгляд на понятие «готовность будущих педагогов к тью-торской деятельности». Рассматривается авторская технология формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности, определены критерии эффективности формирования данной готовности.
Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональная готовность, готовность будущего педагога, тьюторство, тьюторская деятельность, тьюторская практика.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Формирование тьюторской компетенции у педагогов» (договор на выполнение НИР № 16-455 от 14.04.2017 г., заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).