Научная статья на тему 'Современные методы в преподавании предметов педагогического цикла'

Современные методы в преподавании предметов педагогического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / CRITICAL THINKING DEVELOPMENT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумерова М. М., Сафина А. М., Хафизова Г. М.

Внедрение новых педагогических технологий позволяет значительно повысить эффективность и результативность педагогической деятельности. Технология развития критического мышления способствует развитию познавательных способностей студентов, активизации их мыслительной деятельности и творческой самоактуализации личности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гумерова М. М., Сафина А. М., Хафизова Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALES ACTIVITY APPROACH IN TEACHING DISCIPLINE “PEDAGOGICAL TECHNOLOGY”

The introduction of new teaching technologies can significantly in vysit efficiency and effectiveness of teaching critical thinking development technology contributes to the development of cognitive abilities of students, enhance their mental activity and creative self-actualization of the person of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Современные методы в преподавании предметов педагогического цикла»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Гумерова М.М., Сафина A.M., Хафизова Г.М.

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия

Внедрение новых педагогических технологий позволяет значительно повысить эффективность и результативность педагогической деятельности. Технология развития критического мышления способствует развитию познавательных способностей студентов, активизации их мыслительной деятельности и творческой самоактуализации личности будущего педагога.

Ключевые слова: педагогические технологии; технология развития критического мышления.

SALES ACTIVITY APPROACH IN TEACHING DISCIPLINE "PEDAGOGICAL TECHNOLOGY"

Gumerova M.M., Safina A.M., Khafizova G.M.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia

The introduction of new teaching technologies can significantly in vysit efficiency and effectiveness of teaching critical thinking development technology contributes to the development of cognitive abilities of students, enhance their mental activity and creative self-actualization of the person of the future teacher.

Keywords: educational technology; critical thinking development technology.

Интеграционные процессы современного образования, актуализируют использование современных педагогических технологий и активных форм обучения. Педагогические технологии могут использоваться в преподавании различных школьных предметов: истории, географии, литературы и др.

Для соблюдения преемственности в цепи «школа-вуз-школа» необходимо еще в стенах вуза начинать готовить студентов - будущих учителей к применению ими современных педагогических технологий. И, в частности, в разработках уроков использовать «технологию развития критического мышления». Данная технология в образовательном сообществе набирает большую популярность, об этом свидетельствуют уроки и их презентации, встречающиеся на сайтах интернета. Для реализации данной технологии учителя должны быть знакомы с последовательностью применяемых в ней приемов. Наша задача показать плюсы и минусы данной технологии, объяснить и показать студентам - будущим учителям отдельные приемы технологии развития критического мышления.

В целом мы считаем, что студент должен владеть на уровне «могу применить» знанием многообразия педагогических методик и приемов работы со школьниками. Этим вопросом и занимаются педагоги вуза через такие дисциплины как «История педагогики и образования», «Теория обучения», «Педагогические технологии».

Однако студент должен понимать, что в работе со школьниками стремление учителя применять, как можно большее количество известных ему методов, методик и приемов оценивается как не эффективное. В случае цепи «студент - будущий учитель» это продуктивно. А в цепи «учитель - ученик» это вряд ли целесообразно. Когда такая работа становится самоцелью, тогда у учеников в головах будет полная неразбериха. А хорошее совместное овладение («учитель — ученик») тремя, четырьмя приемами, доведет их до автоматизма и свободного использования. Только в таком случае, приемы, используемые на уроке, станут средством развития и формирования универсальных учебных действий.

Основной вариант технологии включает в себя стадии:

- вызова (когда у учеников активизируют имеющиеся знания; пробуждают интерес к познанию; предполагают самостоятельную постановку учеником цели урока);

- осмысления полученного нового знания (то есть ученик погружается в содержание урока и качественно преобразовывает через осмысление, восприятие многообразие новой информации выбранной учителем для учеников);

- рефлексии (когда ученик анализирует и оценивает результаты своей учебной деятельности и тем самым «рождает новое знание», «ставит новые цели обучения»). Данная технология предполагает осуществление этих стадий через призму приемов развития критического мышления.

Такой вариант работы полностью соответствует деятельному подходу в организации урока, потому как включает соответствующие ему необходимые элементы урока.

Итак, какие методические приемы относятся к технологии развития критического мышления? Когда и как они применяются? Каждый методический прием имеет свое логическое место в данной технологии, мы рассмотрим некоторые из них, исходя из изучения педагогических дисциплин. Неоднократные наблюдения привели нас к идее лучшего освоения приемов студентами, если они непосредственно применяются в рамках изучаемых ими дисциплин. Например, по дисциплинам: «История педагогики и образования», «Теория обучения», «Педагогические технологии» и др. Данные приемы универсальны в развитии критического мышления, как у студентов, так и у школьников.

Кластер. Кластер (англ. Cluster - гроздь, скопление) - скопление однотипных объектов. По технологии кластер означает умение в процессе ознакомления знанием выделять ключевые (смысловые) единицы по содержанию урока. Далее их необходимо оформить графически в определенном порядке, с помощью кругов Эйлера или овалов с обозначением содержания ключевых фраз, вопросов по теме урока. В центре такого изображения ключевое (основное) понятие,

которое раскрывается в кругах (овалах) в ходе одной лекции (семинара). Например, когда на лекции (семинаре) планируется подведение студентов к определению цели, совместно с ними педагог записывает и формулирует вопросы, фразы, которые логично следуют из темы занятия, ключевого слова, записанного в центре кластера. Таким образом, осуществляется стадия вызова, то есть постановки цели семинара и планирование важных, ключевых вопросов для её решения. Также кластер можно применять при изучении новой темы, когда в центре (изучаемое понятие), а по краям в овалах частные понятия. Например, тема: «Античная педагогика» (центральная круг), после ознакомления с темой вводятся круги «Спарта», «Афины», «Древний Рим», затем вводится круг «Структура образовательной системы государств», затем «Цели и принципы обучения и воспитания», затем «Организационные формы обучения» и т.д. Также педагог после рассмотрения раздела может предложить обобщить и систематизировать то, что прошли с помощью кластера. Каждый студент может составить кластер к просмотренному разделу. В процессе работы студентам становится понятно все то, какие действия (целеполагание, планирование, логическое мышление, знаково-символическое моделирование) развивает данный приём у исполнителя. Личный опыт каждого студента при составлении кластера становится примером применения в дальнейшем на практике с учениками в школе.

Приём «Фишбоун». В переводе обозначает «рыбья кость». Головой рыбы будет основная обозначенная проблема, рассмотрение которой предполагается на занятии. Предполагаемые верхние и нижние кости рыбы (верхние) - это причины, способствующие возникновению изучаемой проблемы и (нижние) факты (которые произошли из этих причин). Хвосг подведения итогов (обобщения, выводы) по поставленной проблеме. Итоговую лекцию или семинар по теме эффективнее всего завершить приемом «фишбоун». Этот прием может стать стратегией целой лекции или же отдельно применяемого приема при анализе какой-либо ситуации на практике или семинарском занятии. А работа по этой схеме возможна и в группе и индивидуально. Например, вариант заполнения схемы «Фишбоун» по теме «Практика воспитания и обучения в истории России». Голова: создание системы

образования в России; верхние косточки: особенности народной педагогики славян, образование в Киевской Руси, монастырские школы средневековья; нижние косточки: учебные заведения эпохи Петра I, реформы образования в эпоху Екатерины П, реформы образования XIX в.; хвост: система подготовки учителей в России. Для установления причинно-следственных связей, для развития умения работать в группе, уметь делать выводы и обобщать - это то, для чего может быть направлен и применен прием «Фишбоун».

Приём «Синквейн». При его составлении на первой строке пишут, используя одно слово - только существительное, с помощью которого можно раскрыть тему урока. На второй строке пишут только два слова, используя два прилагательных, они также раскрывают тему. На третьей строке, используя только три слова (по части речи глаголы) описать действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строке пишут целую фразу или предложение с использованием нескольких слов, выражая тем самым свое отношение к теме, таким выражением может стать крылатое высказывание, цитата или составленная самостоятельно придуманная фраза (предложение). На пятой строке -заключительное слово (только одно) - резюме, вывод, с помощью которого дается новая интерпретация темы и выражается к ней личное отношение. Пример синквейна (тема лекции: «Методы обучения»): 1. Приемы. 2. Эффективная, качественная. 3. Улучшать, использовать, осознавать. 4. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 5. Качество.

Приём таблица «толстых» и «тонких» вопросов. В ходе работы мы обратили внимание на то, что часто студенты, будущие учителя не владеют умением задавать разнообразные вопросы. Применение данного приёма будет способствовать умению по любой теме изучаемого предмета задавать вопросы, которые предполагают однозначный ответ («тонкие» вопросы) и вопросы, предполагающие развернутые, неоднозначные ответы («толстые» вопросы). Такой приём будет развивать умение причинно с поиском следствий рассуждать по сути темы, выстраивать логические цепочки суждений, анализировать / синтезировать, формулировать суть проблемы. «Тонкие» вопросы начинаются со слов: - что/кто...; - когда/где...; - может будет/- было ли...; - согласны ли вы... «Толстые» вопросы начинаются:

- почему вы так думаете...; - предположите, что будет, если...; - в чем различие...; - почему вы считаете...

Ещё одной разновидностью постановки вопросов является приём «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума», которая включает в себя шесть групп вопросов по своей неоднозначности и сложности: простые вопросы; уточняющие вопросы; оценочные вопросы; практические вопросы; ориентировочные вопросы; творческие вопросы; объясняющие вопросы.

Приём таблица «Знаю, хочу узнать, узнал». Данный приём требует от студентов соответствующих интеллектуальных усилий и занимает определенное время. Эту таблицу можно попросить заполнить до начала занятий, где педагогу всегда интересно узнать о том, что студенты знают или думают о теме предстоящего занятия; а также о том, «что хотели бы узнать?». Если вести такие записи до начала работы и сохранять их, то заполнение столбика «что узнали» покажет раскрытие темы и возможные наводящие вопросы по ней. Вопросы студентов по теме (а в дальнейшем их учеников) для педагога очень значимы, они демонстрируют задействованность обучающихся в предопределении содержания занятия, их заинтересованность или наоборот отсутствие таковой. Данный приём формирует умение самостоятельно выделять познавательные цели (хотим знать), а на этапе «узнал» демонстрируется самоанализ результатов своей учебной деятельности [1].

Применение технологии развития критического мышления способствует готовности студентов к профессиональной деятельности, овладению компетенциями, необходимыми для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) и Профессиональным стандартом педагога.

Список литературы

1. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер,

2000. 503 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.