Vaganova Olga Igorevna, Prokhorova Maria Petrovna, Loshkareva Darya Aleksandrovna THE FORMATION OF CRITICAL THINKING AT TEACHING HIGHER ...
pedagogical sciences
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0009
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected]) Лошкарева Дарья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, дом 65, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья привлекает внимание к вопросам формирования критического мышления у обучающихся высших учебных заведений. Обосновывается необходимость обратиться к анализу сущности критического мышления на фоне произошедших изменений в сфере высшего образования, которое под требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов обязано сформировать в обучающихся качества, необходимые в современной профессиональной деятельности и жизни в целом. Проводится тщательное рассмотрение особенностей критического мышления. После изучения научной литературы и мнений нескольких ученых по данному вопросу, авторы выделили определение понятия «критическое мышление» - способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать независимые и продуманные решения. Задача критического мышления заключается в необходимости преодоления обучающимися убеждения в том, что их мнение может быть единственно верным и правильным. Представлен всесторонний анализ формирования критического мышления при изучении дисциплины «Основы педагогических измерений». Дается подробное описание этапов технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, размышление и рефлексия. Авторы подчеркивают, что стадии вызова, осмысления и рефлексии должны быть согласованы между собой. То есть при выборе приемов для занятий педагог должен соблюдать определенную последовательность и логику. Если на этапе вызова были применены «ключевые термины» и логические цепочки, то на этапе рефлексии целесообразно было бы к ним вернуться и повторить предложенные события. Далее закономерно выделяется несколько приемов обучения для формирования критического мышления при изучении дисциплины «Основы педагогических измерений».
Ключевые слова: критическое мышление, высшая школа, студент, выпускник, высшее учебное заведение, самостоятельность, основы педагогических измерений, рефлексия, индивидуализация, материалы, суждения, выводы.
THE FORMATION OF CRITICAL THINKING AT TEACHING HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Innovative Management Technologies» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: [email protected]) Loshkareva Darya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (653950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilinskaya st., 65, e-mail: [email protected])
Abstract. The article draws attention to the formation of critical thinking in students of higher educational institutions. It justifies the need to turn to the analysis of the essence of critical thinking against the background of the changes in higher education, which, under the requirements of the new Federal State Educational Standards, is obliged to form in students the qualities necessary in modern professional activities and life in general. Careful consideration of the features of critical thinking. After studying the scientific literature and the opinions of several scientists on this issue, the authors highlighted the definition of the concept of "critical thinking" - the ability to raise new questions, develop arguments, make independent and thoughtful decisions. The task of critical thinking is the need to overcome the conviction of students that their opinion may be the only correct and correct. Presents a comprehensive analysis of the formation of critical thinking in the study of the discipline "Fundamentals of pedagogical measurements." A detailed description of the stages of the development of critical thinking technology is given: challenge, reflection, reflection and reflection. The authors emphasize that the stages of challenge, reflection and reflection must be consistent with each other. That is, when choosing techniques for classes, the teacher must follow a certain sequence and logic. If "key terms" and logical chains were applied at the call stage, then at the reflection stage, it would be advisable to return to them and repeat the proposed events. Further, several methods of learning are naturally outlined for the formation of critical thinking in the study of the discipline "Fundamentals of Pedagogical Measurements".
Keywords: critical thinking, higher school, student, graduate, higher education institution, independence, the basics of pedagogical measurements, reflection, individualization, materials, judgments, conclusions.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Образование в современной России претерпело изменения. Был осуществлен переход от информационно-знаниевой системы обучения к развивающей, влекущей за собой, в том числе, и изменение роли преподавателя, которая заключается больше в консультационной помощи, нежели в информационной. В связи с этим появились новые цели и задачи в высших школах. В процессе их достижения сегодняшние студенты должны развить в
себе особые качества, без которых профессиональная деятельность и жизнь в целом будут неполноценными. Обучающиеся высших школ должны быть мобильными, самостоятельными, инициативными и действовать в условиях многозадачности, грамотно и аргументированно доказывая свою точку зрения. Вместе с этим возрастает роль формирования критичности мышления. Особенно это важно для будущих педагогов, которым предстоит оценивать много работ и отвечать на многочисленные вопросы, отбирать большое количество материала для
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Лошкарева Дарья Александровна ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ...
своих лекции и построения курсов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Критическое мышление не означает негативность суждении или критику, а подразумевает разумное рассмотрение разнообразия подходов для вынесения обоснованных решений. Ориентация на критическое мышление - это формирование у обучающихся умения проверять любую информацию. Каждый студент в процессе обучения должен выработать собственное мнение в процессе освоения учебной программы и норм будущей профессиональной деятельности [1]. Задача критического мышления, как подчеркивает американский исследователь Р. Пол, заключается в необходимости преодоления обучающимися убеждения в том, что их мнение может быть единственно верным и правильным. Уже Дж. Дьюи говорил о критическом мышлении как о рефлексивном, то есть мышление, благодаря которому проводится мониторинг детальности и самого процесса мышления. С. Норрис и Р. Энтони говорили о критическом мышлении как о рефлексивном и рассудительном [2]. Рассудительное, по их мнению, означает основанное на правильных и сильных суждениях, приводящих к наилучшим из возможных выводов. Рефлексивное - это значит мышление, ориентированное на процесс рассуждения и его проверку. Такое мышление всегда имеет целесообразность и вместе с тем необходимо в современной жизни [3]. Но критичность мышления не всегда сводится к рефлексии. К. Роджерс говорит о том, что обучение - это обозначение своих сомнений, выяснение и уточнение непонятных вопросов и приближение через эту систему нового опыта [4]. Р. Пол видит критическое мышление в способности отбора нужной информации из большого массива, в умении ее оценивать и корректировать [5]. Исходя из рассмотренных положений о критическом мышлении, под ним мы будем понимать способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать независимые и продуманные решения [6].
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение формирования критического мышления на примере дисциплины «основы педагогических измерений».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Развитие критического мышления способствует:
- формированию информационной культуры обучающихся (грамотная работа с информацией, применение при работе с ней современных технических средств и методов) [7];
- развитию познавательной мотивации (развитие интереса к дисциплине, способности понимать и формулировать информацию) [8];
- формированию социальной компетентности (формирование коммуникативных навыков, способности эффективно общаться с собеседником) [9].
Технология развития критического мышления заключает в себе 3 стадии:
- вызов (пробуждение интереса к получаемой информации, определение целей изучения материала);
- осмысление (непосредственная работа обучающегося с текстом, получение новой информации, корректировка обучающимся поставленных образовательных целей) [10];
- размышление и рефлексия (формирование обучающимся собственного мнения по поводу изученного материала, вывод о достигнутых целях и решенных задачах, коррекция и постановка новых целей).
При изучении дисциплины «Основы педагогических измерений» обучающиеся проходят все три стадии за счет использования нескольких инструментов [11]. Пробуждение интереса к дисциплине, ее материалам достигается за счет смешанного обучения (совместно-
го применения традиционных и электронных методов). На лекционных занятиях в очной форме преподаватель сообщает необходимую информацию и направляет студентов к самостоятельному изучению материала, располагаемого на электронной платформе. Преподавателями Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина используется МооШе. За счет некоторой предоставляемой свободы обучающимся в изучении дисциплины, у них активизируется познавательный процесс. Современным студентам привычно и комфортно работать в электронной среде
[12]. К тому же выполнение заданий может проходить в любое время (в случае если преподаватель не установил конкретное время на своем курсе) и в любом месте, с любого устройства, имеющего доступ к сети Интернет
[13]. На курсе указаны цели и задачи дисциплины, компетенции, которые приобретает обучающийся после ее завершения [14]. К материалам обучающийся может обратиться в любое время и восполнить пробелы в изучении.
Цепи: задачи и образовательные результаты дисциплины
* Индивидуальный лист учета рейтинговых баллов студента
М Методические рекомендации по выполнению всех видов и '
Рисунок 1 - материалы курса «Основы педагогических измерений», устанавливающие цель, задачи, компетенции, которых должны достигнуть обучающиеся
При этом каждый обучающийся формирует в соответствии с целями дисциплины собственные цели, которых он бы хотел достичь. Новая информация накладывается на уже имеющийся опыт [15]. Главная задача преподавателя на данной стадии - поддержка интереса обучающегося к дальнейшему изучению дисциплины, стимулирование к постановке новых вопросов, поиску ответов [16].
Теперь, когда цели и задачи установлены, можно переходить к следующему этапу (осмысление). На данной стадии студенты изучают информацию самостоятельно, знакомятся с материалом в соответствии с собственными целями, которые возникли на стадии вызова [17]. При групповой работе происходит индивидуальный поиск и обмен идеями [18]. Причем поиск осуществляется в первую очередь.
На этапе рефлексии вся новая информация становится присвоенной и превращается в собственное знание. Благодаря рефлексивному анализу обучающиеся проясняют смысл полученного материала, строят дальнейший маршрут обучения (то есть выделяют что непонятно, что интересно, что не требует дальнейших разъяснений) [19]. Во время обсуждения материала и обмена мнениями, обучающиеся осознают, что на один и тот же процесс может быть несколько взглядов (это доказывает мнение исследователя Р. Пола о том, что критическое мышление позволяет обучающимся преодолеть убеждение в том, что их мнение может быть единственно верным и правильным) [20]. На данной стадии происходит анализ, интерпретация и творческая переработка изученной информации. Например, при изучении дисциплины «Основы педагогических измерений» при выполнении задания «Отрефлексируйте ход и содержание вашей деятельности по управлению качеством образо-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)
45
Vaganova Olga Igorevna, Prokhorova Maria Petrovna, Loshkareva Darya Aleksandrovna THE FORMATION OF CRITICAL THINKING AT TEACHING HIGHER ...
pedagogical sciences
вания. Разработайте программу мониторинга качества школьного образования». Обучающиеся составляют собственную схему действий, после чего на занятии обсуждают ее в группе [21].
Вариантов заданий может быть много, однако цель данных творческих заданий состоит в формировании готовности и способности осуществлять педагогические измерения при реализации задач, связанных с осуществлением научно-педагогических исследований [22]. А для того чтобы осуществлять данную деятельность необходимо развитое критическое мышление. Таким образом, выполняя задания, студенты формируют указанный навык и развивают критичность мышления.
Подчеркнем, что стадии вызова, осмысления и рефлексии должны быть согласованы между собой. То есть при выборе приемов для занятий педагог должен соблюдать определенную последовательность и логику [23]. То есть, если на этапе вызова были применены «ключевые термины» и логические цепочки, то на этапе рефлексии целесообразно было бы к ним вернуться и повторить предложенные события [24].
Среди приемов обучения для формирования критического мышления при изучении дисциплины «Основы педагогических измерений» выделяем:
- систематизацию материалов (кластеров, таблиц) [25];
- анализ верных и неверных утверждений;
- выявление ошибок и самостоятельное их устранение;
- установление причинно-следственных связей;
- составление рецензий на свои и чужие работы.
Выводы исследования и перспективы дальнейших
изысканий данного направления. Нами было рассмотрено формирование критического мышления обучающихся высших школ на примере дисциплины «Основы педагогических измерений». Мы выделили, что критическое мышление не означает негативность суждений или критику, а подразумевает разумное рассмотрение разнообразия подходов для вынесения обоснованных решений. На занятиях по дисциплине «Основы педагогических измерений» обучающиеся формируют критическое мышление с помощью творческих заданий. Выполняются они индивидуально, но обсуждаются всей группой или небольшими подгруппами, поскольку при формировании критического мышления важно, чтобы студенты осознали возможность возникновения совершенно разных мнений по одному и тому же вопросу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы //Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
3. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
4. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
5. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
6. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
7. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
8. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., ProkhorovaM.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
9. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P.,
Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
10. Лапшова А.В., Булаева М.Н., Леонова В.Н. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 47-50.
11. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
12. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
13. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
14. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.
15. Лошкарева ДА., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
16. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
17. Мешкова Л.М., Иляшенко Л.К., Гайнуллина Т.М. Анализ опытно-экспериментальных данных формирования основы профессиональной подготовки студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин //Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 8 (38). С. 24-30.
18. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.
19. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
20. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.
21. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
22. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.
23. Лошкарева ДА., Ваганова О.И., Макеева А.В. Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 53-56.
24. Макеева А.В. Проектирование содержание курса «Математика» для студентов-психологов в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/А.В. Макеева. Нижний Новгород, 2005. -18 с.
25. Самерханова, Э. К. Проектирование единого информационно-образовательного пространства в вузе: подходы и принципы: монография/Э. К. Самерханова, А. В. Макеева. -Нижний Новгород: НГПУ, 2011. -107 с.
Статья поступила в редакцию 24.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019