Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛОВ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗАДАЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-МЕТОД / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / CRITICAL THINKING / TASK TECHNOLOGY / CASE METHOD / CLUSTER APPROACH / CAROUSEL / BRAINSTORMING METHOD / DESIGN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юздова Л.П., Свиридова А.В., Лебедева Т.Н.

Введение. Высшее образование предполагает не только усвоение студентами определенного объема информации, но и совершенствование личностных возможностей, качеств, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности. Cегодня в России происходят значительные социально-экономические преобразования. Выработана стратегия модернизации российского образования, введены новые стандарты образования. Выпускники высших учебных заведений должны ориентироваться в большом потоке информации, уметь продуктивно осмысливать полученную информацию, находить эффективные методы, пути решения поставленных стратегических задач, в целом студенты должны обладать современным профессиональным мышлением, должны быть знакомы с методологией решения серьезных профессиональных задач, быть терпеливыми, толерантными, способными самостоятельно решать поставленные задачи, владеть навыками делового взаимодействия и сотрудничества. Поэтому остро встает вопрос о выборе и дальнейшем использовании педагогических технологий, направленных на формирование критического мышления будущих учителей, необходимого для их саморазвития и самообразования. Материалы и методы. Рассматривая проблему применения технологии развития критического мышления в вузовском преподавании, мы обращаемся к лингвистическому и литературоведческому циклу дисциплин не случайно. Преподавание этого цикла требует обновления, использования современных методик. В процессе исследования использовались следующие методы и приемы: анализ планов и материалов лекций, семинаров, лабораторных по лингвистическим и литературоведческим дисциплинам, в частности по русскому языку, деловому русскому языку, практикуму по орфографии и пунктуации, по актуальным проблемам орфографии и пунктуации, по выразительному чтению и некоторым другим. Результаты. Нами проанализированы объем применения технологий критического мышления в вузовском преподавании дисциплин лингвистического цикла, разнообразие и эффективность использования этих технологий в процессе преподавания дисциплин лингвистического цикла. Обсуждение. Руководствуясь ФГОС 3++, в результате освоения программы бакалавриата преподаватель вуза должен сформировать у выпускника универсальную компетенцию УК-1 «Системное и критическое мышление», обеспечивающую поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения поставленных задач. При решении любой задачи важно соблюдать последовательность этапов ее выполнения. Заключение. В итоге изучения темы мы выяснили, что применение технологии критического мышления в преподавании дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов в вузе способствует развитию у студентов мыслительных навыков, которые необходимы как в процессе обучения, так и в ситуациях необходимости принять решение, работать с информацией, анализировать. Традиционные формы обучения связаны, прежде всего, с получением и механическим отображением знаний, технология развития критического мышления способствует активному приобретению знаний, открывает возможности для самообразования, развивает интерес к изучаемому предмету, способствует формированию самостоятельности и креативного подхода к решению проблем. Основные положения: Критическое мышление - оценивание результатов собственных мыслительных процессов, определение, правильно ли принято решение, насколько удачно решена поставленная задача. Критическое мышление представляет собой оценку собственно процесса мышления, в частности, хода рассуждений, которые позволили сделать те или иные выводы, оценку факторов, которые учитывались при принятии определенного решения. Для формирования критического мышления существуют различные приемы, к ним относятся задачная технология, или задачный подход, активные и интерактивные методы обучения (кейс-метод, кластерный подход, карусель, метод мозгового штурма и пр.), проектные технологии, позволяющие проводить наблюдение, анализ, синтез, использовать при решении индуктивный и дедуктивный методы, интерпретировать, логически рассуждать. В ходе преподавания дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов возможно эффективное использование технологий критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юздова Л.П., Свиридова А.В., Лебедева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TECHNOLOGIES OF CRITICAL THINKING IN TEACHING DISCIPLINES OF LINGUISTIC AND LITERATURE CYCLES IN UNIVERSITY

Introduction. Higher education involves not only the assimilation of a certain amount of information by students, but also the improvement of personal capabilities, qualities necessary for them in their future professional activities. In the Russian Federation in recent years there have been significant socio-economic transformations. A strategy was developed to modernize Russian education, and new education standards were introduced. Graduates of higher educational institutions should be guided in a large flow of information, be able to productively comprehend the information received, find effective methods, ways to solve strategic problems set, in general, students should have modern professional thinking, should be knowledgeable in solving serious professional problems, be patient, tolerant, able to independently solve tasks, possess the skills of business interaction and cooperation. Therefore, there is an urgent need to choose and further use pedagogical technologies aimed at shaping the critical thinking of future teachers, ne-cessary for their self-development and self-education. Materials and methods. Considering the problem of using the technology of developing critical thinking in high school teaching, we do not accidentally turn to the linguistic and literary cycle of disciplines. Teaching this cycle requires updating, using modern techniques. The study used the following methods and techniques: analysis of plans and materials of lectures, seminars, laboratory on linguistic and literary disciplines, in particular on the Russian language, business Russian, practical on spelling and punctuation, on actual problems of spelling and punctuation, on expressive reading and some others. Results. We have analyzed the scope of application of critical thinking technologies in the university teaching the disciplines of the linguistic cycle, the diversity and effectiveness of the use of these technologies in the process of teaching the disciplines of the linguistic cycle. Discussion. Guided by the three plus plus as a result of mastering a bachelor’s program, a university teacher must form a graduate's universal competence QC-1 “System and Critical Thinking”, providing search, critical analysis and synthesis of information, applying a systematic approach to solving problems [6]. When solving any task it is important to observe the execution of its stages. Conclusion. As a result, the study of the topic, we found out that the use of critical thinking technology in teaching linguistic and literary cycles disciplines at the university contributes to the development of students' thinking skills that are necessary both in the learning process and in situations of the need to make a decision, work with information, analyze. Traditional forms of education are associated primarily with the receipt and mechanical display of knowledge, the technology of developing critical thinking promotes the active acquisition of knowledge, opens up opportunities for self-education, develops interest in the studied subject, contributes to the formation of independence and a creative approach to solving problems. Highlights: Critical thinking - the evaluation of their thought processes, the determination of whether a decision how successfully solved the set task. Critical thinking is the evaluation of the thought process itself, the reasoning that led to the conclusions, or the factors that were taken into account when making a decision. For the formation of critical thinking, there are various techniques, these include task technology, or task approach, active and inter-active teaching methods (case-method, cluster approach, carousel, brainstorming method, etc.), design technologies that allow observation, analysis, synthesis, use in solving inductive and deductive methods, interpret, logically reason. In the course of teaching the disciplines of linguistic and literary cycles, the effective use of critical thinking technologies is possible.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛОВ В ВУЗЕ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.16.72.016

УДК 81-139

8

1

ББК 74.48 1

ж №

Л. П. Юздова1, А. В. Свиридова2, Т. Н. Лебедева3 1

^СГО № 0000-0001-5309-3835 о

¡4

о

о |

профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения *

8

Профессор, доктор филологических наук,

русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный

к

гуманитарно-педагогический университет, 1

*

г. Челябинск, Российская Федерация. о

о

E-mail: uzdovalp@cspu.ru

E-mail: sviridovaav@cspu.ru

)RCID № 0000-0002-0048-037 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики,

2ORCID № 0000-0002-9421-5170 |

ж

Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, §

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, js

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, о

г. Челябинск, Российская Федерация. а1

а ж ж

ж д

3ORCID № 0000-0002-0048-037X к

ж

ж

информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Ураль- ж

^

ский государственный гуманитарно-педагогический университет, ж

а

г. Челябинск, Российская Федерация. ж

E-mail: lebedevatn@mail.ru ж

ж |ж

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ §

а

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ «

ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ж

И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛОВ В ВУЗЕ *

о

Аннотация д

ж |

ж §

а о

к ж

Введение. Высшее образование предполагает не только усвоение студентами определенного объема информации, но и совершенствование личностных возможностей, качеств, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня в России происходят значительные социально-экономические преобразования.

л

Выработана стратегия модернизации российского образования, введены новые стандарты образования. Выпускники высших учебных заведений должны ориентироваться в большом потоке информации, уметь продуктивно осмысливать полученную информацию, находить эффективные методы, пути решения поставленных стратегических задач, в целом студенты должны обладать современным профессиональным мышлением, должны быть знакомы с методологией решения серьезных профессиональных задач, быть терпеливыми, толерантными, способными самостоятельно решать поставленные задачи, владеть навыками делового взаимодействия и сотрудничества. Поэтому остро встает вопрос о выборе и дальнейшем использовании педагогических технологий, направленных на формирование критического мышления будущих учителей, необходимого для их саморазвития и самообразования.

Материалы и методы. Рассматривая проблему применения технологии развития критического мышления в вузовском преподавании, мы обращаемся к лингвистическому и литературоведческому циклу дисциплин не случайно. Преподавание этого цикла требует обновления, использования современных методик. В процессе исследования использовались следующие методы и приемы: анализ планов и материалов лекций, семинаров, лабораторных по лингвистическим и литературоведческим дисциплинам, в частности по русскому языку, деловому русскому языку, практикуму по орфографии ^ и пунктуации, по актуальным проблемам орфографии и пунктуации, по выразительному чтению и некоторым другим.

Результаты. Нами проанализированы объем применения

циплин лингвистического цикла, разнообразие и эффективность ис-

а

«о

о

технологий критического мышления в вузовском преподавании дис-

б

пользования этих технологий в процессе преподавания дисциплин лингвистического цикла.

«о О

-"О

С5

Обсуждение. Руководствуясь ФГОС 3++, в результате освоения программы бакалавриата преподаватель вуза должен сформиро-^ вать у выпускника универсальную компетенцию УК-1 «Системное и

критическое мышление», обеспечивающую поиск, критический ана- ^ лиз и синтез информации, применение системного подхода для ре- рим

метод мозгового штурма, проектные технологии.

Критическое мышление — оценивание результатов собствен-

решение, насколько удачно решена поставленная задача. Критическое мышление представляет собой оценку собственно процесса

Для формирования критического мышления существуют раз-

подход, активные и интерактивные методы обучения (кейс-метод, кластерный подход, карусель, метод мозгового штурма и пр.), проектные технологии, позволяющие проводить наблюдение, анализ, синтез,

шения поставленных задач. При решении любой задачи важно соблюдать последовательность этапов ее выполнения.

Заключение. В итоге изучения темы мы выяснили, что приме- | нение технологии критического мышления в преподавании дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов в вузе способствует развитию у студентов мыслительных навыков, которые необходимы как в процессе обучения, так и в ситуациях необходимости принять решение, работать с информацией, анализировать. Традиционные формы обучения связаны, прежде всего, с получением и |

механическим отображением знаний, технология развития критичес- н

§

кого мышления способствует активному приобретению знаний, открывает возможности для самообразования, развивает интерес к

ГЧ

р е п

од

изучаемому предмету, способствует формированию самостоятель- ав

ан

ности и креативного подхода к решению проблем. ии

Ключевые слова: педагогические технологии, критическое с

мышление, задачная технология, кейс-метод, кластерный подход, л

и

н

л

ин

Основные положения: в

и

с

ч

ных мыслительных процессов, определение, правильно ли принято с

ко

г

о и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

мышления, в частности, хода рассуждений, которые позволили сде- ера

лать те или иные выводы, оценку факторов, которые учитывались ур

о

при принятии определенного решения. ед

ч

е с

ког

личные приемы, к ним относятся задачная технология, или задачный °

и

е

использовать при решении индуктивныи и дедуктивный методы, интерпретировать, логически рассуждать.

В ходе преподавания дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов возможно эффективное использование технологий критического мышления.

1 Введение (Introduction)

Основной задачей высшего образования является не только усвоение студентами определенного объема информации, но и выявление и совершенствование личностных возможностей, качеств, необходимых обучаемому в дальнейшей профессиональной деятельности, конкурентной среде. В связи с социально-экономическими преобразованиями в Российской Федерации, Стратегией модернизации российского образования, введением новых стандартов образования выпускник высших учебных заведений должен быстро ориентироваться в стремительном потоке информации, уметь осмыслить полученную информацию, найти эффективные и наиболее оптимальные методы, пути решения стратегических задач, иметь новый формат профессионального мышления, быть осведомленным при решении квазипрофессиональных задач, быть терпеливым, толерантным, самостоятельно и креативно подходить к поставленным задачам, владеть навыками делового взаимодействия и

а

8 сотрудничества. Отметим, что к «плохо решаемым проблемам можно отнести все увеличивающийся разрыв между растущей слож-^ ностью задач, которые объективно необходимо решать современному человеку как профессионалу и как члену общества, и тем продуктом обучения, который выходит из вузовских стен» [1, с. 199].

а

«о

о

-"О S

§ Поэтому остро встает вопрос о необходимости выбора и дальней

О

oq шего использования педагогических технологий, направленных на формирование критического мышления будущих учителей, актуально ного для их саморазвития и самообразования.

^ 2 Материалы и методы (Materials and methods)

П.

t;j Проблему применения технологии развития критического мыш-

ления в вузовском преподавании мы рассматриваем на примере преподавания дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов. Преподавание дисциплин этих циклов требует обновления: для достижения результата необходимо использовать современные методики. Нельзя не согласиться с М. Нуссбаумом, который считает, что современность требуют «наличия гибких, открытых и творческих умов», именно «литература и искусство развивают эти способности, при отсутствии которых деловая культура быстро сдает позиции» [2, с. 144].

В процессе исследования использовались следующие методы

а

и приемы: анализ планов и материалов лекций, семинаров, лабора- | торных занятий по лингвистическим и литературоведческим дисци- ен

плинам, в частности по русскому языку, деловому русскому языку, в

пр

практикуму по орфографии и пунктуации, по актуальным пробле- еп

од

мам орфографии и пунктуации, по выразительному чтению и неко- ав

ан

торым другим. ии

д

Обращаясь к сути понятия «критическое мышление», следует отметить, что его функции и механизмы функционирования являются различными между собой. Несмотря на то, что составляющие по-

S §

№ Ж № Ж S №

g

Ж §

О

г S Kl

►S

S

S

S Л № О S О г О

3 Результаты (Results) к

S

Нами проанализированы объем применения технологий кри- § тического мышления в вузовском преподавании дисциплин лингвистического цикла, разнообразие и эффективность использования этих технологий в процессе преподавания дисциплин лингвистического цикла.

4 Обсуждение (Discussion)

Руководствуясь ФГОС 3++, в результате освоения программы S

бакалавриата преподаватель вуза должен сформировать у выпускника универсальную компетенцию УК-1 «Системное и критическое Ц мышление», обеспечивающую поиск, критический анализ и синтез информации, применение системного подхода для решения постав-

№ № д Л № с

г

ленных задач. 0

S

нятия «критическое мышление» использовались еще Д. Дьюи в 30-х годах прошлого века, в психологии и педагогике до сих пор нет точного его определения. Многими авторами даются схожие по смыслу толкования данного термина, отличающиеся набором личностных характеристик, которые должен иметь субъект. Д. Халперн, на наш взгляд, дает приемлемое определение критического мышления. По мнению ученого, под критическим мышлением понимается оценивание результатов процессов мышления, правильности принятого решения, удачности выполнения человеком поставленной задачи; оно включает в себя как оценку собственно мыслительного процесса, так и хода рассуждений, которые привели к определенным выводам, или тех факторов, которые были учтены при принятии решения; критическое мышление нацелено на получение желаемого результата. «Критическое мышление — это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [3, с. 13].

Сущности критического мышления посвящены многие работы, среди них диссертационное исследование Т. В. Харлампьевой [4], которая рассматривает критическое мышление в качестве одного из средств защиты личности от негативных информационных воздействий. В монографии В. А. Попкова «Критический стиль мыш-| ления у субъектов высшего профессионального образования» рассматриваются содержательные и методологические основы ^ проблемы критического мышления [5]. Мышление проявляется в де-

^ ятельности, в связи с чем необходимо учитывать, что дети учатся

§

,-§ анализировать в процессе деятельности.

а

^ Под критическим мышлением Б. В. Сергеева и В. А. Огане-

о

сян понимают «мышление (оценочную деятельность субъекта познания), которое направлено на усвоение знаний и проявляется в реф-

сц а

«о

,-§ лексии, восприятии и оценке этих знаний, характеризующееся конт-

ролируемостью, самостоятельностью, обоснованностью, логичностью

§

^ и целенаправленностью» [6, с. 102].

Для формирования критического мышления необходим выбор технологий, с помощью которых формирование будет проходить м

ние, соседних) здания, на две (неравные, неравных) части, (первые, первых) два места, с северной и восточной (стороны, сторон), первая и вторая (половина, половины), исторического и географического (факультета, факультетов), правым и левым (глазом, глазами). Для вы-

ГЧ

эффективно. Выбранные технологии «помогают процессу переосмысления полученной информации и дальнейшему созданию новой информации, ускорению инновационного мышления студентов, | особенно, когда необходимо расширить рамки учебной программы» [7, с. 126]. К таким технологиям мы можем отнести задачную технологию (или задачный подход), активные и интерактивные методы обучения (кейс-метод, кластерный подход, метод мозгового штурма и др.), проектные технологии, позволяющие проводить наблюдение, анализ, синтез, использовать при решении задач индуктивный и де- | дуктивный методы, интерпретировать тексты, логически рассуж- ж дать. Технология критического мышления представляет собой п «набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет 'Ц

о

выстроить образовательный процесс, в котором обеспечивается са- §

а

мостоятельная, сознательная деятельность учащихся по пути к дос- | тижению ими же поставленных учебных целей занятия» [8]. В ву- с

-I

зовском преподавании дисциплин лингвистического и литературо- |

|

ж |

|

ж

г §

| о

ведческого циклов активно используются технологии задачного типа обучения.

По дисциплине «Культура речи» предлагаются следующие учебно-практические задачи:

Сравтть пары сюв с точк1 зретя протношетя I с точк1 зретя натсан1я (шубка — шапка, робкий хрупкий, сливки — кофта, грядка — палатка, ложка — чашка, снежки — шишки, резьба а

— просьба). Для выполнения задачи студентам предлагается вос- р

§

пользоваться справочным материалом. Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

Сог1асовать опреде1ен1я с опредешемым сювом: три (сосед- К

о

г о

I

е

полнения задачи студенты предлагается воспользоваться подготовленным преподавателем справочным материалом.

По дисциплине «Русский язык» также используется задачная технология. Среди задач такие:

Выделите слова, которые образованы путем сложения, причем первый компонент характеризует значение второго, и те, в которых использованы равноправные составляющие компоненты (скалолаз, газоснабжение, детско-юношеский, железобетон, литейно-механический, инженерно-технический, книгохранилище и т. д.).

Прочитайте отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат. Приведите доказательства.

Задачная технология используется при изучении дисциплин лингвистических и литературоведческих циклов повсеместно, можно сказать, является классической. Следует заметить, что мышление и есть процесс решения задач. Решая лингвистические, литературоведческие задачи, студент развивает мышление в целом.

Другие методы технологии формирования критического мышления используется значительно реже, несмотря на то, что необходимость инноваций в педагогической практике не вызывают сомнений.

Редко используется, например, кейс-метод. Суть метода зак-

ев лючается в том, что студент получает пакет заданий, не имеющих

де

точного, однозначного решения, в связи с чем требуется определить ^ варианты и условия решения проблемы. Например, на занятиях по

,а в о д

а

рви ной обстановке общения; при фамильярном отношении к адресату;

О сц

,а в о д

^ ность приветствия. В каком из предложенных вариантов нарушена

педагогической риторике студентам предлагается решить, при каких условиях возможно или требуется обращение на Вы? (в официаль-

к старшему по положению адресату; к малознакомому адресату).

Выбор ответа с указанием конкретных условий предполагает также следующее задание. Речевой этикет приветствий регламентирует характер поведения участников общения, например, очеред-

норма этикета? Какие усювия общения могут допускать наруше- п н1е нормы (приветствуют: младшие по возрасту — старших; член

ен

делегации — ее руководителя; младший по должности — старшего; ен

и е

женщина — мужчину).

При решении любой задачи важно соблюдать выполнение ее н этапов: Первый этап — формализация задачи. Необходимо определить, что дано и что нужно найти или определить. Второй этап -словесное описание алгоритма решения задачи (описание производится на естественном языке). На третьем этапе производится выбор метода решения задачи и определение модели ее решения. На четвертом этапе определяются объекты и субъекты решаемой задачи.

дущего этапа.

Особо эффективна в работе по формированию критического

на вопросы по прочитанному фрагменту произведения. Студенты работают в парах с противоположным мнением. Первая пара высказывает версию и приводит аргументы в ее пользу, вторая — озвучивает контраргументы и обосновывает их. Задача технологии — про-

Гй

Наконец, на пятом этапе производится проверка выполнения, анали- н

я

зируется результат, выявляются ошибки и при необходимости опти-

р

мизируется алгоритм решения задачи. §

о

Решение задачи происходит на основе рефлексивного под- »

ан

хода, позволяющего вернуться назад и уточнить выполнение преды- |

д

и с

К

Применительно к дисциплинам лингвистического цикла в до- |

полнении к перечисленным технологиям обучения можно использовать чтение паузами, перекрестную дискуссию, синквейн.

Прием «Чтение паузами» предполагает дозированное чтение текста, когда прочитывается только часть текста. После сделанной паузы должен следовать проблемный вопрос к аудитории. Например, задание на занятиях по предмету «Выразительное чтение»: провести испожитетский анажз прочитанного фрагмента произве- р

дения, выбрать и обосновать интонационный рисунок. р

о

в е

д е

мышления перекрестная дискуссия, т. к. предполагает поиск ответов ск

о

г о ц и

е

работать максимальное количество версий, высказать разные точки зрения и взглянуть на ситуацию с разных ракурсов. Во время дискуссии обучающиеся могут переходить из одной пары в другую, если их мнение изменилось. Этот прием используется на занятиях по педагогической риторике, культуре речи.

Синквейн — технология краткого резюмирования после осмысления пройденного материала. Задача практикующихся — написать пять строк, состоящих из: одного существительного, формулирующего тему; двух прилагательных или причастий, уточняющих тему; трех глаголов, описывающих действия по теме; одной короткой фразы, в которой содержится основная мысль; резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.

Например, при определении термина глагол (дисциплина «Русский язык») можно составить следующий синквейн:

Глагол. Изменяемый. Спрягаемый. Гнать. Держать. Смотреть. Глагол — часть речи. Дети осваивают глаголы в первую очередь.

Технология может использоваться при определении терминов практически на всех дисциплинах лингвистического и литературоведческого циклов, однако, к сожалению, в силу новизны, исполь-§ зуется редко.

5 Заключение (Conclusion)

Сегодня от преподавателя вуза требуется знать свой предмет и обладать навыками развития личности студента. Цель технологии развития критического мышления — развитие у студентов мысли-

д е

е

,а в о д

а

ри тельных навыков, которые необходимы как в процессе обучения, так ^ и в ситуациях принятия решения, работы с информацией, ее анализа. ^ Традиционные формы обучения связаны, прежде всего, с получением и механическим отображением знаний, технология развития Ю критического мышления способствует активному приобретению знаний, открывает возможности для самообразования, развивает ин-

терес к изучаемому предмету, способствует формированию самосто- ^ ятельности и креативного подхода к решению проблем. рим

не

Библиографический список и

е

1. Волков Е. Н. Научение научному (критическому) мышлению и визуаль- ^ ная объективизация знаний: содержание, практика, инструменты // Вестник Ни- х

жегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 2 (42). С. 199-203. л

о

г и

й

2. Нуссбаум М. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитар ные науки. М. : ВШЭ. 2014. - 192 с.

3. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. : Изд-во «Пи- р тер», 2000. - 512 с.

как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности

§

4. Харлампьева Т. В. Формирование критического мышления студентов вуза к

л

о *

о

13.00.08 — Теория и методика профессионального образования. Челябинск, 2009. - 22 с. о

5. Джуматаева Д. К. Технология критического мышления — средство раз- | вития мыслительной деятельности учащихся // Достижения науки и образования. | 2016. № 12 (13). С. 86. |

6. Сергеева Б. В., Оганесян В. А. Теоретические основы развития крити- g ческого мышления младших школьников // Научное обозрение. Педагогические » науки. 2017. № 2. С. 102. - ISSN 2500-3402 Л

7. Медведкова Е. С. Интегрированное обучение критическому мышлению ж в рамках внутридисциплинарного подхода // Вестник Волжского университета им. ^ В. Н. Татищева. 2010. № 6. С. 123-126.

8. Мжельская Т. В. Приемы технологии развития критического мышления в преподавании дисциплины «Технология организации самостоятельной работы»

Full Professor, Doctor of Philology, Professor at the Department of Russian mguage, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literatu South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

№ Ö Ж Ж

ж д

// Сибирский педагогический журнал. № 2. 2014. С. 94. к

г;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L. P. Yuzdova1, A. V. Sviridovа2, T. N. Lebedeva3 g

ж

^RCID No. 0000-0001-5309-3835 g

ж ж

г ж

Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, К

ж ж

ж

к

E-mail: uzdovalp@cspu.ru.ru %

о

2ORCID No. 0000-0002-9421-5170 ж

ж

Docent, Doctor of Philology, Professor at the Department of Russian

Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: sviridovaav@cspu.ru |

3ORCID No. 0000-0002-0048-037X о

§

§

о

Ж

Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Computer Science, Information

Technologies and Informatics Teaching Methods, South-Ural State |

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: lebedevatn@mail.ru 1

APPLICATION OF TECHNOLOGIES OF CRITICAL THINKING IN TEACHING DISCIPLINES OF LINGUISTIC AND LITERATURE CYCLES IN UNIVERSITY

a

-Q

£

a"

I

C

I

N £

Abstract

Introduction. Higher education involves not only the assimilation of a certain amount of information by students, but also the improvement of personal capabilities, qualities necessary for them in their future professional activities. In the Russian Federation in recent years there have been significant socio-economic transformations. A strategy was developed to modernize Russian education, and new education standards were introduced. Graduates of higher educational institutions should be guided in a large flow of information, be able to productively comprehend the information received, find effective methods, ways to solve strategic problems set, in general, students should have modern professional thinking, should be knowledgeable in solving serious professional problems, be patient, tolerant, able to independently solve tasks, possess the skills of business interaction and cooperation. Therefore, there is an urgent need to choose and further use pedagogical technologies aimed at shaping the critical thinking of future teachers, necessary for their self-development and self-education.

Materials and methods. Considering the problem of using the technology of developing critical thinking in high school teaching, we do not accidentally turn to the linguistic and literary cycle of disciplines. Teaching this cycle requires updating, using modern techniques. The study used the following methods and techniques: analysis of plans and materials of lectures, seminars, laboratory on linguistic and literary disciplines, in particular on the Russian language, business Russian, practical on spelling and punctuation, on actual problems of spelling and punctuation, on expressive reading and some others.

Results. We have analyzed the scope of application of critical thinking technologies in the university teaching the disciplines of the

linguistic cycle, the diversity and effectiveness of the use of these technologies in the process of teaching the disciplines of the linguistic cycle.

Discussion. Guided by the three plus plus as a result of mastering a bachelor's program, a university teacher must form a graduate's universal competence QC-1 "System and Critical Thinking", providing

Highlights:

Critical thinking — the evaluation of their thought processes, the

search, critical analysis and synthesis of information, applying a sys- Q tematic approach to solving problems [6]. When solving any task it is g

important to observe the execution of its stages. §

£

Conclusion. As a result, the study of the topic, we found out that ^

cc

the use of critical thinking technology in teaching linguistic and literary ^ cycles disciplines at the university contributes to the development of 3 students' thinking skills that are necessary both in the learning process and in situations of the need to make a decision, work with information, analyze. Traditional forms of education are associated primarily with the receipt and mechanical display of knowledge, the technology of developing critical thinking promotes the active acquisition of knowledge, opens up opportunities for self-education, develops interest in the studied subject, contributes to the formation of independence and a creative approach to solving problems.

Keywords: pedagogical technologies, critical thinking, task technology, case method, cluster approach, carousel, brainstorming |

method, design technologies. ^

§

3

Q

q

a

Q

s' Q

s

g

a o Q

determination of whether a decision how successfully solved the set |

task. Critical thinking is the evaluation of the thought process itself, the reasoning that led to the conclusions, or the factors that were taken into account when making a decision. ^

For the formation of critical thinking, there are various techniques, these include task technology, or task approach, active and interactive teaching methods (case-method, cluster approach, carousel, |

3

brainstorming method, etc.), design technologies that allow observation, ^

analysis, synthesis, use in solving inductive and deductive methods, interpret, logically reason.

In the course of teaching the disciplines of linguistic and literary cycles, the effective use of critical thinking technologies is possible.

References

1. Volkov Ye.N. (2016) Naucheniye nauchnomu (kriticheskomu) myshleniyu i vi-zual'naya ob "yektivizatsiya znaniy: soderzhaniye, praktika, instrumenty [Science of scientific (critical) thinking and visual objectification of knowledge: content, practice, tools]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo (Seriya "Sotsial'nyye nauki"). 2 (42), 199-203. (In Russian).

2. Nussbaum M. (2014). Ne radi pribyli. Zachem demokratii nuzhny gumani-tarnyye nauki [Not for profit. Why do democracies need humanities?]. Moscow, Vysshaya shkola ekonomiki. 192 p. (In Russian).

3. Halpern D. (2000) Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking]. St. Petersburg, Izdatel'stvo "Piter". 512 p. (In Russian).

4. Kharlampyeva T.V (2009) Formirovaniye kriticheskogo myshleniya studentov vuza kak sredstva ikh zashchity ot negativnykh informatsionnykh vozdeystviy v profession-al'noy deyatel'nosti (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidataped-agogicheskikh nauk) [Formation of critical thinking of university students as a means of protecting them from negative informational influences in their professional activities (dissertation author's abstract for a candidate of pedagogical sciences degree]. Chelyabinsk. 22 p. (In Russian).

5. Dzhumataeva D.K. (2016) Tekhnologiya kriticheskogo myshleniya — sredstvo razvitiya myslitel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya [The technology of critical thinking is a means of developing students' mental activity]. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 12 (13), p. 86 (In Russian).

6. Sergeeva B.V, Oganesyan VA. (2017) Teoreticheskiye osnovy razvitiya a kriticheskogo myshleniya mladshikh shkol'nikov [Theoretical foundations of the development of critical thinking of primary school students]. Nauchnoye obozreniye. Pedagog-

-g icheskiye nauki. 2. S. 102. (In Russian).

^ 7. Medvedkova Ye.S. (2010) Integrirovannoye obucheniye kriticheskomu mysh-

^ leniyu v ramkakh vnutridistsiplinarnogo podkhoda [Integrated Learning for Critical

a" Thinking as part of an Interdisciplinary Approach]. Vestnik volzhskogo universiteta im. V.

>

N. Tatishcheva. Tol'yatti, Izdatel'stvo: Volzhskiy universitet imeni V. N. Tatishcheva (institut). 6, 123-126 (In Russian). 8. Mzhelskaya T.V (2014) Priyemy tekhnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya v prepodavanii distsipliny "Tekhnologiya organizatsii sa-mostoyatel'noy raboty" [Techniques for the development of critical thinking in teaching the discipline «Technology of organization of independent work»]. Sibirskiy pedagog--§ icheskiy zhurnal. 2, p. 94 (In Russian).

N £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.