Научная статья на тему 'Формирование навыков критического мышления на занятиях по РКИ в медицинском вузе'

Формирование навыков критического мышления на занятиях по РКИ в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РУССКИЙ ЯЗЫК В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ЧТЕНИЕ ТЕКСТА / УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ / ОСМЫСЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / RUSSIAN FOR SPECIAL PURPOSES / INTERACTIVE METHODS / COMPETENCE / CRITICAL THINKING TECHNOLOGY / READING TEXT / ABILITY TO ANALYZE INFORMATION / COMPREHENSION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляр Елена Станиславовна

Данная статья посвящена вопросам формирования навыков критического мышления на занятиях по русскому языку как иностранному у студентов-медиков. В работе дается определение критического мышления, обосновывается актуальность использования технологии критического мышления в эпоху глобализации, когда людям необходимо анализировать и систематизировать огромные объемы информации, выполнять новые задачи, обсуждать различные темы и приводить собственные аргументы. Анализ последних исследований показал, что развитие критического мышления на занятиях по РКИ является важной методической задачей, направленной на развитие интеллектуальных способностей студентов и формирование их профессиональной и коммуникативной компетенции. Особое внимание в работе уделяется применению технологии развития критического мышления через чтение текстов медицинской направленности. Достижение поставленной цели видится в использовании различных видов заданий, актуализирующих знания учащихся и повышающих эффективность восприятия информации. Особая роль в этом процессе отводится различным интерактивным методам обучения (коммуникативные упражнения, проблемные ситуации, кластеры и др.). Представлены примеры упражнений, используемых для формирования навыков критического мышления при изучении темы «Риновирусная инфекция»: членение текста на смысловые части, составление денотатной схемы, выявление ошибочной и лишней информации на основе сравнения различных текстов и задания «верно / неверно / нет в тексте»). Автором делается вывод о том, что использование подобных методик способствует оптимальной организации учебного процесса и повышению интереса к изучаемой дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляр Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF CRITICAL THINKING SKILLS IN CLASSES ON RFL AT MEDICAL UNIVERSITY

This article is devoted to the formation of critical thinking skills in the classes of Russian as a foreign language among medical students. The paper gives the definition of critical thinking, substantiates the relevance of using critical thinking technology in the era of globalization, when people need to analyze and systematize huge amounts of information, perform new tasks, discuss various topics and give their own arguments. An analysis of recent studies has shown that the development of critical thinking in classes of RFL is an important methodological task aimed at developing the intellectual abilities of students and the formation of their professional and communicative competence. Special attention is paid to the application of critical thinking development technology through reading medical texts. Achieving this goal is seen in the use of various types of tasks that actualize students' knowledge and increase the efficiency of information perception. A special role in this process is played by various interactive teaching methods (communicative exercises, problem situations, clusters, etc.). Examples of exercises used to build critical thinking skills when studying the topic “Rhinovirus infection” are given: dividing the text into semantic parts, drawing up a denotative scheme, identifying erroneous and unnecessary information based on a comparison of various texts and the task “true / false / not in the text”) . The author concludes that the use of such techniques contributes the optimal organization of the educational process and increases interest in the subject.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков критического мышления на занятиях по РКИ в медицинском вузе»

педагогические Скляр Елена Станиславовна

науки ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ...

УДК 378:316.772

DOI: 10.26140/кш4-2019-0804-0020

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

© 2019

Скляр Елена Станиславовна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русского языка и культура речи Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail:elsklyar@gmail.com)

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования навыков критического мышления на занятиях по русскому языку как иностранному у студентов-медиков. В работе дается определение критического мышления, обосновывается актуальность использования технологии критического мышления в эпоху глобализации, когда людям необходимо анализировать и систематизировать огромные объемы информации, выполнять новые задачи, обсуждать различные темы и приводить собственные аргументы. Анализ последних исследований показал, что развитие критического мышления на занятиях по РКИ является важной методической задачей, направленной на развитие интеллектуальных способностей студентов и формирование их профессиональной и коммуникативной компетенции. Особое внимание в работе уделяется применению технологии развития критического мышления через чтение текстов медицинской направленности. Достижение поставленной цели видится в использовании различных видов заданий, актуализирующих знания учащихся и повышающих эффективность восприятия информации. Особая роль в этом процессе отводится различным интерактивным методам обучения (коммуникативные упражнения, проблемные ситуации, кластеры и др.). Представлены примеры упражнений, используемых для формирования навыков критического мышления при изучении темы «Риновирусная инфекция»: членение текста на смысловые части, составление денотатной схемы, выявление ошибочной и лишней информации на основе сравнения различных текстов и задания «верно / неверно / нет в тексте»). Автором делается вывод о том, что использование подобных методик способствует оптимальной организации учебного процесса и повышению интереса к изучаемой дисциплине.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, русский язык в специальных целях, интерактивные методы, компетенция, технология критического мышления, чтение текста, умение анализировать информацию, осмысление, рефлексия

FORMING OF CRITICAL THINKING SKILLS IN CLASSES ON RFL AT MEDICAL UNIVERSITY

© 2019

Sklyar Elena Stanislavovna, candidate of philological sciences, academic of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street K. Marksa 3, e-mail: elsklyar@gmail.com)

Abstract. This article is devoted to the formation of critical thinking skills in the classes of Russian as a foreign language among medical students. The paper gives the definition of critical thinking, substantiates the relevance of using critical thinking technology in the era of globalization, when people need to analyze and systematize huge amounts of information, perform new tasks, discuss various topics and give their own arguments. An analysis of recent studies has shown that the development of critical thinking in classes of RFL is an important methodological task aimed at developing the intellectual abilities of students and the formation of their professional and communicative competence. Special attention is paid to the application of critical thinking development technology through reading medical texts. Achieving this goal is seen in the use of various types of tasks that actualize students' knowledge and increase the efficiency of information perception. A special role in this process is played by various interactive teaching methods (communicative exercises, problem situations, clusters, etc.). Examples of exercises used to build critical thinking skills when studying the topic "Rhinovirus infection" are given: dividing the text into semantic parts, drawing up a denotative scheme, identifying erroneous and unnecessary information based on a comparison of various texts and the task "true / false / not in the text") . The author concludes that the use of such techniques contributes the optimal organization of the educational process and increases interest in the subject.

Keywords: Russian as a foreign language, Russian for special purposes, interactive methods, competence, critical thinking technology, reading text, ability to analyze information, comprehension, reflection

ВВЕДЕНИЕ

Иностранный (русский) язык для большинства зарубежных учащихся, приезжающих в Россию, служит не только средством бытового, но и профессионального общения.

Студенты медицинских университетов, овладевающих специальностью посредством английского языка, зачастую испытывают сложности при профессиональной коммуникации с медицинским персоналом и пациентами во время прохождения клинической практики в различных больницах города.

Общение с медицинскими сестрами и врачами строится на использовании медицинской терминологии, которой необходимо овладеть студенту, и умении понимать профессиональные команды.

Коммуникация с пациентами разного социального, возрастного и культурного уровня также требует умения понимать устную речь и создавать монологическое и диалогическое высказывания для более эффективного взаимодействия.

Поэтому на занятиях большое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции, спо-Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

собности решать проблемные ситуации, навыку критического мышления учащихся, умению анализировать информацию и аргументировать собственную точку зрения.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь научными и практическими задачами

Формирование общей, коммуникативной и профессиональной компетенции иностранных учащихся достигается за счет использования интенсивных методов обучения, среди которых важное место отводится приемам развития интеллектуальных способностей студентов. Все большую популярность в педагогике приобретает технология критического мышления, зародившаяся в ХХ столетии. Использование этой методики обучения приобретает особую значимость именно в эпоху глобализации, когда человеку необходимо анализировать и систематизировать огромные объемы информации, ставить перед собой новые задачи, приводить доказательства и принимать самостоятельные решения [1]. Актуальность данной проблемы для высшей школы отражается в ФГОС ВО 3++, в котором критическое мышление названо универсальной компетенцией [2]._

Sklyar Elena Stanislavovna FORMING OF CRITICAL THINKING ..

pedagogical sciences

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

Проблема развития критического мышления учащихся в процессе образовательной деятельности занимают умы многих исследователей [3-10]. Большое внимание методистами уделяется формированию критических навыков при изучении иностранных языков [11-15], в том числе языка специальности [16-19]. С этой целью успешно применяются коммуникативные упражнения, повышающие мотивацию обучающихся [20], проблемные ситуации [21].

Данная технология используются также и для более успешного обучения онлайн-коммуникации [22] и развития толерантности на занятиях по иностранному языку [23].

Под критическим мышлением понимается особый вид мыслительной деятельности, который отличается выработкой стратегии принятия безошибочных действий при решении различных задач на основе получения, анализа, обработки информации; осуществления рефлексивных действий, взвешенного анализа разных мнений и взглядов, проявления собственной позиции, объективного оценивания процесса и результата своей и посторонней деятельности [24].

Данная технология нацелена на формирование нового стиля мышления, характеризующего гибкостью, открытостью, рефлексивностью, а также развитие коммуникативности, мобильности, самостоятельности, креативности [1].

Стремясь развить интеллектуальные способности учащихся, методисты вырабатывают модели формирования критического мышления на языковых занятиях. Так, Лукьянова М.И., Гмызина Г.Н., Старостина Н.Н. в своей статье подробно рассматривают методологические подходы к развитию критического мышления (лич-ностно-ориентированный, системно-деятельностный, компетенотностный и коммуникативно-когнитивный подходы), которые основаны на принципах коммуникативной направленности, субъектности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, а также принципе построения педагогического процесса, ориентированного на развитие личностных свойств индивида. Описаны также педагогические условия, необходимые для реализации такой модели в процессе преподавания иностранного языка. В основе предложенной модели лежит трехчаст-ная структура, включающая в себя вызов, осмысление и рефлексию [2].

Модель, разработанная Клименко М.В. и Филимоновой Т.М., построена на взаимосвязи классической технологии критического с тремя этапами работы над текстом [21].

В ряде работ [17, 2] описываются экспериментальные исследования, позволяющие оценить степень сформиро-ванности навыка критического мышления у студентов контрольных и экспериментальных групп, изучающих английский язык.

На основе проведенных опытов авторы делают выводы о том, что использование различных приемов работы (ментальные и каскадные карты, дискуссии, мозговой штурм, ассоциации, «шесть шляп» и др.), направленных на развитие критического мышления, в экспериментальных группах способствовало эффективному овладению английским языком по сравнению с контрольной группой.

Формирование целей статьи (постановка задания)

Характерной особенностью обучения студентов-медиков является практическое применение полученных знаний в лечебных учреждениях [25].

Поэтому изучение русского языка в специальных целях требует от них не только усвоения профессиональной лексики и терминологии, грамматических норм, но

и умения различать научный и разговорный стили речи. Повышенное внимание к общенаучной лексике и терминологии способствует усвоению материала специальных дисциплин [26].

Этим объясняется необходимость применения технологии критического мышления при обучении чтению текстов медицинской направленности и выполнении разных типов упражнений.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Сформированное критическое мышление повышает эффективность восприятия информации, содержащейся в текстах профессиональной медицинской направленности, с которыми работают студенты 2-3 курсов на занятиях РКИ.

Поэтому необходимо обучать критическим навыкам уже на этапе предтекстовой работы, позволяющей структурировать лексико-грамматический материал, и притекстовой работы, актуализирующей фоновые знания учащихся и перейти к изучению новой информации для последующего ее анализа и обсуждения.

Полезным приемом работы с текстом является заполнение денотатной схемы, позволяющей сгруппировать материал текста, выделив в нем самое главное

Знакомясь с новой информацией при работе с текстом, учащиеся должны научиться осмысливать информацию на лексическом и грамматическом уровне, отдельные слова, предложения, смысловые части и текст в целом. Важно научить членить текст на смысловые отрезки.

Стадия осмысления текста сопровождается систематизацией материала при выполнении различных заданий.

Приведем примеры упражнений, используемых для формирования навыков критического мышления при изучении темы «Риновирусная инфекция».

Задание 1. Познакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями. Переведите их на английский язык. Выберите из них те, которые называют симптомы заболевания.

Поражение слизистой оболочки, интоксикация, инкубационный период, острый период, воздушно-капельный путь, серопит вируса, местная воспалительная реакция, набухание и отечность тканей, обильная секреция, боль в мышцах, недомогание, заложенность носа и уха, сухость, чихание, слезотечение, саднение, серозные выделения, слизистые выделения, гиперемия, царапание в горле.

Задание 2. Сравните однокоренные слова, выделите в них общую основу, определите значение этих слов. Проверьте себя по словарю.

Риновирусная, вируснейтрализующий (антиген), ви-русоносители, вирус, вируссодержащий (материал).

Задание 3. Прочитайте заголовок текста. Вспомните, что вы уже знаете об острых респираторных заболеваниях.

Задание 4.Сформулируйте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.

Задание 5. Прочитайте текст, посвященный ринови-русной инфекции, разделите его на смысловые части, найдите в каждой из них главную информацию.

Задание 6. Заполните денотатную схему текста «Риновирусные заболевания».

Задание 7. Прочитайте фрагмент статьи «Грипп и другие острые респираторные заболевания» [27], посвященный риновирусной инфекции, и скажите, какая информация в нем опущена.

78

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Скляр Елена Станиславовна ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ...

Задание 8. Соотнесите высказывания, данные ниже, с содержанием текста (верно, неверно, нет информации в тексте).

утверждения верно неверно нет информации в тексте

Источником риновнрусной инфекции являются бактерии

3 а о олевание начинается внезапно с общего недомогания,чихания, обильных выделений из носа.

Для лечения используются средства народной медицины.

Риновирусная инфекция сопровождаетсявысокой температурой.

Заболевание протекает без инкубационного периода.

Инфекция длится 6—7 дней.

Пик заболеваемостнрнновирусной инфекцией приходится на летний сезон.

Маска является основным средством профилактики заболевания.

Задание 9. Опираясь на содержание прочитанного текста, заполните таблицу

возбудитель инку о ационныи период, общая пр о до лжительно стъ симптомы лечение профилактика

Третий этап работы с текстом характеризуется соединением изученного материала в единое целое в форме речевого продукта, построенного по грамматическим правилам, которой является воспроизведенным самостоятельно, но с опорой на схематическое изображение текста профессиональной направленности.

Задание 10. Используя денотатную схему и данные таблицы, расскажите о риновирусной инфекции.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении

Использование различных приемов, стимулирующих критическое мышление учащихся, развивает интерес студентов к изучаемым текстам по специальности, характеризующиеся сложностью используемых лексических и синтаксических единиц, а также помогает организовать занятие по русскому языку наиболее оптимальным образом, решая образовательные и воспитательные задачи в комплексе и значительно увеличивая время речевой практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дигтяр О.Ю. Использование технологии критического мышления в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2019.№ 2 (75). С. 25-28.

2. Лукьянова М.И., Гмызина Г.Н., Старостина Н.Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка //Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2(30). С. 104-112.

3. Гузева М.В. К обоснованию проблемы развития критического мышления студентов педагогических вузов в условиях медиаобразова-ния //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 41-44.

4. Элипханов А.В.И., Гаджимурадов М.А., Абасов Ш.М. Формирование умений, лежащих в основе критического мышления, в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению геометрии //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 86-89.

5. Балабаева Н.П. Контрпримеры в курсе высшей математики как средство развития критического мышления студентов IT-направлений // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 30-33.

6. Воронкин Р.А. Анализ уровня развития критического мышления личности в работе с информацией на примере тестирования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 135-138.

7. Иванова О.Э., Корнеев Д.Н., Хабибуллин Ф.Х. Коммуникация как образовательная среда критического мышления - универсальной компетенции педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 108-111.

8. Элипханов А.В.И. Математика и математическое образование в формате проблемы формирования у субъектов познания процедур критического мышления //Балтийский гуманитарный журнал.

2017. Т. 6. № 4 (21). С. 439-442.

9. Сундеева Л.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе на основе технологии развития критического мышления //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 121123.

10. Иванова О.Э., Точилкина Т.Г. Метод критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 316-319.

11. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен. Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/014/014421a281e 2f342139de20bdc53283c.pdf

12. Тумакаева Ф.А. Применение технологии развития критического мышления на занятиях русского языка как иностранного в медицинском вузе //Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2014. №1. С. 127-129.

13. Павленко М.И. Использование технологии критического мышления на уроках РКИ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ ispolzovanie-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-russkogo-yazyka-v-yakutskoy-shkole

14. Позднякова Г.А. Технология развития критического мышления на занятиях по иностранному языку у студентов вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17. 2015. №1(4). С. 850-853.

15. Мишланова С. Л., Филиппова А. А., Заседателева М. Г. Технология критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов //Вестник ЧГПУ. 2016. №5. С. 82-89.

16. СтаврукМ.А., Данилюк Л.Г. Использование технологии критического мышления в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-2. С. 109-113

17. Соснина Е.П., Старостина Н.Н. О влиянии критического мышления на качество освоения иностранного языка для специальных целей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. т. 21. № 67. 2019. С. 29-37.

18. Коберник Л.Н. Технологии развития критического мышления при обучении русскому языку как иностранному на этапе предвузов-ской подготовки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5 (часть 4) С. 625-627.

19. Жогова И.Г., Кузин Е.В. Развитие критического мышления в контексте профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-v-kontekste-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-studentov-vysshey-shkoly

20. Лопатин М. А. Развитие коммуникативной компетенции студентов с помощью навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 10 (октябрь). 0,4 п. л. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/195029.htm.

21. Клименко М.В., Филимонова Т.М. Формирование навыков критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку на основе проблемных ситуаций. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-navykov-kriticheskogo-myshleniya-studentov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-na-osnove-problemnyh-situatsiy

22. Гулая Т.М., Герасименко Т.Л. Обучение online коммуникации на иностранном языке через формирование навыков критического мышления // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/68PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

23. Муртазина Э. И. Развитие толерантности студентов на занятиях английского языка с использованием технологии развития критического мышления // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 76-82.

24. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001; 4: 36. С. 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Петрова Л.Г., Калугина Т.В. Обучение чтению и пониманию смысла текста иностранных студентов медицинского профиля на занятиях по русскому языку: этап довузовской подготовки. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-chteniyu-i-ponimaniyu-smysla-teksta-inostrannyh-studentov-meditsinskogo-profilya-na-zanyatiyah-po-russkomu-yazyku-etap

26. Пепеляева Е.А., Попова О.А. Особенности обучения иностранных студентов русскому языку как языку специальности. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-inostrannyh-studentov-russkomu-yazyku-kak-yazyku-spetsialnosti

27. Шкадова М.Г., Килесса В.В., Жукова Н.В. Грипп и другие острые респираторные заболевания // Крымский терапевтический журнал. 2011. №2. С. 27-35

Статья поступила в редакцию 17.11.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.