УДК 378 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1 -58-63
Особенности юридического консультирования студентов
в системе высшего профессионального образования
Л. Л. Сабирова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Введение. В настоящее время юридическое образование нацелено на компетентностный подход, который заменяет собой знаниевый. Выпускникам юридических специальностей необходимо не только обладать юридическими знаниями, но более того, выпускник должен быть готов уметь применить соответствующие знания на практике в различных областях юридической деятельности. Именно это дает предпосылки для дальнейшего научного исследования, обобщения и поиска путей реализации юридического консультирования в системе профессионального образования. Кроме того, студенты, обучающиеся в образовательной организации не по юридическим направлениям подготовки, нуждаются в оказании им юридической помощи по вопросам, связанным с их жизнедеятельностью, получением образования, трудовыми отношениями и так далее. Цель: на основе изучения теоретико-методологических основ юридического консультирования студентов в системе высшего профессионального образования выявить особенности данного процесса. Материалы и методы. Анализ и изучение юридической, а также психолого-педагогической литературы, опыта организации юридического консультирования в вузах; анализ, синтез и сравнение полученных результатов, индукция и дедукция, описание результатов, моделирование, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов исследования; изучение учебных программ и нормативных документов образовательной организации. Результаты исследования, обсуждения. Новизна исследования заключается в том, что автором выявлены особенности юридического консультирования в системе высшего профессионального образования и построена модель организации юридического консультирования студентов в системе высшего профессионального образования. Практическая значимость исследования заключается в выработке конкретных рекомендаций для вузов по совершенствованию процесса юридического консультирования студентов в системе высшего профессионального образования. Заключение. Студенты неюридических направлений подготовки нуждаются в организации бесплатного юридического консультирования в вузе, в связи с тем, что у них достаточно часто возникают вопросы, для решения которых требуются специальные юридические знания. В настоящий момент в вузах не развита полноценная информационная поддержка деятельности юридической клиники по консультированию студентов, а также не сформирована полноценная система по реализации юридического консультирования студентов в вузе.
Ключевые слова: юридическое консультирование, профессиональное образование, юридическая клиника, производственная практика, клиническое обучение.
Для цитирования: Сабирова Л.Л. Особенности юридического консультирования студентов в системе высшего профессионального образования // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 58-63. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-58-63
Features of legal counseling of students
in higher professional education L. L. Sabirova
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
Introduction. Currently, legal education is focused on a competence-based approach that replaces knowledge-based. Graduates of legal specialties need not only to have legal knowledge, but moreover, they should be ready to put the relevant knowledge into practice in various areas of legal activity. That is what provides prerequisites for further scientific research, generalization and search for ways to implement legal counseling in the system of professional education. Moreover, students studying in an educational organization not in the legal areas of training need legal assistance on issues related to their livelihoods, education, labor relations, and so on. Purpose: on the basis of studying the theoretical and methodological foundations of legal counseling of students in the system of higher professional education, to identify the features of this process. Materials and methods. Analysis and study of legal, as well as psychological and pedagogical literature, experience in organizing legal counseling in universities;
© Сабирова Л. Л., 2020
analysis, synthesis and comparison of the results obtained, induction and deduction, description of the results, modeling, questioning, qualitative and quantitative analysis of the research results; study of educational programs and regulatory documents of the educational organization. Results, discussion. The novelty of the study lies in the fact that the author revealed the features of legal counseling in the system of higher professional education and built a model for the organization of legal counseling of students in the system of higher professional education. The practical significance of the study lies in the development of specific implementation of the following recommendations for universities to improve the process of legal counseling of students in higher education. Conclusion. Students of non-legal training areas need to organize free legal counseling at the university, due to the fact that they often have questions for the solution of which special legal knowledge is required. Currently, universities do not have full-fledged information support for the activities of the legal clinic for counseling students, and a full-fledged system for the implementation of legal counseling of students at the university has not been established.
Keywords: legal counseling, professional education, legal clinic, work experience, clinical training.
For citation: Sabirova L.L. Features of legal counseling of students in higher professional education. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 1, pp. 58-63. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-58-63 (In Russ.).
В юридической литературе отмечается, что консультирование наиболее часто применяется в практической деятельности юриста. Еще со времен римских юристов практический навык консультирования является основным в юридической деятельности, так как юридическая профессия складывается из обращений граждан к юристам за разъяснением правовых вопросов, то есть за консультациями.
Анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что не сложилось единого мнения к определению термина «юридическое консультирование», однако можно выделить два подхода: консультирование как профессиональный навык и консультирование как особый этап общения юриста с клиентом. Эти подходы отличаются только степенью детальности описания его признаков. Например, «консультирование представляет собой процесс, с помощью которого юристы содействуют клиентам в принятии решений» [7]. «Консультирование - процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненной проблемы с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации принятого решения» [1].
Исследуя соотношение понятий «юридический консалтинг» и «юридическая консультация», отметим, что это разные понятия. Юридическое консультирование как вид юридической помощи предполагает выделение двух относительно самостоятельных этапов в работе юриста: уяснение сущности вопроса, с которым обращается дове-
ритель (интервьюирование) и собственно дача консультации (юридическое консультирование). Понятие «юридический консалтинг», предполагающее оказание любых юридических услуг, является более широким по сравнению с понятием «юридическое консультирование», которое направлено на непосредственное взаимодействие юриста и клиента по поводу решения правового вопроса.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что понятие «юридический консалтинг», предполагающее оказание любых юридических услуг, является более широким по сравнению с понятием «юридическое консультирование», которое направлено на непосредственное взаимодействие юриста и клиента по поводу решения правового вопроса.
В системе профессионального образования юридический консалтинг имеет свою специфику и выражается в двух направлениях.
Первое направление - это правовое обеспечение образовательного процесса. Такой юридический консалтинг в образовательной организации, как правило, осуществляют специально созданные юридические отделы или правовые управления.
Выделим основные направления работы в рамках правового обеспечения образовательного процесса. Так, к таким направлениям относятся: правовой анализ текстов документов, регламентирующих корпоративную и образовательную деятельность вуза; правовая экспертиза устава
образовательной организации и других учредительных документов, в том числе отчета о самообследовании, стратегии развития учебного заведения, кадровых документов, положений, инструкций и т. д.; участие в разработке коллективного договора и приложений к нему совместно с первичной профсоюзной организацией, участие в рассмотрении трудовых споров, представительство интересов образовательной организации в суде, составление гражданско-правовых договоров в сфере образования, в том числе на оказание образовательных услуг, трудовых договоров с научно-педагогическими и административными работниками; деловая переписка с контрагентами, правовое сопровождение закупочного процесса, консультации по вопросам налогообложения и организации делопроизводства в образовательных учреждениях, отношений с потребителями образовательных и иных услуг, оказываемых вузом, консультации научно-педагогических сотрудников по вопросам оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности и других [6; 8].
Такой юридический консалтинг в образовательной организации, как правило, осуществляют специально созданные юридические отделы или правовые управления. Некоторые образовательные организации высшего образования нанимают в штат юриста, другие предпочитают обращаться в агентства, которые предлагают оказание юридическому лицу консультационных услуг1 [5].
Другое направление юридического консалтинга в системе профессионального образования - это те юридические услуги, которые оказывает сама образовательная организация населению, а также любым обучающимся данного вуза. Оказание юридических услуг осуществляется в рамках учебного процесса и происходит в рамках производственной практики студентов в юридической клинике. В данном случае второе направление характеризует юридический консалтинг как средство обеспечения образовательного процесса при подготовке студентов, обучающихся по юридическим специальностям [3; 4].
Юридическое консультирование в системе профессионального образования имеет свои особенности: связанные с категорией клиентов: это, как правило, студенты, преподаватели,
1 Юридический бизнес в России: сборник статей. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 102 с.
малообеспеченное население; связанные с организацией юридического консультирования: неотделимость от вуза, взаимосвязь с учебным процессом; связанные с личностью консультанта: это, как правило, студенты-консультанты юридических клиник, работающие под руководством преподавателей.
Юридическое консультирование студентов организуется высшими учебными заведениями самостоятельно и не является обязательным направлением их деятельности. Студенты могут получить квалифицированную юридическую помощь в различных государственных и муниципальных органах, профсоюзах и общественных организациях, обратиться к адвокатам или в частные консалтинговые агентства. Юридическая клиника - это форма оказания правовой помощи социально незащищенным категориям граждан силами студентов юридических факультетов под контролем кураторов (преподавателей или практикующих юристов).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» основным принципом формирования негосударственной системы бесплатной юридической помощи является добровольность. Участниками рассматриваемой системы оказания бесплатной юридической помощи являются в первую очередь юридические клиники (аналогичными структурами можно признать также студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.). К участникам оказания бесплатной юридической помощи закон относит иные негосударственные центры бесплатной юридической помощи2.
Деятельность юридических клиник регулируется подзаконными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами образовательной организации. Согласно Приказу Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи», юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления
2 Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. № 263. 23.11.2011.
заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера1.
Юридическая клиника выполняет две взаимосвязанные функции: оказание бесплатной юридической помощи студентам неюридических специальностей; формирование профессиональных умений и навыков по юридическому консультированию студентов-юристов [2; 9].
Таким образом, организация юридического консультирования студентов в системе высшего профессионального образования имеет следующие особенности: наличие в вузе специального правового подразделения, оказывающего юридические консультации студентам и другим категориям обучающихся; наличие в вузе квалифицированных консультантов, обладающих познаниями в различных областях права; необходимость постоянного обучения консультантов, оказывающих юридическую помощь в форме дачи юридических консультаций, составлении юридических документов и т. д.; привлечение студентов, обучающихся по юридическим направлениям подготовки, к консультированию студентов неюридических специальностей в рамках производственной практики в юридической клинике.
Приведем несколько цифр для иллюстрации рассматриваемого вопроса. Согласно данным сайта Центра развития юридических клиник, на настоящий момент в России зарегистрировано 94 вуза-партнера, в которых функционируют юридические клиники. Кроме того, есть сведения о 6 вузах в странах СНГ, юридические клиники которых сотрудничают с данным Центром2. В Республике Беларусь действует 13 юридических клиник при вузах3. 27 юридических клиник действуют в Польше4, юридические клиники действуют в различных странах Азии и Европы, в Великобритании и США.
1 Приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета. № 298. 26.12.2012.
2 Официальный сайт Центра развития юридических клиник. URL: https://codolc.com/urkliniki_partnery (дата обращения: 15.08.2019).
3 Официальный сайт юридического факультета Белорусского государственного университета. URL: https://law.bsu.by/ faculty/educational-laboratories/legal-clinic.html (дата обращения: 15.08.2019).
4 Официальный сайт Польского фонда юридических клиник «Fundacja Uniwersyteckich Poradni Prawnych». URL: http://www.fupp.org.pl/ru/ (дата обращения: 15.08.2019).
Анализ деятельности зарубежных юридических клиник позволяет выделить следующие особенности: в юридических клиниках имеются департаменты по различным отраслям права; некоторые юридические клиники оказывают юридическую помощь только в письменном виде, как правило, посредством дачи заключений по правовому вопросу; в юридических клиниках практикуется получение согласия от клиентов на обработку персональных данных; юридические консультации бесплатны; юридические клиники организуются при юридических факультетах вузов.
Интересной представляется деятельность международных организаций в области распространения и поддержки клинического юридического образования. Членами GAJE (Всемирный альянс юридического образования) являются преподаватели права, студенты юридических факультетов и другие лица, заинтересованные в продвижении клинического юридического образования по всему миру. CLEA (Ассоциация юридического клинического образования США) существует для защиты клинического юридического образования как основы образования юристов. Фонд права и правосудия в Южном Уэльсе призван содействовать справедливости системы правосудия, а также улучшить доступ к правосудию, особенно для социально и экономически неблагополучных людей. IALS (Институт передовых правовых исследований) проводит юридические исследования, продвигает и содействует в Лондоне, на национальном и международном уровнях научным исследованиям в области права; распространяет результаты таких исследований и стипендии в Великобритании и по всему миру. BABSEACLE - американская некоммерческая организация, которая сотрудничает во всем мире в области развития юридического образования и инициатив по доступу к правосудию.
Проанализируем доступную нам статистику количества обращений в юридическую клинику, например, юридического факультета Марийского государственного университета с 2015 года. Так, в 2015-2016 учебном году в юридической клинике было оказано 1234 юридические консультации, в 2016-2017 учебном году - 1244, в 2017-2018 учебном году - 939, в 2018-2019 учебном году - 769. Несмотря на то, что в 2019 году юридическая клиника проработала лишь полгода, необходимо сделать вывод о сокращении количества обращений граждан за юридической
помощью в последний период. С 1 сентября 2017 года по 1 июня 2019 года в юридическую клинику МарГУ поступило 1708 обращений. По отраслям права из учетной системы http://cliniclaw.marsu.ru/ были сформированы данные об устных и письменных консультациях, которые были подвергнуты дальнейшему анализу. Так, наиболее востребованными за исследуемый период клиентами клиники были вопросы, вытекающие из имущественных (702, из них письменных - 315), жилищных (319, из них письменно - 103) и брачно-семейных (239, из них письменно - 95) правоотношений. Соотношение устных и письменных (составление документов) консультаций составило примерно 2 : 1. Исследование категорий граждан, обращающихся за правовой помощью в юридическую клинику, позволяет сделать вывод о том, что большую часть составляют трудоспособные граждане, возраст которых от 25 до 45 лет (60 % обратившихся), пенсионеры (15 % обратившихся), молодые люди, в группу которых входят студенты и обучающиеся университета, составляют 25 процентов.
Для сравнения приведем данные из отчета деятельности юридической клиники Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. Так, за период с 9 января по 26 декабря 2018 года общее количество обращений в юридическую клинику составило 138. Основная категория граждан, обращающихся в юридическую клинику, это пенсионеры (52 чел.), инвалиды (29 чел.), малоимущие (24 чел.) и другие. Согласно статистическим данным, наибольшее количество обращений граждан поступает по гражданским (71 обращение) и жилищным (11 обращений), семейным (10 обращений) категориям дел. В устной форме было оказано 46 консультаций, в письменной форме - 77.
Например, согласно отчетам, размещенным на сайте юридической клиники Белорусского государственного университета, за 2017 год было зарегистрировано 238 обращений, из них 48 -по гражданским делам. Устных консультаций студентами было дано 46, остальные консультации были даны (составлены) либо в виде письменных документов, либо письменного досье, либо по электронной почте.
Анализ практики реализации юридического консультирования студентов в системе отечественного высшего профессионального образования показал следующее. Студенты неюридических
направлений подготовки нуждаются в организации бесплатного юридического консультирования в вузе, в связи с тем, что у них достаточно часто возникают вопросы, для решения которых требуются специальные юридические знания (по защите прав потребителей, по вопросам стипендиального и другого материального обеспечения, по вопросам, связанным с трудовыми отношениями и др.).
В настоящий момент в вузах не развита полноценная информационная поддержка деятельности юридической клиники по консультированию студентов, а также не сформирована полноценная система по реализации юридического консультирования студентов в вузе. Комплексная система юридического консультирования студентов в вузе еще недостаточно хорошо развита и нуждается в совершенствовании, а также имеет свои достоинства и недостатки. В свою очередь следует особо подчеркнуть, что эффективное функционирование комплексной системы юридического консультирования студентов в вузе возможно благодаря наличию квалифицированного педагогического состава, хорошей материально-технической базы, а также развитому сотрудничеству с государственными и муниципальными органами и общественными организациями.
Внедрение следующих рекомендаций, на наш взгляд, позволит совершенствовать процесс юридического консультирования студентов в системе высшего профессионального образования и повысить его эффективность и результативность: совершенствовать информационное сопровождение деятельности юридической клиники посредством социальных сетей; совершенствовать формы юридического консультирования студентов, например, в дистанционном формате через интернет или по многоканальному телефону (горячей линии); актуализировать внутренние документы образовательной организации, регламентирующие деятельность юридической клиники как структурного подразделения.
Для проверки качества оказанных студентами юридических консультаций и составленных ими документов предлагается не только загружать в имеющуюся систему проекты составленных студентами документов, но и установить на рабочих местах консультантов веб-камеры для записи переговорного процесса. Указанное позволит дисциплинировать как консультантов, так и клиентов, а также выборочно проверять преподавателем качество оказываемых студентами юридических консультаций.
Литература
1. Воскобитова Л.А. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. М. : Дело, 2001. 416 с.
2. Жукова И.А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3. С. 118-127.
3. Кондратенко З.К. Юридическое консультирование в системе профессионального образования // Подготовка педагогических кадров в системе высшего образования: история, современность и перспективы. 2018. С. 54-59.
4. Кондратенко З.К., Арзамасцева Н.Г. Консалтинговые услуги в высшем учебном заведении // Юрист ВУЗа. 2018. № 11. С. 48-51.
5. Лукашеня З.В. Возможности интеграции консалтинга с формами и методами современной коммуникативистики // Современная коммуникативистика. 2016. № 2 (21). С. 71-78.
6. Лукашеня З.В. Консалтинг как педагогическая технология инновационного развития высшего учебного заведения // Гуманитарные технологии в современном мире. Калининград. 2017. С. 22-24.
7. Мейхерн К. Курсы выработки профессиональных навыков адвокатов (фрагменты) // Клиническое юридическое образование. СПб., 2000. С. 132.
8. Саханский Н.Б. Основные виды консультационной деятельности в сфере образования // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография. Тверь, 2017. С. 202-221.
9. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 31-44.
1. Voskobitova L.A. Professional'nye navyki yurista: opyt prakticheskogo obucheniya [Professional legal skills: practical training experience]. Moscow, Delo Publ., 2001, 416 p. (In Russ).
2. Zhukova I.A. Formirovanie professional'noi kompetentnosti yurista v protsesse obucheniya v vuze [The formation of professional competence of lawyers in the educational process]. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics, 2010, no. 3, pp. 118-127. (In Russ).
3. Kondratenko Z.K. Yuridicheskoe konsul'tirovanie v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Legal advice in the vocational education system]. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov v sisteme vysshego obrazovaniya: istoriya, sovremennost' i perspektivy = Teacher Training in Higher Education: History, Modern Times and Prospects, Yoshkar-Ola, 2018, pp. 54-59. (In Russ).
4. Kondratenko Z.K., Arzamastseva N.G. Konsaltingovye uslugi v vysshem uchebnom zavedenii [Consulting services in a higher education institution]. Yurist VUZa = University Lawyer, 2018, no. 11, pp. 48-51. (In Russ).
5. Lukashenya Z.V. Vozmozhnosti integratsii konsaltinga s formami i metodami sovremennoi kommunikativistiki [Possibilities of consulting integration with the forms and methods of modern communication science]. Sovremennaya kommunikativistika = Modern Communication Science, 2016, no. 2 (21), pp. 71-78. (In Russ).
6. Lukashenya Z.V. Konsalting kak pedagogicheskaya tekhnologiya innovatsionnogo razvitiya vysshego uchebnogo zavedeniya [Consulting as a pedagogical technology of innovative development of a higher educational institution]. Gumanitarnye tekhnologii v sovremennom mire = Humanitarian Technologies in the Modern World, Kaliningrad, 2017, pp. 22-24. (In Russ).
7. Meikhern K. Kursy vyrabotki professional'nykh navykov advokatov (fragmenty) [Courses for developing professional skills of lawyers (fragments)]. Klinicheskoeyuridicheskoe obrazovanie = Clinical Legal Education, Saint Petersburg, 2000, p. 132. (In Russ).
8. Sakhansky N.B. Osnovnye vidy konsul'tatsionnoi deyatel'nosti v sfere obrazovaniya [The main types of consulting activities in the field of education]. Psikhologiya professionala: lichnost', deyatel'nost', organizatsiya = Psychology of a Professional: Personality, Activity, Organization, Tver, 2017, pp. 202-221. (In Russ).
9. Sinyukov V.N. Yuridicheskoe obrazovanie v kontekste rossiiskoi pravovoi kul'tury [Legal education in the context of Russian legal culture]. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2009, no. 7, pp. 31-44. (In Russ).
References
Статья поступила в редакцию 15.12.2019 г.; принята к публикации 25.01.2020 г.
Submitted 15.12.2019; revised25.01.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Об авторе
Сабирова Лидия Леонидовна
кандидат юридических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, lls2002@mail.ru
About the author Lidia L. Sabirova
Ph. D. (Law), Associate Professor, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia, lls2002@mail.ru