Научная статья на тему 'Основные методы формирования практических навыков у студентов в системе высшего юридического образования'

Основные методы формирования практических навыков у студентов в системе высшего юридического образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / HIGHER LEGAL EDUCATION / THE FORMATION OF PRACTICAL SKILLS / LEGAL CLINIC / LEGAL ADVICE / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов С. Е.

Введение. Современные образовательные стандарты в системе высшего юридического образования предписывают вузам организовывать для студентов особый вид практики юридическое консультирование. Некоторые вузы учредили юридические клиники буквально в последние годы, а в некоторых они реально работают уже не одно десятилетие. К числу вторых относится юридический факультет Марийского государственного университета, в котором юридическая клиника действует с 1997 года. Цель: определить основные методы формирования практических навыков студентов юридических вузов. Материалы и методы. Основными методами исследования являются наблюдение (автор принимает участие в организации работы юридической клиники Марийского государственного университета), сравнительно-правовой анализ (выражается в сравнении механизмов правового закрепления и функционирования юридических клиник в различных вузах), исторический (заключается в изучении генезиса юридического клинического движения в России). Результаты исследования, обсуждения: в России сложились и успешно функционируют различные модели юридических клиник. Одни функционируют в виде тренингов для студентов, другие сосредоточены на оказании юридической помощи гражданам в конкретных жизненных ситуациях. Одни действую стационарно, например расположены в здании учебного заведения, другие совмещают такую работу с выездами в другие населенные пункты, учреждения социальной защиты и школы. Заключение: проведенное исследование позволяет заключить, что в современной системе высшего юридического образования существуют действенные механизмы, обеспечивающие не только высокий уровень теоретических знаний бакалавров и магистров, но и закрепление на высоком уровне практических навыков, необходимых для решения задач, которые ставит перед нами современность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main methods for the formation of practical skills of students in the system of higher legal education

Modern federal state educational standards in the field of higher legal education pay increased attention not only to the high level of academic knowledge of future lawyers, but also to the professional skills that they must possess. It is no secret that the future employer is more interested not in what the student knows, but in what he knows how effectively he is able to solve the tasks assigned to him. In this regard, the question of how to ensure the mastery of students by professional skills in the field of jurisprudence, and how to implement academic knowledge on a practical plane, is particularly relevant. The curriculum of any law school provides for various types of practices, and a special place is given to the practice of legal counseling (in other words, practice in a legal clinic) a special form of practice in which students learn not only to solve legal problems, but also how to conduct interviews the client (the ability to listen, collect information of a legal nature) and provide legal assistance possible in a particular life situation. In some educational institutions, students undergo the aforementioned practice in the form of business games, trainings, in others in the form of consulting specific citizens with a real legal problem. The student's task is to learn to distinguish between the real and the proper in law, theoretical forms of implementing legislation from practical, existing in reality. This article is devoted to the history of the legal clinical movement in Russia, the forms of organization of the legal clinical training system at a legal university, its role in the formation of the practical skills of a lawyer. Introduction: modern educational standards in the system of higher legal education require universities to organize a special type of practice for students legal advice. Some universities have established legal clinics literally in recent years, and in some they have actually been working for more than a decade. Among the second is the law faculty of Mari State University, in which the legal clinic has been operating since 1997. Purpose: identify the basic methods for the formation of practical skills of students of law schools. Materials and methods: the main research methods are observation (the author takes part in organizing the work of the legal clinic of Mari State University), comparative legal analysis (expressed in comparing the mechanisms of legal consolidation and functioning of legal clinics in different universities), historical (consists in studying the genesis of the legal clinical movement in Russia. Results, discussion: in Russia, various models of legal clinics have developed and are successfully operating. Some function in the form of trainings for students, while others focus on providing legal assistance to citizens in specific life situations. Some of them are stationary, for example, they are located in the building of the educational institution, others combine such work with trips to other settlements, social protection institutions and schools. Conclusion: the study allows us to conclude that in the modern system of higher legal education there are effective mechanisms that provide not only a high level of theoretical knowledge of bachelors and masters, but also the consolidation at a high level of practical skills necessary to solve the problems that confront us.

Текст научной работы на тему «Основные методы формирования практических навыков у студентов в системе высшего юридического образования»

УДК 349

DOI: 10.30914/2411 -3522-2019-5-4-414-418

Основные методы формирования практических навыков у студентов

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С. Е. Михайлов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. Современные образовательные стандарты в системе высшего юридического образования предписывают вузам организовывать для студентов особый вид практики - юридическое консультирование. Некоторые вузы учредили юридические клиники буквально в последние годы, а в некоторых они реально работают уже не одно десятилетие. К числу вторых относится юридический факультет Марийского государственного университета, в котором юридическая клиника действует с 1997 года. Цель: определить основные методы формирования практических навыков студентов юридических вузов. Материалы и методы. Основными методами исследования являются наблюдение (автор принимает участие в организации работы юридической клиники Марийского государственного университета), сравнительно-правовой анализ (выражается в сравнении механизмов правового закрепления и функционирования юридических клиник в различных вузах), исторический (заключается в изучении генезиса юридического клинического движения в России). Результаты исследования, обсуждения: в России сложились и успешно функционируют различные модели юридических клиник. Одни функционируют в виде тренингов для студентов, другие сосредоточены на оказании юридической помощи гражданам в конкретных жизненных ситуациях. Одни действую стационарно, например - расположены в здании учебного заведения, другие совмещают такую работу с выездами в другие населенные пункты, учреждения социальной защиты и школы. Заключение: проведенное исследование позволяет заключить, что в современной системе высшего юридического образования существуют действенные механизмы, обеспечивающие не только высокий уровень теоретических знаний бакалавров и магистров, но и закрепление на высоком уровне практических навыков, необходимых для решения задач, которые ставит перед нами современность.

Ключевые слова: образование, высшее юридическое образование, формирование практических навыков, юридическая клиника, юридическое консультирование, правовое просвещение.

The main methods for the formation of practical skills of students

IN THE SYSTEM OF HIGHER LEGAL EDUCATION

S. E. Mikhailov

Mari State University, Yoshkar-Ola

Modern federal state educational standards in the field of higher legal education pay increased attention not only to the high level of academic knowledge of future lawyers, but also to the professional skills that they must possess. It is no secret that the future employer is more interested not in what the student knows, but in what he knows how effectively he is able to solve the tasks assigned to him. In this regard, the question of how to ensure the mastery of students by professional skills in the field of jurisprudence, and how to implement academic knowledge on a practical plane, is particularly relevant. The curriculum of any law school provides for various types of practices, and a special place is given to the practice of legal counseling (in other words, practice in a legal clinic) - a special form of practice in which students learn not only to solve legal problems, but also how to conduct interviews the client (the ability to listen, collect information of a legal nature) and provide legal assistance possible in a particular life situation. In some educational institutions, students undergo the aforementioned practice in the form of business games, trainings, in others - in the form of consulting specific citizens with a real legal problem. The student's task is to learn to distinguish between the real and the proper in law, theoretical forms of implementing legislation from practical, existing in reality. This article is devoted to the history of the legal clinical movement in Russia, the forms of organization of the legal clinical training system at a legal university, its role in the formation of the practical skills of a lawyer. Introduction: modern educational standards in the system of higher legal education require universities to organize a special type of practice for students - legal advice. Some universities have established legal clinics literally in recent years, and in some they have actually been working for more than a decade. Among the second is the law faculty of Mari State University, in which the legal clinic has been operating since 1997. Purpose: identify the basic methods for the formation of practical

© Михайлов С. Е., 2019

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4

skills of students of law schools. Materials and methods: the main research methods are observation (the author takes part in organizing the work of the legal clinic of Mari State University), comparative legal analysis (expressed in comparing the mechanisms of legal consolidation and functioning of legal clinics in different universities), historical (consists in studying the genesis of the legal clinical movement in Russia. Results, discussion: in Russia, various models of legal clinics have developed and are successfully operating. Some function in the form of trainings for students, while others focus on providing legal assistance to citizens in specific life situations. Some of them are stationary, for example, they are located in the building of the educational institution, others combine such work with trips to other settlements, social protection institutions and schools. Conclusion: the study allows us to conclude that in the modern system of higher legal education there are effective mechanisms that provide not only a high level of theoretical knowledge of bachelors and masters, but also the consolidation at a high level of practical skills necessary to solve the problems that confront us.

Keywords: education, higher legal education, the formation of practical skills, legal clinic, legal advice, legal education.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты в сфере высшего юридического образования уделяют повышенное внимание не только высокому уровню академических знаний будущих юристов, но и тем профессиональным навыкам, которыми они должны владеть. Ведь не секрет, что будущего работодателя в большей степени интересует не то, что студент знает, а то, что он умеет, насколько эффективно он способен решать поставленные перед ним задачи. В связи с этим особенно актуальным является вопрос, как обеспечить овладение студентами профессиональными умениями и навыками в области юриспруденции, как академические знания реализовать в практической плоскости [7, с. 144]. Решить данную задачу призвана организация особой формы практики для студентов - юридическое консультирование или - другими словами - практика в юридической клинике [3, с. 82-95].

Первая в России юридическая клиника возникла при Казанском государственном университете в 40-х годах XIX века. Ее создателем был известный цивилист Дмитрий Иванович Мейер, который в своих трудах обосновывал необходимость формирования именно практических навыков у будущих юристов [5, с. 42].

Юридическая клиника в Казани действовала около 10 лет. Не имея официального статуса и источников финансирования, клиника после смерти Д. И. Мейера в 1856 году прекратила свое существование. Затем, в течение длительного периода времени, такая форма обучения студентов в России не практиковалась. Однако она успешно реализовывалась многими западными и в первую очередь американскими вузами, где

студенты по результатам конкурсного отбора или в качестве особого поощрения за отличную успеваемость получают право стажироваться в фирмах, специализирующихся на оказании юридических услуг. И только в 1990-е годы в России снова заговорили о внедрении в систему высшего образования такой формы практики для студентов. Одним из первых таких вузов, пионером в области российского юридического клинического обучения стал юридический факультет Марийского государственного университета.

В декабре 1996 года проект, представленный на конкурс Программы малых грантов «Гражданское общество», выиграл грант Фонда Форда, что дало финансовую возможность для создания при юридическом факультете МарГУ юридической клиники.

24 марта 1997 года в юридической клинике факультета был принят первый клиент, которому была оказана правовая помощь. На тот период материальная база юридической клиники была ограничена двумя компьютерами, матричным принтером и ксероксом.

В учебном плане любого юридического вуза предусмотрены различные виды практик, и особое место среди них отводится практике по юридическому консультированию - особой форме практики, в рамках которой студенты учатся не столько решать правовые проблемы, сколько уметь проводить интервьюирование клиента (умение выслушать, собрать информацию правового характера) и оказать возможную в конкретной жизненной ситуации правовую помощь.

В некоторых учебных заведениях студенты проходят названную практику в форме деловых игр, тренингов, в других - в форме консультирования конкретных граждан с реальной правовой проблемой. К числу вторых относится юридическая клиника Марийского государственного университета.

С 1 сентября 1997 года клиническая практика впервые в системе высшего юридического образования была включена в учебный план факультета, то есть стала обязательной для всех студентов. Таким образом, университет обеспечивает одинаковый уровень подготовки всех будущих юристов. Спустя два года Приказом Министерства образования РФ №433 от 30 сентября 1999 года «О правовых консультациях (правовых клиниках) для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров»1 была поддержана инициатива клинического обучения.

С 11 марта 1999 года, наряду с работой в стационарных условиях, клиника приступила к выездным правовым консультациям в сельских районах республики. В настоящее время юридическая клиника МарГУ принимает участие в реализации Программы развития ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет на период 2017-2021 гг. и Республиканской программы «Правовое просвещение граждан в Республике Марий Эл» на 2020-2022 годы2, в рамках которых запланированы выездные мероприятия в сельские районы республики для осуществления бесплатного юридического консультирования и выступления в школах на правовую тематику. Цель таких мероприятий - обеспечение конституционного права граждан на равный доступ к бесплатной юридической помощи [9, с. 66; 6, с. 82]. Также с 2015 г. юридическая клиника Марийского государственного университета принимает активное участие в правовом сопровождении деятельности органов территориального общественного самоуправления [8, с. 62-68].

1 О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров. Приказ Минобразования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 1999. № 11.

2 О республиканской программе «Правовое просвещение граждан в Республике Марий Эл» на 2020-2022 годы. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 сентября 2019 г. № 278 // Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл

(марийэл.рф) 17 сентября 2019 г.

Работу юридической клиники невозможно представить без преподавателей, оказывающих неоценимую помощь в организации ее работы. Успех работы клиники кроется в тесном сотрудничестве преподавателей и студентов, так как все документы, составляемые студентами, проходят через руки преподавателей. Преподаватели не только проверяют составленные документы на их соответствие законодательству, но могут также посоветовать, как наиболее грамотно использовать юридическую терминологию, каким образом поступить в той или иной спорной ситуации. Все преподаватели клиники - специалисты с большим практическим опытом работы, что позволяет им оказывать квалифицированную помощь студентам в консультировании граждан. Таким образом, юридическая клиника, будучи элементом негосударственной системы бесплатной юридической помощи [1, с. 51-54], гарантирует высокое качество оказываемых населению правовых услуг. Более того, стажировка студентов в юридической клинике впоследствии способствует их скорейшему трудоустройству по юридической специальности и обеспечивает высокую конкурентоспособность на рынке труда3.

Работая в клинике, студенты учатся грамотно составлять различные виды юридических документов: договоры, исковые заявления, апелляционные, кассационные, надзорные жалобы. Знания и богатый практический опыт преподавателей-кураторов - вот залог востребованности и популярности юридической клиники среди жителей республики.

Некоторые авторы высказываются за то, чтобы юридические клиники оказывали свои услуги на платной основе. С такой позицией нельзя согласиться в полной мере, поскольку следует учитывать, что, во-первых, в юридическую клинику обращаются наименее социально защищенные категории населения, рассчитывающие именно на бесплатную юридическую помощь, и, во-вторых, эта помощь оказывается не сотрудниками учебного заведения, а студентами, то есть лицами, не имеющими диплома о высшем

3 Интервью с заместителем декана по учебной работе юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, к. ю. н. Романовым С. «Опыт практической работы студенты могут получить и без отрыва от учебы, например - в юридических клиниках». URL: http://www.garant.ru/interview/924904/ (дата обращения 1.12.2019).

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4

образовании, по особым правилам, отличающимся от правил работы платных юридических консультаций [9].

До сих пор неразрешенным остается вопрос и о статусе юридических клиник, а именно, почему клиники государственных вузов отнесены законодателем к негосударственной системе бесплатной юридической помощи [6, с. 70-74].

Автору представляется, что данный вопрос требует отдельного рассмотрения.

В заключение можно отметить, что юридическая клиника, как особая форма организации практики студентов юридического вуза, заняла прочное место в системе бесплатной юридической помощи.

Литература

1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (постатейный). М. : Юстицинформ. 2014.

2. Зеновина В. Эксперты считают, что услуги юридических клиник при вузах следует сделать платными (ГАРАНТ.РУ, 28 апреля 2017 г.). URL: http://www.garant.ru/news/1107644/ (дата обращения 1.12.2019).

3. Коробко К.И. Юридическая клиника как механизм формирования практических навыков у студентов, обучающихся по юридической специальности // Образование и право. Январь-февраль, 2015. № 1-2.

4. Кушарова М.П. Организационно-правовые вопросы деятельности студенческой юридической клиники // Вестник Омской юридической академии. 2018. № 1.

5. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань. 1855.

6. Михайлов С.Е. Реализация конституционного права граждан на бесплатную юридическую помощь в контексте деятельности юридических клиник (на примере Марийского государственного университета) // Конституции Российской Федерации 25 лет : сборник материалов международной научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола : Принтекс, 2019.

7. Михайлов С.Е. Актуальные вопросы правового обеспечения деятельности органов территориального общественного самоуправления: опыт марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола // Актуальные проблемы юридических наук: материалы научной конференции по итогам НИР профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов за 2016 год / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2017.

8. Осипов М.Ю. К вопросу о создании научных юридических клиник в России // Журнал российского права. 2016. № 10.

9. Улимаев Р.Ю. Роль юридических клиник при образовательных организациях высшего образования в деле обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 3.

References

1. Borisov A.N. Commentary to the Federal Law of November 21, 2011. No. 324 «On Free Legal Aid in the Russian Federation» (article by article). Moscow, Justicinform. 2014. (In Russ.).

2. Zenovina V. Experts believe that the services of legal clinics at universities should be paid (GARANT.RU, April 28, 2017). Available at: http://www.garant.ru/news/1107644/ (1.12.2019). (In Russ.).

3. Korobko K.I. Legal clinic as a mechanism for the formation of practical skills of students studying in the legal specialty. Education and Law, January-February, 2015, no. 1-2. (In Russ.).

4. Kusharova M.P. Organizational and legal issues of the student legal clinic. Bulletin of the Omsk Law Academy. 2018, no. 1, (In Russ.).

5. Meyer D.I. On the importance of practice in the system of modern legal education. Kazan, 1855. (In Russ.).

6. Mikhailov S.E. The implementation of the constitutional right of citizens to free legal aid in the context of the activities of legal clinics (for example, Mari State University). The Constitution of the Russian Federation 25 years: a collection of materials of an international scientific and practical conference, Mar. state un-t. Yoshkar-Ola, Printex, 2019. (In Russ.).

7. Mikhailov S.E. Actual issues of legal support for the activities of bodies of territorial public self-government: the experience of the Mari State University, Yoshkar-Ola. Actual problems of legal sciences: materials of a scientific conference following the results of research by faculty, research staff and graduate students for 2016, Mar. state un-t, Yoshkar-Ola, 2017. (In Russ.).

8. Osipov M.Yu. To the question of creating scientific legal clinics in Russia. Journal of Russian Law, 2016, no. 10. (In Russ.).

9. Ulimaev R.Yu. Rol' yuridicheskikh klinik pri obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya v dele obespecheniya podgotovki vysokokvalifitsirovannykh kadrov dlya organov vnutrennikh del [The role of legal clinics in the educational institutions of higher education in ensuring preparation of highly qualified personnel for the affairs bodies]. Vestnikh Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Vestnik Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, no. 3. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 4.12.2019 г.; принята к публикации 21.12.2019 г.

Submitted 4.12.2019; revised 21.12.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The authors has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Михайлов С.Е. Основные методы формирования практических навыков у студентов в системе высшего юридического образования // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 414-418. DOI: 10.30914/2411-35222019-5-4-414-418

Об авторе

Михайлов Сергей Евгеньевич

старший преподаватель, кафедра общеправовых дисциплин, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCID ГО: 0000-00018261-9971, sergey0583@mail.ru

Citation for an article:

Mikheeva T.N., Boiarintseva I.A. The main methods for the formation of practical skills of students in the system of higher legal education. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law ". 2019, vol. 5, no. 4, pp. 414-418. DOI: 10.30914/24113522-2019-5-4-414-418 (In Russ.).

About the author Sergey E. Mikhailov

Senior Lecturer, Department of General Legal Disciplines, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID: 0000-0001-8261-9971, sergey0583@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.