Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/05PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Глузман Ю.В., Муллаширов Р.Н. Юридическая клиника как метод практического обучения будущих юристов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gluzman Iu.V., Mullashirov R.N. (2019). Law clinic as a method of practical training for future lawyers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN519.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.07
Глузман Юлия Валериевна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Симферополь, Россия Заведующая кафедрой «Социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения»
Доктор педагогических наук, доцент E-mail: yuliya7bog@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6808-6993 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=814161 Researcher ID: http://www.researcherid. com/rid/I-9375-2018 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/X-5565-2019
Муллаширов Руслан Нариманович
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Крымский филиал, Симферополь, Россия Старший преподаватель E-mail: mullashirov.ruslan@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7922-7045 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=946985 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/X-5027-2019
Юридическая клиника как метод практического обучения будущих юристов
Аннотация. В статье рассматривается сущность юридической клиники как формы интерактивного обучения будущих юристов в образовательном процессе Крымского филиала Российского государственного университета правосудия. В связи с тем, что будущему юристу в процессе обучения необходимо научиться понимать и оценивать деятельность, происходящую в судах, правоохранительных органах, органах управления и т. д., взаимодействовать с участниками правовых взаимоотношений, другими словами, воспринимать право не как набор теоретических знаний, но и как «живое», динамично изменяющееся явление, - крайне эффективным практическим методом является юридическая клиника.
Авторами представлена позиция отечественных и зарубежных ученых по использованию возможностей юридической клиники как структурного подразделения, созданного с целью обучения и выработки у будущих юристов практических навыков к выполнению профессиональных задач, к осуществлению профессионального взаимодействия с клиентами.
https:// mir-nauki. com
Юридическая клиника в независимости от политики каждого государства выполняет две основные задачи: образовательную и социальную. Важно отметить, что в зарубежных практиках юридическая клиника выступает как метод клинической подготовки будущих юристов, т. к. сначала используется симуляционная работа с воображаемым пациентом, моделирование упражнений, видео-демонстрация, а потом только начинается работа с реальными клиентами.
Анализ и описание практического опыта проведено в рамках диссертационного исследования.
Материалы статьи могут быть использованы преподавателями вузов при подготовке будущих специалистов направления «Юриспруденция», а также специалистами юридических центров, консультаций, клиник и др.
Ключевые слова: юридическое образование; юридическая клиника; клинический метод; метод обучения; взаимодействие; юрист; практические навыки работы
В современном обществе профессия юриста является одной из самых востребованных и представлена во всех сферах жизнедеятельности человека. Юридическое образование в современной России постоянно прогрессирует и модернизируется в соответствие с уровнем развития потребностей и интересов общества. Востребованность юриста напрямую связана с уровнем его профессиональных знаний, умений и навыков. Недаром в Древнем Риме говорили, что какие юристы, такое и право. А, следовательно, какие будут юристы, во многом определяет система и содержание юридического образования. Профессиональная подготовка юристов -это многогранная и сложная задача, стоящая сегодня перед высшим юридическим образованием. С учетом мировой практики решать данную задачу рационально путем внедрения инновационных технологий - интерактивных форм обучения, среди которых важное место занимает юридическая клиника.
В современной России деятельность юридических клиник впервые была регламентирована приказом Министерства образования от 5 октября 1999 года № 433 «О правовых консультациях («правовые клиники») 1 . В настоящее время деятельность юридических клиник регулируется статьей 23 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»2.
Очевидно, что будущему юристу в процессе обучения необходимо научиться понимать и оценивать деятельность, происходящую в судах, правоохранительных органах, органах управления и т. д., взаимодействовать с участниками правовых взаимоотношений, другими словами, воспринимать право не как набор теоретических знаний, но и как «живое», динамично изменяющееся явление. Все это позволяет сделать юридическая клиника.
Различные подходы в юридической клинике имеют свои преимущества и недостатки. Важно отметить, что индивидуальные навыки студентов быстрее формируются, когда они несут ответственность за реальный случай. Понимание того, как судебная система затрагивает
1 Приказ Минобразования РФ «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров от 30.09.1999 № 433 (ред. от 01.03.2004) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=311266#09838330172894287 - Загл. с экрана. -Яз. рус.
2 Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Страница 2 из 8
05PDMN519
реальных людей, может дать глубокое осознание необходимости практических знаний. Моделирование ситуаций может быть разработано так, чтобы обучающиеся работали в одиночку или в группах. Для студентов практически невозможно избежать активного участия в работе юридической клиники.
Использование симуляций обеспечивает значительную степень контроля над опытом каждого студента и позволяет разработчику курса обеспечить прогрессивный опыт в течение определенного периода времени. Студенты, делясь своим опытом могут коллективно размышлять над ситуацией, предоставляя друг другу отзывы о своих выступлениях и в итоге развивая способность использовать друг друга в качестве учебного ресурса. И наконец, студенты обычно получают удовольствие от своего обучения, и это повышает вероятность того, что результаты этого обучения останутся востребованными.
Как видим, положительные стороны юридической клиники как практического метода профессиональной подготовки студентов говорят о необходимости более активного ее использования в высшей школе.
В интерактивном обучении студенты учатся взаимодействовать с другими людьми, принимать важные решения, критически мыслить и решать сложные практические задачи на основе определенных данных и обстоятельств. Иными словами, интерактивное обучение - это обучение через опыт личного выполнения практических профессионально направленных действий.
В сфере юридического образования в основе интерактивных форм обучения лежит реализация юридической практики, благодаря которой студенты уже в вузе реализуют свои теоретические знания на практике. Отечественные ученые (Артемьева М.А [1], Белякова Е.В. и Довгая Ю.Л. [2], Данилов Ю.В. [3], Котряхов Н.В. [4], Нахова Е.А. [5], Портянкина С.П. [6], Ситникова К.О. [4], Слепченко Е.В. [5], Худойкина Т.В. [7]) отмечают, что среди интерактивных методов обучения будущих юристов ключевое место занимает юридическая клиника как инновационная форма обучения. Зарубежные ученые (M.M. Meghdadi и A.E. Nasab [8], N.J. Duncan [9], C. Bartoli [10], L.Z. Way и L.O.-E. Omoyemen [11]) делают акцент на том, что юридические клиники университетов не только дают возможность студентам приобрести практический опыт, но и играют важную роль в решении проблем в области прав человека.
Согласно исследованиям зарубежных ученых (Du Plessis M.A., Carpenter A.E., Lomowski D., Koci А., Krupová, T., Mark A., Shanahan C.F., Selbin J., Wilson R.J., Winkle E., Zima M.), юридическая клиника - это:
1. некоммерческая юридическая практика, обычно защищающая общественные интересы клиента или группы в обществе, которые находятся в уязвимом положении [12; 13];
2. среда обучения, где студенты выявляют, исследуют и применяют знания в обстановке, которая копирует, по крайней мере частично, мир, в котором это практикуется [14; 15];
3. программа юридической школы, предоставляющая практический опыт юристам и бесплатные услуги различным клиентам, где студенты работают неполный рабочий день в реальных условиях оказания юридических услуг [16];
4. метод обучения, предназначенный для обучения студентов основополагающим навыкам и ценностям практикующих адвокатов, представляя клиентов под руководством преподавателей [17];
5. учреждение юридической школы, которое предоставляет бесплатные услуги населению, одновременно обучая своих студентов клинической юридической практике [18];
6. добровольная форма обучения в заключительном году программы обучения [19];
7. легальный метод обучения, основанный на опыте обучения, способствующий росту знаний, личных навыков и ценностей, а также содействию социальной справедливости и включающий формальные и неформальные образовательные программы, которые используют практически-ориентированные, личностно-ориентированные, проблемные, общинные и интерактивные методы обучения [10].
Стоит отметить, что в отечественном опыте исторически сложилось, что еще в 1901 году в научной статье «О юридических клиниках» профессора А.И. Люблинского, впервые обозначаются основные цели, принципы деятельности юридических клиник в России. Данная статья содержит следующие постулаты, не устаревшие и в настоящее время:
1. в юридические клиники могут обращаться все, кто нуждается в правовой помощи, которая предоставляется на бесплатной и безвозмездной основе;
2. в связи с тем, что юридическая помощь осуществляется студентами под руководством преподавателя, она не должна выходить за пределы образовательного процесса, так как данные лица еще не являются дипломированными специалистами;
3. юридические клиники - это своеобразный вид благотворительности, так как основную часть обратившихся за помощью людей составляют материально нуждающееся население;
4. так как для деятельности в юридических клиниках необходимо обладать высоким уровнем теоретической подготовки, то применение формы обучения является рациональной лишь для студентов-старшекурсников [20].
Направленность деятельности любой юридической клиники, как правило, имеет два вектора - обучение и практическую деятельность. Так деятельность юридической клиники Крымского филиала Российского государственного университета правосудия (РГУП), являющаяся структурным подразделением университета, осуществляется по двум ключевым направлениям: интерактивное обучение и оказание правовой помощи гражданам.
Обучение в юридической клинике Крымского филиала РГУП проходят обучающиеся старших курсов бакалавриата, а также магистры. Программа данного интерактивного метода включает в себя следующие этапы:
• теоретическое обоснование клинического обучения;
• функциональные обязанности и правила работы в юридической клинике;
• делопроизводство (оформление процессуальных документов);
• интервьюирование клиента (предусматривает первичный прием граждан и опрос по представленному вопросу);
• анализ дела и выработка позиции по делу;
• осуществление юридического консультирования;
• выработка навыков профессиональной этики и профессиональной техники [21]. Страница 4 из 8
Важно отметить, что зарубежная практика функционирования юридической клиники включает такие направления как:
• проведение интервью с клиентами, обращающимися за юридической консультацией и информацией о правах человека [9];
• проведение исследований по реальным делам [10];
• помощь женщинам, ставшим жертвами насилия [13];
• участие в профессиональных семинарах по таким темам, как права детей, права женщин и трудовые права [13];
• участие в судебных процессах по изучению процессуального права и подготовке доклада [15];
• участие в летней школе в программе «Уличное право» (юридическая клиника Университета Мофид, Иран) [8].
Одним из результатов участия студентов в деятельности юридической клиники должно стать умение проведения коротки учебных курсов по правам человека для людей в различных сферах жизни общества, особенно в религиозных центрах, мечетях, фермах, на фабриках и в школах [8].
Обучение в клинике Крымского филиала РГУП нацелено не только на выработку профессиональных, но и на развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации (профессиональная тактика и стратегия).
В ходе обучения студенты оказывают юридическую помощь, ориентированную на конкретный субъект и на решение определенной правовой ситуации. Процесс, осуществляемый студентом, начинается с интервьюирования и завершается юридическим консультированием (составлением юридических документов).
Студент, который проходит обучение в клинике выполняет все действия самостоятельно. Контроль преподавателя (руководителя) осуществляется лишь при оказании юридической помощи гражданам на этапе анализа дела и выработки аргументированных позиций по делу. Деятельность студентов-клиницистов курируется преподавателями на основе отраслевой принадлежности той или иной проблемы. Так в Крымском филиале, юридическая помощь в клинике, предоставляется по следующим направлениям: конституционное право, налоговое право, трудовое право, гражданское право, уголовное право, семейное право, наследственное право, административное право, право социального взаимодействия, жилищное право и военное право.
Работа с гражданами Крымского филиала осуществляется непосредственно в приемной юридической клинике, где студенты оказывают следующие виды бесплатных юридических услуг: письменные и устные юридические консультации, составление юридических документов (справка, ходатайство, договор), составление процессуальных документов (кассационная жалоба, исковое заявление, претензия, встречный иск). Также работа клиники осуществляется в выездном формате. Студенты университета осуществляют выездные семинары и конференции по повышению правовой грамотности населения и оказанию бесплатной юридической помощи.
В процессе своей деятельности юридическая клиника Крымского филиала РГУП тесно сотрудничает с органами судебной власти Республики Крым, органами государственной власти Республики Крым, коллегией адвокатов Республики Крым, прокуратурой Республики Крым и т. д.
Таким образом, при использовании метода клинического юридического образования студент следует от теории к практике, так как без наличия соответствующих теоретических знаний он не может предоставить квалифицированную юридическую помощь. Обучение в клинике дает возможность студенту решать реальные правовые задачи, что позволяет ему приобрести практический опыт профессиональной деятельности и выявить в себе недостатки теоретических знаний в той или иной правовой сфере. Юридическая клиника как метод интерактивного обучения позволяет студентам-юристам практически реализовать полученные знания, навыки и применять закон в реальной профессиональной ситуации.
На основе анализа деятельности юридической клиники Крымского филиала РГУП уместно отметить, что работа клиники не ограничивается лишь выработкой профессионального навыка у студентов по предоставлению бесплатной юридической помощи населению, она также нацелена на формирование навыков и готовности к социальному взаимодействию будущих юристов в профессиональной деятельности, так как большая часть вопросов, с которой обращаются граждане, касаются не сугубо правовых, а социально-правовых взаимоотношений.
Использование клинических методов юридического образования обеспечивает эффективный метод решения ряда наших проблем в профессиональном юридическом образовании. Юридическая клиника - это наиболее мощный опыт, в котором действует закон, эффективный способ развития передаваемых и специфических профессиональных навыков, и она обеспечивает прочную основу для этической практики. Этот практический метод обучения работает наиболее эффективно, когда он подкреплен встроенными требованиями к рефлексии и студенты берут на себя некоторую ответственность за собственное обучение.
Таким образом, сущность юридической клиники как интерактивного метода обучения юристов, представленной в форме организационной структуры, заключается в осуществлении клинического юридического обучения, позволяющего студентам приобретать практические (профессиональные) навыки на «живых» делах и «реальных» правовых проблемах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева М.А. Проблема профессионального воспитания будущих юристов в образовательном процессе вуза // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/119PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Белякова Е.В., Довгая Ю.Л. Обучение в юридической клинике как метод формирования профессиональной культуры юриста // В сборнике: Формирование профессиональной культуры специалистов социальной и образовательной сфер материалы международной научно-практической конференции. редакционная коллегия: А.П. Орлова ответственный редактор, С.А. Моторов, Г.А. Качан, Ю.И. Венгер. - Издательство: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (Витебск), 2007. - С. 223-225.
3. Данилов Ю.В. Интерактивные формы и методы обучения юристов. юридическая клиника // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2007. - № 18. - С. 101-110.
4. Ситникова К.О., Котряхов Н.В. Обучающая функция юридической клиники // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № 12. - С. 1 -10.
5. Слепченко Е.В., Нахова Е.А. Юридическая клиника как инновационный метод обучения // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2012. - № 3 (16). - С. 98-100.
6. Портянкина С.П. Юридическая клиника - метод юридического образования // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 6 (64). - С. 8-12.
7. Худойкина, Т.В. Бесплатная квалифицированная юридическая помощь в России: теоретические и практические проблемы // Т.В. Худойкина // Журнал Сибирского федерального университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 6. - № 14. -С. 11-17.
8. Meghdadi M.M., Nasab A.E. The role of legal clinics of law schools in human rights education // Procedia Social and Behavioral Science. - 2011. - No.15. - рр. 3014-3017.
9. Duncan, N.J. Ethical practice and clinical legal education. International Journal of Clinical Legal Education. - 2005. - 7. - pp. 7-19.
10. Bartoli C. Legal clinics in Europe: for a commitment of higher education in social justice. Special issue. - Diritto & Questioni Pubbliche, 2016 - 100 р.
11. Way L.Z., Omoyemen L.O.-E. The Impact of Clinical Legal Education Curriculum and Delivery on Students Performance: A Case Study of the Nigerian Law School // Asian Journal of Legal Education. Paper presented at 6th GAJE Worldwide Conference (Valencia, Spain, July 11-15, 2011). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gaje.org/wp-content/uploads/2011/06/RESEARCH-FINDINGS.pdf -Загл. с экрана. Яз. англ.
12. Du Plessis M.A. Clinical legal education: Determining the mission and focus of a university law clinic and required outcomes, skills & values // De Jure. - 2015. - 48(2).
- рр. 312-327.
13. Lomowski D. The Legal Clinics: The Idea, Organization, Methodology. - The Legal Clinics Foundation: Warsaw. - 2005. - 265 р.
14. Krupova, T., Zima M. Street Law and Legal Clinics as Civic Projects: Situation in the Czech Republic // Onati Socio-legal Series 2017. - 7 (8). - рр. 1647-1660.
15. Du Plessis M.A. Clinical legal education models: Recommended assessment regimes // Potchefstroom Electronic Law Journal. - 2015. - vol.18. - Nx7. - pp. 2778-2802.
16. Wilson R.J. Legal Aid and Clinical Legal Education in Europe and the USA: Are They Compatible? / Outsourcing Legal Aid in the Nordic Welfare States. -2017. - pp. 263285.
17. Shanahan C.F., Selbin J., Mark A., Carpenter A.E. Measuring Law School Clinics // Tulane Law Review. - 2018. - Vol.92. - No 3. - рр. 547-586.
18. Winkle E. Clinical Legal Education: A report on the concept of law clinics [Электронный ресурс] Режим доступа: https://law.handels.gu.se/digitalAssets/1500/1500268_law-clinic-rapport.pdf - Загл. с экрана. Яз. англ.
19. Koci А. Clinical Education, the lessons learned from practical applications // Academicus - International Scientific Journal. - 2015. - рр. 154-161 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.academicus.edu.al/nr11/Academicus-MMXV-11-154-161.pdf - Загл. с экрана. Яз. англ.
20. Люблинский А.И. О юридических клиниках. Российское понимание термина «юридическая клиника» // А.И. Люблинский // Журнал Министерства Юстиции.
- 1901. - Кн. 1. - С. 175-181.
21. Глузман Ю.В. Практическая подготовка студентов в рамках сетевой магистерской программы // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2018. - № 1 (41). -С.135-141.
https:// mir-nauki. com
Gluzman Iuliia Valerievna
V.I. Vernadsky Crimean federal university, Simferopol, Russia
E-mail: yuliya7bog@gmail.com
Mullashirov Ruslan Narimanovich
Russian state university of justice Crimean branch, Simferopol, Russia E-mail: mullashirov.ruslan@yandex.ru
Law clinic as a method of practical training for future lawyers
Abstract. The article considers the essence of the legal clinic as a form of interactive training for future lawyers in the educational process of the Crimean branch of the Russian State University of Justice. Due to the fact that the future lawyer in the training process needs to learn to understand and evaluate the activities that take place in courts, law enforcement agencies, administrative bodies, etc., interact with participants in legal relationships, in other words, perceive the law not as a set of theoretical knowledge, but also as a "living", dynamically changing phenomenon, a legal clinic is an extremely effective practical method.
The authors presented the position of domestic and foreign scholars on using the capabilities of the legal clinic as a structural unit created with the aim of training and developing practical skills for future lawyers in fulfilling professional tasks and in implementing professional interaction with clients.
The legal clinic, regardless of the policy of each state, performs two main tasks: educational and social. It is important to note that in foreign practices the legal clinic acts as a method of clinical preparation of future lawyers, as first, simulation work with an imaginary patient, exercise modeling, video demonstration is used, and then work with real clients only begins.
Analysis and description of practical experience was carried out as part of a dissertation research.
The materials of the article can be used by university teachers in the preparation of future specialists in the field of "Law", as well as specialists from legal centers, consultations, clinics, etc.
Keywords: legal education; legal clinic; clinical method; training method; interaction; lawyer; practical skills