деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских
судов и судов смешанного (река — море) плавания.
Наличие таких ограничений представляется оправданным, так как они направлены на защиту интересов и социально-трудовых прав работников.
Библиографический список
Анюхина И. В., Родионова Е. В. Мобильность трудовых ресурсов и транснационализация трудовых отношений: подходы российского законодателя. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
Болдырев В. А. Договор о предоставлении труда персонала: правовая природа и элементы. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Кривой Я. В. Правовое регулирование заемного труда. Гомель, 2007.
Нуртдинова А. Ф. Заемный труд: особенности организации и возможности правового регулирования // Хозяйство и право. 2004. № 9.
Степанов Д. И. Услуги как объект гражданских прав. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Чесалина О. В. Юридическая природа договора о предоставлении труда работников. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Чукреев А. А. Совершенствование правового регулирования заемного труда в России. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: науч.-практ. изд. М., 2006.
К вопросу о создании научных юридических клиник
в России
ОСИПОВ Михаил Юрьевич, старший научный сотрудник Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, кандидат юридических наук
300028, Россия, г. Тула, ул. Болдина, 98
E-mail: [email protected]
Совершенствование российского юридического образования — это актуальная проблема, стоящая перед российской юридической наукой. Одним из важнейших направлений здесь является развитие сети юридических клиник при высших учебных заведениях юридического профиля. В настоящей статье анализируются особенности правового регулирования общественных отношений в сфере создания и деятельности юридических клиник. Выявлены пробелы и недостатки правового регулирования работы юридических клиник, противоречия в действующем законодательстве. В частности, с одной стороны, целью деятельности юридической клиники является развитие юридических навыков у студентов вуза и навыков консультирования, а с другой стороны, предполагается лишь добровольность участия в работе клиники студентов вуза. Показаны пути разрешения данного противоречия, в том числе посредством организации практики студентов в юридической клинике. Отмечены возможность и необходимость усиления научной составляющей в работе юридических клиник, включая создание так называемых научных юридических клиник, которые оказывают правовую помощь не только населению, но и органам законодательной, исполнительной и судебной власти в сфере совершенствования законодательства и практики его применения.
Ключевые слова: юридическая клиника, образовательные организации, юридическое образование, наука, правотворчество, правоприменение, органы государственной власти.
The Question of the Establishment of a Scientific Legal Clinics in Russia
M. Yu. OSIPOV, candidate of legal sciences
Institute of Jurisprudence and Management of the All-Russian Police Association
98, Boldin st., Tula, Russia, 300028
E-mail: [email protected]
The problem of improvement of the Russian legal education is one of the topical issues facing the Russian legal science. One of the most important directions of the improvement of the Russian legal education is the development of a network of legal clinics under higher educational institutions of legal profile. The present article contains the analysis of the legal regulation peculiarities of the public relations in the field of establishing and activities of legal clinics. Gaps and lacks of legal regulation of work of legal clinics were identified, in particular statutory conflict which on the one hand aimed at the development of legal skills of students, as well as counselling skills, on the other hand — the voluntary participation of the students in the work of the clinic. The author shows the ways to resolve this conflict, including arranging of the students' practice at the legal clinic, shows the possibility and the need to strengthen the scientific component of legal clinics work, including establishment of so-called scientific legal clinics which will provide legal assistance not only to the general public but also to the legislative, executive and judicial authorities in the sphere of improvement of legislation and practice of its implementation.
Keywords: legal clinic, educational organizations, legal education, lawmaking, law enforcement, public authorities.
DOI: 10.12737/21543
Одной из актуальных проблем, стоящих перед российской юридической наукой и образованием в целом, является проблема совершенствования российского юридического образования. Среди направлений повышения качества этого образования можно выделить развитие юридического клинического образования.
Как отмечается в литературе, «современное отечественное юридическое клиническое образование появилось в середине 90-х годов прошлого столетия, когда по всей стране стали появляться юридические клиники, в которых студенты обучались базовым навыкам юридической профессии и, как правило, закрепляли их, оказывая юридическую помощь малоимущим или уязвимым слоям населения»1. Первая юридическая клиника открылась в 1995 г. в Петрозаводском государственном университете, а в начале 2000-х гг. по всей России действовало уже около 200 юридических клиник, которые
1 Лукьянова И. Н. Современное юридическое клиническое образование в России: достижения и перспективы // Юридическое образование и наука. 2015. № 2. С. 9—11.
создавались, как правило, при юридических вузах и факультетах университетов или при некоммерческих организациях2.
Необходимо отметить, что вначале развитие юридических клиник шло стихийно, их деятельность не была урегулирована действующим законодательством. Однако ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который в ст. 22 предусмотрел такую форму оказания бесплатной юридической помощи, как юридическая клиника.
В то же время в деятельности юридических клиник возникает немало проблем, к числу которых можно отнести следующие.
1. Как известно, одним из принципов работы юридической клиники является добровольное участие в ее работе студентов, поскольку согласно ст. 22 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и п. 10 приказа Минобр-науки России от 28 ноября 2012 г. № 994
2 Лукьянова И. Н. Указ. соч. С. 9—11.
работа юридической клиники строится на добровольных началах.
Между тем совершенно очевидно, что студент, работающий в юридической клинике и участвующий в оказании бесплатной юридической помощи населению, обладает более высоким уровнем профессиональных компетенций, чем студент, который не принимает участие в оказании бесплатной юридической помощи населению, поскольку профессиональные компетенции формируются в процессе осуществления практической профессиональной деятельности3.
Возникает вопрос: не нарушаются ли при этом требования обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации, а также единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, установленные ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»?
Думается, что такое нарушение имеет место, более того, оно неизбежно в данной ситуации.
Если законодатель в ст. 23 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» говорит о том, что одной из целей деятельности юридической клиники является формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи, то нельзя говорить о том, что юридическая клиника создается на добровольных началах, ибо тогда получается, что одни обучающиеся по юридической специальности в вузах, где есть юридические клиники, будут обучены навыкам оказания юридической помощи, а другие обучающиеся, где нет юридической клиники, или обучающие-
3 См.: Заварзин С. В., Заварзина Т. В. Основы содержания подготовки специалиста // Современные проблемы права, экономики и управления. Электронный журнал. 2015. № 1. С. 200—203.
ся, не принимающие участия в работе юридической клиники, не будут обладать навыками оказания юридической помощи, что, по нашему мнению, не согласуется с требованием единства образовательного пространства Российской Федерации, закрепленным в ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Можно констатировать, что современное состояние правового регулирования деятельности юридической клиники представляет собой так называемую институциональную ловушку, когда для субъекта деятельности невозможно осуществлять данную деятельность, в полной мере соблюдая все те требования, которые предъявляет законодательство к субъекту права4. Чтобы этих ловушек избежать, по нашему мнению, необходимо следующее:
1) признание в качестве одной из форм производственных практик работу студентов в юридической клинике;
2) совершенствование и унификация законодательства об оказании юридической помощи, в котором должны быть освещены следующие вопросы:
а) основные принципы оказания юридической помощи;
4 Об институциональных ловушках см., например: Шапкина Е. А. Государственно-общественное партнерство//Государствен-ная власть и местное самоуправление. 2014. № 4. С. 6—10; Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические ре-
формы. М., 1998; Аузан А. А. Колея российской модернизации // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 54—60; Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение и углубление внекон-ституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12—17; Генкин А. С. О некоторых экономических аспектах совершенствования законодательства в области несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право. 2010. № 3. С. 4—6.
б) круг лиц, могущих оказывать юридическую помощь;
в) формы и виды оказания гражданам юридической помощи;
г) права граждан на оказание юридической помощи;
д) права и обязанности лиц, оказывающих юридическую помощь гражданам;
е) контроль качества оказания юридической помощи гражданам;
ж) правовое регулирование вопросов юридического образования, в том числе работы юридических клиник;
з) правовое регулирование вопросов аттестации лиц, оказывающих юридическую помощь, а также лиц, участвующих в ее оказании, в том числе путем независимой аттестации юристов;
и) правовое регулирование соблюдения профессиональной тайны при оказании юридической помощи и иные вопросы, связанные с оказанием юридической помощи;
к) разработка научной концепции юридической клиники, в том числе такой ее разновидности, как научная юридическая клиника.
Представляется, что в основу концепции научной юридической клиники должно быть положено теоретически осмысленное понятие «научная юридическая клиника». Однако сделать это непросто, поскольку понятия «юридическая клиника», а тем более «научная юридическая клиника» не получили надлежащего теоретического осмысления, о чем отмечалось в специальной литературе5.
Что же должен представлять собой данный феномен?
Необходимо отметить, что понятие «юридическая клиника» трактуется в литературе неоднозначно. И. Н. Лукьянова под юридической клиникой понимает структурное подразделение вуза, в котором сту-
5 См.: Кулакова В. Ю., Маркова Т. Ю, Сам-сонова М. В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 8—11.
денты обучаются базовым навыкам юридической профессии и, как правило, закрепляют их, оказывая юридическую помощь малоимущим или уязвимым слоям населения6. Другие авторы пишут: «Юридическая клиника может пониматься в различных аспектах, к числу которых можно отнести следующие: а) юридическая клиника как специальная база обучения, которая позволяет соединить теорию и практику; б) юридическая клиника как средство, при помощи которого студенты могут понять свою будущую работу через опыт; юридическая клиника — дополнительная возможность получить практические навыки работы юриста, совершенствовать профессиональные знания»7. Думается, что для правильного разрешения данного вопроса необходимо различать несколько аспектов данного понятия:
1) юридическая клиника как социально-правовой институт, целью которого является оказание бесплатной юридической помощи и в рамках которого осуществляется обучение практическим навыкам работы юриста на базе знаний, полученных в юридическом вузе;
2) юридическая клиника как структурное подразделение организации или самостоятельное юридическое лицо, оказывающее бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера (ст. 23 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»). Различие этих двух аспектов представляется чрезвычайно важным
Если мы рассматриваем юридическую клинику как социально-правовой институт, то при анализе данного
6 См.: Лукьянова И. Н. Указ. соч. С. 9—11.
7 Материалы учебно-методического по-
собия. Юридическая клиника как форма обучения практическим навыкам юриста. Тольятти, 2011.
явления необходимо обращать внимание на те социальные функции, которые присущи этому социальному институту: функцию оказания бесплатной юридической помощи; функцию становления профессиональных практических навыков у студента-юриста. Также при анализе данного социального института необходимо обращать внимание на те нормы, которыми регулируется деятельность этого института, на те ценности, которые лежат в основе института юридической клиники, на его признаки и утилитарные культурные черты данного феномена. Если мы говорим о юридической клинике как о социальном институте, то нельзя ставить вопрос о научности или ненаучности того или иного социально-правового института, поскольку социальный институт— это элемент объективной реальности и он не может быть научным или ненаучным.
Другое дело, когда мы рассматриваем юридическую клинику как структурное подразделение организации или самостоятельное юридическое лицо, оказывающее бесплатную юридическую помощь. В этом случае юридические клиники можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить юридические клиники, созданные в виде самостоятельных юридических лиц, и юридические клиники, выступающие в качестве структурных подразделений высших юридических учебных заведений.
В зависимости от того, кому они оказывают юридическую помощь, можно выделить юридические клиники, оказывающие помощь гражданам, и юридические клиники, оказывающие помощь юридическим лицам, например некоммерческим ор-ганизациям8. В зависимости от того, на какой базе созданы юридические клиники, можно выделить юридические клиники, созданные на базе
8 См.: Лукьянова И. Н. Указ. соч. С. 9—11.
вузов, и юридические клиники, созданные на базе иных организаций9.
В зависимости от сферы специализации выделяют: универсальные юридические клиники, оказывающие юридическую помощь каждому, кто к ним обращается, и специализированные, оказывающие правовую помощь в рамках одной или нескольких отраслей права10.
В зависимости от задач, стоящих перед юридической клиникой, можно выделить практико-ориен-тированные юридические клиники и научные юридические клиники. На последних остановимся более подробно.
Научная юридическая клиника в отличие от обычной юридической клиники предполагает не просто оказание бесплатной юридической помощи населению, но и осуществление научного анализа вопросов, с которыми обращаются в юридическую клинику, а также выявление причин и условий возникновения той или иной правовой ситуации. Осуществление такого анализа предполагает особое акцентирование внимания не только на текущее состояние правового регулирования того вопроса, с которым гражданин обращается в юридическую клинику, но и на то, в чем состоят проблемы законодательства или практики его применения, заставившие граждан обратиться в юридическую клинику.
Если работа обычной юридической клиники ограничивается только оказанием юридической помощи населению, а также обучением студентов навыкам оказания юридической помощи, то работа научной юридической клиники в том числе предполагает: а) социально-правовой анализ обращений граждан за помощью в юридическую клинику; б) юридический анализ типичных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане,
9 См.: Материалы учебно-методического пособия. Юридическая клиника как форма обучения практическим навыкам юриста.
10 Там же.
обращающиеся в юридическую клинику; в) научно-теоретический анализ законодательства, подлежащего применению в конкретном деле в целях выявления в нем пробелов и противоречий; г) научный анализ практики применения норм действующего законодательства; д) подготовка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства и практики его применения для органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Думается, что в работе научной юридической клиники могли бы принимать участие не только студенты и отдельные преподаватели юридических вузов, но и профессорско-преподавательский состав вузов и научные работники, занимающиеся исследованием проблем права, а также аспиранты юридических специальностей.
Более того, такая научная юридическая клиника могла бы готовить обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения, в том числе по хоздоговорным работам и НИОКР, что, с одной стороны, повысило бы уровень финансирования вузов, а с другой — позволило бы органам государственной власти и органам местного самоуправления более четко намечать пути совершенствования действующего законодательства и практики его применения, что в итоге повысило бы качество правовой системы в Российской Федерации11.
Актуальным представляется участие в работе научной юридической клиники студентов-магистров, а также аспирантов, специализирующихся в области юриспруденции, для которых научная работа является важнейшей составляющей их образовательной программы.
Любая научная работа опирается на определенный круг эмпирических фактов. Будущий научный работник сможет их собрать, работая в научной юридической клинике. Работа в
11 См.: Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2010.
научной юридической клинике предполагает прежде всего проведение со студентами научно-теоретического анализа поступивших обращений. Такой анализ, на наш взгляд, следует осуществлять по нескольким параметрам: половозрастной состав лиц, обратившихся в юридическую клинику; правовой институт или отрасль права, которыми регулируется вопрос, послуживший поводом для обращения в юридическую клинику; интересы клиента, которые нарушены, установление нарушения субъективных прав клиента, обратившегося в юридическую клинику; способы защиты нарушенных прав клиента, которые могут быть применены в данной ситуации, и достаточность этих способов для удовлетворения законных интересов клиента.
Если интересы клиента не могут быть удовлетворены законным путем, сотрудники научной юридической клиники в доступной форме, как и сотрудники практико-ориен-тированной юридической клиники, разъясняют ситуацию клиенту, при этом осмысливая причины, побудившие человека обратиться в юридическую клинику, причины возникновения проблемной ситуации: несовершенство законодательства, практики применения законодательства, незнание субъектом своих прав и обязанностей, способов и форм защиты прав, а также сроков защиты нарушенных прав, неадекватное видение клиентом правовой ситуации и т. д.
Особое внимание в научной юридической клинике должно уделяться научному анализу взаимоотношений клиента и консультанта, в том числе с привлечением к данной работе студентов-психологов, которые, не вмешиваясь в содержательную работу консультанта, могут после окончания консультации оказать помощь самому консультанту грамотно построить отношения с клиентом, что представляется очень важным для профилактики эмоционального выгорания. Студенты-социологи могут получить информацию относительно статистики
обращений клиентов, что позволит им использовать эти данные в социологических исследованиях. Магистры и аспиранты, специализирующиеся по правовым специальностям, получат прекрасный эмпирический материал для написания магистерских и кандидатских диссертаций. Все это делает работу в научной юридической клинике более привлекательной для студентов, интересующихся наукой, по сравнению с работой в обычной практико-ориентированной клинике.
Студенты, ориентированные на практику, также могут работать в научной юридической клинике, но при этом, если они не хотят принимать участие в научно-теоретическом обсуждении рассмотренных кейсов, они могут этого не делать, тем не менее они должны будут заполнять анкету клиента и резюме о проделанной работе, анонимизировать персональные данные клиента и представлять их в анонимном виде другим сотрудникам научной юридической клиники для последующего анализа и обсуждения указанных данных.
Представляется, что наибольший эффект от работы научных юриди-
ческих клиник будет достигнут в случае создания клиники при крупном университете и вовлечении в ее работу студентов и аспирантов различных специальностей.
В заключение отметим, что развитие института юридических клиник является одним из важнейших факторов, влияющих на качество юридического образования, поскольку участие студентов в работе юридической клиники позволяет сформировать у них навыки оказания юридической помощи12. Вместе с тем навыки научно-теоретического анализа действующего законодательства и практики его применения, выработки предложений по их совершенствованию, а также опыт проведения научных исследований или участия в их проведении студент (аспирант) может получить только в научной юридической клинике, что предполагает необходимость введения данного термина в научный оборот.
12 См.: Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 31—44.
Библиографический список
Аузан А. А. Колея российской модернизации // Общественные науки и современность. 2007. № 6.
Генкин А. С. О некоторых экономических аспектах совершенствования законодательства в области несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право. 2010. № 3.
Заварзин С. В., Заварзина Т. В. Основы содержания подготовки специалиста // Современные проблемы права, экономики и управления. Электронный журнал. 2015. № 1.
Кулакова В. Ю., Маркова Т. Ю., Самсонова М. В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2.
Лукьянова И. Н. Современное юридическое клиническое образование в России: достижения и перспективы // Юридическое образование и наука. 2015. № 2.
Материалы учебно-методического пособия. Юридическая клиника как форма обучения практическим навыкам юриста. Тольятти, 2011.
Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы. М., 1998.
Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение и углубление вне-конституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10.
Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2010.
Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7.
Шапкина Е. А. Государственно-общественное партнерство // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 4.