Научная статья на тему 'Практикоориентированное обучение в рамках юридического образования (на примере юридической клиники БГУ)'

Практикоориентированное обучение в рамках юридического образования (на примере юридической клиники БГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL CLINIC / КЛИНИКИ РОССИИ / CLINICS OF RUSSIA / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / AID AND ADVICE IN LEGAL MATTERS / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / PRACTICAL SKILLS / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TEACHING AND LEARNING ACTIVITIES / PRACTICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тышкенова А. Г.

В статье на основе многолетнего опыта кураторства клиникой «Бесплатная юридическая помощь» Бурятского государственного университета рассказывается о внедрении практико-ориентированного обучения на юридическом факультете. Акцент в данной работе сделан на деятельности юридической клиники, позволяющей эффективно организовать учебный процесс с включением в него практико-ориентированного компонента. Автор анализирует работу студентов в клинике по оказанию правовой помощи с точки зрения возможности способствовать формированию и выработке практических навыков юриста и делает вывод, что клиника это не только организация юридической консультации, но и неотъемлемая часть учебного процесса. Клиническое юридическое образование это оптимальное средство достижения теоретических, аналитических, практических и этических задач обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тышкенова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical education of legal teaching (on the basis of Legal Clinic of BSU)

In the article practice oriented based on of curator teaching law ship of the legal clinic in Buryat State University is described. In this work the emphasis is made on the clinics activity that allows to organize the training process effectively including practice-oriented component. The author analyses student’s work in the legal clinic of BSU from the point of view of possibility to form and realize the practical skills of a lawyer. The author draws the conclusion that the clinic is not only the organization of legal consultation but also an integral part of educational process. Clinical legal education is an optimum means of achievement theoretical, analytical, practical and ethical objectives of training.

Текст научной работы на тему «Практикоориентированное обучение в рамках юридического образования (на примере юридической клиники БГУ)»

УДК 378.147.88 (571.54)

Практико-ориентированное обучение в рамках юридического образования

(на примере юридической клиники БГУ)

© Тышкенова Айгуль Григорьевна

преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6

E-mail: [email protected]

В статье на основе многолетнего опыта кураторства клиникой «Бесплатная юридическая помощь» Бурятского государственного университета рассказывается о внедрении практико-ориентированного обучения на юридическом факультете. Акцент в данной работе сделан на деятельности юридической клиники, позволяющей эффективно организовать учебный процесс с включением в него практико-ориентированного компонента. Автор анализирует работу студентов в клинике по оказанию правовой помощи с точки зрения возможности способствовать формированию и выработке практических навыков юриста и делает вывод, что клиника — это не только организация юридической консультации, но и неотъемлемая часть учебного процесса. Клиническое юридическое образование — это оптимальное средство достижения теоретических, аналитических, практических и этических задач обучения.

Ключевые слова: юридическая клиника, клиники России, правовая помощь, практико-ориентированное обучение, практические навыки, юридическое образование, учебный процесс.

Practical education of legal teaching

(on the basis of Legal Clinic of BSU)

Aigul G. Tishkenova

Lecturer, Department of Constitutional, Administrative and Municipal Law, Buryat State University

6 Sukhe-Batora St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In the article practice oriented based on of curator teaching law ship of the legal clinic in Buryat State University is described. In this work the emphasis is made on the clinics activity that allows to organize the training process effectively including practice-oriented component. The author analyses student's work in the legal clinic of BSU from the point of view of possibility to form and realize the practical skills of a lawyer. The author draws the conclusion that the clinic is not only the organization of legal consultation but also an integral part of educational process. Clinical legal education is an optimum means of achievement theoretical, analytical, practical and ethical objectives of training.

Keywords: legal clinic, clinics of Russia, aid and advice in legal matters, practical education, practical skills, legal education, teaching and learning activities.

Образование предопределяет будущее в жизни человека. Каждый стремится получить качественное образование, которое позволит стать профессионалом своего дела. Особенно это актуально в XXI в. Сегодня, когда требования к выпускникам высших учебных заведений стремительно возрастают, практико-ориентированное обучение и интерактивные методики становятся востребованными как никогда. Идея о том, что еще в период обучения студент приобретает практические навыки и умения, популярна. В Российской Федерации с подписанием Болонского соглашения система высшего образования претерпела существенные изменения. Если ранее целью обучения было формирование знаний, умений и навыков, то на данный момент главное в вузовском образовании — компетенции, формирование которых невозможно представить без внедрения практических курсов в учебные планы. Одним из методов обучения, который позволил бы наряду с теоретическим перевести обучение еще и в плоскость формирования практических навыков и умений, является юридическая клиника [4, с. 15]. Все вышеуказанное обусловило распространение клинического движения в современном юридическом образовании России.

Юридическая клиника обычному гражданину, который никогда не обращался за правовой помощью, представляется как некое сообщество юристов и медиков. Для чиновников, работающих в государственных органах и органах местного самоуправления, юридическая клиника — это часть университетского образования. Для ректората, различных служб вуза клиника — это студенческая организация. Для клиентов — людей, оказавшихся в трудной правовой ситуации, клиника — это надежда. Для преподавателей юридического факультета — это возможность улучшить подготовку студентов. Для студентов-клиницистов — это работа, самореализация, совершенствование в профессиональном

плане, образ жизни, мышления... Можно продолжать достаточно долго, анализируя самые разные проявления деятельности клиник.

Термин «клиника» в значении студенческих юридических консультаций впервые на нормативном уровне упоминается в приказе Министерства образования Российской Федерации от 30.09.1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».

В России на данный момент насчитывается более сотни различных университетских юридических клиник. Так, например, успешно осуществляют свою деятельность клиники Казанского государственного университета, Юридического института Сибирского федерального университета, Хабаровской государственной академии экономики и права, Байкальского государственного университета экономики и права, Иркутского государственного университета и другие.

Каждая из них уникальна, поскольку истории создания и развития клиник самые различные. Зачастую история образования клиники объясняет ее существующий статус в системе университета, ее дальнейшую деятельность. У всех клиник есть общая черта, а именно — оказание правовой помощи населению, которое очень многогранно.

Основными предпосылками создания юридической клиники в вузе являются внедрение передовых методик преподавания и связанные с этим результаты, прежде всего, повышение уровня юридического образования, что является основной целью любого юридического вуза по России в целом [3, с. 29].

Клиника Бурятского государственного университета была фактически создана в сентябре 1998 г. по инициативе студентов и при непосредственной поддержке деканата юридического факультета. Знаменательной датой в истории клиники является 31 октября 2001 г., поскольку именно в этот день был издан приказ ректора о создании студенческой клиники «Бесплатная юридическая помощь» ЮФ БГУ.

Характеризуя клинику Бурятского государственного университета, стоит заметить ее особенность — она всегда была и остается студенческой организацией. С момента создания и по настоящий момент она функционирует благодаря усилиям и стараниям студентов. Именно это, на наш взгляд, придает ей отличие от иных клинических организаций в системе юридического образования России. Главным достоинством подобного подхода к организации клиники является возможность формировать у студентов управленческие компетенции, развивать у них способность совместно работать, нести взаимную ответственность, самостоятельно определять дальнейшее развитие клиники. А. Б. Гут-ников отмечает, что юридическая клиника может дать студентам опыт самоуправления, работы в команде [1, с. 63]. Все указанные способности имеют важное значение для будущей работы выпускников на поприще юриста.

Структура клиники БГУ подтверждает ее сугубо студенческий характер, поскольку ее непосредственным руководителем является директор клиники, которым может быть студент старших курсов, избираемый Общим собранием клиницистов. После избрания директор формирует свою команду, куда входят его заместители по различным направлениям деятельности клиники. Так, например, назначаются заместители по делопроизводству, материальному оснащению, связям с общественными организациями и т. д. Директор о своей деятельности отчитывается перед куратором-преподавателем юридического факультета. На наш взгляд, подобный подход в организации структуры клиники оправдан, поскольку позволяет, с одной стороны, студентам самостоятельно принимать решения, а с другой — кураторство обеспечивает надлежащий контроль за работой клиницистов. Тесное взаимодействие преподавателя-куратора со студентами в рамках клиники позволяет оказать более глубокое образовательное и воспитательное воздействие на консультантов. Все это в очередной раз подтверждает целесообразность существования клиник в системе российского образования.

Важным фактором функционирования юридической клиники являются ее кадры: преподавательский состав и привлекаемые консультанты. Именно этот фактор является определяющим, в том числе в отношении целей и направлений деятельности [3, с. 32]. В клинику БГУ попадают студенты юридического факультета со второго курса после прохождения собеседования и проверки знаний и успеваемости. В течение первых семестров членства в клинике студенты проходят обучение по двум обязательным навыкам юриста: «Интервьюирование» и «Консультирование». Также они участвуют в социальных проектах клиники и со второго семестра присутствуют при дежурствах клиницистов старших курсов. Данное условие позволяет подготовить студента-новичка к ответственной работе в качестве консультанта, а также проверить серьезность его намерений в оказании правовой помощи.

Деятельность студентов и куратора клиники носит, несмотря на основную цель, крайне разноплановый и многоаспектный характер. Ее направления объединяются в две группы:

1. Направления, непосредственно связанные с оказанием правовой помощи:

• оказание правовой помощи в стенах клиники («очное» консультирование);

• выездное консультирование в различные организации по согласованию с руководством этих организаций;

• дистанционное консультирование, осуществляемое посредством писем, через СМИ;

• интернет-консультирование посредством электронной почты клиники;

• прием и консультирование граждан в различных государственных органах и органах местного самоуправления.

2. Направления, имеющие социальный характер:

• сотрудничество с общественными организациями по решению социальных проблем. Например, участие с 2001 г. в ежегодной республиканской акции «Весенняя неделя добра», проводимой общественными организациями;

• проведение круглых столов, семинаров по различным социальным тематикам, например, «Нецензурная брань», «Пивной алкоголизм», «Наркомания» и др. ;

• просветительская деятельность, пропаганда правомерного поведения. В рамках данного направления проводятся занятия по праву для учащихся общеобразовательных школ, ссузов Республики Бурятии.

• комментарии, обзоры изменений законодательства через газеты. Например, выпуск газеты клиники ЮФ БГУ «ЮКОН», в которой рассматриваются типичные правовые вопросы, разъясняются изменения в законодательстве и т. д.

Анализируя все направления работы клиники, мы приходим к выводу, что клиника — это не только организация юридической консультации, но и неотъемлемая часть учебного процесса. Клиническое юридическое образование — это оптимальное средство достижения теоретических, аналитических, практических и этических задач обучения [4, с. 23].

С 2009 по 2012 . в учебный план юридического факультета БГУ был включен курс «Введение в клиническую деятельность», который позволял рассмотреть основные практические навыки юриста. В проведении занятий по указанному курсу привлекались клиницисты, то есть студенты, работающие в клинике. Данное участие позволило поделиться опытным консультантам со своими товарищами — студентами младших курсов знаниями, умениями. С другой стороны, действующие клиницисты получили возможность развить полученные навыки и расширить просветительскую работу. К сожалению, данный курс в настоящее время исключен из учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция». Считаем это ошибочным шагом и выражаем надежду, что в рамках Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения плюс (ФГОС 3+) курс «Введение в клиническую деятельность» вернется в учебные планы.

Одна из проблем высшего юридического образования заключается в том, что оно пока еще не в должной мере обеспечивает надлежащий уровень обучения практическим навыкам. Традиционный академизм российского юридического образования не позволяет в необходимой мере обучать студентов профессиональному ремеслу [2, с. 5].

На наш взгляд, работа клиники «Бесплатная юридическая помощь» БГУ позволяет подстроить учебный процесс под современные требования о компетентности и практичности высшего образования.

Опыт и современное состояние юридической клиники Бурятского государственного университета доказывают, что ее деятельность за все время существования расширилась, приобрела стабильный характер. Этот факт подтверждают регулярные предложения о сотрудничестве, направляемые из различных организаций, школ, СМИ. Признание клиники наблюдается не только со стороны населения, но и со стороны органов местного самоуправления, общественных организаций и т. д. С момента образования клиника прошла большой путь в своем развитии благодаря активной работе всех поколений клинистов.

Литература

1. Основные направления развития юридического образования в Восточно-Сибирском регионе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 5-летию юридической клиники Байкальского государственного университета экономики и права / отв. ред. И. Г. Смирнова, Л. А. Тетерина. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. — 106 с.

2. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. — М.: Дело, 2001. — 416 с.

3. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: учеб.-практ. пособие / отв. ред. С. Л. Дегтярев. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 256 с.

4. Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов: учеб.-метод. пособие. — СПб.: Равена, 1999. — 368 с.

References

1. Osnovnye napravleniya razvitiya yuridicheskogo obrazovaniya v Vostochno-Sibirskom regione: problemy, tendentsii, per-spektivy [The Main Directions of Legal Education Development in East Siberian Region: Problems, Trends and Prospects]. Proc. Int. sci. and pract. conf., dedicated to the 5th ann. of Legal Clinic in Baikal State University of Economics and Law. Irkutsk: Baikal State University of Economics and Law Publ., 2008. 106 p.

2. Professional'nye navyki yurista: opyt prakticheskogo obucheniya [Professional Skills of Lawyer: Experience of Practical Training]. Moscow: Delo Publ., 2001. 416 p.

3. Yuridicheskaya klinika i sovremennoe yuridicheskoe obrazovanie v Rossii [Legal Clinic and Modern Legal Education in Russia]. Moscow: Volters Kluver Publ., 2004. 256 p.

4. Yuridicheskaya klinika: opyt prakticheskogo obucheniya yuristov [Legal Clinic: Experience of Lawyers Practical Training]. St Petersburg: Ravena Publ., 1999. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.