Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГОВ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Печеркина А.А.

Управление профессиональным здоровьем персонала образовательных учреждений в настоящее время приобретает особую значимость. Это связано с тем, что здоровье обеспечивает работоспособность и продуктивность деятельности работника и как следствие — эффективность деятельности организации в целом. В статье на основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов дано авторское определение понятия «профессиональное здоровье педагога», определены особенности педагогической деятельности и симптомы нарушения профессионального здоровья педагога. Это позволило определить мероприятия по управлению здоровьем педагогов по следующим направлениям: формирование культуры здорового образа жизни, организация и охрана труда и рабочего места, организация психоэмоциональной разгрузки, лечебно-профилактические мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Печеркина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF OCCUPATIONAL HEALTH PERSONNEL OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Management of occupational health personnel of the educational institutions currently acquires special signifi cance. This is because health provides performance and productivity of the employee's activity and as a result the effi ciency of the organization as a whole. In the article on the basis of the analysis of the works of domestic and foreign authors is given a defi nition of the notion of «professional health educators, determined the characteristics of educational activities, and symptoms of professional health of the teacher. This allowed to identify activities on health management educators in the following areas: the creation of a culture of a healthy way of life, organization and protection of labour and the workplace, the organization of psychological and emotional discharge, treatment and prevention activities.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

MANAGEMENT OF OCCUPATIONAL HEALTH PERSONNEL OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

ПОЛУЧЕНО 16.01.14 ОДОБРЕНО 26.02.14 ОПУБЛИКОВАНО 17.06.14 УДК 331.108.4 DOI 10.12737/4873

ПЕЧЕРКИНА А.А.

Канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры акмеологии и психологии управления Института кадрового развития и менеджмента ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

PEŒERKINA A^.

Ph.D. in Psychology, Docent of Chair of Psychology of Management and Acmeology, Ural State Pedagogical University

Аннотация

Управление профессиональным здоровьем персонала образовательных учреждений в настоящее время приобретает особую значимость. Это связано с тем, что здоровье обеспечивает работоспособность и продуктивность деятельности работника и как следствие — эффективность деятельности организации в целом. В статье на основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов дано авторское определение понятия «профессиональное здоровье педагога», определены особенности педагогической деятельности и симптомы нарушения профессионального здоровья педагога. Это позволило определить мероприятия по управлению здоровьем педагогов по следующим направлениям: формирование культуры здорового образа жизни, организация и охрана труда и рабочего места, организация психоэмоциональной разгрузки, лечебно-профилактические мероприятия.

Ключевые слова: психология здоровья, профессиональное здоровье, профессиональное здоровье педагога, управление профессиональным здоровьем педагогов, мероприятия по управлению здоровьем педагогов.

Abstract

Management of occupational health personnel of the educational institutions currently acquires special significance. This is because health provides performance and productivity of the employee's activity and as a result the efficiency of the organization as a whole. In the article on the basis of the analysis of the works of domestic and foreign authors is given a definition of the notion of «professional health educators, determined the characteristics of educational activities, and symptoms of professional health of the teacher. This allowed to identify activities on health management educators in the following areas: the creation of a culture of a healthy way of life, organization and protection of labour and the workplace, the organization of psychological and emotional discharge, treatment and prevention activities.

Keywords: рsychology of health, occupational health, occupational health educator, management, professional health educators, activities on health management educators.

На современном этапе экономического развития России все большее значение начинает приобретать качество и эффективность работы персонала, поэтому способность привлекать, развивать, удерживать, наиболее полно использовать потенциал работников становится одним из определяющих факторов успеха любой организации. Управляя персоналом, каждый руководитель должен осознавать, что эффективность организации зависит не только от правильно выстроенной системы мотивации, но и от физических возможностей работника, в частности от уровня его здоровья. Поэтому ряд руководителей начинает ставить перед собой задачу сохранения и поддержания здоровья работников, а также воспитания у них осознанного и ответственного отношения к своему здоровью.

Однако здесь мы сталкиваемся с рядом трудностей, которые, прежде всего, обусловлены отсутствием четкости в терминологическом аппарате. Многомерность феномена «здоровье» и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют сформулировать всеобъемлющего определения. Как сложный феномен, здоровье находится в исследовательском поле с античных времен (Платон, Гиппократ, Авиценна и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье формулируется достаточно абстрактно: как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней. Поэтому вопрос о его определении, видах, детерминантах остается открытым.

В последнее время все более пристальное внимание отводится такому виду здоровья, как профессиональное. Первые проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников встречаются в работах Ф. Тейлора, относящихся к началу XX в. Он рассматривал рабочего как обособленную единицу, элемент производственного процесса, при этом социальная природа, психическое и физическое здоровье его не интересовали.

Вопросы профессионального здоровья начинают активно обсуждаться в Англии в начале XX в. Так, Б. Мессио одной из важных задач промышленной психологии считает соблюдение правил охраны труда. По мнению автора, одна из главных причин несчастных случаев на производстве — переутомление работников, влекущее ослабление правильности восприятия, памяти и сосредоточения внимания. Отсюда он делает вывод, что энергозатраты работника при выполнении производственных заданий должны быть совместимы с хорошим состоянием здоровья. Ф. Уоттс особое внимание уделяет организации досуга работников и предлагает создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества.

В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Несмотря на это, пока не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в данное понятие.

Так, А.Г. Маклаков считает, что профессиональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья

специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [2].

В.А. Пономаренко определяет профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности [4].

Г.С. Никифоров считает, что продуктивной основой для анализа вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности — от «входа» в профессию до «выхода» из нее [5].

Следует отметить, что исследовательский интерес обусловлен тем, что в современных условиях многие аспекты производственной деятельности негативно сказываются на здоровье персонала: это и постоянный стресс, и недосыпание, и плохая экология, что особенно актуально для крупных городов, но главное — это резкое ускорение темпов жизни, высокая интенсивность деятельности и постоянная нехватка времени. Недостаток личного времени не позволяет работникам своевременно проходить обследования и обращаться за медицинской помощью, уделять внимание спорту, продуктивному отдыху и здоровому питанию. Все это имеет место и при рассмотрении педагогической деятельности.

По мнению Л.М. Митиной, проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как от «...здоровья нации в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны» [3, с. 43]. Автор также указывает на то, что профессиональное здоровье педагога — основа эффективной работы современного образовательного учреждения и его стратегическая проблема.

В профессиях, связанных с системой отношений «человек — человек», значительную роль играет ориентация на другого как участника взаимодействия. Существует ограниченное количество профессий, где ценностный подход к трудовой деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека, как профессия педагога. Успешность педагогической деятельности во многом зависит не только от того, как педагог умеет координировать свое поведение, поступки, высказывания, эмоции и чувства, но и от состояния физического, духовного и социального благополучия. Все это в конечном счете оказывает влияние на успешность совместного труда учителя и учеников [1].

Именно поэтому профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К числу причин относят, как правило, повышенную продолжительность дня, высокую нервно-психическую напряженность и социальную ответственность. Эти характеристики являются серьезной профессиональной особенностью педагогической деятельности.

Анализ результатов исследований отечественных ученых (О.А. Анисимова, Л.М. Митина, Г.В. Митин, Э.Э. Сыманюк и др.) позволяет в качестве симптомов нарушения профессионального здоровья выделить следующие:

- негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;

- наличие болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального — «болит душа»);

- снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у педагога нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;

- уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатывае-мости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);

- проявления психологического насилия в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства, угрозах в его адрес; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям [7, с. 266].

Таким образом, достаточно наличия выраженности у учителя двух-трех симптомов нарушения профессионального здоровья, чтобы возникли проблемы в процессе реализации педагогической деятельности, снизилось качество обучения, утратились чуткость, внимательность и восприимчивость к интересам учащихся.

При рассмотрении данной проблематики нельзя оставить без внимания и медицинский аспект данного вопроса. Так, анализ медико-статистической документации показал, что для педагогов характерной является тенденция выходить на работу, даже несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, и сокращать время пребывания «на больничном» после перенесенного заболевания.

Из предлагаемых вариантов ответа на вопрос «Что является для Вас причиной невыхода на работу?» 72% педагогов не выделяют в качестве такой причины «легкое недомогание», «незначительное повышение температуры», «начальные признаки простудного заболевания», 44% опрошенных состояние с повышением температуры тела до 38 °C стараются переносить на ногах, не прекращая выполнять свои профессиональные обязанности. Как варианты ответа на вопрос о побудительных мотивах выхода на работу в болезненном состоянии, педагоги чаще всего выделяют следующие: беспокойство за своих учеников, чувство долга, привычку регулярно ходить на работу, тревогу за состояние дел.

В результате можно говорить о том, что медицинская статистика не отражает реального состояния здоровья работников образования, значительно приукрашивая действительное положение дел, так как отслеживает только дни невыхода педагога на работу по болезни. Данный факт необходимо учитывать не только для правильной организации лечебно-профилактической работы с педагогами (это проблема органов здравоохранения), но и при внедрении в образовательные учреждения здоровьесберегающих технологий, которые часто рассматриваются только в аспекте охраны здоровья учащихся [6, с. 260—289].

В сложившейся ситуации руководство образовательного учреждения должно взять на себя инициативу управления здоровьем своих работников. Для этого HR-ы западных стран уже достаточно давно пользуются технологией Health management (управление здоровьем), которая сегодня становится все более актуальной и в России.

Health management — это система мероприятий, направленных на поддержание здоровья сотрудников организации. Соответственно, для того, чтобы их успешно реализовать, необходимо понимать тот конечный результат, который планируется получить. В связи с этим становится важным, прежде всего, операционализировать понятие «профессио-

нальное здоровье педагога», под которым нами понимается состояние организма, обеспечивающее работоспособность, компетентность и конструктивное развитие личности учителя на всех этапах его профессионального развития.

Актуальным становится определение содержания мероприятий по профилактике и сохранению здоровья персонала образовательного учреждения.

В качестве ключевых можно выделить следующие мероприятия, успешная реализация которых зависит от руководителя образовательного учреждения.

1. Формирование у педагога культуры здорового образа жизни, в том числе обучение его навыкам укрепления здоровья, основанным на знании

о здоровом образе жизни

Обучение здоровью педагогов — это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, предполагающая формирование навыков укрепления здоровья и создание мотивации для ведения здорового образа жизни.

Культура отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей предполагает широкий спектр конкретных мотивирующих действий, начиная с бонусов за соблюдение педагогом простейшего правила — не приходить на работу с температурой и насморком или за работу без больничных, заканчивая системой штрафов за выход на работу на момент острого периода болезни.

Чтобы мотивировать педагогов заниматься своим здоровьем, необходимо, прежде всего, увязать карьерный рост и экономическое благополучие с состоянием здоровья. Например, во многих западных компаниях давно стали нормой премии сотрудникам, которые воздерживаются от курения и ведут здоровый образ жизни. Применительно к образовательному учреждению, можно говорить о внесении изменений в Положение о стимулировании и закреплении этого в качестве одного из критериев.

2. Организация и охрана труда и рабочего места педагога

Правильная организация рабочего места педагога — важная составляющая заботы о его здоровье. Рабочее место педагога находится в учебных кабинетах, т.е. там, где ведется обучение учащихся.

Условия обучения находятся под пристальным вниманием специалистов надзорных органов, однако предполагать, что рабочее место педагога соответствует требованиям эргономики, освещенности, чистоты воздуха и множества других показателей, можно не всегда.

Анализ рабочих мест работников образовательных учреждений выявляет, например, низкое качество компьютерного оборудования, в первую очередь мониторов, негигиеничность рабочего пространства, неэргономичность мебели и т.п. Обращает на себя внимание и несоблюдение режима труда и отдыха (ненормированный рабочий день, работа в выходные дни).

В качестве конкретных мероприятий по «оздоровлению» условий труда в образовательном учреждении можно выделить следующие:

- установление и своевременное доведение до педагогов необходимых требований безопасности, обеспечение их выполнения;

- строгое выполнение санитарных норм и требований по условиям труда;

- организация питания, водоснабжения и других видов материального и бытового обеспечения;

- организация точного выполнения распорядка дня и регламента рабочего времени;

- устранение или снижение до установленных пределов влияния вредных факторов на здоровье педагога.

3. Организация психоэмоциональной разгрузки

Педагогический труд сопряжен с большими психоэмоциональными нагрузками, результатом которых становятся частые стрессы. В связи с этим руководителю образовательного учреждения рекомендуется сосредоточиться на формировании в рабочем коллективе комфортного психологического климата.

Особое внимание следует уделить профилактике и разрешению конфликтов. Не секрет, что конфликты могут произойти в любом месте, где находится одновременно более одного человека. А некоторые умудряются быть в конфликте даже с самим собой. Однако при наличии системной деятельности в этом направлении данных ситуаций можно избежать.

Улучшить ситуацию могут специальные комнаты психологической разгрузки, где педагоги могут расслабиться и восстановить душевные силы. Необходимы и специальные зоны отдыха, интерьер которых далек от рабочего и способствует релаксации. В России организация подобных зон распространена пока не очень широко, прежде всего потому, что руководство старается использовать помещения максимально в учебно-воспитательных целях. К сожалению, не каждое образовательное учреждение может позволить себе подобное использование помещений.

4. Лечебно-профилактические мероприятия

Основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются диспансеризация, амбулаторное стационарное и санаторно-курортное лечение работников.

Медицинский контроль за состоянием здоровья педагога должен осуществляться путем проведения ежедневного медицинского наблюдения, периодических медицинских осмотров, углубленных и контрольных медицинских обследований.

Медицинское обслуживание педагога можно осуществлять не только в специализированных учреждениях, но и на территории образовательного учреждения. Проведение лечебно-профилактических мероприятий требует определенных затрат, но есть и такие, которые не требуют значительных финансовых затрат, например дни здоровья — выезды на природу, в том числе с членами семей работников.

Работу по медицинской профилактике здоровья можно возложить на медицинского работника образовательного учреждения, который может проводить: сбор медицинских данных и их анализ; систематизацию данных и формирование групп здоровья; профилактическое консультирование; реализацию профилактических мероприятий (например, проводить краткие лекции для желающих по различным медицинским вопросам; выдавать витамины в период эпидемии; организовать спортивные мероприятия, для чего можно задействовать возможности спортивного зала образовательного учреждения); получение обратной связи и коррекцию мероприятий.

Таким образом, управление здоровьем работников входит в число первостепенных задач руководства любой организации, в том числе и образовательного учреждения, и требует постоянного внимания. При этом следует учитывать,

что комплекс мероприятий по управлению профессиональным здоровьем педагога должен постоянно развиваться, обеспечивая социально-экономическую эффективность, отраженную в сокращении числа дней нахождения работниками на больничных листах, росте работоспособности и удовлетворенности результатами своего труда, повышении лояльности к организации.

В результате можно будет говорить о педагоге, который будет активным, мобильным, целеустремленным, который заинтересован и ориентирован на опережающее развитие, проявляет инициативу, осознает свои профессиональные цели и оптимистично настроен по отношению к инновациям в системе образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова O.A. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2002.

2. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПБ., 1996.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.

4. Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. М.: Воениздат, 1992.

5. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.

7. Сыманюк Э.Э., Печеркина A.A. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. 2010. № 9. С. 265-269.

8. Шкляева H.A. Разработка проекта регионального профессионального стандарта «Управление (руководство) образовательной организацией» (часть 1) // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 2 (5).

9. Кибанов А.Я. Кадровая безопасность в системе безопасности организации // Кадровик. 2010. № 10.

10. Мельникова М.А., Анисимова Г.В., Дроздова Е.М., Палагу-тина Н.В. Моббинг на рабочем месте // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 6 (9).

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

Кязимов К.Г.

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

М.: МИК, 2013,240 с.

В книге рассматриваются современные требования к подготовке квалифицированных кадров, государственная политика и законодательные акты в области подготовки кадров и внутрифирменного обучения персонала, рекомендации по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала, особенности, цели, задачи, принципы, виды, формы, методы и технологии профессионального обучения персонала. Излагаются также показатели эффективности обучения, передовой отечественный и зарубежный опыт внутрифирменного обучения персонала, даются рекомендации по совершенствованию форм и методов внутрифирменного обучения персонала, разработке учебных планов и программ, организации и планированию теоретических и практических занятий. Рассмотрены также особенности профессионального обучения и трудоустройства высвобождаемых работников и безработных граждан. Книга адресована руководителям и специалистам организаций, занимающихся обучением и развитием персонала, а также организаций профессионального образования и служб занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.