Научная статья на тему 'Направления деятельности руководителя образовательного учреждения по сохранению профессионального здоровья педагогов'

Направления деятельности руководителя образовательного учреждения по сохранению профессионального здоровья педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
633
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / PSYCHOLOGY OF HEALTH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / OCCUPATIONAL HEALTH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА / MAINTAINING PROFESSIONAL HEALTH EDUCATORS / СОХРАНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ / OCCUPATIONAL HEALTH EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Печеркина А. А.

Сегодня вопросы сохранения и профилактики здоровья работников приобретают особую значимость, не стала исключением и система образования. В работе на основании анализа исследований зарубежных и отечественных авторов операционализировано понятие «профессиональное здоровье педагога», определены особенности педагогической деятельности и симптомы нарушения профессионального здоровья. Это позволило выделить направления работы руководителя образовательного учреждения по сохранению и профилактике здоровья педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF THE ACTIVITY OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION FOR THE PRESERVATION OF OCCUPATIONAL HEALTH EDUCATORS

Today, the issues of conservation and prevention of the health of workers are of particular significance, is no exception and the education system. In this paper based on an analysis of studies of foreign and domestic authors operationalized the concept of «professional health educator», determined the characteristics of educational activities, and symptoms of occupational health. This allowed us to identify areas of work of the head of the educational institution for the preservation of health and prevention of teachers.

Текст научной работы на тему «Направления деятельности руководителя образовательного учреждения по сохранению профессионального здоровья педагогов»

УДК 378.17

А.А. Печеркина

канд. психол. наук, доцент, кафедра акмеологии и психологии управления, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Сегодня вопросы сохранения и профилактики здоровья работников приобретают особую значимость, не стала исключением и система образования. В работе на основании анализа исследований зарубежных и отечественных авторов операционализировано понятие «профессиональное здоровье педагога», определены особенности педагогической деятельности и симптомы нарушения профессионального здоровья. Это позволило выделить направления работы руководителя образовательного учреждения по сохранению и профилактике здоровья педагогов.

Ключевые слова: психология здоровья, профессиональное здоровье, профессиональное здоровье педагога, сохранении профессионального здоровья педагогов.

А.А. Pecherkina, Ural State Pedagogical University

DIRECTIONS OF THE ACTIVITY OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION FOR

THE PRESERVATION OF OCCUPATIONAL HEALTH EDUCATORS

Abstract. Today, the issues of conservation and prevention of the health of workers are of particular significance, is no exception and the education system. In this paper based on an analysis of studies of foreign and domestic authors operationalized the concept of «professional health educator», determined the characteristics of educational activities, and symptoms of occupational health. This allowed us to identify areas of work of the head of the educational institution for the preservation of health and prevention of teachers.

Keywords: psychology of health, occupational health, occupational health educator, maintaining professional health educators.

Еще совсем недавно, в 90-е годы работодатель относился к здоровью персонала безответственно. Руководитель мог «выжать» из работника «последние соки» и затем заменить его. В настоящее время против таких работодателей действует сразу несколько факторов: повышение уровня социальной защиты работника, рост статуса специалистов, усложнение бизнес-процессов. Как следствие, руководители многих организаций ставят перед собой задачу сохранения и поддержания здоровья работников, а также воспитания у них осознанного и ответственного отношения к своему здоровью.

Вопросы изучения профессионального здоровья работников стали активно рассматриваться в начале XX в. и связаны с возникновением движения за научную организацию труда. Ф. Тейлор в своих работах исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего как обособленную единицу, элемент производственного процесса. При этом такие аспекты, как социальная природа, физическое и психическое благополучие работника его не интересовали. Его соратник Ф. Джилбрет, напротив, ориентировался на так называемый «человеческий фактор». Он считал, что каждый должен заниматься тем делом, которое больше всего соответствует его физическим и психическим способностям. Поэтому работник должен испытывать радость от

выполняемой трудовой деятельности, а первым условием радости от выполняемого труда и полученных результатов автор называл здоровье рабочих.

В Советской России тема профессионального здоровья представителей различных профессий также была представлена в работах таких авторов, как В.М. Бехтерев, Ю.В. Варданян, Е.М. Иванов, В.М. Карвасарский, В.Н. Мясищев и др.

Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Несмотря на это, в науке до сих пор отсутствует единая и общепризнанная трактовка данного понятия.

Так, В.А. Пономаренко определяет профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности [4].

А.Г. Маклаков считает, что профессиональное здоровье - это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [2].

По мнению Г.С. Никифорова, продуктивной основой для анализа вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности - от «входа» в профессию до «выхода» из нее [5].

Следует отметить, что современный труд может оказывать на работника как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда, которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления - профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить сферу деятельности или совсем прекратить профессиональную деятельность. Все это имеет место и при рассмотрении педагогической деятельности.

Так, по мнению Н.К. Смирнова, российские педагоги - фактические заложники недостатков отечественной системы образования. Недопустимо низкий уровень зарплат, невысокий социальный статус, невротизирующий характер работы - все это не может не привести к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья, особенно после 10-15 лет работы в образовательном учреждении [6].

По мнению Л.М. Митиной, проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, т.к. от «здоровья нации в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны» [3, с. 43]. Также автор указывает на то, что профессиональное здоровье педагога - основа эффективной работы современного образовательного учреждения и его стратегическая проблема.

В профессиях, связанных с системой отношений «человек-человек», значительную роль играет ориентация на другого, как участника взаимодействия. Существует ограниченное количество профессий, где ценностный подход к трудовой деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека, как профессия педагога. Успешность педагогической деятельности во многом зависит не только от того, как педагог умеет координировать свое поведение,

поступки, высказывания, эмоции и чувства, но и от состояния физического, духовного и социального благополучия. Все это, в конечном счете, оказывает влияние на успешность совместного труда учителя и учеников [1].

Именно поэтому профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К числу причин относят, как правило, повышенную продолжительность дня, высокую нервно-психическую напряженность и социальную ответственность. Эти характеристики являются серьезной профессиональной особенностью педагогической деятельности.

Результаты проведенных исследований (О.А. Анисимова, Л.М. Митина, Г.В. Митин, Э.Э. Сыманюк и др.) позволяют в качестве симптомов нарушения профессионального здоровья выделить следующие:

• негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;

• наличие болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального - «болит душа»);

• снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у педагога нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;

• уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);

• проявления психологического насилия в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства, угрозах в его адрес; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям [7, с. 266].

Следует также отметить, что анализ медико-статистической документации не отражает истинной картины здоровья педагога, поскольку не учитывается важнейший момент: насколько часто при незначительных проявлениях нарушения здоровья (недомоганиях) он берет больничный и не выходит на работу? Исследования показывают, что для педагогов характерной является тенденция выходить на работу, даже, несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, и сокращать время пребывания «на больничном» после перенесенного заболевания.

Из предлагаемых вариантов ответа на вопрос «Что является для Вас причиной невыхода на работу?» 72% педагогов не выделяют в качестве такой причины «легкое недомогание», «незначительное повышение температуры», «начальные признаки простудного заболевания», 44% опрошенных состояние с повышением температуры тела до 38°С стараются переносить на ногах, не прекращая выполнять свои профессиональные обязанности. В качестве вариантов ответа на вопрос о побудительных мотивах выхода на работу в болезненном состоянии педагоги чаще всего выделяют следующие: беспокойство за своих учеников, чувство долга, привычку регулярно ходить на работу, тревогу за состояние дел.

Таким образом, медицинская статистика, учитывающая только дни невыхода педагога на работу по болезни, не отражает реального состояния здоровья работников образования, значительно приукрашивая действительное положение дел. Данный факт необходимо учитывать не только для правильной организации лечебно-профилактической работы с педагогами (это проблема органов здравоохранения), но и при внедрении в образовательные учреждения здоровьесберегающих технологий, которые часто рассматриваются только в аспекте охраны здоровья учащихся [6, с. 260-289].

Учитывая вышесказанное, было сформулировано определение профессионального здоровья педагога, под которым понимается состояние организма, обеспечивающее работоспособность, компетентность и конструктивное развитие личности учителя на всех этапах профессионального развития.

В связи с этим актуальным становится определение направлений работы по профилактике и сохранению здоровья персонала образовательного учреждения. В качестве ключевых можно выделить следующие направлении работы, успешная реализация которых зависит от руководителя образовательного учреждения:

1. Формирование у педагога культуры здорового образа жизни, в том числе обучение его навыкам укрепления здоровья, основанным на знании о здоровом образе жизни.

Обучение здоровью педагогов - это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение их информированности по вопросам здоровья и его охраны, а также на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни.

Культура отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей предполагает широкий спектр конкретных мотивирующих действий, начиная с бонусов за соблюдение педагогом простейшего правила - не приходить на работу с температурой и насморком или за работу без больничных, заканчивая системой штрафов за выход на работу на момент острого периода болезни.

2. Организация и охрана труда и рабочего места педагога.

Правильная организация рабочего места педагога - важная составляющая заботы о его здоровье. Рабочее место педагога находится в учебных кабинетах, т.е. там, где ведется обучение учащихся. Условия обучения находятся под пристальным вниманием специалистов надзорных органов, однако предполагать, что рабочее место педагога соответствует требованиям эргономики, освещенности, чистоты воздуха и множества других показателей можно не всегда.

Анализ рабочих мест работников образовательных учреждений выявляет, например, низкое качество компьютерного оборудования, в первую очередь мониторов, не гигиеничность рабочего пространства, не эргономичность мебели и т.п. Обращает на себя внимание и не соблюдение режима труда и отдыха (ненормированный рабочий день, работа в выходные дни).

В качестве конкретных мероприятий по «оздоровлению» условий труда в образовательном учреждении можно выделить следующие:

• установление и своевременное доведение до педагогов необходимых требований безопасности, обеспечение их выполнения;

• строгое выполнение санитарных норм и требований по условиям труда;

• организация питания, водоснабжения и другими видами материального и бытового обеспечения;

• организация точного выполнения распорядка дня и регламента рабочего времени;

• устранение или снижение до установленных пределов влияния вредных факторов на здоровье педагога.

3. Организация психоэмоциональной разгрузки.

Педагогический труд сопряжен с большими психоэмоциональными нагрузками, результатом которых становятся частые стрессы. В этой связи, руководителю образовательного учреждения рекомендуется сосредоточиться на формировании в рабочем коллективе комфортного психологического климата. Особое внимание следует уделить профилактике и разрешению конфликтов. Не секрет, что конфликты могут произойти в любом месте, где находится одновременно более одного человека. А некоторые люди умудряются даже быть в конфликте с самим собой. Но при наличии системной деятельности в данном направлении ситуаций конфликтов можно избежать. Улучшить ситуацию могут специальные комнаты психологической разгрузки, где педагоги могут расслабиться и восстановить душевные силы.

Необходимы и специальные зоны отдыха, интерьер которых далек от рабочего (офисного) и способствует релаксации. В России организация подобных зон распространена пока не очень широко, прежде всего, потому, что руководство старается использовать помещения максимально в учебно-воспитательных целях. К сожалению, не каждое образовательное учреждение может позволить себе подобное использование помещений.

4. Лечебно-профилактические мероприятия.

Основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются диспансеризация, амбулаторное стационарное и санаторно-курортное лечение работников.

Медицинский контроль за состоянием здоровья педагога должен осуществляться путем проведения: ежедневного медицинского наблюдения за персоналом, медицинских осмотров, углубленных и контрольных медицинских обследований.

Медицинское обслуживание педагога можно осуществлять не только в специализированных учреждениях, но и на территории образовательного учреждения. Проведение лечебно-профилактических мероприятий требует определённых затрат, но есть и такие, которые не требуют значительных финансовых затрат, например, дни здоровья - выезды на природу, в том числе с членами семей работников.

Работу по медицинской профилактике здоровья можно доверить медицинскому работнику образовательного учреждения, который в рамках данной деятельности может: проводить краткие лекции для желающих по различным медицинским вопросам (выявить интересующую педагогов тематику по данному вопросу помогут специальные опросы, проводимые несколько раз в год); выдача витаминов в период эпидемии; организация спортивных мероприятий (можно задействовать возможности спортивного зала образовательного учреждения).

Подводя итог, следует отметить, что забота о здоровье работников входит в число первостепенных задач руководства любой организации, в том числе и образовательного учреждения и требует постоянного внимания. Комплекс мер по поддержанию

профессионального здоровья педагога должен постоянно развиваться, обеспечивая социально-экономическую эффективность, отраженную в сокращении числа дней нахождения работниками на больничных листах и росте удовлетворенности результатами своего труда.

Список литературы:

1. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: дисс...канд. пси-хол. наук. - М., 2002. - 160 с.

2. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.

4. Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. - М.: Воениздат, 1992. - 224 с.

5. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. -

607 с.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

7. Сыманюк Э.Э. Противодействие профессиональным деформациям / Сыма-нюк Э.Э., Печеркина А.А. // Народное образование. - 2010. - № 9. - 2010. - С. 265-269.

List of references:

1. Anisimov O.A. Psychological and pedagogical competence as a factor of preserving and strengthening occupational health teacher: diss...cand. psikhol. sciences. - M., 2002. - 160 p.

2. Maklakov A.G. Basics of psychological support of professional health of military personnel: av-toref. diss. ... doctor. psikhol. sciences. - SPb., 1996.

3. Mitina L. Psychology of professional development of teachers. - M: Flint, 1998. - 200 p.

4. Ponomarenko V.A. Psychology of life and work of the pilot. - M.: Voenizdat, 1992. - 224 p.

5. Health psychology / ed. by G.S. Nikiforova. - SPb.: Piter, 2003. - 607 p.

6. Smirnov N.K health-saving educational technologies and psychology of health in the school. -M: АРКТИ, 2005. - 320 p.

7. Symanyk E.E. Opposition professional deformations / Symanyk E.E., Peherkina A.A. // Narod-noe obrazovanie. - 2010. - № 9. - P. 265-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.