Научная статья на тему 'Управление продовольственной безопасностью региона в условиях реализации национального проекта «Развитие АПК»'

Управление продовольственной безопасностью региона в условиях реализации национального проекта «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление продовольственной безопасностью региона в условиях реализации национального проекта «Развитие АПК»»

Название газеты Общее коли- чество публи- каций Публикации о предпринимательстве Положительные публикации Отрицательные публикации Безоце-ночные информационные сообщения

Количе- ство В % от общего количества публикаций Положи- тельный опыт Положи- тельный образ Отрица- тельный опыт Отрица- тельный образ

«Народная газета» 3 295 20 0,6 4 5 4 - 7

«Приволжская правда» 1 102 3 0,3 1 - - - 2

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

Д.В. Шахов, к.э.н., Орловская региональная академия государственной службы

Анализ ситуации в области продовольственного обеспечения Центрального федерального округа (ЦФО) свидетельствует о негативных тенденциях в сферах производства потребления продовольствия, обеспечения государственных интересов. Так, в целом по ЦФО валовой сбор зерна в 2003 г. составил 53,4% к уровню 1990 г., сахарной свеклы - 61,1%, производство скота и птицы - 42,2%, молока - 50,3%, яиц -66,4%. Аналогичные тенденции имеют место и в сфере потребления. Уровень потребления мяса в 2003 г. к уровню 1990 г. составил - 67,5%, молока -55,5%, яиц - 81,4%, сахара - 77,6%, хлебных продуктов - 96,6%. Фактический уровень потребления в расчете на душу населения в целом находится на уровне минимальных норм потребления [1]. В среднем за период 1995-2003 гг. индекс самообеспечения составил по мясу - 0,5121, молоку - 0,8991, яйцам - 0,9473, маслу растительному - 0,7438, овощам - 0,9848, хлебу и хлебопродуктам - 0,6275 [2].

Кризисное состояние объекта управления свидетельствует о неэффективной работе субъектов управления, под которыми мы понимаем органы исполнительной власти субъектов ЦФО, к компетенции которых относится управление продовольственной безопасностью. Следовательно, действующие структуры управления нуждаются в реформировании.

В существующей структуре органов исполнительной власти отсутствует комплексный подход к управлению продовольственной безопасностью территории. В явном виде присутствует лишь функция управления производством продовольствия. Функции же управления сферой потребления продовольствия, а также формирования и использования регионального продовольственного фонда и осуществления государственных закупок реализуются в той или иной степени, но они бессистемно разбросаны по различным органам и структурам территориального управления.

В целях повышения эффективности процесса управления продовольственной безопасностью, координации всех форм и методов государственного управления региональным АПК, сферой потребления продовольствия, соблюдения баланса интересов всех участников продовольственного рынка, а также в связи с реализацией национального проекта «Развитие АПК» мы предлагаем в структуре органов исполнительной власти субъектов ЦФО создать департаменты продовольственной безопасности (ДПБ). Подобные организационные структуры могут быть созданы и в других субъектах РФ с подчинением

ДПБ соответствующей структуре в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

Создание ДПБ субъекта Рф должно предусматривать построение комплексной структуры управления продовольственной безопасностью, состоящей из трех функциональных подсистем:

- подсистема управления производством продовольствия;

- подсистема управления потреблением продовольствия;

- подсистема управления формированием регионального продовольственного фонда и осуществления государственных закупок.

При создании ДПБ субъекта Рф мы предлагаем использовать линейно-функциональную организационную структуру управления (рис. 1). В данном случае применение подобной структуры вполне обоснованно, поскольку наибольшая эффективность ее работы достигается там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, повторяющихся процедур при сравнительной стабильности управленческих задач и функций. Посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ею своих целей и задач.

Создание ДПБ не должно сопровождаться увеличением штатной численности органов исполнительной власти, наоборот возможно ее сокращение вследствие исключения дублирования функций. Мы считаем необходимым провести подобную реорганизацию и в муниципальных районах, что позволит выстроить четкую вертикаль управления продовольственной безопасностью: «Федерация - субъект РФ - муниципальный район».

Необходимо определить функциональную составляющую ДПБ. Для этих целей установим для каждой из подсистем ДПБ перечень основных функций. Так, для подсистемы управления производством продовольствия необходимо определить следующие функции:

- разработка предложений по основным направлениям аграрной политики, совершенствованию организационной, финансово-экономической и нормативно-правовой базы управления АПК территории, структурной перестройке АПК с учетом реализации национального проекта «Развитие АПК»;

- реализация на территории субъекта РФ национального проекта «Развитие АПК», а также

иных федеральных и региональных целевых программ, осуществление ветеринарного обслуживания отрасли «Животноводство», контроль за выполнением ветеринарно-санитарных норм;

- формирование и реализация мер государственного регулирования производства и переработки сельскохозяйственной продукции, обеспечения АПК материально-техническими ресурсами, контроля за качеством сельскохозяйственной продукции, а также развития производственной и социальной инфраструктуры;

- содействие увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет внедрения в производство интенсивных, ресурсосберегающих и безотходных технологий, новых методов организации производства; участие в определении приоритетных направлений развития науки, техники, инвестиционной и инновационной деятельности;

- содействие созданию и развитию региональной информационной системы в АПК, оказание информационно-консультативных услуг сельхозтоваропроизводителям, организация подготовки и переподготовки кадров для АПК региона.

Рис. 1. Организационная структура ДПБ субъекта РФ

Функциональный компонент подсистемы управления сферой потребления продовольствия определяется следующими функциями:

- анализ состояния продовольственного обеспечения в регионе, тенденций развития продовольственного рынка; координация деятельности всех субъектов торгового оборота по его наполнению, прогнозирование развития продовольственного рынка на основе его мониторинга, разработка политики здорового питания и экологической чистоты продуктов;

- организация региональных оптово-розничных продовольственных ярмарок, формирование оптовых рынков, ассоциированных отраслевых и межотраслевых объединений; проведение совместно с заинтересованными ведомствами экспертной оценки работы данных структур на предмет соответствия продуктов питания требованиям качества и безопасности;

- разработка предложений по перечню продукции АПК, производимой и реализуемой на территории региона, в отношении которой необходимо осуществлять государственное регулирование цен, подготовка предложений по конкретным методам регулирования;

- заключение ценовых соглашений по технологической цепочке путем установления нормативных предельных коэффициентов - соотношений между стоимостью сырья и готовой продукции, проведение совместно с заинтересованными органами проверок экономической обоснованности уровня цен и тарифов всех субъектов ценообразования на продовольственном рынке, применение экономических санкций.

В ведение подсистемы формирования регионального продовольственного фонда и осуществления государственных закупок необходимо передать функции:

- координации, методологического обеспечения и управления организацией и размещением закупок продукции для региональных государственных нужд, прогнозирования объемов и номенклатуры регионального продовольственного заказа, согласование бюджетных заявок служб-заказчиков на финансирование поставок продовольствия, обеспечение контроля за исполнением госзаказа;

- планирование и организация товарных и закупочных интервенций с использованием резервов регионального продовольственного фонда; участие совместно с управлением (отделом) ценовой политики в установлении минимальных оптовых цен на продовольствие при конкурсном размещении заказов для региональных нужд; контроль за ценами на продукты питания, входящие в региональный заказ;

- формирование региональной политики в сфере межрегионального экономического взаимодействия и обмена в части, касающейся межрегионального обмена продовольствием; разработка и реализация совместно с заинтересованными ведомствами мероприятий по защите экономических интересов территории и местных сельхозтоваропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках;

- разработка и осуществление совместно с заинтересованными ведомствами мер экономического и административного регулирования межрегионального обмена продовольствием, прогнозирование развития внешнеторгового оборота территории с другими регионами, странами; планирование перспективных направлений поставок собственного продовольствия.

Эффективность создания ДПБ будет определяться по двум направлениям. В первом - с помощью пока-

зателей, характеризующих состояние объекта управления (на основе методики оценки уровня продовольственной безопасности). Во втором - соотношением затрат на создание ДПБ и ожидаемых результатов продвижения объекта управления к главной цели - продовольственной безопасности. Создание ДПБ предполагает минимальный уровень затрат, связанных, в основном, с техническими вопросами реорганизации.

Таким образом, создание в органах исполнительной власти субъектов ЦФО структуры, способной в комплексе управлять процессом обеспечения продовольственной безопасности в условиях реализации национального проекта «Развитие АПК», позволит достичь состояния продовольственной безопасности ЦФО на основе принципа самообеспечения основными продуктами питания, увеличения собственного производства продукции животноводства и будет являться одним из элементов новой системы регионального государственного управления.

Литература

1. Приложение № 7 к Методическим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ. Постановление Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 (ред. 16.03.2000) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 8. - Ст. 1039.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: стат. сб. / Росстат. - М., 2004. -С. 42-44, 184-198, 544-601.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

А.С. Труба, соискатель Мичуринского государственного аграрного университета, фин. дир. ОАО «Мясоптицекомбинат «Первомайский»

Тамбовская область является аграрным регионом. Как и в целом по России, в течение последних лет здесь произошло сокращение поголовья скота и, как следствие, уменьшился выпуск мяса и мясопродуктов перерабатывающими предприятиями (рис. 1).

Мясоперерабатывающая отрасль Тамбовской области представлена шестью мясокомбинатами крупной и средней производственной мощности, которые произвели в 2005 г. 85% мяса и субпродуктов первой категории, а также мелкими цехами, количество которых сокращается.

На графике отражено снижение в 2 раза производства мяса в 2005 г. по сравнению с 2003 г. и увеличение производства колбасных изделий за аналогичный период. Это связано с переквалификацией мелких товаропроизводителей из производителей мяса в производителей колбасных изделий. Этому в большой степени способствует высокая цена на скот, сложившаяся в ЦФО. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка «Икар», цена на скот в Тамбовской области выше в среднем на 5-6% сложившейся в регионе. Как следствие, предприни-

матели ищут оптимальный профиль производимой продукции.

Как ни парадоксально, но к снижению производства мяса и к увеличению изготовлению колбасных изделий имеет отношение одна и та же холдинговая компания - ООО «Холдинговая компания «Парнас», г. Санкт-Петербург.

100

о \

л '

н 85-----------------------------------------------

80 -I------1------1------1------1------1------

2000 2001 2002 2003 2004 2005 год

Рис. 1. Динамика производства мяса скота на убой в живом весе в Тамбовской области в 2000-2005 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.