Научная статья на тему 'Тенденции развития мясоперерабатывающей отрасли Тамбовской области в контексте национального проекта «Развитие АПК»'

Тенденции развития мясоперерабатывающей отрасли Тамбовской области в контексте национального проекта «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития мясоперерабатывающей отрасли Тамбовской области в контексте национального проекта «Развитие АПК»»

- координации, методологического обеспечения и управления организацией и размещением закупок продукции для региональных государственных нужд, прогнозирования объемов и номенклатуры регионального продовольственного заказа, согласование бюджетных заявок служб-заказчиков на финансирование поставок продовольствия, обеспечение контроля за исполнением госзаказа;

- планирование и организация товарных и закупочных интервенций с использованием резервов регионального продовольственного фонда; участие совместно с управлением (отделом) ценовой политики в установлении минимальных оптовых цен на продовольствие при конкурсном размещении заказов для региональных нужд; контроль за ценами на продукты питания, входящие в региональный заказ;

- формирование региональной политики в сфере межрегионального экономического взаимодействия и обмена в части, касающейся межрегионального обмена продовольствием; разработка и реализация совместно с заинтересованными ведомствами мероприятий по защите экономических интересов территории и местных сельхозтоваропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках;

- разработка и осуществление совместно с заинтересованными ведомствами мер экономического и административного регулирования межрегионального обмена продовольствием, прогнозирование развития внешнеторгового оборота территории с другими регионами, странами; планирование перспективных направлений поставок собственного продовольствия.

Эффективность создания ДПБ будет определяться по двум направлениям. В первом - с помощью пока-

зателей, характеризующих состояние объекта управления (на основе методики оценки уровня продовольственной безопасности). Во втором - соотношением затрат на создание ДПБ и ожидаемых результатов продвижения объекта управления к главной цели - продовольственной безопасности. Создание ДПБ предполагает минимальный уровень затрат, связанных, в основном, с техническими вопросами реорганизации.

Таким образом, создание в органах исполнительной власти субъектов ЦФО структуры, способной в комплексе управлять процессом обеспечения продовольственной безопасности в условиях реализации национального проекта «Развитие АПК», позволит достичь состояния продовольственной безопасности ЦФО на основе принципа самообеспечения основными продуктами питания, увеличения собственного производства продукции животноводства и будет являться одним из элементов новой системы регионального государственного управления.

Литература

1. Приложение № 7 к Методическим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ. Постановление Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 (ред. 16.03.2000) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 8. - Ст. 1039.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: стат. сб. / Росстат. - М., 2004. -С. 42-44, 184-198, 544-601.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

А.С. Труба, соискатель Мичуринского государственного аграрного университета, фин. дир. ОАО «Мясоптицекомбинат «Первомайский»

Тамбовская область является аграрным регионом. Как и в целом по России, в течение последних лет здесь произошло сокращение поголовья скота и, как следствие, уменьшился выпуск мяса и мясопродуктов перерабатывающими предприятиями (рис. 1).

Мясоперерабатывающая отрасль Тамбовской области представлена шестью мясокомбинатами крупной и средней производственной мощности, которые произвели в 2005 г. 85% мяса и субпродуктов первой категории, а также мелкими цехами, количество которых сокращается.

На графике отражено снижение в 2 раза производства мяса в 2005 г. по сравнению с 2003 г. и увеличение производства колбасных изделий за аналогичный период. Это связано с переквалификацией мелких товаропроизводителей из производителей мяса в производителей колбасных изделий. Этому в большой степени способствует высокая цена на скот, сложившаяся в ЦФО. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка «Икар», цена на скот в Тамбовской области выше в среднем на 5-6% сложившейся в регионе. Как следствие, предприни-

матели ищут оптимальный профиль производимой продукции.

Как ни парадоксально, но к снижению производства мяса и к увеличению изготовлению колбасных изделий имеет отношение одна и та же холдинговая компания - ООО «Холдинговая компания «Парнас», г. Санкт-Петербург.

100

-Ряд1

2000 2001 2002 2003 2004 2005 год

Рис. 1. Динамика производства мяса скота на убой в живом весе в Тамбовской области в 2000-2005 гг.

■ колбасные изделия

■ полуфабрикаты

Рис. 2. Динамика производства мясной продукции в Тамбовской области

Снижение объемов производства мяса произошло вследствие банкротства и полной остановки самого крупного мясоперерабатывающего предприятия Тамбовщины - ОАО «Мясокомбинат «Тамбовский», который в 2002 г. вошел в ООО «ХК «Парнас» и был перепрофилирован только на производство мяса для предприятий, входящих в холдинг к началу 2005 г. из-за убытков он был остановлен.

Увеличение производства колбасных изделий связано с модернизацией ОАО «Мясоптицекомбинат «Первомайский», которую предприятие провело благодаря инвестициям ООО «ХК «Парнас». Была проведена полная реконструкция колбасного цеха, установлена линия производственной мощностью 50 т в смену. Фактически этот комбинат произвел более 50% колбасных изделий в 2005 г. от общего числа произведенной продукции этой категории в Тамбовской области.

Производство колбасных изделий большинством предприятий осуществляется из импортного сырья. Для исправления данной ситуации администрация Тамбовской области разработала программу «Реализация национального проекта по развитию агропромышленного комплекса Тамбовской области на 2006-2007 годы».

Проект разработан на основе общероссийского национального проекта. Основным и существенным отличием является плановое увеличение производства мяса не на 5% (как в целом в национальном масштабе), а на 8%. Это объясняется тем, что у мясоперерабатывающих предприятий области имеется достаточно большая потребность в сырье.

В рамках программы определены меры по расширению доступности кредитных ресурсов для ускоренного развития животноводства. Это заключается в том, что процентная ставка по кредитам, полученным на срок до восьми и до пяти лет на строительство животноводческих комплексов и ферм, будет на две трети субсидироваться из федерального бюджета и на одну треть - из областного.

Также планируется закупка племенного скота и современного технологического оборудования, кормозаготовительной техники, в том числе по системе государственного лизинга.

Особое место занимает стимулирование малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве путем создания инфраструктуры в виде снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и других обслуживающих кооперативов.

Для привлечения и закрепления молодых кадров на селе, планируются мероприятия по строительству жилья для молодых специалистов.

Общая цель данной программы - повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства области.

Сумма расходов на ее реализацию по планам составит 322 млн р.: в 2006 г. - 120,9 млн р., в 2007 г. - 201,1 млн р.

Направления реализации программы ясны, но возникает вопрос, способны ли они решить основную задачу - восстановление и развитие животноводства в области и увеличение потребления основных продуктов питания на душу населения.

С помощью нехитрых расчетов можно сделать вывод, что при увеличении производства мяса на убой на 8% реальное увеличение производства скота на убой к 2008 г. произойдет на 6,9 тыс. т, т.е. составит 93,5 тыс. т. Это ниже показателя 2003 г. на 0,9 тыс. т, что, по понятным причинам, не дает нам права считать этот год наилучшим для сельхозпроизводителей.

Разработанная программа делает большой акцент на мелких товаропроизводителей. С одной стороны, это объясняется тем, что, по данным Управления сельского хозяйства Тамбовской области, в крестьянских хозяйствах и хозяйствах населения выращено 84,5% мяса скота на убой от количества всего произведенного. Но следует учитывать, что население не сдает скот на мясокомбинаты, предпочитая реализовывать его либо через посредников (которые впоследствии реализуют его на рынках Москвы), либо самостоятельно.

Кроме того, нет особой необходимости, на наш взгляд, в постройке мясоперерабатывающих предприятий (их планируется построить пять), так как реальный вес производимого и перерабатываемого мяса на убой в Тамбовской области составляет 13-15 тыс. т в год, что вполне под силу переработать одному мясоперерабатывающему предприятию среднего размера, такому, например, как ОАО «Мя-соптицекомбинат «Первомайский».

Вызывает некоторое сомнение эффективность выполнения такого направления деятельности программы, как постройка животноводческих комплексов и ферм. В Тамбовской области пустуют и постепенно разрушаются 90% животноводческих помещений, еще пригодных для содержания скота. Какой смысл строить новые, если разваливаются старые?

Таким образом, на наш взгляд, предлагаемая областная программа требует существенной корректировки, в противном случае ее реализация не обеспечит мясоперерабатывающие предприятия области достаточным количеством сырья.

В этой связи более перспективным, по нашему мнению, было бы сконцентрировать основные ресурсы, в том числе финансовые, на следующих направлениях.

1. Введение льготных тарифов на энергозатраты для сельхозпредприятий, которые перспективно работают и развиваются, так как основным сдерживающим фактором для развития животноводства являются необоснованно высокие тарифы.

2. Развитие крупных и средних животноводческих комплексов. Если посчитать себестоимость выращенного скота, можно сделать вывод о том, что прибыль сельхозпроизводитель будет получать в хозяйствах, содержащих 500 и более голов

5

о 4

3

2

0

скота. В ином случае при любом субсидировании предприятие будет приносить только убытки.

3. Кредитование и субсидирование мелких производителей. В области действует программа «Подворье», которая имеет более оптимальные направления деятельности. На наш взгляд, денежные средства в рамках программы «Развитие АПК» следовало бы направить для дополнительного финансирования программы «Подворье», особенно на ее популяризацию среди населения.

4. Направление части средств областного бюджета, предназначавшихся для постройки мясоперерабатывающих предприятий, на дотации животноводческим комплексам, но при условии обязательной реализации выращенного скота только местным переработчикам.

Проведение данных мероприятий, как нам представляется, приведет к обеспечению мясоперерабатывающих предприятий Тамбовской области собственной сырьевой базой.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Н.И. Пыжикова, к.э.н., доц., зав. каф. Красноярского государственного

аграрного университета

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» предусматривает реализацию трех основных направлений:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей), работающих в агропромышленном комплексе, проживающих на селе.

Реализация национального проекта направлена на рост объемов товарной сельскохозяйственной продукции, увеличение доходов и обеспечение самозанятости населения.

Уровень целевых и контрольных показателей по реализации ПНП «Развитие АПК», который должен быть достигнут на территории края, закреплен в соглашении о сотрудничестве между Минсельхозом России и советом администрации Красноярского края по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», которое заключено 20 февраля 2006 г. В 2006 г. по краю намечено:

- увеличение производства молока к уровню 2005 г. на 5,4%, мяса 4,2%;

- увеличение объема реализации продукции, производимой в ЛПХ и К(Ф)Х, на 3,4% к уровню 2005 г.;

- создание 40 кооперативов;

- улучшение жилищных условий для 87 молодых специалистов и 25 их семей.

На достижение обозначенных целевых и контрольных показателей направлены мероприятия национального проекта:

- субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок до восьми лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм); субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности из бюджета субъекта Российской Федерации в размере 2/3 произведенных затрат на уплату процентов, в размере 1/3 из краевого бюджета;

- наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга;

- субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что предполагает увели-

чение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов К(ф)х, ЛПХ и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, создаваемыми ими субсидирование в размере 95% ставки рефинансирования за счет бюджета РФ, 5% за счет краевого бюджета;

- модернизация и развитие системы заготовительных, снабженческих и сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;

- создание инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования с использованием земельных участков в качестве залога для получения кредита;

- субсидирование строительства (приобретения) жилья для молодых специалистов и их семей, проживающих и работающих на селе.

В федеральные органы исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства РФ) для участия Красноярского края в реализации национального проекта «Развитие АПК» своевременно представлены:

- 82 резюме бизнес-планов из 24 районов края с общим объемом инвестиций 2 117 млн р., из них привлечение кредитных ресурсов банка составит 1 724 млн р.;

- предложения по объемам поставки племенной продукции на сумму 203 млн р. и техники и оборудования для животноводства на сумму 241,6 млн р. на условиях финансовой аренды (лизинга) в 2006 г.;

- планируемая потребность в привлечении кредитных ресурсов в 2006 г. личными подсобными хозяйствами на сумму 300 млн р., крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на сумму 320 млн р., сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на сумму 400 млн р.;

- заявка на создание в 2006 г. 12 сбытовых, 10 кредитных 13 перерабатывающих и 5 обслуживающих кооперативов, в 2007 г. - соответственно: 15, 17, 23, и 20, всего 115 кооперативов за два года;

- бюджетная заявка на 2006 г., в которой предусматривается направить из федерального бюджета 10,7 млн р. на строительство (приобретение) жилья для 87 молодых специалистов и 25 молодых семей, проживающих и работающих на селе.

Минсельхоз России довел лимиты финансирования из федерального бюджета по направлениям национального проекта «Развитие АПК» на 2006 г.:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.