ные на сайтах институтов и учреждений, которые будут отражены на сайте РАСХН. Эти разработки как бы «вычленяются» из всего моря разнообразной, часто необъективной, а порой и ложной информации, представляемой в Интернете на сайтах сельскохозяйственного профиля. При этом пользователи сайта РАСХН и, соответственно, «Агроака-демсети» будут полностью ограждены от получения необъективной информации в области разработок и использования средств и систем сельскохозяйственного производства. В частности, используя сайт РАСХН как интегрирующий передовые прикладные разработки отечественной и мировой агронауки, можно будет противостоять наплыву различного рода информации, прежде всего, рекламного характера, дезинформирующей отечественных производителей сельхозпродукции, особенно с учетом больших кредитов, которые им выделяются и которые под влиянием агрессивной недостоверной рекламы могут быть истрачены сельхозтоваропроизводителями самым неоптимальным образом. При этом нельзя не учитывать и отрицательные последствия возможного вступления России в ВТО, когда хлынет поток рекламы (прежде всего, через сайты Интернета) демпингового зарубежного оборудования, в том числе устаревшего и невысокого качества, приобретение которого потребует впоследствии от товаропроизводителей неоправданно высоких затрат на его поддержание. (Полная аналогия с приобретением подержанных зарубежных автомобилей, но в ухудшенном варианте, имея в виду возможность приобретения сельхозтоваропоизводите-лями оборудования различных зарубежных фирм, не обеспечивающих его сервисного обслуживания на территории России.) Это тем более важно, что на оборудование, «не имеющее отечественных аналогов», отменены все таможенные сборы. В то же время нельзя не отметить, что институтами Рос-сельхозакадемии и Минсельхоза РФ в большинстве сфер сельскохозяйственного производства осущест-
влены и осуществляются разработки отечественной сельскохозяйственной техники, не уступающие по своим характеристикам лучшим зарубежным образцам. Нужно только, выявив и систематизировав сведения о перспективных отечественных разработках, представить их на сайтах институтов Россельхозака-демии и Минсельхоза с соответствующим отражением на интегрирующем сайте РАСХН. При этом заинтересованные институты, чувствующие уверенность в уровне своих разработок, несомненно, предоставят результаты сравнительного анализа своих разработок и зарубежных аналогов. Кроме того, пользователь сам сможет выйти через сайт РАСХН на интересующие его разработки, представленные на объективных, по мнению ученых и специалистов Россельхозакадемии, зарубежных сайтах, информация с которых будет допущена к отражению на сайте РАСХН.
Нельзя не отметить и необходимость реализации определенных требований, обеспечивающих эффективное предоставление сельхозтоваропроизводителям необходимых сведений в виде, соответствующем современному представлению информации в Интернете. Естественно, что преобразование существующих и вновь создаваемых разработок в такой вид - это длительный, весьма затратный процесс, требующий продуманной поэтапной реализации. В то же время обеспечить создание фундаментальных основ «Агроакадемсети» России и реализовать необходимую информационную поддержку приоритетного национального проекта «Развитие АПК» с предоставлением возможности всем заинтересованным пользователям и, прежде всего, труженикам сельскохозяйственного производства оперативно получать и использовать в своей практической деятельности результаты последних достижений агронауки, можно уже сейчас, интенсифицируя создание сайтов институтов и создавая интегрирующий сайт РАСХН и сайты отделений на рассмотренных выше принципах.
ПЕЧАТНЫЕ СМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
В.Г.Насырова, ред. газ. «Вести академии», Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
При разработке различных проектов и осуществлении практических мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» важно помнить, что проблема формирования предпринимательской активности в аграрном секторе России гораздо сложнее, чем проблема разработки эффективных механизмов правового и экономического регулирования предпринимательской активности сельского населения. Не следует забывать, что предпринимательство представляет собой специфический социокультурный вид активности рыночного субъекта, и не случайно современные исследователи предостерегают от отождествления предпринимательства с бизнесом вообще. Предпринимательство связано с бизнесом родовыми признаками (обмен, сделка, получение выгоды и т.д.), но имеет специфические видовые признаки, к которым отно-
сятся имманентные предпринимательству новаторский подход, креативность, необходимость риска и принятия решений в условиях неопределенности, высокая степень персональной ответственности и др., что, в свою очередь, предполагает наличие особой психологической готовности людей к такого рода деятельности. Психологическая готовность включает в себя не только операциональный компонент, т.е. наличие соответствующих психологических навыков и умений, личностных особенностей, позволяющих эффективно заниматься предпринимательством, но и мотивационный компонент, содержащий рыночные установки, интерес к предпринимательской деятельности, желание ею заниматься, уверенность в том, что эта деятельность по силам, и т.д. Вышесказанное особо актуально в отношении сельского населения России, выросшего в
специфическом цивилизационном контексте, включающем историческую и культурную традицию, сформировавшуюся в условиях господства социалистических принципов и коммунистической идеологии, централизации государством экономики, ликвидации предпринимателей как людей с особым типом мышления и поведения, уничтожения предпринимательских ценностей на уровне народа. Для населе-
ния России переходного периода формирование предпринимательской активности, по сути, означало формирование нового экономического поведения. Дж. Катона, рассматривая экономическое поведение потребителей и предпринимателей, предложил базовую модель экономического поведения, отражающую представление о факторах, влияющих на экономическое поведение:
Объективное ► психические процессы экономическое
окружение поведение
Из этой модели следует, что объективное окружение влияет на экономическое поведение людей, преломляясь через их психологические особенности, в частности, их установки. К сожалению, процесс становления предпринимательства в постсоветской России был неоднозначным и противоречивым, сопровождался столь негативными явлениями, что у значительной части сельского населения в первые годы экономических преобразований сформировался негативный образ предпринимательства и, как следствие, возникло недоверие к экономическим реформам в целом. Отечественные исследователи отмечают как отягчающее обстоятельство сформировавшуюся в российском предпринимательстве широкую распространенность нарушений этики и правовых норм делового поведения, деструктивные последствия и сложный характер их обусловленности. Кроме того, сельскому населению необходима была помощь в формировании нового типа экономического поведения. Применяя для анализа отечественного реформирования модель «политической экономии терпения» Hircshman А. F., В.В. Крамник отмечает, что многовековой опыт реформирования сочетается с «психотерапией» последствий реформирования, предполагающей необходимость согласования темпов и глубины преобразований с внутренней готовностью граждан их принять, включающей разработку мероприятий, смягчающих их последствия. Последнее актуально в отношении сельского населения в связи с особенностями его ментальности. Исследования последних лет, посвященные особенностям ментальности российского сельского населения, убедительно показывают, что она не только не способствует, но и препятствует формированию предпринимательской активности членов сельского социума. В настоящее время не более 1% сельского населения обнаруживает установку на предпринимательство, без которой никакие внешние реорганизации и смена форм собственности в организациях не приведут к реализации более адекватного рыночным условиям экономического поведения. Без изменения в аттитюдах и установках людей не следует ожидать существенных перемен в их экономическом поведении. Поэтому встает проблема активизации деятельности всех институтов, призванных обеспечивать экономическую социализацию взрослого населения в периоды реформирования и способствующих формированию нового экономического поведения. К таким институтам относятся и печатные СМИ. Вряд ли стоит специально обосновывать известные всем факты, что СМИ могут являться средством получения полезной и необходимой информации и играют огромную роль в формировании необходимых психологических установок и убеждений населения. Вместе с тем,
будучи средством очень сильного влияния на установки и отношения населения, СМИ могут быть как фактором, облегчающим адаптацию населения к новым условиям, так и фактором, создающим дополнительные проблемы в процессе такой адаптации. Подтверждением вышесказанного являются результаты пилотного исследования особенностей публикаций, посвященных предпринимательству в аграрном секторе Ульяновской области в наиболее доступных сельскому населению газетах. Изучению подверглись все номера областной «Народной газеты» и районной газеты «Приволжская правда». Анализ публикаций осуществлялся методом контент-анализа. Все публикации 2005 г., содержащие информацию о предпринимательстве и предпринимателях в аграрном секторе Ульяновской области, были разделены на пять групп:
1) публикации, отражающие положительный опыт предпринимательства в аграрном секторе;
2) публикации, отражающие положительный образ предпринимателя-агрария;
3) публикации, отражающие отрицательный опыт предпринимательства;
4) публикации, отражающие отрицательный образ предпринимателя-агрария;
5) информационные сообщения, не имеющие оценочного характера.
Полученные результаты представлены в
табл. 1.
Согласно полученным данным, доля публикаций, посвященных аграрному предпринимательству, а также особенности их содержания явно недостаточны для формирования у населения положительных установок на предпринимательскую деятельность. Следует учесть также, что газеты на селе, за исключением телевидения, - это самый доступный способ получения информации, необходимой для повышения компетентности населения в вопросах предпринимательства. На селе отсутствует традиция получения информации в консалтинговых фирмах, нет возможности получить полноценные разъяснения по поводу возникающих сомнений. Домохозяйствам на селе практически негде получить полноценную информацию о процедуре открытия «своего дела», о различных аспектах управления им, о возможностях, предоставляемых приоритетным национальным проектом. В газетах же, наиболее читаемых и доступных (по цене) сельскому населению, такая информация практически отсутствует. Таким образом, можно допустить, что в деятельности региональных печатных СМИ недостаточно используются ресурсы для поддержки развития аграрного предпринимательства. Однако для окончательных выводов требуются дополнительные исследования, которые планируются нами в ближайшей перспективе.
Название газеты Общее коли- чество публи- каций Публикации о предпринимательстве Положительные публикации Отрицательные публикации Безоце-ночные информационные сообщения
Количе- ство В % от общего количества публикаций Положи- тельный опыт Положи- тельный образ Отрица- тельный опыт Отрица- тельный образ
«Народная газета» 3 295 20 0,6 4 5 4 - 7
«Приволжская правда» 1 102 3 0,3 1 - - - 2
УПРАВЛЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»
Д.В. Шахов, к.э.н., Орловская региональная академия государственной службы
Анализ ситуации в области продовольственного обеспечения Центрального федерального округа (ЦФО) свидетельствует о негативных тенденциях в сферах производства потребления продовольствия, обеспечения государственных интересов. Так, в целом по ЦФО валовой сбор зерна в 2003 г. составил 53,4% к уровню 1990 г., сахарной свеклы - 61,1%, производство скота и птицы - 42,2%, молока - 50,3%, яиц -66,4%. Аналогичные тенденции имеют место и в сфере потребления. Уровень потребления мяса в 2003 г. к уровню 1990 г. составил - 67,5%, молока -55,5%, яиц - 81,4%, сахара - 77,6%, хлебных продуктов - 96,6%. Фактический уровень потребления в расчете на душу населения в целом находится на уровне минимальных норм потребления [1]. В среднем за период 1995-2003 гг. индекс самообеспечения составил по мясу - 0,5121, молоку - 0,8991, яйцам - 0,9473, маслу растительному - 0,7438, овощам - 0,9848, хлебу и хлебопродуктам - 0,6275 [2].
Кризисное состояние объекта управления свидетельствует о неэффективной работе субъектов управления, под которыми мы понимаем органы исполнительной власти субъектов ЦФО, к компетенции которых относится управление продовольственной безопасностью. Следовательно, действующие структуры управления нуждаются в реформировании.
В существующей структуре органов исполнительной власти отсутствует комплексный подход к управлению продовольственной безопасностью территории. В явном виде присутствует лишь функция управления производством продовольствия. Функции же управления сферой потребления продовольствия, а также формирования и использования регионального продовольственного фонда и осуществления государственных закупок реализуются в той или иной степени, но они бессистемно разбросаны по различным органам и структурам территориального управления.
В целях повышения эффективности процесса управления продовольственной безопасностью, координации всех форм и методов государственного управления региональным АПК, сферой потребления продовольствия, соблюдения баланса интересов всех участников продовольственного рынка, а также в связи с реализацией национального проекта «Развитие АПК» мы предлагаем в структуре органов исполнительной власти субъектов ЦФО создать департаменты продовольственной безопасности (ДПБ). Подобные организационные структуры могут быть созданы и в других субъектах РФ с подчинением
ДПБ соответствующей структуре в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
Создание ДПБ субъекта Рф должно предусматривать построение комплексной структуры управления продовольственной безопасностью, состоящей из трех функциональных подсистем:
- подсистема управления производством продовольствия;
- подсистема управления потреблением продовольствия;
- подсистема управления формированием регионального продовольственного фонда и осуществления государственных закупок.
При создании ДПБ субъекта Рф мы предлагаем использовать линейно-функциональную организационную структуру управления (рис. 1). В данном случае применение подобной структуры вполне обоснованно, поскольку наибольшая эффективность ее работы достигается там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, повторяющихся процедур при сравнительной стабильности управленческих задач и функций. Посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ею своих целей и задач.
Создание ДПБ не должно сопровождаться увеличением штатной численности органов исполнительной власти, наоборот возможно ее сокращение вследствие исключения дублирования функций. Мы считаем необходимым провести подобную реорганизацию и в муниципальных районах, что позволит выстроить четкую вертикаль управления продовольственной безопасностью: «Федерация - субъект РФ - муниципальный район».
Необходимо определить функциональную составляющую ДПБ. Для этих целей установим для каждой из подсистем ДПБ перечень основных функций. Так, для подсистемы управления производством продовольствия необходимо определить следующие функции:
- разработка предложений по основным направлениям аграрной политики, совершенствованию организационной, финансово-экономической и нормативно-правовой базы управления АПК территории, структурной перестройке АПК с учетом реализации национального проекта «Развитие АПК»;
- реализация на территории субъекта РФ национального проекта «Развитие АПК», а также