УДК 338.439.4.053.3
рынок животноводческой продукции и обеспечение продовольственной безопасности в регионе
д.и. жиляков,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected]
с.в. лукьянчикова,
аспирант кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected]
Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса
В статье исследуются рынок животноводческой продукции и его влияние на продовольственную безопасность региона. Показано, что устойчивое обеспечение населения области продовольствием определяется состоянием собственного производства животноводческой продукции за счет развития регионального агропромышленного комплекса (АПК) и эффективностью функционирования регионального продовольственного рынка. Определены задачи и меры для обеспечения продовольственной безопасности в Курской области.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственный рынок, животноводческая продукция, рекомендуемые нормы потребления, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцепродукты.
Состояние продовольственной безопасности как составной части экономической безопасности регионов России все больше привлекает к себе внимание населения и общественных организаций. Острота проблемы связана с резким ухудшением качества продовольствия, его биологической полноценности и безопасности для здоровья людей.
Продовольственная безопасность государства является важнейшей частью экономической и национальной безопасности страны. Продовольственная безопасность предусматривает такое состояние
экономики и АПК страны, которое при неизменных внутренних и внешних условиях и без уменьшения государственного продовольственного резерва бесперебойно обеспечивает население страны экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по доступным ценам в необходимом объеме.
Поскольку пища относится к первым жизненным потребностям человека, без удовлетворения которых немыслима сама его жизнь, то продовольственная безопасность по своей значимости приравнивается к физической безопасности, гарантирующей выживание человека. Таким образом, она находится в первом ряду приоритетности.
Продовольственная безопасность определяется аграрной политикой государства во всех ее направлениях, включая финансовую поддержку производителей, защиту их интересов, развитие материально-технической базы. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:
— своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми
- 51
продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
— устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
— достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
—обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Решение проблемы качества и безопасности продовольственных товаров на потребительском рынке России и ее субъектов требует объединения усилий органов государственной власти, производителей и продавцов продовольственных товаров, органов правоохранительной системы и государственных контрольно-надзорных органов, общественных организаций. Утверждение Президентом РФ 30.01.2010 Доктрины продовольственной безопасности (далее — Доктрина) является важным шагом в этом направлении.
Понятие продовольственной безопасности определено Доктриной как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, как фактор сохранения ее государственности и суверенитета и как важнейшая составляющая демографической политики.
Продовольственная безопасность Российской Федерации в соответствии с Доктриной — это такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [6].
При этом продовольственная безопасность предполагает доступность продовольствия как для нынешнего, так и для будущих поколений и включает как экономическую, так и физическую доступность.
Экономическая доступность предполагает, что личные финансовые расходы или расходы домашне-
го хозяйства на приобретение пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, должны характеризоваться таким уровнем, который не ставит под угрозу и не подрывает удовлетворение других основных потребностей. Экономическая доступность подразумевает наличие любого механизма приобретения или права, которое позволяет людям получать продовольствие, и является показателем того, насколько оно удовлетворяет требованиям осуществления права на достаточное питание.
Физическая доступность предполагает, что достаточное продовольствие должно быть доступным в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов для каждого человека во всех населенных пунктах страны, включая физически уязвимых лиц, таких как младенцы и дети младшего возраста, престарелые, лица с физическими недостатками, неизлечимые больные и лица, нуждающиеся в постоянном медицинском уходе, включая душевных больных.
Продовольственная безопасность относится не только к обеспечению удовлетворения потребностей в продовольствии, но и к его производству, т.е. включает гарантию постоянного функционирования источников поступления продовольственных продуктов, их доброкачественность и экономическую доступность для всего населения данной территории и всей страны. При этом органы власти должны нести полную ответственность за гарантированное поступление продовольствия на внутренний рынок, независимо от того, где и кем оно производится — государственными или частными производителями. В 1990-х и начале 2000-х гг. продовольственная безопасность была снижена. На уменьшение продовольственной безопасности значительное влияние оказал рост импорта с одновременным сокращением производства продуктов питания внутри страны. В Россию завозилось около 40% продуктов питания, в то время как считается, что при импорте 20% продовольствия страна уже теряет продовольственную независимость. Уровень потребления населением мясных продуктов отечественного производства в начале 2000-х гг. обеспечивался всего лишь на 38%, а с учетом импорта по мясу — на 60%. Потребление молока с учетом импортных поставок обеспечивалось на 54%, яиц — на 74%. Так, продовольственная безопасность была утрачена из-за массового запо-
лонения рынка дешевыми, но не всегда качественными импортными продуктами питания.
Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское хозяйство и пищевая промышленность. Неотъемлемой частью продовольственного рынка и его важнейшей составляющей является рынок животноводческой продукции. Различные виды данной продукции имеют огромное значение как для отдельного человека, так и для всей экономики регионов и страны в целом. Производство животноводческой продукции в необходимых объемах позволяет не только удовлетворять потребности населения в продовольствии, поддерживая их силы и здоровье, но и обеспечивать продовольственную независимость регионов от других в части импорта продовольствия. Поэтому далее рассмотрим региональный продовольственный рынок животноводческой продукции, предоставляющий населению необходимые жизненно важные продукты питания.
Под региональным продовольственным рынком понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляются реализация продовольственных товаров на территории области и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Продовольственный рынок животноводческой продукции характеризуется и качественно выделяется среди других рынков совокупностью реализуемых на нем товаров, которые объединяются в группы взаимозаменяемых продуктов питания:
— мясо и мясопродукты;
— молоко и молочные продукты;
— яйцо.
Производство основных видов животнов
Эти группы товаров составляют основу соответствующих продуктовых рынков. Особенность продовольственного рынка состоит в том, что на нем реализуются товары первой жизненной потребности — продовольствие, имеющее важнейшее жизненное значение. Значительная часть товаров является скоропортящимися, не подлежащими длительному хранению. Поэтому продовольственный рынок попадает в сферу не только экономических, социальных, но и политических интересов.
Курская область обладает значительными ресурсами для развития сельского хозяйства и особенно животноводства, которое нередко называют локомотивом, способным активно развить экономику агропромышленного комплекса. Также область занимает свою устойчивую нишу в обеспечении региона продовольствием. При этом большие резервы пополнения мясного баланса области имеются в развитии свиноводческой отрасли. Планируемый и осуществляемый ввод в действие молочных комплексов позволит производить дополнительно 45,5 тыс. т молока в год, что должно повысить продовольственную безопасность региона.
Для анализа продовольственной безопасности региона рассмотрим производство основных видов животноводческой продукции в Курской области в динамике (табл. 1).
На основании приведенных данных можно сделать вывод об увеличении производства большинства видов животноводческой продукции в Курской области за исследуемый период. Производство всех видов мяса 1-й категории, включая субпродукты, повысилось на 31,6%, или на 9 тыс. т к концу 2009 г. и стало составлять 37,5 тыс. т. Наибольший удельный вес в данном виде производства
Таблица 1
ческой продукции в 2005-2009 гг., тыс. т
Вид продуктов 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение 2009 г. от 2005 г.
Мясо, включая субпродукты, 1-й категории, всего В том числе: 28,5 28,6 28,1 31,4 37,5 9
- говядина и телятина 1,7 1,5 1,3 1,8 1,5 -0,2
- свинина 0,9 0,6 0,7 2,8 6,3 5,4
- мясо птицы 25,7 26,3 26,0 26,6 29,4 3,7
- прочие виды мяса и субпродукты 1-й категории 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3 0,1
Колбасные изделия 12,2 11,5 11,2 9,3 12,4 0,2
Полуфабрикаты мясные 4,5 8,1 8,4 8,1 7,7 3,2
Масло животное 2,5 3,2 2,7 2,3 1,8 -0,7
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 27,8 32,9 40,5 34,6 33,2 5,4
Сыры жирные (включая брынзу) 3,4 2,8 2,2 2,1 2,5 -0,9
Консервы, млн условных банок 60,6 52,7 50,1 94,5 122,0 61,4
В том числе молочные консервы 46,7 42,0 17,0 51,1 57,9 11,2
занимает мясо птицы (в среднем 87%), производство которого за рассматриваемые года выросло на 14,4%. Наиболее резкий подъем наблюдается в производстве свинины. Производство данного вида мяса в области увеличилось с 0,9 тыс. т в 2005 г. до 6,3 тыс. т в 2009 г., или в 7 раз. Производство говядины и субпродуктов 1-й категории за данный период практически не изменилось и составило в среднем за 5 лет 1,56 и 0,2 тыс. т соответственно. Что касается колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, то их производство в регионе меняется незначительно как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Так, на конец 2009 г. производилось 12,4 тыс. т колбасных изделий и 7,7 тыс. т мясных полуфабрикатов (рис. 1) .
Производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) в Курской области в целом за данные года выросло на 19%, или на 5,4 тыс. т. Однако по сравнению с наилучшим показателем, наблюдавшимся в 2007 г. (40,5 тыс. т), 2009 г. показал спад производства данного вида продукции на 18%. Несмотря на рост производства молока, которое происходило как из-за увеличения поголовья крупного рогатого скота, так и из-за повышения продуктивности коров дойного стада, наблюдается сокращение производства некоторых видов молочной продукции. Так, производство животного масла сократилось на 28%, или на 0,7 тыс. т и составило на конец рассматриваемого периода 1,8 тыс. т, а сы-
45 п
ров — на 26%, или на 0,9 тыс. т (2,5 тыс. т в 2009 г.) (см. рис. 1). Производство молочных консервов выросло на 24%, или на 61,4 млн условных банок (с 46,7 млн условных банок в 2005 г. до 57,9 млн условных банок в 2009 г.). Наименьшее количество молочных консервов (17 млн условных банок) было произведено в 2007 г., когда наблюдалось наибольшее производство молока.
На ситуацию на продовольственном рынке области влияют не только изменения объемов производимой животноводческой продукции, но и изменения потребительских цен на нее (табл. 2).
За рассматриваемый период в Курской области произошел значительный рост цен на весь ассортимент животноводческой продукции (рис. 2). Стоимость килограмма говядины увеличилась на 66%, или на 77,73 руб. и в 2009 г. составила 195,15 руб. Стоимость свинины выросла с 136,80 до 189,27 руб. за килограмм с 2005 до 2009 г., или на 38,4%. Цены на кур также изменились: их прирост составил 16,24 руб., или 23%. В значительной степени повысилась цена за килограмм на колбасу вареную со 134,34 руб. в 2005 г. до 197,25 руб. в 2009 г., или на 47%. Стоимость консервированной мясной продукции выросла в 1,8 раза и составила в среднем 48,22 руб. за 350 г.
Изменилась цена в регионе и на молочные продукты. Так, стоимость килограмма сливочного масла увеличилась на 84% и составила на конец
40
35
й^ й^ й^ й^ й^ й^ й^ й^ й^ й^
2005 г.
2006 г.
2007 г.
□ Мясо, включая субпродукты 1-й категории □ Колбасные изделия
□ Масло животное □ Цельномолочная продукция
□ Полуфабрикаты мясные
□ Сыры жирные (включая брынзу)
Рис. 1. Изменение производства основных видов животноводческой продукции в Курской области, тыс. т 54 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
5
0 -
2008 г
2009 г
Таблица 2
Средние потребительские цены на животноводческую продукцию в 2005-2009 гг., руб. за кг
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение 2009 г. от 2005 г.
Говядина (кроме бескостного мяса) 117,42 125,08 145,30 192,90 195,15 77,73
Свинина (кроме бескостного мяса) 136,80 132,97 153,25 184,80 189,27 52,47
Куры (кроме куриных окорочков) 70,11 63,43 76,52 86,75 86,35 16,24
Колбаса вареная высшего сорта 134,34 137,90 150,54 184,41 197,25 62,91
Говядина, свинина тушеная консервированная (за 350 г) 25,81 25,03 29,06 43,90 48,22 22,41
Масло сливочное 80,61 74,46 122,76 131,38 147,97 67,36
Молоко цельное разливное (за литр) 12,78 13,93 20,47 21,57 21,34 8,56
Яйца куриные (за 10 шт.) 23,42 25,67 35,52 37,93 33,29 9,87
250
200
150
100
2005 г.
—♦— Говядина -Ж-Мясо тушеное
2006 г.
- Свинина ■Масло сливочное
2007 г.
2008 г.
2009 г.
- Куры
■ Молоко разливное
- Колбаса вареная ■Яйца куриные
Рис. 2. Изменение средних потребительских цен на животноводческую продукцию в Курской области в 2005-2009 гг., руб.
данного периода 147,97 руб. Цены на разливное молоко выросли на 8,56 руб., или на 70%. Не остались без изменения и цены на яйца куриные. Так, если в 2005 г. 10 шт. куриных яиц можно было приобрести за 23,42 руб., то в 2009 г. на этот товар нужно было потратить 33,29 руб. (увеличение составило 42%).
Таким образом, стоимость всех представленных наименований животноводческой продукции за анализируемые года выросла на 57%. В среднем увеличение цен происходило на 12,74% каждый год, о чем свидетельствует анализ индексов потребительских цен на животноводческую продукцию в целом по области (табл. 3).
Таблица 3
Индексы потребительских цен на животноводческую продукцию в 2005-2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем
Продовольственные товары Из них: 107,5 108,6 122,5 118,4 106,7 112,74
- мясо и птица 119,3 102,1 117,0 122,5 102,9 112,76
- колбасные изделия и копчености 108,6 107,0 107,7 119,5 106,4 109,84
- консервы мясные 109,1 105,2 116,1 153,1 108,7 118,44
- масло сливочное 106,4 101,1 164,9 106,4 110,2 117,80
- молоко и молочная продукция 105,9 109,0 141,9 108,1 104,6 113,90
- сыр 104,9 102,7 167,3 93,9 99,8 113,72
- яйца 83,0 112,8 138,4 106,8 87,7 105,74
Общий индекс роста цен 111,7 115,9 117,5 110,9 109,5 113,1
Цены на мясо и птицу в регионе изменялись за год в среднем на 12,76%, на колбасные изделия — на 9,8%, на мясные консервы — на 18,44%. Причем максимальное увеличение стоимости мясных продуктов произошло в 2008 г. по сравнению с 2007 г. В данном году стоимость мяса и птицы выросла на 22,5%, колбасных изделий и мясных консервов на 19,5 и 53,1% соответственно. Стоимость яиц повышалась в среднем на 5,7% в год, однако существуют года, когда цена на данный вид продукции снижалась (в 2005 г. ИПЦ составил 83%, в 2009 г. — 87,7%).
Стоимость молока и молочной продукции в области повышалась в среднем на 13,9% в год, масла сливочного — на 17%, сыра — на 13,7%. Наибольший рост цен на всю молочную продукцию, включая масло сливочное и сыры, наблюдался в 2007 г., когда прирост цен по данным видам продукции по сравнению с предыдущим годом составил в среднем 58%.
Таким образом, в Курской области происходило повышение потребительских цен на животноводческую продукцию (несмотря на увеличение производства всех ее видов).
Далее для изучения продовольственной безопасности региона рассмотрим удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов. По оценкам некоторых экспертов, для обеспечения продовольственной безопасности достаточно производить около 80% продовольствия, а оставшуюся часть продуктов питания можно приобретать у иностранных поставщиков. Доктрина
продовольственной безопасности устанавливает другие уровни, превышающие данный показатель: удельный вес зерна — не менее 95%; мяса и мясопродуктов — не менее 85%; молока и молокопро-дуктов — не менее 90%; картофеля — не менее 95%; соли пищевой — не менее 85% [6]. Отметим, что в Соединенных Штатах Америки и во Франции уровень самообеспечения продовольствием составляет 100%, в Германии — 93%, в Италии — 78%.
Рассмотрим обеспеченность продовольствием и использование основных животноводческих продуктов.
Обеспеченность мясом и мясопродуктами на начало года в Курской области практически не изменяется за период с 2005 по 2009 г. и составляет в среднем 4,3 тыс. т (табл. 4). Производство мясной продукции постепенно увеличивалось. За 2009 г. было произведено 82,8 тыс. т мяса, что превышает показатель 2005 г. на 12,2 тыс. т, или на 17%. Однако ввоз и импорт мяса и мясопродуктов также изменялись в большую сторону. Если в 2005 г. завозилось 10 тыс. т мясных продуктов, в 2007 г. — 15,8 тыс. т, то уже в 2009 г. ввозимое продовольствие составляло 34,3%.
Доля ввозимой продукции также увеличилась, несмотря на увеличение местного производства. Доля ввозимых товаров в 2005 г. составляла 11,8% от общего объема ресурсов, в 2008 г. достигла 20,3%, а в 2009 г. в область завозилось уже 28,2% мясных продуктов, что на 16,4% больше аналогичного показателя 2005 г. Таким образом, самообеспеченность мясом и мясопродуктами за анализируемые года снизилась с 88 до 72%, что является критической ситуацией для продовольственной безопасности
Таблица 4
Ресурсы и использование мяса и мясопродуктов в 2005-2009 гг., тыс. т
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение 2009 г. от 2005 г.
Ресурсы
Запасы на начало года 4,2 4,7 4,2 4,0 4,6 0,4
Производство 70,6 69,4 75,7 78,2 82,8 12,2
Ввоз, включая импорт 10,0 12,3 15,8 21,0 34,3 24,3
Итого ресурсов 84,8 86,4 95,7 103,2 121,7 36,9
Доля импорта в общем объеме ресурсов, % 11,8 14,2 16,5 20,3 28,2 16,4
Использование
Производственное потребление 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,1
Потери 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 -0,1
Вывоз, включая экспорт 12,1 13,2 18,5 21,3 38,8 26,7
Личное потребление 67,7 68,8 72,9 77,0 77,6 9,9
Доля экспорта в общем объеме ресурсов, % 14,3 15,3 19,3 20,6 31,9 17,6
Запасы на конец года 4,7 4,2 4,0 4,6 5,0 0,3
области, и начиная с 2007 г. можно говорить о продовольственной зависимости региона от поставок мяса и мясных продуктов. Однако за данный период наблюдался и рост объемов личного потребления мясопродуктов. Если в 2005 г. область потребляла в среднем 67,7 тыс. т мяса и мясопродуктов, то в 2009 г. данный показатель увеличился на 10 тыс. т. В значительной степени выросла доля экспортируемых продуктов. В 2005 г. область экспортировала 14,3% от общего объема ресурсов, что соответствует 12,1 тыс. т мясопродуктов, в 2007 г. — 19,3% (18,5 тыс. т), а в 2009 г. значение данного показателя выросло до 31,9%, или 38,8 тыс. т мяса и мясопродуктов, что на 17,6% больше показателей 2005 г.
Производственное потребление и потери данной продукции за 2005—2009 гг. практически не изменялись. Таким образом, рынок мясной продукции за последние года стал все больше зависеть от ввозимых продуктов, несмотря на увеличение объемов экспортируемых товаров.
Что касается молока и молочных продуктов, то производство данных товаров постепенно повышалось и составляло в среднем 400 тыс. т (табл. 5). Также увеличивались объемы ввозимых продуктов. В 2005 г. в область было ввезено 50,3 тыс. т молочной продукции, а в 2009 г. на 7,3 тыс. т, или на 14% больше.
Доля импортной молочной продукции в среднем по данным годам составляет 11%, таким образом, самообеспеченность области молоком находится в пределах 89%, что удовлетворяет требованию Доктрины по обеспечению продовольственной безопасности. Для поддержания и улучшения такой ситуации необходимо увеличивать внутреннее про-
изводство данного вида товарной продукции более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста импортных объемов.
Производственное потребление молока сократилось с 82,2 тыс. т в 2005 г. до 59,9 тыс. т в 2009 г., или на 27% (на 22,3 тыс. т). Потери в молочном производстве начиная с 2006 г. остаются на одинаковом уровне, равном 100 т в год, что является положительным явлением в данной отрасли. Вывоз молочной продукции за данные года также увеличился, и в 2009 г. его прирост составил около 20 тыс. т, или 17%. При этом доля вывозимой из области молочной продукции в общем объеме ресурсов выросла на 12,7% и составляет более 25%. Увеличились и расходы молочной продукции на личное потребление. Так, если в 2005 г. жители области потребляли 261,7 тыс. т молока в год, то в 2009 г. данный показатель вырос до 12,4 тыс. т. Таким образом, благодаря увеличению производства молока и молочной продукции и его импорта, сокращению объемов производственного потребления, и несмотря на рост экспорта и личного потребления, запасы продукции на конец 2009 г. выросли относительно показателя 2005 г. на 10,4 тыс. т, или на 65% и составляют 26,4 тыс. т.
Рассмотрим обеспеченность Курской области яйцами и яйцепродуктами (табл. 6). В области в 2009 г. было произведено 219,6 млн шт. яиц по сравнению с 323,5 млн шт. в 2005 г., т.е. производство данного продукта сократилось на 104 млн шт., или на 32%.
Одновременно с уменьшением производства яиц наблюдалось и увеличение ввоза данного продукта на территорию области. Если в 2005 г. завоз-
Таблица 5
Ресурсы и использование молока и молокопродуктов в 2005—2009 гг., тыс. т
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение 2009 г. от 2005 г.
Ресурсы
Запасы на начало года 19,3 16,0 22,1 22,2 27,3 8
Производство 396,7 392,5 394,1 415,3 400,1 3,4
Ввоз, включая импорт 50,3 57,4 44,7 49,4 57,6 7,3
Итого ресурсов 466,3 465,9 460,9 486,9 485,0 18,7
Доля импорта в общем объеме ресурсов, % 10,8 12,3 9,7 10,1 11,9 1,1
Использование
Производственное потребление 82,2 80,6 79,6 64,3 59,9 —22,3
Потери 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 —0,1
Вывоз, включая экспорт 106,2 97,8 92,5 122,9 124,5 18,3
Доля экспорта в общем объеме ресурсов, % 22,8 21,0 20,1 25,2 25,7 2,9
Личное потребление 261,7 265,3 266,5 272,3 274,1 12,4
Запасы на конец года 16,0 22,1 22,2 27,3 26,4 10,4
Таблица 6
Ресурсы и использование яиц и яйцепродуктов в 2005—2009 гг., млн шт.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение 2009 г. от 2005 г.
Ресурсы
Запасы на начало года 4,4 3,9 5,1 4,3 4,0 -0,4
Производство 323,5 307,8 262,1 207,0 219,6 -103,9
Ввоз, включая импорт 44,8 68,7 65,8 64,4 67,3 22,5
Итого ресурсов 372,7 380,4 333,0 275,7 290,9 -81,8
Доля импорта в общем объеме ресурсов, % 12,0 18,1 19,8 23,4 23,1 11,1
Использование
Производственное потребление 27,9 29,7 28,0 23,0 28,6 0,7
Потери 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 —0,1
Вывоз, включая экспорт 39,9 42,4 38,9 1,4 1,3 —38,6
Доля экспорта в общем объеме ресурсов, % 10,7 11,1 11,7 0,5 0,4 —10,3
Личное потребление 300,8 303,1 261,7 247,2 257,9 —42,9
Запасы на конец года 3,9 5,1 4,3 4,0 3,0 —0,9
илось 44,8 млн шт. яиц в год, то в 2009 г. этот показатель достиг 67,3 млн шт., т.е. увеличился более чем на 50%. При этом доля импорта также заметно выросла за данные года с 12 до 23% в общем объеме ресурсов региона.
Производственное потребление и потери на протяжении данного периода времени изменялись незначительно и составили в среднем 27,4 и 0,1 млн шт. яиц в год соответственно. Однако, следуя динамике производства яиц, сократился вывоз, включая импорт продукции. Если в 2005 г. из области вывозилось 39,9 млн шт. яиц в год, а в 2006 г. 42,4 млн шт., то в 2008 и 2009 гг. вывоз снизился до 1,4 и 1,3 млн шт. яиц соответственно. Таким образом, экспорт яиц и яйцепродуктов за последние пять лет упал на 96,7%. Доля экспорта также сократилась с 11,2% в 2005—2007 гг. до 0,4% в 2009 г.
Несмотря на увеличивающиеся объемы импорта и сокращение экспорта, личное потребление и запасы на конец года сокращались. В 2005—2006 гг. на личное потребление расходовалось более 300 млн шт. яиц, а в 2009 г. в области потребляли только 257,9 млн шт., т.е. данный показатель сократился на 14%. Запасы на конец года снизились в 2009 г. по сравнению с 2006 г. на 2,1 млн шт., т.е. запасы яиц на начало 2010 г. в области составляли 3 млн шт.
Таким образом, проанализировав динамику производства и использования основных животноводческих продуктов, можно сказать о сложной ситуации региона в области продовольственной безопасности, так как доля ввезенной продукции имеет критические значения, а увеличение потребления осуществляется не только за счет собственного производства, но и за счет импортной продукции.
58-
Продовольственную безопасность региона характеризует также потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения (табл. 7).
За период с 2005 по 2009 г. увеличилось потребление всех животноводческих продуктов в расчете на душу населения за исключением яиц. Если в 2005 г. в области один человек потреблял в среднем 57 кг мяса и мясопродуктов, то в 2009 г. потребление выросло до 67 кг, или на 10 кг. Аналогичная тенденция наблюдается и с потреблением молока и молочных продуктов: потребление увеличилось с 220 до 238 кг данного продукта на душу населения с 2005 по 2009 г., или на 18 кг. Выросшие объемы потребления мясных и молочных продуктов питания в расчете на душу населения в области можно объяснить не только ростом объемов производства данных продуктов и их ввозом, но и сокращением численности населения региона за последние годы.
Резкое сокращение производства яиц привело к снижению их потребления в расчете на душу населения. Так, при производстве 323,5 млн шт. яиц в 2005 г. один человек потреблял в среднем 252 яйца в год. В 2009 г. потребление составило 224 яйца в расчете на душу населения при уровне производства 219,6 млн шт., что на 28 шт. меньше объемов потребления 2005 г.
Однако эти показатели потребления животноводческой продукции еще далеки от рекомендуемых норм, установленных Министерством здравоохранения и социального развития РФ в приказе от 02.08.2010 № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» и соответствуют мероприятиям по реализации положений Доктрины продоволь-
Таблица 7
Потребление основных животноводческих продуктов питания на душу населения в год в 2005—2009 гг., кг
Показатель Рекомендуемый объем, кг/чел. в год 2005 2006 2007 2008 2009 Отклонение 2009 г. от 2005 г.
Мясо и мясопродукты 70—75 57 58 62 66 67 10
(в пересчете на мясо)
Молоко и молочные продукты 320—340 220 225 228 235 238 18
(в пересчете на молоко)
Яйца, шт. 260 252 257 224 213 224 —28
ственной безопасности РФ (табл. 8). Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов отвечают современным требованиям здорового питания и разработаны в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения, профилактики заболеваний и улучшения демографической ситуации в РФ. Рациональные нормы соответствуют Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (МР 2.3.1.2432-08) и представляют собой усредненную величину необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающих оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов в организме [2].
Так, в 2005 г. при рекомендуемой норме 70— 75 кг мяса жители Курской области потребляли в среднем всего 57 кг данного продукта. И даже при увеличившихся объемах потребления в 2009 г. население области недоедает в среднем от 3 до 8 кг мяса и мясопродуктов в год. Подобная ситуация наблюдается и с потреблением молочных продуктов. Если в 2005 г. население потребляло в среднем на 100—120 кг молока и молочных продуктов меньше рекомендуемых норм, то в 2009 г. данный показа-
тель сократился до уровня 82—102 кг. Так, жители области за рассматриваемые года стали потреблять больше молочных продуктов на 18 кг. Потребление яиц в регионе в 2005 г. незначительно отличалось от рекомендуемых норм — на 8 шт. в год. Однако при сокращении производства объемы потребления яиц в расчете на душу населения снизились на 28 яиц в год, следовательно, отставание от утвержденных норм потребления увеличилось до 36 шт. яиц. Таким образом, потребление животноводческих продуктов питания населением Курской области в значительной степени отличается от рекомендуемых норм, что может негативно сказаться на здоровье жителей региона.
Сравним данные о производстве и потреблении основных видов животноводческой продукции Курской области с показателями соседних областей (табл. 8).
В производстве животноводческой продукции в расчете на душу населения лидирующее положение занимает Белгородская область, которая производит больше в 6 раз мяса, в 3 раза масла, в 4,7 раз яиц и на 10% больше молока, чем Курская область. По данным показателям Курская область опережает Воронежскую и Тамбовскую, за исклю-
Таблица 8
Производство и потребление животноводческой продукции на душу населения в 2009 г., кг
Показатель Курская область Белгородская область Воронежская область Липецкая область Тамбовская область
Производство животноводческой продукции на душу населения
Мясо (в убойном весе) 72 442 71 120 55
Молоко 347 381 294 247 230
Животное масло 1,6 5,2 4,0 2,0 0,8
Яйца, шт. 191 901 293 435 201
Потребление животноводческой продукции на душу населения
Мясо и мясопродукты в пересчете 67 88 66 67 61
на мясо
Молоко и молочные продукты, включая 238 268 250 223 203
масло животное (в пересчете на молоко)
Яйца, шт. 224 309 291 265 202
чением производства яиц (293 и 201 шт. яиц соответственно). По потреблению животноводческой продукции лидирует также Белгородская область, которая не только полностью удовлетворяет потребности своего населения в продуктах питания, но и экспортирует часть произведенной продукции. По потреблению продуктов на душу населения Курская область опережает лишь Тамбовскую, которой для обеспечения населения необходимым продовольствием приходится завозить его из других областей.
Таким образом, устойчивое обеспечение населения области продовольствием определяется состоянием собственного производства животноводческой продукции за счет развития регионального АПК и эффективностью функционирования регионального продовольственного рынка. Для этого большое значение имеет повышение концентрации и товарности производства. Наряду с крупным производством необходимо использовать предприятия малого предпринимательства в перерабатывающих и торговых отраслях.
Так как основным из условий обеспечения продовольственной безопасности региона является производство продовольственных продуктов на уровне не менее 85% от общего объема товарных ресурсов внутреннего рынка региона, то для улучшения ситуации в Курской области нужно довести производство продовольствия до данного уровня.
Продовольственная безопасность области в отношении мяса и мясопродуктов будет достигнута при увеличении производства данного вида продуктов до 100 тыс. т в год, или на 20% при одновременном сокращении доли импорта. Такое условие также приведет к увеличению потребляемых мясопродуктов на душу населения до рекомендуемых норм и составит 80 кг на человека.
Для улучшения ситуации на молочном рынке необходимо увеличить производство молока и мо-локопродуктов в Курской области на 35%, или до 540,14 тыс. т в год. При этом потребление на душу населения вырастет до 320 кг и будет находиться в пределах рекомендуемых норм.
Наиболее сложная ситуация наблюдается на рынке яиц, где доля импорта составляет 23,1%. При росте производства и одновременном снижении доли ввозимых яиц на 16% обеспечение области данным продуктом питания повысится до 311,3 млн шт. яиц в год, а его потребление вырастет до 270 шт. на душу населения, что даже немного превысит рекомендуемые нормы.
Необходимо создать эффективную систему регулирования регионального рынка животноводческой продукции, одним из элементов которой является ценовое регулирование. Регулирование цен на продовольственном рынке должно обеспечить стабильную доходность товаропроизводителям для возможности ведения расширенного воспроизводства. Ценовое регулирование должно охватывать цены на скот, птицу, молоко, яйца, на продукцию их переработки, на промышленные товары и услуги. При этом цены на данные жизненно важные продукты питания должны определяться ежегодно с учетом платежеспособного спроса населения области.
Также мерами эффективного развития продовольственного сектора можно назвать укрепление материально-технической базы, обеспечение средствами малой механизации, водоснабжение, удовлетворение запросов на молодняк скота и птицы, внедрение новых технологий. Повышение эффективности животноводства является основой развития пищевой промышленности и стабильного функционирования продовольственного подкомплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность региона [1].
Таким образом, можно выделить основные угрозы продовольственной безопасности как региона, так и страны в целом. К ним относятся:
— низкий уровень платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;
— ценовые диспропорции на рынках животноводческой продукции, сырья, продовольствия и материально-технических ресурсов;
— недостаточный уровень инвестиций в сфере производства животноводческой продукции, сырья и продовольствия;
— сокращение национальных генетических ресурсов животных;
— дефицит квалифицированных кадров;
— различия в уровне жизни городского и сельского населения;
— искусственные конкурентные преимущества зарубежной продукции, формируемые за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.
Для достижения продовольственной безопасности региона, повышения эффективности экономики агропромышленного комплекса необходимо государственное регулирование и его поддержка.
Так, в целях стабилизации ситуации на рынке молока были приняты постановления Правительства
РФ от 31.01.2009 № 71 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении сливочного масла и отдельных видов молочной продукции» [3] и № 72 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов молока и сливок» [4], в соответствии с которыми специфическая составляющая комбинированной ставки ввозной таможенной пошлины на сливочное масло была увеличена с 0,22 евро за 1 кг до 0,35 евро за 1 кг, а ставка ввозной таможенной пошлины на сухое молоко была увеличена до 20% от таможенной стоимости. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 680 сроком на 6 мес. была установлена ввозная таможенная пошлина на отдельные виды сыров в размере 15%, но не менее 0,5 евро за 1 кг.
Также с 01.01.2010 существенно повысились ставки таможенных пошлин на ряд видов сырья животного происхождения. Мясо крупного рогатого скота, ввозимое вне квот, стало облагаться пошлиной в 50%, но не менее 1 евро за килограмм. Также увеличились ставки таможенных пошлин на колбасы и готовые или консервированные продукты из мяса до 25%, но не менее 0,4 евро за 1 кг.
Обеспечение продовольственной безопасности на уровне региона регулируется законом Курской области «О продовольственной безопасности Курской области», принятым Курской областной Думой 25.11.2009.
Этот закон определяет основные направления деятельности органов государственной власти Курской области по обеспечению продовольственной безопасности региона, регулирует отношения в области формирования и гарантированного обеспечения населения пищевыми продуктами, не оказывающими вредного воздействия на здоровье человека и среду обитания [5].
Продовольственная безопасность региона обе спечивается:
— системой принимаемых органами государственной власти Курской области экономических, научно-технических, правовых, организационных и иных мер по достижению необходимого уровня производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
— организацией закупок и поставок сельскохозяйственной продукции и сырья;
— налаживанием долговременных экономических связей с другими субъектами РФ по поставкам в Курскую область продовольствия и сырья для его производства;
— развитием кооперации, агропромышленной интеграции, организации розничных рынков сельскохозяйственной продукции и сырья;
— проведением мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, производимых, закупаемых и поставляемых в Курскую область;
— государственной поддержкой организаций агропромышленного комплекса Курской области;
— привлечением инвестиций, направляемых на развитие сельскохозяйственного производства, пищеперерабатывающей промышленности.
Главными задачами продовольственной безопасности в Курской области являются:
— создание условий, при которых обеспечивается экономическая доступность пищевых продуктов для населения Курской области;
— рост производства продовольствия, оборота розничной торговли продовольствием в целях обеспечения доступности пищевых продуктов для удовлетворения потребностей населения Курской области на уровне не ниже рекомендуемых норм потребления;
— достижение и поддержание продовольственной независимости Курской области;
— защита интересов областных сельхозтоваропроизводителей.
Для того чтобы реализовать все перечисленные задачи по обеспечению продовольственной безопасности, правительство области должно обеспечивать закупку и поставку сырья, ГСМ, продовольствия для областных нужд. Также необходимо устанавливать квоты для сельскохозяйственных товаропроизводителей и поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по гарантированным ценам, что обеспечит потребность региона в данных товарах.
Важной мерой для обеспечения продовольственной безопасности области может стать создание продовольственного фонда животноводческой продукции, главным образом мяса и мясопродуктов длительного хранения. В области уже существует региональный фонд, который включает в себя оптимальный объем зерна и продуктов переработки зерна для удовлетворения потребностей населения области в хлебе и хлебобулочных изделиях.
Поставка животноводческой продукции в продовольственный фонд может осуществляться на конкурсной основе с установлением предельных размеров торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в фонд, с учетом безубыточ-
ной реализации готовой продукции. Это поможет реализовывать областным товаропроизводителям качественную, недорогую продукцию и получать прибыль за нее. При этом продовольствие в первую очередь должно закупаться у местных производителей, что будет являться поддержкой развития регионального животноводства.
Важным моментом в решении продовольственной проблемы также являются государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории Курской области, которые осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в данной области.
Таким образом, продовольственная безопасность как Курской области, так и Российской Федерации в целом является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета по повышению качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Список литературы
1. ЖиляковД.И. Роль птицеводства в обеспечении продовольственной безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 13. С. 65—73.
2. Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.08.2010 № 593н.
3. О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении сливочного масла и отдельных видов молочной продукции: постановление Правительства РФ от 31.01.2009 № 71.
4. О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов молока и сливок: постановление Правительства РФ от 31.01.2009 № 72.
5. О продовольственной безопасности Курской области: закон Курской области от 25.11.2009 № 95-ЗКО.
6. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120.