Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность - стратегическая задача агропродовольственной политики России'

Продовольственная безопасность - стратегическая задача агропродовольственной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / AGRICULTURAL POLITICS OF RUSSIA / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПИТАНИЯ / RATIONAL STANDARDS OF NUTRITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрынник Е.Б.

Статья посвящена ходу разработки доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Показано нынешнее состояние дел в данной области, приведены основные понятия в сфере продовольственной безопасности, показатели и критерии ее оценки, механизмы и ресурсы обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The food security - strategic task of Russian agrofood policy

The article is devoted to the working out of the food security doctrine of Russian Federation.. The present state of affairs in this field is shown, the basic definitions of the food security sphere, indicators and criteria of its assessment, mechanisms and safeguard resources are given.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность - стратегическая задача агропродовольственной политики России»



РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕМА НОМЕРА

УДК 631.1^338.43

Продовольственная безопасность -

стратегическая задача агропродовольственной политики России

Ключевые слова: агропродоволь-ственная политика России; продовольственная безопасность; рациональные нормы питания.

Е.Б. Скрынник,

канд. экон. наук, Министр сельского хозяйства РФ

Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», являющаяся «базовым документом по планированию развития системы обеспече-

Таблица 1

Потребление основных продуктов питания по Российской Федерации в год (по данным Росстата)

Рацио- Потреб- Соотноше-

нальные ление на ние по-

Продукты питания нормы потреб- душу населения требления к рациональ-

ления, кг (данные 2007 г.), кг ной норме питания, %

Мясо и мясопро- 75 61 81,3

дукты (в пересчете на мясо)

Молоко и 305 242 79,3

молокопродукты

(в пересчете на молоко)

Яйца и яйце- 250 254 101,6

продукты, шт.

Сахар 30 39 130,0

Масло 12 12,8 106,7

растительное

Картофель ПР мни 100 150 132 110 132,0 73 3

Овощи Фрукты и ягоды 70 54 /3,3 77,1

Хлебные 105 121 115,2

продукты

ния национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности».

В документе подчеркивается: «Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность...» (с. 3, п. 44) и дается ее характеристика и меры обеспечения: «Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги» (ст. 3, п. 50).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации расценивает достижение продовольственной безопасности в качестве стратегической цели аграрной политики государства. Минсельхозом России подготовлен проект Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и осуществляется комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности страны.

О ходе разработки доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации

Мероприятия по разработке проекта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) проводились Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, научными и общественными организациями,

представителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 15 июля 2008 г. по итогам оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации 19 июня 2008 г.

Для обеспечения своевременной и качественной подготовки проекта Доктрины приказом Минсельхоза России была образована межведомственная рабочая группа по разработке проекта Доктрины и утвержден ее состав из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и научных организаций.

Среди мероприятий по обсуждению проекта Доктрины следует отметить заседания межведомственной рабочей группы по разработке проекта Доктрины на уровне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти под председательством Министра сельского хозяйства Российской Федерации. На заседаниях присутствовали представители Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов России, федеральных и региональных органов исполнительной власти, науки и общественных организаций страны.

Вопросы состояния продовольственной безопасности и мерах по ее обеспечению были рассмотрены в Совете Федерации Российской Федерации 27 октября 2008 г. и на расширенном заседании Коллегии Минсельхоза России 19 ноября 2008 г.

В декабре 2008 г. проект указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» в установленном порядке был внесен Минсельхозом России в Правительство Российской Федерации.

После доработки высказанных в Администрации Президента Российской Федерации замечаний документ был

повторно внесен в Правительство Российской Федерации. В настоящее время проект Доктрины направлен на рассмотрение в Администрацию Президента и аппарат Совета Безопасности Российской Федерации.

Состояние дел: уровень продовольственной безопасности России пока недостаточен

Россия, к сожалению, до сих пор не вышла на рекомендуемый уровень потребления своими гражданами основных пищевых продуктов (табл. 1). Обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам их потребления составляет по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродук-там - 80 %, рыбе и рыбопродуктам -55 %, овощам - 75 %, фруктам и ягодам - 77 %.

Картина предстает еще более удручающей, если рассматривать этот вопрос дифференцированно по группам населения с разным уровнем доходов. Фактическое потребление молочной и мясной ниже рекомендуемых норм на 20 %, рыбной - на 45 %, группа населения с наименьшими доходами потребляет меньше, чем группа с высокими доходами, мяса и мясопродуктов -в 2,5 раза, молока и молокопродук-тов - в 2,1, овощей и рыбопродуктов -в 2,2, фруктов и ягод - в 3,9, яиц - в 1,7 раза.

Однако даже этот уровень потребления достигается не только за счет собственного производства, но и в значительной мере за счет импорта. Доля продукции российского производства в формировании продовольственных ресурсов страны, по данным Росстата, в 2008 г. составила (%): по мясу и мясопродуктам - 61; молоку и молочным продуктам - 78; по сахару - 60; по овощам - 84; по фруктам - 40.

На 2009 г. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. предусмотрено увеличение производства продукции животноводства на 5,1 % (для сравнения: в целом производство продукции в отрасли возрастет на 3,9 %, в растениеводстве предусмотрено увеличение на 2,8 %).

Вместе с тем, удорожание импорта в связи со снижением курса рубля с осени прошлого года заставило радикально пересмотреть баланс импортной и отечественной продукции. Вопросы импортозамещения, и, прежде всего, наращивание собственного производ-

Таблица 2

Баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), тыс. т

Показатель 2007 г. (отчет) 2008 г. (отчет) Прогноз

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 676 733 749 648 558 556

Производство 5 706 6 268 6 687 7 010 7 340 7 816

В том числе:

говядина 1 690 1 769 1 746 1 734 1 728 1 728

свинина 1 873 1 916 2 042 2 217 2 212 2 460 2 356 2 650 2 481 2 847 2 698 3 09

птица Импорт 3 177 2 2 1/ 3 248 2 500 2 200 2 000 1 850

В том числе:

говядина 791 872 670 650 650 650

свинина 687 821 580 500 500 450

птица 1 295 1 223 960 780 600 550

Итого ресурсов 9 559 10 249 9 936 9 858 9 898 10 222

В том числе:

говядина 2 481 2 641 2 416 2 384 2 378 2 378

свинина 2 560 2 863 2 792 2 856 2 981 3 148

птица 3 211 3 440 3 420 3 430 3 447 3 645

Использование

На непищевые цели 55 54 58 60 61 61

Потери 15 15 11 10 10 10

Экспорт 66 81 80 80 81 85

Личное потребление 8 690 9 350 9 140 9 150 9 190 9 380

В том числе:

говядина 2 500 2 550 2 400 2 350 2 350 2 350

свинина 2 532 2 730 2 760 2 850 2 950 3 100

птица 3 180 3 400 3 400 3 400 3 450 3 600

Итого использование 8 826 9 500 9 289 9 300 9 342 9 536

Запасы на конец года 733 749 648 558 556 686

Таблица 3

Баланс ресурсов и использования молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко), тыс. т

Показатель 2009 г. 2008 г. 2008 г., % K ресурсам, %

(прогноз) к 2007 г. 2007 г. 2008 г.

Ресурсы

Запасы на начало года плмтслггтсп 1 959 32 400 1 926 32 383 103,0 101 1 4,5 78 2 4,6

Производство Импорт 32 4UU 6 700 3 2 3 83 7 315 10 1,1 102,5 '8,2 17,3 77,8 77,8 17,6

Итого ресурсов 41 059 41 624 101,1 100,0 100,0

Использование

Расход на производственные цели (на корм скоту, птице, зверям, переработка на непищевые цели) 4 200 4 269 100,5 10,3 10,2

Потери 22 500 23 697 108,4 118 0 0,1 1 4 0,1 1 7

э кспор1 Личное потребление мгплпьэлвэил 34 500 39 222 697 34 675 39 664 100,8 101 0 83,5 95 3 1 ,7 83,3

ИЮ1о использовани Запасы на конец отчетного периода 3 9 222 1 837 3 9 664 1 959 101,7 9 5,3 4,7 95,3 95,3 4,7

ства молока и мяса перешли сегодня в новую, более острую социальную плоскость.

За последние три года производство мяса в целом по стране увеличилось на 26 %, или на 1,3 млн т. Производство

свинины выросло на 31 % и мяса птицы - на 58 %.

В 2008 г. было произведено на убой скота и птицы 9 млн 300 тыс. т в живой массе, или 106,5 % к уровню 2007 г., что на 4 % выше взятых обязательств.

Однако, несмотря на рост производства мяса, в 2008 г. сохранялась высокая доля импорта в формировании мясных ресурсов. В прошлом году импорт мяса и мясопродуктов увеличился на 2,3 % и составил 3,3 млн т. В структуре ресурсов доля импорта занимает 34,5 %, в том числе говядины - 33 %, свинины - 30 и мяса птицы - 36 %.

На 2009 г. был изменен режим тарифного квотирования импорта мяса: уменьшен объем тарифной квоты на мясо птицы на 300 тыс. т - с 1,252 млн т до 952 тыс. т; повышены внеквотные ставки ввозных таможенных пошлин в отношении свинины (до 75 % от таможенной стоимости, но не менее 1,5 евро за 1 кг) и мяса домашней птицы (до 80 % от таможенной стоимости, но не менее 0,7 евро за 1 кг).

Перед отраслью животноводства в нынешнем году была поставлена задача: компенсировать за счет собственного производства уменьшение доли импорта в мясных ресурсах на внутреннем рынке.

Для достижения указанных целей Министерством сельского хозяйства в нынешнем году предприняты следующие меры:

согласованы прогнозные балансы -по мясным ресурсам до 2012 г., предусматривающие снижение квот на импорт мяса в течение трех лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совместно с субъектами Российской Федерации в рамках подписанных соглашений определены конкретные свиноводческие предприятия и птицефабрики (всего их 180), на которых планируется резко увеличить производство свинины и мяса птицы;

министерство ведет работу по координации финансирования Россельхоз-банком и Сбербанком 350 животноводческих объектов на общую сумму около 50 млрд руб.;

реализуются региональные программы по развитию мясного скотоводства в объеме 3,165 млрд руб.

В результате этих мер, по расчетам Минсельхоза, производство скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий по итогам года вырастет более чем на 6 % и достигнет 9,9 млн т, что существенно выше плановых показателей.

По прогнозу министерства, до конца года доля импорта мяса снизится до 25 % (в 2008 г. - 32 %) (табл. 2).

Схожие процессы идут в сфере производства других важнейших продуктов сельскохозяйственного производства (табл. 3). Так, если Госпрограмма развития сельского хозяйства предусматривает к 2012 г. поднять долю отечественных продовольственных това-

ров в розничной торговле до 70 %, то сейчас задача уточнена: через три года предполагается довести долю продукции отечественного производства в потреблении россиян: по молоку - до 90 %, по сахару - до 70 %.

Вместе с тем, одними из наиболее важных критериев продовольственной безопасности в мире считаются уровень самообеспечения основными видами продовольствия и уровень их переходящих запасов, равный примерно 17 % годового потребления. Так, в 27 странах - членах Евросоюза, где инфляция на фоне мирового финансово-экономического кризиса снизилась в нынешнем году до 0,9 % (в зоне евро еще ниже - 0,4 %), уровень самообеспечения по всем основным видам продовольствия составляет 100 %. Даже Япония, у которой в 100 раз меньше пашни на человека, чем в США и России, обеспечивает население собственным рисом на 100 %, а по остальным видам продукции - на 45 % и это несмотря на то, что затраты на производство риса в 7 раз выше, чем в других рисопроизводящих государствах (экономическая доступность риса для населения обеспечивается за счет 87 %-ного уровня поддержки аграрных цен).

Таким образом, Российская Федерация пока находится весьма далеко от показателей по продовольственной безопасности, принятых в развитых странах мира. Основные причины сложившего положения: недостаточный уровень собственного производства сельскохозяйственной продукции, особенно животноводства; относительно низкий уровень доходов населения, а следовательно, и платежеспособного спроса; отставание в развитии инфраструктуры агропродовольственного рынка, т. е. всей цепочки - от производителя до конечного потребителя; несовершенство экономического механизма регулирования агропродовольственного рынка, в том числе ценовых отношений.

Напряженная ситуация с обеспечением продовольственной безопасности России в настоящее время осложняется теми последствиями, которые уже возникли и могут возникнуть в ближайшем будущем в связи с мировым продовольственным и финансово-экономическим кризисами, что несомненно отражается в той или иной степени на функционировании агропродовольственного комплекса России.

Необходимо подчеркнуть, что обеспечение продовольственной безопасности страны сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить. Это: макроэкономические риски; при-

родные и техногенные риски; технологические риски; агроэкологические риски; социальные риски; торгово-экономические риски; политические риски.

Основные понятия в сфере продовольственной безопасности

Следует отметить, что в российском законодательстве до сих пор не раскрыты само понятие «продовольственная безопасность», ее цели и задачи.

Опираясь на международный опыт, следует выделить здесь три составляющие:

продовольственная безопасность -это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость и стабильность;

населению страны, любому человеку гарантируется физическая и экономическая доступность к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами;

качество и безопасность потребляемых продуктов питания.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - это составная часть национальной безопасности страны, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики и системы жизнеобеспечения, а также необходимое условие сохранения здоровья, обеспечения физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения страны.

Стратегическая цель продовольственной безопасности - обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения служит стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

При этом следует иметь в виду, что продовольственная безопасность - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, что предполагает устойчивое отечественное производство жизненно важных пищевых продуктов в объемах, не ниже установленных пороговых значений в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

Основные задачи обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий:

своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их не-

гативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Доктрина продовольственной безопасности - это основа для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) по граничной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов, а также определяет основные понятия, используемые в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - это такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах, не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Показатель продовольственной безопасности - количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев.

Критерий продовольственной безопасности - количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности.

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые про-

дукты в размерах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

Экономическая доступность продовольствия - уровень доходов населения, обеспечивающий при сложившихся ценах возможность приобретения пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Физическая доступность продовольствия - уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Исходя из требований продовольственной независимости, основными источниками пищевых продуктов служит продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйства и пищевая промышленность.

Вступление в 2006 г. Российской Федерации в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (ФАО), к сфере деятельности которой относятся и вопросы продовольственной безопасности, также отвечает внешнеполитическим и национальным экономическим интересам нашей страны.

Укреплению продовольственной безопасности страны будет способствовать формирование условий вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), отвечающих национальным интересам Российской Федерации.

Показатели и критерии оценки продовольственной безопасности, основные направления работы по их достижению

Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей:

а) в сфере потребления: располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения; обеспеченность торговыми площадями в расчете на душу населения; потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения, в том числе по отдельным группам населения; объемы адресной помощи населению; суточная калорийность пи-

тания человека; количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро-и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки; индекс потребительских цен на пищевые продукты;

б) в сфере производства и национальной конкурентоспособности: объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на 1 руб. реализованной продукции; продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;

в) в сфере организации и управления: объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

Проект Доктрины продовольственной безопасности в качестве одного из основных критериев достижения продовольственной безопасности определяет удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности используются следующие пороговые значения критериев: по зерну и картофелю - не менее 95 %; по сахару - не менее 80 %; по растительному маслу - не менее 80 %; по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) - не менее 85 %; по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) - не менее 90 %; по рыбе и рыбной продукции - не менее 80 %.

При определении этих пороговых значений были учтены, прежде всего, следующие факторы: во-первых, необходимость обеспечения рациональных норм потребления пищевых продуктов; во-вторых, влияние доли импорта на ценовую устойчивость агропродо-вольственного рынка (известно, что если доля импорта продовольственных товаров превышает пороговую величину в 10-15 %, то он служит уже не дополнением к внутреннему агропромышленному производству, а существенно подавляет его и приводит к сужению возможностей его развития и потенциально - к спаду производства); в-третьих, наши возможности с учетом природно-климатического потенциала производить конкурентоспособную продукцию.

В части физической доступности продовольствия предстоит более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, в которых недостаточно производится продовольствия или оказавшихся в экстремальных ситуациях.

В области улучшения качества должны быть приняты меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания по всей цепочке - производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.

Необходимо создать современную инструментальную и методическую базу, организационную структуру контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Очевидно, что развитие агропродо-вольственного сектора в темпах, обеспечивающих решение такой фундаментальной задачи, потребует от государства новых масштабов при формировании социально-экономической политики в аграрном секторе.

Чтобы приблизиться к уровню развитых стран, нам предстоит решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач:

технологическая модернизация сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;

формирование кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;

проведение работ по восстановлению производства на заброшенных

Рис 1

В целях достижения продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям (рис. 1).

В сфере повышения экономической доступности продовольствия для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных прежде всего на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.

сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличения посевов примерно на 15 млн га;

создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), переход к политике сельского развития XXI в.

Механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности

В разработанном Минсельхозом Российской Федерации проекте Доктрины продовольственной безопасности предусмотрены механизмы достижения продовольственной безопасности, которые устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяют условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (рис. 2).

Указанные механизмы должны стать составной частью государственного прогноза социально-экономического развития, а также входить в целевые и ведомственные программы на федеральном и региональном уровнях.

Согласно проекту Доктрины, Правительство Российской Федерации обеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, снижение рисков ее нарушения и предотвращение угроз.

Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.

В целях повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения должны быть приняты решения:

о формировании механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;

об утверждении системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов, в том числе продуктов, произведенных из сырья, полученного с использованием генно-инженерно-модифицирован-ных организмов;

о разработке унифицированных требований, предъявляемых на пищевых предприятиях к системам контроля и гармонизированных с рекомендациями международных организаций, переходе пищевой индустрии на комплексную систему контроля безопасности.

В сфере производства и оборота сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:

оптимизацию межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;

стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции;

совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов;

создание условий для реализации экономического потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения;

стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельс-

кохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка;

разработку и реализацию программ технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности;

формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза государств-участников ЕврАзЭС;

совершенствование государственной торговой политики, регулирования рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйствен-ного комплексов, исходя из основных

направлений и механизмов реализации положений Доктрины;

осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности;

оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;

оценивать устойчивость продовольственного снабжения городов-мегаполисов и регионов, зависимых от поставок импортных пищевых продуктов;

сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Таким образом, реализация положений Доктрины позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития агропромышленного и рыбохозяйствен-ного комплексов, улучшения благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.