© СопеЬагоуа I., Volodina О.
УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
И.В. Гончарова, канд. педагог. наук, доцент, О.Н. Володина, магистр,
Донецкий национальный университет,
г. Донецк, УКРАИНА
Розглянуто застосування мультимедгйних дидактичних ¡гор, за допомогою яких здтс-нюеться управлтня тзнавальною активтстю студент1в-математик1в при вивченш курсу «1стор1я математики». Наведен приклади групових, парних та 1ндив1дуальних мультиме-дтних ¡гор.
Ключовi слова: мультимедтна дидактична гра, управлтня, тзнавальна актив-тсть, ¡сторгя математики.
Постановка проблемы. Одной из важнейших задач совершенствования образовательного процесса в высшей школе является его интенсификация, которая предполагает поиск внутренних резервов и возможностей традиционных и инновационных методов, форм и средств обучения, а также широкое внедрение новых достижений науки применительно к подготовке будущих специалистов. Поиск путей наиболее эффективной организации педагогического процесса в ВУЗе связан, прежде всего, с процессом, направленным на развитие познавательной активности будущих специалистов.
Анализ актуальных исследований. В отечественной и зарубежной литературе есть немало научных трудов, в той или иной мере рассматривающих вопросы активизации обучения и развития познавательной активности студентов. Основы теории активизации обучения были заложены в 70-х годах прошлого века в исследованиях психологов и педагогов И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, В.Оконя, М.Н.Скаткина и др. Среди авторов нет единого толкования понятия «познавательная активность», оно трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности, как естественное стремление студента к познанию, как состояние готовности к познавательной
деятельности, как свойство или качество личности. Одни исследователи рассматривают познавательную активность как деятельность (АЮ.Коджаспиров, Г.М.Кад-жаспирова, Е.В.Коротаева, В.И.Лозовая, Р.С.Черкасов), другие как качество личности (З.А.Абасов, Е.И.Скафа).
Так Е.И.Скафа [8] определяет познавательную активность как переменное свойство личности, которое означает глубокую убежденность студента в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности и готовности к энергичным, волевым и самостоятельным действиям непосредственно в самой познавательной деятельности. В.И.Лозовая [4] выделяет критерии сформированности познавательной активности личности: инициативность, энергичность, интенсивность, добросовестность, интерес, самостоятельность, осознанность действий, воля, настойчивость в достижении цели, целенаправленность, творчество.
В настоящее время внимание исследователей обращено к средствам управления познавательной активностью школьников и студентов, к которым относят и мультимедийные дидактические игры.
Разработкой дидактических игр по математике занимались многие исследователи, в частности Л.С.Сухарева [9] и
Л.В.Тополя [10] (для школьников на уроках математики), И.В.Гончарова [1] (для школьников во внеклассной работе), В.С.Прач и Е.И.Скафа [7] (для школьников на факультативных занятиях), Н.Н. Лосева [5] и П.Щербань[11] (для студентов в ВУЗах) и др.
На сегодня большое внимание уделено разработке дидактических игр для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Однако недостаточно подобных разработок имеется для студентов ВУЗов, в частности отсутствуют мультимедийные дидактические игры, способствующие активизации деятельности студентов при изучении отдельных математических дисциплин.
Особое значение в современных условиях приобретает вопрос о внедрении компьютерных технологий в практику работы ВУЗа. В этой связи актуальной является проблема разработки и внедрения мультимедийных дидактических игр в ВУЗе.
Целью статьи является рассмотрение вопроса об управлении познавательной активностью студентов-математиков при изучении курса «История математики».
Изложение основного материала. Проблема активизации деятельности студентов в процессе изучения курса «История математики» особенно актуальна в связи с достаточно большим объемом учебного материала, который необходимо усвоить. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов, форм и средств обучения, которые активизировали бы студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к предмету у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях каждый студент работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Таким средством активного познания изучаемого материала является мультимедийная игра - такая игра, в которой игрок может взаимодействовать с виртуальной средой,
построенной компьютером [6]. Состояние виртуальной среды передается за счет различных способов передачи данных (визуальных, звуковых, тактильных и т.д.). В настоящее время все компьютерные игры являются мультимедийными, при этом играть в них можно как самостоятельно, так и с другими игроками, т. е. взаимодействовать с виртуальной средой может большое число игроков одновременно, при этом взаимодействуя и между собой.
В мультимедийных играх игровое действие протекает при использовании элементарной техники - в качестве ответа на произведённое действие появляется обратная информация посредством звукового или светового сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, студент контролирует, на сколько правильно соблюдаются им определенные правила. Такие игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, а поэтому их можно использовать во время изучения любого предмета.
Нами разработаны мультимедийные дидактические игры по всем темам курса «История математики» [3]: «История арифметики», «История геометрии», «История алгебры», «История математического анализа» и «История отдельных разделов математики». По каждой теме разработаны игры для текущего и итогового контроля по изучению, как отдельных тем курса (локальный итоговый контроль), так и всего курса (глобальный итоговый контроль), помогающие управлять познавательной активностью студентов. Игры для текущего контроля предназначены для актуализации знаний студентов и проводятся в начале каждого занятия с целью повторения материала предыдущих лекций [2]. Игры для локального итогового контроля по теме предназначены для подведения итогов изучения темы, для проверки готовности студентов к контрольному тестированию в дистанционном курсе. Игры для глобального итогового контроля по курсу предназначены для обобщения и систематизации знаний студентов, для подведения итогов по курсу, подготовки к зачету.
Изучению теоретического материала по истории математики предшествует
®
© ОопеЬагоуа I., Уо1оШпа О.
подготовка студентов к восприятию нового материала, т.е. актуализация опорных знаний. Постановка перед студентами новой задачи, не опирающейся на их предыдущий опыт, снижает эффективность обучения. Актуализация приобретенных ранее знаний - необходимое условие понимания и усвоения учебного материала. Поэтому обязательным этапом занятия при изучении истории математики, на наш взгляд, должна быть актуализация опорных теоретических знаний.
Подготовка студентов к усвоению нового материала должна осуществляться такой системой методов и приемов педагогических действий, которые не только актуализировали бы у студентов соответствующие знания, но и мобилизовали их внимание, память, мышление, вызывали интерес и желание узнать новое. С первых минут занятия необходимо включать студентов в активную учебную деятельность. Это создаёт условия для активности и самостоятельности студентов на протяжении всего занятия.
Эффективно актуализировать опорные знания и проверить изученный ранее материал по истории математики можно с помощью мультимедийных дидактических игр для текущего контроля. С их помощью можно раскрывать содержание, формировать необходимые умения и навыки, организовать контроль и самоконтроль, осуществлять управление различными видами учебно-познавательной деятельности студентов, возбуждать и поддерживать интерес к изучению предмета.
Наиболее целесообразными на этапе актуализации знаний будут мультимедийные дидактические игры, предусматривающие быстрое включение всех студентов в работу и обратную связь от студентов к преподавателю с целью выяснения и определения уровня их подготовки к занятию.
Покажем на примере мультимедийной дидактической игры «Воздушный бой» по теме «История алгебры. Алгебраические знания народов Китая и Индии» как можно установить присутствие на занятии студентов поименно и одновременно провести актуализацию знаний. При назывании преподавателем соответствующей фамилии студент указывает координаты
выбранной им произвольным образом ячейки: Б-1, Е-2, Г-3, Б-4, Д-5 и т. д. (рис. 1).
Ш
Рис.1
Если под указанной областью изображен самолет, студент отвечает на вопрос по теме предыдущего занятия (рис. 2), в противном случае право выбора ячейки переходит к следующему по списку сту-
Истсвакя алгебра
Когда в К^ае наблюдался рассвет алгебры?
Время Я
^ |вХЛ веке
^ |вХИ1 веке
^ | в XIX веке
^Х |в XX веке
Рис.2
Таким образом, не затрачивая времени, можно проверить подготовленность студентов к занятию.
Рассмотрим еще одну мультимедийную дидактическую игру «Волейбол» по теме «История алгебры. Создание символической алгебры». Студенты делятся на две команды. Цель каждой команды: дать как можно больше правильных ответов, что послужит большему перебрасыванию мячей через волейбольную сетку. В случае правильного ответа мяч перелетает через сетку, в противном случае - на слайде исчезает неправильный ответ и мяч падает под сетку (рис. 3).
Рис. 3
Применение мультимедийных дидактических игр для текущего контроля на этапе актуализации знаний по истории математики способствует эффективному использованию учебного времени на занятии и формированию познавательной активности студентов.
Среди разработанных нами мультимедийных дидактических игр по истории математики [3] можно выделить групповые, парные и индивидуальные.
Приведем пример индивидуальной мультимедийной дидактической игры «Художник» по теме «История алгебры. Выделение алгебры в самостоятельный предмет как учение об уравнении». Студенту предлагается ответить на ряд вопросов по теме. При правильном ответе на холсте появляется фрагмент картины (рис. 4), в противном случае отдельные фрагменты картины останутся черно-белыми. В результате по последнему слайду будет видно, на все ли вопросы удент ответил правильно.
Кто предложил классификацию линейных и квадратных уравнений?
Рис. 4
Как показала практика, значительно увеличивают познавательную активность на занятиях по истории математики именно
групповые игры. В игре участвуют все студенты. Для примера рассмотрим мультимедийную дидактическую игру «Бильярд» по теме «История математического анализа. Символика математического анализа» (рис. 5).
(^Команда 1^) Кто ввел знак определенного интеграла?
И. Ньютон Г. Лейбниц Ж. Фурье Ж. Даламбер
Рис. 5
Студенты делятся на две команды. Каждая команда поочередно выбирает номер вопроса, расположенный под соответствующей таблицей на «слайде результатов» (рис. 6).
Рис. 6
В случае правильного ответа на вопрос, бильярдный шар попадает в лунку (на «слайде результатов» возле соответствующего номера вопроса ставится шарик с количеством заработанных очков (см. рис. 6), в противном случае ход переходит к другой команде. Та команда, у которой на «слайде результатов» будет больше шаров, та и выиграла.
Выводы. Познавательная активность отражает определенный интерес студентов к получению новых знаний, умений и
© Goncharova L, Volodina O.
навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению и расширению знаний. Включение в учебный процесс мультимедийных дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у студентов бодрое
1. Гончарова И.В. Мультимедийные игры по математике: 40 игр для творческого развития школьников. 7 класс (Электронный ресурс]: электронный учебник / И.В.Гончарова, П.В.Студеникина. - Донецк, [2012]. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Гончарова И.В. Актуализация знаний по истории математики с помощью мультимедийных дидактических игр / И.В.Гончарова, О.Н.Володина // Материалы межд. научно-метод. дистанционной конф.-конкурса молодых ученых, аспирантов и студентов «Эвристика и дидактика математики». - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2013. - С. 19-20.
3. Гончарова И.В. Мультимедийные дида-ктическиеигры по истории математики [Электронный ресурс]: электронтщчебник / И.ВГончарова, О.Н.Володина. - Донецк, [2013]. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Лозовая В.И. Теоретичт основи вихован-ня i навчання: навч. поабник / В.ИЛозовая, Г.В.Троцко. -Харюв: «ОВС», 2002. - 400 с.
5. Лосева Н.М. Iнmеракmuвнi технологи навчання математики: навчально-методичний поабник для сmуденmiв / НМЛосева, Т.ВНепом-няща, А.Ю.Панова. - К.: Кафедра, 2012. - 228 с.
6. Мультимедия [Электронный ресурс] -
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Мультимедийные дидактические игры являются важным средством воспитания умственной активности студентов, они вызывают у них живой интерес к процессу познания и помогают усвоить учебный материал.
Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Мультимедиа - Заголовок с титула экрана.
7. ПрачВ.С. Евристичне навчання математики: Подорож у свт евристики: факульта-тивний курс для учтв гумаштарного напряму: навч. поабник /В.СПрач, О.1.Скафа. - Донецьк: Вид-во «Ноулiдж» (донецьке вгддтення), 2013. -275 с.
8. Скафа ЕИ. Информационные технологии обучения и их роль в формировании эвристической деятельности учащихся / Е.И.Скафа // Дидактика математики: проблеми i дошдження: мжнар. зб. наук. робт. - Вип.19. -Донецьк: ДонНУ, 2003. - С.9-21.
9. Сухарева Л.С. Дидактична iгри на уроках математики. 7-9 класи /Л.С.Сухарева. - Харюв: Основа, 2006. -144 с.
10. Тополя Л.В. Дидактична iгрu, Тх види, ци льове призначення i функцп в навчальному процесс / Л.В. Тополя //Дидактика математики: проблеми дошдження: мгжнар. зб. наук. робт. - Донецьк: ТЕАН, 2001. - Вип.16 - С. 167-173.
11. Щербань П.М. Навчально-педагогiчнi г ри у вищих навчальних закладах: навч. поабник / ПМЩербань. - К.: Вища шк., 2004. - 207 с.
Резюме.Гончарова И.В., Володина О.Н. УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. Рассмотрено применение мультимедийных дидактических игр, с помощью которых осуществляется управление познавательной активностью студентов-математиков при изучении курса «История математики». Приведены примеры групповых, парных и индивидуальных мультимедийных игр.
Ключевые слова: мультимедийная дидактическая игра, управление, познавательная активность, история математики.
Abstract Goncharova I., Volodina O. MANAGEMENT BY COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AT THE STUDY OF HISTORY OF MATHEMATICS BY FACILITIES OF MULTIMEDIA DIDACTIC GAMES. Application of multimedia didactic games by means of which a management comes true by cognitive activity of students-mathematicians at the study of course «History of mathematics» is considered. Examples of group, pair and individual multimedia games are made.
Key words: multimedia didactic game, management, cognitive activity, history of mathematics.
Стаття представлена професором O.I. Скафою.
Надшшла доредакцп 24.03.2013р.