Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНФЛИКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, Панькина Екатерина Викторовна

Введение. Статья посвящена исследованию проблемы педагогических конфликтов в цифровой образовательной среде (ЦОС). На основе анализа научной литературы рассмотрены риски и механизм возникновения конфликтной ситуации в ЦОС. Утверждается, что в основе возникновения конфликтов у субъектов учебно-педагогического взаимодействия лежат дефициты в одной или нескольких сферах. Предлагается модель управления педагогическими конфликтами, возникающими в условиях цифровизации образования. Методология. В основе проведенного исследования лежит анализ научной литературы по проблеме цифрового обучения, теории педагогического конфликта, педагогической рискологии; организации обучения в условиях цифровизации. Систематизация и обобщение имеющихся в современной научно-педагогической литературе способов разрешения конфликтных ситуаций позволили авторам разработать модель управления конфликтами в цифровой образовательной среде. Результаты. Выявлены отличительные признаки педагогических конфликтов, к которым относятся противоречие между участниками учебно-педагогического взаимодействия, наличие особого предмета конфликта, а также необходимость перевода конфликтной ситуации в конструктивное русло. Механизм возникновения конфликтов включает в себя источники и факторы риска, которые проявляются в противоборстве и сопровождаются негативными эмоциями, что приводит к появлению конфликтной ситуации между участниками учебно-педагогического взаимодействия. Отличительной особенностью педагогических конфликтов в условиях цифрового обучения является то, что цифровая образовательная среда является посредником в этом взаимодействии и, следовательно, может являться источником риска, приводящим к возникновению конфликтной ситуации. Модель управления конфликтами в цифровой образовательной среде включает в себя два основных направления: предупреждение и разрешение. Поскольку цифровое обучение предполагает опосредованный характер взаимодействия, то приоритет в управлении конфликтами должен оставаться за их предупреждением. Заключение. В результате исследования было установлено, что педагогические конфликты как в традиционной, так и в цифровой образовательной среде касаются вопросов учебно-педагогического взаимодействия. Показано, что ЦОС является посредником во взаимодействии между обучающим и обучающимся, за счет чего она приобретает статус субъекта этого взаимодействия и способность создавать риск возникновения конфликтных ситуаций. Движущей силой, приводящей в действие механизм развития конфликта в ЦОС, является наличие дефицитов у субъектов конфликтного взаимодействия, к которым относятся обучающий, обучающийся и цифровая образовательная среда. Наиболее эффективным способом управления конфликтами в цифровой образовательной среде является их профилактика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, Панькина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING PEDAGOGICAL CONFLICTSIN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction. The article is devoted to the study of the problem of pedagogical conflicts in the digital educational environment. Based on the analysis of the scientific literature, the risks and the mechanism of the conflict situation in the digital educational environment are considered. It is argued that the basis for the emergence of conflicts are deficits in one or more areas of subjects of educational and pedagogical interaction. A model for managing pedagogical conflicts arising in the context of digitalization of education is proposed. Methodology. The research is based on the analysis of the scientific literature on the problem of digital learning, the theory of pedagogical conflict, pedagogical riskology, and the organization of the learning process in the context of digitalization. Systematization and generalization of the methods of conflict resolution available in the modern scientific and pedagogical literature allowed the authors to develop a model of conflict management in the digital educational environment. Results. The distinctive features of pedagogical conflicts are identified, which include the contradiction between the participants of educational and pedagogical interaction, the presence of a special subject of the conflict, as well as the need to translate the conflict situation into a constructive channel. The mechanism of conflict occurrence includes sources and risk factors that manifest themselves in confrontation and are accompanied by negative emotions, which leads to the appearance of a conflict situation between the participants of educational and pedagogical interaction. A distinctive feature of pedagogical conflicts in the context of digital learning is that the digital educational environment is an intermediary in this interaction, and, therefore, can be a source of risk, leading to the emergence of a conflict situation. The conflict management model in the digital educational environment includes two main areas: prevention and resolution. Since digital learning involves mediated interaction, conflict prevention should remain a priority in conflict management. Conclusion. As a result of the study, it was found that pedagogical conflicts in both traditional and digital educational environments relate to issues of educational and pedagogical interaction. It is shown that the digital educational environment is an intermediary in the interaction between the teacher and the student, due to which it acquires the status of the subject of this interaction and the ability to create the risk of conflict situations. The driving force that drives the mechanism of conflict development in the digital educational environment is the presence of deficits in the subjects of conflict interaction, which include the teaching, learning and digital educational environment. The most effective way to manage conflicts in the digital educational environment is to prevent them.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION

УДК/UDC 378.147 М. Е. Вайндорф-Сысоева, Е. В. Панькина

M. Vayndorf-Sysoeva, E. Pankina

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

MANAGING PEDAGOGICAL CONFLICTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Введение. Статья посвящена исследованию проблемы педагогических конфликтов в цифровой образовательной среде (ЦОС). На основе анализа научной литературы рассмотрены риски и механизм возникновения конфликтной ситуации в ЦОС. Утверждается, что в основе возникновения конфликтов у субъектов учебно-педагогического взаимодействия лежат дефициты в одной или нескольких сферах. Предлагается модель управления педагогическими конфликтами, возникающими в условиях цифровизации образования.

Методология. В основе проведенного исследования лежит анализ научной литературы по проблеме цифрового обучения, теории педагогического конфликта, педагогической рискологии; организации обучения в условиях цифровизации. Систематизация и обобщение имеющихся в современной научно-педагогической литературе способов разрешения конфликтных ситуаций позволили авторам разработать модель управления конфликтами в цифровой образовательной среде.

Результаты. Выявлены отличительные признаки педагогических конфликтов, к которым относятся противоречие между участниками учебно-педагоги-

ческого взаимодействия, наличие особого предмета конфликта, а также необходимость перевода конфликтной ситуации в конструктивное русло. Механизм возникновения конфликтов включает в себя источники и факторы риска, которые проявляются в противоборстве и сопровождаются негативными эмоциями, что приводит к появлению конфликтной ситуации между участниками учебно-педагогического взаимодействия. Отличительной особенностью педагогических конфликтов в условиях цифрового обучения является то, что цифровая образовательная среда является посредником в этом взаимодействии и, следовательно, может являться источником риска, приводящим к возникновению конфликтной ситуации.

Модель управления конфликтами в цифровой образовательной среде включает в себя два основных направления: предупреждение и разрешение. Поскольку цифровое обучение предполагает опосредованный характер взаимодействия, то приоритет в управлении конфликтами должен оставаться за их предупреждением.

Заключение. В результате исследования было установлено, что педагогические конфликты как

в традиционной, так и в цифровой образовательной среде касаются вопросов учебно-педагогического взаимодействия. Показано, что ЦОС является посредником во взаимодействии между обучающим и обучающимся, за счет чего она приобретает статус субъекта этого взаимодействия и способность создавать риск возникновения конфликтных ситуаций. Движущей силой, приводящей в действие механизм развития конфликта в ЦОС, является наличие дефицитов у субъектов конфликтного взаимодействия, к которым относятся обучающий, обучающийся и цифровая образовательная среда. Наиболее эффективным способом управления конфликтами в цифровой образовательной среде является их профилактика.

Introduction. The article is devoted to the study of the problem of pedagogical conflicts in the digital educational environment. Based on the analysis of the scientific literature, the risks and the mechanism of the conflict situation in the digital educational environment are considered. It is argued that the basis for the emergence of conflicts are deficits in one or more areas of subjects of educational and pedagogical interaction. A model for managing pedagogical conflicts arising in the context of digitalization of education is proposed.

Methodology. The research is based on the analysis of the scientific literature on the problem of digital learning, the theory of pedagogical conflict, pedagogical riskol-ogy, and the organization of the learning process in the context of digitalization. Systematization and generalization of the methods of conflict resolution available in the modern scientific and pedagogical literature allowed the authors to develop a model of conflict management in the digital educational environment.

Results. The distinctive features of pedagogical conflicts are identified, which include the contradiction between the participants of educational and pedagogical interaction, the presence of a special subject of the conflict, as well as the need to translate the conflict situation into a constructive channel. The mechanism of conflict occurrence includes sources and risk factors that manifest themselves in confrontation and are accompanied by negative emotions, which leads to the appearance of a conflict situation between the participants of educational and pedagogical interaction. A distinctive feature of pedagogical conflicts in the context of digital learning is that the digital educational environment is an intermediary in this interaction, and, therefore, can be a source of risk, leading to the emergence of a conflict situation.

The conflict management model in the digital educational environment includes two main areas: prevention and resolution. Since digital learning involves mediated interac-

tion, conflict prevention should remain a priority in conflict management.

Conclusion. As a result of the study, it was found that pedagogical conflicts in both traditional and digital educational environments relate to issues of educational and pedagogical interaction. It is shown that the digital educational environment is an intermediary in the interaction between the teacher and the student, due to which it acquires the status of the subject of this interaction and the ability to create the risk of conflict situations. The driving force that drives the mechanism of conflict development in the digital educational environment is the presence of deficits in the subjects of conflict interaction, which include the teaching, learning and digital educational environment. The most effective way to manage conflicts in the digital educational environment is to prevent them.

Ключевые слова: цифровое обучение, цифровая образовательная среда, учебно-педагогическое взаимодействие, конфликты, управление конфликтами.

Keywords: conflicts, digital educational environment, educational and pedagogical interaction, digital learning, conflict management.

Введение

Современное образование уже невозможно представить без использования цифровых инструментов в процессе учебно-педагогической деятельности. Обилие цифровых ресурсов, которые имеются сегодня в распоряжении педагога, привели к кардинальным изменениям образовательной среды. Вместо привычной традиционной учебной среды появился новый субъект учебно-педагогического взаимодействия - цифровая образовательная среда, которая ставит новые вопросы перед педагогами и обучающимися, открывает новые возможности, но в то же время может приводить к появлению новых профессиональных рисков и конфликтов.

По мнению Е. Н. Астафьевой, сфера образования является одной из самых конфликтогенных областей человеческой жизнедеятельности. Ей присущи все виды конфликтов: и глубокие внутриличностные конфликты, и острые межличностные конфликты, и конфликты между личностью и группой, и межгрупповые конфликты [4]. В традиционной образовательной среде их изучению посвящено немало исследований, однако изменившиеся условия, связанные с цифровой трансформацией образования, привели к необходимости рассмотрения данной проблемы в условиях цифровой образовательной среды. В процессе исследования перед нами встал ряд вопросов: каковы особенности

педагогических конфликтов? В чем заключается специфика конфликтов, возникающих в цифровой образовательной среде? Каков механизм возникновения конфликтов в цифровой образовательной среде? Какие существуют пути управления этими конфликтами?

Методология

Для ответа на эти вопросы мы провели анализ научной литературы по проблемам учебно-педагогического взаимодействия в условиях цифровизации, а также конфликтов, возникающих в цифровой образовательной среде. Нами было выявлено, что в условиях цифровой трансформации образования конфликтные ситуации приобретают свою специфику. Эта особенность связана с двоякой ролью, которую играет цифровая образовательная среда в процессе учебно-педагогического взаимодействия. С одной стороны, она является системой специально организованных учебно-воспитательных условий для развития и воспитания личности, а с другой - ЦОС является полноправным субъектом педагогического взаимодействия, в результате чего может появляться риск возникновения конфликтов. Результатом исследования стало описание механизма возникновения конфликтов в цифровой образовательной среде, а также создание модели управления конфликтными ситуациями.

Результаты

Конфликты являются предметом изучения таких наук, связанных с исследованием жизнедеятельностью человека, как социология, политология, психология, педагогика и др. Анализ научной литературы по теории педагогического конфликта позволил выявить следующие аспекты в его понимании.

Педагогический конфликт, который представляет собой противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся, нуждающиеся в разрешении и гармонизации отношений [16].

Педагогический конфликт - это возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъ-ектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин [5].

Представляет интерес также рассмотрение такого понятия, как «конфликт в педагогическом процессе», под которым понимаются острые эмоциональные

отношения между субъектами педагогического процесса по поводу трудноразрешимых противоречий, обусловленных противоположными потребностями, мотивами, целями, установками, взглядами, поведением, которые возникают в процессе взаимодействия и требуют перевода начавшегося столкновения в продуктивную форму с целью полного разрешения межличностных и внутриличностных противоречий для снятия негативных внутренних переживаний и гармонизации отношений. Данное понятие является более широким по отношению к педагогическому конфликту и включает в себя школьные конфликты, выходящие за рамки учебно-воспитательного процесса и имеющие характер личностных отношений, прежде всего среди учащихся [15].

Отличительными признаками педагогического конфликта являются:

1. Противоречие, возникающее в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся;

2. Педагогические конфликты всегда касаются вопросов учебно-воспитательного процесса. Если межличностный конфликт между педагогом и обучающимся незатрагиваетучебно-воспитательный процесс, то данный конфликт не является педагогическим.

3. Необходимость перевода конфликта в конструктивное русло.

В процессе профессиональной деятельности педагогам нередко приходится сталкиваться с различными рисками. Сам по себе риск содержит неопределенность развития той или иной ситуации. Применительно к теме конфликта это означает, что для его наступления необходимо наличие ряда факторов, которые способны вызвать противоборство интересов каждого из участников педагогического взаимодействия и привести к возникновению конфликтной ситуации. Анализ научной литературы по проблеме конфликтов позволил описать механизм возникновения конфликтной ситуации в цифровой образовательной среде (рис. 1.).

Источники риска. В основе ее появления лежат источники, к которым можно отнести личностную, социальную и педагогическую сферы обучающего и обучающегося. В изменившихся условиях цифровая образовательная среда становится посредником в процессе педагогического взаимодействия между обучающим и обучающимся. Таким образом, она приобретает условно статус субъекта педагогического взаимодействия, и, следовательно, обладает способностью оказывать влияние на специфику конфликтов. ЦОС включает в себя техническую, коммуникаци-

Источники риска

(обучающий, обучающийся, ЦОС)

и

03 ^

0 <г

х |_

е

1

и

Факторы риска

(дефициты)

I

Проявление

(негативные эмоции и противоборство)

1

Конфликт

Рис. 1. Механизм возникновения конфликтной ситуации

онную и учебно-методическую сферы, которые также могут являться источниками возникновения конфликтных ситуаций в процессе учебно-педагогического взаимодействия. Проведенное исследование позволяет утверждать, что для того, чтобы конфликт проявился и получил дальнейшее развитие, необходимо наличие дефицитов в какой-либо из этих сфер у обучающего или обучающегося [8].

Факторы риска. В процессе педагогического взаимодействия педагог может столкнуться с ситуацией неопределенности при принятии решения. В одних случаях этот процесс происходит незаметно для всех участников, и обе стороны приходят к достижению намеченного результата обучения. В других же случаях могут возникать противоречия, в результате чего появляется риск возникновения конфликтных ситуаций между обучающим и обучающимся. На возникновение конфликтных ситуаций оказывают влияние факторы, под которыми понимается «движущая сила, причина какого-нибудь события, обусловливающая его или определяющая его характер» [1]. Наиболее распространенное толкование данного термина означает недостаток, нехватку чего-либо; что-нибудь, не имеющееся в достаточном количестве. Применительно к ситуации педагогического взаимодействия таким фактором является наличие дефицитов в какой-либо из перечисленных сфер; условия, оказывающие неблагоприятное воздействие на учебный процесс. Нами были выявлены следующие дефициты у субъектов педагогического взаимодействия.

Со стороны обучающего и обучающегося дефициты в личностной сфере могут выражаться в незнании возрастных и психологических особенностей развития, недостаточной сформированности коммуникативных навыков, акцентуациях характера, низком уровне развития познавательных процессов и др.

К дефицитам в социальной сфере можно отнести состав и характер взаимоотношений в семье (неполная/неблагополучная семья), негативные стили воспитания (попустительский либо слишком авторитарный), низкие материальный и социокультурный уровни и др. Еще одной специфической особенностью является реакция на ситуацию самоизоляции, в которой оказались и педагоги, и обучающиеся в последние месяцы. Как отмечает доктор психологических наук, профессор Т. И. Шульга, социальная депривация, обусловленная изоляцией от внешнего мира, способна вызывать агрессию у индивида и, как следствие, провоцировать предустановку на конфликтное поведение.

Дефициты в педагогической сфере:

- со стороны обучающего - недостаточный уровень владения методикой преподавания, низкий уровень знаний по предмету, незнание требований к организации современного процесса обучения, нежелание признавать новую роль и положение педагога в изменившихся условиях и др.;

- со стороны обучающегося - недостаток знаний по предмету, несформированность навыка работы с информацией и цифровыми инструментами в учебных целях и т. д.

Дефициты со стороны цифровой образовательной среды: цифровой разрыв, который проявляется в отсутствии доступа к Интернету и цифровым устройствам, инструментам, источникам и сервисам в школе и дома у участников образовательного процесса; отсутствие возможности отслеживать невербальные проявления во время общения, задержка по времени между вопросом и ответом на него; необходимость самостоятельного изучения учебного материала и др.

Несмотря на перечисленные особенности участников педагогического взаимодействия, факторы риска и дефициты, необходимо наличие еще одной составляющей, чтобы ситуация получила дальнейшее развитие. Этой составляющей является профессиональное событие, находящееся в рамках педагогического взаимодействия. К профессиональным событиям можно отнести:

- процесс коммуникации между обучающим и обучающимся, например обратная связь со стороны педагога; просьба, требование выполнить задание, соблюдать дисциплину и др.;

- процесс обучения, например требования к выполнению домашних заданий, особенности объяснения материала, преобладающий стиль общения в процессе обучения.

В нашем исследовании была проанализирована зависимость между педагогическим взаимодейст-

Рис. 2. Модель педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса в ЦОС

вием, педагогическим событием и педагогической ситуацией (рис. 2). Мы представляем любое педагогическое взаимодействие в рамках модели «обучающий/ обучающийся - цифровая образовательная среда»; педагогическое событие как различные формы активного взаимодействия в профессиональной деятельности между участниками образовательного процесса; педагогическую ситуацию как конкретные факторы, влияющие на проявление особенностей участников в процессе учебно-педагогического взаимодействия. Например, в процессе коммуникации между обучающим и обучающимся предусмотрено такое профессиональное событие, как обратная связь по результатам выполнения заданий. От того, какими возможностями обладает цифровая образовательная среда, временного промежутка между вопросом и ответом, особенностей личностной сферы обучающего и обучающихся, будет зависеть, как сложится конкретная педагогическая ситуация. Если условия педагогической ситуации затронут те сферы, в которых у субъектов педагогического взаимодействия имеются дефициты, то появится риск возникновения конфликта.

Важную роль в процессе организации педагогического взаимодействия играет способность педагога управлять потенциальными рисками. Умение вовремя сориентироваться в ситуации, способность

оценить последствия от принятия того или иного решения зависят от уровня педагогического мастерства обучающего, его подготовленности к работе в ситуации неопределенности.

Каждый из представленных нами субъектов способен оказывать влияние на процесс педагогического взаимодействия. Основная цель этого взаимодействия - достижение учебных результатов. Однако на практике нередки случаи, когда во взаимодействии возникают противоречия, которые при определенных условиях могут приводить к появлению конфликтов и тем самым препятствовать достижению результатов обучения.

Проявление и конфликт. Изучение конфликта в процессе педагогического взаимодействия лежит в предметной области педагогической и психологической наук. Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Анализируя данное понятие, А. Я. Анцупов обращает внимание на необходимость соблюдения одновременно двух условий, которые являются отличительными признаками конфликтной ситуации. К ним относятся противодействие и проявление негативных эмоций. «Если субъекты кон-

фликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными» [1, с. 81].

Риск возникновения конфликтов между участниками образовательного процесса существует всегда. Но для того, чтобы это произошло, необходимо воздействие определенных факторов (дефицитов) в личностной, социальной, педагогической сферах, технической и других сферах. При наличии дефицитов можно прогнозировать возникновение конфликта с высокой долей вероятности.

Педагогический конфликт - сложное и многогранное явление, в основе которого лежат противоречия между его участниками (субъектами). Во-первых, сложность конфликта обусловлена тем, что он имеет двойственную природу, которая выражается наличием как деструктивных, так и конструктивных начал. Применительно к ситуации педагогического взаимодействия в условиях цифровой образовательной среды деструктивная функция конфликта будет выражаться в снижении мотивации к обучению и самооценки у участников конфликтной ситуации, разобщенности и сложностях в организации совместной деятельности учащихся, подрыве авторитета и доверия, состоянии дестабилизации процесса обучения и т. п. Положительная функция конфликта заключается в снятии напряженности между конфликтующими сторонами, формировании более объективной оценки ситуации, социально-психологических качеств людей, появлении новых контактов и преодолении кризисов [18].

Во-вторых, педагогический конфликт является, с одной стороны, стихийным феноменом, а с другой -управляемым. На развитие конфликта как в традиционной, так и в цифровой образовательной среде в немалой степени влияет способность субъектов педагогического взаимодействия, в первую очередь педагога, к рефлексии. В условиях цифровизации изменилась роль, которая отводится педагогу в процессе цифрового обучения, появилась необходимость в использовании новых умений и навыков при организации учебного процесса. В новых условиях способность педагога к рефлексии является одним из наиболее важных умений по управлению конфликтами. Рефлексия в педагогической деятельности - «это процесс мысленного (предваряющего или ретроспективного) анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает лич-

ностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения» [6, с. 62]. От способности обучающего объективно оценивать педагогическую ситуацию зависит выбор наиболее оптимальной стратегии поведения в конфликте, что позволит избежать его эскалации, поможет придать конфликтной ситуации управляемый характер [12].

Для снижения риска возникновения конфликтных ситуаций нами разработана модель управления конфликтами в цифровой образовательной среде, в основе которой лежит комплекс мер по их предупреждению и разрешению (рис. 3).

В процессе исследования было установлено, что управление конфликтом включает в себя два компонента: во-первых, предупреждение риска возникновения конфликтных ситуаций в цифровой образовательной среде; во-вторых, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации на различных стадиях их проявления. Поскольку процесс управления конфликтной ситуацией в условиях цифровизации является предметом нашего исследования, то он требует более детального рассмотрения. На современном этапе трансформации образования взаимодействие в условиях цифровой образовательной среды способно осложнять процесс коммуникации между участниками учебного процесса. Это происходит за счет следующих особенностей:

1.Уровень развития и использования цифровых технологий в учебном процессе предполагает, по большей части, текстовый формат общения между обучающим и обучающимся в цифровой образовательной среде. Инструкции, обратная связь по результатам выполнения заданий, обсуждение организационных вопросов - все это зачастую представлено в виде текста. А особенность процесса коммуникации в текстовом формате практически исключает невербальный компонент общения: интонацию и темп речи, мимику, жесты и др. Все это создает благоприятную возможность для неверного толкования сказанного, повышая риск возникновения конфликтной ситуации.

2. Обучающий, который в традиционной образовательной среде имел большой арсенал средств для управления конфликтной ситуацией (интонация, возможность выдержать паузу, управление взглядом, возможность прямого вмешательства в ситуацию и пр.), практически лишен этой возможности в цифровой образовательной среде.

Учитывая перечисленные особенности процесса коммуникации, нами установлено, что возможность распознать конфликт в условиях цифрового обучения и оказать влияние на его участников гораздо сложнее,

Педагогическая ситуация

Конфликт

0 s 1 <d 5 Предупреждение ^ ¡*™Г> • уклонение • локализация • компенсация • диверсификация

co cl £ L. . . Структурирование конфликта Разрешение Воздействие на противоборствующие стороны 4 Изменение поведения

Рис. 3. Модель управления конфликтами в ЦОС

чем в традиционной образовательной среде. В процессе проведенного исследования был сделан вывод о том, что чем раньше будет выявлена вероятность возникновения конфликта, тем легче будет им управлять. При управлении конфликтами в цифровой образовательной среде основное внимание рекомендуется уделять прогнозированию и профилактике конфликтов, свести к минимуму конфликтные ситуации, требующие их разрешения.

В процессе исследования нами были определены два основных способа управления конфликтными ситуациями в цифровой образовательной среде -предупреждение и разрешение. Предупреждение конфликтов означает «создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами» [2, с. 52]. Этого можно достичь с помощью прогнозирования и профилактики конфликтных ситуаций в условиях цифрового обучения. Как отмечает А. Я. Анцупов, прогнозирование заключается в обоснованном предположении о возможном будущем возникновении конфликтов или их развитии. Делать это следует на основе описательных и объяснительных моделей конфликтов. Описательные модели содержат определение сущности конфликта, структуру, функции и классификации, эволюцию и динамику. Объяснительная модель позволяет вскрыть движущие силы развития конфликтов, их причины [2].

Исследование позволяет утверждать, что профилактика конфликтов заключается в такой организации педагогического взаимодействия условиях цифровой образовательной среды, которая позволит исключить или свести к минимуму вероятность кон-

фликтов между его субъектами. В процессе исследования нами были определены направления деятельности по управлению конфликтами.

1. Компенсация имеющихся дефицитов у участников педагогического взаимодействия. Она предполагает просвещение педагогов об особенностях обучения в цифровой образовательной среде, формирование способности использования цифровых инструментов для решения учебно-методических задач, обеспечение понимания происходящих процессов в современном образовании и др.

2. Уклонение, которое понимается как отказ от использования неизвестных или недостаточно апробированных цифровых инструментов; поиск и применение замещающих ресурсов. От обучающего требуется осознанное применение цифровых инструментов на любых этапах учебного процесса, отсутствие стремления руководствоваться одними лишь актуальными тенденциями при выборе инструментов обучения в цифровой образовательной среде.

3. Диверсификация подразумевает увеличение числа применяемых технологий, наличие резервных педагогических решений. С одной стороны, обучение в цифровой образовательной среде дает возможность использования большого количества цифровых инструментов для решения разнообразных педагогических задач. С другой стороны, всегда существует риск срыва учебного занятия как со стороны цифровой образовательной среды (дефициты в технической сфере), так и со стороны обучающегося (дефициты личностной сферы). Поэтому в целях профилактики конфликтных ситуаций важно, чтобы у обучающего были в запасе альтернативные задания, различные способы реагирования на непредвиденные ситуации.

4. Локализация позволяет определить наиболее «конфликтогенные» сферы педагогического взаимодействия и установить над ними контроль. Данное направление применяется только тогда, когда можно четко определить источник риска, способного спровоцировать конфликт. Например, в самом начале массового перехода на дистанционное обучение многие педагоги столкнулись с проблемой пранкерства со стороны обучающегося. Анализ ситуации позволил установить, что источником риска является особенность использования сервиса для организации видеоконференций, а именно: размещение ссылок на мероприятия, которые не были защищены паролем, в открытом доступе. Точное определение «кон-фликтогенной» сферы позволило и педагогам, и разработчикам программного обеспечения взять ситуацию под контроль и свести к минимуму вероятность возникновения подобной ситуации в дальнейшем.

Вторым способом управления конфликтными ситуациями в цифровой образовательной среде является их разрешение. Напомним, что основным условием возникновения конфликтной ситуации является наличие у ее участников негативных эмоций и противоборства. Соответственно, разрешение конфликта предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по прекращению противодействия и решению проблемы, которая привела к ее возникновению. В процессе разрешения конфликта выделим три основные стадии.

1. Структурирование конфликта. Структура конфликта - это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, функционирование его системы в конкретное время и в определенном пространстве. Согласно описательной модели конфликта, он включает в себя три взаимосвязанные стороны: субъектов, объект и процесс. Субъекты конфликта, или его участники, это противоборствующие стороны, группы поддержки, наблюдатели и т. д. Применительно к педагогическим конфликтам, возникающим в условиях цифровой образовательной среды, можно выделить следующие субъекты конфликта: «обучающий - цифровая образовательная среда - обучающийся», «обучающийся - цифровая образовательная среда - обучающийся», «обучающий - цифровая образовательная среда - обучающий». Объект конфликта - это то, на что направлены действия противоборствующих сторон. Это могут быть правила, авторитет, технические возможности, домашние условия и др.

Процесс конфликта включает в себя динамику его протекания (этапы и фазы), микро- и макросреду, стра-

тегию и тактики поведения в конфликте. Для оценки и выбора оптимального способа управления конфликтом необходимо знать основные этапы его развития, а также их характеристики. Конфликт содержит следующие этапы: возникновение и развитие конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, начало открытого конфликтного взаимодействия, развитие конфликта, разрешение конфликта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знание основных фаз конфликта, а также возможностей его разрешения на каждой из них позволяет определить наиболее оптимальные стратегии его разрешения. Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Возникновению конфликтной ситуации соответствует начальная фаза конфликта. В исследовании С. М. Емельянова отмечается (и с этим нельзя не согласиться), что в этот период возможность разрешения конфликта конструктивным путем наиболее высока и составляет примерно 90 %. Далее наступает этап открытого конфликтного взаимодействия, которому соответствует фаза подъема. В результате шанс конструктивного разрешения конфликта снижается и составляет менее 45 %, а при достижении конфликтом своего пика возможность урегулирования конфликта конструктивным путем составляет менее 5 %. На фазе спада всего лишь около 20 % конфликтов можно разрешить конструктивным способом [10].

Изучение научной литературы по проблеме конфликта позволило установить, что структурирование в процессе разрешения педагогических конфликтов выполняет оценочно-ориентировочную функцию, поскольку позволяет провести анализ и оценку ситуации, выбрать наиболее оптимальный способ разрешения противоречий, наметить план действий по урегулированию конфликта через определение способа воздействия на участников конфликтной ситуации.

2. Воздействие на противоборствующие стороны включает в себя применение определенных стратегий, техник, направленных на изменение поведения конфликтующих сторон, их отношения к объекту конфликта. Разрешение конфликта предполагает совместные усилия противоборствующих сторон по устранению причин конфликта. В этом процессе может также принимать участие третья сторона, что позволяет говорить об урегулировании конфликта. Для разрешения конфликта рекомендуем применить следующие стратегии воздействия.

Уход, или взаимная уступка. Применение данного способа возможно тогда, когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов конфликта. Основная характеристика ухода заключается в низком уровне направленности как на личные интересы, так и на интересы оппонента. В рамках данного способа разрешения конфликтных ситуаций возможно использовать объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта. Например, в начале обучения учащийся испытывает затруднения при поиске необходимых материалов онлайн-курса. Со своей стороны педагог предусмотрел различные варианты информирования о структуре курса, в том числе - поддержку в форме ответов на вопросы. В данном случае уход от конфликта через активное обсуждение будет способствовать конструктивному разрешению ситуации, поскольку, с одной стороны, обучающийся понимает, что в начале обучения возможны затруднения при поиске необходимых материалов. С другой стороны, обучающий сумел вовремя локализовать данную проблему и предоставил различные возможности для упрощения навигации в материалах онлайн-курса.

Сглаживание, или уступка. В отличие от предыдущей стратегии, уступка характеризуется низкой направленностью на собственные интересы и высокой - на интересы оппонента. Она может выступать важным шагом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации в том случае, когда условия для такого развития событий еще не созрели. Например, в случае с невыполнением обучающимся требований по соблюдению сроков выполнения домашних заданий, правил поведения в цифровой образовательной среде необходимо разрешать ситуацию с учетом статуса каждого из участников. Важно объяснить обучающемуся, что педагог несет ответственность за результат обучения, а соблюдение сроков выполнения заданий - один из факторов, влияющих на эффективность обучения в цифровой образовательной среде.

Принуждение как стратегия воздействия на противоборствующие стороны, на наш взгляд, должна использоваться очень осторожно, в исключительных случаях, когда существует, например, угроза срыва учебного процесса, либо действия одной из конфликтующих сторон могут представлять опасность для других членов педагогического коллектива. В качестве примера можно привести проблему пранкерства в цифровой образовательной среде.

Компромисс характеризуется балансом интересов противоборствующих сторон, однако его нельзя рас-

сматривать как способ разрешения конфликта. Очень часто он выступает как один из этапов на пути поиска более эффективного решения проблемы. В рамках стратегии компромисса можно использовать поиск общих точек соприкосновения между конфликтующими сторонами.

Сотрудничество как стратегия воздействия на участников педагогического взаимодействия характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы второй стороны. Воздействие будет заключаться в том, чтобы помочь оппонентам перестать видеть друг в друге врагов, противников и подвести их к пониманию того, что любую проблему лучше решать вместе, сообща. Например, педагог может привлекать учащегося, обладающего высоким уровнем сформированно-сти ИКТ-компетенций, для помощи другим ученикам.

3. Изменение поведения. В нашем исследовании мы исходим из того, что добиться положительного изменения поведения у участников конфликта возможно в том случае, если проведено структурирование конфликтной ситуации, корректно определены и использованы стратегии воздействия. О положительном исходе конфликтного взаимодействия можно судить на основании ряда критериев: прекращение противодействия; устранение травмирующих факторов; достижение цели одной из конфликтующих сторон; изменение позиции субъекта конфликтного взаимодействия; формирование навыка активного поведения у обучающего и обучающихся в аналогичных ситуациях в будущем [2; 8].

В процессе исследования нами были выявлены два способа управления конфликтными ситуациями: предупреждение и разрешение. Разделяя мнение А. Я. Анцупова о том, что «профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать, [поскольку] она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт», мы отмечаем, что данная точка зрения приобретает еще большую актуальность в условиях цифровой образовательной среды [2, с. 400].

Заключение

Проведенный анализ научной литературы по проблеме педагогических конфликтов позволил установить, что в условиях цифрового обучения они приобретают определенную специфику. Эта специфика обусловлена двоякой ролью, которую играет цифровая образовательная среда в учебно-педагогическом про-

цессе. С одной стороны, она является системой специально организованных условий, позволяющих осуществлять обучение в дистанционном, либо смешанном формате; с другой стороны, ЦОС является посредником во взаимодействии между обучающим и обучающимся. Последнее обстоятельство придает ей статус субъекта этого взаимодействия и, следовательно, позволяет оказывать влияние на учебно-педагогический процесс, в том числе создавать риск возникновения конфликтных ситуаций.

Движущей силой, приводящей в действие механизм развития конфликта в ЦОС, является наличие дефицитов в психологической, социальной, педагогической, коммуникационной, технической и учебно-методической сферах субъектов конфликтного взаимодействия, к которым относятся обучающий, обучающийся и цифровая образовательная среда. Поскольку особенностью педагогических конфликтов является обязательный перевод их в конструктивное русло, то большую значимость приобретает умение педагога управлять ими в условиях цифровизации образования.

Управление педагогическими конфликтами включает в себя комплекс мероприятий по их предупреждению и разрешению. Наиболее эффективным способом управления конфликтами в цифровой образовательной среде является их профилактика, которая подразумевает такие направления, как уклонение, локализация, компенсация и диверсификация. Поскольку учебно-педагогическое взаимодействие в цифровой образовательной среде носит преимущественно текстовый характер коммуникации, дает возможность обучающемуся уйти от контакта с педагогом, то способность обучающего предусмотреть возможные риски, свести к минимуму вероятность появления конфликта позволит сделать процесс обучения в ЦОС более удобным и экологичным.

Литература

1. Академик: фактор [Электронный ресурс]. URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/ushakov/1074630 (дата обращения: 24.12.2020).

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Москва, 2000. 551 с.

3. Арламов А. А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 1. URL: https://cyberleninka. m/article/n/pedagogicheskiy-risk-kak-probleiTia-iTietodologii-sotsialnoy-pedagogiki (дата обращения: 23.12.2020).

4. Астафьева Е. Н. Изучение педагогических конфликтов в контексте педагогического наследия прошлого [Электронный ресурс] // Историко-педагогический журнал. 2016. № 2. С. 101-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29021446 (дата обращения: 25.12.2020).

5. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития [Электрон-

ный ресурс] // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001. С. 373-394. URL: http://pedlib.ru/ Books/1/0166/1_0166-1.shtml (дата обращения: 05.03.2021).

6. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, 2004. 216 с.

7. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2020. 461 с.

8. Вайндорф-Сысоева М. Е., Панькина Е. В. Риск возникновения конфликтных ситуаций при организации взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 3. С. 79-86. URL: https://psyjournals. ru/jmfp/2020/n3/Vayndorf-Sysoeva_Pankina.shtml (дата обращения: 05.03.2021).

9. Врачинская Т. В. Конфликт в педагогическом взаимодействии в отечественной педагогике XIX - середины XX веков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2011, 44 с.

10. Емельянов С. М. Конфликтология. М., 2018. 322 с.

11. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] // Образовательные технологии. 2020. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=44180664 (дата обращения: 11.01.2021).

12. Клименских М. В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе. Екатеринбург, 2015. 76 с.

13. Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами. М., 2007. 799 с.

14. Макаренко А. А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskiy-dizayn-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-organizatsii-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 30.10.2020).

15. Наумова Л. Д. К вопросу об определении понятия «конфликт в педагогическом процессе» // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4-1 (23). С. 120-122.

16. Никулина И. В. Феноменология педагогических конфликтов [Электронный ресурс] // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-pedagogicheskih-konfliktov (дата обращения: 24.03.2021).

17. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. М., 2015. 320 с.

18. Таранец А. В. К вопросу о деструктивных и конструктивных началах организационных конфликтов [Электронный ресурс] // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 247-253. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-destruktivnyh-i-konstruktivnyh-nachalah-organizatsionnyh-konfliktov (дата обращения: 29.01.2021).

19. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М., 2018. 168 с.

20. Управление конфликтами в образовательной среде: теория и практика / под ред. Н. В. Майсак, Л. В. Тимашевой, Д. А. Яковец. Астрахань, 2019. 148 с.

References

1. Akademik: factor [Academic: factor]. Available at: https://dic. academic.ru/dic.nsf/ushakov/1074630 (accessed 24.12.2020). (In Russian).

2. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologiya [Conflictology]. Moscow, 2000, 551 p. (In Russian).

3. Arlamov A. A. Pedagogicheskij risk kak problema metodologii social'noj pedagogiki [Pedagogical risk as a problem of methodology of social pedagogy]. The Bulletin of the Adyghe State

University. Series "Pedagogy and Psychology", 2010, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-risk-kak-problema-metodologii-sotsialnoy-pedagogiki (accessed 23.12.2020). (In Russian).

4. Astafyeva E. N. Izuchenie pedagogicheskih konfliktov v kon-tekste pedagogicheskogo naslediya proshlogo [The study of pedagogical conflicts in the context of the pedagogical heritage of the past]. Historical and Pedagogical Journal, 2016, no. 2, pp. 101-113. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=29021446 (accessed 25.12.2020). (In Russian).

5. Banykina S. V. Pedagogicheskaya konfliktologiya: sostoyanie, problemy issledovaniya i perspektivy razvitiya [Pedagogical con-flictology: state, problems of research and prospects of development]. Modern conflict management in the context of a culture of peace. Moscow, 2001, pp. 373-394. Available at: http://pedlib.ru/ Books/1/0166/1_0166-1.shtml (accessed 5.03.2021). (In Russian).

6. Bizyaeva A. A. Psikhologiya dumayushchego uchitelya: pedagogi-cheskaya refleksiya [Psychology of the thinking teacher: pedagogical reflection]. Pskov, 2004, 216 p. (In Russian).

7. Vaindorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagogicheskih kadrov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifrovogo obucheniya [Multilevel training of pedagogical personnel for professional activity in the conditions of digital learning: dissertation]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 2020, 461 p. (In Russian).

8. Vayndorf-Sysoeva M. E., Pankina E. V. Risk vozniknoveniya kon-fliktnyh situacij pri organizacii vzaimodejstviya uchastnikov uchebnogo processa v cifrovoj obrazovatel'noj srede [The risk of conflict situations in course of learning participants' interaction in a digital learning environment]. Journal of Modern Foreign Psychology, 2020, vol. 9, no. 3, pp. 79-86. Available at: https:// psyjournals.ru/jmfp/2020/n3/Vayndorf-Sysoeva_Pankina.shtml (accessed 05.03.2021). (In Russian).

9. Vrachinskaya T. V. Konflikt v pedagogicheskom vzaimodejstvii v otechestvennoj pedagogike XIX - serediny XX vekov [Conflict in pedagogical interaction in Russian pedagogy of the XIX-mid-XX centuries]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Kaliningrad, 2011, 44 p. (In Russian).

10. Emelyanov S. M. Konfliktologiya [Conflictology]. Moscow, 2018, 322 p. (In Russian).

11. Ignatieva E. Yu. Pedagogicheskoe upravlenie v cifrovoj obrazovatel'noj srede [Pedagogical management in the digital educational environment]. Educational Technologies, 2020, no. 2.

Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44180664 (accessed 11.01.2021). (In Russian).

12. Klimenskikh M. V., Ershova I. A. Pedagogicheskie konflikty v shkole [Pedagogical conflicts in school]. Ekaterinburg, 2015, 76 p. (In Russian).

13. Lukin Yu. F. Konfliktologiya: upravlenie konfliktami [Conflictology: conflict management]. Moscow, 2007, 799 p. (In Russian).

14. Makarenko A. A. Pedagogicheskijdizajn kak sredstvo povy-sheniya effektivnosti organizacii uchebnogo processa [Pedagogic design as a means of improving the educational process efficiency]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2017, no. 4. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-dizayn-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-organizatsii-uchebnogo-protsessa (accessed 30.10.2020). (In Russian).

15. Naumova L. D. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «konflikt v pedagogicheskom processe» [On the question of the definition of the concept of "conflict in the pedagogical process"]. Almanac of Modern Science and Education, 2009, no. 4 (23), pp. 120-122. (In Russian).

16. Nikulina I. V. Fenomenologiya pedagogicheskih konfliktov [Phenomenology of pedagogical conflicts]. Vestnik of Samara University. History, Pedagogics, Philology, 2016, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-pedagogiches-kih-konfliktov (accessed 24.03.2021). (In Russian).

17. Simonov V. P. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. Innova-cionnyj kurs dlya podgotovki magistrov [Pedagogy and psychology of higher education. Innovative course for the preparation of masters]. Moscow, 2015, 320 p. (In Russian).

18. Taranets A. V. K voprosu o destruktivnyh i konstruktivnyh nacha-lah organizacionnyh konfliktov [On the issue of destructive and constructive principles of organizational conflicts]. Socio-humanitarian Knowledge, 2014, no. 11, pp. 247-253. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-destruktivnyh-i-konstruktivnyh-nachalah-organizatsionnyh-konfliktov (accessed 29.01.2021). (In Russian).

19. Uvarov A. Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technologies: on the way to digital transformation]. Moscow, 2018, 168 p. (In Russian).

20. Upravlenie konfliktami v obrazovatel'noj srede: teoriya i praktika [Management of conflicts in the educational environment: theory and practice]. Eds. by N. V. Maysak, L. V. Timasheva, D. A. Yako-vets. Astrakhan, 2019, 148 p. (In Russian).

УДК/UDC 378 В. А. Логачев

V. Logachev

О СПЕЦИФИКЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИФЕРИЙНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ON THE SPECIFICS OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN THE PERIPHERAL ECONOMY

Введение. В статье представлено исследование по проблемам, которые выступают проявлениями аномальных черт в цифровизации высшего образования России. Они коренятся прежде всего

в той антагонистической социально-экономической форме организации данного процесса, которая характерна для экономики периферийного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.