Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1532
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ЭКОСИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ГИБКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, Субочева Марина Львовна

Введение. Статья посвящена сущности понятия «экосистема» применительно к образовательному процессу. Основное содержание исследования составляет анализ толкования термина «образовательная экосистема» в нормативных документах, доступных научных источниках, выступлениях организаторов и разработчиков образовательного контента разного уровня. Авторы определяют содержание понятия, его сущность и структуру. Работа имеет междисциплинарный характер. Методология. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме организации и разработки контента как содержательного наполнения образовательной экосистемы. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу создания модели, отражающей структуру образовательной экосистемы с целью организации учебного процесса вуза с использованием средств цифровой образовательной среды. Результаты. Определены подходы к пониманию термина «образовательная экосистема», особенности взаимодействия участников образовательного процесса в условиях цифровой среды. Отмечено, что учебно-педагогическое взаимодействие в образовательной экосистеме имеет свою специфику, которая заключается в наличии посредника между обучающим и обучающимся, создании специальных условий для формирования и совершенствования современных компетенций. С одной стороны, образовательная экосистема является учебной средой, позволяющей организовать учебный процесс в дистанционном формате, с другой - обладает специфическими особенностями, за счет которых появляется возможность влияния на процесс учебно-педагогического взаимодействия в условиях цифровизации. Создана модель, отражающая специфику учебно-педагогического взаимодействия субъектов в образовательной экосистеме. Заключение. Проведенное исследование показало особенности понятия «образовательная экосистема», организацию учебного процесса в цифровой образовательной экосистеме с учетом специфики каждого из субъектов взаимодействия, что позволяет сделать обучение более эффективным, минимизировать риск возникновения конфликтных ситуаций в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ECOSYSTEM: A TERMINOLOGICAL ASPECT

Introduction. The article is devoted to the formation of the essence of the concept of «ecosystem» in relation to the educational process. The main content of the research is the analysis of the interpretation of the term «educational ecosystem» in regulatory documents, available scientific sources, speeches of organizers and developers of educational content at different levels. In the article, the authors define the content of the concept, its essence and structure. The work is interdisciplinary in nature. Methodology. In the course of the research, an analysis of scientific literature on the problem of organizing and developing content in the educational ecosystem was carried out. The systematization and generalization of the obtained data formed the basis for the creation of a model reflecting the structure of the educational ecosystem in the context of the organization of the educational process of the university using the means of the digital educational environment. Results. The approaches to understanding the term «educational ecosystem», the features of the interaction of participants in the educational process in the digital environment are determined. It is noted that educational and pedagogical interaction in the educational ecosystem has its own specifics, which consists in the presence of an intermediary between the teacher and the student, the creation of special conditions for the formation and improvement of modern competencies. On the one hand, the educational ecosystem is a learning environment that allows you to organize the educational process in a distance format, on the other hand, it has specific features, due to which it becomes possible to influence the process of educational and pedagogical interaction in the context of digitalization. A model has been created that reflects the specifics of the subjects of educational and pedagogical interaction in the educational ecosystem. Conclusion. The study made it possible to identify the features of approaches to the interpretation of the term «educational ecosystem», to trace the organization of the educational process in the digital educational ecosystem, taking into account the specifics of each of the subjects of interaction, which makes learning more effective, minimizing the risk of conflict situations in new conditions.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 37.01

DOI 10.54509/22203036_2021_4_5

М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева M. Vayndorf-Sysoeva, M. Subocheva

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

EDUCATIONAL ECOSYSTEM: A TERMINOLOGICAL ASPECT

Введение. Статья посвящена сущности понятия «экосистема» применительно к образовательному процессу. Основное содержание исследования составляет анализ толкования термина «образовательная экосистема» в нормативных документах, доступных научных источниках, выступлениях организаторов и разработчиков образовательного контента разного уровня. Авторы определяют содержание понятия, его сущность и структуру. Работа имеет междисциплинарный характер.

Методология. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме организации и разработки контента как содержательного наполнения образовательной экосистемы. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу создания модели, отражающей структуру образовательной экосистемы с целью организации учебного процесса вуза с использованием средств цифровой образовательной среды.

Результаты. Определены подходы к пониманию термина «образовательная экосистема», особенности взаимодействия участников образовательного процесса в условиях цифровой среды. Отмечено, что

учебно-педагогическое взаимодействие в образовательной экосистеме имеет свою специфику, которая заключается в наличии посредника между обучающим и обучающимся, создании специальных условий для формирования и совершенствования современных компетенций. С одной стороны, образовательная экосистема является учебной средой, позволяющей организовать учебный процесс в дистанционном формате, с другой - обладает специфическими особенностями, за счет которых появляется возможность влияния на процесс учебно-педагогического взаимодействия в условиях цифровизации. Создана модель, отражающая специфику учебно-педагогического взаимодействия субъектов в образовательной экосистеме.

Заключение. Проведенное исследование показало особенности понятия «образовательная экосистема», организацию учебного процесса в цифровой образовательной экосистеме с учетом специфики каждого из субъектов взаимодействия, что позволяет сделать обучение более эффективным, минимизировать риск возникновения конфликтных ситуаций в новых условиях.

Introduction. The article is devoted to the formation of the essence of the concept of «ecosystem» in relation to the educational process. The main content of the research is the analysis of the interpretation of the term «educational ecosystem» in regulatory documents, available scientific sources, speeches of organizers and developers of educational content at different levels. In the article, the authors define the content of the concept, its essence and structure. The work is interdisciplinary in nature.

Methodology. In the course of the research, an analysis of scientific literature on the problem of organizing and developing content in the educational ecosystem was carried out. The systematization and generalization of the obtained data formed the basis for the creation of a model reflecting the structure of the educational ecosystem in the context of the organization of the educational process of the university using the means of the digital educational environment.

Results. The approaches to understanding the term «educational ecosystem», the features of the interaction of participants in the educational process in the digital environment are determined. It is noted that educational and pedagogical interaction in the educational ecosystem has its own specifics, which consists in the presence of an intermediary between the teacher and the student, the creation of special conditions for the formation and improvement of modern competencies. On the one hand, the educational ecosystem is a learning environment that allows you to organize the educational process in a distance format, on the other hand, it has specific features, due to which it becomes possible to influence the process of educational and pedagogical interaction in the context of digitalization. A model has been created that reflects the specifics of the subjects of educational and pedagogical interaction in the educational ecosystem.

Conclusion. The study made it possible to identify the features of approaches to the interpretation of the term «educational ecosystem», to trace the organization of the educational process in the digital educational ecosystem, taking into account the specifics of each of the subjects of interaction, which makes learning more effective, minimizing the risk of conflict situations in new conditions.

Ключевые слова: образовательная экосистема, экосистема обучения, гибкость обучения, цифровая образовательная среда, педагогическое взаимодействие, цифровое обучение, дистанционное обучение.

Keywords: educational ecosystem, learning ecosystem, learning flexibility, digital educational environment, pedagogical interaction, digital learning, distance learning.

Введение

Широко используемый в источниках информации термин «экосистема», применяемый при описании различных процессов, происходящих во многих сферах жизни общества, требует не только научного осмысления, но и уточнения в определении особенностей, в понимании и применении для каждой конкретной отрасли экономики, культуры и т. д. В частности, такое описание требуется для раскрытия сущности понятия «экосистема» в применении к сфере образования. Понимание терминов необходимо, в первую очередь, для организации продуктивного общения не только самих субъектов образовательного процесса, но и взаимодействия с социальными партнерами, а также со всеми физическими и юридическими лицами, заинтересованными в развитии образования как отрасли экономики и в то же время как сферы духовной жизни общества. В случае разночтения ключевых терминов, используемых участниками диалога, коммуникация может оказаться бессмысленной. Кроме того, подобная ситуация усложняет формирование понятийного аппарата педагогической науки.

Методология

В основе исследования лежит анализ научной литературы по проблеме организации и разработки контента в условиях образовательной экосистемы.

Для уточнения термина «образовательная экосистема» необходимо проанализировать нормативные документы, касающиеся содержания образовательной политики государства, доступные научно-просветительские источники, выступления организаторов образовательного контента, руководителей образовательных организаций разного уровня, в которых упоминаются понятия «система образования», «экосистема», «информационная образовательная экосистема» [11].

По отношению к использованию самого термина Б. В. Олейников и С. А. Подлесный проанализировали информацию относительно появления в начале нынешнего века концепции обучения, которая стала известна под названием «экосистема обучения» [7] в начале XXI в. в США, а затем распространилась и в других странах. По аналогии с биологической трактовкой понятия «экосистема», в которой осуществляется связь живой и неживой природы через взаимодействие живых организмов и среды обитания, «образовательная экосистема» подразумевает взаимодействие и обмен информацией всех компонентов образовательного процесса друг с дру-

гом и с окружающей средой. И так же, как биологическая экосистема, образовательная экосистема должна быть саморазвивающейся, саморегулирующейся системой. Следовательно, образовательная экосистема должна развивать умение учиться и переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов. В таком случае «образовательная среда» как понятие становится тождественным понятию «образовательная экосистема». Б. В. Олейников и С. А. Подлесный отмечают, что образовательная экосистема создает новые возможности для обучения на основе новых методик за счет использования информационных технологий и цифровых ресурсов. В этом случае меняются жестко закрепленные взаимоотношения преподавателя и обучающегося на гибкие формы взаимодействия в процессе обучения. Гибкость проявляется в выборе места и времени организации своего обучающего процесса [7].

Если Б. В. Олейников и С. А. Подлесный предлагают описание опыта формирования понятия «образовательная экосистема» с позиции зарубежной теории и практики, в основе которого лежит практика использования информационных технологий в США, то С. Н. Махновец и О. А. Попова рассматривают содержательную трактовку понятия «новая экосистема образования» и экологический подход в образовании с позиции отечественной науки, в частности философии образования, социальной экологии и дидактики высшей школы. Авторы отмечают, что сегодня «научное знание становится междисциплинарным» в условиях лавинообразных «информационных и технологических открытий», которые обрушиваются на человека и начинают «диктовать свои правила жизни». В связи с этим появляется «необходимость выработки единой концепции и стратегии соци-оприродной формы развития, учитывающей экологические, экономические, социальные и культурные императивы общества» [5, с. 141-142]. Далее авторы приходят к выводу, что эти процессы, научные искания, определение дальнейших путей развития человеческого общества не могли остаться без внимания со стороны педагогической науки. Ведь именно образование создает (или разрушает) основы для дальнейшего поступательного (или инфернального) развития и самоорганизации системы «человек, общество и природа» [5, с. 143]. В ответ на потребность гармонизировать взаимоотношения человека с современной технологизированной окружающей средой образование предлагает сформировать собственную экосистему, нацеленную на «развитие целостного мировоз-

зрения, основанного на духовно-нравственных ценностях» [5, с. 144].

«Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения и развития человечества и продолжения человеческой цивилизации...» [10, с. 5].

Новая модель образования призвана способствовать формированию «навыков будущего» - это гибкое персонализированное обучение на протяжении всей жизни. Такая модель требует новых методов организации, в том числе перехода к цифровым платформам и сетям образовательных возможностей, а также новых подходов к регулированию, построенных на вовлечении всех заинтересованных сторон вместо централизованного директивного регулирования [9].

Видимо, следует согласиться с трактовкой понятия «экосистема образования», предложенной С. Н. Махновец, О. А. Поповой, которые характеризуют экосистему образования как «целостную многоуровневую самоорганизующуюся саморегулирующуюся и саморазвивающуюся открытую систему, нацеленную на формирование целостного мировоззрения обучающихся, основанного на духовно-нравственных ценностях» [5, с. 147], в которой обучение тесно связано с реальным миром и его проблемами. Международный коллектив авторов инициативы Global Education Futures, включающий эксперта Московской школы управления СКОЛКОВО Павла Лукшу, руководителя исследовательского блока HundrED Джессику Спенсер-Кейс и декана Института социальных инноваций Джошуа Кубисту, при поддержке Центра трансформации образования СКОЛКОВО, поставив перед собой задачу изучить новые подходы управления в образовании, провел опрос относительно определения характеристики образовательных экосистем. Опрос респондентов показал, что чаще других к ключевым характеристикам образовательных экосистем можно отнести многосторонность, сотворчество и целенаправленность [6]. Применительно к вузу структуру образовательной экосистемы можно представить состоящей из четырех частей: учебные курсы и события, где можно чему-то научиться; места работы и стажировок, где можно будет зарабатывать деньги за то, что применяются полученные навыки; система навигации в 100+ локациях и маршрутов по ним; сообщество людей, которые видят и ценят рост человека в неожиданной для него области [8].

Таким образом, систематизация и обобщение полученных данных легли в основу создания модели,

отражающей структуру образовательной экосистемы в условиях организации учебного процесса вуза с использованием средств цифровой образовательной среды. Представим образовательную экосистему на примере ее формирования в магистратуре.

Учитывая, что данная экосистема должна обеспечивать в полной мере образовательный процесс, включать в себя развитие успешности каждого из участников системы, формирование профессионального профиля, активного цифрового следа, мы определили три уровня компетенций. 1-й уровень образовательной экосистемы представлен наличием исходных компетенций обучающегося, составляющих для обучения в магистратуре пассивный цифровой след (уровень подготовленности к обучению в вузе, его соответствие федеральным стандартам; публикации в социальных сетях; участие в конкурсах и различных образовательных проектах) - базовая статичная информация на момент старта обучения в магистратуре. 2-й уровень - уровень образовательной экосистемы, на котором происходит формирование и совершенствование как общепрофессиональных, так и специальных компетенций. На данном уровне магистрант попадает в современную образовательную экосистему, настроенную на формирование и совершенствование профессионального профиля. Это выражается в определении персональной образовательной траектории, поиске путей решения профессиональных задач в условиях неопределенности, но в заданных границах изучаемого направления; выборе практико-ориентированной темы научного исследования и поиске путей представления его результатов на каждом из этапов на открытой трибуне. Данная активная и открытая профессиональному сообществу исследовательская позиция позволяет обучающемуся демонстрировать профессиональную активность, быть честным и корректным в проводимых исследованиях, формировать вокруг проблемы профессиональное сообщество и, соответственно, свой профессиональный профиль, оставляя при этом активный след: научное исследование, представленное на открытой трибуне (конференции, мастерские, публикации в ведущих научных журналах, научные воркшопы, митапы); участие в профессиональных сообществах; наставничество; совместная работа с соавторами в междисциплинарных областях и др.

Важно обратить внимание на организацию учебной аналитики. Одним из принципов ее организации является изучение профессионального развития каждым обучающимся в границах собственной

траектории обучения [2]. С этой целью все выполняемые работы, проекты сохраняются в СДО с комментариями и доработкой автором. Одним из важных этапов данного процесса служит организация и участие каждого магистранта в научном воркшопе, где экспертами являются методологи, научные руководители, научный руководитель программы. На данном учебном мероприятии фиксируется вся информация: спич и рассуждения автора, комментарии специалистов, вопросы участников. Фиксация организована как с использованием видеозаписи, так и на странице форума выступающего в формате комментирования всеми участниками (магистрантами) встречи. Это позволяет создать обучающую среду, способствующую развитию профессионального и научного мышления, освобождает автора от процесса запоминания вопросов, комментариев, замечаний и советов. Возможность фиксировать процесс представления и обсуждения темы исследования каждым из присутствующих магистрантов позволяет не пропустить комментарии, услышать их с разных позиций, что, несомненно, помогает автору в работе над исследованием и, как показала практика, создает комфортную научную атмосферу в учебной экосистеме (рис. 1).

В процессе исследования установлено, что такой подход позволяет магистрантам быть участниками всероссийских и международных проектов, представлять результаты собственных исследований на встречах различного уровня; формировать собственную репутацию в условиях образовательной экосистемы с целью возможности влияния на качество современного образования независимо от его формы организации [3].

Понимание нами образовательной экосистемы как современного ресурса определяется его составляющими компонентами, а именно: цель (зависит от реализуемой программы и заключается в создании условий для формирования необходимого и достаточного уровня готовности педагогических кадров к профессиональной деятельности нового типа с ориентацией на активный цифровой след); методологические подходы (системный, футуральный, лич-ностно ориентированный, деятельностный); закономерности и принципы (ориентация на опережающее обучение, на деятельность в условиях неопределенности; учет принципов глобализации и запро-сно ориентированного обучения); уровни формирования и совершенствования профессиональных компетенций, реализуемые с использованием цифровых технологий, с помощью которых решаются различные дидактические задачи: технологический уровень

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОФИЛЬ

II

СЛЕД АКТИВНЫЙ

III

уровень

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

II

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

II

Г I

ОТКРЫТЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ

Г

I | ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА I

уровень УЧЕБНАЯ \ Г НАУЧНЫЕ | Г

^ ДОСЛЕДОВАНИЯ ^ I

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

_ J

* 5

ш £L

i I

Ш < <

И) с

уровень

ЗАГАДКА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ

СЕТИ АКТИВНОСТЬ

СТАНДАРТ ЗАКРЫТАЯ ТРИБУНА СЛЕД ПАССИВНЫЙ

ID 5

J?

Ü О ш

X с 5 о

Рис. 1. Компоненты образовательной экосистемы магистратуры

(цифровая образовательная среда, включающая специальные элементы для реализации педагогической коммуникации в условиях цифрового обучения; активный след; открытая трибуна); содержательный (научные исследования, создание профессионального профиля); деятельностный (научные публикации, наставничество, включенность в профессиональные сообщества, выступления на всероссийских и международных конференциях); диагностический (активный цифровой след). Данная модель реализуется в триедином пространстве «ОПЭС» (обучающиеся - препо-

даватели - экспертное сообщество), что, несомненно, делает учебный процесс уникальным, многосторонним и целенаправленным, имеющим в своей основе персонализированный подход к обучению, ориентированный на успешность каждого [4].

Образовательная экосистема магистратуры представлена в разработанной авторами модели (рис. 2).

Результаты

На основе анализа научной литературы определены подходы к пониманию термина «образователь-

Рис. 2. Образовательная экосистема магистратуры «Электронные образовательные технологии»

ная экосистема», выявлены особенности взаимодействия участников образовательного процесса в условиях цифровой среды. Отмечено, что учебно-педагогическое взаимодействие в условиях образовательной экосистемы имеет свою специфику, которая заключается в наличии посредника между обучающим и обучающимся, создании специальных условий для формирования и совершенствования современных компетенций. С одной стороны, образовательная экосистема является учебной средой, позволяющей организовать учебный процесс в дистанционном формате, с другой стороны, она обладает специфическими особенностями, за счет которых появляется возможность влияния на процесс учебно-педагогического взаимодействия в условиях цифро-визации.

Предложенная авторами модель включает в себя такие компоненты, как цель, методологические подходы, закономерности и принципы обучения, а также различные уровни формирования и совершенствования профессиональных компетенций (технологический, содержательный, деятельностный и диагностический). Важная роль в ней отводится триединому пространству «ОПЭС» (обучающиеся - преподаватели - экспертное сообщество), которое позволяет сформировать у обучающихся целостное профессиональное мировоззрение. Особенность данной модели заключается в том, что она является открытой, саморегулирующейся и самоорганизующейся, а значит, является образовательной экосистемой (на примере магистратуры).

Заключение

Таким образом, образовательные экосистемы, на наш взгляд, должны объединить обучающихся и различного рода сообщества для достижения цели раскрытия индивидуального и коллективного творческого потенциала на основе межотраслевой коммуникации, программирования, с использованием робототехники, искусственного интеллекта, системного и экологического мышления, управления проектами и других технических и социальных возможностей, которые предоставляются всеми сферами современного общественного бытия.

Тем не менее, в различных средствах массовой информации встречаются и точки зрения специалистов, которые используют современные термины по своему усмотрению, усложняя педагогической науке и практике формирование понятийного аппарата, претендующего на общепринятое значение. Такова сегодня судьба и термина «образователь-

ная экосистема». В качестве примера можно привести статью М. Свердлова «Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает?», в которой встречается утверждение, с которым вряд ли можно согласиться, что и само государство является экосистемой [1].

Можно предположить, что экосистемный подход в образовании находится на стадии становления, поэтому общепринятый в науке термин «образовательная экосистема» еще не сложился.

Литература

1. Анализ рынка образовательных экосистем в России: как это работает? [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/ education/198737-analiz-rynka-obrazovatelnyh-ekosistem-v-rossii-kak-eto-rabotaet?fbclid=IwAR1 lJuYIThhHsNKfWzb-pZwPl1-AN_omLMQy5900wQ83Ws3IDufHkTvJedU (дата обращения: 10.06.2021).

2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2019. 39 с.

3. Теоретические подходы к проектированию информационной образовательной среды технологического образования / М. Л. Субочева, М. Е. Вайндорф-Сысоева, Г Н. Некрасова и др. М., 2018. 207 с.

4. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения. М., 2020. 244 с.

5. Махновец С. Н., Попова О. А. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни [Электронный ресурс] // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2017. Вып. 4. С. 141-149. URL: http://eprints.tversu. ш/7272/1/Вестник%20ТвГУ%20Серия%20Педагогика%20 и%20психология.%202017.%204.%20С.%20141-149^ (дата обращения: 10.06.2021).

6. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс]. URL: https:// cutt.ly/1jdjjnK (дата обращения: 10.06.2021).

7. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84-91. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-kontseptsii-ekosistema-obucheniya-i-napravleniyah-razvitiya-informatizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 10.06.2021).

8. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digitaMearning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 16.07.2021).

9. Цифровое образование: инвестиции в будущее [Электронный ресурс] // Российский инвестиционный форум - 2018. URL: http://roscongress.org/sessions/tsifrovoe-obrazovanie-investitsii-v-budushchee/discussion/ (дата обращения: 16.07.2021).

10. Ягодин Г А., Третьякова Л. Т. Проблемы экологического образования // Образование в области окружающей среды: сб. докл. III Всесоюз. конф. Казань, 1990. Т. 1. С. 3-14.

11. Bersin J. The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned [Электронный ресурс]. URL: https://joshbersin. com/2017/03/the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/ (дата обращения: 16.07.2021).

References

1. Analiz rynka obrazovatel'nyh ekosistem v Rossii: kak eto rabotaet? [Analysis of the market of educational ecosystems in Russia: how does it work?]. Available at: https://vc.ru/education/198737-analiz-rynka-obrazovatelnyh-ekosistem-v-rossii-kak-eto-rabotaet?fbclid = IwAR1lJuYIThhHsNKfWzb-pZwPl1-AN_omLMQy5900wQ83Ws-3IDufHkTvJedU (accessed 10.06.2021).(In Russian).

2. Vayndorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagog-icheskih kadrov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifro-vogo obucheniya [Multilevel training of pedagogical personnel for professional activity in the context of digital learning]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2019, 39 p. (In Russian).

3. Subocheva M. L., Vayndorf-Sysoeva M. E., Nekrasov G. N. et al. Teoreticheskie podhody k proektirovaniyu informacionnoj obrazovatel'noj sredy tekhnologicheskogo obrazovaniya [Theoretical approaches to the design of the information educational environment of technological education]. Moscow, 2018, 207 p. (In Russian).

4. Vayndorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. Cifrovoe obuchenie v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya [Digital learning in the context of modern education: application practice]. Moscow, 2020, 244 p. (In Russian).

5. Makhnovets S. N., Popova O. A. Novaya ekosistema obrazo-vaniya kak sistemoobrazuyushchij vektor kachestva zhizni [A new ecosystem of education as a backbone vector of quality of life]. Vestnik Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2017, iss. 4, pp. 141-149. Available at: http:// eprints.tversu.ru/7272/1/BecTHMK%20TBry.%20CepMfl%20 neflarorMKa%20M%20ncMxonorMfl.%202017.%204.%20C.%20 141-149.pdf (accessed 10.06.2021). (In Russian).

6. Obrazovatel'nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya [Educational ecosystems: emerging practices for future education]. Available at: https://cutt. ly/ljdjjnK (accessed 10.06.2021). (In Russian).

7. Oleynikov B. V., Podlesny S. A. O koncepcii «ekosistema obucheniya» i napravleniyah razvitiya informa-tizacii obrazovaniya [On the conception of "learning ecosystem" and development directions of education informatization]. Knowledge. Understanding. Skill, 2013, no. 4, pp. 84-91. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-ekosistema-obucheniya-i-napravleniyah-razvitiya-informatizatsii-obrazovaniya/viewer (accessed 10.06.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda [Digital educational environment]. Available at: https://medium.com/direktoria-online/ the-digital-learning-environment-f1255d06942a (accessed 16.07.2021). (In Russian).

9. Cifrovoe obrazovanie: investicii v budushchee [Digital Education: Investments in the Future]. Russian Investment Forum -2018. Available at: http://roscongress.org/sessions/tsifrovoe-obrazovanie-investitsii-v-budushchee/discussion/ (accessed 16.07.2021). (In Russian).

10. Yagodin G. A., Tretyakova L. T. Problemy ekologicheskogo obrazovaniya [Problems of ecological education]. Education in the field of the environment. Proceedings of the III All-Union Conference. Kazan, 1990, vol. 1, pp. 3-14. (In Russian).

11. Bersin J. The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned. Available at: https://joshbersin.com/2017/03/ the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/ (accessed 16.07.2021). (In English).

УДК/UDC 377 М. А. Гуляева

DOI 10.54509/22203036_2021_4_11

M. Gulyaeva

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

INTEGRATED APPROACH TO FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Введение. Финансовая грамотность населения является значимым направлением социальной политики в жизни общества и страны. Финансовое просвещение молодежи содействует принятию грамотных решений, минимизирует финансовые риски, способствует накоплению средств, планированию обеспеченной жизни и пенсии. Министерством просвещения РФ ведется планомерная работа по формированию финансовой грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций. Но в то же время исследователи выделяют и проблемы формирования финансовой грамотности молодежи: практикуется фрагментарный характер преподавания финан-

совой грамотности в образовательных организациях; отмечается недостаток доступных образовательных программ; ощущается дефицит квалифицированных кадров для преподавания; используются традиционные формы обучения. При формировании финансовой грамотности студентов важен комплексный, системный подход, исключающий фрагментарность знаний. Цель данной статьи - анализ возможностей комплексного подхода к формированию финансовой грамотности обучающихся ПОО, оценка его результативности.

Методология. Комплексный подход в нашем исследовании мы понимаем как системную, взаи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.