ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.37523/SUI.2020.41.5.016 УДК 378
Казначеев Валерий Александрович
кандидат психологических наук,
доцент кафедры физической и тактико-специальной
подготовки,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: Kaznazcheevva@bk.ru
Valeriy A. Kaznazcheev
Candidate of Psychology,
Associate Professor of the Department of physical and tactical special training,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: Kaznazcheevva@bk.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению роли преподавательской деятельности в профилактике возникновения межличностных конфликтов в образовательной среде студентов средне-специальных и высших образовательных организаций России. В частности, рассматривается морально-психологическая составляющая обучающегося как фактор, провоцирующий возникновение межличностных конфликтов, а также вопросы, раскрывающие особенности конфликтных ситуаций среди обучающихся в целях развития умения у них регулировать конфликты в дальнейшем процессе обучения.
В статье рассматривается особая роль возраста студента, поскольку именно в этом возрастном периоде формируется чувство идентичности и умение самостоятельно решать собственные взрослые задачи. Определены предпосылки возникновения межличностных конфликтов в образовательной среде студентов. В частности, отмечено, что постоянное соперничество и иные эмоциональные столкновения приводят к нарушению личностной гармонии студента и способствуют возникновению различных социальных отклонений в среде обучающихся.
В заключение рассмотрены факторы, положительно влияющие на профилактику конфликтных ситуаций среди студентов образовательных организаций, а также представлен комплекс организационно-педагогических условий профилактики межличностных конфликтов в профессионально-образовательной среде средне-специальных и высших учебных заведений России. Отмечено, что минимизации конфликтных ситуаций способствуют хорошо организованные воспитательная работа и учебный процесс, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция преподавателей и воспитателей в трудных ситуациях взаимодействия обучающихся.
Ключевые слова: конфликт, студенты, межличностные конфликты, образовательная среда, профилактика конфликта, психолого-педагогическое воздействие, воспитательная работа.
PEDAGOGICAL FEATURES OF PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS ARISING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF STUDENTS
Summary. The article is devoted to the study of the role of teaching in the prevention of interpersonal conflicts in the educational environment of students of secondary special and higher educational organizations in Russia. In particular, the moral and psychological component of the student is considered as a factor that provokes the emergence of interpersonal conflicts, as well as issues that reveal the features of conflict situations among students in order to develop their ability to regulate conflicts in the future learning process.
The article considers the special role of the student's age, since it is in this age period that a sense of identity and the ability to independently solve their own adult tasks are formed. The prerequisites for the emergence of interpersonal conflicts in the educational environment of students are determined. In particular, it is noted that constant rivalry and other emotional clashes lead to a violation of the student's personal harmony and contribute to the emergence of various social deviations among students.
In conclusion, the factors that positively affect the prevention of conflict situations among students of educational organizations are considered, and a set of organizational and pedagogical conditions for the prevention of interpersonal conflicts in the professional and educational environment of secondary and higher educational institutions of Russia is developed. It is noted that the minimization of conflict situations is facilitated by well-organized educational work and the educational process, the approval and maintenance of discipline, the active position of teachers and educators in difficult situations of interaction between students.
Keywords: conflict, students, interpersonal conflicts, educational environment, conflict prevention, psychological and pedagogical impact, educational work.
© 2020 Казначеев В. А.
ВЕСТНИК СЮИ
Говоря о конфликте как о сложном процессе, стоит отметить, что конфликты присутствуют в любой сфере общества. Конфликт возник вместе с появлением человечества и представляет собой неизбежное явление, присущее человеческой природе.
Уверенность каждого оппонента конфликта в своей правоте заставляет его участников опираться только на свои пути выхода из сложившейся ситуации. Так, разрешение конфликта может сопровождаться агрессией и напористостью или же завершиться приспособлением или компромиссом. Неосознанный выбор стратегии, выбираемой курсантом, лишь приумножает опыт негативного общения, что вновь откладывается, увеличивается и подсознательно закрепляется. Таким образом, следует отметить актуальность проблемы управления конфликтами, а также профилактики возникновения конфликтных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе уделяется особая роль возрасту от 17 до 23 лет, поскольку именно в этот период формируется чувство идентичности и умение самостоятельно решать собственные взрослые задачи. В данный период формирования личности человек также овладевает навыком применения ролей взрослого [3, с. 79]. Именно в этом возрасте происходит скачек развития личности, ее самоутверждение.
Однако любой процесс развития не происходит без трудностей. Так, на возникающие проблемы молодой человек часто отвечает импульсивным, неадекватным и даже агрессивным поведением.
Как уже отмечалось ранее, конфликты присутствуют в любой сфере общества, и образовательная среда не исключение.
Справедливо отметить, что начало образовательного процесса в целом представляет собой кризисное явление, происходит привыкание к новой образовательной среде, адаптация.
Рассмотрение данной темы также важно в виду того, что в современном обществе видоизменились воспитательные процессы личности, система ценностей, в том числе произошла трансформация престижа педагогической деятельности. Все это в определенной мере вызывает возникновение межличностных конфликтов в образовательной среде студентов.
Научно доказано влияние выбора студентом стратегии разрешения конфликта на их адаптацию к новой среде профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что при смене условий образования (школа, институт), то есть в самом начале пути своей профессиональной деятельности студенты при разрешении возникающих конфликтов используют ту стратегию, которая была привычна им в подростковом возрасте [1, с. 92].
Чаще всего в образовательной среде студентов возникают конфликты между отдельными индивидами, или межличностные конфликты. Предпосылками возникновения конфликта является постоянный конфликт интересов в группах, расхождения во взглядах, мнении, стилей жизни, индивидуальные особенности студентов.
Кроме того, учебная деятельность также отличается от той, к которой молодые люди привыкли в условиях школьной жизни, появляется система самоконтроля, увеличивается время учебных занятий, изменяется система преподавательской деятельности (лекции, семинары). Все это отражается на морально-психологической составляющей обучающегося, вызывая высокое эмоциональное напряжение, натиск модели должного, сдерживающегося поведения. Новые жизненные условия способствуют усилению эмоциональной напряженности и провоцируют возникновение межличностных конфликтов. Постоянное соперничество и иные эмоциональные столкновения приводят к нарушению личностной гармонии студента и способствуют возникновению различных социальных отклонений в среде обучающихся.
Зачастую студенты неосознанно выбирают ту или иную позицию в конфликтной ситуации. Возможной причиной тому может послужить незнание критериев выбора занимаемой позиции. Такая неосознанность также проявляется и в переходе от одной выбранной позиции в конфликтных взаимоотношениях к другой. В конечном итоге импульсивность интуитивного выбора студента не приводит к разрешению конфликта, а зачастую лишь усугубляет его.
Таким образом, в процессе обучения важно достигать компромисса в разрешении конфликта, а также уметь предупреждать его, что достигается путем эффективной профилактики межличностных конфликтов.
Роль воспитательного воздействия в процессе профилактики межличностных конфликтов трудно переоценить. Для эффективности использования педагогических мер по предупреждению конфликтов необходимо создание оптимальных условий для действенности этих мер. Под педагогической профилактикой разрешения конфликта понимается способ предупреждения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
межличностных конфликтов и формирование у студентов ценностных установок. Привитие таковых установок происходит в процессе преподавания учебных дисциплин.
Проанализировав возникновение конфликтных ситуаций, мы определили несколько участников конфликтов. Зачастую конфликты возникают на уровне: «преподаватель - ученик», «ученик -ученик», «преподаватель - администрация», «преподаватель - родитель», «ученик - администрация».
Для того чтобы образовательный процесс курсантов не становился «территорией конфликтов», проанализируем факторы, которые в той или иной мере предотвращают это.
1. Профессиональный психологический отбор абитуриентов. В процессе отбора важно акцентировать внимание на индивидуальных особенностях поступающего: особенности познавательной, когнитивной, интеллектуальной сферы, личностные и индивидуальные качества и др. [2, с. 49].
В процессе проведения данного комплекса мероприятий возможно выявление лиц, характеризующихся низкой психической устойчивостью, что напрямую связано с дезадаптацией. У таких студентов наблюдаются низкие коммуникативные способности, тяжелое установление контакта с окружающими, и, как следствие, они конфликтогенны.
В процессе адаптации к образовательному процессу молодые люди испытывают трудности, связанные с освоением профессиональных компетенций. Так, определим следующий фактор, способствующий минимизации межличностных конфликтов среди студентов.
2. Воспитательная работа. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Первоначальная задача воспитательной работы - сформировать гармонически развитую личность, которая в дальнейшем будет готова и способна умело принимать различные социальные роли. Формирование морально-нравственных качеств и повышение общего уровня культуры также входят в задачи воспитательной работы, осуществляемой со студентами вузов.
Следовательно, одним из важнейших направлений воспитательной работы является сплочение коллективов, поддержание в них здоровой морально-нравственной обстановки. Поэтому воспитательная работа содействует профилактике межличностных конфликтов студентов.
Стоит отметить чрезвычайно важную роль самого образования как фактора, препятствующего развитию конфликтности в образовательной среде. Именно поэтому оно служит третьим фактором, который мы рассмотрим.
3. Образование. В процессе обучения студенты формируют позитивное отношение к миру, жизни, себе и другим. Обратимся к процессу гуманизации образования, который характеризуется раскрытием личностных качеств обучающихся, индивидуальности и познавательной активности. Роль гуманитарных дисциплин, раскрывающих основные идеи и теории общекультурных знаний, трудно переоценить.
Однако в процессе обучения студенты не получают необходимое количество знаний о толерантности в конфликтных отношениях и методах регулирования и разрешения различных конфликтных ситуаций, возникающих в современном обществе.
Опыт взаимодействия в обществе студент приобретает только в процессе накопления личного опыта, анализируя происходящие с ним ситуации и делая соответствующие выводы о поведении, на которых, в дальнейшем, основывается. Важно включать в преподавательскую деятельность расширенный круг общения, создавать определенные ситуации, тем самым накапливая у обучающегося разнообразные модели поведения в межличностных взаимоотношениях [3, с. 92]. Любой положительный пример будет восприниматься студентом как эталон поведения во взаимоотношениях в обществе, что, соответственно, напрямую будет отражаться на положительном опыте предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций.
Изучив предпосылки возникновения межличностных конфликтов, а также проводя анализ факторов, способствующих минимизации межличностных конфликтов среди студентов, мы определили два аспекта осуществления профилактической работы, направленной на предотвращение возникновения конфликтных ситуаций среди студентов образовательных организаций. К таковым относятся: личностный аспект, где происходит взаимодействие субъектов образовательного процесса в рамках профилактики межличностных конфликтов; и организационный аспект, который направлен на профилактику межличностных конфликтов в процессе организации образовательного процесса.
Проанализировав различные точки зрения ученых по данному вопросу, мы разработали комплекс организационно-педагогических условий профилактики межличностных конфликтов в профессионально-образовательной среде средне-специальных и высших учебных заведений России.
ВЕСТНИК СЮИ
Так, необходимыми условиями профилактики межличностных конфликтов представляются:
- особое внимание уделять взаимоотношениям, возникающим как между самим студентами, так и между студентом и преподавателем с целью того, чтобы своевременно исключить предпосылки возникновения конфликта и выявить факторы, оказывающие влияние на профилактику конфликтных ситуаций.
- активно развивать программу профилактики конфликтов в образовательной среде студентов, что, безусловно, положительно скажется на состоянии психологического климата в коллективе;
- проводить открытые мастер-классы и применять различные типовые ситуации с целью изучения и владения навыками предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций.
Таким образом, сущность профилактики возникновения межличностных конфликтов в образовательной среде средне-специальных и высших учебных заведений России заключается в создании условий, при которых минимизируется вероятность возникновения и развития деструктивных противоречий и конфликтов между субъектами образовательного процесса; создается атмосфера взаимного доверия и совместная деятельность по всестороннему обсуждению и разрешению существующих проблем. Минимизации конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной среде студентов, способствуют хорошо организованная воспитательная работа и учебный процесс, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция преподавателей и воспитателей в трудных ситуациях взаимодействия обучающихся.
Библиографический список
1. Котянова Ю. А., Кричмар В. А. Конфликты в студенческой среде: причины и профилактика // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики: материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2018. С. 90-94.
2. Матвеева Н. С. Конфликтогенные факторы педагогического взаимодействия между студентами и преподавателями вуза // Сибирский учитель. 2018. № 3 (118). С. 47-51.
3. Абраменко Е. В., Ефимов Е. Г. Исследование стрессоустойчивости и кофликтности в контексте психологической безопасности студента // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3 (134). С. 89-93.
References
1. Kostanova J. A., Kretzschmar V. A. Konflikty v studencheskoi srede: prichiny i profilaktika [Conflicts among students: causes and prevention]. Aktual'nye problemy i tendentsii razvitiya sovremen-noi ekonomiki: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Current problems and trends in the development of the modern economy. Materials of the international scientific and practical conference], Saint-Petersburg, 2018, рр. 90-94 [in Russian].
2. Matveeva N. S. Konfliktogennye faktory pedagogicheskogo vzaimodeistviya mezhdu studentami i prepodavatelyami vuza [Conflictogenic factors of pedagogical interaction between students and University teachers]. Sibirskii uchitel' [Siberian teacher], 2018, no. 3 (118), pp. 47-51 [in Russian].
3. Abramenko E. V., Efimov E. G. Issledovanie stressoustoichivosti i kofliktnosti v kontekste psikhologicheskoi bezopasnosti studenta [Study of stress resistance and conflict in the context of student's psychological safety]. Kazanskiipedagogicheskii zhurnal [Kazanpedagogical magazine], 2019, no. 3 (134), pp. 89-93 [in Russian].