Научная статья на тему 'Управление ответственностью вуза через PR-продвижение социально значимых образовательных проектов'

Управление ответственностью вуза через PR-продвижение социально значимых образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ ВУЗА / СОЦИАЛЬНЫЙ PR ВУЗА / PR-ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ИНСТРУМЕНТЫ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна, Львов Леонид Васильевич

Современная образовательная среда сформировалась под действием динамично изменяющегося социального заказа. Монофункциональное существование вуза в рамках решения одной образовательной задачи делает его неустойчивым с позиции конкурентоспособности в образовательной среде и обязывает искать новые пути стратегического развития. К таким путям сегодня нужно отнести формирование социальной ответственности вузов, их социально значимые образовательные проекты, продвижение которых требует знания PR-инструментов. В статье раскрывается актуальность PR-деятельности для образовательных организаций, которая в настоящее время представляет собой инновационный механизм повышения их конкурентоспособности. Обобщается практический опыт Челябинского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в области PR-деятельности. Описываются инструменты, используемые для создания репутации вуза: стратегическая цель учреждения, внешний облик образовательного учреждения, реклама образовательных услуг, общественно активная деятельность, связи со СМИ, профориентационная деятельность, взаимодействие со структурными подразделениями госучреждений и коммерческих компаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна, Львов Леонид Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT RESPONSIBILITY OF THE UNIVERSITY THROUGH PUBLIC RELATIONS PROMOTION OF SOCIALLY IMPORTANT EDUCATIONAL PROJECTS

The modern educational environment was formed under the inuence of a dynamically changing social order. The mono-functional existence of the university within the framework of

Текст научной работы на тему «Управление ответственностью вуза через PR-продвижение социально значимых образовательных проектов»

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-1-109-119

УДК 378.14 ББК 74.484.4

О.В. Перевозова

(Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Челябинск, Россия) Л.В. Львов

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ВУЗА ЧЕРЕЗ PR-ПРОДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Современная образовательная среда сформировалась под действием динамично изменяющегося социального заказа. Монофункциональное существование вуза в рамках решения одной образовательной задачи делает его неустойчивым с позиции конкурентоспособности в образовательной среде и обязывает искать новые пути стратегического развития. К таким путям сегодня нужно отнести формирование социальной ответственности вузов, их социально значимые образовательные проекты, продвижение которых требует знания PR-инструментов. В статье раскрывается актуальность PR-деятельности для образовательных организаций, которая в настоящее время представляет собой инновационный механизм повышения их конкурентоспособности. Обобщается практический опыт Челябинского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в области PR-деятельности. Описываются инструменты, используемые для создания репутации вуза: стратегическая цель учреждения, внешний облик образовательного учреждения, реклама образовательных услуг, общественно активная деятельность, связи со СМИ, профориентационная деятельность, взаимодействие со структурными подразделениями госучреждений и коммерческих компаний.

Ключевые слова: образовательная среда, социальная ответственность образовательной организации, социально значимый проект вуза, социальный PR вуза, PR-продвижение образовательных проектов, PR-деятельность вуза, инструменты PR-деятельности.

O.V. Perevozova

(Financial University by the Government of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia) L.V. Lvov

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

MANAGEMENT RESPONSIBILITY OF THE UNIVERSITY THROUGH PUBLIC RELATIONS PROMOTION OF SOCIALLY IMPORTANT EDUCATIONAL PROJECTS

The modern educational environment was formed under the influence of a dynamically changing social order. The mono-functional existence of the university within the framework of

<D

X

s m

4

a. m

C I

<u о

CP d

X

_D X _û

<u

I— ra m о

СО

го ü x ю

5 °

m x

<u s

m T

fe <°

о x

<u «

s о

X X

<u .0

с; ц

m ro

ro s

CP j

a:

cl

СО <U CP

<u

T

the solution of one educational task makes it unstable from the position of competitiveness in the educational environment and obliges to seek new ways of strategic development. To such ways today it is necessary to attribute the formation of social responsibility of universities, their socially significant educational projects, the promotion of which requires knowledge of PR tools. The article reveals the relevance of PR activities as an innovative mechanism for increasing their competitiveness for educational organizations.

The practical experience of the Chelyabinsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation in the field of PR activities is generalized. The tools used to create a university reputation are described: the strategic goal of the institution, the appearance of the educational institution, the advertisement of educational services, socially active activities, media relations, career guidance, interaction with the structural divisions of state institutions and commercial companies.

Keywords: the educational environment, the social responsibility of the educational organization, the socially significant project of the university, the social PR of the university, the PR-promotion of educational projects, the PR activity of the university, the tools of PR-activity.

m о m

_D

m ^

го m о

СО

о m

<u

<u IZ

m

О

Вопросы взаимодействия образовательной организации с внешней средой исследовались такими учеными, как Э.Ф. Зеер, А.П. Зинченко, С.Б. Крайчин-ская [13], В.Н. Лазарева [6], Л.В. Львов [7; 8], О.В. Перевозова [6; 11], А.Г. Реус [13], М.В. Усынин [15] др.

Отметим, что принцип вложенных систем позволяет рассматривать функционирование образовательно-профессионального пространства как часть более широкой социокультурной системы -внутренней образовательно-профессиональной среды (образовательной системы) и внешней социальной среды (рынка труда и человеческих ресурсов, экономической политики, технологических изменений, общественной организации труда и др.), что придает ей открытый характер, становится стимулом ее собственного развития [2, с. 168; 7; 8].

Актуальность вопроса управления социальной ответственностью вуза сегодня просматривается сквозь призму новых экономических, социологических и психологических позиций исследования. Но несмотря на повышенный интерес к данному феномену, степень исследованности данного вопроса в образовательной среде крайне невысока. Различным аспектам формирования социальной ответственности корпораций, предприятий посвящены труды следующих авторов: Ю.Е. Благова,

С.В. Братющенко, О.В. Вередюк, ЮГ. Одегова, О.В. Перевозовой, И.И. Шарифуллиной и др.

Изучением PR-технологий как инструмента управления общественным мнением и продвижения различных проектов занимались Е.О. Варшавская [3], Е.Н. Пашенцев [10], Г.Г. Почепцов [12]. Технологии PR-коммуникаций в продвижении социального бренда образовательных учреждений сегодня частично исследованы в работах В.Н. Лазаревой, О.В. Перевозовой [6], Е.И. Холина [16].

Выявленное противоречие заключается в том, что на практическом уровне уже давно возникла потребность в наработке и поиске новых инструментов и методик развития образовательных брендов вузов с привлечением в данный процесс маркетинговых и экономических инструментов, а теоретико-методологический уровень педагогических исследований явно недостаточен в качестве фундамента работ в этом направлении. Исходя из противоречия мы определили цель данной работы - поиск возможных научных подходов и обоснование методики управления социальной ответственностью вузов через PR-продвижение социально значимых образовательных проектов на примере имеющихся практик вузов.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, статистический и индексный метод изучения информации.

Итак, анализируя изученный материал с позиций менеджмента, можно отметить, что выделяются три уровня социальной ответственности: базовый, корпоративный и высший [1]. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса (обязательная составляющая) -это соблюдение законов (налогового, трудового и гражданского кодексов), выполнение ряда обязательств (своевременной оплаты налогов, выплаты заработной платы, по возможности - предоставления новых рабочих мест). Корпоративный уровень социальной ответственности бизнеса представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Предполагает не только обеспечение работников адекватными условиями работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, развитие социальной сферы. Высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность. Охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель. Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований часто оказываются замалчиваемыми действиями.

Вся PR-деятельность, направленная вузом на внешнюю среду, обычно реализуется через социально важные проекты и представляет собой социальный пиар.

Социальный PR на российском рынке - явление новое, поэтому он вызывает особый интерес как у известных ученых в области общего и педагогического менеджмента, так и у активных практиков бизнеса. Коммерческий и финансовый PR на сегодня достаточно изучены, и мы можем точно сказать об их роли и значении для развития бизнеса и увеличения прибыли компании. Однако сам бизнес сегодня претендует на формирование репутации не столько финансового, сколь-

ко репутации социально ответственного порядка. Появляется необходимость более детально изучить суть, содержание и особенности реализации социального пиара [2].

На современном этапе развития социальных отношений в России заметно усилилась роль общественной репутации социально направленных учреждений. Потребитель услуг стал больше внимания уделять качеству, надежности, оперативности, обслуживанию и другим факторам, формирующим престиж организаций. Очевидно, что динамизм, изменчивость и неопределенность деловой сферы определяют необходимость формирования эффективной системы коммуникаций с внешней средой образовательной организации (с потребителями результатов образовательной деятельности и представителями масс-медиа) [7; 8; 15]. Прямым подтверждением этому заявлению выступает социальная ответственность бизнеса как конкурентное преимущество любой фирмы [4].

Очевидно, что гуманитарная направленность PR-деятельности сегодня необходима каждой компании и организации. Стремительно возрастает роль таких понятий, как «доверие», «имидж», «репутация». А их формирование протекает по заранее спланированным технологическим схемам в рамках социального пиара, который занимается решением целого спектра социальных проблем (различного рода зависимости от вредных привычек и Интернета, ликвидация безграмотности, помощь определенным слоям населения и пр.) с помощью различных акций и движений [5].

Социальный PR прямо связан с коммерческим и политическим, т.к. благосостояние граждан, в первую очередь, зависит от политической и экономической обстановки в стране. При этом следует различать социальный PR и социальную рекламу - между ними очень тонкая грань [6].

Однако для этого PR нуждается в получении обратной связи от обще-

ф

ш ч:

а. со 1= Р

СТ а.

СО ф

ф Т

СО

2 _0

н о

:

ф

:

С

X _0 I

_0 ц

ф

н

га со

:

СО

го ю

:

ф т х

ш го

го ^ а.

ственности. PR-отделы коммерческих и некоммерческих организаций, занимающиеся обслуживанием социальной сферы жизни общества, обеспечивают: во-первых, четкое представление и восприятие гражданами основных целей и задач компаний; во-вторых, образование и развитие прочности каналов связи с потребителями услуг (социальных, материальных, правовых и пр.); в-третьих, поддержание такой среды, которая будет привлекать средства извне; в-четвертых, распространение общественно значимых идей в рамках миссии компании; в-пятых, мотивацию общественности, влекущую эффективное и динамично развивающееся взаимодействие между компанией, ее сотрудниками, волонтерами, чиновниками и слоями населения [9].

Социальный PR призван выстроить систему коммуникации, помогающую социуму прогрессировать во всех отношениях и должен характеризоваться как «белый» (честный).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что руководство понимает важную вещь: без поддержки и опоры на общественность будущее их компаний может и не наступить. Конечно, социальное взаимодействие построено так, что выгоду получают все субъекты отношений. Организация получает позитивное отношение к себе со стороны внешней среды (социума), общественность, в свою очередь, получает право знать последние новости об общественной жизнедеятельности в рамках деятельности социальных учреждений.

Большинство иностранных компаний активно используют практику PR-деятельности в социальной сфере, со вкладывают значительные финансовые 2 средства для привлечения высококвали-ш фицированных PR-специалистов, про-С1 водят широкомасштабные исследования § в области маркетинга, реализуют ком-

со

§ плекс социально значимых программ.

ф Эти усилия оправданы, т.к. данные

^ меры действительно повышают рейтин-

о ги компании и формируют у социума

позитивную оценку результатов ее деятельности [14].

Сегодня социальный PR имеет важное значение и в образовательных учреждениях - это так называемый образовательный PR. Связями с общественностью занимается практически каждая образовательная организация. Этот факт тоже обусловлен рядом обстоятельств, продиктованных спецификой современного образовательного рынка и высокой динамикой всех социальных реформ и перемен [13; 14].

Вузы и колледжи сегодня вступают в конкурентную борьбу. Для выживания и повышения лояльности абитуриентов вузы предпринимают попытки внедрения в сферу профессиональной жизни маркетинговых инструментов, к числу которых наиболее адаптивно подходит PR [15].

Более того, в науке уже имеется ряд методологических положений о связи PR в работе высших образовательных организаций с их прямой конкурентной способностью и конкурентной устойчивостью. Основную мысль по пиару в социальной сфере можно сформулировать так: «социальный PR <.. .> можно рассматривать как инновационный инструмент повышения конкурентоспособности образовательных учреждений» [11]. Если проводить параллели между коммерческим пиаром в конкурентной борьбе и социальным пиаром в образовательной среде, то можно увидеть практически один и тот же результат.

Усилия того и другого механизма ориентированы на повышение узнаваемости, лояльности и социального одобрения потенциальных потребителей услуг, в том числе образовательных. Именно поэтому большинство вузов стремятся сегодня к стратегическому партнерству с реальным рынком труда и требовательным работодателем [13; 16].

В число таких активных PR-локомотивов образовательной среды можно, безусловно, включить опыт Челябинского филиала Финансового университета при Правительстве Рос-

сийской Федерации, так как в филиале развитие образовательного бренда - это уже слаженная, состоявшаяся практика многих лет результативной работы. PR-мероприятия в Челябинском филиале уже давно стали одним из направлений социального пиара, который основан на множестве инструментов: акции, круглые столы, конкурсы и олимпиады, конференции, деловые встречи и пр.

Мероприятия имеют различную направленность:

1) работу со СМИ,

2) массовые и закрытые познавательные лектории.

3) образовательную работу с гражданами, желающими получить финансовую грамотность.

Все направлено на развитие образовательного бренда и распространение

положительной информации о филиале во внешней среде, что является необходимым фактором для реализации его PR-стратегии.

Не менее важным направлением социального PR в филиале является внутренний имидж учреждения, который включает качество услуг (филиал вошел в топ-10 экономических вузов страны), финансово-хозяйственную деятельность, кадровую политику учреждения и повышение квалификации педагогов (они постоянно повышают и подтверждают свою квалификацию, обучаясь на различных курсах и научно-практических семинарах, а также повышают квалификационную категорию). В филиале используются современные методы и инструменты по созданию репутации заведения (табл. 1).

Таблица 1. Инструменты, используемые для создания репутации вуза (Челябинского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»)

Название PR-инструмента Локальная характеристика

Стратегическая цель учреждения В Челябинской области филиал Финуниверситета зарекомендовал себя как вуз, дающий студентам прочные теоретические и практические знания, обеспечивающие им возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.

Внешний облик образовательного учреждения Новое здание филиала гарантирует обучающимся комфорт и безопасность условий, а также специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями. Учреждение находится в центре города, что обеспечивает равноудаленное положение от окраин города.

Реклама образовательных услуг На сайте филиала размещена реклама дополнительного профессионального образования в направлениях переподготовки кадров, а также курсов по подготовке к ЕГЭ, курсов профессионального переводчика и пр. На базе филиала создан Региональный центр финансовой грамотности.

Общественно активная деятельность Обучающиеся регулярно участвуют в общегородских общественных и спортивных мероприятиях, конкурсах социальной рекламы, конкурсах эссе, олимпиадах МСЭФ РФ, общекомандных турнирах по разным видам спорта и пр. На базе учреждения создан волонтерский отряд, активно участвующий в городских акциях и движениях.

Связи со СМИ Преподавательский состав получает приглашения в прямые эфиры радио и телевизионных программ. Проводятся

ш

с!

а. со 1= Р

О. О.

со

Ф ф

Т

ш

52 _о н о о

ф

0 а. с х .0

1

_0 ц

ф

н га ш о

СО

го а. ю о

ф со х

ш го

го ^

а. :т

Название PR-инструмента Локальная характеристика

различные форумы и конференции с участием преподавателей и студентов, формируются отчеты о проделанной работе («Утро с Финансовым Университетом», колонка в «Аргументах и фактах»).

Профориентационная деятельность На базе филиала создана программа «Один день с Фину-ниверситетом», реализуемая в рамках встречи секретаря приемной комиссии и активной части студентов с обучающимися выпускных классов и студентами выпускных курсов колледжей, на которой потенциальным абитуриентам рассказывается об основных направлениях приема, интересных аспектах студенческой жизни, перспективах практической деятельности и т.д.

Взаимодействие со структурными подразделениями госучреждений и коммерческих компаний Филиал часто становится площадкой проведения конференций, семинаров и отчетных собраний органов государственной власти на уровне Челябинской области. Ведется активное сотрудничество с компаниями города для установления тесных связей в рамках программы «Управленческие прогулки».

со

:

ш _0

03

го ш

:

СО

:

ш

ф

ф

С 03

О

Перечисленные в таблице PR-инструменты формируют исключительно положительную репутацию заведения, на основе которой вуз адекватно оценивается многими абитуриентами и выбирается в качестве приоритетного среди других. Способствуют этому и элементы внутреннего пиара: размещение правдивой информации, социально-психологический климат, высокое качество предоставления услуг. При грамотном использовании этих инструментов возможно привлечение спонсоров, улучшение материально-технической базы, повышение статуса и репутации среди конкурентов.

В настоящее время идет поиск новых путей по формированию социальной ответственности вуза. В этой связи интересным опытом можно назвать один из ведущих образовательных социальных PR-проектов - создание на базе филиала Регионального центра финансовой грамотности.

Этот проект можно считать наиболее успешным социально значимым мероприятием, повышающим имидж и репутацию вуза. Повышение финансовой грамотности населения является одним

из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ.

Масштабность данной задачи предполагает участие в этом процессе большого числа заинтересованных лиц: федеральных органов исполнительной власти, региональных органов власти и управления, местного самоуправления, кредитно-финансовых, страховых, образовательных, общественных и коммерческих организаций, каждое из которых может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в сфере своей компетенции. Исключительно важным условием эффективности такого процесса является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.

Задачи Регионального центра финансовой грамотности имеют социально значимую направленность: 1. Привлечение внимания населения к проблематике финансовой и бюджетной грамотности, повышение уровня осознания гражданами необходимости совершенствования своих финансовых знаний;

2. Формирование у населения активного экономического поведения, соответствующего их финансовым возможностям;

3. Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых домо-хозяйствами;

4. Организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой и бюджетной грамотности всем категориям населения Челябинской области;

5. Формирование социально ответственного поведения поставщиков финансовых продуктов и услуг в отношении потребителей;

6. Повышение общей экономической активности населения, поддержка предпринимательства, идей создания собственного бизнеса, ведения домо-хозяйств и формирование компетентности граждан, необходимой для открытия своего бизнеса. Результатом реализации такого образовательного проекта с точки зрения

социального пиара вуза можно считать:

1) привлечение внимания населения региона к проблематике финансовой и бюджетной грамотности, повышение уровня осознания населением необходимости повышения своих финансовых знаний;

2) повышение обоснованности финансовых решений и обеспечение экономической безопасности домохозяйств;

3) организацию системы финансового образования и просвещения;

4) формирование социально ответственного поведения поставщиков финансовых продуктов и услуг в отношении потребителей, создание прозрачных и непредвзятых моделей продвижения и предоставления финансовых продуктов и услуг;

5) повышение общей экономической активности населения, поддержку предпринимательства, идей создания собственного бизнеса, ведения домо-хозяйств.

Безусловно, в рамках функционирования данного центра интерес представляет практический опыт по разработке и запуску нового образовательного PR-проекта «Высшая школа для людей почтенного возраста», который стал победителем конкурса проектов «Серебряный возраст». PR-продвижение данного проекта филиалом предусматривало следующее тематические линии:

1) финансовая грамотность;

2) компьютерная грамотность;

3) история и краеведение. Основные базовые навыки, которые

получат участники проекта:

а) по финансовым вопросам:

- управление личными финансами;

- самостоятельный поиск экономической информации;

- выбор различных видов финансовых инструментов с целью их эффективного использования;

- владение культурой финансового мышления и самостоятельного поиска финансовой информации;

- оценка рисков на финансовом рынке;

б) по компьютерной грамотности:

- работа в операционной системе Windows;

- создание простейших текстовых документов с учетом официальных требований: письмо, заявление;

- печать документа;

- работа в Интернет, поиск необходимой информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- работа с электронной почтой;

- работа с форумами и в социальных сетях;

- совершение покупок в Интернет-магазине;

- оплата коммунальных услуг через Интернет;

4) по истории и краеведению:

- владение культурой общения;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

ф *

s ш ч

СО

1= Р

О. Q_

со Ф а Ф т

ш

2 _о

н о о

ф

0 а с X _0

1

_0 ц

ф

н га ш о

СО

го а ю о

ф СО X

ш го

го s

a. IT

со

:

ш _0

03

го ш

:

со

:

ш

ф

ф

С 03

О

Таким образом, мы видим, что управление социальной ответственностью вуза через реализацию образовательного PR-проекта предполагает в данном случае не только создание общетеоретических предпосылок, но и конкретно выраженных реально практических результатов.

Значимость образовательного пиара с позиции его социальной ответственности вуза [5] мы можем рассчитать по

его индексу в текущем году (в 2016 году). Для анализа уровня социальной ответственности вуза в динамике применяется индексный метод по отношению к выбранному базовому периоду оценки, что позволяет вычислить частный интегральный индекс, который оценивает социальную ответственность вуза в конкретном году по отношению к базовому году с учетом каждого показателя. Индексы рассчитываются по формуле:

I ккс — ^ г Д ¡ХЫ

х т

(1)

где: 1ккс - индекс социальной ответственности по ьму показателю; Л1- разница между текущим и базовым значением ьго показателя, Хтг -ХЫ

Wi - «вес» ьго показателя. Формулу можно представить как:

х - ,Хш—ХЫ. х . Хпй 1ккс = У (-) х ГVI = У (-

ХЫ

Показатели, увеличение которых ведет к подъему уровня социальной ответственности, называются «нормально-положительными» показателями. Показатели, уменьшение которых ведет к подъему уровня социальной ответственности, называются «нормально-отрицательными» показателями. Положительные индексы (1кксо>0) указывают на

7 V . ХШ Л\

1ккс = > (--1) х

ы ХЫ

Данная формула приводит нормально-отрицательные показатели к нормально-положительному виду, что позволяет суммировать множество разнонаправленных показателей в единый интегральный индекс КСО1ксоб.

Например, расчетно-аналитические материалы позволяют констатировать факт, согласно которому на сегодняшний день социальный PR Челябинского филиала выступает как одна из функций управления учреждением, которая способствует продвижению необходимой информации во внешнюю среду. И положительная статистика роста узнаваемости бренда говорит о том, что репутация и имидж Челябинского филиала - это

ХЫ

1)хГ/

(2)

рост социальной ответственности вуза (в долях единицы или процентных пунктах) по отношению к предыдущему году, а отрицательные значения - на снижение социальной ответственности по отношению к базовому году.

Тогда формула (2) для расчета индекса социальной ответственности вуза принимает следующий вид:

« Уя? (3)

м + У (1 ~—)хт

I 4 VI,,

г=т-1

ХЫ

профессиональное использование PR-рычагов в общих стратегических задачах вуза. При этом практика реализации образовательных проектов показывает востребованность и необходимость дальнейшего развития и практического применения данных позиций для углубления вопроса о роли и значении социального пиара вузов в сфере продвижения социально значимых образовательных проектов.

Таким образом, функционирование образовательно-профессионального пространства как часть более широкой социокультурной системы - внутренней образовательно-профессиональной среды (образовательной системы) и внешней социальной среды (рынка труда и человече-

ских ресурсов, экономической политики, технологических изменений, общественной организации труда и др.) придает ей открытый характер, становится стимулом ее собственного развития.

Методика управления социальной ответственностью вузов по вопросам PR-продвижения социально значимых образовательных проектов заключается в приведении нормально-отрицательных показателей к нормально-положительному виду, что позволяет суммировать множество разнонаправленных показателей в единый интегральный индекс.

Обобщение и систематизация материала по вопросу управления социальной ответственностью вузов через PR-продвижение социально значимых образовательных проектов на примере имеющихся практик вузов позволит рассматривать его как расширение возможностей по взаимодействию с внешней средой.

Библиографический список:

1. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. - 2009. -Т. 2. - № 3. С. 17-34.

2. Братющенко С.В., Селиверстов В.Е. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики // Регион: Экономика и Социология. - 2010. - № 4. С. 189-206.

3. Варшавская Е.Я. О тенденциях развития паблик рилейшнз // Маркетинг. -2002. - № 5(66). С. 68-75

4. Вередюк О.В. Нормативное регулирование корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. - 2009. - № 2. С. 40-49.

5. Гонтарь Е.В. Социальные инвестиции как форма проявления корпоративной социальнойответственностибизнеса// Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета

им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). - 2008. - № 2. С. 13-21.

6. Лазарева ВН., Перевозова О.В. Проблемы реализации PR-технологий в государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждениях // Современные экономика и общество: научный взгляд молодых. Сборник статей и тезисов докладов XII международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. -2016. С. 273 - 276.

7. Львов Л.В. Образовательно-профессиональная среда как комплекс условий повышения эффективности проектируемой педагогической системы // Вестник ЧГПУ - №2. - 2014. С. 162-172.

8. Львов Л.В. Проблемы моделирования профессионально-образовательной деятельности опережающего уровня // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. -№1. С. 75-88.

9. Одегов Ю.Г. Актуальные вопросы корпоративной социальной ответственности бизнеса // Нормирование и оплата труда в промышленности. -2013. - № 2. С. 38-46.

10. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. - М.: Финпресс, 2000. - 229 с.

11. Перевозова О.В. Социальный PR как инновационный инструмент повышения конкурентоспособности образовательных учреждений // Взаимодействие вузов и предприятий как основа инновационного развития современной экономики: сборник научных статей. - 2016. С. 35 - 38.

12. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 2004. -336 с.

13. Реус А.Г., Зинченко А.П., Крайчин-ская С.Б. Управление знаниями в системе работ с персоналом корпорации. Корпоративная антропотехни-

ф

ш ч:

а. т 1= Р

СТ а.

со Ф а Ф т

т

2 _о

н о

:

ф

:

а с X _0 I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_0 ц

ф

н га т

:

СО

го а

ю

:

ф ш х

ш го

го ^ а

> о

ка. - М.: Альпина Паблишер, 2012. -158 с.

14. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. - М.: Юрайт. 2014. - 318 с.

15. Усынин М.В. Моделирование обеспечения продуктивного взаимодействия с внешней и внутренней средой вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - №3. С. 63-70.

16. Холин Е.И. Анализ причин возникновения PR-деятельности в системе российской государственной службы // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 10-1. С. 107-110.

Поступила 17.03.2017

Об авторах:

Перевозова Ольга Владимировна, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Россия, г. Челябинск, ул. Работниц, д. 58, каб. 12), кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, [email protected]

Львов Леонид Васильевич, доцент кафедры менеджмент, ЧОУВО «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, [email protected]

Для цитирования: Перевозова О.В., Львов Л.В. Управление ответственностью вуза через PR-продвижение социально значимых образовательных проектов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 1. С. 109-119. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-1-109-119

References:

1. Blagov Yu.E. The concept of corporate social responsibility and strategic management // Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta. - 2009. -T. 2. - No. 3. P. 17-34.

2. Bratushchenko S.V., Seliverstov V.E. Corporate social responsibility of business as an institution of public-private partnership and effective regional and social policy // Region: Ekonomika i Sotsiologiya. - 2010. - No. 4. P. 189-206.

3. Varshavskaya E.Ya. On the development trends of public relations // Marketing. - 2002. -No. 5 (66). C. 68-75.

4. Vereduk O.V. Normative regulation of corporate social responsibility // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2009. - № 2. P. 40-49.

5. Gontar E.V. Social investments as a form of manifestation of corporate social responsibility of business // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika S.P. Korolova. - 2008. - № 2. P. 13-21.

6. Lazareva V.N., Perevozova O.V. Problems of PR-technologies realization in state budget professional educational institutions // Modern economy and society: the scientific view of the young. Collection of articles and abstracts of the reports of the XII international scientific and practical conference of students, undergraduates and post-graduate students. - 2016. P. 273 - 276.

7. Lvov L.V. Educational and professional environment as a set of conditions for increasing the effectiveness of the projected pedagogical system // Vestnik CHGPU. - №2. - 2014. P. 162-172.

8. Lvov L.V. Problems of modeling professional and educational activities advanced level // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - №1. P. 75-88.

9. Odegov, Yu.G. Actual issues of corporate social responsibility of business // Normirovaniye i oplata truda v promyshlennosti. - 2013. - № 2. P. 38-46.

10. Pashentsev E.N. Public relations: from business to politics. Moscow, Finpress, 2000. -229 p.

11. Perevozova O.V. Social PR as an innovative tool to improve the competitiveness of educational institutions // The interaction of universities and enterprises as the basis for innovative development of modern economy: a collection of scientific articles. - 2016. P. 35-38.

12. Pocheptsov G.G. Public relations, or how to successfully manage public opinion. Moscow, Center, 2004. - 336 p.

13. Reus A.G., Zinchenko A.P., Krajchinskaya S.B. Knowledge management in the system of work with the personnel of the corporation. Corporate anthropotechnics. Moscow, Alpina Pablisher, 2012. - 158 p.

14. Sinyayeva I.M. Public relations in commercial activities. Moscow. Yurayt. 2014. - 318 p.

15. Usynin M.V. Modeling ensure productive interaction with the external and internal environment of high school // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2016. - № 3. P. 63-70.

16. Kholin E.I. Analysis of the causes of the emergence of PR-activity in the Russian public service // Novaya nauka: Teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad. - 2016. - No. 10-1. P. 107-110.

About the authors:

Perevozova Olga Vladimirovna, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Financial University by the Government of the Russian Federation, Chelyabinsk branch (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Education)Associate Professor, [email protected]

Lvov Leonid Vasilievich, associate Professor of Department of management, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, Professor RAE, [email protected]

For citation: Perevozova O.V., Lvov L.V. Management responsibility of the university through public relations promotion of socially important educational projects // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. No. - 1. P. 109-119. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-1-109-119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.