УДК 75.031
ББК 65:8
Шакуто Елена Александровна
соискатель
кафедра социальной педагогики и теологии Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Shakuto Elena Aleksandrovna applicant
the Department of social pedagogy and theology Russian state professional pedagogical University Ekaterinburg gd-buharova@yandex.ru
Управление научно-методической деятельностью педагогов на основе проектно-целевого подхода Management of scientific-methodical work of teachers on the basis of project-oriented approach
В статье рассматривается управление научно-методической деятельностью педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования на основе проектно-целевого подхода. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, на наш взгляд, декларирует принципиально новые для всех субъектов образовательного процесса цели, задачи и планируемые результаты в научнометодической деятельности, обеспечивающей качество организации образовательного процесса в колледже.
The article considers the management of scientific-methodical work of teachers of educational institutions of secondary vocational education on the basis of project-oriented approach. Implementation of the Federal state educational standard of secondary professional education, in our opinion, declares fundamentally new for all subjects of educational process goals, objectives and planned results in scientific-methodical activity, ensuring the quality of the educational process in the College.
Ключевые слова: управление, научно-методическая деятельность, проектно-целевой подход, направленность, педагогическая мобильность, профессиональная рефлексия, системный, деятельностный, аксиологический подход.
Key words: management, scientific-methodical activity, project-oriented approach, orientation, educational mobility, professional reflection, system, activity, ax-iological approach.
Необходимость общества в высококвалифицированных педагогах, обладающих социально-профессиональной компетентностью в области управления научно-методической деятельностью, вызвана, социокультурными переменами, которые являются характерной особенностью современной России. Вхождение
России в Болонский процесс существенно влияет на цели и задачи как высшего, так и среднего профессионального образования (СПО). В новых социальноэкономических условиях педагоги и руководители образовательных организаций СПО должны быть конкурентоспособными, то есть обладать такими базовыми компетенциями, которые способствовали бы развитию Российского образования, повышению его престижности на мировом уровне. Эти перемены обуславливают пересмотр системы управления научно-методической деятельностью педагогов в колледжах с учетом инновационных методологических подходов, одним из которых является проектно-целевой подход.
Проектно-целевой подход к управлению научно-методической деятельностью педагогов образовательных организаций мы рассматриваем как совокупность концептуальных идей, обеспечивающих достижение конкретных целей в иерархии проектов, а также повышение уровня социально-профессиональной компетентности педагогов, их профессионально значимых качеств: направленности, профессиональной рефлексии, педагогической мобильности. На современном этапе развития профессиональная школа переходит от знаниевого, гностического подхода к новому - проектно-целевому. Проектно-целевой подход предполагает: структуризацию системы управления научно-методической деятельностью педагогов, определение целей и планируемых результатов деятельности, организацию деятельности всего педагогического коллектива на достижение поставленных задач, реализацию проектов на всех уровнях: образовательной программы, программы учебной дисциплины, профессионального модуля. Современное целеполагание означает, что знания из основной цели образования переходят в средство развития личности, это и обусловливает проектно-целевой подход к управлению научно-методической деятельности педагогов.
Методологической основой проектно-целевого подхода являются принципы проективности, открытости и креативности. Принцип проективности означает, что сами подходы к инновационной деятельности в самой образова-
тельной организации должны стать инновационными для всех субъектов образовательного процесса. Традиционные подходы в современных условиях не способны быстро реагировать на изменения в обществе, что значительно снижает качество обучения и образования в целом. Осознавая скорость развития системы образования и управления необходимо разрабатывать проекты, адекватные требованиям и изменениям в обществе, экономике и т.д. Проекты педагогов уже сегодня должны ориентироваться на будущее - на устойчивое эволюционирование среднего профессионального образования. Именно этот принцип отражает сущность современного подхода к управлению научнометодической деятельностью в колледже.
Принцип открытости мы понимаем, как стратегическое (долговременное) направление в управлении научно-методической деятельностью, затрагивающее профессионально-педагогические интересы и мотивы каждого педагога. Реализация данного принципа предполагает достижение согласия, взаимопонимания на основе которого педагоги берут на себя ответственность по продвижению инновационных процессов в образовательной организации, что обеспечит конкурентоспособность и конструктивные отношения всех субъектов в системе управления научно-методической деятельностью и качество подготовки выпускников.
Принцип креативности направлен на реализацию принципиально новых научно-обоснованных продуктов научно-методической деятельности педагогов, творческий подход к достижению целей и задач. Существуют различные подходы к определению креативности, и чаще всего творческость отождествляют с интеллектуальной одаренностью педагогов. В основе креативности выделен личностный подход, в рамках которого исследуются мотивационные качества и профессионально значимые качества личности педагога [3].
Инновация проектно-целевого подхода в управлении научнометодической деятельностью заключается в интеграции системного, деятельностного, аксиологического подходов, переосмыслении научно-методической
деятельности всего педагогического коллектива, структурированной на основе иерархии образовательных проектов. Управление на основе проектно-целевого обеспечивает организацию научно-методической деятельности в соответствии с заданной целью. Цель научно-методической деятельности - систематическое повышение уровня социально-профессиональной компетентности педагогов и обучающихся, внедрение в образовательный процесс инновационных научнометодических разработок, проектов, обеспечивающих качество реализации ФГОС и подготовки выпускников СПО. Поэтому все большую актуальность приобретает работа по созданию организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное управление научно-методической деятельностью педагогов образовательных организаций. Прежде всего - это разработка и реализация системы управления научно-методической деятельностью педагогов на основе проектно-целевого подхода; формировании целенаправленной мотивации педагогов к научно-методической деятельности; организации повышения квалификации педагогов по научно-методической деятельности. Под управлением мы понимаем процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей в научно-методической деятельности, главной из которых является систематическое повышение уровня социальнопрофессиональной компетентности педагогов и обучающихся, внедрение в образовательный процесс инновационных научно-методических разработок, обеспечивающих качество реализации ФГОС и подготовки выпускников СПО.
Научно-методическая деятельность - сфера профессиональнопедагогической деятельности педагога, обеспечивающая формирование нового знания об образовательном процессе, результатом которого является творческий уровень научно-методической компетенции педагога, включающий знания, умения, профессионально значимые качества, а также разработки и внедрение собственной научно-методической продукции в образовательный процесс колледжа, именно такое понимание ключевой категории определяет успешную деятельность педагога. Управление научно-методической деятельностью педагогов в
колледже процесс динамичный и сложный, так как сегодня профессиональную деятельность осуществляют педагоги, которым необходимо перестроиться на инновационные методы общения с обучающимися. Качество самого образовательного процесса будет зависеть от грамотного подбора педагогических кадров, верно выбранных направлений и целей научно-методической деятельности педагогов, которые должны быть смартированы, а значит, быть реальными, ди-агностичными, достижимыми, четко сформулированными, то есть понятными и принятыми всеми субъектами образовательного процесса. В целях достижения качества реализации ФГОС СПО, качества обучения и воспитания студентов, научно-методической деятельности педагогов, повышения уровня профессиональной компетентности и мастерства в педагогическом колледже созданы структуры, объединяющие преподавателей, социальных партнеров, работодателей и других сотрудников колледжа (педагогический, научно-методический, административный советы, совет по делам студентов, кафедры и др.).
В диссертационном исследовании мы разработали комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность управления научно-методической деятельностью на основе проектно-целевого подхода.
Первое условие - система управления научно-методической деятельностью педагогов. Анализ современного состояния управления научнометодической деятельностью педагогов показал необходимость внедрения в образовательный процесс проектно-целевого подхода. Управление мы рассматриваем как - целенаправленную работу администрации колледжа по организации, планированию, мотивации, контролю, обеспечивающих эффективность научно-методической деятельности педагогов. При построении структурной модели управления мы опирались на следующие положения:
- повышение эффективности научно-методической деятельности достигается через системное управление этим процессом;
- реализация принципов структурно-функциональной модели управления обеспечивает четкость прямых и обратных связей между всеми субъектами образовательного процесса.
Второе условие - целенаправленная мотивация педагогов к научнометодической деятельности. Мотивационная составляющая нашего исследования разработана на основе концепции двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга. Удовлетворенность и неудовлетворенность любой деятельностью вызываются различными факторами. В первую очередь мы выявили и устранили, фактор неудовлетворенности педагогов в данном виде деятельности: это внутренние психологические проблемы: неуверенность и затруднения в разработке содержания и форм контроля в программах учебных дисциплин; сомнения в подборе диагностических материалов, направленных на выявление своих собственных достижений и достижений студентов, неуверенность в выборе инновационных форм организации учебной и внеучебной деятельности студентов, педагогических технологий, обеспечивающих качество реализации ФГОС СПО; снижение мотивации к научно-методической деятельности, что приводит к изменению уровня знаний, умений, профессиональной рефлексии, педагогической мобильности, направленности личности, самооценки. Данное условие обусловлено интенсивным характером организации научно-методической деятельности в профессиональных образовательных организациях и той возможностью, которая позволяет педагогам выстроить индивидуальный образовательный вектор саморазвития. Мы полагаем, что создавая положительную мотивацию к научно-методической деятельности уровень знаний, умений, профессионально значимых качеств педагогов существенно повысится.
Третье условие - комплекс мероприятий, обеспечивающий повышение уровня знаний, умений, мотивации, направленности личности, профессиональной рефлексии, педагогической мобильности. Основным средством достижения поставленной цели является программа повышения квалификации педагогов СПО. Программа рассчитана на 108 часов. Слушателями программы являются
педагоги колледжей. Результатом освоения программы является переход педагогов на более высокий уровень социально-профессиональной компетентности, профессионально-значимых качеств, а также разработанные и предъявленные в качестве продукта проекты: учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональные модули, разработанные фонды оценочных средств, тезисы докладов, научные публикации, проекты управленческой деятельности. Итогом работы преподавателей является защита проекта по освоенному модулю.
Управление научно-методической деятельностью педагогов в процессе выполнения проекта (рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля, квалификационного экзамена), мотивирует и стимулирует педагогов к критическому осмыслению предметного знания, выявлению и определению его практической значимости для изучения как конкретной дисциплины, так и всей образовательной программы. В процессе работы над созданием проекта рабочей программы педагог разрабатывает задания и измерительные материалы, необходимые для оценки общих и профессиональных компетенций студентов. Задача управления состоит в том, чтобы организовать деятельность педагогов и поддерживать их мотивацию на протяжении всего периода реализации проекта: от замысла до завершения его и способствовать их переходу на другой, более сложный уровень проектирования. Мы считаем, что необходимо создавать такие проблемные ситуации для педагогов в процессе формулирования целей, задач научно-методической деятельности, в разработке содержания проекта, чтобы педагог задумывался над проблемами:
- как достичь целей и задач в научно-методической деятельности?
- какие проекты актуальны для реализации ФГОС СПО?
- как научить студентов мыслить по-новому?;
- какие оценочные средства необходимо проектировать, чтобы оценивать общие и профессиональные компетенции. По завершении умственной деятельности полученное знание становится личным знанием педагога, проверенным в
реальных жизненных ситуациях. Формирование «живого знания» педагога -главная цель проектно-целевого подхода. Новое целеполагание, сущность которого заключается в определении статуса знаний, формирования личности, способной к саморазвитию, направленности, профессиональной рефлексии, педагогической мобильности.
Направленность - постоянный интерес к педагогической профессии; положительное, эмоциональное отношение к студентам, родителям. Устойчивое стремление к овладению новыми педагогическими компетенциями, умение преодолевать профессиональные затруднения в деятельности.
Профессиональная рефлексия - способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку; умение планировать анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность. Умение адекватно оценивать себя (самооценка) и понимать, как окружающие отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога.
Педагогическая мобильность рассматривается нами как готовность личности к оперативной смене сферы профессиональной деятельности, которая проявляется в активности и деятельностном интересе к профессиональной деятельности; адаптивность к различным видам профессиональной деятельности; настроенности на творческое отношение к выполняемой деятельности и как результат - самореализущаяся личность. Акцент в управлении научнометодической деятельностью педагогов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования направлен на педагога способного:
• проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий (соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности), а это означает, что он должен быть мобильным, обладать высоким уровнем направленности;
• осуществлять научно-методическую деятельность на основе инновационного проектно-целевого подхода (разработка рабочих программ учебных дисциплин, образовательных проектов и.т.д.);
• управлять проектами под «ключ» (разработка идей, продвижение проекта в образовательном учреждении, завершение проекта с конкретными результатами) и быть смотивированным на эту деятельность. [1]. Педагоги сумеют достичь высокого уровня результативности, если их мотивация (одно из условий), научно-методический потенциал, делегированный им уровень полномочий, профессиональные компетенции достаточны для выполнения поставленной цели, именно это положение, на наш взгляд, обеспечивает реализацию проектно-целевого подхода. Управление научно-методической деятельностью на основе проектно-целевого подхода позволяет:
• повысить уровень мотивации педагогов к научно-методической деятельности;
• построить индивидуальные образовательные траектории обучения студентов ;
• осуществить индивидуальный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно проектную деятельность студентов и педагогов в соответствии с их возможностями и способностями;
• задать вектор самообразования субъектов образовательного процесса;
• развивать творческий подход к профессиональной деятельности [2].
В условиях модернизации системы образования управление научнометодической деятельностью становится продуктивной формой совместной работы педагогов и администрации, построения инновационной системы управления научно-методической деятельностью в образовательной организации среднего профессионального образования.
Таким образом, проектно-целевой подход к управлению научнометодической деятельностью педагогов СПО, на наш взгляд, породил принципиально новые для всех субъектов образовательного процесса цели, задачи в научно-методической деятельности: разработка индивидуальных векторов развития и саморазвития; проектирование образовательной и информационной среды в колледже; проектирование рабочих учебных программ, модулей, образовательных проектов, направленных на формирование компетенций субъектов образования.
Библиографический список
1. Ибрагимов, Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. [Текст]. Монография.- Казань, 1998. - 324с.
2. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях [Текст]. / Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003. - 234с.
3. Масленникова, В.Ш. Основные принципы проектно-развивающего подхода к реализации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования (для работников системы профессионального образования). Информационно-методические материалы/ В.Ш. Масленникова [ и др.] -Казань: издательство «Данис», 2013 - 83с.
Bibliography
1. Ibragimov, GI forms of organization of education: theory, history, practice. [Text]. Monograph.- Kazan, 1998.
2. Ilyenko, L.P. the Theory and practice of methodological work in educational institutions [Text]. / L.P. Ilyenko. - M: ARKTY, 2003.
3. Maslennikova, WS Main principles of project-developmental approach to implementation of the educational process in the institutions of professional education for employees of the system of professional education). Information and methodical materials [Text]. / W.S. Maslennikova [ and other] - Kazan: publishing house "Danis", 2013 - 83 C get.