Научная статья на тему 'Проектирование основной профессиональной образовательной программы как форма повышения квалификации педагогов в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования'

Проектирование основной профессиональной образовательной программы как форма повышения квалификации педагогов в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УРОВНИ / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PEDAGOGICAL DESIGNING / LEVELS / THE BASIC DESIGN STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Т. Л.

В статье рассматриваются вопросы проектирования основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по подготавливаемым направлениям в образовательных учреждениях среднего и начального образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Рассмотрены особенности организации проектированием ОПОП, выделены уровни организационной структуры управления проектированием, основные этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровина Т. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF BASIC PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM AS A FORM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY AND PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION

In this paper, the design principal professional educational program (OPOP) established by a direction of the educational institutions of secondary and primary education to meet the requirements of the federal state educational standards of the new generation. The features of organization design OPOP, marked levels of the organizational structure of the design, the main stages.

Текст научной работы на тему «Проектирование основной профессиональной образовательной программы как форма повышения квалификации педагогов в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования»

ной работы по измерению параметров эффективности ресоциализации женщин-преступниц были приглашены компетентные эксперты: работники уголовно-исполнительной системы, административно-управленческий персонал пенитенциарного учреждения, начальники отрядов.

Эффективность МПЦУ оценивалась по формуле [1]:

Ипэ = ф1+2 ф2+3(фз+ ф4+ фб+ фб+ ф7+ фа+ фд+ фю+ фи+ ф12)/33,

где Ипэ - интегративный показатель эффективности ресоциализации женщин-преступниц по параметрам исполняющей программы, адекватной цели и задачам [2];

ф1 - психологическая готовность - обеспечение целевой ориентации сотрудников пенитенциарного учреждения в соответствии с содержанием и объемом совместной работы, формирование их ценностных ориентаций и психологического климата, осуществление воспитания и профессионального стимулирования их труда [3];

ф2 - технологическая подготовленность - обеспечение безупречной компетентности сотрудников пенитенциарного учреждения;

ф3 - формирование мотивационной готовности сотрудников исправительных учреждений и женщин-преступниц к ресоциализации;

ф4 - стимулирование самоактуализации женщин-

преступниц в процессе ресоциализации посредством подключения мотиваторов самопобуждения;

Библиографический список

ф5 - обеспечение познавательной деятельности женщин-преступниц;

ф6 - обеспечение повышения профессионализма сотрудников пенитенциарного учреждения и его реализации;

ф7 - разработка программы учебно-воспитательного процесса на основе государственных законодательных нормативных актов;

ф8 - организация учебного процесса по ресоциализации женщин-преступниц;

ф9 - обеспечение взаимодействия сотрудников исправительного учреждения и женщин-преступниц в процессе достижения генеральной цели;

ф10 - ориентация женщин-преступниц на самоанализ и самодиагностику;

ф11 - осуществление женщинами-преступницами планирования в достижении генеральной цели;

ф12 - осуществление женщинами-преступницами самоорганизации, самоконтроля и саморегулирования.

В результате проведенного эксперимента, значения показателя Ипэ в экспериментальных группах достигли оптимального уровня. Полученный интегративный показатель эффективности продемонстрировал перспективность использования новой технологии ресоциализации женщин-преступниц.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные позволяют утверждать, что управление ресоциализацией на основе мотивационного программно-целевого подхода является эффективным.

1. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. -Барнаул, 2010.

2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, 2007.

3. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-

методическое пособие. - Барнаул, 2009.

Bibliography

1. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya: monografiya. - Barnaul,

2010.

2. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - Barnaul, 2007.

3. Shalaev, I.K. Normih-obrazcih realizacii tekhnologicheskikh funkciyj MPCU kak bazovihe kompetencii sovremennogo upravlenca: uchebno-

metodicheskoe posobie. - Barnaul, 2009.

Статья поступила в редакцию 17.09.11

УДК 371.12

Dubrovina T.L. DESIGN OF BASIC PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM AS A FORM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY AND PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION. In this paper, the design principal professional educational program (OPOP) established by a direction of the educational institutions of secondary and primary education to meet the requirements of the federal state educational standards of the new generation. The features of organization design OPOP, marked levels of the organizational structure of the design, the main stages.

Key words: The basic professional educational program, federal state educational standards, pedagogical designing, levels, the basic design stages.

Т.Л. Дубровина, преп. профессионального цикла ГАОУ СПО ТО Тюменский колледж транспорта, аспирант ТОГИРРО, г. Тюмень, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗООАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы проектирования основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по подготавливаемым направлениям в образовательных учреждениях среднего и начального образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Рассмотрены особенности организации проектированием ОПОП, выделены уровни организационной структуры управления проектированием, основные этапы.

Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа, федеральные государственные образовательные стандарты, педагогическое проектирование, уровни, основные этапы проектирования.

Понятие «проектирование» пришло в педагогику из техни- философский словарь трактует данный термин как деятель-

ческого знания, где оно означало создание опережающей про- ность по созданию проектов. Исходя из этого определения,

екции того, что затем будет выполнено в реальности. Новейший можно сказать, что проектирование характеризуется двумя

моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем.

В соответствии с федеральным законом № 260 от 10 ноября 2009 года с 1 сентября 2011 года образовательные учреждения НПО и СПО обязаны перейти к реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), основанных на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения, которые трансформируют предмет стандартизации от минимума содержания к минимуму результата как набора компетенций (готовности и способности выполнять профессиональную деятельность). Новые образовательные стандарты коренным образом отличаются от предыдущих двух поколений стандартов: структурой, новым подходом - компетентностным и изменением содержания образования в рамках вариативной части стандарта с учетом требований работодателей, которые рассматриваются как участники образовательного процесса [1].

Проектирование оПОп ОУ СПО и НПО по подготавливаемым направлениям относится к сфере образовательного проектирования содержания профессионального образования. Субъектами проектирования являются администрация, методисты, педагоги, студенты образовательных учреждений, работодатели. Предметом проектирования становится содержание основной профессиональной программы по подготавливаемым специальностям и профессиям: рабочие учебные планы, календарные

графики, рабочие учебные программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, методическое обеспечение [2].

Педагогическому проектированию уделили внимание такие ученые как Н.Г. Алексеев, Б.М. Бим-Бад, Л.И. Гурье, М.П. Гор-чакова-Сибирская, И.А. Колесникова, В.Е. Родионов, О.Г. При-кот, А.М. Моисеев, Н.М. Сладкова, Г.Б. Корнетов, Ю.С. Мануйлов, В.А.Ясвин, И.Г. Шендрик, В.М. Степанов, Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова, В.А. Ченобытов. Методологические основы осмысления проектной деятельности педагога были заложены в системо-деятельностном подходе, основанным Г.П. Щедро-вицким и развиваемым О.И. Генисаретским,. Ю.В. и Н.В. Громыко, П.Г. Щедровицким и др.

Очевидно, что в процессе перехода на ФГОС нового поколения следовало ожидать депрофессионализацию кадров учреждений СПО и НПО [3, с. 20], связанную с принципиально новыми трудовыми функциями педагогов по проектированию учебно-программной документации при отсутствии примерной, подбору методов, приёмов, педагогических технологий деятельностного подхода для создания условий формирования и развития общих и профессиональных компетенций, их мониторингу, а также по организации образовательного процесса на учебном занятии. Кроме этого, анализ анкетирования педагогов выявил неоднозначное отношение к введению ФГОС нового поколения. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общие результаты опроса педагогов

№ п/п Вопрос Ответы % Примечание

1. Ваше отношение к содержанию федеральных государственных образовательных стандартов. А) положительное 46

Б) отрицательное

В)нейтральное 54

2. Считаете ли вы, что введение ФГОС нового поколения существенно изменить качество подготовки будущих рабочих и специалистов? А) да 46

Б) нет 54 Из них 62 % ответили, что не изменят содержание дисциплины или отношение к преподаванию её с 1.09.11 (введение ФГОС в обр. процесс)

3. Оцените организацию проектирования основной профессиональной программы в колледже за период с сентября 2010 г. по июнь 2011. А) 5 8

Б) 4 59

В) 3 25

Нет ответов 8

4. Как вы считаете, требуется ли изменить содержание вашей дисциплины с учетом требований ФГОС нового поколения? Б) да 50

А) нет 42

Нет ответа 8

5. Измените ли Вы свое отношению к преподаванию с сентября 2011 года? А) да 62

Б) нет 25

Нет ответа 13

Новые требования к результату образования потребуют профессионального развития административного аппарата и педагогического персонала, а также изменения подходов в управлении, преподавании, перестройки содержательной части образовательного процесса, технологий обучения и воспитания. Следовательно, для педагогов проектная деятельность по разработке рабочей документации в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения становится эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей среды и себя. При этом на каждом из этапов, как считает И.А. Колесникова, проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обуславливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности [2].

Особая роль и ответственность за своевременность перехода на новое поколение ОПОП СПО и НПО отводится директору колледжа, администрации. Именно им предстояло возглавить процесс проектирования нового поколения ОПОП и оказывать необходимую методическую и иную помощь всем преподавателям колледжа, задействованным в разработке основных профессиональных образовательных программ по подготавливаемым направлениям.

В организационной структуре управления проектированием ОПОП нового поколения нами были выделены следующие уровни:

1) руководитель проекта - заместитель директора по научно - методической работе колледжа;

2) группа управления проектом, ответственная за проектирование ОПОП в целом - руководители рабочих групп, сформированных по подготавливаемым укрупнённым группам специальностей и профессиям; неформальная рабочая группа, созданная для проверки содержания учебно-программной документации;

3) проектный коллектив - коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения, включающий всех пре-подавателей-предметников и других сотрудников колледжа, участие которых планировалось в реализации конкретного образовательного процесса по проектируемым ОПОП.

Успешность решения такой комплексной инновационной задачи, какой является проектирование ОПОП нового поколения, связана с эффективной организацией деятельности проектного коллектива, привлеченного к ее выполнению. Особенностями организации проектного коллектива ОУ СПО и НПО являются следующие:

1) относительно высокая численность членов коллектива (в пределах 30 человек по одной специальности подготовки), что значительно превышает норму управления и требует дробления данного коллектива на малые проектные группы;

2) разнородность (в состав проектного коллектива входят преподаватели разных циклов дисциплин), что актуализирует необходимость принятия единого тезауруса работ;

3) разноподчиненность (преподаватели разных методических (цикловых) комиссий), что предполагает необходимость

нормативного задания границ данного проектного коллектива (под руководством заместителя директора по научно - методической работе), а также целенаправленной работы по его сплочению [4].

Организация проектирования ОПОП базируется на нескольких принципах. Во-первых, преемственность с действующей ПрОП. Целесообразно максимальное использование всего нормативного и учебно-методического материала, наработанного в колледже за предыдущие годы подготовки по направлениям в соответствии с гОс СПО второго поколения. ОПОП не разрабатывается «с нуля», а «перенастраивается» в соответствии с компетентностным форматом ФГОС нового поколения.

Во-вторых, последовательность действий в проектировании основных программных документов ОПОП. Данный принцип сопряжен с предыдущим и обеспечивает «мягкое», непрерывное и преемственное развитие как ОПОП специальностей и профессий, так и самого проектного коллектива, осваивающего новую терминологию, новые подходы, а также осмысливающего имеющийся опыт «на новом эволюционном витке». Для реализации данного принципа планировалось постепенное повышение сложности работ: от «минимального формата» (матрица содержания ОПОП, пакет рабочих программ учебных дисциплин и практик, учебный план, календарный график учебного процесса, программа государственной (итоговой) аттестации выпускников), до «продвинутого формата» (включает более полный комплект программных документов) и далее к разработке документов и материалов методического обеспечения реализации ОПОП колледжа. Количество последовательных действий (версий) улучшений ОПОП зависит от приобретенного опыта и квалификации проектного коллектива.

В-третьих, «От простого к сложному» в освоении технологий проектирования. Данный принцип выступает поддерживающим по отношению к принципу последовательности действий и реализуется посредством постепенного освоения проектным коллективом подходов к проектированию основных программных документов ОПОП. Этот принцип был реализован, во-первых, посредством проведения в колледже серии обучающих и практических семинаров для всего педагогического коллектива, и, во-вторых, последовательным переходом от разработки ОПОП «минимального» формата к «продвинутому» формату.

И, наконец, Сопряженность проектирования основных программных документов ОПОП. Параллельно и во взаимодействии проектировались и будут проектироваться далее основные программные документы интегрирующего характера, обеспечивающие целостность ОПОП (Паспорта и программы формирования компетенций), и дисциплинарно-модульные программные документы ОПОП (рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик).

Основные этапы проектирования ОПОП.

1-й этап - подготовительный (ноябрь 2007 - май 2010 гг.)

1. Изучение проектов ФГОС нового поколения.

2. Знакомство с терминологическим полем ФГОС нового поколения.

3. Анализ требования ФГОС к условиям реализации ОПОП по подготавливаемым направлениям.

4. Формирование и утверждение команды управления проектом и проектного коллектива по специальностям и профессиям.

5. Определение объема проектных работ по созданию ОПОП на основе требований ФгОс СПО и НПО.

2-й этап - проектный (май 2010 - апрель 2011 гг.)

1. Обучение и консультирование разработчиков.

2. Разработка первой редакции ОПОП, реализующих требования ФГОС СПО, в составе: рабочий учебный план с определением видов и форм промежуточных аттестаций студентов,

календарный учебный график, распределение объема времени, отведенного на вариативную часть циклов ОПОП, определение порядка, объема производственной практики, распределения видов практики по курсам и семестрам.

3. Создание рабочих программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей.

3-й этап - завершающий (май - июнь 2011 г.)

Прохождение технической и содержательной экспертизы в Экспертном совете ДОН ТО, у работодателей.

Учебно-консультационное сопровождение проектирования ОПОП обеспечивалось комплексом мероприятий, инициированных администрацией и научно-методическим центром колледжа, направленным на поддержку проектирования программ в период с ноября 2007г. по июнь 2011г. Весь перечень проведенных мероприятий по организации проектирования ОПОП представлен в табл. 1 Любое проектирование предполагает работу команды, где под ее формированием понимается процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями данной команды. Команда в этом случае определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга, обеспечивающая синергетический эффект в ходе достижения поставленных целей.

В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте, к которым мы относим проектирование рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ОПОП, можно выделить, по крайней мере, три типа проектных команд.

1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта, создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла, где задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.

2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе представителей некоторых участников проекта и научно-методический, а также технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте ОПОП по ходу его осуществления.

3. Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.

Таким образом, проектирование как особый вид коллективной (командной) деятельности, в данном случае проектирование ОПОП, связано с изменениями культуры в организации, что невозможно без создания специальных механизмов, позволяющих мотивировать проведение работ в команде по эффективному использованию менеджмента знаний [5]. Это предполагает обмен полученными знаниями в коллективе с целью достижения синергетического эффекта, что требует особых способов мотивации и развития персонала. В этой связи менеджмент знаний может предоставить сотрудникам широкие возможности для повышения квалификации.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ деятельности по проектированию ОПОП по подготавливаемым направлениям и задачи на дальнейшую деятельность _____________________педагогического коллектива по реализации требований ФГОС нового поколения __________________

№ п/п Мероприятие Сроки Участники, ответственный Место проведения

I этап. Подготовительный.

1. Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога как основа повышения качества профессионального обучения». Ноябрь 2007 Тюменский колледж транспорта Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

2. Повышение качества профессиональной подготовки студентов на основе модульно-компетентностного подхода при разработке учебно - методических комплектов. Ноябрь 2008 г. Тюменский колледж транспорта Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

3. Маркетинговое исследование требований социальных партнеров к выпускникам колледжа. Сентябрь -ноябрь 2008 г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

Курсы повышения квалификации «Внедрение современных образовательных технологий (в том числе информационных) как условие для повышения качества образовательных услуг в ОУ НПО и СПО» 72 часа Февраль 2009 г. Председатель М(Ц)К ТОГИРРО

4. Педагогический совет «Федеральный государственный образовательный стандарт как основа повышения качества образования» Ноябрь 2009 г. Тюменский колледж транспорта Зам. по НМР. Тюменский колледж транспорта

5. Обучающий семинар «Модульная технология на уроках физики» 15.10.2009г. Председатель М(Ц)К, прошедший курсы повышения квалификации Тюменский колледж транспорта

6. Курсы повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса с использованием модульно-компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС нового поколения и профилированные программы общеобразовательной подготовки». 72 часа Февраль, апрель 2010г. Зам. директора по НМР, зам. директора по УР, методисты - 2 чел., председатели М(Ц)К ТОГИРРО

II этап. Проектный

7. Разработка функциональных карт с региональными требованиями работодателей к выпускникам колледжа по подготавливаемым направлениям совместно с социальными партнерами. Июнь 2010г. Руководители рабочих групп, зам. директора по УПР, НМР Тюменский колледж транспорта

8. Создание рабочих групп и назначение руководителей приказом директора колледжа по разработке оПоп Июнь 2010г. Руководители рабочих групп Тюменский колледж транспорта

9. План - график разработки ОПОП колледжа, утвержденный директором колледжа и согласованный ДОН ТО. Июнь 2010г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

10. Региональная учебно-методическая комиссия (РУМК) ДОН ТО по направлениям 19000 Транспортные средства, 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка. Состав РУМК: Транспортные средства - 26 Металлургия, машиностроение и металлообработка - 18 Приказ Департамента образования и науки 05 июля 2010 года № 522/ОД Руководитель РУМК -зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

11. Анализ соответствия кадров требованиям ФГОС. Обучение отдельных педагогов (Комольцева И.Л., Галай И.А.) Июнь 2010г Администрация Тюменский колледж транспорта

12. Обучающий семинар «Основы профессиональной педагогики» для педагогов колледжа 15.09.10г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

13. Практический семинар «Проектирование основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения» 24.09.10г. Зам. по НМР ТОГИРРО

14. Обучающий семинар «Компетентностный подход в разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей». 27-28.09.10г. Зам. по НМР ТОГИРРО

15. Практический семинар «Проектирование основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения» 29.09.10г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

16. Повышение квалификации педагогов (36 человек согласно квотам ДОН ТО, из них 15 по информационным технологиям). В течение 2010 года Зам. директора по НМР ТОГИРРО

17. Стажировка преподавателей спец. дисциплин, мастеров п/о на предприятиях города Тюмени. ( 4 человека) Июнь 2010г. Зам. директора по УПР ОАО «Сибнефте-маш», ЗАО «Таксомоторный парк», ЗАО «ПАТ».

18. Практический семинар «Федеральный государственный стандарт нового поколения: термины, содержание, требования». 06.10.10г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

19. Практический семинар «Требования к разработке рабочих учебных программ УД, МДК, ПМ ОПОП согласно требованиям ФГОС нового поколения». 13.10.10г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

20. Обучающий семинар «Разработка учебнопрограммной документации ОПОП на основе ФГОС» (повышение квалификации 32 часа). Группа 32 человека. Октябрь 2010 г. Региональный ресурсный центр развития профессионального образования Свердловской области., Тюменский колледж транспорта

зам. по НМР

21. Матрица содержания ОПОП на основе ФГОС Ноябрь 2010 г. Руководители рабочих групп Тюменский колледж транспорта

22. Очное заседание РУМК № 1 11.11.10г. Руководитель РУМК -зам. директора по НМР Институт инжиниринга

23. Очное заседание РУМК № 2 01.12.10г. Руководитель РУМК -зам. директора по НМР Тюменский колледж транспорта

24. Практический семинар «Разработка рабочих программ УД, МДК, ПМ ОПОП» 08.12.10г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

25. Разработка рабочих программ УД, МДК, ПМ педагогами колледжа. Декабрь 2010г. -март 2011 г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

26. Разработка рабочих учебных планов по подготавливаемым направлениям Декабрь 2010г. -март 2011 г. Зам. по НМР, методист Тюменский колледж транспорта

27. Очное заседание РУМК № 3 07.02.11г. Руководитель РУМК -зам. директора по НМР ТОГИРРО

28. Создание неформальной рабочей группы по проверке распределения часов в РУП Март 2011 г. Зам. по НМР, преподаватели Тюменский колледж транспорта

29. Очное заседание РУМК № 4 15.03.11 г. Руководитель РУМК -зам. директора по НМР Коммерческо-финансовый колледж

30. Приобретение учебной литературы 2010-2011 года в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В течение уч. года Директор, зав. библиотекой Тюменский колледж транспорта

III этап. Завершающий.

31. Техническая экспертиза ОПОП в Экспертном Совете ДОН ТО 01.04.11г., 10.06.11г., 17.06.11. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

32. Педагогический совет: «Мониторинг деятельности педагогов колледжа по разработке ОПОП по подготавливаемым направлениям в условиях перехода на ФГОС нового поколения. 09.06.11г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

33. Повышение квалификации педагогов (16 человек согласно квотам ДОН ТО, из них 5 по информационным технологиям) В течении 2011 года. Зам. по НМР ТОГИРРО

34. Техническая и содержательная экспертиза ОПОП по подготавливаемым направлениям внутри колледжа и согласование с работодателями. Июнь - сентябрь 2011 г. Зам. по НМР, методист, руководители рабочих групп Тюменский колледж транспорта

35. Разработка методического сопровождения ОпОп на основе ФГОС В течение 2011 -12 уч. года Зам. по НМР, методист Тюменский колледж транспорта

36. Разработка фонда оценочных средств (ФОС) УД, МДК, ПМ ОПОП Сентябрь -октябрь 2011 г. Зам. по НМР, методист, преподаватели, мастера п/о Тюменский колледж транспорта

37. Разработка критериев оценки сформированно-сти ОК, ПК. До декабря 2011 г. Зам. по НМР, методист Тюменский колледж транспорта

38. Организация и разработка методического сопровождения независимой оценки формирования ОК и ПК. До декабря 2011 г. Администрация, методист, работодатели Тюменский колледж транспорта

39. Анализ содержания рабочих учебных программ УД и их корректировка на основе содержания рабочих учебных программ ПМ. Сентябрь 2011 г. Педагоги колледжа, Председатели М(Ц)К, методист, зам. по НМР. Тюменский колледж транспорта

40. Анализ содержания рабочих учебных программ и планов по результатам внедрения в образовательный процесс До апреля 2012 г. Педагоги колледжа, Председатели М(Ц)К, методист, зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

41. Анализ содержания рабочих учебных программ УД, МДК, ПМ и их корректировка на основе примерных программ ФИРО (при наличии). По мере необходимости Педагоги колледжа Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

42. Техническая и содержательная экспертиза рабочих программ УД, МДК, ПМ на основе ФГОС с учетом внесенных изменений Апрель -июнь 2012г. Зам. по НМР Тюменский колледж транспорта

Библиографический список

1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по различным специальностям, утвержденные Министерством образования РФ 2010 г.

2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М., 2008.

3. Ленская, Е.А. Компетентностный подход в подготовке и переподготовке педагогов // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Материалы 10-й научн.-практ. конф. - Красноярск, 2004.

4. Подосенов, О. В. Подготовка руководящих и педагогических работников колледжа к реализации требований ФГОС СПО. / О. В. Подосенов, Н.Г. Пундикова. - Сыктывкар, 2010.

5. Махова, Ю.В. Образовательные стандарты нового поколения как фактор повышения квалификации преподавателей // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 2.

Bibliografiсheskij spisok

1. Federaljnihe доз^агв^ептИе 0Ьга20Уа1е!]п1Ье 81а^агИЬ вге^едо ргОевзюпаУподо оЬгаиоуатуа ро гаиИсЬтЬт зрес1аУпоз1уат, utverzhdennihe М1п1з1ег81уот obrazovaniya RF 2010 д.

2. Kolesnikova, I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie / I.A. Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskaya. - M., 2008.

3. Lenskaya, E.A. Kompetentnostnihyj podkhod v podgotovke i perepodgotovke pedagogov // Pedagogika razvitiya: klyuchevihe kompetentnosti i ikh stanovlenie. Materialih 10-yj nauchn.-prakt. konf. - Krasnoyarsk, 2004.

4. Podosenov, O.V. Podgotovka rukovodyathikh i pedagogicheskikh rabotnikov kolledzha k realizacii trebovaniyj FGOS SPO. / O.V. Podosenov, N.G. Pundikova. - Sihktihvkar, 2010.

5. Makhova, Yu.V. Obrazovateljnihe standartih novogo pokoleniya kak faktor povihsheniya kvalifikacii prepodavateleyj // Srednee professionaljnoe obrazovanie. - 2011. - № 2.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 378.04

Dyagileva V.V. DIVERSIFICATION OF EDUCATIONAL SERVICES AS THE FACTOR OF FORMATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL REQUIREMENTS OF STUDENTS OF HIGH EDUCATION. The questions of formation of individual educational requirements of students of high school are considered in the article, the essence of concept «educational service» is revealed, necessity of the diversification of educational services as factor of formation of individual requirements of students is proved.

Key words: a diversification, educational services, individual educational requirements.

В.В. Дягилева, аспирант Тюменского областного государственного института развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail: [email protected]

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы формирования индивидуальных образовательных потребностей студентов вуза, раскрыта сущность понятия «образовательная услуга», обоснована необходимость диверсификации образовательных услуг как фактора формирования индивидуальных потребностей студентов.

Ключевые слова: диверсификация, образовательные услуги, индивидуальные образовательные потребности.

Формирование индивидуальных образовательных потребностей студентов является результатом комплексного взаимодействия многих факторов, не придавать значения которым система высшего профессионального образования как социальный институт, не вправе. Образовательный процесс в вузе (взаимодействие преподавателей и студентов в информационной, технической, интеллектуальной, творческой и др. среде) есть, прежде всего, процесс удовлетворения образовательных потребностей молодежи в обеспечении достойного будущего для себя и для общества. Диапазон факторов формирования индивидуальных образовательных потребностей велик и характеризуется разнонаправленными интересами и ценностями преподавателей, студентов, родителей, социально-экономической среды.

Потребность трактуется как физиологическое или психологическое ощущения недостатка в чем-то или в ком-то, убеждение в том, что чего-то или кого-то недостает. Потребности делятся на первичные и вторичные. Первичные потребности имеют физиологический характер и, как правило, врожденные, генетические, заложенные природой. Без их реализации человек не может существовать (пища, сон, наличие приюта и пр.). Они почти одинаковые, общие для разных людей. Вторичные потребности психологического происхождения. Они имеют четко выраженный индивидуальный характер. Каждый человек имеет свои, присущие лишь ему моральные качества, запросы, индивидуальные признаки, которые приобретаются с опытом (потребности в общении, контакте, дружбе, уважении; стремления и возможности их реализации).

Образовательная потребность представляет собой обусловленное социокультурными детерминантами активнодеятельностное отношение социального субъекта к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации.

На групповом и социетальном уровнях потребность в образовании реализует функции социального развития групп, социальных общностей, всего общества; повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом; институционализации непрерывного образования; формирования субкультуры социальной группы, общности; средства социокультурной динамики; трансляции культурного наследия и социального опыта поколений; формирования информационного пространства социума; формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества; самоидентификации социальных групп; воспроизводства социальных групп и института профессии; изменения характера общественного труда, повышения его эффективности; регуляции процессов социальной мобильности; адаптации социальных

групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Образовательные потребности предполагают необходимость рассмотрения процесса индивидуализации личности. Индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию. Необходимым условием индивидуализации является формирование индивидуальной позиции каждого студента относительно избранной профессии, а также способности к самоанализу, мотивации и рефлексии.

Индивидуализация подготовки будущего специалиста в вузе представляет собой динамический, интериоризированный личностью процесс профессионального взаимодействия, адекватный как индивидуально-образовательному потенциалу студента, так и системе социальных ценностей, требований и целей, который обеспечивает овладение способами познания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

Как отмечает Бурлакова Т.В. [1], тенденция внешней индивидуализации касается реализации идей вариативности и характеризуется совокупностью положений, определяющих способность системы образования предоставлять студентам многообразие полноценных, привлекательных вариантов образовательных траекторий, учитывающих интересы и потребности студентов и специфику будущей специальности. Данная тенденция реализуется посредством расширения спектра образовательных услуг, диверсификации и обновления профессиональной подготовки с учетом индивидуализированных технологий; создания и развития моделей индивидуализации образования, разработки вариативных образовательных программ; конструирования различий в содержании учебных программ и уровне их усвоения; создания системы поддержки студентов при движении по образовательной траектории.

Диверсификация предполагает одновременное внедрение нескольких или многих невзаимосвязанных продуктов. Диверсификация в образовании может осуществляться в двух формах: горизонтальной, когда происходит одновременное предложение образовательных услуг по многим учебным направлениям, специальностям и специализациям, и вертикальной, предполагающей развитие различных видов образовательных услуг, что в большей степени характерно для сферы дополнительного образования.

Сейчас все чаще вузы рассматриваются как производители образовательных услуг, поэтому, по законам рыночной экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.