Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РОССИЮ'

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РОССИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / регион / социально-экономическое развитие / санкции / competitiveness / region / socio-economic development / sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л В. Парахина, Х М. Мусаева

Актуальность проблем управления конкурентоспособностью региона в условиях санкционного давления на Россию заключается в том, что в настоящее время конкуренция между ними усиливается как на национальном, так и на международном уровнях. Регионы России, обладая отличными друг от друга природными, трудовыми, финансовыми, информационными, институциональными и иными ресурсами, возможностями их использования, конкурируют друг с другом за отечественные и иностранные инвестиции, инновации, за привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, за субсидии, трансферты федерального бюджета и за другие источники устойчивого регионального развития. В статье определены методические и практические аспекты оценки конкурентоспособности как составляющей экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF REGIONAL COMPETITIVENESS UNDER SANCTIONS PRESSURE ON RUSSIA

The relevance of the problems of regional competitiveness management under the sanctions pressure on Russia lies in the fact that nowadays the competition between them is increasing both at the national and international levels. The regions of Russia, having different natural, labor, financial, informational, institutional and other resources, possibilities of their use, compete with each other for domestic and foreign investments, innovations, for attracting highly qualified specialists to the region, for subsidies, federal budget transfers and other sources of sustainable regional development. The article defines the methodological and practical aspects of assessing competitiveness as a component of the economic security of the region.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РОССИЮ»

DOI: 10.24412/2687-0991-2022-9-3-87-91

EDN: OKNOYN

Л.В. Парахина - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, novila@mail.ru,

L.V. Parakhina - candidate of economic sciences, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel;

Х.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, bela_musaeva@mail.ru,

Kh.M. Musaeva - assistant lecturer of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny.

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РОССИЮ

MANAGEMENT OF REGIONAL COMPETITIVENESS UNDER SANCTIONS PRESSURE ON RUSSIA

Аннотация. Актуальность проблем управления конкурентоспособностью региона в условиях санкционного давления на Россию заключается в том, что в настоящее время конкуренция между ними усиливается как на национальном, так и на международном уровнях. Регионы России, обладая отличными друг от друга природными, трудовыми, финансовыми, информационными, институциональными и иными ресурсами, возможностями их использования, конкурируют друг с другом за отечественные и иностранные инвестиции, инновации, за привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, за субсидии, трансферты федерального бюджета и за другие источники устойчивого регионального развития. В статье определены методические и практические аспекты оценки конкурентоспособности как составляющей экономической безопасности региона.

Abstract. The relevance of the problems of regional competitiveness management under the sanctions pressure on Russia lies in the fact that nowadays the competition between them is increasing both at the national and international levels. The regions of Russia, having different natural, labor, financial, informational, institutional and other resources, possibilities of their use, compete with each other for domestic and foreign investments, innovations, for attracting highly qualified specialists to the region, for subsidies, federal budget transfers and other sources of sustainable regional development. The article defines the methodological and practical aspects of assessing competitiveness as a component of the economic security of the region.

Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, социально-экономическое развитие, санкции.

Keywords: competitiveness, region, socio-economic development, sanctions.

Конкурентоспособность региона определяется как способность региона противостоять другим регионам при решении тождественных задач, определяемых стремлением обладать теми же благами, ресурсами, занимать положение на национальном или мировом рынке в борьбе за наивысший по сравнению с другими регионами уровень экономического развития.

Конкурентоспособность региона не может зависеть только от одного фактора, например, природных ресурсов, - прежде всего это система, которая включает в себя совокупность элементов

В качестве источников в исследовании использованы труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные данной проблеме. В частности, вопросам конкурентоспособности регионов посвящены работы таких авторов, как Д.И. Кузьмин, А.А. Соколовский, Э.Б. Бабалян, Р.А, Фатхутди-нов, А.Д. Шадрина, А.С. Барабанов, А.В. Антохина и другие.

Конкурентоспособность регионов России выступает основным фактором их успеха в условиях глобализации. Конкурентоспособность российских регионов включает в себя не только конкурентные преимущества региональных экономических систем, составляющих единое экономическое пространство страны, но и влияние региональных систем на возможность государства, российского бизнеса конкурировать на мировом рынке капиталов, товаров, труда [2].

Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что чем выше уровень конкурентоспособности того или иного региона, тем прочнее его социально-экономическое положение в стране и мире, а, следовательно, высок уровень экономической безопасности. Представим на рисунке 1 цели конкурентоспособности региона. Для оценки и управления конкурентоспособностью региона необходимо определить критерии, факторы и показатели объекта конкурентоспособности.

Региональные особенности предопределяют совокупность угроз, которые негативно влияют на безопасность рассматриваемого субъекта РФ. В связи с этим система показателей обязательно должна раскрывать сущность региональной политики по обеспечению безопасности, а также соответствовать положениям Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

Рисунок 1 - Цели конкурентоспособности региона

Существует множество мнений исследователей по поводу сущности и состава показателей, которые могут быть использованы при формировании методического подхода к оценке экономической безопасности региона. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Джейкоб С. Хакер, Грегори А. Хубер, Ф. Ремм, М. Шлезингер, Р.Валлетта в рамках обеспечения экономической безопасности выделяют три фактора. К ним относятся потери в доходах домашних хозяйств, существенный рост расходов на жилье домашних хозяйств, а также достаточность благосостояния домашних хозяйств.

Швейцарские ученые обращают внимание на приоритетное положение человека в рамках достижения приемлемого уровня экономической безопасности [1]. В этом аспекте предлагается рассматривать такие элементы, как защищенность от болезней, защищенность от страха (удовлетворение экзистенциальной потребности человека), гарантия собственного развития (возможность получать образование и совершенствовать профессиональные навыки) и устойчивое уважение к себе (уровень бедности населения).

Основным критерием конкурентоспособности региона является производительность общественного труда и уровень благосостояния населения региона [4].

Факторы, влияющие на конкурентоспособность региона, классифицируются на внутренние и внешние; в отдельную группу выделяют институциональные факторы (рисунок 2).

Можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность региона и его конкурентоспособность находятся в постоянной взаимосвязи, но в то же время являются самостоятельными категориями и могут рассматриваться как отдельные показатели [5]. Чем более благоприятными являются условия экономической безопасности региона, тем выше конкурентоспособность предприятий и организаций данного региона; это в свою очередь способствует постоянному развитию регионов, а значит, и государства в целом.

Правительства всех стран предприняли национальные и субнациональные меры в ответ на кризис, вызванный пандемией COVID-19. Дифференцированные территориальные подходы в отношении политики, связанной с «масочным» режимом или изоляцией, финансовая поддержка бизнеса, домашних хозяйств и уязвимых групп населения перераспределили государственное финансирование на приоритетные направления борьбы с кризисом, в первую очередь - поддержку здравоохранения, МСП, уязвимых групп населения и пострадавших от кризиса регионов [11].

Кризисные явления 2020 года внесли отрицательные коррективы в экономические процессы и финансовые результаты регионов. На негативные последствия, вызванные остановкой или замедлением экономических процессов в базовых отраслях, наложился второй слой негативных факторов и угроз, имеющих внешний для региона характер. Это кризис мировых цен на нефть, после которого не произошло желаемого восстановления до безопасного и заложенного в макроэкономические прогнозы уровня, выход России из соглашения «ОПЕК+», очередная волна санкций и контрсанкций, которые в итоге привели к девальвации рубля и неконтролируемому росту потребительских цен на социально значимые товары и продовольствие [10].

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на конкурентоспособность региона

По мнению специалиста по социально-экономическому развитию российских регионов Натальи Зубаревич, наиболее пострадавшие от введения санкций против России отрасли и города оказались следующими [9]:

- Калужская область, известная сборочным автопроизводством, (в основном сборка автомобилей Volvo, BMW, Ford, Mercedes-Benz, Toyota и других). Экспорт из России приостановили в начале марта из-за нарушения логистических цепочек;

- Вологодская область, в которой находится компания «Северсталь» - в связис введением санкций против Алексея Мордашева - председателя совета директоров, у компании проблемы с экспортом;

- Белгородская область, город Старый Оскол, в котором под санкциями находится Алишер Усманов - основной акционер компании «Металлоинвест» (один из ведущих мировых производителей железорудной продукции), имеющей очень высокий спрос в мире;

- Челябинская область, где под санкциями Виктор Рашников - председатель совета директоров «Магнитогорского металлургического комбината».

Для оценки социально-экономического развития регионов Государственный комитет статистики России использует шесть групп показателей. К ним относятся социальные, экономические, финансовые, инвестиционные индикаторы, а также показатели, характеризующие сферу сельского хозяйства и результативность национальных преобразований. Такой набор показателей позволяет охарактеризовать прямое и косвенное воздействие на межгосударственные и межрегиональные связи России (например, потери рабочего времени, объем иностранных инвестиций, экспорт и импорт и др).

Важно отметить, что такой подход дает комплексное представление о социально-экономическом положении территории. Однако понятия «характеристика социально-экономического развития региона» и «экономическая безопасность» не являются идентичными [3].

Стоит отметить, что рассматриваемый набор показателей не в полном объеме отражает все сферы региональной экономики. При этом отсутствует обоснование механизма присвоения того или иного количества баллов, и пороговые значения показателей не определены. Это делает методический подход менее информативным с точки зрения интерпретации полученных результатов [6].

Анализ методических подходов показывает, что большинство исследователей акцентируют внимание на социальных и экономических показателях региона, которые характеризуют уровень экономической безопасности региона. Однако среди рассмотренных подходов наблюдаются и те, которые включают в себя показатели экологического, научно-технологического состояния региона, уровня криминогенной обстановки территории.

В научной литературе выделяются множество методических подходов к оценке экономической безопасности региона, каждый из которых включает в себя различные направления экономики территории [7.8]. Однако при их формировании исследователи решают ряд общих и важных задач. С одной стороны, выбор показателей, набор которых позволит комплексно охарактеризовать состояние защищенности экономики во всех сферах жизнедеятельности. С другой стороны, определение и обоснование пороговых значений отобранных индикаторов.

Таким образом, конкурентоспособность региона зависит от уровня конкурентоспособности предприятий и организаций, которые осуществляют свою деятельность на его территории. В свою очередь уровень конкурентоспособности предприятий и организаций зависит от социальных и экономических условий, которые способствуют формированию конкурентной среды.

Уровень конкурентоспособности региона зависит и от способности предприятий и организаций наиболее продуктивно использовать предоставленный им потенциал региона, а также все необходимые ресурсы, находящиеся в их распоряжении.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Развитие предпринимательства в условиях глобализации мирового рынка / И.Л. Авдеева, А.В. Бары-шев // В сборнике: Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. Труды II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 18-21.

2. Авдеева И.Л. Цифровая трансформация экономических систем: итоги и перспективы развития / И.Л. Авдеева // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 1. С. 226-239.

3. Аганбегян А.Г. Главная задача - возобновить устойчивый социально-экономический рост (интервью) / Аганбегян А.Г. // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. №2. С. 17-31.

4. Гараев О.Р. Концепция стратегического управления в деятельности экономических систем различного уровня / О.Р. Гараев, И.Л. Авдеева // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 53-58.

5. Головина Т.А. Публичное управление социально-экономическим развитием Арктической зоны на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства / Т.А. Головина, С.М. Сахарова // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 95-111.

6. Головина Т.А. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем / Т.А. Головина, А.В. Полянин, И.Л. Авдеева // Вестник Пермского университета. 2019. Т. 14. № 4. С. 551.

7. Головина Т.А. Роль управленческого анализа в реализации эффективного менеджмента / Т.А. Головина // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Экономика, управление, право, педагогика, психология. Сборник статей. Под общей редакцией Г.Н. Гужиной. Москва, 2021. С. 136-139.

8. Головина Т.А. Тенденции современного менеджмента организаций в конкурентоспособной среде / Т.А. Головина, М.И. Белокурова, П. Абраев //В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 59-67.

9. Зубаревич Н. Ресурсы государства не бесконечны: Наталья Зубаревич о сценариях развития экономики / Н. Зуба-ревич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/rubriki-kanaly/video/460915-resursy-gosudarstva-ne-beskonecny-natal-a-zubarevic-o-scenariah-razvitia-ekonomiki

10. Кожумратова А.К. Реализация государственной политики в экономической и социальной сферах в условиях пандемии COVID-19 / А.К. Кожумратова // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. №2. С. 45-55.

11. Меркулов П.А. Социальные трансформации системы взаимодействия «общество и государство» в условиях пандемии COVID-19 / П.А. Меркулов, А.В. Кустова А.В. // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. №2. С. 32-44.

12. Сапунова, Т. А. Анализ инфляционных процессов в России в условиях экономических санкций / Т. А. Сапунова, А. В. Сапунов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 40(2). - С. 251-254.

References:

1. Avdeeva I.L. Development of entrepreneurship in the globalization of the world market / I.L. Avdeeva, A.V. Baryshev // In the collection: Digital region: experience, competencies, projects. Proceedings of the II International scientific-practical conference. 2019. С. 18-21.

2. Avdeeva I.L. Digital transformation of economic systems: results and prospects for development / I.L. Avdeeva // Sredne-russky vestnik of social sciences. 2021. Т. 16. № 1. С. 226-239.

3. Aganbegyan A.G. The main task is to resume sustainable socio-economic growth (interview) / Aganbegyan A.G. // Sredne-russky Vestnik of Social Sciences. 2021. Т. 16. №2. С. 17-31.

4. Garaev, O.R. The concept of strategic management in the activities of economic systems of various levels / O.R. Garaev, I.L. Avdeeva // In the collection: Modern trends in management and public administration. Materials of the All-Russian full-time scientific-practical conference. 2021. С. 53-58.

5. Golovina T.A. Public management of socio-economic development of the Arctic zone on the principles of public-private and municipal-private partnership / T.A. Golovina, S.M. Sakharova // Srednerussky Vestnik of Social Sciences. 2021. Т. 16. № 2. С. 95-111.

6. Golovina T.A. Development of digital platforms as a factor in the competitiveness of modern economic systems / T.A. Golovina, A.V. Polyanin, I.L. Avdeeva // Vestnik of Perm University. 2019. Т. 14. № 4. С. 551.

7. Golovina T.A. The role of managerial analysis in the implementation of effective management / T.A. Golovina // In the collection: Actual issues of modern science. Economics, management, law, pedagogy, psychology. Collection of articles. Under the editorship of G.N. Guzhina. Moscow, 2021. С. 136-139.

8. Golovina T.A. Trends of Modern Management of Organizations in a Competitive Environment / T.A. Golovina, M.I. Belokurova, P. Abraev // In the collection: Modern Trends in Management and Public Administration. Materials of the All-Russian full-time scientific-practical conference. 2021. С. 59-67.

9. Zubarevich N. State resources are not infinite: Natalia Zubarevich on the scenarios of economic development / N. Zubare-vich [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.forbes.ru/rubriki-kanaly/video/460915-resursy-gosudarstva-ne-beskonecny-natal-a-zubarevic-o-scenariah-razvitia-ekonomiki

10. Kozhumratova A.K. Implementation of state policy in economic and social spheres in the conditions of the COVID-19 pandemic / A.K. Kozhumratova // Srednerussky vestnik of social sciences. 2021. Т. 16. №2. С. 45-55.

11. Merkulov P.A. Social transformations of the system of interaction "society and state" in conditions of COVID-19 pandemic / P.A. Merkulov, A.V. Kustova A.V. // Srednerussky vestnik of social sciences. 2021. Т. 16. №2. С. 32-44.

12. Sapunova, T. A. Analysis of inflationary processes in Russia under economic sanctions / T. A. Sapunova, A. V. Sapunov // Natural Humanitarian Studies. - 2022. - No. 40(2). - S. 251-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.