Научная статья на тему 'Современное состояние информационно-коммуникационных технологий в России'

Современное состояние информационно-коммуникационных технологий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1154
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / информационное общество / конкурентные преимущества / кластеры / кластерные проекты / information and communication technologies / information society / competitive advantages / clusters / cluster projects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р А. Марков

В современных условиях неотъемлемой частью повседневной жизни общества стали коммуникации и поиск информации с помощью сети «Интернет». Информационные технологии расширяют возможности для повышения эффективности бизнеса, качества государственного управления и условий жизни граждан. Спектр применения ИКТ весьма широк, данная сфера обладает высоким потенциалом для интенсивного развития. ИКТ выступают платформой инновационного роста, трансформации общества и основой формирования нового типа экономики. В статье анализируется современное состояние сферы информационно-коммуникационных технологий в России, проводится сопоставление с другими государствами. Акцентируется внимание на значимости ИКТ для бизнеса, расширении мер государственной поддержки данной сферы. Эффективным инструментом развития ИТ отрасли, успешно зарекомендовавшим себя на практике, является формирование кластер-ных объединений организаций, которые позволяют максимально расширить возможности участников кластерных структур, снизить издержки и обеспечить более интенсивную коммуникацию с образовательными, научными учреждениями и органами власти. Авторами проанализировано современное состояние процессов кластеризации в данной отрасли на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN RUSSIA

In modern conditions, communication and information retrieval via the Internet have become an integral part of the daily life of society. Information technology expands opportunities to improve business efficiency, the quality of public administration and the living conditions of citizens. The range of ICT applications is very wide, this area has high potential for intensive development. ICTs act as a platform for innovative growth, transformation of society and the basis for the formation of a new type of economy. The article analyzes the current state of the field of information and communication technologies in Russia, compares it with other states. Attention is focused on the importance of ICT for business, the expansion of government support measures in this area. An effective tool for the development of the IT industry, which has successfully proven itself in practice, is the formation of cluster associations of organizations that can maximize the capabilities of participants in cluster structures, reduce costs and provide more intensive communication with educational, scientific institutions and authorities. The authors analyzed the current state of clustering processes in this industry in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние информационно-коммуникационных технологий в России»

Сложность в восприятии рассматриваемых нормативно-правовых актов усугубляется ещё и тем обстоятельством, что рассматриваемые отношения являются межотраслевыми, и сочетают в себе положения как норм, так и доктрин из различных отраслей права.

Учитывая важность успешной внешнеторговой деятельности РФ, для повышения её качества, законодателю необходимо структурировать обозначенный массив,

ВУЗах на экономических направлениях дисциплину «Правовое регулирование экономической деятельности» преподавать не на первом курсе, а на втором, параллельно с дисциплиной «Мировая экономика и международные экономические отношения», причем включить в Программу дисциплины раздел «Законодательство в сфере международных экономических отношений» Это позволит дать студентам углублённые знания в области законов, регулирующих внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность РФ в целом.

Источники:

1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeun-ion.org/, 12.04.2017.

3. Конвенция о защите прав инвестора (заключена в г. Москве 28.03.1997) // Вестник ВАС РФ. № 8. 1997.

4. Хартия экономических прав и обязанностей государств (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 135 - 145.

5. Конвенция Организации Объединенных Наций о международных переводных векселях и международных простых векселях (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1988) // Международное частное право в документах. Сборник нормативных актов. Т. I.- М.: Юристъ, 1996. С. 66 - 101.

6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

7. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) // Вестник ВАС РФ. № 1. 1994.

References:

1. Agreement on the Customs code of the Eurasian economic Union / / Official website of the Eurasian economic Union http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

2. Customs code of the Eurasian economic Union (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic Union) / / Official website of the Eurasian economic Union http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

3. Convention on protection of investor's rights (concluded in Moscow on 28.03.1997) // The Bulletin YOU the Russian Federation. No. 8. 1997.

4. The Charter of economic rights and obligations of States (Adopted 12.12.1974 by Resolution 3281 (XXIX) at the 2315th plenary session of the 29th session of the UN General Assembly) / / Current international law. Vol. 3.-Moscow: Moscow independent Institute of international law, 1997.P. 135-145.

5. United Nations Convention on international bills of exchange and international promissory notes (Concluded in new York on 09.12.1988) / / private International law in documents. Collection of normative acts. T. I.-M.: Yurist, 1996. Pp. 66-101.

6. Convention on legal assistance and legal relations in civil, family and criminal cases (Concluded in Minsk on 22.01.1993) / / Collection of legislation of the Russian Federation. 1995. no. 17. St.1472.

7. United Nations Convention on contracts for the international sale of goods (Concluded in Vienna on 11.04.1980) // The Bulletin YOU the Russian Federation. No. 1. 1994.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10260

Р.А. Марков - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

R.A. Markov - Postgraduate Student, Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - Branch of RANEPA.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ CURRENT STATE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN RUSSIA

Аннотация. В современных условиях неотъемлемой частью повседневной жизни общества стали коммуникации и поиск информации с помощью сети «Интернет». Информационные технологии расширяют возможности для повышения эффективности бизнеса, качества государственного управления и условий жизни граждан. Спектр применения ИКТ весьма широк, данная сфера обладает высоким потенциалом для интенсивного развития. ИКТ выступают платформой инновационного роста, трансформации общества и основой формирования нового типа экономики. В статье анализируется современное состояние сферы информационно-коммуникационных технологий в России, проводится сопоставление с другими государствами. Акцентируется внимание на значимости ИКТ для бизнеса, расширении мер государственной поддержки данной сферы. Эффективным инструментом развития ИТ - отрасли, успешно зарекомендовавшим себя на практике, является формирование кластер-

ных объединений организаций, которые позволяют максимально расширить возможности участников кластерных структур, снизить издержки и обеспечить более интенсивную коммуникацию с образовательными, научными учреждениями и органами власти. Авторами проанализировано современное состояние процессов кластеризации в данной отрасли на территории РФ.

Abstract. In modern conditions, communication and information retrieval via the Internet have become an integral part of the daily life of society. Information technology expands opportunities to improve business efficiency, the quality of public administration and the living conditions of citizens. The range of ICT applications is very wide, this area has high potential for intensive development. ICTs act as a platform for innovative growth, transformation of society and the basis for the formation of a new type of economy. The article analyzes the current state of the field of information and communication technologies in Russia, compares it with other states. Attention is focused on the importance of ICT for business, the expansion of government support measures in this area. An effective tool for the development of the IT industry, which has successfully proven itself in practice, is the formation of cluster associations of organizations that can maximize the capabilities of participants in cluster structures, reduce costs and provide more intensive communication with educational, scientific institutions and authorities. The authors analyzed the current state of clustering processes in this industry in the Russian Federation.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, конкурентные преимущества, кластеры, кластерные проекты

Keywords: information and communication technologies, information society, competitive advantages, clusters, cluster projects

В современном мире успешное развитие государств неразрывно связано с активным использованием информационно-коммуникационных технологий. Они выступают основой кардинального изменения и стремительного развития общества. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии оказывают возрастающее влияние на различные области деятельности: политику, экономику, науку, образование, медицину, культуру и другие.

Признаки информационного общества

L L. L L L

Ориентация на знания

Виртуальная природа

Интеграция. Межсетевое взаимодействие

Конвергенция

Глобальные масштабы

Трансформация отношений «и'.готовитсль-потпсбитсль» I

L. L. L. L L

Цифровая форма представления объектов

Молекулярная структура

Устранение посредников

Инновационная природа

Наличие противоречий

Динамизм

Рисунок 1 - Признаки информационного общества

Широкое внедрение коммуникационных и информационных технологий стало основой трансформации общества, его переходом от постиндустриального типа к информационному, характерного для 21 века. Основные признаки информационного общества представлены на рисунке 1.[2]

Как отмечают эксперты, интенсивное развитие и использование ИКТ способно сыграть не меньшую роль в общественной жизни, чем электрификация, радио и телевидение. Информация признается стратегическим ресурсом, имеющим важное значение в обществе. [8] В современных реалиях прослеживается зависимость научно-технического прогресса, уровня социально-экономического развития государства от интенсивности использования информации и уровня развития ИКТ. Существует множество мировых ИТ - рейтингов, позволяющих определить позиции стран в соответствии с технологическим развитием. Для ранжирования государств используется различный перечень показателей, методология также отличается. [4] Некоторые рейтинги дают объективную оценку, другие достаточно субъективны. На рисунке 2 представлены мировые рейтинги в ИТ - сфере и позиции, занимаемые Российской Федерацией.

Индекс цифровизации бизнеса имеет место по максимальному значению в таких странах как: Финляндия, Бельгия, Дания. Наибольший разрыв Российской Федерации со странами-лидерами наблюдается в отношении облачных сервисов.

/- /

Российская Федерация в ИТ-рейтингах ✓

f ИСИЭЗ НИУ ВШЭ индекс цифровизации бизнеса 1 Российская Федерация - 28 пунктов (2019 год) 1 j

IMD World Digital Competitiveness Ranking 1 Российская Федерация - 40 позиция (2018 год) 1

1 ICT Development Index (IDI) 1 Российская Федерация - 45 позиция (2017 год) 1

Global Competitiveness Report 1 Российская Федерация - 57 позиция по развитию технологий (2017 год) 1

Global Cybersecurity Index Российская Федерация - 11 позиция (2017 год) 1 j

I Bloomberg Innovation Index 1 1 Российская Федерация - 26 позиция (2020 год) 1

Рисунок 2 - Российская Федерации в ИТ-рейтингах

Рейтинг IMD World Digital Competitiveness Ranking формируется на основе расчета 50 показателей, 30 из которых основаны на статистических данных, 20 - определены по итогам опроса. Все показатели распределены по трем блокам: знания, технологии, перспективная готовность. В категории «знания» (качество обучения, образования, науки) Россия находится на 24 месте. По направлению «технологии» Российской Федерации принадлежит 43 строка рейтинга. Оценка «перспективная готовности» (уровень готовности к цифровой трансформации) свидетельствует о низких позициях государства - 51 место.

В рейтинге ICT Development Index (IDI) Россия находится на 45 месте. Лидерами рейтинга являются Исландия, Южная Корея, Швейцария. Индекс определяется как среднее арифметическое 3 субиндексов: доступ населения к ИКТ, использование ИКТ внутри страны, практические знания технологий населением государства. Всего в расчете индекса учитывается 11 показателей. [5] В настоящее время определение указанного индекса не производится из-за пересмотра показателей и методов их измерения. Возобновление ежегодной публикации результатов данного исследования планируется в 2020 году.

В рейтинге Bloomberg Innovation Index 2020 Российская Федерация расположилась на 26 строке, что на 1 позицию выше в сопоставлении с данными 2019 года. Лидерами рейтинга стали Германия и Южная Корея. При расчете индекса также учитывается качество образования и концентрация высокотехнологичных компаний в стране. [6]

Анализ развития ИКТ в Российской Федерации свидетельствует о наличии узких мест в ряде вопросов и достаточно высоком потенциале. Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы в деятельности хозяйствующих субъектов и органов власти. Данные об использовании ИКТ организациями отражены на рисунке 3. [7]

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

_ ^ ю ю

о"- ^ 00 00 & 00

1Л 1Л £ 00 00 00 00

Широкополосный Облачные сервисы

интернет со скоростью доступа 100Мбит/с и выше

Веб-сайт

Серверы

Широкополосный интернет

Интернет

2015

2016

2017

2018

Рисунок 3 - Использование информационно-коммуникационных технологий в организациях, % от общего числа организаций предпринимательского сектора

В период 2015-2018 гг. более 85% организаций использовали Интернет, по данным 2018 года их удельный вес составил 89,5% в структуре исследуемых субъектов бизнеса. Для ряда зарубежных стран данный показатель значительно выше, например, в Финляндии он составляет 100%, Республике Кореи, Франции - 99%. Широкополосным интернетом обеспечено 86% хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории России, причем данный показатель в анализируемый период времени увеличился на 7,1 п.п. [9] Наиболее высокая обеспеченность широкополосным интернетом отмечается в сфере информационных технологий (93,8%), оптовой и розничной торговли (91,3%), обрабатывающей промышленности (90,3%). Доля организаций, использующих в своей деятельности облачные сервисы растет и по данным 2018 года составила 27,1%. Наиболее активно облачные сервисы используют представители бизнеса в сфере телекоммуникаций (36,4%), оптовой и розничной торговли (36,2%), отрасли информационных технологий (35,5), гостиниц и предприятий общественного питания (32,3%). Зарубежный опыт свидетельствует о более интенсивном использовании облачных сервисов организациями в таких странах как Финляндия, Швеция, Япония, Великобритания. В России количество бизнес структур, имеющих веб сайт также увеличилось, на 7,3 п.п. и сформировалось на уровне 48,9%. Международные сопоставления, свидетельствуют о том, что данный показатель является весьма низким. В Финляндии 96% организаций имеют веб-сайт, в Швеции - 92%, Японии - 90%, Германии - 87%. Удельный вес организаций, применяющих в своей деятельности серверы по итогам 2018 года составил 59,9%.

Анализируя использование отечественными предприятиями программных продуктов для ведения бизнеса отметим, что для осуществления финансовых расчетов их применяет 57,7% организаций, для решения организационных, управленческих и экономических задач - 57,3% предприятий. По использованию программных систем ERP, CRM, SCM предпринимательским сектором по данным 2018 сформировались следующие показатели: удельный вес организаций, использующих ERP-системы составил 21,6%, CRM-системы - 17,6%, SCM-си-стемы - 10,1%.

ИКТ применяется не только в деятельности бизнес структур, но и при работе органов власти различного уровня (рисунок 4). [3] Наиболее низкими показателями использования ИКТ характеризуется местное самоуправление. Органы субъектов РФ активно применяют в работе интернет - 97,6% представителей, доля органов власти, использующих широкополосный интернет составляет 94,1%. В целом веб - сайтом обеспечено 55,5% властных структур различного уровня, самая высокая обеспеченность отмечается у региональной власти. Слабо используются облачные сервисы. Удельный вес органов российской государственной власти и местного самоуправления, применяющий их в работе, составляет всего 25,7%

120 100 80 60 40 20 0

Широкополосный Облачные сервисы

интернет со скоростью доступа 100Мбит/с и выше

Веб-сайт

Широкополосный интернет

Интернет

I I Государственная власть РФ I I Местное самоуправление

120 100 80 60 40 20 0

Государственная власть в субъектах РФ Государственная власть и местное мсамоуправление

Рисунок 4 - Использование информационно-коммуникационных технологий органами власти

в 2019 году, %

Численность населения, осуществляющего онлайн - взаимодействие с представителями власти невелика, их доля равна 42%. Преимущественно интерес жителей России сводится к получению информации с официального сайта государственных органов, отправку различных официальных форм осуществляет лишь 17% жителей. За рубежом данные показатели развития ИКТ значительно выше, например, в Швеции и Финляндии к онлайн-взаимодействию с органами власти прибегают 83% жителей, во Франции - 71%. В Российской Федерации представители бизнеса более интенсивно взаимодействуют с органами власти посредством сети Интернет нежели жители, загрузку и отправку официальных форм осуществляют 68,9% и 69,4% хозяйствующих субъектов соответственно.

Анализируя проблему развития ИКТ в России следует обратить внимание на кадровый вопрос, численность занятых в секторе ИКТ и их удельный вес представлены на рисунке 5. [13]

1 260 1 240 1 220 1 200 1 180 1 160 1 140

1,7

1,7

1,7

1,6

1 220 1245 1220 1180

2015 2016

Численность занятых, тыс. человек

2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018

1,72

1,7

1,68

1,66

1,64

1,62

1,6

1,58

1,56

1,54

Доля занятых в ИКТ в общей численности занятых, %

Рисунок 5 - Численность занятых в сфере ИКТ

В период 2015-2019 гг. численность занятых в сфере ИКТ снизилась на 40тыс. человек, что является отрицательной тенденцией в контексте ориентира на формирование информационного общества и цифровой экономики. Но в условиях ситуации, сложившихся на рынке труда, под воздействием пандемии коронавируса, спрос на кадры в сфере ИКТ значительно возрос. Данная тенденция обусловлена использованием дистанционного формата работы представителями различных сфер деятельности, применением многообразных онлайн-платформ. Безусловно, коронавирус нанес серьезный удар по национальной и мировой экономике, но в то же время открыл новые бизнес-возможности для разработчиков информационно-коммуникационных технологий. Вспышка коро-навируса заставила обновить подходы к работе органов власти, ускорила цифровую трансформацию систем здравоохранения образования, торговли.

По итогам завершения пандемии коронавируса произойдут серьезные изменения на рынке труда. Ряд профессий практически исчезнет или сильно трансформируется, изменения коснуться и сферы ИКТ. В число востребованных профессий войдут: антикризисный менеджер, эксперт по HR-трансформации, программист, экс-

перт по Big Data, организатор VR/AR-трансляций, специалисты информационной безопасности. Эксперты полагают, что информационно- коммуникационные технологии будут динамично развиваться и возможности их применения значительно расширятся. Как подчеркивают эксперты, ИКТ выступают основой конкурентных преимуществ для многих хозяйствующих субъектов. В своих исследованиях Д. А. Строкатов акцентирует внимание на положительных эффектах ИКТ для коммерческих организаций, бюджетных учреждений и специалистов. Использование ИКТ для достижения конкурентных преимуществ бизнес-субъектов многоаспектно (рисунок 6). [1] Информационно-коммуникационные технологии позволяют коммерческим организациям оптимизировать работу по различным направлениям (электронный документооборот, управление клиентской базой и т.д.), автоматизировать ряд операций, снизить издержки по некоторым бизнес-процессам, обеспечить базу для принятия управленческих решений. Применение ИКТ может охватывать все стадии производства продукции: проектирование, снабжение, производство, хранение, транспортировку, реализацию.

Достижение конкурентных преимуществ организациями за счет использования ИКТ

| Снижение производственных издержек за счет использования более производительного технологического обору- I . дования, программного обеспечения, облачных технологий, искусственного интеллекта, робототехники, виртуаль- ' ^^ ной реальности, вычислительных сетей J

. Стандартизация товаров повышает их взаимозаменяемость и взаимодополняемость, что приводит к дополнитель- ^ ^^ ной экономии на масштабе I

Замещение труда, повышение производительности труда, за счет эффективного онлайн-контроля, применяемых

технологий и программных продуктов

I----------------------1

Оперативное принятие управленческих решений, за счет ускорения сбора и анализа информации о бизнес-процессах с использованием специализированных

Снижение издержек на привлечение клиентов и предоставление дополнительной информации о продукции за счет применения электронных каналов продаж, системы онлайн-заказов, глобальных интернет-площадок

Обеспечение упрощенного доступа к информации о поставщиках, конкурентах, потенциальных партнерах за счет | специализированных программных продуктов, сети Интернет |

^ Выход на международные рынки сбыта и заключение контрактов с иностранными партнерами в результате испо- ^

льзования сети Интернет и глобальных интернет-площадок

| Повышение эффективности и укрепление сотрудничества в рамках цепи поставок с помощью создания общей информационной системы, направленной на улучшение информированности участников цепи о спросе и предложе-

L

L

■---------------------1

Создание единой локальной базы, содержащей сведения о сотрудниках, тендерах, продукции для обеспечения принятия аргументированных решений

П

Удержание и наращивание клиентской базы за счет формирования доверительных отношений посредством мессен | джеров, социальных сетей, приложенийД^^Д^^^^^^Д^Д^^^^^^^Д

Использование умных алгоритмов маршрутизации, обеспечивая экономию времени, бензина при доставке грузов и

пассажиров

L

Снижение транзакционных издержек за счет предоставления услуг - онлайн^^^^^^^^^^^^Ц

Использование новых моделей ведения бизнеса, позволяющих потребителем напрямую взаимодействовать с поставщиками через агреггаторы Uber, Gett ТахцЯндекс.

I--

Возможность более качественной проработки новых товаров за счет компьютерного проектирования, высокой технологической сложности, проведения маркетинговых исследований, интернет-опросов

Рисунок 6 - Конкурентные преимущества организаций за счет использования ИКТ технологий

Информационно-коммуникационные технологии выступают основой повышения качества работы и доступности услуг бюджетных учреждений и государственных компаний. Например, использование электронного

формата записи на прием к врачу с помощью сети Интернет дает возможность оценить качество предоставляемой услуги на сайте учреждения здравоохранения или портале госуслуг. Возможность заполнения электронных деклараций минимизируют издержки, связанные с обеспечением соблюдения налогового законодательства. Система электронных закупок позволяет повысить прозрачность государственных закупок, снизить уровень коррупции. Возможности использования приложений, позволяющих сообщить информацию о ямах на дорогах, свалках, отсутствии освещения и других проблемах позволяют повысить скорость информирования органов ЖКХ, оперативность их работы и расширить сферу контроля. Снижение бумажного документооборота и введение цифровой документации позволяют увеличить скорость оказания услуг, облегчить передачу информации специалиста учреждения клиенту. [10]

Ученым сообществом признано, что ИКТ выступают основой инновационного развития предприятий и учреждений, базой обеспечения конкурентоспособности не только на уровне организаций и предприятий различной отраслевой направленности, но и государства в целом. Страны, инвестирующие достаточно большой объем средств в ИКТ обладают сильной и стабильной экономикой, при этом важную роль играет наличие государственной поддержки.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Цифровизация промышленных экономических систем: проблемы и последствия современных технологий / Авдеева И.Л., Полянин А.В., Головина Т.А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 3. С. 238-245.

2. Белолипецкая А.Е. Управление персоналом в условиях цифровизации экономических процессов / Белолипецкая А.Е., Головина Т.А., Данилова Н.Е. // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). С. 715-718.

3. Вертакова Ю.В. Управление бизнес-процессами интегрированных структур на принципах совместного использования цифровых технологий / Вертакова Ю.В., Головина Т.А., Полянин А.В. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 4. С. 32-43.

4. Головина Т.А. Развитие информационно - вычислительной инфраструктуры предприятий электросвязи на основе облачных технологий / Головина Т.А., Авдеева И.Л. // Вопросы современной экономики. 2013. № 2 (2). С. 321-335.

5. Докальская В.К. Развитие социальной сферы, как фактор повышения качества рабочей силы / Докальская В.К., Полянин А.В. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2012. № 2 (35). С. 136-138.

6. Докукина И.А. Реализация конкурентных преимуществ устойчивого развития промышленных предприятий Орловской области на основе стратегического менеджмента / Полянин А.В., Докукина И.А. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 29-38.

7. Докукина И.А. Формирование информационной системы управления человеческими ресурсами на основе применения цифрового маркетинга / Докукина И.А., Макарова Ю.Л., Полянин А.В. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11. № 1. С. 82-91.

8. Меркулов А.В. Информационное обеспечение системы публичного управления с учётом современных вызовов и угроз / Меркулов А.В., Авдеева И.Л., Головина Т.А. // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 1. С. 153-165.

9. Полянин А.В. Трудовой и экономический потенциалы субъектов ЦФО РФ и расчет конкурентных преимуществ / Полянин А.В. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2012. № 4 (37). С. 113-120.

10. Проняева Л.И. Развитие учетно-информационного обеспечения управления в кластерах / Проняева Л.И., Федотен-кова О.А. // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 4 (394). С. 2-17.

References:

1. Avdeeva I.L. Digitalization of industrial economic systems: problems and consequences of modern technologies / Avdeeva I.L., Polyanin A.V., Golovina T.A. // Proceedings of the Saratov University. New episode. Series: Economics. Control. Right. 2019.Vol. 19. No. 3. P. 238-245.

2. Belolipetskaya A.E. Personnel Management in the Digitalization of Economic Processes / Belolipetskaya A.E., Golovina T.A., Danilova N.E. // Economics and entrepreneurship. 2020. No. 1 (114). S. 715-718.

3. Vertakova Yu.V. Management of business processes of integrated structures on the principles of sharing digital technologies / Vertakova Yu.V., Golovina T.A., Polyanin A.V. // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2019.Vol. 12. No. 4. P. 32-43.

4. Golovina T.A. Development of information and computing infrastructure of telecommunication enterprises based on cloud technologies / Golovina T.A., Avdeeva I.L. // Questions of the modern economy. 2013. No. 2 (2). S. 321-335.

5. Dokalskaya V.K. The development of the social sphere as a factor in improving the quality of the workforce / Dokalskaya V.K., Polyanin A.V. // Bulletin of the Oryol State Agrarian University. 2012. No. 2 (35). S. 136-138.

6. Dokukina I.A. Realization of the competitive advantages of sustainable development of industrial enterprises in the Oryol region on the basis of strategic management / Polyanin A.V., Dokukina I.A. // Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2017.Vol. 7. No. 1 (22). S. 29-38.

7. Dokukina I.A. Formation of an information system for managing human resources through the use of digital marketing / Dokukina I.A., Makarova Yu.L., Polyanin A.V. // Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2019.Vol. 11. No. 1. P. 82-91.

8. Merkulov A.V. Information support of the public administration system taking into account modern challenges and threats / Merkulov A. V., Avdeeva I.L., Golovina T.A. // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2018.Vol. 13. No. 1. P. 153-165.

9. Polyanin A.V. Labor and economic potentials of subjects of the Central Federal District of the Russian Federation and calculation of competitive advantages / Polyanin A.V. // Bulletin of the Oryol State Agrarian University. 2012. No. 4 (37). S. 113-120.

10. Pronyaeva L.I. The development of accounting information management in clusters / Pronyaeva L.I., Fedotenkova O.A. // International accounting. 2016. No. 4 (394). S. 2-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.