1 Burmenko T. D. State of the sphere of socially significant services in the world (on the example of health care and education) / T. D. Burmenko, E. G. Tarkhanova // Izvestiya Igea. 2013. No. 5 (91). Pp. 109-116
2 Vilisov M. V. Public-private partnership: political and legal aspect / / journal "Power". 2006. No. 7. Pp. 14-19.
3 Likhachev N. A. Development of private-state entrepreneurship in the social sphere / / abstract dis. ... Cand.Econ.science: 08.00.05 / Likhachev Nikolai Alexandrovich. - Tambov, 2011. - 170 p.
4 Malkin Ya. M. Organization of interaction of state and business structures / / abstract dis. ... Cand.Econ.science: 08.00.05 / Malkin Yakov Mikhailovich. - SPb., 2012. - 188 p.
5 Masyuk N. N., Mezhonova L. V., Bushueva M. A., Baturina O. A., Baldina Yu. V., Petruk G. V., Kuznetsova Yu. P. Strategic partnership in the innovative knowledge economy: a multivariate approach / monograph. Vladivostok. 2014. 160 c.
6 Peskova O. S. Formation of the system of state regulation of entrepreneurial activity in the markets of socially significant goods and services in modern Russia / / Diss. ... Dr. Econ.science: 08.00.05 / Olga Peskova. - Volgograd, 2014. - 365 p.
7 Samsonov D. Yu. Private-state entrepreneurship as a tool for modernizing the economy / / Socio-economic phenomena and processes. 2013. No. 4 (050). Pp. 156-159.
8 Smirnov V. M. the Concept of modernization of state regulation of socially significant branches of the regional economy of Russia / / abstract dis. ... Dr. Econ.science: 08.00.05 / Vladimir Smirnov. - Moscow, 2012. - 23 p.
9 Tyutyukina E. B. Determination of priority directions and investment support for the development of the Russian economy / E. B. Tyutyukina, L. D. Kapranova, T. N. Sedash / / Economic analysis: theory and practice. 2014. No. 38 (389). Pp. 2-7
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10072
А.В. Барышев - аспирант кафедры «Менеджмент и государственное управление», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],
A.V. Baryshev - postgraduate student of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the RANEPA.
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP BASED ON DIGITAL TRANSFORMATION
Аннотация. Автором предложен поэтапный сценарий внедрения цифровой платформы органами государственного управления для поддержки предпринимательства на заданном рынке или сегмент рынка. Также сформулированы основные технологические направления цифровой трансформации в государственном секторе, которые могут успешно быть использованы в системе государственного управления для поддержки предпринимательства. Определены условия внедрения цифровых платформ, при этом обосновано, что экономическая эффективность при внедрении цифровых платформ с целью поддержки предпринимательской деятельности будет зависеть не только от IT-обеспечения (качества цифровых продуктов), но и от организационного обеспечения взаимодействия. Установлено, что главным условием будет открытость цифрового взаимодействия, то есть возможности обращения бизнес единиц и порядок использования цифровой платформы с точки зрения затрат, а также создания сетевого эффекта, что приводит к наиболее эффективному использованию государственной поддержки предпринимательскими структурами.
Annotation. The author proposed a phased scenario for the introduction of a digital platform by government bodies to support entrepreneurship in a given market or market segment. The main technological directions of digital transformation in the public sector are also formulated, which can be successfully used in the public administration system to support entrepreneurship. The conditions for the introduction of digital platforms are determined, while it is justified that the economic efficiency in the implementation of digital platforms in order to support entrepreneurial activity will depend not only on IT support (the quality of digital products), but also on the organizational support of interaction. It was established that the main condition will be the openness of digital interaction, that is, the possibility of using business units and the procedure for using the digital platform in terms of costs, as well as creating a network effect, which leads to the most efficient use of state support by business entities.
Ключевые слова: предпринимательство, государственная поддержка, цифровые технологии, цифровая трансформация, цифровое государственное управление.
Keywords: entrepreneurship, state support, digital technologies, digital transformation, digital public administration.
Развитие научной мысли по вопросам цифровой трансформации экономических систем различного уровня свидетельствует о росте актуальности проблем, связанных с формированием цифрового государственного управления, поиском управленческих механизмов и моделей, которые обеспечат создание гибкой, адаптивной, высокотехнологичной системы государственного управления. В различных стратах мира, в том числе в России формирование цифровых платформ является устойчивой тенденцией в области государственной поддержки предпринимательства.
Цифровая трансформация в органах государственного управления при поддержке предпринимательской деятельности направлена на создание цифровых платформ, которые позволяют обмениваться уже су-
ществующими управленческими решениями, бизнес моделями, технологиями между бизнесом и властью, а также между собой отдельным бизнес единицами. Причем на создание готового решения или модели усилия затрачиваются всего лишь единожды, а использование его многократно, что повышает экономическую эффективность взаимодействия между субъектами хозяйственной деятельности и ведения бизнеса в целом.
Следует отметить, что экономическая эффективность при внедрении цифровых платформ с целью поддержки предпринимательской деятельности будет зависеть не только от 1Т-обеспечения (качества цифровых продуктов), но и от организационного обеспечения взаимодействия. Прежде всего, необходимо подетально представить какое взаимодействие будет ключевым, то есть организационная структура взаимодействия должна быть иерархически выверена и четко разграничены звенья и направления бизнес интересов. И только на основе определения организационной структуры должна строиться цифровая платформа. Важным условием является количество потенциальных участников, соответственно на первоначальном этапе проектирования необходимо определить объемы рынка предлагаемой услуги и рассчитать предположительное количество поставщиков и потребителей на данном рынке, а также потенциальную экономию от снижения издержек обращения [7]. Главное условие - открытость цифрового взаимодействия, то есть возможности обращения бизнес единиц и порядок использования цифровой платформы с точки зрения затрат должны быть минимальными, это необходимо для создания сетевого эффекта (вовлечения максимального количества участников), что приводит к эффективному использованию государственной поддержки предпринимательскими структурами (рис.1).
Показатели эффективности
Задачами направления «Цифровое государственное управление» является достижение к 2024 году показателей:
взаимодеиствии граждан и коммерческих организации с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде
70%
приоритетных государственных услуг и сервисов предоставляются без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн, проактивно
100%
\ основных данных прошло гармонизацию (соответствие ма- / / 70% / ✓
| стер-данным) 1 N \
| внутриведомственного и межведомственного юридически — ——"" —
! значимого электронного документооборота государствен- / 1 90% ;
\ ных и муниципальных органов и бюджетных учреждений 1 N N / ✓
Рисунок 1 - Стратегические ориентиры цифрового государственного управления в России по поддержке предпринимательства
В данном случае следует обратиться к международной практике в области поддержки предпринимательства со стороны государственных структур связанных с цифровой трансформацией. Вначале необходимо обратиться к опыту нашего соседа Эстонии.
С помощью проекта «e-Estonia» страна входит в эпоху технологического государственного управления. Благодаря перемещению многих правительственных функций в гибридные облака (Hybrid cloud), население может взаимодействовать с органами власти через сервер. С 2007 года граждане получили возможность голосовать не выходя из дома [4].
Цифровая трансформация национальной системы государственного управления
У-
применение инновационных социальных технологии
V краудсорсинг, V доступ граждан к проектам государственных актов для рецензирования, V онлайн взаимодействие государства с избирателями,
V сетевые партии, V организация онлайн голосования, принятие государственных решений, основанных на онлайн взаимодействии с населением и др.
освоение новых (развивающихся) цифровых технологий
V интеллектуальный анализ данных (Data Mining), V большие данные (Big Data), V глубинное обучение (Deep learning), блокчейн (Blockchain), V интернет вещей (IoT), V аналитика оконечных устройств (Edge Analytics), V электронная идентификация личности (e-ID), V Web-масштабируемые ИТ- среды (Web-Scale IT), V гибридные облака (Hybrid cloud) и др.
внедрение датацентричного подхода к организации систем
интеллектуальный анализ данных (Data Mining), V большие данные (Big Data), V глубинное обучение (Deep learning), блокчейн (Blockchain), V интернет вещей (IoT), V аналитика оконечных устройств (Edge Analytics), V электронная идентификация личности (e-ID), V Web-масштабируемые ИТ- среды (Web-Scale IT), V гибридные облака (Hybrid cloud) и др.
создание экосистемы совместных услуг
V социотехническая система, обеспечивающая условия для предоставления, инновационного развития и распространения интегрированных сервисов государственных организаций, различных субъектов бизнеса и некоммерческого сектора.
Рисунок 2 - Управленческие решения по развитию национальной системы цифрового государственного управления для поддержки предпринимательства
В Эстонии также используют надежные криптографические цифровые подписи, и каждый этап законодательного процесса доступен в сети. Реестр здравоохранения полностью переведен на блокчейн, что позволяет пациентам получать доступ к собственным медицинским данным из любой точки мира. Население страны мо-
жет просматривать не только историю, но и рентгеновские снимки, цифровые рецепты, медицинские записи и отслеживать, кто имеет к ним доступ.
Сегодня большинство банков Эстонии закрывают свои филиалы, так как 99% платежных операций проводятся в режиме онлайн. К 2020 году налогообложение будет полностью автоматизировано, для этого запустят новый портал, который обеспечит автономный обмен данными между компаниями и фискальными органами власти [3].
Электронный идентификатор и персональный PIN-код позволяют гражданам Эстонии получить доступ к системе голосования, гражданским судам, земельным реестрам, банковским услугам, налогам и практически любой государственной услуге. Выдающимся цифровым прорывом стал запуск электронной резиденции, позволяющей любому жителю мирового пространства удаленно зарегистрировать свой бизнес в Эстонии. Данный идентификатор не предоставляет территориальных прав, но более 5 тысяч е-резидентов создали бизнес в юрисдикции Эстонии. После онлайн-регистрации предприниматели платят автоматизированные налоги и могут начинать предпринимательскую деятельность. Переход сферы государственных услуг в цифровую среду позволяет Эстонии экономить до 2% ВВП [9].
Процессы цифровой трансформации проникают и в правовую сферу отдельных стран мира. В 2017 году Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) стали первой страной, которая ввела должность Министра по развитию искусственного интеллекта. В его обязанности входит цифровизация государственных услуг и сокращение расходов на их оказание. К 2030 году инициативой ОАЭ является создание роботов-полицейских [8]. В Великобритании в настоящее время действует Комитет по искусственному интеллекту. Представители палаты лордов (верхней палаты британского парламента) считают, что область искусственного интеллекта нуждается во всестороннем регулировании, и именно Великобритания должна стать в этом лидером [5]. Большое влияние на систему государственного управления начинает оказывать блокчейн. Децентрализация делает невозможным фальсификацию данных. Блокчейн позволяет обеспечивать соблюдение нормативных требований: внесенные в блок транзакции не могут быть удалены или изменены, что освобождает власть от принуждения к уплате налогов, способствует пресечению мошенничества при денежных переводах, заключении государственных контрактов [6].
Таким образом, основными технологическими направлениями цифровой трансформацию в государственном секторе в мировом масштабе и которые могут успешно быть использованы в системе государственного управления в России, в частности для поддержки предпринимательства являются (рисунок 2).
Чтобы реализовать вышеуказанные направления цифровой трансформации в каком либо конкретном секторе экономки или для определенного бизнес сообщества (сферы интересов) в органах государственного управления должен быть поэтапный сценарий внедрения цифровой платформы на заданный рынок или сегмент рынка. На первом этапе с помощью 1Т компании государственная структура создает коммуникационную платформу для участников некоторого рынка (сегмента рынка) [1] и оснащает ее базовыми сервисами, которые позволяют оптимизировать количество транзакций и издержек пользователя [5]. При этом определение самого технического обеспечения определяется не только ценой услуг 1Т компании, а прежде всего функциональностью продукта. На втором этапе инструментарий передается пользователем (при внедрении бесплатно, по мере наращивания объемов возможна определенная плата), потребителей привлекают за счет мультиканального маркетинга. На третьем этапе с ростом активных пользователей (действие закона Метклафа) [2] государственные органы дополняют спектр оказываемых услуг и вовлекают все большее количество пользователей. На данном этапе появляется ценность использования платформы и определяется результативность действий органов государственного управления. Если платформа функционирует успешно, то появляется возможность реализации четвертого этапа, года по мере накопления капитала на данной платформе происходит интеграция с другими платформами и объединение поставщиков и производителей различных уровней.
Цифровая трансформация государственного управления - неизбежный процесс, который получил активное распространение на основе цифровых технологий. Организационно-методические подходы к цифровому государственному управлению должны носить стратегический характер, определять направления развития системы в национальном масштабе, ориентироваться на лучшие международные практик в сфере государственной поддержки предпринимательства..
Источники:
1. Авдеева И.Л. Риск-ориентированное государственное управление при цифровизации экономики / Авдеева И.Л., Щеголев А.В., Полянин А.В. // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. № 5. С. 55-61.
2. Барсуков Д.П. Алгоритм создания социально ориентированной предпринимательской структуры / Барсуков Д.П., Полянин А.В., Соболева Ю.П. // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 112-120.
3. Вертакова Ю.В. Управление бизнес-процессами интегрированных структур на принципах совместного использования цифровых технологий / Вертакова Ю.В., Головина Т.А., Полянин А.В. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 4. С. 32-43.
4. Головина Т.А. Государственная поддержка деятельности предпринимательских структур в современных экономических условиях России / Головина Т.А., Полянин А.В., Соболева Ю.П. // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 3. С. 14-25.
5. Докукина И.А. Организация децентрализованного управления на основе цифровых платформ распределенного реестра / Докукина И.А., Полянин А.В. // Естественно--гуманитарные исследования. 2020. № 1 (27). С. 76-80.
6. Полянин А.В. Реализация концептуальной модели региональной инновационной системы / Полянин А.В., Докукина И.А. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 4. С. 40-44.
7. Проняева Л.И. Механизмы государственного управления развитием малого бизнеса в регионе / Проняева Л.И., Проняев Д.С. // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2019. № 1 (3). С. 169-174.
8. Рудакова О.В. Проблемы государственной политики в области поддержки российского предпринимательства / Рудакова О.В., Полянин А.В., Головина Т.А., Строков М.А. // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 2 (37). С. 59-71.
9. Соболева Ю.П. Концептуальные основы формирования и развития региональных систем предпринимательства / Соболева Ю.П., Полянин А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 3 (32). С. 74-85.
Sources:
1. Avdeeva I. L. Risk-oriented state management in the digitalization of the economy / Avdeeva I. L., Shchegolev A.V., Polyanin A.V. / Management in Russia and abroad. 2019. No. 5. Pp. 55-61.
2. Barsukov D. p. Algorithm for creating a socially oriented business structure / Barsukov D. P., Polyanin A.V., Soboleva Yu. P. / / Petersburg economic journal. 2019. No. 2. Pp. 112-120.
3. Vertakova Yu. V Management of business processes of integrated structures based on the principles of joint use of digital technologies / Vertakova Yu. V., Golovina T. A., Polyanin A.V. / Scientific and technical Vedomosti of Saint Petersburg state Polytechnic University. Economics. 2019. Vol. 12. No. 4. Pp. 32-43.
4. Golovina T. A. State support for the activities of business structures in modern economic conditions of Russia / Golovina T. A., Polyanin A.V., Soboleva Yu. P. / Corporate governance and innovative development of the Northern economy: Bulletin of the Research center for corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University. 2019. No. 3. Pp. 14-25.
5. Dokukina I. A. Organization of decentralized management based on digital platforms of the distributed registry / Dokukina I. A., Polyanin A.V. // Natural and humanitarian research. 2020. No. 1 (27). Pp. 76-80.
6. Polyanin A.V. Implementation of a conceptual model of a regional innovation system / Polyanin A.V., Dokukina I. A. // Izvestiya Yugo-ZAPADNOGO gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2013. No. 4. Pp. 40-44.
7. Pronyaeva L. I. Mechanisms of state management of small business development in the region / Pronyaeva L. I., Pronyaev D. S. // Scientific Yearbook Of the center for analysis and forecasting. 2019. No. 1 (3). Pp. 169-174.
8. Rudakova O. V. Problems of state policy in support of Russian entrepreneurship / Rudakova O. V., Polyanin A.V., Golovina T. A., Strokov M. A. // Region: systems, economy, management. 2017. No. 2 (37). Pp. 59-71.
9. Soboleva Yu. P. Conceptual bases of formation and development of regional business systems / Soboleva Yu.P., Polyanin A.V. // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2019. Vo
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10073
М.Ш. Баснукаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», в.н.с. ФГБУН «Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.Н. Ибрагимова РАН», [email protected],
M.Sh. Basnukaev - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Taxes and taxation" of the Chechen state University, v. n. s. FGBUN "Integrated research Institute. H. N. Ibra-gimovawounds»;
Д.В. Исанбаева - студентка 2 курса магистратуры, направление «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
D.V. Isanbaeva - 2nd year student of magistracy, the direction of "Economics", profile "Taxes and taxation" of the "Chechen state University";
З.Я. Ташанова - студентка 2 курса магистратуры, направление «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
Z.Ya. Tashanova - 2nd year master's student, the direction of "Economics", profile "Taxes and taxation" of the Chechen state University".
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ REGIONAL TAX POLICY AS A STRUCTURAL ELEMENT OF SOCIO-ECONOMIC POLICY
Аннотация. Для анализа эффективности функционирования налогового механизма используется комплекс специальных показателей, таких как налоговый показатель, налоговая нагрузка, налоговое планирование и контроль. Формированиесоответствующей аналитической информационной базы, позволяющей объективно оценить действенность и результативность проводимой налоговой политики, требует тщательного исследования порядка построения и структуры налогового потенциала региона.
Налоговый потенциал мы рассматриваем, в первую очередь, как финансовую категорию. Непосредственно на процесс формирования налогового потенциала напрямую воздействует комплекс составных элементов структуры налоговой системы. Так, например, когда в структуре налоговой системы не регламентирован