Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ЦИФРОВОЙ ИНКЛЮЗИИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА '

ПОЛИТИКА ЦИФРОВОЙ ИНКЛЮЗИИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / цифровая инклюзия / цифровые технологии / система образования / human capital / digital inclusion / digital technology / education system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.А. Головина, Т.Е. Хорольская, З.Р. Мусостов

Актуальность исследования определяется необходимостью создания научно обоснованных подходов к управлению развитием человеческого капитала на основе комплексного социально-экономического анализа рисков и возможностей цифровой инклюзии населения отдельных территорий. Если в ряде крупных предприятий центра удаленная работа уже успешно внедрена, в сельской местности, в малых городах на малых и средних предприятиях региона наблюдается лишь незначительное ее развитие. Формирование и развитие человеческого капитала, прогнозирование его изменений, спо-собность его эффективно использовать становятся на один уровень по важности с развитием технологий и являются ключе-вым фактором развития производительных сил общества. Целью исследования является изучение проблемы развития человеческого капитала и раскрытие его структуры и содержания через цифровую инклюзию населения. Основными результатами исследования являются уточненное содержание и систематизация факторов цифрового неравенства; выявленные социальные и экономические основания цифровой инклюзии как инструмента развития человеческого капитала территорий; авторская уровневая структура человеческого капитала в контексте цифровой инклюзии; обоснование роли и направлений модернизации системы высшего образования в контексте снижения цифрового неравенства и повышения эффективности формирования и использования человеческого капитала. Сделан вывод о том, что повышение уровня человеческого капитала происходит за счёт инвестиций в его развитие, и органам регионального управления необходимы инструменты, позволяющие в условиях ограниченности финансовых ресурсов принимать эффективные и обоснованные решения по направлениям и структуре инвестиционных вложений, влияющих на развитие человеческого капитала, и формировать оптимальный портфель мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INCLUSION POLICY IN HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

The relevance of the research is determined by the need to create science-based approaches to human capital development management based on a comprehensive socio-economic analysis of the risks and opportunities of digital inclusion of the population of certain territories. If remote work has already been successfully implemented in a number of large enterprises in the center, in rural areas, in small towns at small and medium-sized enterprises in the region there is only a slight development of it. Formation and development of human capital, forecasting of its changes, ability to use it effectively become on the same level of importance with the development of technology and is a key factor in the development of productive forces of society. The aim of the research is to study the problem of human capital development and to reveal its structure and content through digital inclusion of the population. The main results of the research are the refined content and systematization of the factors of digital inequality; the identified social and economic foundations of digital inclusion as a tool for the development of human capital of territories; the author's level structure of human capital in the context of digital inclusion; the substantiation of the role and directions of modernization of the higher education system in the context of reducing digital inequality and increasing the efficiency of formation and use of human capital. It is concluded that the increase in the level of human capital occurs at the expense of investments in its development, and the regional authorities need tools that allow them to make effective and justified decisions on the directions and structure of investments affecting the development of human capital, and to form an optimal portfolio of activities under conditions of limited financial resources.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ЦИФРОВОЙ ИНКЛЮЗИИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА »

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-43-5-77-83 EDN: FOSDKR

Т.А. Головина - д.э.н, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, golovina_t78@mail.ru,

T.A. Golovina - doctor of economics, professor, head of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management - branch of the RANEPA, Orel, Russia;

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

З.Р. Мусостов - ассистент кафедры Государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Россия, zmr@hotmail.co.uk,

Z.R. Musostov - assistant of the department of state and municipal administration, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.

ПОЛИТИКА ЦИФРОВОЙ ИНКЛЮЗИИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА DIGITAL INCLUSION POLICY IN HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

Аннотация. Актуальность исследования определяется необходимостью создания научно обоснованных подходов к управлению развитием человеческого капитала на основе комплексного социально-экономического анализа рисков и возможностей цифровой инклюзии населения отдельных территорий. Если в ряде крупных предприятий центра удаленная работа уже успешно внедрена, в сельской местности, в малых городах на малых и средних предприятиях региона наблюдается лишь незначительное ее развитие. Формирование и развитие человеческого капитала, прогнозирование его изменений, способность его эффективно использовать становятся на один уровень по важности с развитием технологий и являются ключевым фактором развития производительных сил общества.

Целью исследования является изучение проблемы развития человеческого капитала и раскрытие его структуры и содержания через цифровую инклюзию населения. Основными результатами исследования являются уточненное содержание и систематизация факторов цифрового неравенства; выявленные социальные и экономические основания цифровой инклюзии как инструмента развития человеческого капитала территорий; авторская уровневая структура человеческого капитала в контексте цифровой инклюзии; обоснование роли и направлений модернизации системы высшего образования в контексте снижения цифрового неравенства и повышения эффективности формирования и использования человеческого капитала.

Сделан вывод о том, что повышение уровня человеческого капитала происходит за счёт инвестиций в его развитие, и органам регионального управления необходимы инструменты, позволяющие в условиях ограниченности финансовых ресурсов принимать эффективные и обоснованные решения по направлениям и структуре инвестиционных вложений, влияющих на развитие человеческого капитала, и формировать оптимальный портфель мероприятий.

Abstract. The relevance of the research is determined by the need to create science-based approaches to human capital development management based on a comprehensive socio-economic analysis of the risks and opportunities of digital inclusion of the population of certain territories. If remote work has already been successfully implemented in a number of large enterprises in the center, in rural areas, in small towns at small and medium-sized enterprises in the region there is only a slight development of it. Formation and development of human capital, forecasting of its changes, ability to use it effectively become on the same level of importance with the development of technology and is a key factor in the development of productive forces of society.

The aim of the research is to study the problem of human capital development and to reveal its structure and content through digital inclusion of the population. The main results of the research are the refined content and systematization of the factors of digital inequality; the identified social and economic foundations of digital inclusion as a tool for the development of human capital of territories; the author's level structure of human capital in the context of digital inclusion; the substantiation of the role and directions of modernization of the higher education system in the context of reducing digital inequality and increasing the efficiency of formation and use of human capital.

It is concluded that the increase in the level of human capital occurs at the expense of investments in its development, and the regional authorities need tools that allow them to make effective and justified decisions on the directions and structure of investments affecting the development of human capital, and to form an optimal portfolio of activities under conditions of limited financial resources.

Ключевые слова: человеческий капитал, цифровая инклюзия, цифровые технологии, система образования.

Keywords: human capital, digital inclusion, digital technology, education system.

Актуальность настоящего исследования обусловлена стремительным развитием цифровых технологий и их влиянием на жизнь населения стран, регионов, городов, отдельных территориальных единиц. Специфика исследования заключается в фокусе анализа - цифровой инклюзии населения территории, понимаемой как вовлечение, или включение, населения в социально-экономические процессы в условиях расширяющейся цифровизации экономики.

Пандемия COVID-19 отчетливо продемонстрировала неравномерность доступности цифровых сервисов, услуг и цифрового оборудования на территориях отдельных стран, в том числе России. Как

показывает практика, удаленные и периферийные, провинциальные территории гораздо в большей степени ограничены в доступе к благам цифровой экономики, в отличии от региональных центров и, тем более, столичных городов. Целью исследования является изучение проблемы развития человеческого капитала и раскрытие его структуры и содержания через цифровую инклюзию населения.

Теория человеческого капитала, в виде самостоятельного научного направления, начала формироваться в начале 1960-х годов. Её основоположниками являются американские ученые-экономисты Т. Шульц и Г. Беккер.

Обобщив имеющиеся определения, можно сделать вывод, что человеческий капитал - это совокупность социальных, культурных, психологических свойств человека врожденных или приобретенных: знаний, навыков, здоровья и способностей к действиям, постоянному совершенствованию и развитию. Применительно к организациям, человеческий капитал организации - это имеющийся у персонала запас опыта, навыков, знаний, здоровья, мотивации, его производительные способности, психологические, культурные, мировоззренческие и социальные свойства, которые используются в производстве с целью получения более высокого результата деятельности для организации.

Здесь важно отметить также, что, рассматривая человеческий капитал каждой отдельной личности, необходимо понимать, что на уровне организации они уже будут представлять собой некий качественный сплав индивидуальных капиталов, на который накладывает отпечаток комплекс факторов: специфика отрасли, особенности ее производства, взаимоотношения и ценностные ориентиры в коллективе, удовлетворенность человека трудом и другие. Поэтому в каждой организации, отрасли, производстве будет формироваться свой человеческий капитал со своими особыми свойствами.

Современный человеческий капитал на индивидуальном уровне формируется под влиянием природы (способности человека, его физическое состояние), общества (социальное положение индивида), технологическое среды (в том числе, цифровой инклюзии). Выражением человеческого капитала являются природные, общепрофессиональные, специальные навыки человека, его профессиональный опыт. Имея определенный набор навыков и опыта, человек приобретает определенные социально-экономические жизненные шансы.

Существующий на текущий момент территориальный цифровой разрыв приводит к неравенству жизненных шансов отдельных слоев населения. Мировые исследования обращают свое внимание на то, что проблема качественных информационно-технических сервисов на разных территориях внутри одной страны превратилась из «некомфортной» в «чрезвычайную». Lai J., Widmar NO., Beaunoyer E., DupereS., Shek D. в своих исследованиях отмечают, что практически все страны столкнулись с обеспечением равнодоступности цифровых сервисов, включая образование, здравоохранение и прочих социально-значимых услуг [1]. При этом очень четко в исследованиях просматривается две социальные сферы [2], которые влияют на качество человеческого капитала: так авторы Pittman D., Severino L., DeCarlo-Tecce M., а также Modeme E.R., Adeogun A. Акценты смещают акценты на образование, а Wang T., Guo X., Wu, T. и Eruchalu C. et al. исследуют здравоохранение.

По мнению авторов, с одной стороны, нивелирование «цифрового разрыва» между центром и регионами административно-территориальных единиц посредством цифровой инклюзии населения может привести к повышению уровня человеческого капитала на индивидуальном уровне. С другой стороны, цифровая инклюзия и обеспечение равных возможностей цифрового доступа для территорий несут в себе существенные риски на организационном и территориальном уровнях развития человеческого капитала. Данные риски требуют пересмотра всей экономической системы страны в контексте развития региональной сети. Этим обуславливается высокая научная значимость поставленной проблемы.

Исследование цифровой инклюзии и ее влияния на развитие человеческого капитала целесообразно проводить с нескольких позиций: так социологический подход к исследованию цифровой инклюзии как фактора развития человеческого капитала территории позволяет выделить социальные риски цифрового неравенства, цифровой эксклюзии; обозначить барьеры взаимодействия выделенных социальных групп с институтами государства, бизнеса и гражданского общества с целью их преодоления и разработки программы развития цифрой инклюзии населения.

Экономический подход. С его позиций цифровая инклюзия рассматривается как один из важнейших социально-экономических ресурсов развития человеческого капитала территорий. Современный экономический подход к человеческому капиталу характеризуется пристальным вниманием к критическим точкам перехода носителей человеческого капитала (индивидумом, организации, территории) от одного уровня развития к другому, которые обозначаются как институциональные разрывы между возможностями и рисками. Экономический взгляд позволяет оценить издержки на пре-

одоление этих разрывов, затраты на человеческий капитал в условиях экономической и социальной неопределенности, выявить экономические характеристики процессов цифровой инклюзии. Экономический подход становится актуальным в условиях изменения спроса и предложения на рынке труда при цифровизации экономики.

Системный подход позволяет исследовать цифровую инклюзию, с одной стороны, как автономный процесс современного общества, с другой - как элемент более широкой социально-экономической системы страны или региона.

Пространственный подход к оценке цифровой инклюзии как инструмента повышения человеческого капитала авторами обосновывается тем, что на актуальном этапе развития российского общества наблюдается неравномерное развитие цифровой экономики в соотношении «центр - регионы -периферия». Данный подход позволяет рассмотреть изучаемый феномен в контексте конкретных пространственных условий.

Говоря о цифровом неравенстве, важно помнить, что это вопрос не только доступа к интернету. Важно и то, какую пользу приносит интернет. Цель цифровизации должна заключаться не только в росте потребления - она должна способствовать укреплению жизнеспособности общества, а для этого необходимы четкая нормативно-правовая основа и образованное население. Авторами выделены содержание и факторы цифрового неравенства (рисунок 1).

ЭкономвчесЕое разввтве территорий

УрОЕСНЬ ДОХОДОВ

Расовая принадлежность

Тендерный фактор

Инвалидность

Возраст

Рисунок 1 - Содержание и факторы цифрового неравенства

Измерение цифровой инклюзии населения целесообразно осуществлять на трех уровнях развития человеческого капитала, уделяя внимание как возможностям, так и рискам, возникающим при увеличении цифровой инклюзии на том или ином уровне: индивидуальный человеческий капитал; организационный человеческий капитал, человеческий капитал территории.

Следует отметить, что некоторые возможности индивидуального уровня могут привести к существенным социально-экономическим рискам на других уровнях. Так, равнодоступный уровень к образованию на всей территории и возможность работать дистанционно приводит к глобализации рынка труда, увеличению на нем конкуренции, трудовой цифровой миграции без территориальной миграции. В этой связи необходимо реализовывать организационно-управленческие мероприятия для достижения баланса между возможностями и рисками цифровой инклюзии, чтобы она давала позитивный социально-экономический эффект на всех трех уровнях развития человеческого капитала: индивидуальном, организационном, территориальном.

Индивидуальный человеческий капитал. На данном уровне у человека появляются расширенные образовательные, трудовые и прочие социально-экономические возможности; с другой стороны, возникают риски: увеличивающаяся конкуренция на «цифровизованном» рынке труда, возникновение социальной, экономической, технологической зависимостей от цифровой алгоритмизации жизни [6].

Организационный человеческий капитал. В данном направлении целесообразно в большей степени сконцентрироваться на малом и среднем бизнесе, который в наибольшей степени подвергается трансформации в условиях цифровизации экономики. Безусловными возможностями на данном уровне являются географическое расширение рынка, который лимитируется только вопросами логистики и технологическими возможностями организации; больший выбор на рынке труда при работе с «цифровыми» профессиями. Очевидными на данный момент рисками выступают растущая конкуренция на всех рынках, а также трудовая межфирменная миграция, возникающая из возможностей уровня индивидуального человеческого капитала.

Человеческий капитал территории. На данном уровне важно посмотреть разницу в динамике развития национального человеческого капитала и человеческого капитала отдельных территориальных единиц (регионов, больших городов, малых городов). Возможностями цифровой инклюзии на данном уровне видятся равнодоступность образования, услуг здравоохранения, цифровых сервисов, которые можно предоставлять из «центра» без посреднического участия на «периферии». С другой стороны, могут возникнуть риски качества данных образовательных, здравоохранительных, сервисных услуг. Помимо этого, в условиях цифровизации рынка труда можно говорить о проблеме трудовой миграции на уровне территориально (региональном, городском), о налоговой проблеме при соотношении реалий рынка труда и государственного планирования развития территорий.

С одной стороны, нивелирование «цифрового разрыва» между центром и регионами административно-территориальных единиц посредством цифровой инклюзии населения может привести к повышению уровня человеческого капитала на индивидуальном уровне за счет:

- равнодоступности для территорий качественного образования разного уровня за счет дистанционных технологий обучения;

- равнодоступности высокотехнологичных секторов занятости (включая медицинские услуги) и производства, предусматривающих высококвалифицированный, интеллектуальный и цифровой труд, а также фриланство, обеспечиваемые дистанционными технологиями связи;

- равнодоступности информационных медиа ресурсов для населения, обеспечивающих неограниченный доступ к новостной и познавательной информации, позволяющей получать объективные знания, вступать в профессиональные сети и формировать соответствующие ценности, а также совершенствовать свои навыки для их последующего применения в реальных секторах экономики.

С другой стороны, цифровая инклюзия и обеспечение равных возможностей цифрового доступа для территорий несут в себе существенные риски на организационном и территориальном уровнях развития человеческого капитала:

1. Развитие дистанционных технологий обучения, повышение количества виртуальных представительств вузов и учреждений среднего профессионального образования может привести к «имитационному» обучению сомнительного качества, не способного обеспечить рост человеческого капитала. Прикладной характер инженерных, медицинских и прочих естественно - научных направлений подготовки, требующий длительной эмпирической отработки навыков, ставит под вопрос эффективность цифровизации образования и распространения его на «нецентральные» территории.

2. Цифровизация рынка труда и широкое распространения «цифровых» профессий потенциально может привести, во-первых, к дефициту работников в «нецифровых» сферах рынка труда и, во-

вторых к трансформации миграционных процессов - их переходу от миграции пространственной к миграции цифровой, подразумевающей дистанционную занятость и большую территориальную удаленность места работы и проживания.

3. Формирование дискриминационной налоговой политики для регионов. В случае цифрови-зации рынка труда и развития дистанционных форм занятости, может произойти разрыв между региональным уровнем зарплат населения и региональным валовым продуктом, поскольку часть населения потенциально начнет работать за зарплаты «центра», проживая при этом в регионах.

Правительства во всем мире влияют на направление развития технологий через налоговую политику, поддержку корпоративных исследований и университетов [3]. Государства отдельных стран поощряет автоматизацию посредством асимметричного налогообложения капитала и рабочей силы. Первым шагом должно быть устранение этого дисбаланса. Но несмотря на долгосрочный эффект по мнению авторов, одной этой меры недостаточно. Целесообразно ввести субсидирование НИОКР с прицелом на конкретные технологии, которые помогут повысить производительность труда работников и увеличить спрос на рабочую силу. Государство должно стимулировать смещение курса инноваций с чрезмерного увлечения автоматизацией на более благоприятные для человека технологии, которые создадут возможности для трудоустройства, в особенности качественные рабочие места, и обеспечат более равномерное экономическое процветание. Во многих отраслях имеется целый спектр возможностей для сглаживания цифрового неравенства [5]. В сфере образования цифровые технологии могут быть использованы для гораздо более адаптивного и ориентированного на учащихся обучения, сочетающего новые технологии и более высокий уровень преподавания.

Понятие цифровой инклюзии лежит в плоскости понятий равенства или неравенства, дискриминации, которые были определены классиками. Про различные критерии неравенства в свое время говорил М. Вебер, Б. Барбер, Дж. Ленски и др. С развитием общественной жизни обострялись те или иные виды социального неравенства: гендерное, возвратное, экономическое, расовое, по сексуальному признаку и др.

Отечественные исследователи интерпретируют цифровую инклюзию преимущественно как деятельность, направленную на включение индивидов с ограничениями возможностями, а также их групп, в цифровую среду для их полноценной социально-экономической жизни [4].

В тоже время в большинстве мировых исследованиях понятие цифровой инклюзии используют в более широком контексте, соотнося его с понятиями «цифрового равенства» и «цифровой грамотности» людей с целью их полноценного участия в социальной, экономической, политической жизни общества.

На современном этапе социально-экономического развития Helsper E.J. делает акцент цифровое неравенство, что, по его мнению, прежде всего связано с ограничениями возможностей социальной группы из-за отсутствия доступа к информационно-технологическим средствам коммуникации.

В современных международных исследованиях цифровую инклюзию рассматривают в следующих направлениях:

- Tomczyk L., Manuel Munoz-Rodriguez J. делают акцент на применение цифровых технологий в образовании;

- Borg K., Boulet M., Smith L., Gann B., Johnson M.R. изучают перспективу применения цифровых технологий при оказании медицинских услуг;

- Kelikume I., Srouji J. уделяют внимание финансовой сфере - применению электронных платежей и иных банковских цифровых сервисов;

- Tsatsou P., Khanlou N. Khan A. отмечают важность цифровизации социальной работы - работы с инвалидами.

В международных исследованиях также уделяется внимание пространственному подходу к рассмотрению цифровой инклюзию, так, например, Garcia Aguilera F.J. и др. сравнивают разные города в контексте цифровой инклюзии в Бразилии и Южной Корее; Marshall A. рассматривает доступность цифровых сервисов для фермеров в Австралии.

Много встречается исследований, рассматривающих цифровую инклюзию в контексте ген-дерного неравенства. Большинство из этих исследований, в частности работы Rosario Rodriguez-Diaz M., Thompson K. и других отражают анализ факторов вовлечения женщин в цифровую среду в условиях социальной, профессиональной, политической гендерной дискриминации.

В российских исследованиях цифровая инклюзия преимущественно рассматривается в контексте инклюзивного образования (образования инвалидов). Этому посвящены работы Ганичевой Е.М., Белозерова А.Б., Кировой А.П., Шеманова А.Ю. и других отечественных ученых [7,8].

Переход к гиперподключенному миру предоставляет миллиардам граждан уникальную возможность получить улучшенный доступ к образованию, здравоохранению, рынку труда и финансовым услугам. В текущем десятилетии общество станет свидетелем ускорения цифровизации, усложнения связанных с ней проблем и постоянного изменения цифровых рисков. Вопрос заключается в том, смогут ли правительства стать более гибкими и в состоянии ли они оперативно брать на вооружение более комплексные подходы к регулированию рисков и к цифровой стратегии, чтобы получать выгоды от этого ускорения при одновременном ограничении рисков?

Однако риски и потенциал злоупотребления цифровой идентичностью остаются реальными и требуют тщательного и постоянного внимания со стороны разработчиков политики и регуляторов. Хотя пандемия, вне всякого сомнения, сделала очевидными выгоды цифровых технологий, она выявила и ту опасность, которая угрожает конфиденциальности в сочетании с другими технологиями. Независимо от того, какие технологии будут использоваться, успешные системы цифровой идентичности должны быть безопасными, инклюзивными и взаимно совместимыми.

Трансформация экономики порождает новые закономерности и факторы управления воспроизводством человеческого капитала, обусловливая необходимость выявления и интенсификации механизмов его опережающего развития на всех этапах процесса воспроизводства. В этой связи исключительную значимость приобретают научное переосмысление и проведение комплексных исследований методологии управления развитием человеческого капитала на основе широкого использования современных цифровых технологий. Важными практическими задачами являются создание средств прогнозирования и мониторинга процессов воспроизводства человеческого капитала, а также формирование системы непрерывного профессионального развития.

Как показывает опыт ведущих стран мира, конкурентоспособное и опережающее образование обеспечивает не только потребности экономики в высококвалифицированных кадрах, но и является двигателем социально-экономического развития страны, выступая системообразующим фактором дальнейших трансформаций инновационно-институциональной среды экономики постиндустриального типа.

В условиях цифровой трансформации сфера образования в странах мира трансформируется и приобретает новые черты и особенности развития. Именно поэтому особого внимания требует существующий диссонанс между количественными и качественными результатами деятельности сферы образования и потребностями рынка труда, обусловленный недостаточным уровнем финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. В то же время в условиях углубления кризисных явлений крайне необходимы инновационные трансформации как в самой экономике, так и в сфере образования, которые должны усиливать ее способность стать драйвером позитивных изменений в социально-экономических и инновационно-технологических сферах экономики и фактором устранения цифрового неравенства.

Наиболее актуальными проблемами могут быть изменение статуса очного образования, которое станет менее доступным, дорогими в конечном счете превратится в роскошь, а также сбор и обработка данных учащихся, например, при создании индивидуальных профилей обучения. Также долгосрочные прогнозы, как и любые рекомендации по выбору профессии, сопряжены с определенными этическими проблемами. С учетом изложенного от государства требуется взвешенный подход к циф-ровизации образования.

Человеческий капитал личности формируется с детства и продолжается в течение всей жизни. Количество и качество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения и взросления ребенка будет зависеть от его врожденных способностей и инвестиций, которые вложили его родители, а в последующий период жизни и он сам. То есть на формирование человеческого капитала оказывают влияние различные факторы по разным направлениям: от семьи до государства с его структурами и институтами и от врожденных способностей человека до получения им образования и приобретения жизненного опыта.

Цифровая инклюзия рассматривается как положение тех или иных слоев общества, имеющим определенные дополнительные возможности для качественной социально-экономической жизни при доступности информационно-технических сервисов, и может давать определенные возможности для развития индивидуального человеческого капитала, но при этом вызывать большие риски на организационном и территориальном уровнях развития человеческого капитала.

Источники:

1. Lai J., Widmar, NO. 2021. Revisiting the Digital Divide in the COVID-19 EraJEL codes. Applied economic perspectives and policy. 43(1). 458-464 doi.org/10.1002/aepp.13104.

2. Marshall A. et al. 2020. Australian farmers left behind in the digital economy - Insights from the Australian Digital Inclusion Index. Journal of Rural Studies. 80. 195-210.

3. Авдеева И.Л. Цифровая трансформация экономических систем: итоги и перспективы развития // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 1. С. 226-239.

4. Головина Т.А., Белолипецкая А.Е. Инновационные аспекты стратегического управления человеческим капиталом // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. Под редакцией Т.А. Головиной. 2020. С. 80-82.

5. Головина Т.А., Белолипецкая А.Е. Инновационные стратегии управления человеческим капиталом на основе цифровых технологий // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15. № 6. С. 159-174.

6. Кожухова Ю.Э., Овсянникова С.И. Стратегические аспекты управления социальным развитием персонала организаций // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - №3 (16) с. 183-199.

7. Сахарова С.М., Авдеева И.Л., Парахина Л.В. Цифровизация публичной политики в системе государственного управления // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2022. Т. 10. № 1 (56). С. 114-125.

8. Харченко К.В. Демографический потенциал как ресурс стратегического развития регионов и муниципальных образований // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - №2 (16) с. 56-77.

9. Адаменко, А. А. Влияние человеческих ресурсов на экономику региона / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, Д. В. Петров // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1(79). - С. 712-715.

10. Источники и механизмы инвестирования в развитие человеческого капитала корпорации / Д. В. Ланская, А. Н. Во-лобуева, С. М. Самойлик, А. А. Торосянц // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 42(1). - С. 205-212.

11. Раченко, О. Л. Влияние информационных технологий на управление человеческими ресурсами / О. Л. Раченко, Е. А. Кириченко, Е. Э. Гаязова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 45(4). - С. 256-259.

12. Тюпаков, К. Э. Роль человеческого капитала в реализации стратегии инновационного развития региона / К. Э. Тю-паков, Т. Е. Хорольская, A. A. Костанян // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 43(2). - С. 245-248. References:

1. Lai J., Widmar, NO. 2021. Revisiting the Digital Divide in the COVID-19 EraJEL codes. Applied economic perspectives and policy. 43(1). 458-464 doi.org/10.1002/aepp.13104.

2. Marshall A. et al. 2020. Australian farmers left behind in the digital economy - Insights from the Australian Digital Inclusion Index. Journal of Rural Studies. 80. 195-210.

3. Avdeeva I.L. Digital Transformation of Economic Systems: Results and Prospects of Development // Srednerussky Vestnik of Social Sciences. 2021. Т. 16. № 1. С. 226-239.

4. Golovina T.A., Belolipetskaya A.E. Innovative aspects of strategic management of human capital // In the collection: Modern trends in management and public administration. Materials of the All-Russian full-time scientific-practical conference. Ed. by T.A. Golovina. 2020. С. 80-82.

5. Golovina T.A., Belolipetskaya A.E. Innovative strategies of human capital management on the basis of digital technology // Srednerusskyi Vestnik of Social Sciences. 2020. Т. 15. № 6. С. 159-174.

6. Kozhukhova J.E., Ovsyannikova S.I. Strategic aspects of the management of the social development of the personnel of organizations // Srednerusskiy vestnik of social sciences - 2021. - №3 (16) с. 183-199.

7. Sakharova S.M., Avdeeva I.L., Parakhina L.V. Digitalization of Public Policy in the System of Public Administration // Actual directions of scientific research of XXI century: theory and practice. 2022. Т. 10. № 1 (56). С. 114-125.

8. Kharchenko K.V. Demographic potential as a resource for strategic development of regions and municipalities // Srednerussky vestnik of social sciences - 2021. - №2 (16) с. 56-77.

9. Adamenko, A. A. Influence of human resources on the regional economy / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, D. V. Pe-trov // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 2-1 (79). - S. 712-715.

10. Lanskaya D. V., Volobuyeva A. N., Samoilik S. M., Torosyants A. A. Sources and mechanisms of investment in the development of the corporation's human capital // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 42(1). - S. 205-212.

11. Rachenko, O. L. Influence of information technologies on human resource management / O. L. Rachenko, E. A. Kirichen-ko, E. E. Gayazova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 45(4). - S. 256-259.

12. Tyupakov, K. E. The role of human capital in the implementation of the strategy of innovative development of the region / K. E. Tyupakov, T. E. Khorolskaya, A. A. Kostanyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 43(2). - S. 245-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.